Реферат: Государство и право в период реставрации капитализма 1992 г. - н.в.
Название: Государство и право в период реставрации капитализма 1992 г. - н.в. Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Контрольная работа по истории государства и права На тему: Государство и право РФ в период реставрации капитализма (1992 г. - н.в.) Студентки 2 курса АНО «ПЭЮК» Самойленко Алины Васильевны Адрес: 446299, Самарская область, Большечерниговский район, п. Поляков, ул. Физкультурная, дом 22, кв. 1 Тел.: 8-929-701-8-333 Оценка: Преподаватель: Беленина Н.Н. План.
ВНЕШНИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА СССР ДЛЯ РОССИИ. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Внешние последствия распада СССР для России. Внутренние пере- мены в нашей стране происходили на фоне достаточно сложных про- цессов международной жизни. Несмотря на позитивные последствия прекращения конфронтации со странами Запада, распад СССР привел к неблагоприятным последствиям для нашего государства. В первые годы своего самостоятельного существования Российская Федерация, унасле- довав правопреемство великой державы - СССР, будучи охвачена вме- сте с другими бывшими республиками СССР острым внутриполитиче- ским кризисом, не могла, да и не хотела играть самостоятельную роль в международных делах. Этим поспешили воспользоваться США, которые взяли на себя функции мирового жандарма с помощью полностью под- контрольного им военного блока НАТО. Психология реванша подтолк- нула западные страны к началу продвижения этого блока на восток к границам России. США объявляет зоной своих интересов районы мира, исторически традиционно контролируемые Россией. В результате таких действий был утрачен уникальный шанс построения нового демилитари- зованного демократического мирового порядка под эгидой ООН. СНГ. После распада СССР отношения России с бывшими партнера- ми по СССР перешли в разряд внешнеполитических. Во многом они были определены Уставом Содружества Независимых Государств, при- нятым в г. Минске 22 января 1993 г. Этот Устав подтверждал, что СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномо- чиями, а его члены являются самостоятельными и независимыми субъ- ектами международного права. Органами СНГ являлись Совет глав го- сударств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и со- веты соответствующих министров, например иностранных дел, и др. Между участниками СНГ складываются взаимоотношения, регули- руемые договорами, как на двухсторонней, так и на многосторонней основе. При этом с одними государствами СНГ у России эти отношения позитивно развиваются и укрепляются на основе взаимного стремления к более тесному единству (например. Республика Беларусь и Киргизия), а с другими - в силу необходимости урегулирования вопросов, взаимно связывающих Россию с этими республиками. Союз Беларуси и России был образован в результате последователь- ного ряда шагов двух братских государств. На первом этапе развития особых отношений с Беларусью 21 февраля 1995 г. в Минске был под- писан договор "О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве" между двумя государствами. Затем 2 апреля 1996 г. заключается договор "Об образовании сообщества России и Беларуси", которое 2 апреля 1997 г. соответствующим договором преобразуется в Союз Беларуси и России. Устав этого Союза, принятый 23 мая 1997 г., в ст. 3 определял своей целью "последовательное продвижение к добровольному объединению государств - участников Союза на основе свободного волеизъявления их народов, исходя из Конституций государств - участников Союза". Ста- тья 2 Устава устанавливала гражданство Союза, а ст. 4 - его междуна- родную правосубъектность. Таким образом были созданы первые право- вые основы для построения федеративных отношений с участием двух сторон. Одновременно ст. 7 Устава предусматривала открытость Союза для вступления в него других государств, причем любых членов Органи- зации Объединенных Наций. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА НОВОЙ РОССИИ Ликвидация властно-управленческих структур СССР и закреп- ление перемен в общественном строе. После роспуска СССР начинает- ся процесс ликвидации структур власти и управления СССР, передача их собственности соответствующим ведомствам республик. Так как столица России и СССР совпадали, то и большинство центральных со- юзных ведомств располагались здесь. Российские учреждения, как пра- вило, получили в свое распоряжение хозяйство союзных ведомств и да- же включали в штат костяк их аппарата. Некоторые же учреждения СССР превращались в российские в связи с правопреемством России. 21 апреля 1992 г. изменяется официальное наименование государст- ва, которое учитывает перемены общественного строя, уже произошед- шие, и те перемены политического строя, которые должны еще про- изойти. Российская Советская Федеративная Социалистическая Респуб- лика внесением изменения в Конституцию переименовывается в Рос- сийскую Федерацию - Россию. Причем оба названия равнозначны. Но пока Российская Федерация продолжала оставаться республикой Советов, с изменениями, осуществленными в предшествующие годы. Эти изменения привели к структуре власти Советов переходного периода. Структуры власти Российской Федерации, выступив единым фрон- том в деле ликвидации СССР, вскоре после его упразднения столкну- лись в борьбе за верховенство в государстве. Этот вопрос стал решаю- щим при подготовке новой Конституции и вызвал политический кризис, закончившийся государственным переворотом в октябре 1993 г. Побе- дившая сторона продиктовала свой вариант Конституции, предусматри- вающий почти абсолютную свободу действий президента, который ни- кому неподконтролен и никому неподотчетен. Изменение политического строя - ликвидация власти Советов и принятие новой Конституции. Противостояние президента и совет- ского парламента. В борьбе против СССР президент и российский со- ветский парламент выступали вместе. Их противостояние начинается позже. Противостояние Президента России и советского парламента было вызвано несовместимостью системы (несмотря на создание меха- низма, учитывающего в значительной степени принцип разделения вла- стей), предусматривающей полновластие Советов и их единство как системы в принципе со структурой единовластия единоличных руково- дителей - президентов, глав администраций и т.д. - снизу доверху во главе с Президентом России. Новая политическая система власти опи- ралась на начавшийся вводиться порядок прямого избрания соответст- вующих руководителей населением, что делало этих руководителей не- зависимыми от представительных органов. Избрание Президента России всенародным голосованием поставило вопрос о перераспределении полномочий президента и Верховного Со- вета и Съезда в пользу первого. Это и понятно, так как президент те- перь тоже представляет всех граждан, справедливо было решить вопрос о его равном положении с парламентом. Но этого не произошло. Не- смотря на предоставление президенту достаточно широких полномочий, Съезд в своей повседневной деятельности исходил из своего верховен- ства. Противостояние между президентом и парламентом обострилось в результате решений VII Съезда Советов, который отказался продлить чрезвычайные полномочия президента, предоставленные ему ранее на период проведения реформ, и принял норму о немедленном прекраще- нии полномочий президента в случае роспуска им или приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной вла- сти. В ответ президент Б.Н. Ельцин 10 декабря 1992 г. выступил с об- ращением "К гражданам России и ко всем избирателям". Президент обвинил Съезд и Верховный Совет в торможении реформ и стремлении узурпировать власть. Он предложил провести референдум, в котором граждане России высказались бы: кому они поручают вывод страны из кризиса - президенту или Верховному Совету и Съезду? Конституци- онный суд выступил в роли примиряющего- посредника, и инцидент был исчерпан. Но, как оказалось, не надолго. Конституция. Вопрос о необходимости разработки и принятия но- вой Конституции был поднят, когда Российская Федерация была частью СССР, в разгар перемен общественного и государственного строя на рубеже 90-х годов. Мало кто предполагал, и прежде всего из тех, кто голосовал по вопросу о создании Конституционной комиссии, что во- прос Конституции тесно переплетется с вопросом о самом существова- нии власти Советов. 16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов избрал из своего соста- : ва Конституционную комиссию в составе 102 депутатов. Председателем ' был избран Б.Н. Ельцин, а ответственным секретарем О.Г. Румянцев. Положение о Конституционной комиссии от 22 января 1992 г. устанав- ливало, что Конституционная комиссия занимается разработкой новой Конституции и разработкой поправок к действующей. Осенью 1990 г. был подготовлен первый вариант проекта Конституции, который впо- следствии постоянно дорабатывался и совершенствовался. Свои проекты подготовили и ряд партий и общественных движений. Однако ни один из них не стал основой будущей Конституции, прежде всего потому, что не удовлетворял взглядам действующего президента Б.Н. Ельцина на построение системы власти и конституционный статус президента в Российском государстве. Для выхода из конституционного кризиса VII Съезд народных депу- татов 12 декабря 1992 г. принял решение о проведении референдума по ': основным положениям подготавливаемой Конституции. Однако согласо- : вать с президентом основные положения не удалось и вследствие этого начинается новый виток противостояния президента и парламента. Со- бравшийся в марте 1993 г. очередной VIII Съезд народных депутатов отложил проведение референдума, а подготовку конституционной ре- формы определил проводить в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В ответ президент в своем обращении к народу зая- вил о введении особого порядка управления страной и о назначении на 25 апреля голосования о доверии президенту и вице-президенту и одно- временно о принятии проектов Конституции и закона о выборах феде- рального парламента. Верховный Совет обратился в Конституционный суд с запросом о законности действий президента в связи с его обраще- нием к народу. Конституционный суд 23 марта дал заключение, что ряд действий президента не соответствуют Конституции и Федеративному договору. Созванный в срочном порядке IX Съезд народных депутатов в целях преодоления кризиса 29 марта 1993 г. принял постановление о проведении референдума о доверии президенту и поддержке проводимой им социально-экономической политики, а также о досрочном прове- дении выборов президента и народных депутатов. Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. По его условиям он не принес решительного перевеса ни одной из ветвей власти, хотя за досрочные выборы президента голо- совало меньше избирателей (31,7%), чем за досрочные выборы народ- ных депутатов (43,1% от общего числа зарегистрированных). От при- нявших участие в голосовании - 49,4 и 67,6% соответственно. Это сви- детельствовало о том, что неформально большинство было за прези- дента и против народных депутатов. Незначительное, но большинство поддержало президента (58,7%) и его социально-экономическую поли- тику (53%). Итоги референдума подтолкнули президента действовать более ре- шительно. 5 мая 1993 г. был опубликован президентский проект Кон- ституции. Одновременно 12 мая 1993 г. Указом президента "О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ" были определены кон- кретные шаги по принятию Конституции. Этим Указом предусматрива- лось, во-первых, что за основу берется проект президента, а во-вторых, что дальнейшую работу над ним с учетом поправок должно осуществ- лять Конституционное совещание, состоящее из представителей, деле- гированных в количестве 2 человек от каждого субъекта Российской Федерации, представителей президента и фракций Верховного Совета РФ. Для доработки проекта, представляемого Конституционному сове- щанию, создавалась рабочая комиссия под председательством президен- та. Указом от 20 мая 1993 г. Конституционное совещание созывалось 5 июня. Этим же Указом уточнялся и его состав. 12 июля 1993 г. проект президента был одобрен Конституционным совещанием. Почти одно- временно другой проект - Конституционной комиссии - 16 июля 1993 г. принимается Верховным Советом в первом чтении. Оба проекта были направлены для рассмотрения субъектам Федерации. Спор между про- ектами был решен силовым методом. 21 сентября 1993 г. президент подписывает Указ № 1400 "О поэтап- ной конституционной реформе в Российской Федерации". В нем гово- рилось о прекращении деятельности Съезда и Верховного Совета и о проведении выборов в новый парламент - Федеральное Собрание, со- стоящее из двух палат. Конституция РФ продолжала действовать лишь в части, не противоречащей данному Указу. Действия президента мотиви- ровались тем, что Российская Федерация - признанный правопреемник СССР, новое государство, пришедшее на смену РСФСР. Указ утверждал положение о выборах в Государственную Думу, а сами выборы намеча- лись на 11-12 декабря текущего года. Предугадывая правомерные дей- ствия Конституционного суда. Указ № 1400 рекомендовал ему не созы- вать заседания до начала работы Федерального Собрания. Однако Кон- ституционный суд 21 сентября провел срочное заседание, на котором вынес заключение о том, что Указ № 1400 и "Обращение президента к гражданам России" нарушают Конституцию и служат основанием для отрешения президента от должности. Верховный Совет, а также Х Съезд охарактеризовали указ № 1400 как акт государственного перево- рота и приняли решение об отрешении президента Б.Н. Ельцина от вла- сти и передаче его полномочий вице-президенту Руцкому. Однако реа- лизовать эти решения было некому, так как все рычаги исполнительной власти находились в руках президента, ему подчинялись и силовые структуры. Избранникам народа ничего не оставалось делать, как отка- заться покидать свою резиденцию - здание Верховного Совета, которое было блокировано силами МВД. 3 октября блокада Верховного Совета была прорвана демонстрантами, которые заняли стоявшее рядом здание мэрии и попытались овладеть телецентром. Антипрезидентскими силами была организована оборона здания Верховного Совета. В ответ прези- дент ввел в Москве чрезвычайное положение. Город заполнили войска, в действие были пущены спецподразделения, которые и решили спор между президентом и парламентом. 4 октября после устрашающего об- стрела из танковых орудий здание Верховного Совета было взято под контроль силами президента, а находившиеся там были арестованы. Итог событий был печальный - многие десятки погибших, еще большее количество раненых. Был нанесен огромный материальный ущерб из-за обстрелов, пожаров, погромов. События сентября - октября 1993 г. являются логическим продолже- , нием того, что происходило с участием Съезда и Верховного Совета РФ в 1990-1991 гг. по отношению к СССР и его структурам государствен- ной власти. Утвердившееся тогда в политической практике игнорирова- ние действующего законодательства и законности теперь повторялось по отношению и к ним самим. Переворот, направленный на установление единовластия президента, начавшийся 21 сентября и завершенный с помощью войск 4 октября, (позволил приступить к слому всей системы Советов, а также механизма судебной власти, препятствующего произволу президента, - Конститу- пионного суда. 7 октября 1993 г. принимается Указ Президента РФ "О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов фе- дерального значения". Был отменен порядок избрания глав администра- ций соответствующими органами государственной власти. Теперь они назначались президентом по представлению председателя Совета Мини- стров. Указом от 9 октября 1993 г. "О реформе представительных орга- нов власти и органов местного самоуправления в РФ" предусматрива- лось, что в краях, областях и иных субъектах Федерации вместо Сове- тов население избирает собрания, думы и т.д. в составе 15-50 человек, работающие на постоянной основе. Деятельность районных в городах и сельских Советов прекращалась, а их функции переходят местной ад- министрации. Указом от 26 октября 1993 г. "О реформе местного само- управления в РФ" прекращается деятельность городских и районных Советов. Затем встал вопрос о легализации всего содеянного. Узаконить про- изошедшие перемены могла только поддержка населения, выраженная на референдуме. Именно поэтому было принято решение проводить выборы в нижнюю палату нового парламента - Федерального Собрания и референдум о принятии Конституции, созданной под эгидой президен- та, - одновременно 12 декабря 1993 г. Первый состав Государственной Думы избирался на 2 года и мог включать лиц, занятых в ней на непо- стоянной основе. Требуемое большинство голосов от принявших уча- стие в референдуме было получено. Конституция вступала в действие с момента ее опубликования - 25 декабря 1993 г. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА Процессы, протекавшие в России после распада СССР. Приход к власти новых политических сил в России происходил под лозунгами борьбы за суверенитет России, при поддержке соответствующей поли- тической практики в других союзных республиках. Все это не могло не оказать влияния на внутренние процессы в России, которая сама явля- лась сложным государством. По-разному воспользовались субъекты Российской Федерации предложением, сделанным первым президентом России "взять суверенитета столько, кто сколько сможет". К сожале- нию дело не только в отдельном высказывании по изучаемой проблеме, но и в последовательной политической линии. Находясь в оппозиции, а затем придя к власти в России, новые политические силы не заявили твердо о территориальной целостности России как о краеугольном кам- не своей политики. Государственное единство России не могло оста- ваться стабильным в условиях происходивших событий. Воспользовав- шись тем, что федеральные власти России были заняты проблемами власти в центре и дележом наследства Союза ССР, в отдельных респуб- ликах России побеждают сепаратистские силы, которые не только зая- вили о суверенитете республик, но, провозгласив независимость, пред- приняли конкретные шаги в ее достижении. Драматично сложились от- ношения с Чеченской республикой, выделившейся из Чечено-Ингуш- ской в эти годы. Здесь был установлен террористический криминальный политический режим. Сложно складывались отношения с республикой Татарстан. Обе эти республики Российской Федерации отказались под- писать Федеративный договор и, как многие другие (например, Саха - Якутия), в 1992 г. перестали платить налоги в федеральный бюджет, не отказавшись от бюджетного финансирования. Подписанный 31 марта 1992 г. подавляющим большинством авто- номных республик России Федеративный договор - договор о разграни- чении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суве- ренных республик в ее составе, явился стабилизирующим фактором развития отношений России с республиками. В нем закреплялось, что субъекты Федерации отказывались от сепаратизма и центробежных уст- ремлений, а федеральная власть отказывалась от унитаризма и центриз ма, стремления к диктату. Автономные республики признавались собст- венниками своих земель, их недр, вод, лесов и других природных ресур- сов. Содержалось четкое разграничение предметов ведения и полномо- чий между федеральными и республиканскими властями. 6 ноября 1992 г. была принята Конституция Татарстана, ст. 61 кото- рой указывала на конфедеративный характер взаимоотношений в рам- ках Российской Федерации. В ней, в частности, говорилось: "Татар- стан - суверенное государство, субъект международного права, ассо- циированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения". На Консти- туционном совещании в июле 1993 г. делегация Татарстана в ультима- тивной форме потребовала внести в проект Конституции Российской Федерации положения, регулирующие особые отношения Российской Федерации с Татарстаном и другими республиками, не подписавшими Федеративный договор. После отказа внести требуемые поправки Та- тарстан отозвал своих представителей, принимавших участие в работе Конституционного совещания. Федеративный договор урегулировал взаимоотношения центра и на- ционально-государственных образований, но не краев и областей. В результате этого произошло ущемление прав краев и областей. Так, республики и автономные округа приобрели право на свои недра и на все то, что воздвигнуто у них, а в краях и областях эти объекты явля- лись федеральной собственностью, и правами распоряжения в отноше- нии их обладали соответствующие центральные органы. Отсутствие по- нимания со стороны ряда руководителей национально-государственных образований необходимости уравнивания прав территориальных образо» ваний в рамках единого федеративного государства как необходимого условия стабильности вызвало волну суверенизации краев и областей. Для того чтобы иметь равные с национально-государственными образо- ваниями права. Волгоградская, Свердловская, Челябинская и ряд других областей объявили себя республиками. Явочным порядком края и области стали переходить к политической (государственной) форме своего устройства в рамках Федерации, предусматривающей право рас- поряжения собственностью на своей территории, собственную систему органов власти и местное законодательство в рамках компетенции, соз- дание нормативного акта, определяющего статус как субъекта Федера- ции. При таком повороте и развитии событий Федеративный договор не мог являться краеугольным камнем, определяющим государственное единство страны. Происходящее требовало поисков другого подхода. В первую очередь необходимо было отказаться от национально-террито- риального принципа построения Федерации как изжившего себя исто- рически. Далее необходимо было предоставить одинаковые права всем субъектам Федерации. Эти вопросы и были решены с принятием Кон- ституции Российской Федерации 1993 г. Форма государственного единства, по Конституции Российской Федерации 1993 г. Итог многочисленным дискуссиям на тему, какой быть будущей форме государственного единства новой России, полити- ческой практике времен паралича власти, подвела Конституция, кото- рая была принята в декабре 1993 г. Конституция в ст. 4 утвердила единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федераль- ных законов России на всей ее территории, единое гражданство. С принятием Конституции приостанавливается процесс суверениза- пии частей России. В тексте Конституции понятие "суверенитет" упот- ребляется только в связи со статусом Федерации как целого. Исключев, нием является упоминание полного названия Федеративного договора "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий межд федеральными органами государственной власти Российской Федерапи и органами государственной власти суверенных республик в состад Российской Федерации" в п. 1 раздела второго Конституции Российско Федерации, где устанавливается правило, в соответствии с которым случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерапи положений Федеративного договора, договоров между органами госу- дарственной власти Российской Федерации и органами власти субъек- тов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъ- ектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации между собой - действуют положения Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 65 Российская Федерация состоит из следую- щих субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, двух городов фе- дерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, одной автономной области - Еврейской, 10 автономных округов. Все субъекты Федерации равны между собой (ст. 5). Это положение является свидетельством принципиальной новизны формы государственного единства России, установленной Конституцией 1993 г. Никогда еще в истории нашего Отечества (Российской империи, СССР и России) не было такого, что- бы все без изъятия части государства рассматривались как равноправ- ные субъекты. Относительное равенство субъектов Российской Федера- ции определяется единством их конституционных прав и одинаковым представительстаом в законодательном органе власти - Федеральном Собрании, причем Совет Федерации, формируемый из представителей от исполнительных и представительных органов власти, по два депутата от каждого субъекта Федерации, по сути дела, играет роль верхней па- латы парламента и, кроме того, решает вопросы, принципиальные для субъектов Российской Федерации. Конституция Федерации допускает прием в Российскую Федерацию и образование новых субъектов, но не предусматривает право на выход из ее состава, несмотря на то, что в преамбуле и ст. 3 Конституции говорится об общепризнанных принципах равноправия и самоопределе- ния как о важнейших основаниях федеративного устройства Российской Федерации. Статус субъекта Российской Федерации определяется Кон- ституцией России и нормативным актом данного субъекта Федерации, принятым его представительным органом власти, в республиках - Кон- ституциями, а в остальных субъектах Федерации - Уставами. Конститу- ция предполагает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен, но только с его согласия (п. 51 ст. 66). Соотношение прав России и субъектов Федерации по отношению к территории опре- деляет ст. 67, которая говорит, что территория России включает терри- тории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздуш- ное пространство над ними. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (п. 3 ст. 67). При подготовке новой Конституции России широко использовались варианты решения проблем, проработанные в ходе реформирования СССР. Например, вопрос о разграничении компетенции между феде- ральными органами власти и субъектами Федерации. Конституция Рос- сии предусматривает, что часть вопросов находится в исключительном ведении федеральных органов власти, другая - в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а третья - в исключительной компетенции субъектов Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 11 Конституции разгра- ничение предметов ведения и полномочий между органами государст- венной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Фе- дерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, феде- ральными законами и договорами. К исключительной компетенции федеральных органов власти отне- сены важнейшие вопросы жизни всей Федерации в целом: федеральное законодательство и его исполнение, территория, федеративное устрой- ство, регулирование и защита прав человека, федеральные органы вла- сти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная собственность, общие коммуникации транспорта, связи, информации, энергетики, ядерные и космические программы, внешние отношения России, оборона и оборонное производство, оружие, границы, судоус- тройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уго- ловно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гра- жданское, гражданско-процессуальное и арбшражно-процессуальное законодательство, коллизионное право, метрическая система и стан- дарты, картография, бухгалтерский учет и статистика, награды и по- четные звания, федеральная государственная служба. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Фе- дерации. К совместной компетенции Федерации и ее субъектов отнесены та- кие вопросы, как- соответствие нормативных актов субъектов Россий- ской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, защита прав человека, разграничение государственной собст- венности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образова- ния, науки, культуры, физкультуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, охрана семьи, социальная защита и социальное обес- печение, осуществление мер по борьбе с бедствиями и ликвидация их последствий, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное, административно-процес- суальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, но- тариат, защита среды обитания и традиционного уклада жизни малочис- ленных этнических общностей, установление общих принципов органи- зации системы органов государственной власти и местного самоуправ- ления, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных догово- ров Федерации. Таким образом, к совместной компетенции Федерации и ее субъектов отнесены все важнейшие вопросы, затрагивающие обе стороны. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответст- вии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Рос- сии. Причем федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения с субъектами Федерации, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории. В частности, к компетенции субъектов Федерации в соответствии со ст. 77 Конституции отнесено право самостоятельно устанавливать соб- ственную систему органов государственной власти, учитывая общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленные федеральные законы. Гарантией невмешательства федеральных властей в осуществление властных пол- номочий по предмету своего ведения субъектами Федерации служит установленное п. 6 ст. 76 Конституции правило, в соответствии с кото- рым в случае противоречия между федеральным законом и норматив- ным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в со- ответствии со своими полномочиями (по вопросам, отнесенным к ис- ключительной компетенции субъектов Федерации), действует акт субъ- екта. Это положение находится в очевидном противоречии с п. 2 ст. 4 - одной из основополагающих статей Конституции, устанавливающей верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Разграничение полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов, система разделения властей потребовали создания механизма защиты установленного порядка. В этой связи Конституционному суду вменяется в обязанность рассматривать дела о несоответствии актов субъектов Российской Федерации, а также договоров между Федерацией и субъектами Конституции и федеральным законам России. Конститу- ционный суд решает и споры о компетенции, возникающие как между органами власти субъекта Федерации, так и между органами власти Федерации и органами власти субъектов Федерации. Президент России имеет право в соответствии со ст. 85 Конституции до решения суда о неконституционности акта органа исполнительной власти субъекта Фе- дерации, приостановить его действие. Президент России может исполь- зовать согласительные процедуры в случае противоречия между феде- ральными властями и властями субъекта Федерации, а также между властями субъекта Федерации. Практика взаимоотношений России с субъектами Федерации. Не- смотря на то, что Конституция России 1993 г. решила принципиальные вопросы организации государственного единства, чем способствовала укреплению России как федеративного государства, проблемы во взаи- моотношениях с субъектами Российской Федерации остались. Глав- ная проблема - соответствие Конституций, других важнейших норма- тивных актов субъектов России Конституции и законам Российской Федерации. Большинство субъектов Российской Федерации после принятия Кон- ституции РФ делают шаги в направлении соответствия своего законода- тельства федеральному. Особенности взаимоотношений с Федерацией ее субъекты устанавливают, внося соответствующие положения в договоры о разграничении компетенции между федеральными органами власти и органами власти конкретного субъекта. Однако и к концу 1995 г. важ- нейшие положения Конституций некоторых республик России противо- речили Конституции РФ. Так, Конституции Татарии, Тывы и Якутии не признавали верховенства Конституции и федеральных законов Россий- ской Федерации в сферах совместной компетенции центра и субъектов Федерации, а Конституция Тывы предусматривала выход из состава России. Однако наиболее драматично сложились отношения с Чечней, где к власти пришел криминальный режим Дудаева. Упразднив действовавшие структуры власти и провозгласив независимость, этот режим полностью игнорировал российское законодательство. Создав вооруженные форми- рования, режим Дудаева воспрепятствовал деятельности федеральных органов власти на территории Чечни. В этих условиях президент и пра- вительство Российской Федерации приняли решение об использовании вооруженных сил для восстановления законности на территории Чечен- ской республики, что привело к настоящей войне. Эта трагичная война оказалась полностью безрезультатной. Она была приостановлена согла- шениями, заключенными в 1996 г., которые откладывали решение во- проса о статусе Чечни на более позднее время. При этом Чечня по- прежнему продолжает находиться вне законодательного поля Россий- ской Федерации. РАЗВИТИЕ ПРАВА В этот период продолжается процесс формирования современной правовой системы, который был начат в предшествующий период еще в рамках СССР. Процесс имеет две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, идет создание базы правового регулирования новых отноше- ний, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Здесь мы видим и появление совершенно нового законодательства, которого раньше не бьшо, например антимонопольного, забастовочного и т.д., и новый под- ход в правовом регулировании известных отношений, например налого- вых, банковских и т.д. С другой стороны, начинается третья за период после Октябрьской революции кодификация российского законодатель- ства, основанная на происходящих изменениях. Литература. 1. История государства и права России. Под ред. Титова Ю.П. 2. Давидович А.М., Курицын В.М., Папаригопуло С.В., Федосеев А.С., Под ред.: Покровский С.А.: |