Реферат: Кровавый навет
Название: Кровавый навет Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Введение Кровавый навет — необоснованные утверждения о том, что какая-либо группа людей совершает человеческие жертвоприношения, ест людей, использует их кровь в ритуальных целях и т. п. Предполагаемыми жертвами зачастую являются дети. 1. Кровавый навет на ранних христиан Открытое обвинение ранних христиан в принесении человеческих жертв с целью использования их крови в ритуальных целях впервые возникло в Римской империи в начале нашей эры. Ранний христианский теолог Тертуллиан в 200 году в своём трактате Апологетик писал про «всё то, в чем ложно обвиняют нас, а именно: сколько каждый из нас пожрал умерщвленных детей»[1]. В русском языке это явление традиционно обозначается словосочетанием «кровавый навет»[2][3]. Эти обвинения в адрес христиан просуществовали по крайней мере до середины XIX века, когда вышла книга Г. Даумера[4], поддержанная в 1847 году Карлом Марксом: «Как известно, важнейшей вещью в христианстве является жертвоприношение. Даумер в своей недавно появившейся книге доказывает, что христиане по-настоящему закалывали людей и на своих священных трапезах причащались человеческим мясом и пили человеческую кровь»[5]. 2. Кровавый навет на евреев Эллинистические писатели, враждебно относившиеся к евреям и их религии, иногда обвиняли их в человеческих жертвоприношениях, как, например, в писаниях Апиона (I в. н. э.), жителя Александрии (ср. Иосиф Флавий, Апион 2:89-102). В средневековье обвинения получили широкое рапространение с XII века, вначале в Англии. С тех пор обвинения евреев в ритуальных убийствах христиан повторялись многократно, включая также и современность. В Российской империи кровавые наветы на евреев появились после разделов Польши в конце XVIII века. Наиболее известные дела: Гродненское дело (1816-1830), Велижское дело (1823-1835), Дело Бейлиса (1911-1913). 3. Кровавый навет на хлыстов Обвинения в ритуальном умерщвлении младенцев выдвигались в XVIII веке против хлыстов. Известный исследователь-этнограф В.Д. Бонч-Бруевич назвал эти обвинения «кровавым наветом на христиан»[6]. 4. Мултанское дело Процесс над группой крестьян-удмуртов из села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии. В мае 1892 года 10 жителей этого села были обвинены в человеческом жертвоприношении языческим богам. В декабре 1894 года были оправданы трое, на третьем разбирательстве в мае — июне 1896 года все были оправданы. Литература · Панченко А. История «кровавого навета» // Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — М.: ОГИ, 2002. — С. 161—168. · Бонч-Бруевич В. Кровавый навет на христиан. М., 1919. Список литературы: 1. Тертуллиан. Апологетик. Перевод Н. Щеглова 2. В. В. Шульгин. Последний очевидец: Мемуары. Очерки. Сны. Olma Media Group, 2002. С. 203 3. Лазарь Флейшман. Российское православие и «синдром Бренье». Лехаим выпуск 125, сентябрь 2002. 4. Даумер Г. Тайны древнего христианства.—М., Атеист. 1927. С. 1. 5. К. Маркс. Речь, произнесённая в «Обществе просвещения немецких рабочих» в Лондоне 30 ноября 1847 года (англ.) 6. Леонид Кацис. Церковно-общественный контекст “ритуального” дела Бейлиса в Российской Империи 1900-х – 1910-х гг. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Кровавый_навет |