Реферат: Маркетинговая деятельность в ОАО Чувашкабель
Название: Маркетинговая деятельность в ОАО Чувашкабель Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА 2. Характеристика ОАО «Завод «Чувашкабель» 2.1 Общие сведения о деятельности предприятия ОАО "Завод "Чувашкабель" - одно из крупнейших предприятий по производству кабельно-проводниковой продукции в России с ежегодным объемом отгрузки более 1 млрд. рублей. История предприятия начинается с введением в эксплуатацию в декабре 1961 года Чебоксарского завода кабельных изделий "Чувашкабель", который в октябре 1992 года был преобразован в ОАО "Завод "Чувашкабель". На сегодняшний день на ОАО "Завод "Чувашкабель" налажено единственное в России производство по выпуску хладоностойких проводов для холодильной техники, нагревательных кабелей постоянной мощности тепловыделения, теплостойких монтажных проводов, обладающих комплексом уникальных эксплуатационных свойств и применяющихся в космической технике, а также безбронного кабеля для геофизических исследований и миниатюрных кабелей управления. По объемам производства радиочастотных кабелей, автотракторных и монтажных проводов ОАО "Завод "Чувашкабель" несколько лет входит в тройку Российских лидеров. Высокое качество продукции во все времена для работников ОАО "Завод "Чувашкабель" было главной задачей. Со многими проверенным и надежными клиентами на ОАО "Завод "Чувашкабель" организована индивидуальная работа. Качественные кабельные изделия ОАО "Чувашкабель" хорошо зарекомендовали себя на рынке России и за рубежом. Завод "Чувашкабель" стал победителем IX Всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия-2005" в номинации "За динамичное развитие "сектор "Машиностроение" и был удостоен главной награды конкурса - Премии "Екатерина Великая". Количество акционеров общества по состоянию на 31.12.2010 г.: всего – 340; из них юридических лиц – 6. Количество размещенных обществом акций по состоянию на 31.12.2010 г.: всего - 195 760 шт.; из них обыкновенных - 185 760 шт.; Из них привилегированных типа В - 10 000 шт. Доля государства в уставном капитале общества – нет. Специальное право на управление («золотая акция») не используется. ОАО «Завод «Чувашкабель» является членом российской ассоциации «Электрокабель», не имеет дочерних и зависимых обществ. Уставный капитал на 31.12.2009г. составляет – 1 862 600 рублей.Номинальная стоимость одной обыкновенной акции составляет – 10 рублей. Номинальная стоимость одной привилегированной акции составляет – 0,50 рублей. Размещены: Обыкновенные акции в количестве 185 760 штук.Привилегированные акции типа В в количестве 10 000 штук. Уставный капитал оплачен полностью. Не полностью оплаченных размещенных акций нет. Основные виды деятельности общества: 31.30 - Производство изолированных проводов и кабелей. 22.22 - Полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки. 40.10.3 - Распределение электроэнергии 40.30.3 - Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 41.00.2 - Распределение воды 55.51 - Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях 60.24.1 - Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта 60.24.2 - Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта 60.20.11 - Деятельность в области телефонной связи 73.10 - Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. 74.30.4 - Испытания и анализ физических свойств материалов и веществ: испытания и анализ (металлов, пластмасс, тканей, дерева, стекла, бетона и др.); испытания на растяжение, твердость, сопротивление, усталость и высокотемпературный эффект. 74.30.8 - Сертификация продукции и услуг. 90.00.2 - Удаление и обработка твердых отходов. - Деятельность, связанная с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечением ее защиты. - Конструирование и изготовление кабельной продукции для атомных станций. 2.2. Технико-экономические показатели предприятия Приоритетные направления деятельности общества. Приоритетными направлениями являются: 1. Увеличение рыночной доли по продукции с высокой добавленной стоимостью (кабели и провода бор-товые, теплостойкие монтажные провода, радиочастотные кабели со специальными областями примене-ния, силовые кабели для АЭС). 2. Сохранение рыночной доли по объемам производства прочих основных для предприятия номенклатурных групп. 3. Выход на запланированные по проекту «Организация производства силовых кабелей и проводов» показатели выпуска продукции. 4. Дальнейшее развитие проекта «Организация производства проводов с радиационно-модифицированной изоляцией». 5. Техническое перевооружение производства с целью повышения эффективности использования ресурсов и увеличения объемов выпуска приоритетной для предприятия продукции. 6. Максимальное использование спроса рынка на катушки с проводными линиями связи (ПЛС) с целью получения средств для технического перевооружения производства. 7. Реинжиниринг бизнес-процессов. 8. Повышения оперативности управления предприятием путем дальнейшего внедрения IT-технологий, проектного управления и других современных инструментов. Результаты развития общества по приоритетным направлениям деятельности. В связи с началом преодоления общих кризисных явлений в экономике РФ и постепенным увеличением инвестиционной активности, в 2010 году рост производства произошел по всем основным номенклатурным группам, кроме кабелей радиочастотных и катушек с ПЛС. По таким номенклатурным группам, как провода обмоточные с эмалевой изоляцией, провода и кабели бортовые, кабели силовые для стационарной прокладки на 1кВ, провода силовые для электроустановок по итогам 2010г темпы роста превысили общие темпы роста по ассоциации «Электрокабель». По обобщенному показателю «Производство кабельных изделий по весу меди» в 2010году также темпы роста производства опережали отраслевые, что связано со значительным увеличением объемов производства по такой материалоемкой группе, как кабели силовые для стационарной прокладки на 1кВ. По остальным номенклатурным группам темпы роста объемов производства были ниже отраслевых. Таблица. Динамика объемов производства КПП
Причины более низких темпов роста относительного средних по России: - более резкое падение промышленного производства у лидеров по номенклатурным группам в 2009г (эффект низкой базы); - более низкие темпы роста по монтажным проводам связаны с относительным снижением производства монтажных проводов обычной теплостойкости, имеющих низкую добавленную стоимость; - падение производства по радиочастотным кабелям связано с отказом от производства продукции по давальческой схеме, а также с общим глобальным снижением спроса на указанную номенклатурную группу; Продолжены работы по внедрению новых технологий управления предприятием: - Модернизация информационной системы управления предприятием «IT – предприятие», которая позволит повысить оперативность планирования и учета в соответствии со стандартами ERP. - Совершенствование планирования работы центров, служб и отделов с использованием технологии BSC. - Реинжиниринг бизнес-процессов; - Совершенствование принципов проектного управления. Перспективы развития общества. Стратегическая установка на 2011-2015 гг.- повышение стоимости общества за счет: - оптимизации продуктового портфеля, в том числе за счет освоения новой продукции; - проведения инициативных НИОКР с целью увеличения доли продукции для нужд ОПК; - повышения эффективности использования материальных и энергоресурсов; - повышения производительности труда; - дальнейшего технического перевооружения производства по приоритетным направлениям; - создания и поддержания корпоративной культуры; - освоение новых производств и технологий, в т.ч. производства проволоки с гальваническим покрытием, кабелей и проводов с радиационно-сшитой изоляцией; - внедрение инструментов бережливого производства; - совершенствования системы мотивации работников общества, направленной на ответственность за достижение результатов деятельности общества. Основные факторы риска, связанные с деятельностью общества. Повышение активности иностранных компаний на рынке кабельно-проводниковой продукции РФ. Доля импорта в 2010г в общем объеме потребляемой на территории РФ кабельно-проводниковой продукции остается значительной, растет импорт кабельно-проводниковой продукции для авиационно-космической отрасли, являющейся одной из основных в структуре потребителей продукции предприятия. Продолжается строительство крупных производств КПП иностранными компаниями. Отсутствие отечественных производителей кабельного оборудования. Увеличиваются эксплуатационные затраты, связанные с высокими расходами на приобретение запасных частей. Нестабильные мировые цены на медь - основной материал для кабельно-проводниковой продукции . Начиная с сентября 2003 года, на мировом рынке наблюдается сильная нестабильность цен на медь. В 2010г. средняя годовая цена на медь увеличилась на 46% по сравнению с 2009 г. Колебания среднемесячных цен составили по году от 6735 USD за тн. до 9147 USD за тн . К концу 2010г биржевые котировки меди превысили исторические максимумы. Резкие колебания цен привели к снижению эффективности деятельности. Низкое качество отечественных материалов. Использование отечественных материалов при изготовлении изделий на импортном оборудовании снижает эффективность его использования (снижение технологических скоростей, увеличение отходов, снижение качества изделий, повышение эксплуатационных затрат) Отсутствие некоторых видов отечественных материалов для кабельных изделий. Отечественная промышленность не производит некоторые виды изоляционных материалов (безгалогенные материалы, некоторые виды фторполимеров, кабельные композиции, сталемедная проволока и др.). Это не позволяет произвести полное импортозамещение, снижает экспортные возможности. Дальнейшая неопределенность экономической ситуации. Несмотря на положительную динамику мак u1088 роэкономических показателей в 2010г, существует вероятность второй волны кризиса. Низкая эффективность освоения инвестиций и низкая доля номенклатурных групп «Дойные коровы» – увеличивает вероятность возникновения в будущем проблем финансирования за счет собственных средств. Производство и продажи. Основную долю в товарном выпуске предприятия составляет производство кабелей и проводов с медной жилой. В таблице Представлены темпы роста (снижения) объемов производства (в натуральном выра-жении) по основным товарным группам в 2008-2010 гг.
Показатель «Кабельные изделия по весу меди» составил: в 2006 году – 2207 тн., в 2007 году – 2760 тн., в 2008 году – 3702 тн., в 2009 году – 2363 тн, в 2010 году – 3247 тн. Структура продаж готовой продукции в стоимостном выражении за 2010 год Наибольший удельный вес в объеме продаж по итогам 2010 года составляют следующие товарные группы (группа А): провода и кабели бортовые, провода автотракторные, провода и кабели монтажные, кабели силовые на 1 кВ, кабели радиочастотные. 2.3 Анализ финансового состояния предприятия ОАО «Завод «Чувашкабель» Рассмотрим финансовое положение предприятия. Таблица 2.2 Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс.руб.
Данная таблица является основной для расчета основных финансово-экономических показателей. Таблица Отчет о прибылях и убытках общества за период с 01 января по 31 декабря 2010 г.
Объемы производства и продаж . Объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах по отношению к 2009 году возрос на 26,4%. Выручка от продажи (без НДС) в отчетном 2010 году возросла на 40,5%. Показатели рентабельности и оборачиваемости. Рост рентабельности продаж составил 5,7 процентных пунктов (с 16,3 % в 2009 году до 22,0 % в 2010 году). Оборачиваемость капитала возросла на 0,12 оборота (с 0,63 оборота в 2009г. до 0,75 оборота в 2010г.) в год. Период оборота капитала соответственно снизился на 97 дней. В результате роста средне-годовой стоимости активов предприятия в 2010 г. на 16,7% (или 275 565 тыс. руб.) и роста прибыли от продаж на 90,0 % (или 151 544 тыс. руб.) рентабельность капитала возросла на 5,7 процентных пункта (с 16,3 % в 2009 году до 22,0 % в 2010 году). Показатели ликвидности и финансовой устойчивости . Снижение коэффициента текущей ликвидности составило на 0,54%, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами снизился на 0,05%. Коэффициент финансовой независимости снизился на 0,04%, коэффициент соотношения заемных и собственных средств также возрос на 0,08%.
Общая оценка изменений в балансе за 2010 год. В 2010г. увеличение суммарных активов составило 394 128 тыс. руб., в т.ч. за счет увеличения краткосрочных финансовых вложений: на 278 978 тыс.руб. (70,8% от суммы увеличения активов); за счет увеличения дебиторской задолженности: на 58 948 тыс.руб. (14,7% от суммы увеличения активов), за счет увеличения запасов: на 48 300 (12,3%). Темп роста валюты баланса составил 122,8 %. Темп спада внеоборотных активов составил 98,8%. Темп роста оборотных активов – 138,4%. Структура оборотных активов претерпела значительные изменения. Доля краткосрочных финансовых вложений увеличилась с 56,3% до 59,9%, доля денежных средств увеличилась с 5,0% до 5,8%. Доля запасов уменьшилась с 25,3% до 21,6%. Доля дебиторской задолженности увеличилась с 11,3% до 12,1%.. Основным источником финансирования активов предприятия в 2010г. являлся собственный капитал, удельный вес которого снизился с 80,3% - на 01.01.10 г. до 75,5% - на 31.12.10г., при этом в абсолютном значении произошло увеличение собственного капитала на 214 283 тыс. руб. Долгосрочные обязательства (отложенные налоговые активы) в структуре пассивов на 31.12.10 г. составляют 2,7%. В динамике изменения суммарных пассивов в 2010г. помимо изменения величины собственного капитала произошло увеличение кредиторской задолженности на 176 915 тыс. руб. (при этом доля увеличилась с 16,5% до 21,7%), задолженность по налогам и сборам увеличилась на 17 531 тыс. руб. 2.4 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров ОАО «Завод «Чувашкабель» Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной сфере в любой стране. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции. Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары. В России более 150 производителей кабельно-проводниковой продукции. Около 90% производимой в России продукции приходится на 42 предприятие, которые являются членами Ассоциации «Электрокабель». Доля общества в объеме производства России кабельных изделий по весу меди – около 0,6%. ОАО «Завод «Чувашкабель» производит продукцию и услуги по 19 номенклатурным группам, из них 18 – кабельно-проводниковая продукция (по отраслевой номенклатуре выделяется 37 номенклатурных групп). Более 95% объемов производства/продаж приходится на 10 номенклатурных групп изделий. В группу А (ок. 75% объема продаж) входят 5 номенклатурных групп. Сравнительный анализ финансово-хозяйственной деятельности общества и основных конкурентов, показывает, что общество сохранят лидирующее положение по эффективности. Таблица. Характеристика основных номенклатурных групп (2010г.).
Система менеджмента качества позволяет осуществлять управление процессом качества на этапах от разработки, изготовления до отгрузки продукции потребителями удовлетворить потребности самых взыскательных заказчиков. Высокое качество продукции ОАО «Завод «Чувашкабель» подтверждается следующим: - Система менеджмента качества и условия, необходимые для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа при разработке и производства электрических кабелей и проводов соответствует требованиям ГОСТ РВ 15.002-2 - 2003 (в части ЭКБ) и РДВ 319.015 – 2006 в рамках систем сертификации «Военный регистр» и «Военэлектронсерт». - На основании приказа ОАО «Авиатехприемка» г. Москва № 12 от 06.02.2010 г. с 01.04.2010 г. на ОАО «Завод «Чувашкабель» организована техническая приемка для выполнении заказов (для предприятий авиационной отрасли) с «Авиатехприемкой». - ОАО «Завод «Чувашкабель» имеет свидетельства о типовом одобрении изделий от Российского Морского Регистра Судоходства. Главными конкурентами ОАО «Завод «Чувашкабель» по производству кабельной продукции являются: - ЗАО "Кабельный завод "Кавказкабель" - ОАО "Завод Сарансккабель" - ОАО "Рыбинсккабель" - ЗАО "Завод "Москабель" - ОАО "Камкабель" - ОАО "Иркутсккабель" - ООО "Еврокабель" - Иностранные компании. За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если товар аналогичен товарам основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности. 2.5 Анализ сбытовой сети Анализ сбытовой сети - это изучение способов наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети - на мой взгляд, самое важное решение руководства предприятия ОАО «Завод «Чувашкабель», определяющее ее успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем. Анализируя каналы распределения продукции ОАО «Завод «Чувашкабель», можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно является и покупателем конечной продукции. Основная часть всей продукции ОАО «Завод «Чувашкабель» осуществляется через магазины. 2.6 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления Реклама для продукции ОАО «Завод «Чувашкабель» является основным инструментом продвижения их на рынке. Реклама - неперсонированное сообщение, направленное на целевую аудиторию при помощи различных средств массовой информации для представления и продвижения продукции. Рассмотрим средства массовой информации, используемые ОАО «Завод «Чувашкабель» - это: 1) газета: Советская Чувашия; 2) телевидение, Россия – Чувашия; 3) радио: Русское радио, Европа +; 5) наружная реклама: рекламные щиты; 7) в сети интернет. Каждый тип различается по способности выполнения специфической рекламной задачи, например, газета дает более детальную информацию, чем телевидение, но телевидение привлекает гораздо большую аудиторию. Выбор средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным для достижения цели рекламы, но по минимальной цене. Анализируя затраты на проведение рекламы в 2009 и 2010 гг. и количеством реализуемой продукции в рублях можно сделать вывод, что с увеличением затрат на рекламу увеличилось и количество реализованной продукции. Основные цели рекламы - создать осведомленность, предоставить информацию, убедить, напомнить, склонить к решению по покупке. Реклама продукции ОАО «Завод «Чувашкабель» предназначена информировать, но в тоже время увеличивать целевую аудиторию. Оценка маркетинговых аспектов деятельности ОАО «Завод «Чувашкабель» В настоящее время без системы маркетинговой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия играет отдел маркетинга. Основная цель управления маркетинговой деятельности – обеспечение ее максимальной эффективности, а через нее и эффективности функционирования всего предприятия. Если организация управления, в том числе управления маркетингом, эффективна, то в процессе деятельности предприятия улучшаются такие показатели, как прибыль, объем продаж, доля рынка. Управление маркетинговой деятельностью, направленной на решение проблем предприятия и организацию планомерного, целесообразного функционирования всей производственной системы – это сложный циклический процесс. Рассмотрим основные задачи отдела маркетинга на предприятии ОАО «Завод «Чувашкабель». Основные задачи отдела маркетинга: 1. разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга; 2. исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия; 3. исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей; 4. ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции; 5. исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей; 6. подготовка предложений по привлечению сторонних организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию; 7. выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж; 8. сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия; 9. разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании: организация рекламы при помощи СМИ, обеспечение наружной рекламы, организация участия предприятия в выставках, разработка предложений по формированию фирменного стиля. |