Курсовая работа: Анализ прибыли предприятия 5
Название: Анализ прибыли предприятия 5 Раздел: Рефераты по финансам Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Введение……………………………………………………………2 2.Прибыль и ее роль в экономике………………………………3 3.Методы планирования прибыли……………………………….6 4. Распределение и использование прибыли на предприятии……………………………………………………16 5. Практическая часть……………………………………………18 6. Список литературы………………………………………30 Введение В условиях рыночной экономики основа экономического развития - прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей бухгалтерского учета. При формирующихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности. В современной России, при становлении и развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета и распределения прибыли становится наиболее актуальной. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства. Основными задачами, при исследовании данной темы являются изучение прибыли, как основы развития организации. Методологической основой для написания курсовой работы являлись работы Безруких П.С., Кондракова Н.П., Савицкой Г.В.. Курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и приложения (расчетной части). 2. Прибыль и ее роль в экономике. Основным показателем финансового результата работы предприятия является прибыль. Прибыль – это превышение доходов над расходами. Это разница между доходами и расходами предприятия, в виде материальных потоков (по начислению). Доходы и расходы определяются методом начисления. Отсюда возникает много парадоксов прибыли. Прибыль – это разница между выручкой и затратами. Основным показателем прибыли в РФ является валовая прибыль (раньше ее называли балансовой прибылью). В нее включается: 1)прибыль от РПРУ (разница между выручкой от РПРУ и полной себестоимостью продукции); 2)прибыль от реализации основных фондов и другого имущества (разница между выручкой от реализации и остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции); 3)прибыль от внереализационных операций (разница между внереализационными доходами и расходами). Т.к. предприятие может вести несколько видов деятельности, следует разделять в учете и при планировании доходы и расходы от этих видов деятельности, чтобы правильно вести учет, поскольку есть виды деятельности, облагаемые по другим ставкам, и по ним базой для налогообложения может служить доход. Чистая прибыль = Валовая прибыль – Налоги Показатель валовой прибыли выделен отдельной строкой в отчетности (форма №2 «О прибыли и убытках»). Показатель чистой прибыли не фигурирует отдельной строкой в отчетности, так как является расчетным показателем. Также используется показатель: Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Предприятие должно сделать некоторые платежи до распределения прибыли по фондам. Эти обязательные платежи называются отвлечением прибыли (штрафы, пени налоговой инспекции и других гос.органов, отчисления в централизованные фонды отраслей или материнской компании). Только после этого предприятие может распределять прибыль. Процесс формирования валовой прибыли имеет многоступенчатый характер, что отражается в бухгалтерском учете (в отчете о прибылях и убытках: Форма № 2). В настоящее время действует такая форма:
Форма №2 в данном виде была утверждена приказом МинФина «Годовая бух. Отчетность организации № 81 , инструкция по заполнению форм отчетности от 1996 года; положение по б/у №4 (ПБУ4) от 08,02,96.» Переход к новой форме отчетности был вызван переходом к гармонизации бухгалтерского учета и приведения его к международным стандартам. В международных стандартах особое внимание уделяется информации, которая свидетельствует о степени зависимости предприятия от внешних источников финансирования (такая информация важна для других кредиторов, инвесторов). Показатель «Валовая маржа» широко используется в управленческом учете, на нем строится расчет точек безубыточности предприятия и дает возможность оценить производственный риск. Важно и для внешних пользователей. 3. Планирование прибыли Существует несколько методов планирования прибыли: 1) Прямой метод планирования прибыли 2) Аналитический метод 3) Нормативный метод 4)Планирование прибыли на основе точки безубыточности. 1) Прямой метод целесообразен, когда у предприятия небольшой ассортимент продукции и небольшие объемы производства и реализации. Методика состоит в том, что осуществляется по ассортиментный расчет. На практике иногда не устанавливают конкретную цену изделия, а исходят из необходимого уровня рентабельности, который равен: Прибыль от реализации продукции Полная себестоимость Прибыль от реализации = полная себестоимость * % рентабельности При изменении себестоимости будет меняться прибыль от реализации. 2) Аналитический метод Сводится к факторному анализу изменений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и влияния этих изменений на финансовые результаты. Аналитический метод на основе показателя базовой рентабельности включает следующие этапы: Расчет базовой прибыли, который определяется исходя из фактических отчетных данных с учетом определенных изменения и поправок. Определяется процент базовой рентабельности продукции, выпущенной в текущем году, с учетом корректировок. Расчет планируемого объема реализации продукции, работ, услуг. Расчет прибыли от реализации планируемого года с учетом базовой рентабельности. Корректировка прибыли на несравнимую продукцию, учет влияния факторов, изменения цен, налогообложения и.т.д. Пример (Комбинированный метод): 1. Прибыли по плану текущего года 9600. 2. Прибыль по отчету на 1.10. текущего года 7300 (целесообразно заниматься планирование прибыли, только тогда, когда имеется отчетность за 9 месяцев текущего года). 3. Ожидаемая прибыль до конца текущего года 2700. 4. Ожидаемая прибыль за реализацию работ и услуг 7300 + 2700 = 10000. Данный показатель м.б. первым, когда имеется годовая отчетность, утвержденная и сданная в налоговые органы; или предприятие не функционирует еще 9 месяцев. 5.Поправки к ожидаемой прибыли от реализации работ, услуг, товаров, рассчитанные исходя из изменений в планируемом году: а) Цены +200 б) НДС и других косвенных налог -400 Поправки рассчитываются отдельно по каждому фактору методом прямого счета: фi – изменение фактора на одну единицу товара. qi – изменение количества единиц i-го товара. 6. Базовая прибыль 10000 + 200 – 400 =9800 Базовым считается любой показатель, пересчитанный на текущий. 7. Ожидаемая реализация товарной продукции по полной себестоимости в текущем году 40900 8. Процент базовой рентабельности 24% (6¸7) 9. Реализация сравнимой продукции в планируемом году 44000 Сравнимая продукция – это та продукция, которая выпускалась в отчетном периоде и планируется к выпуску в следующем году. 10. Плановая прибыль на будущий год, исходя из показателя базовой рентабельности (9´8¸100%) 44000 ´ 24% = 10560 Поправки плановой прибыли в связи с изменениями: а) отпускных цен -790 б) ставок косвенных налогов -42 в) повышения качества продукции и ассортимента +692 12. Экономия от понижения себестоимости реализуемой продукции в планируемом году +200 13. Реализация несравнимой (не выпускавшейся ранее) продукции 2000. Для вновь созданных предприятий этот показатель первый. 14. Процент рентабельности несравнимой продукции 15%. Этот показатель берется по аналогичным фирмам (в т.ч. зарубежным), с учетом инфляции и конкуренции. Поскольку в России доходы и расходы растянуты во времени, проводится дисконтирование. 15. Плановая прибыль по несравнимой продукции (13´14¸100) 300 16. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг в планируемом году (10±11±12+15) 10920. Аналитический метод применяется при планировании прибыли по сравнимой продукции. По несравнимой продукции используется метод прямого счета. Т.к. у предприятия может быть и сравнимая, и несравнимая продукция, то чаще всего используется комбинированный метод (см. пример). 3) Нормативный метод. Применяется, когда предприятия могут устанавливать конкретные нормативы по расходованию средств, т.е. применять систему бюджетирования. Т.о. в данном случае метод прямого счета совмещается с нормами затрат. Экономико-математические методы (с помощью ПК) Планирование прибыли тесно взаимосвязано с теми функциями, которые прибыль выполняет (оценочная и стимулирующая функции). Планирование валовой и чистой прибыли Данное планирование происходит с учетом особенностей выручки, в т.ч. минимальной выручки (точки безубыточности или порога рентабельности), а также с учетом корректировок валовой прибыли для целей налогообложения, в т.ч. с учетом привлечения заемных средств. 4) Планирование прибыли методом расчета точки безубыточности. Для предприятия важно определить не только величину ВП и ЧП, но так же необходимо знать предельный минимальный объем реализации при при котором нет ни прибыли, ни убытка. Точка безубыточности – один из критериев эффективности работы предприятия. Чем ниже точка безубыточности, тем предприятие более конкурентно способно.(т.к. ему нужно меньше продать). Расчет точек безубыточности широко применяется на тех предприятия, на которых организован управленческий учет. Управленческий учет предполагает как расчет фактических показателей, так и плановый, а так же анализ фактических и плановых показателей. Управленческий учет ведется в свободной форме и является коммерческой тайной, т.к. эти расчеты могут существенно расходится с финансовыми результатами. Управленческий учет зародился в 2-30 годы. Для его организации необходимо, чтобы на предприятии учитывались и планировались затраты по постоянным и переменным издержкам. Управленческий учет дает возможность принимать оперативные решения об изменении ассортимента, цен, и объема реализации, для того чтобы обеспечить безубыточность. Для расчета точек безубыточности воспользуемся алгебраическим выражением: Q*P = VC * Q + FC + P Q*P – выручка FC – постоянные издержки P – прибыль Q – объем реализации в натуральном выражении, Р – цена. VC – переменные издержки за единицу. В натуральном выражении. P-VC - это валовая маржа одного изделия. Чем больше постоянные издержки, тем хуже, следовательно надо снижать их. Чем больше валовая маржа, тем лучше. Чтобы посчитать в денежном выражении, надо умножить на цену.
Точка «А» - точка где, нет ни прибыли, ни убытков /Выше – прибыль, ниже - убытки/ QP – выручка. В реальной жизни предприятия имеют много ассортиментное производство, зависимость между переменными затратами и объемом реализации не имеет линейного характера, постоянные издержки являются условно постоянными. /т.е. много примеров когда издержки трудно однозначно отнести к постоянным или переменным, следовательно данная формула усложняется. Расчет многоступенчатый / с помощью компьютеров, методов математического моделирования, линейного программирования/. Часто расчеты ведутся в разрезе цехов. Так же рассчитывают кромки безопасности /запас финансовой прочности/ предприятия. В абсолютном выражении, это разница между фактической выручкой и минимальной /чем она больше, тем больше ЗФП/. С помощью точек безубыточности можно планировать и валовую прибыль: - объем реализации для получения заданной прибыли. В реальных условиях, в российской практике, надо учитывать, особенности н/н. Есть ряд налогов которые относятся на финансовые результат, налог на имущество, на рекламу, на содержание правоохранительных органов и. т. д. Точки безубыточности используются для расчета, определения эффекта производственного рычага. Его величина зависит от доли постоянных затрат. Этот эффект проявляется в том, что между валовой прибылью и объемом реализации нет прямолинейной зависимости. Изменение объема реализации вызывает более сильное изменение прибыли. Эффект производственного рычага = (Прибыль + Постоянные издержки)/Прибыль Т.о., сила ЭПР зависит напрямую от Постоянных издержек. Пример: Магазин продает игрушки. Цена у оптовика = 500 рублей. Цена продажи = 90 руб. Аренда и другие постоянные затраты = 20000 руб. Количество: 1000 шт. в месяц. Надо посчитать прибыль (т.е. разницу между выручкой и затратами). Выручка: 90 * 1000 = 90000 Переменные издержки: 50 * 1000 = 50000 Постоянные издержки: 20000 ЭПР = 20000 + 20000 = 2 20000 При изменении объемов производства и реализации на 1%, прибыль изменится на 2%. ЭПР является также измерителем производственного риска, т.к. размах колебаний прибыли характеризует степень риска. Риск – величина вероятностная. Т.о., он рассчитывается с помощью математической статистики (например, дисперсия). Предприятиям не рекомендуется сочетать высокий производственный риск с высоким финансовым риском. На это обращают внимание банки. Оценка уровня ЭПР и финансового рычага является обязательным элементом при разработке бизнес-плана (инвестиционные соглашения, получение кредита, при выпуске акций). ЭПР и ЭФР используются при разработке прогнозов в процессе планирования прибыли и при определении оптимальной структуры капитала. Чистая прибыль на обыкновенную акцию: Пр = Q*Пр, где Q – объем реализации. Прибыль от реализации продукции: Прп = Пр1 + Пртв – Пр2, где Пр1, Пр2 – прибыль входящих и выходящих остатков. Пр1 – это разница между отпускной ценой продукции и полной себестоимостью готовой продукции. Пртв – в остатках, неотгруженная. Как правило, готовая продукция на складе учитывается по производственной себестоимости; для того, чтобы рассчитать величину прибыли в остатках, надо рассчитать новую себестоимость. Расчет и распределение прибыли. Прибыль является обобщающим экономическим показателем, характеризующим конечные результаты текущей деятельности предприятия. Из прибыли уплачиваются налоги, производится оплата дивидендов по акциям, осуществляется постепенное возвращение паевых взносов учредителям, образуется резервный фонд и производятся отчисления в фонд развития (за счет которого осуществляются мероприятия по расширению и техническому перевооружению производства), а также могут производиться любые другие выплаты, не противоречащие действующему законодательству. 4. Распределение и использование прибыли на предприятии. Валовая прибыль формируется на счете 80 «Прибыли и Убытки», в течении года она накапливается, представляет собой разницу между дебетовым и кредитовым оборотом. Распределять прибыль предприятия имеет право только при истечении года при утверждении годового отчета. Уплаченный налог на прибыль отражается по счету № 81 «Использование прибыли». Для того чтобы в конце года определить величину прибыли к распределению, предприятие должно сделать реформацию баланса. Делается проводка Д80 К81, Д80 К88. Строка 16 отражает суммы штрафных санкций, начисленных в бюджет по 81 счету. Оставшийся остаток = прибыли к распределению. Схема
Фонд накопления (ФН) формируется для будущих инвестиционных программ. Фонд потребления (ФП): 1. Для выплат дивидендов акционерам. 2. Доходы акционерам 3. Оказание социальной помощи Фонд социальной сферы: на капитальные вложения в учреждения социальной сферы. Резервный фонд: АО в соответствии с законом о АО обязаны создать резервный фонд, (размер не < 15% Уставного капитала.). Данный фонд формируется постепенно, в виде ежегодных поступлений – не менее 5% от чистой прибыли. Использование резервного фонда может быть: Выплата дивидендов привилегированным акционерам в случае убытков. Погашение облигаций. Выкуп акций если нет других источников. Проблема распределения чистой прибыли имеет большое значение в финансовом менеджменте. Суть проблемы – пропорция распределителей между накоплением и потреблением. Здесь сталкиваются интересы различных групп участников хозяйственной деятельности: собственников, инвесторов, менеджеров, кредиторов. Собственники – выплата дивидендов. Менеджеры – накопление, расширение дивидендов. Инвесторы и кредиторы – финансовая устойчивость ликвидность акций. Проблема распределения чистой прибыли связана также с формированием будущей структуры капитала предприятия. ФН + РФ + Фсоц. + Нерасп. Прибыль = Собственный капитал. Его формирование: одна из важнейших целей финансового менеджмента. Виды: Дивидендная политика . Определение величины дивидендного фонда по остаточному принципу. «+» для менеджеров, нацеленным на рост доли накопления. «-» можно пользоваться только кратковременно так как увеличение собственного капитала при невыплате дивидендов, следует снижение курса акций. Выплаты дивидендов в виде устойчивой доли прибыли. Выплаты дивидендов в виде процентов от накопления стоимости акций. Целесообразно: когда нет больших колебаний прибыли. Политика в виде растущего процента от номинальной стоимости акций.(в период роста прибыли или высокой инфляции в экономике). 5. Практическая часть. Смета 1, вариант 1 Таблица 1.
Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды. Таблица 3.
Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение. Таблица 4.
Данные к расчету объема реализации и прибыли, тыс.руб. Таблица 5.
Расчет объема реализуемой продукции и прибыли, тыс.руб Таблица 6.
Показатели по капитальному строительству, тыс.руб. Таблица 7.
Данные к расчету потребности в оборотных средствах, тыс.руб. Таблица 8.
Расчет источников финансирования капитальных вложений (производственного и непроизводственного назначения), тыс.руб. Таблица 9.
Расчет потребности предприятия в оборотных средствах. Таблица 10.
Из таб.8 из таб3 из таб.8
Данные к расчету распределения прибыли, тыс.руб. Таблица 11.
Данные к расчету источников финансирования соц.сферы и НИОКР, тыс.руб. Таблица 12.
Все дано. Расчет налога на прибыль, тыс.руб. Таблица 13.
Распределение прибыли, тыс.руб. Таблица 14.
Баланс доходов и расходов Таблица 16.
Список литературы. 1. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. Проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. 2. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.М., Л.М. Бурмистрова др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 3. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. Проф.О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. 4. Бланк И.А. Управление прибылью. К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. 5. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. С англ. – М.: Дело, 2006. |