Реферат: Правовое государство понятие и черты

Название: Правовое государство понятие и черты
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Содержание

1. Используя различные словари, дать четыре различных определение понятия с указанием источников

2. Самостоятельно сформулировать два определения понятия

3

4

3. Проверить правильность определений понятия из пп.1,2. 5
4. Выделить содержание и объем понятия 8
5. Дать логическую характеристику понятия 9
6. Подобрать понятия, которые находятся с исходным в отношениях равнозначности, пересечения, противоречия или противоположности. Подобрать подчиняющее и подчиненное понятия к исходному понятию 10
7. Провести операцию деления понятия по различным основаниям 14
8. Проверить правильность деления понятия из п.7. 17
9. Провести операции обобщения и ограничения понятий 20
10. Провести операции сложения и умножения понятий, используя понятия из п.6. 21
11.Список использованной литературы 22

1. Используя различные словари, дать четыре различных определение понятия

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ,2003, С.312).

Правовое государство - демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним (Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»http://slovari.yandex.ru)

Правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики. (Безопасность: теория, парадигма, концепция, культураhttp://slovari.yandex.ru)

Правовое государство — тип государства, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами. (Энциклопедический словарь «Конституционное право России»http://slovari.yandex.ru)

2. Самостоятельно сформулировать два определения понятия

Правовое государство – государство, основанное на праве

Правое государство - способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

· права и свободы человека;

· равенство всех перед законом;

· принцип разделения властей;

· разрешение конфликтов через справедливый суд.

3. Проверить правильность определений понятия из пп.1,2.

Существуют следующие правила определения понятий

1.Во-первых, определение должно быть соразмерным, то есть объем опре­деляющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Несоблюдение этого правила ведет к логической ошибке «несоразмерно­сти определения», которая имеет две разновидности:

а) «слишком широкое определение».

б) «слишком узкое определение».

2.Во-вторых, определение не должно заключать в себе «круга».

Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется «тавтология», когда определяющее понятие лишь повторяет определяемое.

3.В-третьих, определение должно быть четким, ясным. Нарушение этого правила ведет к двусмысленности определений.

4.В-четвертых, определение не должно быть отрицательным. Отрицатель­ное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не объясняя, чем он является.

Проверим наши определения согласно данным правилам.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ,2003, С.312).

Определение должно быть соразмерным. В данном определении нет соразмерности. Это неправильное определение. Здесь определяющее понятие «организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений» уже определяемого понятия «правовое государство»

Правовое государство - демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним (Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»http://slovari.yandex.ru)

В данном случае определение произведено неправильно. Здесь мы неизвестное определяем через неизвестное. «Правовое государство» - «демократическое государство». Понятие «демократическое» само требует определения.

Правовое государство —государство, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики. (Безопасность: теория, парадигма, концепция, культураhttp://slovari.yandex.ru)

Во-первых, определение должно быть соразмерным, то есть объем опре­деляющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Здесь данное правило соблюдено. Объем определяющего понятия равен объему определяемого понятия «правовое государство».

Это определение не содержит круга, и определяющее понятие не повторяет определяемое.

Это определение четкое, ясное. Здесь все понятия не вызывают вопросов.

Определение не отрицательное.

В данном случае определение выполнено правильно.

Правовое государство — государство, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами. (Энциклопедический словарь «Конституционное право России»http://slovari.yandex.ru)

Определение должно быть соразмерным. В данном определении нет соразмерности. Это не правильное определение. Здесь определяющее понятие «государство, в котором сформированы и функционируют режим конституционного правления, развитая правовая система и верховенство правового закона в общественной жизни, система социального контроля над властью и эффективные механизмы, гарантирующие правовую защищенность личности и обеспечивающие ей активное и беспрепятственное пользование демократическими правами и свободами» шире определяемого понятия «правовое государство». Оно включает второстепенные признаки правового государства.

Правовое государство – государство, основанное на праве.

Данное определение неправильное. Здесь присутствует тавтология. Мы правовое государство определяем через государство основанное на праве.

Правое государство - способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

· права и свободы человека;

· равенство всех перед законом;

· принцип разделения властей;

· разрешение конфликтов через справедливый суд.

Определение должно быть соразмерным. В данном определении нет соразмерности. Это неправильное определение.

4.Выделить содержание и объем понятия

Содержанием понятия «правовое государство» является совокупность существенных признаков правового государства:

1. ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан );

2. верховенство права (правового закона ) во всех сферах общественной жизни;

3. конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

4. наличие развитого гражданского общества;

5. правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность ) государства и гражданина;

6. верховенство закона в системе права;

7. соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

8. прямое действие конституции;

9. возвышение суда.

Объем понятия «правовое государство» охватывает все правовые государства.

5.Дать логическую характеристику понятия

Правовое государство : общее, регистрирующее, несобирательное, конкретное, положительное, соотносительное.

6. Подобрать понятия, которые находятся с исходным в отношениях равнозначности, пересечения, противоречия или противоположности. Подобрать подчиняющее и подчиненное понятия к исходному понятию

Отношение равнозначности

А – правовое государство

Б – государство, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики

Вотношении равнозначности находятся понятия, вкоторых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнозначности находятся, например, понятия «правовое государство» и «государство, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики». Эти понятия отражают один предмет мысли: правовое государство, их объемы полностью со­впадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки.

Отношение пересечения

А – правовое государство

Б – гражданское общество

В отношениипересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «правое государство » (А) и «гражданское общество» (В).

С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов.

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те правовые государства, которые являются гражданскими обществами, и те гражданские общества которые могут быть правовыми государствами. А в не совместившейся части круга А — правовое государство, в не совместившейся части круга В — гражданское общество.

Отношения противоположности

А – правовое государство

Б – тоталитарное государство

C- государство

В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, не совместимые с ними.

Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены. Таковы, например, отношения между поня­тиями «правовое государство» и «тоталитарное государство». Пункти­ром изображено родовое понятие «государство», так как оно не дано, но может быть образовано.

Понятие В содержит признаки, не совместимые с признаками понятия А. Объемы этих понятий не исчерпывают в своей сумме всего объема родового понятия «государство»: существуют и другие межгосударственные отношения.

Отношение противоречия

А – правовое государство

Не А – не правовое государство

В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.

В отношении противоречия находятся положительное и отрица­тельное понятия: «правовое государство » и «не правовое государство ». Отношение между противоречащими понятиями изобра­жено на рис.

Отношение подчинения

А – правое государство

Б – правовое государство в США

В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО» (А) и «ПРАВОВЕ ГОСУДАРСТВО В США» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме США, как правового государства существуют и другие правовые государства (ФРГ, Англия и т.д.)

Понятие «ПРАВОВЕ ГОСУДАРСТВО В США» полнос­тью входит в объем понятия «правовое государство».

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим(А, правовое государство), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия, — подчи­ненным (В, правовое государство в США).

Подберем подчиняющее понятие к исходному.

А – государство (подчиняющее понятие)

Б – правовое государство (подчиненное понятие)

7. Провести операцию деления понятия по различным основаниям

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

внешние функции

правового государства внутренние функции

правового государства

Критерий деления: классификация функций правового государства в сфере общественной жизни.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО


внешние функции

правового государства внутренние функции

правового государства

основные функции правового государства

неосновные функции

правового государства

Критерий деления в данном случае функции правового государства в сфере общественной жизни и значение функций правового государства.

8. Проверить правильность деления понятия из п.7.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

внешние функции

правового государства внутренние функции

правового государства

Чтобы деление было правильным, необходимо соблюдать следующие правила.

1. Соразмерность деления: объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов:

а) неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия.

б) деление с лишними членами.

2. Деление должно проводиться только по одному основанию. Это означает, что нельзя брать два или большее число призна­ков, по которым бы производилось деление.

Если будет нарушено это правило, то произойдет перекрещи­вание объемов понятий, которые появились в результате деления.

3. Члены деления должны исключать друг друга, т. е. не иметь общих элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых не пересекаются.

Это правило тесно связано с предыдущим, так как если деле­ние осуществляется не по одному основанию, то члены деления не будут исключать друг друга.

4. Деление должно быть непрерывным, т. е. нельзя делать скачки в делении.

В данном случае эти правила соблюдены

Данное деление произведено правильно.

Намерено совершим ошибки в делении понятия «правовое государство» чтобы лучше понять сущность этих правил

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО


внешние функции

правового государства внутренние функции

правового государства

основные функции правового государства

неосновные функции

правового государства

Критерий деления в данном случае функции правового государства в сфере общественной жизни и значение функций правового государства.

Это деление сделано неправильно. В данном случае за основу деления взяли два критерий. Это нарушение правила деления.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

внешние функции

правового государства внутренние функции

правового государства

Правовая

Политическая

Экономическая

Организаторская

Социальная

Экологическая

Критерий деления: внутренние функции правового государства

В данном случае не указаны две внутренние функции правового государства: культурная и образовательная. Здесь произведено неполное деление. В соответствии с правилами деления понятия этого делать нельзя.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Функция обеспечения национальной безопасности

Функция участия в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

внутренние функции

Критерий деления в данном случае: функции правового государства по сфере общественной жизни.

Здесь произошел «скачок» в делении.

Мы переходим сразу к содержанию внешних функций. Этого делать нельзя.

Таким образом, деление у нас в данном случае неправильное.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

экономическая

правоохранительная

политическая

Критерий деления в данном случае: внутренние функции правового государства. Здесь не соблюдено правило соразмерности деления. В данном случае указаны не все члены деления: социальная, правовая, организаторская.

9. Провести операции обобщения и ограничения понятий

Обобщение

Правовое государство – государство

Ограничение понятия

Правовое государство – правое государство в РФ.

10. Провести операции сложения и умножения понятий, используя понятия из п.6.

Сложение - простейшая логическая операция с понятием, которая представляет собой объединение объемов двух или более понятий, даже если эти понятия и не пересекаются, не совпадают между собой по объему.

Объединив понятие «правое государство в США» и понятие «правовое государство в РФ », мы получим область, отражающую признаки, присущие тому и другому понятию в рамках общего для них родового понятия «правовое государство».


Умножение, состоит в отыскании области, которая обладает одновременно свойствами как одного, так и другого понятия, т. е пересечение.

А – правое государство и Б – гражданское общество

В результате умножения множеств, мыслящихся в понятии «правое государство» и «гражданское общество», получаем новое множество: «правовых государств – гражданских обществ».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грядовой Д. И., Малахов В. П. Логика для юриста. - М, 1998.

2. Грядовой Д. И., Малахов В. П., Пылев С. С. Логика в юридической тео­рии и практике. - М., 1997.

3. Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. - Киев, 1976.

4. Иванов Е. А. Логика: Учебник. - М., 2003

5. Иванов Е. А. Логика: Практические задания. -М., 1998.

6. Кобзарь В.И. Основы логических знаний: Учебное пособие. -СПбИВЭСЭП; О-во «Знание». 1999

7. Светлов В.А. Практическая логика. – С-Петербург: Изд-во РХГИ, 1995