Реферат: Организация совместных предприятий
Название: Организация совместных предприятий Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Восточно-Сибирский государственный технологический университет Институт экономики и права Кафедра "Менеджмент, маркетинг и коммерция" КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине "Теория организации" на тему: Организация совместных предприятий Выполнила: Студентка Группы 3МО Мотовилова З.Т. Проверил (ла): _____ Улан-Удэ 2011 Содержание: Введение……………………………………………………………………3-4стр. Глава 1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………….5-12стр. 1.1Характеристика и сущность совместного предприятия…………5-9стр.1.2 Виды и классификация СП……………………………………….9-12стр.Глава 2.СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СП В РФ.....13-19стр.2.1 Организационно - правовые формы СП………………………13-15стр.2.2 Состояние и развитие СП в РФ………………………………..15-19стр.Заключение……………………………………………………………..20стр. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………21-22стр.Введение В условиях проведения экономической реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли различные виды собственности: частная, реальная кооперативная, акционерные предприятия, товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности и др. Среди них определенное место заняли и совместные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной экономики. Значение иностранных инвестиций как одного из непременных условий экономического возрождения страны состоит в том, что в период низкой национальной инвестиционной активности, когда ни федеральный и местный бюджеты, ни сами экономические агенты не располагают достаточным инвестиционным потенциалом, зарубежные капиталовложения могут сыграть важную роль в модернизации российской промышленности. По этому увеличение притока иностранных инвестиций будет способствовать оживлению экономики Российской Федерации. Сам термин «совместное предприятие» возник по аналогии с английским «Joint venture», которым обозначался этот тип предприятий на западе. По данным ученых, это обозначение возникло в Великобритании для определения объединений «Мерчант Венчерс», «Джентелмен Адвенчерс», занимавшихся торговлей в XVI и XVII вв. Первые совместные предприятия были созданы в эпоху так называемой свободной конкуренции в IX веке. В XX веке совместные предприятия получили широкое распространение в сфере обращения. Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности. В России совместные предприятия (СП) стали развиваться раньше всех форм привлечения иностранного капитала. Однако процесс создания и функционирования СП на территории нашей страны явно не отвечает тем задачам, которые они призваны решать. Слишком большая их часть действует сейчас не в сфере производства высококачественной продукции, а в торговле, посредничестве, сфере услуг и т.п. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования. Целью работы является организация и управление совместным предприятием. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач : -рассмотреть характеристику и сущность совместных предприятий; - определить виды и классификацию СП; - изучить организационно-правовые формы СП; - проанализировать состояние и развитие СП в России; Методы исследования: - обработка, анализ научных источников; - анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме. Объект исследования – совместные предприятия Предмет исследования – организация и управление совместным предприятием. Глава 1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1. Характеристика и сущность совместного предприятияСовместное предприятие – относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью совместного предприятия (СП) является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом. Одно из общепризнанных в мировой практике определений гласит: «Совместное предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои усилия с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса»[1] . Учреждение совместной фирмы всегда основывается на договоре, которым определяются права и обязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами. Совместные предприятия могут быть созданы, как только национальными компаниями, так и иностранными. Учитывая, что в данной статье речь идет о формах осуществления международного бизнеса, под совместным предприятием будем понимать предприятие с долевым участием иностранного капитала, т.е. международное СП. Понятие международного совместного предприятия используется для обозначения предприятий (фирм), находящихся в совместной собственности двух или более владельцев (юридических и физических лиц), основанных на смешанной собственности разных стран. Именно такого вида предприятия были наиболее распространены в России в начале 90-х годов. Причем в те годы достаточно часто встречались терминологические ошибки. Многие считали, что СП – это организационно-правовая форма осуществления бизнеса. А ведь совместное предпринимательство – это только отражение сути операций международного бизнеса, при этом организационно-правовая форма может быть любой (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.п.)[2] . Важным признаком СП является совместная собственность партнеров на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами. СП являются единственно возможной формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству. Любые другие операции международного бизнеса, будь то импортно-экспортные контракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубежом или торговля лицензиями, франчайзинг, ориентированы на определенные сроки действия, порой близкие по времени к моменту заключения соглашений. Создание СП связано с решением множества проблем стандартизации и сертификации производства, материально-технического обеспечения, обхода существующих во многих странах экспортных ограничений. Важными побудительными мотивами создания совместных предприятий выступают трудности самостоятельного проникновения на внешние рынки, недостаточное знание зарубежной хозяйственной среды и необходимость объединения усилий партнеров в условиях растущей неопределенности экономического развития, а порой и национальное законодательство, ограничивающее 100%-ную иностранную собственность в отдельных отраслях и сферах. Особое значение при этом принадлежит обмену организационным, управленческим и технологическим опытом, взаимному использованию сбытовой и сервисной инфраструктуры партнеров. Многие иностранные компании понимают, что, привлекая при учреждении нового предприятия на территории другого государства местный капитал, стремясь установить хорошие связи с местными властями, они подыгрывают национальным чувствам и снижают остроту критики в свой адрес (тем самым, уменьшая опасность национализации или экспроприации), а также получают возможность контроля продаж на местном рынке. В случае создания СП риск иностранного инвестора значительно ниже, чем при покупке зарубежной фирмы или создании филиала (представительства)[3] . Несмотря на важность всех вышеперечисленных факторов, основная причина совместного владения собственностью за границей кроется все-таки в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, находящихся в разных странах, совокупный результат, которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих предприятий. Компании также иногда вынуждены объединять свои ресурсы для борьбы с более крупными и мощными конкурентами. Порой для сокращения издержек, неизбежных при открытии новых предприятий, группы иностранных инвесторов создают совместные компании в третьих странах. Например, Ford (США) и Volkswagen (Германия) создали в Бразилии совместное предприятие по сборке автомобилей «Аутолатина». Создание СП нередко связано с длительными поисками подходящего партнера, со сложными расчетами эффективности проекта для его инициаторов, с согласованием выработанных совместно с иностранным партнером вариантов решений и технической политики. Цели совместного предпринимательства могут быть различны. В качестве основных из них и наиболее распространенных можно назвать: · получение современных зарубежных технологий (в отличие от традиционного лицензирования при совместном предпринимательстве продавец лицензий становится совладельцем использующего их предприятия, крайне заинтересованным в получении высокой прибыли), преодоление барьеров протекционизма в международной передаче технологий; · повышение конкурентоспособности продукта на рынке; расширение экспорта продукции, выход на внешний рынок за счет: · изучения специфических потребностей зарубежных рынков, проведения комплекса мероприятий по маркетингу; · организации производства продукции в соответствии с характерными для мирового рынка параметрами качества или в соответствии с нормами, принятыми в странах, где планируется осуществлять ее сбыт; · выхода на рынки стран, применяющих жесткий торговый протекционизм и ограничения на иностранные инвестиции без участия местных предприятий и фирм. · привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов, возможность использования имеющихся в распоряжении одного из учредителей СП ресурсов по ценам, значительно ниже средних цен мирового рынка; · снижение затрат на производство продукции на основе использования трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, экономия издержек на сбыт продукции; · улучшение материально-технического обеспечения за счет получения от зарубежного партнера дефицитных материальных ресурсов, неизготавливаемых ими полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей («отверточное» производство). 1.2 Виды и классификация СППомимо различных целей совместного предпринимательства существуют и разные виды СП. Выбор вида предприятия влияет в дальнейшем на его функционирование. Совместные предприятия различаются в зависимости от того, где, с кем, с какой долей участия партнеров, с какой целью они создаются и как управляются. С учетом этого можно выделить 5 основных признаков для характеристики СП, а также их классификации[4] : 1. Местонахождение СП и его учредителей. Совместные предприятия могут быть созданы как компаниями одного государства (национальным капиталом), так и представителями разных государств. По признаку принадлежности учредителей СП к различным странам можно выделить следующие комбинации: промышленно развитые страны – промышленно развитые страны, промышленно развитые страны – развивающиеся страны, развивающиеся страны – развивающиеся страны. 2. Форма собственности создаваемого СП. Могут быть выделены следующие типы СП: с участием лишь частного капитала, с участием частных фирм и государственных предприятий или организаций и с участием национальных и международных организаций. 3. Доля участия партнеров в капитале СП. В зависимости от этого признака предприятия можно классифицировать следующим образом: предприятия, созданные на паритетных началах (равная доля участия партнеров в капитале СП), предприятия с преобладающим участием иностранного капитала и предприятия с меньшей долей участия иностранного партнера. До недавнего времени налоговые льготы СП предоставлялись в зависимости от доли иностранного капитала в уставном фонде совместной компании. 4. Вид деятельности. В зависимости от целевых установок партнеров можно выделить следующие типы СП: СП научно-исследовательского характера, СП производственного характера, закупочные СП, сбытовые СП, комплексные СП, при которых сочетаются различные виды деятельности. 5. Характер участия партнеров в управлении деятельностью СП. Можно выделить предприятия, все участники которого активно участвуют в управлении, сообща формируют рыночную стратегию и решают технические вопросы. К другому типу относятся СП, в которых роль всех сторон за исключением одной (чаще всего – принимающей) сводится к пассивному участию в финансировании капитальных вложений, приобретению крупного пакета акций, но без какого-либо участия в процессе оперативного управления. Совместное предпринимательство получило довольно широкое распространение при осуществлении международного бизнеса. При этом наиболее часто приводятся следующие его основные преимущества: · ориентация на долгосрочное сотрудничество сторон в одной или нескольких сферах хозяйственной деятельности; · объединение собственности партнеров (денежных средств, зданий и сооружений, машин и оборудования, прав интеллектуальной собственности и т.п.) для достижения общей цели; совместное формирование уставного капитала; · возможность комплексного использования усилий партнеров по взаимодействию во всех предпроизводственных, производственных и сбытовых сферах; объединение наиболее сильных взаимодополняющих элементов производительных сил, принадлежащих партнерам; достижение синергетического эффекта; · невысокая потребность в денежной наличности для осуществления капитальных вложений, зачастую более существенным вкладом в уставный капитал СП является лицензия на современный технологический процесс и т.п.; · участие в прибылях СП, полученных в результате использования технологии и производства продукции, работ, услуг; распределение прибыли СП между его учредителями, как правило, пропорционально их вкладу в уставный капитал; · возможность глубокого изучения соответствующего рынка и приобретения опыта, необходимого для расширения деятельности на нем в долгосрочной перспективе; · снижение затрат на производство продукции, поступающей от СП иностранной фирме-партнеру по кооперационным связям; · формирование органов управления СП (Совета директоров, правления), не зависимых от органов управления предприятий (фирм) – учредителей СП; · относительная экономия на административных, управленческих и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП, по сравнению с расходами на те же цели в случае открытия за рубежом предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также представительств и филиалов иностранных юридических лиц; · восполнение недостающих производственных мощностей за счет предприятий партнера; · совместный риск и совместная ограниченная ответственность партнеров. Подчеркнув позитивные черты совместного предпринимательства, нельзя не остановиться и на его недостатках. А самая большая опасность, которая может ожидать при создании совместного предприятия, – это проблемы взаимоотношений с партнерами. Как показывает практика, они имеют место в большинстве как вновь создаваемых, так и давно функционирующих совместных компаний. В рамках совместного предприятия непосредственное руководство хозяйственной деятельностью, проблемы стратегии и тактики могут быть решены исключительно с учетом мнения партнера. Порой возникает необходимость достаточно длительного согласования и достижения взаимопонимания при разработке совместной концепции, что ведет к потерям времени. Основные сферы, в которых, как правило, возникают конфликты между партнерами: распределение прибыли (стремление одной стороны получить дивиденды, а другой направить их на развитие предприятия, извлечение одной из сторон больших выгод для себя, чем для партнера и т.п.), неравнозначная активность партнеров, стремление к более активному участию в управлении одного из партнеров. СП могут даже потерпеть крах, если партнеры будут преследовать разные цели[5] . Хотелось бы отметить, что существует некоторое различие между нашим понятием «совместного предприятия» и западным толкованием этого термина. СП за рубежом создаются на паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные) обычно на короткий срок для производства какого-либо продукта. Для них характерен узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательно иностранное участие. Глава 2.СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СП В РФ2.1 Организационно - правовые формы СППод организационно-правовой формой любого предприятия понимается установленная в законодательстве РФ о предпринимательстве и закрепляемая в учредительных документах совокупность признаков правового режима имущества и порядка управления предприятием. Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и на 100% принадлежащие иностранному инвестору) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом надо отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами компаний с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества (рис. 1). Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели ставятся при создании компании, каким видом бизнеса она собирается заниматься, от числа учредителей, размера уставного капитала и т.п. Сравнительная характеристика возможных организационно-правовых форм осуществления международного бизнеса приведена в табл. 1.
Рис 1. Классификация хозяйственных товариществ и обществ в соответствии с российским законодательством Далее кратко охарактеризуем количественные параметры развития организационных форм международного бизнеса с закреплением их юридического статуса. Таблица 1 Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предприятий с иностранными инвестициями
2.2 Состояние и развитие СП в РФРоссия, не оставшись в стороне от процесса интеграции в мировую экономику, явилась благодатным полем для формирования основ международного сотрудничества и совместного предпринимательства. Однако ряд особенностей политического, социально-экономического, демографического характера внес поправки в процесс возникновения совместных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями на территории России. Для успешного формирования предпосылок создания совместных предприятий в России необходимо наличие определенных экономических условий, включающих в себя в первую очередь благоприятную ситуацию для привлечения иностранных инвестиций. В связи с этим представляется целесообразным охарактеризовать современный этап развития российской экономики, оценить возможности международной кооперации и рассмотреть проблемы и перспективы развития деятельности совместных предприятий. Современный этап российской экономики представляется целесообразным характеризовать в первую очередь с точки зрения сложившейся за последние годы социально-экономической ситуации. Она неразрывно связана с проводимыми в тот период реформами, а также с осуществлением так называемой «шоковой терапии»[6] . В России совместные предприятия (СП) стали развиваться раньше всех форм привлечения иностранного капитала. В области внешнеэкономической деятельности региональная политика содействует расширению непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности. Таможенные пошлины, налоговый режим иностранных инвесторов, динамика валютного курса, инструменты стимулирования экспорта превращаются в важные инструменты формирования территориальных пропорций экономики. Широкое многообразие регионов в Российской Федерации требует и различия в их экономических потенциалах, также дифференциации регионов по различным признакам. В настоящее время из имеющихся статистических показателей наиболее достоверным индикатором, отражающим привлекательность регионов для зарубежного капитала, является деятельность предприятий с иностранными инвестициями, поскольку в данном случае речь идет об уже имеющихся либо достаточно перспективных объектах. Наиболее привлекательны для инвесторов Московский регион (г. Москва и область), а также Санкт-Петербург и Тюменская область. Значительно им уступает группа из 13-15 регионов с долей производства СП в пределах 1-3% от общероссийского. Лидирующая тройка регионов на протяжении 2001-2005 годов упрочила свой рейтинг и в 2005 году имела наибольшие по стране показатели объема производства продукции и услуг СП (см. таблицу 2). По результатам анализа вовлечения во внешнеэкономическую деятельность регионы России разбились на четыре основные группы: 1) г. Москва 2) Санкт-Петербург, Московская и Тюменская области 3) Самарская область, Красноярский край, Башкортостан, Кемеровская, Пермская, Вологодская, Свердловская и Челябинская области 4) все остальные регионы. Таким образом, можно выделить группу лидирующих объектов, которые из года в год подтверждают свои позиции на мировом рынке. Это города Москва и Санкт-Петербург, а также Тюменская, Самарская и Московская области. Немаловажным является анализ регионов по величине коэффициентов использования внешнеэкономического потенциала в 2005 г. Ранжирование по этому признаку позволило разбить массив на пять основных групп - очень активные, активные, умеренно активные, отстающие, аутсайдеры. Таблица 2 Динамика и распределение СП по Экономическим зонам РФ в 2001-2005 г.г[7] .
Самыми активными регионами по результатам классификации стали Самарская область и Башкортостан, которые характеризуются высоким развитием промышленности, в частности автомобиле - и самолетостроения. В группу умеренно активных попали г. Санкт-Петербург, г. Москва, Московская и Тюменская области, Москва, Московская область и Санкт-Петербург выделяются в силу своих столичных функций, а Тюменская область – за счет богатства природными запасами, особенно топливом. В числе отстающих оказались республики, края и области, находящиеся на пограничной территории на Северо-западе (Карелия, Республика Коми, Ленинградская и Архангельская области), а также регионы Урала и Сибири (Свердловская, Челябинская, Новосибирская и Кемеровская области), характеризующиеся развитым военно-промышленным комплексом. Сюда же вошли Поволжье и Калининградская область. Всего третья группа состоит из 30 субъектов экономической деятельности РФ. Группу аутсайдеров, в которую входят 40 объектов, по большей части составили регионы средней полосы России, Кавказа, часть регионов Дальнего Востока Сибири (по оценкам в них более 80% внешнеэкономического потенциала не используется). Таким образом, на этапе переходной экономики резко возрастает роль внешних факторов в развитии российских регионов и страны в целом. Причем их действие весьма неоднородно. Дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития и по месту регионов во внешнеэкономических связях отличаются незначительно. В обеих классификациях лидирующие позиции занимают города федерального подчинения: Москва, Санкт-Петербург, нефтегазодобывающие регионы, такие, как Тюменская область и западносибирские автономные округа, также промышленно развитые регионы центра России, Поволжья, Урала и Сибири. Это еще раз подтверждает, что от уровня социально-экономического развития зависит и степень привлекательности для потенциальных иностранных партнеров данного региона. Наибольшее количество СП было создано при участии инвесторов из США, Германии, Китая, Финляндии и Великобритании. В 22% совместных предприятий в качестве учредителей выступают представители СНГ. В СП было занято 942,5 тыс. человек, из них 99% составляют российские граждане. Свыше половины работающих (53%) было занято в промышленности, 20,4% – в торговле и общественном питании. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, термином «совместное предпринимательство» в современной западной экономической литературе обозначаются различные формы межфирменного сотрудничества или кооперации. В более узком смысле СП определяется как созданная двумя или более партнерами экономическая единица – предприятие, где обе стороны имеют помимо вклада в качестве денежного капитала право на принятие решений, влияющих на управление данным предприятием. Проанализировав указанные выше цифры, можно прийти к выводу, что за последние годы число предприятий с иностранными инвестициями значительно возросло и продолжает расти. Однако темп их роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения далеки от потенциальных возможностей такой страны, как Россия, которая со своим емким рынком сбыта, большим научно-техническим потенциалом, природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире. В России имеются благоприятные факторы для привлечения иностранного капитала: емкий непритязательный рынок машинотехнической продукции, дешевые электроэнергия и рабочая сила, низкая арендная плата, особенно в периферийных городах. Как известно, основная часть заводов машиностроения и металлообработки расположена за пределами Центра России. По этим причинам зарубежные инструментальные фирмы создают совместные предприятия и представительства во многих регионах. Так, можно ожидать дальнейшей интернационализации российского станкостроения и инструментального производства, что вызовет приток новых технологий благодаря образованию совместных предприятий с участием крупных зарубежных компаний. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) в ред. от 02.02.2006 2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 07.03.2005). 3. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) 4. Андрианова Ю.В. СП как форма привлечения иностранных инвестиций: автореф. Дис. к.э.н.: Гос. Акад. Управления. М., - 1999. - 25. С. 5. Басс Л.А. Политика в области иностранных инвестиций и их ограничений в России.// Внешняя торговля. -2001 №1. с.36. 6. Басс Л.А. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России.// Внешняя торговля. -1999 №6. с.12. 7. Бергер М. Первые СП, или происхождение иностранного капитала // Известия.2000.-18 апр.-с4. 8. Бублик В.А. СП в России: Организационно-правовые аспекты.: Метод. Пособие. М., 2007. -154с. 9. Вайсман Д., Голубева Ж. Совместная деятельность предприятий: опыт и проблемы //Эко.-2006.-№8, -с128-131. 10. Гатман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. – М: Дело 2001 11. Горбунов А. Совместный бизнес: схемы и методы делового партнерства // Консультант директора. -2002. -№6. -с30. 12. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. – М.: Госкомстат России, 2000. 13. Киселев С. Правовое регулирование иностранных инвестиций // Журнал для акционеров. -2003.-№7. -с43. 14. Коллективные инвесторы в современной России. Под ред. д.э.н. Михайлова С.А.- М., 1999. 15. Кузнецова Г.В. Организация предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.: Теорет. Курс. - М., 2003. - 154 с. 16. Курс экономики: Учебник. — 2-е изд., доп./Под ред. Райзберга Б.А.. — М.: ИНФРА. 2000. — 716 с. 17. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2006. – 104 с. 18. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности в России. Под редакцией В. В. Куликова. – М.: ИНФРА-М, 2003. 19. СП: организационно-экономические основы. М., 2004. - 132 с. 20. Хрулев С. Совместные предприятия как зеркало русской демократии // Россия: власть на местах. -2003. -№10.-с10-15. 21. http://www.gks.ru/wps/portal - Федеральная служба государственной статистики [1] Бергер М. Первые СП, или происхождение иностранного капитала // Известия.1995.-18 апр.-с4. [2] Киселев С. Правовое регулирование иностранных инвестиций // Журнал для акционеров. -2003.-№7. -с43. [3] Кузнецова Г.В. Организация предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.: Теорет. Курс. - М., 2003. - 154 с. [4] Организационно-правовые формы коммерческой деятельности в России. Под редакцией В. В. Куликова. – М.: ИНФРА-М, 2003. [5] СП: организационно-экономические основы. М., 2004. - 132 с. [6] Хрулев С. Совместные предприятия как зеркало русской демократии // Россия: власть на местах. -2002. -№10.-с10-15. [7] Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2004 г. - М.: 2005. – 104 с. |