Курсовая работа: Денежные системы в странах с развитой рыночной экономикой на примере США
Название: Денежные системы в странах с развитой рыночной экономикой на примере США Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: курсовая работа |
Введение Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закрепленную национальным законодательством. Национальные денежные системы сформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Становление денежных систем в данный период исторического развития является необходимой закономерностью, отвечающей условиям товарного производства. Становление всеобъемлющих товарно-денежных отношений требует устойчивого денежного обращения. Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов. Поэтому исследование данной темы является актуальным. Основная цель работы заключается в изучении денежной системы США. Задачи данной курсовой работы: 1) изучение денежной системы, ее элементов и типов 2) рассмотрение вопроса денежная единица и денежное обращение в США 3) изучение инфляция в послевоенный период в США 4) изучение наличного и безналичного оборота, а так же регулирование денежной системы в США. Глава 1. Денежные системы в странах с развитой рыночной экономикой 1.1. Особенности денежных систем развитых стран Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством. В каждой стране она складывалась исторически по мере развития товарно-денежных отношений. Современная денежная система включает следующие элементы: - название денежной единицы и масштаб цен; - виды денежных знаков; - эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков; - структура денежной массы в обороте; - порядок установления валютного курса и обмена на иностранные; - механизм денежно-кредитного регулирования. Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна. Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 1:10:100. (1 доллар США равен 100 центам; 1 фунт стерлингов — 100 пенсам; 1 индонезийская рупия — 100 сенам и т.д.). Масштаб цен — как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Последнее определение масштаба цен утратило экономическое значение, поскольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров. Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976—1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. Виды денег, являющихся законными платежными средствами — прежде всего это кредитные деньги и, в первую очередь, банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты). Так, в США в обращении находятся банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 доллар (выпуск 500-долл. И выше прекращен), казначейские ноты (билеты, выпускаемые Казначейством США) в 100 долл., а также серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 доллар, 50, 25, 10 и 1 цент. Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слов (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они имеют достаточно широкое обращение. Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает порядок выпуска банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет — казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах — депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные организации. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты — казначейству. В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении на предстоящий период, которых придерживаются в своей политике центральные банки. В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев. Характерными чертами современных денежных систем экономически развитых стран являются: - отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; - демонетизация золота; - переход к неразменным на золото кредитным деньгам; - выпуск банкнот в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги); - преобладание в денежном обращении безналичного оборота; - усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения. Образовавшиеся в период и после мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. валютные блоки обеспечили сохранение в развивающихся странах денежных систем, зависимых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обусловливались состоянием платежных балансов, а не потребностями хозяйства. Во время и после второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: поддержание твердого курса валют по отношению к основной валюте; хранение национальных валют в банках страны-гегемона; льготный порядок валютных расчетов внутри зоны. В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития нации. Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях. Одним из основных принципов является наличие централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для рыночной, так и для административно-командной системы. Но при рыночной экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу. Для денежных систем характерно прогнозирование и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономике: при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот. Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют: - центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; - казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла. Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями: а) предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переручета коммерческих векселей; б) кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; в) выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту. Денежная эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, то есть наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами. Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства. Денежные средства предоставляются правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д. Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота. На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом. Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии. Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой – через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы. Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты. Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам национальных экономик. В экономически развитых странах, как правило, государственные бумажные деньги (казначейские билеты) не выпускаются, либо выпускаются в ограниченных количествах, так как в слаборазвитых странах они имеют достаточно широкое обращение. Так, в Индонезии обращаются банкноты достоинством 10000, 5000, 1000, 500, 100 рупий, казначейские билеты — 200, 100, 25, 10, 5 и I рупий и монеты — 100, 50, 25, 10, 5, 2 и 1 сен (1 сен равен 0,01 рупии). Государство, стремясь к ослаблению возможных циклических колебаний экономических процессов, предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя денежную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, особенно в результате господства кредитных денег. Во многих экономически развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в экономке в середине 70-х годов получило распространение таргетирование — установление целевых ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита, которыми должны руководствоваться центральные банки. Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата (Ml, М2, МЗ, М4), во Франции — только агрегат М2. Однако, практика показала слабую эффективность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования. С учетом существующей тесной связи между денежной и кредитной политикой государство осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики. Прежде всего центральные банки определяют целевые ориентиры (таргеты) роста денежной массы в обращении, а сама практика установления этих ориентиров получила название денежное таргетирование. Целевые ориентиры на прирост денежной массы начали применяться в связи с усилением инфляционных процессов в мире в 1970-х гг. Целевые ориентиры — это установление верхних й нижних пределов изменения объема денежной массы (введение прямых ограничений). Порядок их установления различен: в виде контрольных цифр — во Франции, в виде «вилки» — в США, в виде прогноза — в Японии. Эти ориентиры различаются также по срокам, в течение которых они должны действовать. Например, в Великобритании наиболее оптимальным признан один год денежного таргетирования, в Италии — один месяц, в Японии прогнозы ожидаемого роста целевого денежного агрегата публикуются в начале каждого квартала. Итак, современная денежная система экономически развитых стран характеризуется следующими основными чертами: 1) отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота; 2) переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег; 3) сохранением в денежном обороте некоторых стран наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов; 4) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов; 5) развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного; 6) усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы — соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, которое ведет к инфляционному процессу. Глава 2. Денежная система США 2.1. Денежная единица и денежное обращение Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали но только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков — мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в цела снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 г. денежной единицей США был признан золотой доллар, свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представляющие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: В 1900 г. был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений. Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 1960-х гг. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 г. это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 до 1914 г., являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 г. каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США, Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для разрешения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных Венных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах. По закону, изданному в декабре 1913 г., была создана новая система эмиссионных банков — Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты федеральных резервных банков — федеральные резервные билеты — подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% — векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков- членов». Все национальные банки были обязаны вступить в члены [федеральной резервной системы; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен федеральный резервный совет под председательством министра финансов; в его состав входили контролер денежного обращения и шесть членов, назначаемых Президентом США. Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны: - он централизировал банкнотную эмиссию; - существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг. В период мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде всего тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты. Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929—1933 гг. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно акту о золотом резерве, вступившему в силу 31 января 1934 г., новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем Президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50 до 60%. Фактически новое золотое содержание доллара было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 г до 0,888671 г. По тому же акту о золотом резерве было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долл. за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством отпереоценки золота по более высокой цене (35 долл.), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долл. для регулирования курса доллара, иностранной валюты и государственных ценных 6yмаг. Фактически стабилизационный фонд использовался правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понижательное воздействие на курс доллара. Закон о серебре 1934 г. обязал казначейство закупать серебро выпускать взамен его серебряные сертификаты, ставшие одним Я составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнув 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 г. был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934—1942 гг. казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены. После Второй мировой войны увеличилось промышленноепотребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955—1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долл. 2.2. Инфляция в послевоенный период Особенностью инфляции в США в период Второй мировой войны явилось то, что она происходила в условиях заметного роем объема промышленного производства, что в известной мере сдерживало инфляцию. Однако рост денежной массы значительно превосходил рост производства. Так, за 1940—1945 гг. количество наличных денег в обращении увеличилось в 3,7 раза, тогда как вал Л вой национальный продукт увеличился только в 1,5 раза. Уже в годы войны покупательная сила доллара, по преуменьшенный официальным данным, упала более чем на 1/4. Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, была вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Масса наличных денег в обращении (включая банкноты, серебряные доллары, мелкие монеты и казначейские билеты) составляла в 1939 г. 7,6 млрд. долл., в 1945 г. — 28,5 млрд., в 1950 г. — 27,7 млрд., в 1955 г. — 31,2 млрд., в 1960 г. — 32,9 млрд., в 1965 г. — 42,1 млрд. (все данные представлены на конец года) и в июле 1972 г. — 62,4 млрд. долл. Итак, вслед за кратковременным сокращением денежной массы за первое послевоенное пятилетие начиная с 1950-х гг. возобновился быстрый ее рост, причем в первой половине 1950-х гг. этому способствовала американская агрессия в Корее, а во второй половине 1960-х гг. — американская агрессия во Вьетнаме. Значительно выросла и сумма депозитов до востребования: со 108,5 млрд. долл. в конце 1947 г. до 241,3 мдрд. долл. в августе 1972 г. Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и носил инфляционный характер. С 1960 по 1967 г. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении — только на 26%. В 1969-1970гг. произошел кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении (включая наличные деньги и депозиты до востребования) возросла в марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция — только на 4%. В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945 по 1972 г., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963—1972 гг. (по июль 1972 г.) его рост составил 37%. Характерно, что в своем послании 1970 г. об экономическом положении страны Президент Никсон был вынужден признать развитие инфляции в США и ее тесную связь с ростом расходов на войну во Вьетнаме. Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г. Однако за последние годы развитие валютного кризиса все более подрывало доллар. В марте 1968 г. США пришлось пойти на установление двойной цены золота: по официальной цене (35 долл. за 1 унцию) золото продолжало продаваться только казначействам и центральным банкам других стран. Вместе с тем были признаны колеблющиеся рыночные цены, устанавливавшиеся на частных рынках золота. В 1968 г. было отменено обязательное 25%-ное золото обеспечение банкнот федеральных резервных банков. В результате ухудшения валютно-финансового положения в конце 1971 г. на Вашингтонском совещании министров финансов 10 капиталистических стран CIША согласились осуществить девальвацию доллара: официальная цена унции золота была повышена с 35 до 38 долл., а золотое содержание доллара снижено с 0,888671 г до 0,818513 г. Это решение было осуществлено в 1972 г., причем конвертабельность долларов в золото, прекращенная ранее, не была восстановлена. Дальнейшее ухудшение экономического положения США, в частности большой пассив баланса и давление на доллар, в феврале 1973 в вынудило администрацию США произвести вторую девальвацию своей валюты. Золотое содержание Доллара было снижено до 0,73662 г чистого золота, а его официальная цена повышена до 42,22 долл. одну тройскую унцию, или на 11,1%. В связи с переходом ведущих западных стран в начале 1970-х гг. к так называемым «плавающим» курсам фиксация официальной цены золота в долларах утратила свое реальное значение. Ямайское валютное соглашение официально установило систему «плавающих» валютных курсов и отменило использование официальной цены золота в долларах как базы твердых валютных паритететов. Кроме того, была отменена фиксация масштаба цен в золоте, оно стало продаваться свободно из государственных запасов и МВФ на аукционах, взносы в МВФ в золоте были заменены на СДР. Говоря об инфляции в США, необходимо отметить, что наиболее высокий ее темп наблюдался в период с конца 1960-х гг. до начала 1980-х гг. Это объяснялось рядом экономических и военно-политических причин. К ним прежде всего следует отнести обострение мирового валютно-финансового кризиса, стремление освободиться от доллара, крупный пассив платежного баланса, особенно с Японией, огромные военные расходы, связанные как с войной но Вьетнаме и новой программой военной модернизации, так и с энергетическо-сырьевым кризисом 1973—1975 гг., а также повышение цен рядом корпораций. В результате с 1964 по 1980 г. портфеля гособлигаций у федеральных резервных банков возрос в три раза - с 37 до 121 млрд. долл., эмиссия банкнот увеличилась также в три раза — с 35,3 млрд. долл. до 124,2 млрд. долл., а индекс розничных цен (в 1967 г. равный 100) повысился с 94,5 до 246,8. Покупательная, способность доллара упала до 40% по сравнению с 1967 г. При этом к началу 1970-х гг. золотой запас сократился до 11,2 млрд. долл. по сравнению с 24,6 млрд. долл. в 1949 г., т.е. в 2,5 раза. К началу 1980-х гг. инфляция превратилась в главную экономическую проблему. Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезывания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений). Для 1990 гг. и начала XXI в. характерно снижение темпов инфляции в США, как и в других развитых странах. В середине 1990-х гг. отмечался самый стабильно низкий уровень инфляции за предшествующие 30 лет (с середины 1960-х гг.). За последние семь лет (1998—2004) среднегодовой темп инфляции в США, прирост потребительских цен составил 2,5%. 2.3. Наличный и безналичный оборот В настоящее время США располагают следующей структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег: министерство финансов (казначейство), центральный банк (ФРС) и коммерческие банки. Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично-денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты. ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 г. 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. Кроме того, необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек. Следует отметить, что удельный вес наличных денег в XX в. снизился, особенно по сравнению с XIX в. Однако в период войн и отдельных конъюнктурных изменений он может возрастать. Как правило, в период ведения войн в США повышалась тезаврация наличных денег, то же происходило и в период обострения экономических ситуаций (кризисов, инфляции, валютно-финансовых потрясений). Кромё того, рост денежной наличной массы оказывает влияние на эволюцию структуры потребления населения США, которая связана с увеличением торговых автоматов и другой торгово-платежной инфраструктурой Ускоренный рост денежной массы происходил в период с 1969 г. (203,8 млрд. долл.) по 1980 г. (386,9 млрд. долл.), что явилось одним из инфляционных факторов. Определенное влияние на это оказало также изменение скорости обращения денег. Ее увеличение было связано в основном с такими структурными факторами, как расширение безналичных расчетов, применение ЭВМ, новейших средств передачи информации, а также повышение нормы процента. Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы (М). Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Официальная американская статистика подобные счета трактует как «частные лица, товарищества и корпорации» (ЧТК). 53% общей суммы таких депозитов принадлежит нефинансовым корпорациям, 8,4% — кредитно-финансовым институтам, 32,6% — физическим лицам и около 6% — иностранным владельцам. Таким образом, у корпораций и кредитно-финансовых институтов сконцентрированы крупные вклады, а по их счетам проходит основная часть безналичного оборота. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек. В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами. Чеки обслуживают, как правило, не только крупные финансовые и торговые операции, но и мелкий оборот. Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек (creditcards), а также система предуведомленных платежей (preathorizedpayments). Кредитные карточки дают возможность производить расчеты за потребительские товары без использования наличных денег и чеков, одновременно являясь инструментом краткосрочного кредита. Кредитные карточки получили в США широкое развитие начиная с 1960-х гг. В сферу обращения кредитных карточек вовлечено большое количество торговых предприятий, компаний бытового обслуживания, банков и других кредитно-финансовых институтов, миллионы физических лиц. Следующей формой безналичных расчетов, которая активно внедряется в США, является система предуведомленных платежей. Сущность ее состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее включенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае. Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений — заработная плата, пенсии, рентные платежи. Эта форма получила развитие в основном в 1970-х гг. в связи с переходом банковских операций на электронную базу. Большое влияние на технику платежно-расчетных отношений оказала научно-техническая революция, которая позволила применить электронное оборудование для передачи информации о платежах на большие расстояния, переработки ее и записи в памяти ЭВМ. Впервые схему автоматизированной системы учета и расчетов на базе ЭВМ разработал в начале 1950-х гг. по заданию «Бэнк оф Америка», озабоченного ростом платежно-расчетных операций, Стенфордский исследовательский институт (Калифорния). В дальнейшем компьютеризация развивалась довольно быстрыми темпами. В США были созданы целые электронные комплексы для обработки чеков и других видов денежной и платежной документации. Широкое внедрение безналичных расчетов на базе автоматизированных и электронных систем позволило США создать несколько электронных расчетных центров — автоматических расчетных палат. В результате появилась возможность осуществлять в безналичной форме перечисление заработной платы, пенсий и других социальных выплат, оплату счетов за коммунальные услуги и некоторые другие виды доходов. 2.4. Регулирование денежной системы Основную функция по регулированию денежной систем выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов. Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежную эмиссию, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 1970-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резеврной валюты. С конца 1960-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жесткий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 г. Центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияния конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы. Резкие колебания рыночных процентных ставок вынуждали ФРС не только прибегать к контролю над рынком ссудных капиталов, но ослаблять влияния на различные агрегаты, которые использовались как основные инструменты денежно-кредитной политики. С середины 1970-х и до начала 1980-х гг. ФРС неоднократно признавала невозможность обеспечить плавное увеличение денежной массы при низкой эффективности денежно-кредитных мер в условиях сочетания инфляции, кризиса и хронического дефицита государственного бюджета. С 1975 г. ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязана определять допустимые пределы роста денежных агрегатов и ряда процентных ставок. С 1981 г. Начинает проводиться более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда «горячих» денег и падения курса валют. Заключение Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм. Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали не только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков — мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в целях снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 г. денежной единицей США был признан золотой доллар и свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем — покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представлявшие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: в 1900 г, был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений. Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 60-х гг. ХЕХ в. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 г. это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 до 1914 г., являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 г. каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для размещения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных ценных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах. Список литературы 1. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек, 2004. - 420с. 2. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: Форум, 2004. - 475с. 3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2004. - 544с. 4. Кочетов О.С. Экономика.- М.: Инфра-М, 2005.- 458с. 5. Курс экономики: Учебник /Под ред. Б.А. Райсберга. - М.: ИНФРА-М, 2005. -293с. 6. Курс экономической теории: Учебник для вузов./Под ред. М.Н. Чепурина. - М.: Юнити, 2004.-752с. 7. Линева Т.В. Экономическая теория. - М.: ФИС, 2005.- 541с. 8. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Владос, 2006.- 479с. 9. Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: Феникс, 2004. - 243с. 10. Сажина М.А. Основы экономической теории. - М.: Экономика, 2005. - 368с. 11. Самуэльсон П.А. Экономика. - М.: Феникс, 2005.- 415с. 12. Современная экономика./Под ред. О.Ю. Мамедова. - М.: Норма, 2005. - 425с. 13. Федин С.В. Основы экономики. - М.: Экономика, 2004. - 320с. 14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело,2003. - 829с. 15. Экономическая теория: учебник для вузов/Под ред. В.Д Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2004.-640 с. |