Реферат: Сетевое моделирование при планировании. Задача о коммивояжере...
Название: Сетевое моделирование при планировании. Задача о коммивояжере... Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Московский городской институт управления Правительства Москвы Лабораторные работыпо дисциплине «Экономико-математические методы и модели»Подготовила студентка V курса Евдокимова Е. Д. Преподаватель – Новикова Г. М. Москва 2004 СодержаниеЗадание №1……………………………………………………………….3Задание №2……………………………………………………………….8 Задание №3……………………………………………………………...11 Задание №4……………………………………………………………...14 Задание №5……………………………………………………………...16 Задание №6……………………………………………………………...20 Задание №1 Тема: Сетевое моделирование при планированииЗадача: Разработка, анализ и оптимизация сетевого графика при календарном планировании проекта Компания «АВС» реализует проекты серийного производства различных видов продукции. Каждый проект обеспечивает получение в неделю 100 тыс. $ дополнительной прибыли. Перечень работ и их характеристики представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 Перечень работ и их характеристики
Задание: 1. Изобразить проект с помощью сетевой модели. 2. Определить наиболее вероятную продолжительность каждой работы. 3. Найти все полные пути сетевого графика, определить критический путь, ожидаемую продолжительность выполнения проекта и полную стоимость всех работ. 4. Разработать математическую модель оптимизации процесса реализации проекта. Сетевой графикD
A H B F C E G Наиболее вероятная продолжительность работtНВ = (2tmin + 3tmax )/5 tНВ A = (2*4 + 3*6)/5 = 5,2 tНВ B = (2*7 + 3*9)/5 = 8,2 tНВ C = (2*8 + 3*11)/5 = 9,8 tНВ D = (2*9 + 3*12)/5 = 10,8 tНВ E = (2*5 + 3*8)/5 = 6,8 tНВ F = (2*4 + 3*6)/5 = 5,2 tНВ G = (2*11 + 3*15)/5 = 13,4 tНВ H = (2*4 + 3*6)/5 = 5,2 Возможные полные путиI. 1 – 2 – 5. Длина: tНВ A + tНВ D =5,2 + 10,8 = 16 II. 1 – 3 – 6 – 5. Длина: tНВ B + tНВ F + tНВ H = 8,2 + 5,2 +5,2 = 18,6 III. 1 – 4 – 6 – 5. Длина: tНВ C + tНВ G + tНВ H = 9,8 + 13,4 + 5,2 = 28,4 IV. 1 – 4 – 3 – 6 – 5. Длина: tНВ C + tНВ E + tНВ F + tНВ H = 9,8 + 6,8 + 5,2 + 5,2= = 27 Максимальная длина пути, равная 28,4 недели соответствует пути III, на котором лежат работы C, G, H. Следовательно, он является критическим. Математическая модельПримем за x1, x2 , …, x8 продолжительность работ A, B,…, H соответственно. x1 ³ 4 (1) x2 ³ 7 (2) x3 ³ 8 (3) x4 ³ 9 (4) x5 ³ 5 (5) x6 ³ 4 (6) x7 ³ 11 (7) x8 ³ 4 (8) x1 £ 6 (9) x2 £ 9 (10) x3 £ 11 (11) x4 £ 12 (12) x5 £ 8 (13) x6 £ 6 (14) x7 £ 15 (15) x8 £ 6 (16) x1 + x4 + x9 £ 28,4 (17) x2 + x6 + x8 + x9 £ 28,4 (18) x3 + x7 + x8 + x9 £ 28,4 (19) x3 + x5 + x6 + x8 + x9 £ 28,4 (20) Функция цели: 22x1 + 28x2 + 18x3 + 35x4 + 28x5 + 25x6 + 55x7 + 15x8 + 100x9 max Исходная матрицаТаблица 1.2
Решениеx1 = 6 x2 = 9 x3 = 8 x4 = 12 x5 = 7 x6 = 4 x7 = 11 x8 = 4 x9 = 5,4 Т. к. x9 = 5,4, то длина критического пути уменьшится на эту величину. Проверим это утверждение: x3 + x7 + x8 = 8 + 11 + 4 = 23 Уменьшение времени выполнения работы, как правило, связано с увеличением затрат. В таблице 1.3 определим прирост затрат при уменьшении времени реализации проекта. Таблица 1.3 Изменение затрат при уменьшении времени реализации проекта
Таким образом, время выполнения работ A, B, D, E увеличилось по сравнению с наиболее вероятным; продолжительность остальных работ уменьшилась. Затраты на реализацию проекта возросли на 124,8 тыс. $. Увеличение затрат произошло, в основном, из-за работы G, по которой наблюдается наибольшее сокращение времени в сочетании с наивысшим коэффициентом затрат на выполнение работы. Из-за сокращения критического пути проект будет введен в эксплуатацию на 5,4 недели раньше. Т. к. прибыль за неделю составляет 100 тыс. $, то за этот срок она составит 100 тыс. $ * 5,4 = 540 тыс. $. В результате дополнительная прибыль с учетом возрастания затрат на проведение работ составит 540 тыс. $ - 124,8 тыс. $ = 415,2 тыс. $ Задание №2 Тема: Графы Задача о коммивояжере Имеется 4 пункта. Время переезда из пункта I в пункт j представлено в таблице 2.1. Таблица 2.1 Исходные данные
График представлен на рисунке. Требуется найти оптимальный маршрут, вычеркнув из таблицы отсутствующие маршруты. Математическая модельОбозначим за x маршруты, приведенные в таблице 2.2. Таблица 2.2 Обозначения
Сумма входящих и исходящих маршрутов в каждом пункте равна 1. Следовательно, система условий-ограничений выглядит следующим образом: x1 + x2 + x3 = 1 (1) x4 + x5 + x6 = 1 (2) x7 + x8 + x9 = 1 (3) x10 + x11 + x12 = 1 (4) x4 + x7 + x10 = 1 (5) x1 + x8 + x11 = 1 (6) x2 + x5 + x12 = 1 (7) x3 + x6 + x9 = 1 (8) Функция цели: 8x1 + 8x2 + 6x3 + 4x4 + 6x5 + 12x6 + 10x7 + 12x8 + 18x9 + 8x10 + 10x11 + 4x12 min Исходная матрица условий задачи представлена в таблице 2.3. Таблица 2.3
Исходная матрицаРешениеx3 = 1 x5 = 1 x7 = 1 x8 = 0 x11 = 1 Это означает, что на графике остаются только пути, соответствующие переменным х3 , х5 , х7 , х11 (1 4, 2 3, 3 1, 4 2). Функционал равен 12, т. е. время пути будет равно 12 единицам. График при этом выглядит следующим образом. Задание №3 Тема: Графы Задача о максимальном потоке Имеется трубопроводная сеть с заданной Sij пропускной способностью каждого участка из i-го узла в j-й узел и мощностью насосной станции, расположенной в узле. Необходимо рассчитать максимальную пропускную способность сети из начального узла в конечный узел. aисток aсток
Пропускная способность Sij , тыс. тонн S12 = 4 S13 = 7 S14 = 8 S23 = 3 S25 = 5 S34 = 8 S35 = 9 S45 = 9 Математическая модельОбозначим за х1, 2, …, 8 перевозки по маршрутам 12, 13, 14, 23, 25, 34, 35, 45 соответственно, а за х9 – пропускную способность конечного узла сети. Сумма входящих в каждый узел потоков равна сумме выходящих, причем интенсивность каждого потока не может превышать пропускную способность своего участка сети. Поэтому система условий-ограничений выглядит следующим образом. х9 - х1 – х2 – х3 = 0 (1) х1 – х4 – х5 = 0 (2) х2 + х4 – х6 – х7 = 0 (3) х3 + х6 – х8 = 0 (4) х5 + х7 + х8 – х9 = 0 (5) х1 £ 4 (6) х2 £ 7 (7) х3 £ 8 (8) х4 £ 3 (9) х5 £ 5 (10) х6 £ 8 (11) х7 £ 9 (12) х8 £ 9 (13) Функция цели: х9 max Таблица 3.1 Исходная матрица
Решениех1 = 4 х2 = 7 х3 = 8 х5 = 4 х7 = 7 х8 = 8 х9 = 19 Функционал в данной задаче равен –481, что не имеет смысла при заданных условиях. Однако, исходя из математической модели, функционал в данной задаче равен значению х9 . Таким образом, максимальная пропускная способность сети составит 19 тыс. тонн. При этом некоторые маршруты окажутся незадействованными (х4 и х6 ). График будет выглядеть следующим образом.
Задание №4 Тема: Системы массового обслуживания Задача: Рационализация функционирования системы управления аэропортом на базе анализа марковских процессов Различные аэропорты имеют отделы системы управления, функциональная связь которых и интенсивность потоков информации представлены на рисунке и в таблице 4.1. Требуется вычислить вероятности состояний в стационарном режиме по значениям интенсивности перехода.
Таблица 4.1 Исходные данные
Математическая модель Примем за х1 , х2 , …, х5 предельные вероятности состояний в стационарном режиме пунктов S1 , S2 , …, S5 соответственно. Произведение вероятности состояния на интенсивность исходящих из этого пункта потоков равна произведению интенсивностей входящих потоков на вероятность состояния в стационарном режиме пунктов их отправления. Система уравнений Колмогорова для данной задачи в общем виде выглядит следующим образом: (l13 + l12 )* х1 = l21 * х2 (1) l21 * х2 = l12 * х1 + l32 * х3 (2) (l32 + l34 )* х3 = l13 * х1 + l53 * х5 (3) l45 * х4 = l34 * х3 + l54 * х5 (4) (l54 + l53 )* х5 = l45 * х4 (5) Кроме того, сумма всех вероятностей равна 1. При подстановке данных таблицы 4.1 и добавлении переменной х6 получаем: 5 х1 - х2 + х6 = 0 (1) х2 - 3х1 - 3х3 + х6 = 0 (2) 5 х3 - 2х1 - 3х5 + х6 = 0 (3) 2 х4 - 2х3 – х3 + х6 = 0 (4) 4 х5 - 2х4 + х6 = 0 (5) х1 + х2 + х3 + х4 + х5 + х6 = 1 (6) Функция цели: М х6 max Таблица 4.2. Исходная матрица
Решение Функционал = -500 х1 = 0,125 х2 = 0,625 х3 = 0,083 х4 = 0,111 х5 = 0,055 Сумма данных вероятностей составляет 0,999, т. е. погрешность, полученная при расчетах, крайне незначительна. Задание №5 Тема: Имитационное моделирование Задача: Расчет и анализ графика запуска-выпуска продукции в цехе мелкосерийного производства В таблице 5.1 представлены технологические маршруты изготовления различных видов продукции, а также директивное время исполнения заказов (в условных единицах) и нормы затрат времени на обработку одной партии продукции на каждом из типов оборудования. Общая масса заказа по каждому виду продукции разбивается на N партий так, что для каждого вида продукции выполняется условие: Общая масса заказа = (масса партий)*(число партий) Нормы затрат времени в каждом эксперименте имитационного моделирования обратно пропорциональны числу партий. Требуется определить оптимальный маршрут изготовления продукции. Таблица 5.1 Технологические маршруты изготовления продукции
Тд = 27 Решение В результате применения программы «APOSUM» было получено 3 варианта решения. Время изготовления заказа в каждом из них составляет соответственно 41, 48 и 52 единицы. Ближе всего к нормативному времени находится вариант 1. Количество переналадок при этом равно 19, что больше, чем в других вариантах (10 и 5), однако решающее значение имеет время. Изменяя длительность обработки изделий, можно уменьшить время с 41 до 29 единиц. Измененная длительность обработки изделий представлена в таблице 5.2. Таблица 5.2. Длительность обработки изделий
В итоге получился следующий график запуска-выпуска продукции. Таблица 5.3. График запуска-выпуска продукции
Продолжение
Время и очередность запуска и выпуска каждой партии продукции, последовательность и время использования каждого оборудования проиллюстрированы далее графиком Ганта. График Ганта Задание №6 Тема: Матричные модели балансового метода планирования Задача: Разработка межпродуктового баланса производства и распределения продукции предприятия В трех цехах приборостроительного завода изготовляются датчики, приборы и их узлы, основная часть которых идет на внутреннее потребление при сборке блоков АСУ, остальная является конечным продуктом и поставляется внешним приборостроительным и машиностроительным организациям, а также в ремонтные мастерские. Требуется составить межпродуктовый баланс производства и распределения продукции, если известны коэффициенты прямых затрат и конечный продукт (таблица 6.1). Таблица 6.1. Исходные данные
Математическая модельх1 = 0,15х1 + 0,1х2 + 0,3х3 + 100 х2 = 0,25х1 + 0,15х2 + 0,25х3 + 280 х3 = 0,3х1 + 0,25х2 + 0х3 + 320 Отсюда, умножив уравнения на –1, получаем следующую систему уравнений ограничений: 0,85х1 - 0,1х2 - 0,3х3 - х4 = 100 (1) -0,25х1 + 0,85х2 - 0,25х3 - х4 = 280 (2) -0,3х1 + 0,25х2 + х3 - х4 = +320 (3) Функция цели: -Мх4 max Исходная матрица условий задачи представлена в таблице 6.2. Таблица 6.2. Исходная матрица
РешениеФункционал = 0 х1 = 401,292 х2 = 622,756 х3 = 596,077 Умножив полученные значения валового продукта на коэффициенты прямых затрат, получим решение, представленное в таблице 6.3. Таблица 6.3. Решение
В таблице показаны затраты на производство продукции в количественном выражении. |