Реферат: Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образ
Название: Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образ Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | |||||||||||||||||
ГОУВПО «ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ПРОЕКТ «Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей» Автор-составитель: студентка 752 гр. ОЗО ТЭФ Парамонова Е.Н. Научный руководитель: Тазиев С.Ф. Елабуга 2011 Оглавление 1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3 2. Концептуальные основы проекта……………………………………………4 2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………5 2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………………….…6 3. Цель и задачи проекта………………………………………….……………..7 4.Содержание проекта……………………………………………………………8 5. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………9 5.1 Нормативно-правовое………………………………………………………….9 5.2 Кадровое обеспечение…………………………………………………………9 5.3 Материально-техническое и финансовое обеспечение……………………...9 5.4 Научно-методическое обеспечение……………………………………………9 6. Ожидаемый результат ……………………………………………………….10 7. Список использованных источников ………………………………………11 1. Пояснительная записка Данная тема проекта актуальна конкретно для нашего коллектива, т.к. в нашем коллективе существуют линии противоречий в социально-педагогическом процессе, т.е. вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация - педагог», «педагог - педагог». Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы. Данный проект предназначен для формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей. 2. Концептуальные основы проекта Прежде чем рассмотреть сущность проекта, уясним некоторые понятия. Коллектив (от лат. collectivus — собирательный ) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы . Педагог (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики. Климат социально-психологический (гр. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного К. с.-п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. 2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей Наблюдения позволяют выделить следующие проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей: 1. Напряженная социально-психологическая обстановка 2. Частые противоречия и конфликты на линиях взаимодействия «администрация - педагог», «педагог - педагог». 3. Не сплоченность коллектива. Причинами этих проблем являются: · Низкая культура общения педагогов, отсутствие тактичности. · Предвзятое отношение друг к другу. · Большая нагрузка. · Неудобное расписание. · Неравномерное распределение часов. · Перекладывание чужих обязанностей на педагогов. · Административные и финансовые злоупотребления. · Формальное существование системы самоуправления. · Слабая компетентность руководителя в сфере управления коллективом. · Нет точной и прозрачной информации о различных нововведениях. 2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу о том, что основная цель формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей на настоящем этапе - объединение усилий и солидарной ответственности педагогов и администрации образовательного учреждения на формировании сплоченного коллектива. Концепция формирования сплоченного коллектива представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения сотрудников. Для решения проблемы, на наш взгляд, необходимо разработать и внедрить систему формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей, которая включила бы в себя следующие направления работы: · формирование высокой культуры общения и толерантности; · наличие заинтересованности работников в формировании сплоченного коллектива, актуализация значимости благоприятного социально-психологического климата для общего успеха; · улучшение (развитие) системы самоуправления педагогов. 3. Цель и задачи проекта Цель проекта: разработать программу по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач : · дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом; · повышение культуры общения всех работников организации; · сплочение коллектива; · развитие системы педагогического самоуправления. С точки зрения интересов работников образовательного учреждения формирование благоприятного социально-психологического климата должно содействовать: · развитию коллектива, его устойчивости и жизнеспособности, его поступательному движению к поставленным целям; · улучшению общих условий труда; · спокойствию и уверенности работников; · самосовершенствованию педагогов в профессиональной сфере; · успеху каждого педагога лично, и всего коллектива в целом; · благоприятному развитию педагогического процесса. 4.Содержание проекта
5. Ресурсное обеспечение проекта 5.1 Нормативно-правовое обеспечение Закон Российской Федерации «Об Образовании», Конституция Российской Федерации, Декларацией принципов толерантности, Устав образовательного учреждения. 5.2 Кадровое обеспечение Работники образовательного учреждения дополнительного образования детей, приглашенные специалисты в сфере менеджмента в образовании и психологических тренингов. 5.3Материально-техническое и финансовое обеспечение · Материально-техническая база образовательного учреждения. · Ежегодное финансирование, для приобретения необходимой методической литературы. · Внебюджетные источники финансирования (спонсорская помощь). 5.4 Научно-методическое обеспечение Научно-методическое обеспечение развития и улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей представляет собой систематическую поддержку и стимулирование (со стороны администрации образовательного учреждения) как программный комплекс мер и мероприятий обучающего и организационного характера. Это будет способствовать совершенствованию педагогической деятельности. 6. Ожидаемый результат · Улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе. · Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к коллегам, и работе в целом. · Готовность участвовать в практических делах по улучшению педагогического процесса. · Сформированность навыков культурного и толерантного поведения сотрудников образовательного учреждения. · Совершенствование педагогической деятельности в целом. 7. Список использованных источников 1. Аллахвердова О.В. Конфликтология / Санкт- Петербург: Питер, - 2000. – 220 с. 2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / М.: Просвещение, - 1983. – 240 с. 3. Вишняков Н.Ф. Конфликтология / Минск, 2000. – 180 с. 4. Каменская Е.Н. Педагогика. Курс лекций / Растов-на-Дону: Феникс, - 2004. – 160 с. 5. Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие / Елабуга, 2009. – 120 с. 6. Харин С.С. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов / Минск, 1996. – 184 с. 7. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива / М.: Просвещение, - 1979. – 256 с. 8. Шакуров Р.Х. Социально – психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / М.: Просвещение, - 1990. – 180 с. 9. Википедия свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki |