Реферат: Общая характеристика познавательных психических процессов
Название: Общая характеристика познавательных психических процессов Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ: Тема. А: Теоретическое задание стр. 1. Общая характеристика познавательных психических процессов____________3. 2. Виды и основные характеристики сенсорных процессов___________________7. 3. Свойства сенсорных и перцептивных процессов_________________________10. Тема А: практическое задание. 1. Что такое сенсорные эталоны, каково их происхождение, пути присвоения и способы применения? Чем объяснить, что слепорождённые, прозревшие после удачной операции, вначале не различают цвета и формы?___________________11. 2. Как происходит построение зрительного образа? Покажите роль движения глаз в зрительном восприятии. Можно ли построить образ предмета, не видя его?________________________________________________________________12. 3. Докажите предметность и осмысленность человеческого восприятия______13. 4. Чем можно объяснить:____________________________________________15-16. - удивительные способности дегустаторов? - в ситуации игровой деятельности острота зрения у детей резко возрастает? - то, что читая книгу, мы не замечем свой нос? - то, что войдя с солнечной улицы в тёмное помещение, или на наоборот, мы сначала ничего не видим? 5.Используемая литература_________________________________________17 Тема Б: Педагогика межнационального общения 1. Цели и задачи воспитания культуры межнационального воспитания______18 2. Воспитание патриотизма интернационализма_________________________19 3. Воспитание веротерпимости и толерантности___________________________20 4. Литература_____________________________________________________21 Тема А: Теоретическое задание. 1. Общая характеристика познавательных психических процессов. Психические процессы — условное обозначение динамической характеристики психики человека. К психическим процессам обычно относят познавательные процессы
: ощущения и восприятие как отображение непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как процессы организации и сохранения прошлого опыта; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отображение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию; волевые процессы (пробуждение потребностей, возникновение мотивов или побуждений действовать определенным образом, принятие решений и их выполнение); эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.). Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. 2. Виды и основные характеристики сенсорных процессов. Сенсорная система — совокупность образований, обеспечивающих восприятие сенсорных раздражителей. Включает периферический отдел (рецепторы, вспомогательный аппарат и опорные элементы), проводниковый отдел и центральные образования, расположенные в различных отделах мозга. Каждая сенсорная система образует связи с разнообразными структурами моторных и интегративных систем мозга. Сенсорные системы являются необходимым звеном для формирования ответных реакций на воздействия среды. Для сенсорной системы характерно наличие обратных связей, адресованных к рецепторному или первому центральному отделу. Активация их дает возможность регулировать процесс восприятия информации и проведение ее по восходящим путям в мозге. Основные функции сенсорной системы: Зрительная сенсорная система: Соматосенсорная система: Кожная рецепция: Свойства тактильного восприятия: Болевая рецепция: Обонятельная сенсорная система. Висцеральнаясенсорнаясистема. Сенсорные и перцептивные процессы — структурные единицы процесса восприятия у человека. Сенсорно- перцептивные процессы обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Впервые понятие сенсорно- перцептивные процессы было выдвинуто в советской психологии ( 1941). Близкие взгляды развивали зарубежные психологи. Генетическая связь сенсорно- перцептивных процессов с практическими действиями проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящей слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, происходит непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверка и коррекция образа (Ю. Б. Гиппенрейтер). Развитие сенсорно- перцептивных процессов сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, и процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта “усмотрения”. Эти изменения обусловлены формированием у человека разветвленных систем сенсорных эталонов и оперативных единиц восприятия, которые позволяют превратить восприятие из процесса построения образа в относительно более элементарный процесс опознания. Сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как шкала музыкальных звуков, система фонем родного языка или основных геометрических форм. Усваивая сенсорные эталоны, ребенок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает как точность, так и произвольность сенсорно-перцептивных процессов. Тема А: практическое задание. 1. Что такое сенсорные эталоны, каково их происхождение, пути присвоения и способы применения? Чем объяснить, что слепорождённые, прозревшие после удачной операции, вначале не различают цвета и формы? Сенсорные эталоны - рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы, зависящие от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего нас материального мира и внутренней среды организма. Взаимодействие сенсорных систем, в коре головного мозга происходит интеграция сигналов высшего порядка, получаемых от разных сенсорных систем. Особенно это свойственно нейронам ассоциативных областей коры больших полушарий. Межсенсорное (кроссмодальное) взаимодействие на корковом уровне создает условия для формирования «картины мира», координации с ней схемы тела и поведения организма. Органы чувств — это «окна», через которые внешний мир проникает в наше сознание. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация как самых примитивных, «животных», функций нашего организма, так и высших познавательных психических процессов человека, дающих ему неограниченную власть над природой. Слепорождённые, прозревшие после удачной операции, вначале не различают цвета и формы, в следствие того что у них отсутствовал зрительный сенсорный процесс. Зрение — это многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку глаза. Затем происходит возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы, а заканчивается зрительное восприятие принятием высшими корковыми отделами зрительной системы решения о зрительном образе. 2. Как происходит построение зрительного образа? Покажите роль движения глаз в зрительном восприятии. Можно ли построить образ предмета, не видя его? На пути к сетчатке лучи света проходят через прозрачные среды — роговицу, хрусталик, стекловидное тело. Эти среды обладают преломляющей способностью, в результате чего на сетчатке получается изображение, резко уменьшенное, перевернутое кверху ногами и справа налево. Из сетчатки импульсы по волокнам зрительного нерва устремляются в мозг. Зрительные нервы от двух глаз встречаются у основания мозга, где часть волокон переходит на противоположную сторону, перекрещиваются (зрительный перекрест). Это обеспечивает каждое полушарие мозга информацией от обоих глаз. После перекреста зрительные нервы называются зрительными трактами, основное количество их волокон попадает в подкорковый зрительный центр (наружное коленчатое тело). Отсюда зрительные сигналы поступают в первичную проекционную область зрительной коры (стриарная кора). Зрительная кора в основном сохраняет ретинотопию (сигналы от соседних участков сетчатки попадают в соседние участки коры). Видимый нами спектр электромагнитных излучений заключается между коротковолновым (длина волны 400 нм) и длинноволновым (700 нм) излучением. Коротковолновое излучение дает нам ощущение фиолетового цвета, длинноволнового — красного (остальные цвета имеют промежуточные длины волн). Смешение лучей всех цветов дает белый цвет. Глазное яблоко имеет шарообразную форму, что облегчает его повороты для наведения на рассматриваемый объект и обеспечивает хорошую фокусировку изображения на всей светочувствительной оболочке глаза — сетчатке. Важная роль движения глаз для зрения определяется тем, что для непрерывного получения мозгом зрительной информации необходимо движение изображения на сетчатке. Импульсы в зрительном нерве возникают в момент включения и выключения светового изображения. Построить образ предмета, не видя его не возможно так как будет нарушена цепь многозвеньевого зрительного сенсорного процесса. За исключением того что человек имеет большой опыт познавательных психических процессов и может воспользоваться рецепторами прикосновения которыми являются осязательные мениски (диски Меркеля), образованные в нижней части эпидермиса контактом свободных нервных окончаний с модифицированными эпителиальными структурами. Их особенно много в коже пальцев рук. 3.Докажите предметность и осмысленность человеческого восприятия. Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение. Сопоставление нашего нормального восприятия с восприятием больного, который устанавливал значение воспринимаемого лишь в результате опосредованных умозаключений, с очевидностью обнаруживает, в чем заключается специфическая особенность нашего восприятия: у больных, страдающих духовной слепотой или асимволикой, имеются, с одной стороны, чувственные дифференцировки, с другой – надстраивающиеся над ними акты мысли, но нет единства и взаимопроникновения одного и другого внутри восприятия; между тем существеннейшей чертой нормального восприятия человека является именно взаимопроникновение и единство чувственного и логического. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия. Когда физик или химик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами и реактивами. Но положение или закон, который он посредством этого опыта доказывает, относится не специально только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как частный случай какой-то общей закономерности. Точно так же, когда математик доказывает, что сумма углов в треугольнике равняется двум прямым, то для того, чтобы понять это положение в его обобщенном значении, надо данный, нарисованный мелом на доске, треугольник осознать вместе с тем как частного представителя общего понятия треугольника в его обобщенных чертах. Некоторая доля общности есть в каждом сознательном восприятии. Но степень его обобщенности может быть различной. Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой-то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого-то курса психологии такого-то автора; я могу, далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фиксируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характеризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве частного представителя "курса психологии" или "книги", налицо обобщенное восприятие. Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир. При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности как более или менее существенный фактор. 4. Чем можно объяснить: -удивительные способности дегустаторов? Способности дегустаторов объясняются тем что у них сильно развита вкусовая сенсорная система. Увеличивается скорость прохождения афферентных сигналов, вызванных вкусовой стимуляцией, поступающих в ядро языкоглоточного нерва, от которого аксоны вторых нейронов восходят в составе медиальной петли до таламуса, где расположены третьи нейроны, аксоны которых направляются в корковый центр вкуса. - в ситуации игровой деятельности острота зрения у детей резко возрастает? В ситуации игровой деятельности острота зрения у детей резко возрастает вследствие того что усиливается работа зрительной сенсорной системы. Во время игры у ребёнка движение глаз происходит во много раз чаще это выполняет важную роль непрерывного получения мозгом зрительной информации, а также это необходимо для движение изображения на сетчатке. Импульсы в зрительном нерве возникают в момент включения и выключения светового изображения. При длящемся действии света на одни и те же фоторецепторы импульсация в волокнах зрительного нерва быстро прекращается, и зрительные ощущения при неподвижных глазах и объектах исчезают через 1-2 с. Чтобы преодолеть такое приспособление (адаптацию) к неподвижному изображению, глаз при рассматривании любого предмета производит неощущаемые человеком непрерывные скачки (саккады). Вследствие каждого скачка изображение на сетчатке смещается с одних фоторецепторов на другие, вновь вызывая импульсацию ганглиозных клеток. Кроме скачков, глаза непрерывно мелко дрожат и дрейфуют (медленно смещаются с точки фиксации взора). Эти движения также очень важны для зрительного восприятия и остроты зрения. Учитывая, этот фактор ряд обучающих программ рассчитан на обучение детей в игре. - то, что читая книгу, мы не замечем свой нос. - то, что войдя с солнечной улицы в тёмное помещение,или на наоборот, мы сначала ничего не видим? Это происходит, потому что при переходе от темноты к свету наступает временное ослепление, а затем чувствительность восстанавливается. Это явление называется световой адаптацией, обратное явление — темновая адаптация — наблюдается, когда человек из светлого помещения переходит в почти неосвещенное помещение. В первое время он почти ничего не видит из-за пониженной возбудимости фоторецепторов и зрительных нейронов. Постепенно начинают выявляться контуры предметов, а затем и их детали (вследствие повышения чувствительности фоторецепторов и зрительных нейронов). Повышение световой чувствительности в темноте происходит неравномерно: в первые 10 мин она увеличивается в десятки раз, а затем, в течение часа, в десятки тысяч раз. Это связано в основном с восстановлением зрительного пигмента палочек родопсина. Используемая литература: 1. Маклаков А.Г. « Общая психология». СПб, 2004. Тема Б: Педагогика межнационального общения. 1. Цели и задачи воспитания культуры межнационального воспитания. После распада Советского Союза, вопросы межнационального общения, которые существовали, резко обострились и стали огромной проблемой не только внутри небольшого населённого пункта, но и в масштабе государства. В условиях политической нестабильности, а также социальной трудности, эта проблема резко обострилась. Основным путем решения проблемы межнационального общения являлось воспитание у подросткового поколения чувства уважения к детям другой национальности, культуры. На классных часах, в индивидуальных беседах, педагог должен разъяснить учащимся сегодняшнее положение, раскрывать и показывать положительные черты традиций обычаев, представители другой культуры, нации. В том случае если учащиеся видят, что их «иностранец», является представителем народа огромной культуры, положительных традиций и обычай, то отношение к нему непременно меняется в лучшую сторону. Одним из эффективных путей улучшения межнационального общения является общая деятельность, в которую включены дети другой национальности. Индивидуальная или групповая помощь детям другой национальности в учебе, освоения языка и т.д. Необходимо дать ребёнку другой национальности проявить лучшие качества, проявить себя с положительной стороны и должным образом в жизни коллектива, класса. Таким образом, межнациональное общение должно строиться на равноправии, уважении каждой личности и на основе законов принятых в Российском обществе и общечеловеческих ценностях. Задача педагога заключается в том, что, на классных часах, индивидуальных беседах, раскрывать не только самоценность каждого ученика, но и формировать у учащихся мысль о том, что без другого человека, других людей, он не может прожить, существовать в этом мире. 2. Воспитание патриотизма интернационализма. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является военно- патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. 3. Воспитание веротерпимости и толерантности. Начнём с определения этих двух слов: Веротерпимость
- терпимое отношение к той или иной религии, допущение государством свободы вероисповедания. Толерантность
- качество, которое предполагает терпимое, человечное, спокойное отношение к другому человеку, независимо от его воспитания внутренних особенностей, духовного мира и т.д. И как видим эти два определения имеют схожие слова терпение, терпимое отношение и т.д.. Это всё является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека. Ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии.Образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.Принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп.Ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы Литература. 1. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.,1991. С.8. 2. Инговатова А.Г. Диалог культур в контексте проблем современного образования // Российский вуз: В центре внимания - личность: 3.Культура мира и демократии. Учебное пособие. Отв. редактор 4.Педагогическая энциклопедия. Т.3. М.,1966. С.35. 5.Политология: Энциклопедический словарь.М.,1993,с.222. 6. Резолюция ООН по объявлению Международного года толерантности. М.,1994. 7. Словарь иностранных слов. М.,1989,с.510. 8. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005)». 9. Философский энциклопедический словарь. М.,1997,с.89. |