Реферат: Тифлопсихология 2
Название: Тифлопсихология 2 Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Тифлопсихология (от греч. typhlos - слепой) - отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности - индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие наглядно - образного мышления - . Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов - (слуха, осязания), а также формирование ""чувства препятствия - "". Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения - , при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие образной. Как любая наука, тифлопси- хология имеет свой предмет изучения, которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается в том, что у них весьма разнообразны харак- тер заболевания и степень нарушения основных зритель- ных функций (острота зрения, поле зрения и др.). Большое значение для развития психики слепого имеет время наступления слепоты. Исходя взятого можно выде- лить две группы: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, т. е. приблизительно до трех лет, и не имеющих зри- тельных представлений, ко второй З ослепших в последую- щие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы в памяти. Основной задачей тифлопсихологии является изучение психики слепых и слабовидящих. Эта задача должна ре- шаться в целом ряде аспектов: раскрытие основных закономерностей развития и про- явлений психики, присущих как нормально видящим, так и лицам с дефектами зрения; раскрытие специфических закономерностей психических явлений, свойственных только слепым и слабовидящим; установление зависимости развития и проявлений пси- хики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта; выявление путей и механизмов компенсации и коррек- ции вторичных отклонений. Кроме этого, задачей тифлопсихологии является теоре- тическое обоснование педагогических воздействий (методов 5 и средств обучения и воспитания) на детей с аномалиями зрительного анализатора. Существенное значение она имеет для развития тифло- техники, так как знание психических особенностей лиц с дефектами зрения (порогов чувствительности, свойств вос- приятия, скорости реакции и т. п.) помогает создавать при- боры, при помощи которых для инвалидов по зрению от- крываются новые каналы поступления информации из окружающего мира. Изучение психики слепых и слабовидящих может быть успешным только в тесной связи с общей, возрастной и педагогической психологией. Целый ряд положений этих наук находит свое подтверждение в развитии и проявле- ниях психики слепых и слабовидящих. Психология слепых и слабовидящих, так же как и об- щая психология, тесно связана с рядом общественных и естественных наук, и прежде всего с марксистско-ленин- ской философией. Особое значение для тифлопсихологии имеет связь с рядом отраслей медицины, и в первую очередь с анатоми- ей, физиологией, патологией органов зрения, а также фи- зиологией и патологией высшей нервной деятельности. Так же как и в общей психологии, тифлопсихология ис- пользует методы естественного и лабораторного экспери- мента и интроспективный метод, психологический анализ продуктов деятельности, тестирование, анкетирование, ин- тервьюирование, а также конкретные методики, определяе- мыми объектом и задачами исследования. Основными методологическими принципами тифлопси- хологических исследований являются: детерминизм, един- ство сознания и деятельности, развитие психики в дея- тельности. Благодаря применению этих методологических принципов в советской тифлопсихологии впервые осущест- влен подлинно научный, объективный подход к изучению психики слепых и слабовидящих, учитывающий все много- образие физиологических, психологических, патологических и социальных факторов, влияющих на развитие и прояв- ление их психики. Нарушения зрительных функций оказывают серьезное влияние на развитие личности в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. Психическое развитие слепого или слабовидящего ре- бенка имеет свои особенности. Во-первых, ряд психических процессов (ощущения, восприятия, представления) оказы- вается в прямой зависимости от глубины дефекта, а неко- торые психические функции (цветоощущение, скорость вос- приятия и др.) зависят также и от характера патологии; во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до опре- деленного момента зависит от нарушений в области вос- приятий и представлений); в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые ни от глубины дефекта, ни от характера патологии зрения оказываются независимыми (мировоззрение, убеждения, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные чер- ты характера и т. д.). Однако надо помнить, что никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нор- мально видящих об окружающем мире не существует. СТАНОВЛЕНИЕ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Интерес к духовной жизни слепых уходит своими кор- нями в глубокую древность. На протяжении многих веков религиозные представления мешали подлинно научному пониманию психологии слепых. Первая попытка дать материалистическое толкование психической деятельности слепых принадлежит француз- скому энциклопедисту Д. Дидро. Начало систематического обучения слепых явилось толчком к возникновению тифлопедагогики, что стало объ- ективной предпосылкой становления тифлопсихологии. Первые исследования психики слепых (вторая половина XIX в.) были проведены в основном самими слепыми ме- тодом интроспекции. В это же время появляются и первые экспериментальные исследования, предметом которых яв- лялись ощущения, представления, память лиц с дефектами зрения. В начале XX века начинается стихийный процесс фор- мирования тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологии. Этому процессу препятствовала существовав- шая в то время точка зрения, согласно которой слепота не оказывает практически никакого влияния на психическуюы деятельность человека и что особенности, имеющиеся у слепых, вполне могут изучаться в рамках общей психо- логии. Методологической основой большинства буржуазных концепций в тифлопсихологии был и остается идеализм. Согласно одной из распространенных точек зрения слепота не может влиять на психическое развитие, а в ряде случа- ев она (слепота) является стимулятором сверхнорматив- ного формирования психических свойств (сверхкомпен- сации). Представители другого направления буржуазной тиф- лопсихологии строили свои теории на философии сенсуа- лизма и ассоциативной психологии, они рассматривали чувственный опыт как единственную основу познания, ут- верждали, что слепота отрицательно влияет на психичес- кое развитие. Но это правильное в принципе положение в связи с ограниченностью самого материалистического сен- суализма развивалось по ложному пути. В результате тифлопсихологи данного направления пришли к крайне реакционным выводам, согласно которым слепые пред- ставляют собой особый психический тип, страдающий хро- ническим и ничем не компенсирующимся сужением всех сфер психической жизни. Зарождение тифлопсихологии в России относится к 80-м годам прошлого столетия. В русской дореволюционной тифлопсихологии имело место как рационально-идеалисти- ческое, так и сенсуалистическое направление, подобно тому как это было в Западной Европе. Богатое наследие И. М. Сеченова, И. П. Павлова, идеи В. М. Бехтерева, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурского и других ученых-материалистов, а также русских революционных демократов не нашло отражения в дореволюционной тиф- лопсихологии. После Великой Октябрьской социалистической револю- ции возникли благоприятные условия для развития тифло- психологии на основе диалектического и исторического материализма. Именно это способствовало преодолению методологического кризиса в психологии. Развитие тифлопсихологии на основе марксистско-ле- нинской философии было связано не только с борьбой про- тив откровенно идеалистических направлений, но и с био- логизаторскими течениями, имевшими место в середина 20-хЗначале 30-х годов. Наиболее крупный вклад в становление советской де' фектологии внес выдающийся советский психолог Л. С. Вы' готский, его учение о сложной структуре дефекта. Разработка диалектического метода исследования пси хики аномальных детей и четкое определение предмета ис- следования позволили тифлопсихологии занять вполне оп- ределенное место среди других отраслей психологической науки. Значительный вклад в тифлопсихологию послевоенногс периода внесла М. И. Земцова. В ее работе ЫПути компен сации слепотыы был обобщен накопленный к этому времет фактический материал, сделан ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и за кономерности компенсации возникающих отклонений, по казана диалектика взаимоотношений двух основных фак торов компенсации З биологического и социального. В последующие годы наряду с тотально слепыми объ ектом исследования тифлопсихологов становятся частично зрячие и слабовидящие. Расширяется и возрастной контин гент испытуемых. Происходит дифференциация тифлопси хологии. В настоящее время идет процесс становленш возрастной, педагогической и социальной тифлопсихологии При изучении данной темы следует уделить внимани( вопросам становления тифлопсихологии как самостоятель ной отрасли психологической науки, ее связям с обще! психологией. Наиболее отчетливо следует представить сход ство и различие в основных направлениях буржуазной тифлопсихологии (рационализм и сенсуализм). Необходимо обратить внимание на своеобразие разви тия тифлопсихологии в дореволюционной России. Чрезвычайно важными являются вопросы становлени! дефектологической науки в СССР, особенно ее развитие на основе марксистско-ленинской философии. При проработке темы требуется кратко сформулировав основные положения современной советской тифлопсихо логии, в частности взгляды на формирование личности i условиях сенсорной депривации. |