Курсовая работа: Бухгалтерский учет затрат в туристских организациях
Название: Бухгалтерский учет затрат в туристских организациях Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление Глава 1. Характеристики и классификация затрат в организации. 4 1.1.Понятие «затрат» и принципы их классификации.4 1.2.Производственные и коммерческие затраты.. 5 1.3. Явные и не явные издержки. 8 1.4. Прямые и косвенные затраты.. 9 1.5. Основные и накладные затраты.. 10 1.6. Одноэлементные и комплексные затраты.. 11 1.7. Постоянные и переменные затраты.12 1.8. Производственные и периодические затраты.14 1.9. Группировка затрат по видам расходов.15 Глава 2. Учет затрат в туристских организациях. 20 2.1.1. Метод калькулирования полной себестоимости турпродукта («абзорпшинг-костинг»)20 2.1.2. Метод калькулирования ограниченной себестоимости турпродукта («директ-костинг»)23 2.2. Затраты на перевозку туристов. 25 2.3. Затраты по страхованию туристов.26 2.4. Затраты по визовому обслуживанию туристов. 32 2.6. Затраты по бронированию номеров в гостиницах. 41 2.7. Прочие затраты туристских организаций. 46 ВведениеВ процессе производства создается продукция, выполняются работы или оказываются услуги. Их себестоимость складывается из затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации изготовленного продукта, выполненных работ. Затраты играют большую роль в деятельности организации. От величины затрат зависит финансовый результат от продажи готовой продукции, выполненных работ, услуг. Ведь финансовый результат определяют как разницу между выручкой от продажи продукции без вычетов, предусмотренных законодательством и затратами на ее производство и реализацию. Так как затраты, связанные с производством и продажей продукции, оказывают непосредственное влияние на себестоимость. Перечень затрат строго регламентирован. С этих позиций тема данной курсовой работы является актуальной. Так же важен учет затрат и в туристических организациях. Так как деятельность любого предприятия, в том числе и предприятия туризма, направлена на получение прибыли, а получение прибыли возможно только при условии вложения первоначального капитала, то производство и реализация туристского продукта невозможна без определенных затрат. Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ затрат в туристских организациях. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · раскрыть сущность и содержание затрат в организации; · исследовать основные принципы классификации затрат; · изучить организацию учета производственных затрат на теоретическом и практическом уровнях. Предметом исследования является организации учета затрат в организации. Объектом исследования являются затраты в организации. Глава 1. Характеристики и классификация затрат в организации1.1. Понятие «затрат» и принципы их классификации.Затраты - потребленные, потраченные или потерянные материальные, трудовые и финансовые ресурсы для извлечения прибыли в процессе хозяйственной деятельности организации. Существует много видов затрат, и проявляют они себя по-разному. Система оперативного управленческого учета, использующего затратные показатели, позволяет достичь традиционных целей учета затрат и определения дохода, при этом одновременно удовлетворяются разнообразные потребности отдельных менеджеров организации. Обеспечивается это путем организации учета затрат в соответствии с системой их классификации. Данные по затратам подвергаются перекрестной классификации для удовлетворения практически всех потребностей, связанных с принятием управленческих решений и регулированием финансово-хозяйственной деятельности организации. Использование системы классификации затрат позволяет анализировать и прогнозировать показатели продаж и чистого дохода по туристской организации в целом и по отдельным видам турпродукта, по клиентам и продавцам, по каналам реализации и другим категориям. Такое разбиение данных применяется в управлении себестоимостью, при планировании прибыли и оценке качества работы, а также для контроля затрат. Вся эта информация объективно необходима менеджерам для управленческого учета. Для того чтобы лучше понять характер поведения затрат, проведем их классификацию по нескольким базовым признакам. Затраты туристской организации по отношению к производственному процессу подразделяются на производственные, т.е. связанные с производством туристского продукта, и коммерческие, к которым относятся затраты, связанные с продвижением и продажей туристского продукта. 1.2. Производственные и коммерческие затратыПроизводственные затраты Чаще всего среди туристских организаций для определения себестоимости туристского продукта используется следующая группировка производственных затрат по статьям: 1) «Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта» Яркими примера таких услуг являются: -размещение и проживание туристов у организаций гостиничной сферы (а так же иных организаций, оказывающих такие услуги и обладающие правами на них); -транспортные перевозки у организаций-перевозчиков; -услуги по питанию туристов во время тура у организаций общественного питания; -экскурсионное обслуживание у экскурсионных бюро (в частности у организаторов круизов, сафари, горовосхождений и т. п.); -по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний у медицинских учреждений, санаториев, профилакториев; -по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением поездки); -услуги по страхованию туристов в период турпоездки (страхование от несчастных случаев и медицинское страхование); -услуги гидов-переводчиков и сопровождающих; 2) «Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала» В первую очередь в эту группу входят затраты на оплату труда производственного персонала (работников, непосредственно занятых производством туристского продукта), включая отчисления на социальные нужды. Затраты, связанные со служебными разъездами производственного персонала, также включаются. 3) «Накладные расходы»: а) затраты, связанные с организацией производства туристского продукта (оплата труда работников аппарата управлении и хозяйственных работников, включая отчисления на социальные нужды; затраты на командировки; содержание и эксплуатация хозяйственных зданий, помещений, механизмов, инвентаря, оргтехники, вычислительной техники; коммунальные услуги; пожарная и сторожевая охрана имущества туристской организации; транспортное обслуживание сотрудников туристской организации и прочие затраты); б) амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств по нормам, утвержденным в установленном порядке; в) амортизация нематериальных активов; г) амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов, специальных инструментов и приспособлений; д) затраты, связанные с освоением новых туров; е) оплата услуг связи (телефонной, мобильной, почтовой, местной и др.); ж) затраты по подготовке и переподготовке кадров; з) затраты на организованный набор работников, в том числе и затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций по подбору кадров; и) платежи по обязательному страхованию (суммарный размер отчислений на добровольное страхование, включаемый в себестоимость тур продукта, не может превышать 1% объема реализуемой продукции); к) представительские расходы, связанные с приемом и обслуживанием других организаций, связанные с производственной деятельностью; л) налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, которые в соответствии с установленным законодательством порядком подлежат отнесению на себестоимость. 4) «Затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта посредством выполнения отдельных видов работ, услуг» К указанным подразделениям туристской организации относятся гостиницы, дома отдыха, мотели, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристский транспорт и т. п. Также туристская организация может, исходя из принятых объектов учета, самостоятельно расширять номенклатуру статей затрат на производство туристского продукта. Коммерческие затраты К коммерческим расходам (затратам), связанным с продвижением и продажей туристского продукта в основном относятся: А) затраты на рекламу (целенаправленное, информационное воздействие на потребителя для продвижения туристских продуктов на рынке сбыта), к которым относятся: - затраты на разработку и издание рекламных изделий (каталогов, прейскурантов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.); - затраты на разработку и изготовление эскизов и этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, приобретение и изготовление рекламных сувениров; - затраты на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, объявления и передачи на радио и телевидении); - затраты на световую и иную наружную рекламу; - затраты на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео- , диафильмов и т. п.; - затраты на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей; - затраты на хранение, экспедирование и таможенное оформление рекламных материалов; Б) затраты на организацию и участие в выставках, направленных на продвижение туристского продукта; В) затраты, связанные с деятельностью точек реализации (турагентств) в качестве подразделений туристской организации, как выделенных на отдельный баланс, так и необособленных; Г) затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям, оказывающим туристской организации коммерческие услуги; Д) затраты на оплату труда работников туристской организации, непосредственно занимающихся продвижением туристского продукта. 1.3. Явные и не явные издержкиК явным (или бухгалтерским) издержкам относятся издержки, которые проходят по счетам бухгалтерского учета, т. е. когда фирма тратит денежные средства (со счетов 50, 51, 52, 55) на оплату ресурсов в размере, необходимом для того, чтобы удержать этот ресурс в своем распоряжении. К неявным издержкам относятся издержки, которые носят внутренний характер и не связаны с денежными выплатами со счетов фирмы, а следовательно, не учитываются в бухгалтерских отчетах. К ним относятся издержки упущенных возможностей, связанные с использованием собственных денежных средств фирмы. Примером могут служить издержки по размещению денежных средств в акциях. Неявные издержки составляют разницу между суммой дивидендов и максимально возможной выручкой при ссуживании этих денег под процент. Планируя свою деятельность, фирма должна учитывать альтернативные возможности использования имеющихся средств. Например, увеличивая срок получения дебиторской задолженности, следует учесть не только то, что возрастут налоги с оборота или может измениться валютный курс не в пользу организации, но и какую при этом выгоду организация упустил в процессе ожидания средств по сравнению с альтернативным их использованием в случае своевременного поступления (например, вложив средства в ценные бумаги, на депозит на этот срок и т. п.). С точки зрения возможностей упущенной выгоды необходим мо соблюдать следующий принцип налогового планирования -платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока. Если организация платит налоги не заранее, как только исчислена сумма налога, а в последний день, то это равносильно получению беспроцентного кредита от бюджета на эти дни. Хранение наличности также приносит неявные издержки, равные «упущенному» проценту из-за неиспользования этих денег как заемных средств; суживание денег под процент дает издержки, равные выгоде, которую владелец денег упустил, не потратив эти деньги на формирование турпродукта. К неявным издержкам фирмы относятся и недополученные доходы из-за неэффективного использования патентов, знаков обслуживания, месторасположения, ноу-хау, а также других преимуществ. Явные и неявные издержки образуют экономические издержки фирмы. 1.4. Прямые и косвенные затратыБухгалтерские, или явные, издержки по способу включения в себестоимость услуг делят на прямые и косвенные. Прямые издержки в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов (накладных, нарядов). К таким издержкам относятся расходы, связанные с формированием и реализацией отдельных видов работ и услуг. Прямые расходы обычно включают заработную плату производственных рабочих, расходы на сырье, оплату электрической и тепловой энергии и некоторые другие. Прямые затраты сразу относят на счет 20 «Основное производство». Косвенные издержки связаны с формированием и реализацией нескольких различных видов туристского продукта, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на объект калькулирования. Косвенные расходы расчетным путем распределяются между соответствующими видами турпродукта. Если туристская фирма осуществляет различные виды деятельности: формирует и реализует свои собственные турпутевки, а также реализует чужие турпутевки, то косвенные затраты распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от туроператорской и турагентской (посреднической) деятельности, в общей сумме выручки. Косвенные расходы обычно включают общепроизводственные и общехозяйственные расходы, которые собирают на одноименных счетах 25 и 26 и после соответствующего распределения относят на себестоимость отдельных видов оказанных услуг через счет 20 «Основное производство». Примером общехозяйственных расходов являются также управленческие и хозяйственные расходы, не связанные с производственным процессом: заработная плата с начислениями управленческого аппарата; арендная плата за помещение управленческого и общехозяйственного назначения; амортизация, ремонт и содержание основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; оплата информационных, аудиторских и консультационных услуг; расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие подобные расходы. Отметим, что чем больше удельный вес прямых затрат в себестоимости, тем точнее она подсчитана. 1.5. Основные и накладные затратыПо экономической роли затраты турфирм делят на основные и накладные. Основные затраты — это прямые издержки, которые непосредственно связаны с процессом предоставления услуг, т. е. расходы по размещению, на питание, на экскурсионное и транспортное обслуживание. Основные затраты прямо и непосредственно включают в себестоимость турпродукта. Накладные затраты - это издержки, которые необходимы для формирования, продвижения и реализации турпродукта, но их нельзя прямо отнести на конкретный вид продукта по следующим причинам: •если это невозможно практически, т. е. издержки нельзя непосредственно отнести на отдельный вид турпродукта (например, расходы на социальное обеспечение работников фирмы); •из-за целесообразности или нецелесообразности, т. е. отнесение издержек на отдельный вид турпродукта экономически не оправданно. Экономически более оправданно включать издержки в суммарные начисления на все виды турпродукта с дальнейшим их распределением по видам с помощью ставок накладных расходов. Ставка накладных расходов выражается в форме издержек на единицу затрат труда, например в процентах от издержек на оплату труда. Фактически ставка накладных расходов является нормативными издержками, предназначенными для распределения накладных расходов на себестоимость тур продукта. К накладным относят и те расходы, которые образуются в связи с организацией, обслуживанием турфирмы и ее управлением. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. 1.6. Одноэлементные и комплексные затратыПо составу (однородности) затраты подразделяют на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и др. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов. К ним можно отнести цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы. 1.7. Постоянные и переменные затраты.Наиболее важной и используемой для целей планирования и контроля является классификация издержек по типу «поведения» затрат в зависимости от изменения объема производства или от уровня деловой активности компании. Рост или снижение объема производства вызывает соответствующий рост или снижение уровня определенных затрат. При этом другие затраты остаются неизменными. Переменные затраты Переменными называются затраты, которые варьируются с изменением объемов деятельности. Эти затраты могут зависеть от продолжительности труда, вида и класса обслуживания, стоимости питания, а также стоимости гостиничного обслуживания, от числа туристов и т.п. Затраты относятся к переменным, если их величина зависит от объема оказанных услуг. Переменные затраты по своим абсолютным размерам в зависимости от объема оказанных услуг могут как возрастать (при увеличении продолжительности тура увеличиваются расходы на питание туристов), так и уменьшаться (при увеличении продолжительности тура расходы по гостиничному обслуживанию сокращаются). Один из интересных аспектов поведения переменных расходов заключается в том, что эти издержки постоянны в расчете на единицу продукции, услуги. Хотя и здесь есть одна тонкость, связанная с системой скидок с цены услуг при групповом туризме, однако поведение переменных затрат на единицу продукции, услуги не изменяется — возрастает или снижается лишь их уровень на единицу продукции, услуги. Данные о переменных затратах используются для установления трансфертных цен. Трансфертная цена - это цена на продукцию или услуги, оказываемые одним подразделением (сегментом) крупной децентрализованной организации другому подразделению той же организации. Эти цены часто рассматриваются как заменитель рыночной цены во внутренних операциях компаний, включающих по крайней мере один центр прибыли или центр инвестиций. Переменные расходы включают те расходы, которые сразу относятся на счет 20 «Основное производство». Постоянные затраты Постоянные затраты — это расходы, относительно стабильные (изменяются незначительно) при колебаниях объемов производства, услуг (например, амортизационные отчисления, арендная плата и т. п.). Постоянные затраты на единицу услуг изменяются обратно пропорционально изменению объема оказанных услуг. Важным аспектом анализа постоянных расходов является их деление на полезные и бесполезные (холостые), которое связано со скачкообразным изменением большинства производственных ресурсов. Таким образом, постоянные затраты можно представить как сумму затрат - полезных и бесполезных, не используемых в производственном процессе. При делении затрат на постоянные и переменные необходимо учитывать тот факт, что затраты одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существует большое количество затрат, которые в определенной ситуации по принятию решения являются переменными, а в другой - могут быть постоянными. Бессмысленно делить расходы на постоянные и переменные по их сущности в абстрактной форме, ибо истина всегда конкретна. На характер поведения затрат (переменный или постоянный) влияют следующие факторы: 1)время, т. е. длительность рассматриваемого периода; так, в длительном периоде времени все затраты становятся переменными; 2)производственная ситуация, в которой принимаются решения. Например, фирма выплачивает проценты на заемный капитал, эти проценты в обычной ситуации относят к постоянным затратам, так как их величина не зависит от объема услуг. Эти же проценты становятся переменными, когда меняется производственная ситуация для принятия решения (например, в случае закрытия фирмы); недостаточная делимость производственных факторов. Следствием данного фактора является то обстоятельство, что многие затраты возрастают с увеличением объемов оказания услуг не постепенно, а скачкообразно, ступенчато. Эти затраты постоянны для определенного ряда показателей 3)объема производства, затем они резко повышаются и снова остаются постоянными для определенного интервала. Ошибки, возникающие из-за условности и относительности деления затрат на постоянные и переменные, значительно меньше, чем информационные потери, которые можно понести, игнорируя его. Общая сумма всех постоянных и всех переменных издержек образует валовые издержки. Фирма, желая добиться максимальной прибыли, стремится снизить издержки на единицу продукции. В связи с этим интересен показатель средних издержек. Средние издержки - это величина валовых издержек, приходящаяся на единицу турпродукта. Очевидно, что средние валовые издержки равны сумме средних постоянных и средних переменных издержек. 1.8. Производственные и периодические затраты.Следующий вид классификации затрат связан с объемом производства. Данная классификация делит затраты на производственные (на Западе их называют «затраты продукта») и периодические («затраты периода»). Это относительно новый вид классификации в отечественной практике; применяется отдельными предприятиями с 1992 г. В этой классификации нет чистоты, но есть мощный прагматизм; некоторое смешение признаков оправдано удобством ее практического применения, в частности при организации системы учета «директ-костинг». С ее помощью можно сделать интересный вывод, что если нет производства, нет производственных затрат, то все равно остаются затраты периода. Если списание производственных расходов на уменьшение выручки от продаж будет определяться самим фактом продаж, реализации услуг, то на периодические затраты факт реализации влияет мало. Таким образом, периодические затраты практически не связаны по своей экономической сути с формированием и продвижением туристского продукта; их можно рассматривать в качестве периодических убытков каждого отчетного периода. Издержки, которые нельзя идентифицировать с видом продукции, услуг, называются периодическими, поскольку их можно соотнести только с периодом, в течение которого они были понесены. Периодические затраты являются функцией длительности отчетного периода. Так, амортизация помещения или арендная плата за пользование помещением за три месяца при прочих равных условиях будет в три раза больше, чем за один месяц. Периодические затраты возникают в течение определенного периода времени в результате какого-либо конкретного стратегического решения, принятого руководством организации. Они не связаны с объемом производства или объемом сбыта. Уровень таких расходов устанавливается решением администрации. Таким же решением они могут быть увеличены, сокращены или устранены. Типичными примерами дискреционных затрат являются расходы на исследование и разработки, стоимость рекламных средств и затраты на программы повышения квалификации персонала. Производственные затраты связаны с осуществлением собственно производственной деятельности. Они имеют место при формировании и продвижении турпродукта, но в большей своей части отсутствуют при свертывании туристской деятельности. 1.9. Группировка затрат по видам расходов.Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает две классификации: по экономическим элементам затрат (или по экономическому содержанию) и по калькуляционным статьям (или по целевому назначению) расходов. Деление затрат по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости на фирме в целом и включает пять основных групп расходов: 1)материальные затраты; 2)затраты на оплату труда; 3)отчисления на социальные нужды; 4)амортизация основных фондов; 5)прочие затраты. Каждая из вышеперечисленных групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на собственные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены и каково их производственное назначение. Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определить структуру себестоимости. Для этого исчисляют процентное соотношение удельного веса каждого вида затрат и всей себестоимости. В управленческом учете затраты группируются по носителям затрат в разрезе статей калькуляции. Под носителем затрат понимают виды продукции, работ, услуг, предназначенных для реализации на рынке. Группировка затрат по калькуляционным статьям используется при составлении калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции). Калькуляция позволяет определить, во что обходится организации единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации обусловлена тем, что расчет себестоимости по экономическим элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также характер этих затрат в отдельных видах услуг. Для туризма это обстоятельство имеет особое значение. Определение же затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне. По калькуляционным статьям расходы группируются в зависимости от места их возникновения и относятся на каждый вид продукции (работ, услуг) прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности (сферы услуг), поэтому состав затрат в каждой отрасли различен и определяется соответствующими отраслевыми (или межотраслевыми) инструкциями и методиками. Как правило, по статьям затрат выделяются: 1)сырье и материалы; 2)топливо и энергия; 3)основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; 4)отчисления на социальное страхование; 5)расходы на подготовку и освоение производства; 6)расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; 7)цеховые расходы; 8)общезаводские расходы; 9)прочие производственные расходы; 10) внепроизводственные (коммерческие) расходы. В результате группировки затрат по калькуляционным статьям образуется ряд комплексных статей, состоящих из нескольких элементов расходов. К таким статьям, в частности, относятся цеховые расходы, общезаводские расходы, внепроизводственные расходы и др. В указанные статьи входят затраты, относящиеся к раз личным элементам (например, заработная плата, амортизация и прочие элементы). Для туристских организаций перечень калькуляционных статей утвержден приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 08.06.98 г. № 210, зарегистрированным Минюстом России от 24.08.98 г. № 1595, «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью». Перечень затрат, формирующих себестоимость туристского продукта, содержит следующие калькуляционные статьи: 1) затраты на приобретение прав на следующие услуги туристам: по размещению и проживанию; по транспортному обслуживанию (перевозке); по питанию; по экскурсионному обслуживанию; по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний; по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки); культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера; по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период турпоездки; по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими; 2)затраты по освоению новых туров; 3)затраты, связанные с оплатой услуг организаций по подбору кадров; 4)представительские расходы в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации; 5)затраты, возникающие по невостребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются неразделяемыми комплектами для целей формирования туров. Последние включают затраты по фрахтованию транспортного средства, по приобретению блока мест в транспортном средстве, по размещению и проживанию в организации гостиничной сферы и иных организациях, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги. 1.10. Предельные издержки.Предельные издержки - это прирост затрат фирмы при изменении объема реализации услуг на одну дополнительную единицу турпродукта. Предельные издержки =∆ Валовые издержки / ∆ Реализованный турпродукт Предельные издержки показывают, во что обойдется фирме увеличение объема производства на единицу турпродукта. Поскольку постоянные издержки не меняются и не зависят от объема услуг, изменение валовых издержек определяется изменениями только переменных издержек. Отсюда следует: Предельные издержки =∆Переменные издержки / ∆ Реализованный турпродукт Один из фундаментальных законов экономики - закон уменьшающейся отдачи ресурсов. По этому закону увеличение переменного фактора при неизменной величине постоянного фактора непременно приведет к ситуации, когда каждая последующая единица переменного фактора будет оказывать на объем выпуска турпродукта меньшее влияние, чем его предыдущая единица. Глава 2. Учет затрат в туристских организациях2.1. Методы учета затрат2.1.1. Метод калькулирования полной себестоимости турпродукта («абзорпшинг-костинг»)Калькулирование полной себестоимости продукта предполагает расчет всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки и полная себестоимость единицы продукта. Калькулирование полной себестоимости турпродукта – это система учета, в котором все затраты (как перемененные, так и постоянные) распространяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы турпроукта. В основе этого метода лежит группировка расходов по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг. Рассмотрим калькулирование себестоимости у туроператора, который формирует стоимость туристского продукта. Объектом калькуляции будет служить стоимость обслуживания гурппы туристов при группововм типе тура и стоимость обслуживания индивидуального туриста при индивидуальном типе тура. В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции – до 10 %, по срокам и продолжительности – до 5%, в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостинице – до 10 %. В целом цена тура на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20%. Туристу могут быть представлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров или пэкидж-туров. Калькуляция – это документ, с котором рассчитывается и которым оформляется продажная цена турпродукта при затратном методе ценообразования. Калькуляцию рекомендуется оформлять в виде представленного ниже документа. (таб. 1). Таблица 1 Калькуляция тура (40 чел.)
Перечень калькуляционных статей утвержден методическими рекомендациями ГКФТРФ №402 и включает следующие показатели: 1. Стоимость оформления выездных (въездных) документов зависит от стоимости визы в посольстве данной страны. 2. Стоимость медицинской страховки зависит от условий в договоре и определяется аналогично. Если страховка не является обязательной и оплачивается туристом по желанию, в стоимость тура она вообще не входит и оформляется как дополнительная услуга. Операции по страхованию освобождены от уплаты НДС. 3. Стоимость транспортного обслуживания зависит от программы тура. Включает стоимость: проезда до страны пребывания (авиаперелет, железная дорога, автобус, теплоход и т.д.), перевозки туристов от места сборов до аэропорта вылета, от аэропорта прилета до гостиницы или иного места размещения, транспортных расходов и т.д. 4. Стоимость проживания зависит от программы тура. Рассчитывается исходя их стоимости номера, которая зависит от класса гостиницы, расселения, сезона заезда, предоставляемых групповых скидок и т.д. 5. Стоимость питания рассчитывается в зависимости от программы тура, то есть от того, что предусматривает тур: завтрак, полупансион, или «все включено» 6. Стоимость экскурсионного обслуживания включает только те расходы по экскурсионному обслуживанию, которые входят в обязательную программу тура. Обычно это 2-3 экскурсии, при этом указывается, что при желании на месте турист может оплатить дополнительные экскурсии. Стоимость экскурсий зависит от цены входных билетов в музеи, парки, а также стоимости услуг экскурсоводов, гида, сопровождающего. В калькуляцию включают либо стоимость группового билета, либо результат умножения стоимости одной экскурсии на количество туристов. Стоимость услуг гида-переводчика либо выделяется в самостоятельную калькуляционную статью, либо включается в косвенные расходы фирмы. 7. Итоговое значение прямых затрат отражает стоимость затрат туроператора по приобретению прав на туристские услуги и соответствуют затратам туриста. 8. Косвенные расходы туроператора – это расходы по содержанию туристской организации. они включают: расходы на организацию набора групп, амортизацию основных средств и нематериальных активов, арендные платежи, оплату услуг банков, содержание офиса, заработную плату и т.д. Косвенные затраты по объектам калькулирования распределяются пропорционально выбранной базы для их распределения. В качестве базы для распределения косвенных затрат применяют: - отдельный вид прямых затрат; - итоговое значение прямых затрат; - выручку от реализации туристских слуг. Плановый процент косвенных затрат определяется из анализа фактических данных за предыдущий период. 9. Полная себестоимость тура включает прямые затраты туриста и косвенные затраты туроператора. 10. Налог на добавленную стоимоть туристских услуг облагается НДС по действующей ставки 18% 11. Прибыль туроператора – норма прибыли и показатель полной себестоимости турпродукта. Норма прибыли зависит от конкурентно способности данного тура. 12. Стоимость тура включает: полную себестоимость и прибыль туроператора. 2.1.2. Метод калькулирования ограниченной себестоимости турпродукта («директ-костинг»)Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация по формированию и реализации единицы турпродукта. Однако традиционные метод не учитывает одно важное обстоятельство: изменение стоимости единицы турпродукта от объема реализации турпродуктов. Если туристская организация учитывает объем реализации турпродуктов, то себестоимость единицы турпродукта снижается, если же у туристской организации сокращается объем реализации турпродуктов, то себестоимость растет. В современных условиях хозяйствования преимущество необходимо отдавать методу калькуляции себестоимости по величине покрытия. Рассмотрим второй способ группировки и включения затрат в себестоимость продукта. Система «директ-костинг» является атрибутом рыночной экономики, поэтому значение данного способа в современных условиях возрастает. Данный способ основан на группировке затрат в зависимости от объема производства. Названный признак группировки расходов предусматривает разделение затрат на переменные и постоянные, или производственные и периодические. Директ-костинг предусматривает расчет только переменных (производственных) затрат, в основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия. Ограничение себестоимости турпродукта лишь переменными затратами позволяет упростить нормирование, планирование, учет, калькулирование и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат. Калькулирование в системе «директ-костинг» позволяет выявить турпродукты с большей рентабельностью, так как разница между продажной ценой и суммой произведенных затрат не затушевывается в результате списания периодических затрат на себестоимость конкретных турпродуктов. Данный способ делает себестоимость «более обозримой», снижая при этом трудоемкость распределения накладных расходов между различными видами туристских услуг, упрощая нормирование, планирование и учет затрат. Сумма постоянных расходов за данный отчетный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, поэтому их влияние на величину прибили хорошо видно. Если определение результатов деятельности фирмы базируется на исчислении полной себестоимости услуг, то выявляется так называемая нетто-прибыль , или нетто-убыток; если же результат основан на учете частичных затрат, то определяется брутто-прибыль . Важной особенностью системы «директ-костинг» является соединение производственного и финансового учета. Основная модель отчета ждля анализа затрат прибыли моте, например, выглядеть следующим образом: Выручка от реализации 1100 тыс.руб. Переменные затраты 800 тыс.руб. Маржинальный доход 300 тыс.руб. Постоянные затраты 150 тыс.руб. Прибыль от реализации 150 тыс.руб. Маржинальный доход представляет собой разность между вручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных затрат и прибыли от реализации. Уменьшая предельную прибыль на величину общехозяйственных затрат, мы получаем прибыль от реализации. Итак, при ведении учета по системе «директ-костинг» выявляются два финансовых результата: 1) предельная прибыль (маржинальный доход, брутто-прибыль, сумма покрытия) 2) прибыль от реализации услуг (нетто-прибыль) Уменьшая величину прибыли от реализации на часть постоянных расходов на реализацию услуг, мы получаем уменьшение налога на прибыль. 2.2. Затраты на перевозку туристовВ рассматриваемой ситуации затраты на перевозку туристов составляют часть расходов, связанных с непосредственной деятельностью туроператора. Соответственно в сумму этих расходов входят и затраты, возникающие по невостребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами. В случае реализации прав на невостребованные туристами услуги (в частности, авиабилетов на свободные места в чартерном рейсе) их стоимость не учитывается в стоимости турпродукта, а отражается в качестве расходов по дополнительной услуге «продажа авиабилетов». В бухгалтерском учете турфирмы затраты по оплате стоимости чартерного авиарейса отражаются как затраты, формирующие себестоимость турпродукта, следующей бухгалтерской записью: Д 20 К 60. При непосредственном формировании стоимости путевки из общей величины расходов по оплате чартера необходимо выделить стоимость мест (авиабилетов), реализованных как отдельные услуги обособленно от турпродукта. Д 90 К 20 - стоимость отдельно реализованных авиабилетов списывается на реализацию. Д 43 К 20 — оставшаяся величина затрат на транспортное обслуживание туристов (за вычетом стоимости авиабилетов, реализованных в свободной продаже) учитывается в стоимости турпутевки. Турфирма с авиакомпанией чаще всего заключает посреднический договор (агентский или комиссии), по которому турфирма реализует полученные билеты за вознаграждение. 2.3. Затраты по страхованию туристов.Страховая защита (страхование медицинских и прочих рисков) необходима туристам, так как в большинстве туристских регионов платная медицинская помощь. Медицинское страхование гарантирует туристу ее предоставление почти в любом уголке мира. Страхование — это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов, путем выплаты страхового возмещения. Основные документы, регламентирующие страхование российских туристов: •Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12.97 № 157-ФЗ; •Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ; •Указ Президента России «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 07.07.92 № 750 (ред. от 06.04.94 № 667); •Указ Президента России «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 06.04.94 № 667; • постановление Правительства РФ «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации» от 11.12.98 № 1488 и др. Страхование осуществляется на основе определенных правил, в которых приводятся порядок заключения, изменения, прекращения и срок действия договора страхования; определены страховые риски и случаи, а также страховая сумма, страховой взнос и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. Эти правила указываются в договоре страхования. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования. К основным видам страхования в сфере туризма относятся: • страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинское страхование); • страхование профессиональной ответственности; • страхование риска турфирм. Хотя страхование туристов и их имущества считается добровольным, законодательство многих стран требует обязательного наличия медицинского полиса у туристов, посещающих их территорию. К специфическим (дополнительным) относятся следующие виды страхования в туризме: • на случай задержки транспорта; • на случай плохой погоды во время нахождения застрахованных лиц на отдыхе; • от непредставления или ненадлежащего предоставления туристских услуг, указанных в путевке (ваучере); • от невыдачи въездной визы; • личного транспортного средства («автомобильная ассистанция») и др. Эти виды страхования добровольные, их оформление зависит от воли туриста. Особое место в системе страхования туристов занимает страхование пассажиров регулярного транспорта и автогражданской ответственности («зеленая карта»). Страхование пассажиров на транспорте является обязательным и осуществляется автоматически, без согласования с ними. Во время поездки на любом виде транспорта российский турист также автоматически страхуется от несчастных случаев, которые могут произойти во время поездки. Указом Президента России «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 06.04.94 г. № 667 установлено, что сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа или путевки и взимается с пассажира, туриста, экскурсанта при продаже проездного документа или путевки. Размер страховой суммы по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) установлен в пределах 120 минимальных размеров оплаты труда (п. 4 Указа). Кроме того, согласно положению Варшавской конвенции, любой международный авиабилет служит одновременно страховым полисом пассажира на время полета со страховой гарантией до 20 000 долл. США. Законодательства большинства стран мира предусматривают обязательное страхование гражданской ответственности водителей и владельцев автотранспорта (автотуристов), поэтому автотурист при пересечении границы обязан оформить страховой полис. Страхование может быть осуществлено на индивидуальной основе (когда каждый турист имеет отдельный страховой полис) и может быть групповым (полис оформляется целиком на группу). У каждого вида страхования свои специфические правила. Однако основным видом страхования в туризме признается добровольное медицинское страхование туристов на период их путешествия. Договоры добровольного медицинского страхования заключаются в соответствии с правилами, утвержденными страховой компанией, которые не должны противоречить российскому законодательству. Не подлежат страхованию лица старше 75 лет и дети до двух лет. Расчеты по обязательному и добровольному страхованию учитываются на счете 76-1 «Расчёты по имущественному и личному страхованию». Расходы по обязательному и добровольному страхованию туристов учитывают в стоимости турпродукта следующей бухгалтерской записью: Д 20 К 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Порядок учета операций по страхованию туристов зависит от того, как были оформлены отношения турфирмы со страховой компанией. Существует два варианта сотрудничества турфирмы со страховой компанией: - турфирма выступает в роли страхового агента или брокера; - турфирма заключает договор страхования в пользу третьих лиц, включая стоимость страховки в цену путевки. В первом случае турфирма будет включать в оборот, облагаемый НДС, только свое посредническое вознаграждение. Если же турфирма выбрала второй вариант, то стоимость страховки будет полностью включена в цену тура, следовательно, НДС нужно будет платить со всей суммы страховки (правда, это относится к турам по России, если туристам при этом оформляется страховка). Если же речь идет о турах за рубеж, то НДС облагается не вся выручка турфирмы, полученная от туристов за путевки, а толькоразница между ценой реализации тура и стоимостью входящих в него услуг, которые оказываются за рубежом. Порядок исчисления НДС при выездном туризме разъяснен в п. 5 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Услуги по страхованию считаются оказанными на территории России, что следует из пп. 5 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ. Поэтому выручка за эти услуги облагается НДС. При этом турфирма не сможет возместить «входной» НДС по этим услугам из бюджета, ведь страховые услуги, которые оказывают специализированные компании, НДС не облагаются. Очевидно, что для турфирмы — плательщика НДС наиболее предпочтителен первый вариант организации сотрудничества со страховой компанией. Кроме того, в этом случае все претензии по качеству страховых услуг туристы должны направлять не в турфирму, а в страховую компанию, что позволит избежать лишних расходов. Рассмотрим подробнее первый вариант, при котором турфирма от имени и за счет страховой компании подписывает договоры страхования со своими клиентами, в которых страховщиком выступает страховая компания, а страхователем — турист. При наступлении страхового случая расходы оплачивает страховая компания. Получив от туриста деньги за страховку, турфирма выдает ему квитанцию по форме № А-7. Затем полученные деньги (как правило, за вычетом посреднического вознаграждения) турфирма перечисляет страховой компании. Сроки перечисления денег и размер комиссионных определяются в договоре, заключенном турфирмой со страховой компанией. Кроме того, страховая компания может потребовать от турфирмы представлять копии экземпляров квитанций на получение страхового взноса. В этом случае турфирма передает их по акту, в котором указываются количество и номера переданных квитанций. Застрахованный турист вместе с путевкой получает от турфирмы страховой полис. Этот полис является бланком строгой отчетности. Его турфирма получает от страховой компании (причем турфирма может получать от страховщика уже заполненный бланк либо заполнять его сама). В последнем случае турфирма в течение всего срока действия посреднического договора отчитывается перед страховой компанией об использовании полисов, указывая в отчете даты заключения договоров страхования с туристами и выдачи полисов, номера заключенных договоров и выданных полисов, а также паспортные данные застрахованных туристов. Отчет представляется страховой компании до начала тура. Средства, перечисляемые страховой компании, не являются расходами турфирмы и не должны включаться в стоимость тура. Однако при осуществлении посреднической деятельности в области страхования у турфирмы могут возникать определенные расходы. В частности, ей придется платить зарплату сотрудникам, занимающимся оформлением страховых полисов, начислять ЕСН и другие обязательные платежи от данной зарплаты и т. д. На сумму подобных расходов турфирма может уменьшить доход от посреднической деятельности согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ. Затраты по страхованию туристов турфирма может включать в стоимость путевки, если она заключила со страховой компанией не посреднический договор, а договор страхования в пользу третьих лиц. В этом случае страховщиком будет выступать страховая компания, а страхователем — сама турфирма. Схема работы со страховой компанией в этом случае следующая. Турфирма подает в страховую компанию списки туристов, которых необходимо застраховать, а взамен получает страховые полисы (учитывать и отчитываться за которые нужно так же, как и при посредническом договоре). Если турист заболеет или с ним произойдет иной страховой случай, он должен будет обращаться не в страховую компанию, а в турфирму. Получив информацию от туриста, турфирма сообщит об этом страховой компании, а та в свою очередь оплачивает медицинскую помощь или возмещает туристу иные убытки. При этом страховая премия (деньги за страхование) перечисляется страховой компании из собственных средств турфирмы, которая впоследствии включает стоимость страховки в цену путевок, продаваемых туристам. 2.4. Затраты по визовому обслуживанию туристовПри выездных и въездных турах туристу в большинстве случаев необходима виза. Этот штамп в загранпаспорте туриста проставляют дипломатические представительства иностранных государств. Граждане, получившие шенгенскую визу, могут свободно пересекать границы между Австрией, Бельгией, Германией, Грецией, Данией, Исландией, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Финляндией, Францией, Швецией, а с 21 декабря и Венгрией, Латвией, Литвой, Эстонией, Мальтой, Словакией, Словенией, Чехией и Польшей. Шенгенская виза выдается той страной, которая служит главной целью поездки туриста. Поэтому если турист купил путевку в Испанию, то оформить ему визу должно именно испанское посольство. Если же приобретенный тур предусматривает посещение нескольких стран, то виза оформляется той страной, в которую турист въезжает вначале. Так, отправляясь в тур с посещением Италии, а затем Франции и Испании, визу нужно получить в посольстве Италии. Чтобы оформить визу, турфирма должна представить в посольство страны, в которую собрался турист, ряд документов. Имя туриста не должно значиться в списке лиц, въезд которых в страны Шенгенской зоны запрещен. Срок оформления визы посольством для разных стран различен. Также различаются и размеры консульских сборов, взимаемых за оформление визы. Услуги турфирм по оформлению визы могут: •включаться в стоимость путевки; •компенсироваться туристом сверх стоимости путевки (без выплаты фирме вознаграждения за оформление визы); •оплачиваться туристом дополнительно сверх стоимости путевки (с выплатой фирме вознаграждения за оформление визы). Турфирма не может заключить посреднический договор с иностранным посольством, поэтому за оформление визы в составе тура туристская организация в большинстве случаев не начисляет вознаграждения, а деньги, полученные от туриста на оформление визы, отражаются в учете как компенсация расходов по оплате консульского сбора. Таким образом, турфирма берет на себя обязательство оформить визу для клиента, не удерживая за это вознаграждение. В договоре с туристом оговаривается, что турфирма обязуется оформить для туриста визу. При этом турфирма действует от имени и за счет клиента. Вознаграждение за эту услугу турфирма не удерживает с туриста. В этом случае денежные средства, полученные от клиента за оформление визы, являются компенсацией расходов фирмы по оформлению визы и не войдут в выручку турфирмы, не будут облагаться НДС и налогом на прибыль. Услуги по оформлению визы считаются оказанными за границей, так как территория дипломатического представительства не считается российской и не облагаются НДС (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если турфирма оказывает услуги по оформлению визы за вознаграждение, то для уменьшения налоговых обязательств целесообразно в договоре с туристом указать, что при оформлении визы они действуют от имени и за счет клиента, получая за это вознаграждение. В этом случае выручкой признается только сумма вознаграждения, которая и учитывается при расчете НДС и налогооблагаемой прибыли (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ), а не вся сумма средств, полученная за услугу (с учетом консульского сбора за оформление визы). Существует проблема с документальным подтверждением данных расходов, так как посольства не всегда выдают документы, подтверждающие оплату сбора. Иногда сбор оплачивается в иностранной валюте, и тогда, даже если турфирме и выдадут подтверждающий документ, она все равно не сможет подтвердить эти расходы, поскольку в России расчеты наличной иностранной валютой запрещены (п. 15 письма Центрального банка РФ «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации» от 02.09.94 № 107). Посольство может отказать в выдаче визы туристу, например, туристу, чья ранее выданная Шенгенская виза была погашена штампом не той страны, которая ее выдала (например, виза, выданная посольством Италии, погашена в Австрии). Поэтому турфирма, заключая договор с туристом, должна отразить, что организация не несет ответственности за отказ посольства в выдаче визы и консульский сбор, уплаченный посольству, туристу не возвращается. 2.5. Затраты на трансферДоговор на туристское обслуживание предполагает такой вид услуг, как трансфер. Данный термин был заимствован из международной практики, где под трансфером понимается любая пересадка с одного вида транспорта на другой. В профессиональных кругах российских турфирм получило распространение более узкое понимание трансфера — транспортировка туристов из аэропорта (или вокзала) до гостиницы и обратно в месте проведения тура, а также доставка до аэропорта (вокзала) в месте отправления в тур и встреча при возвращении из тура. Расходы на трансфер могут возлагаться как на туроператора, формирующего тур, так и на туроператора по приему туристов. Услуги по трансферу могут быть оказаны как специализированной транспортной организацией по заказу турфирмы, так и самостоятельно турфирмой при наличии собственного автотранспорта. При формировании каждого тура у туроператора имеется возможность приобрести права на услуги, входящие в тур, на основании договоров либо с лицами, которые предоставляют отдельные услуги, либо с туроператором по приему туристов, который обеспечивает предоставление всех видов услуг, входящих в тур. Согласно п. 1 Особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью, в обоих случаях затраты на оплату трансфера относятся на себестоимость туристского продукта как затраты по транспортному обслуживанию. Разница между оплатой трансфера через туроператора по приему туристов и через самостоятельное транспортное предприятие заключается в порядке оформления первичных документов. Если туроператор, формирующий тур, производит оплату туроператору по приему туристов за весь комплекс услуг (включая трансфер), то помимо соответствующего договора на предоставление комплекса услуг оформляется туристский ваучер. Согласно ст. 1 и 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ, этот ваучер является документом, который устанавливает право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждает факт их оказания. Также ваучер служит основанием для урегулирования взаиморасчетов между туроператором, направляющим туриста, и туроператором по приему туриста. Если же трансфер организуется через самостоятельное транспортное предприятие, то между туроператором и перевозчиком заключается договор перевозки. Такой договор обычно оформляется в виде заказа на выделение транспортного средства (например, автобуса). При перевозках легковым автотранспортом может заключаться договор аренды транспортного средства с экипажем. Транспортные предприятия выписывают путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса не общего пользования. Отрывные талоны к путевым листам остаются у туроператора и служат для подтверждения факта оказания транспортных услуг. Однако и в этом случае необходимо наличие туристского ваучера как документа, подтверждающего, что услуги по трансферу были оказаны в рамках пакета туристских услуг. Если услуги по трансферу оказаны на территории зарубежных стран, то туристский ваучер служит единственным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке, и служит основанием для отнесения затрат по этим услугам на себестоимость турпродукта. При формировании выездных туров целесообразнее трансфер не учитывать в стоимости тура. Плата за трансфер считается доходом от обычных видов деятельности и учитывается на счете 90 «Продажи». В данном случае не начисляется НДС на стоимость услуг, которые оказаны за границей, т.е. не облагается стоимость трансфера, связанного с доставкой туриста из иностранного аэропорта в гостиницу. Трансфер же по доставке туриста в аэропорт или из аэропорта в России облагается НДС. При заказе автобуса или легкового автомобиля может оказаться, что не все места в нем будут заняты туристами, хотя туроператором оплачены все места в транспортном средстве. Однако и в этом случае вся сумма затрат по оплате трансфера может быть отнесена на себестоимость турпродукта как затраты по невостребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формирования туров. В случае, когда туроператор имеет возможность реализовать услуги по проезду на свободных местах отдельно от реализации тура, должен быть организован раздельный учет затрат и выручки по таким услугам. Стоимость проезда, относимая на себестоимость турпродукта, может быть рассчитана исходя из доли мест, занятых туристами, и невостребованных мест. Наиболее распространенный способ организации трансфера в месте прибытия туристов (от аэропорта или вокзала до гостиницы и обратно) — заказ его у туроператора по приему туристов вместе со всем комплексом туристских услуг. В ряде случаев турфирмы оказывают услуги по трансферу отдельно от стоимости турпутевок либо как дополнительную услугу к стоимости сформированного тура, либо в качестве самостоятельной услуги. Заказчиками трансфера могут выступать как физические лица, отправляющиеся в самостоятельную поездку, так и юридические лица, оформляющие доставку своих сотрудников, а также другие турфирмы, формирующие пакет туристских услуг. Услуги по трансферу без включения их в стоимость тура не могут рассматриваться как туристские услуги. В то же время между турфирмой и заказчиком не может быть оформлен и договор перевозки, поскольку для реализации услуг по перевозке пассажиров требуется наличие специальной лицензии. Поэтому турфирма, не имеющая лицензии на пассажирские перевозки, может выступать только в качестве посредника между заказчиком и автотранспортным предприятием. При этом возможны два варианта посредничества. При первом варианте турфирма заключает посреднический договор с транспортным предприятием. Поскольку реализация транспортных услуг турфирмой от своего имени невозможна, это должен быть договор поручения, по которому турфирма обязуется совершать от имени и за счет транспортного предприятия определенные юридические действия, т. е. в данном случае заключать договоры перевозки с физическими или юридическими лицами (клиентами). При этом вознаграждение поверенного определяется, как правило, либо в виде процента от тарифов на услуги, назначенного транспортным предприятием, либо в виде разницы между тарифами транспортного предприятия и фактическими ценами, по которым услуги реализуются клиентам. По второму варианту турфирма заключает посреднический договор с заказчиком (клиентом), по которому обязуется от имени и за счет клиента (договор поручения) либо от своего имени, но за счет клиента (договор комиссии), заключить договор перевозки со специализированным транспортным предприятием. Вознаграждение турфирмы может быть определено в виде процента от тарифа на перевозку либо в виде твердой суммы за оформление заказа. Чаще всего вознаграждение определяется в виде разницы между тарифом, назначенным перевозчиком, и фактической суммой, полученной от клиента. Если услуги по трансферу носят регулярный характер, турфирмы обычно публикуют собственные тарифы на трансфер, основанные на тарифах автотранспортных предприятий, но уже с учетом посреднического вознаграждения. Для упрощения процедуры документооборота рекомендуется также вместо отдельных договоров с каждым конкретным клиентом оформить публичный договор на предоставление услуг по трансферу, который будет содержать все существенные условия и действовать в отношении всех обратившихся клиентов. При этом договор присоединения для каждого конкретного клиента может быть оформлен путем составления простой заявки на организацию трансфера со ссылкой на условия публичного договора. В аналогичном порядке должны оформляться услуги по трансферу при использовании в транспортном средстве части мест, оставшихся не занятыми группой туристов. В этом случае турфирма, заключая договор перевозки с транспортной организацией, фактически выступает сразу в двух ролях — в роли заказчика в отношении своей основной туроператорской деятельности и в роли посредника (комиссионера) в отношении отдельно оформляемых услуг по трансферу. Следует иметь в виду, что если между турфирмой и клиентом заключается договор поручения, то такой договор невозможно будет объединить в рамках одного заказа на трансфер без специальных оговорок, поскольку в рамках основной (туроператорской) деятельности турфирма выступает от своего имени, а в рамках договора поручения — от имени клиента. Таким образом, в договоре с перевозчиком необходимо будет заранее разделить объемы услуг, оказываемых разным клиентам, что практически невозможно. Поэтому отношения с отдельными заказчиками трансфера в таких случаях предпочтительнее оформлять при помощи договора комиссии. Трансфер собственным автотранспортом предполагает наличие лицензии на эту деятельность. В ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 № 128-ФЗ сказано: для того чтобы за плату возить пассажиров на легковых машинах или микроавтобусах, необходимо получить лицензию. Все расходы по трансферу нужно учитывать на отдельном субсчете счета 20 «Основное производство». К ним относятся: стоимость лицензии, расходы по эксплуатации автомобиля, зарплата водителя, затраты на парковку автомобиля у аэропорта и др. Чтобы списать расходы по эксплуатации автомобиля, необходимы следующие документы: путевые листы, которые выдаются водителям; кассовые чеки на купленные топливно-смазочные материалы. Затраты на парковку автомобиля могут подтверждаться квитанцией за парковку автомобилей, которая считается бланком строгой отчетности. Трансфер арендованным автотранспортом предполагает договор аренды автомобиля с экипажем. В ст. 636 Гражданского кодекса РФ сказано, что за топливо, масло, запчасти и другое в подобных случаях может платить арендатор. Поэтому в договоре вам нужно четко указать, что оплачиваете вы, а что — арендодатель. Ваши расходы по аренде транспортного средства подтвердят следующие документы: договор аренды; акты приемки-передачи выполненных работ; счета; путевые листы и чеки ККМ и т. д. Затраты на трансфер арендованным транспортом отражаются Турфирма, заключив договор с транспортной организацией, выплачивает только ту сумму, которая указана в договоре. Стороны подписывают акт приемки-передачи выполненных работ (услуг). И уже ни топливно-смазочных материалов, ни запчастей турфирма не покупает. Заключая договор на перевозку, необходимо удостовериться в наличии соответствующей лицензии у транспортной организации. В бухгалтерском учете турфирмы оплата услуг перевозчика отражается следующими записями: Д 20, субсчет «Стоимость трансфера» К 60 — отражены затраты на перевозку в соответствии с договором; Д 19 К 60 - учтен НДС; Д 60 К 51 — оплачены услуги транспортной организации; Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» К 19 — возмещен из бюджета НДС. 2.6. Затраты по бронированию номеров в гостиницахФормируя пакет услуг, турфирма обязательно должна забронировать номера в гостиницах. Забронировать номер можно по телефону, факсу или через одну из центральных систем бронирования. Чтобы зарезервировать место по телефону, менеджер туристской организации связывается с дежурным администратором гостиницы, получает информацию о том, есть или нет свободные места. И если стоимость проживания устраивает клиента, он дает согласие на бронь. Кстати, по телефону можно оговорить и условия оплаты. Приняв заказ, дежурный администратор гостиницы оформляет бронь и сразу же называет номер комнаты в гостинице. Затем, оформляя туристу ваучер, этот номер указывают в нем. Но можно не расслышать или перепутать номер, и в дальнейшем возникнут трудности при заселении туристов. При бронировании по факсу турфирма отправляет по факсу заявку на резервирование определенного количества мест. При наличии свободных мест дежурный администратор резервирует их и отправляет по факсу ответ, что и служит письменным подтверждением о бронировании мест. Это подтверждение содержит следующие реквизиты: номер, дату заезда, имя гостя, срок и стоимость проживания, категорию номера. Если в гостинице нет свободных номеров, дежурный администратор отправляет турфирме отказ, в котором указывает его причину. Турфирма теряет время, ожидая ответ, что снижает эффективность ее работы. Наиболее гибкий способ резервирования номеров в гостиницах — это использование центральных систем бронирования. В этом случае весь процесс происходит в автоматическом режиме. Но турфирма может связаться не со всеми гостиницами, а только с теми, которые подключены к этой же информационной сети. Турфирмы, которые специализируются на одних и тех же направлениях, обычно заключают с определенными гостиницами долгосрочные контракты. Это предусматривает систему скидок и другие льготы. На практике используются два вида бронирования — гарантированное и негарантированное. Это определяет степень ответственности туристских организаций при аннулировании заказов. Условиями негарантированного бронирования предусматривается, что гостиница резервирует номер лишь до строго определенного дня и часа. Если турист отказывается селиться там, то турфирма не уплачивает неустойку. Гарантированное бронирование также предусматривает, что гостиница резервирует номер до определенного дня и часа заезда, Однако в этом случае, если турфирма отменит бронирование до установленного времени, она должна уплатить оговоренную в договоре с гостиницей неустойку. Если же бронирование не было отменено турфирмой, а туристы не приехали, гостиница удерживает с турфирмы штраф. Сумма штрафа равна стоимости проживания за одну ночь. Рассмотрим способы гарантированного бронирования мест в гостиницах. Предоплату в пределах 60 000 руб. можно внести как наличными деньгами, так и путем перечисления средств на расчетный или валютный счет гостиницы. Предоплата сверх указанной суммы осуществляется только безналичным способом. Если условия договора нарушены, гостиница возвращает турфирме предоплату за вычетом штрафных санкций, которые, согласно п. 12 ПБУ 10/99, являются для турфирмы внереализационными расходами. Пример . Туроператор ООО «Птерис» для организации международного конгресса заключил контракт с гостиницей, расположенной на берегу Мертвого моря. По контракту туроператор перечисляет гостинице 100%-ную предоплату в размере 120 000 долл. США для последующего размещения 100 человек — участников конгресса. Но в связи с тем, что дата проведения конгресса была перенесена, участники не приехали, с туроператора был взыскан штраф в размере 20 000 долл. США. Остальные деньги гостиница вернула. Официальный курс доллара США, установленный ЦБ РФ по отношению к российскому рублю, составил: на дату перечисления аванса — 27 руб.; на дату возврата аванса, уплаченного за размещение, и начисления штрафных санкций— 28 руб. В бухгалтерском учете турфирмы необходимо выполнить бухгалтерские записи, которые представлены в таблице:
Долгосрочные контракты с гостиницами заключают турфирмы, которые из года в год реализуют путевки в одни и те же страны и на одни и те же курорты. Если турфирмы подписывают долгосрочный договор с гостиницей, им предоставляются значительные скидки. В этом договоре стороны предусматривают, как следует бронировать номера, селить туристов, производить расчеты. Можно предусмотреть, что оплата за проживание будет перечисляться не авансом, а после завершения тура, оговариваются штрафные санкции. Если перечислить деньги российской гостинице, а туристы так в нее и не приехали, аванс не возвращается в соответствии с п. 6 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.97 № 490. Но, согласно п. 5 Особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью (приказ Государственного комитета РФ по культуре и туризму от 08.06.98 № 210), эти затраты турфирма сможет учесть в себестоимости путевки в полном объеме. Турфирма при обращении клиента с целью бронирования гостиничного номера за границей заключает с ним договор на туристское обслуживание. После подтверждения брони на гостиницу и после оплаты ее клиентом выписывается турпутевка, которая подтверждает право клиента на проживание в гостинице. В путевке указывается все, что касается условий размещения: название гостиницы; место ее расположения; категория; срок проживания. Одновременно с путевкой клиенту выдают ваучер, в котором на английском языке или языке страны пребывания будет указана подробная информация о месте и сроке проживания в гостинице. За границей именно ваучер подтверждает право физического лица на проживание. Если через турфирму гостиницу бронирует организация для своих сотрудников, то с организацией также составляется договор. Выписывается турпутевка, в которой указывают фамилию, имя и отчество тех физических лиц, для которых бронируется гостиница, и выдается ваучер. Кроме этого турфирма обязана выдать организации, бронирующей гостиницу, счет-фактуру, в котором будет указан НДС с услуг, оказанных на территории России. Бронируя номер в гостинице, турфирма для уменьшения налоговых обязательств заключает с гостиницей посреднический договор. По посредническому договору деньги, полученные от клиента за номер и перечисленные гостинице, не будут считаться выручкой турфирмы и отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с гостиницей». Выручкой же турфирмы будет величина комиссионного вознаграждения, полученная от клиента за оказанную услугу. С этой суммы и будут рассчитываться все налоги. Если турфирма забронировала номер для своего клиента, а он по каким-либо причинам не поселился в нем, то гостиница взыщет с турфирмы штраф. Поэтому в договоре с туристом целесообразно предусмотреть штрафные санкции за отказ клиента от брони. Однако если все обязательства перед клиентом выполнены, оплата по договору получена, а он затем не поселится в номере, то взыскать с него штраф уже будет невозможно. В этом случае штраф придется заплатить турфирме. В учете суммы штрафов отражаются в составе внереализационных расходов. С момента начисления штрафа в учете и до момента его перечисления курс иностранной валюты может измениться. Тогда в учете турфирмы возникают положительные или отрицательные курсовые разницы. 2.7. Прочие затраты туристских организацийВ качестве операционных расходов организации выступают самостоятельные расходы, осуществляемые с целью получения доходов, но при этом не являющиеся основным видом деятельности для данных организаций. 1. Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов Д 91 К 02 —начислена амортизация по переданному в аренду объекту основных средств. 2. Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы Д 91 К 05 — начислена амортизация по переданному в аренду объекту нематериальных активов. 3. Расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций: Д 91 К 58 — передано имущество по оценочной стоимости. 4. Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных Д 91 К 01, 08, 04, 10 — по видам имущества. 5.Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление Д 91 - К 66, 67 — начислены проценты по видам заемных средств. 6.Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями: Д 91 – К 51 - оплачены услуги банка (открытие счета, списание денег со счета, комиссионное вознаграждение по валютным операциям и т. п.). 7.Отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета: Д 91 – К 63 — резервы по сомнительным долгам под обесценивание вложений в ценные бумаги, 14 — резервы под обесценивание стоимости материальных запасов, а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности: Д 91 -К 76 — резервы, созданные по итогам года. 8.Прочие операционные расходы: Д 91 К 68 — начислен налог на имущество, налог на рекламу. Внереализационными расходами организации признаются расходы, не связанные с получением доходов. 1.Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков Д 91 К 76-2 — штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных организацией убытков. 2.Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году: Д 91 К счетов 20, 25, 43, 68 - по видам выявленных расходов. 3.Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, не реальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации: Д 91 К 62 — списана дебиторская задолженность. 4.Курсовые разницы: Д 91 К счетов 50, 52, 60, 62, 76 - отражены отрицательные курсовые разницы. 5. Перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных Д 91 К 51 - перечислен взнос на благотворительные цели. 6. Расходы на осуществление спортивных мероприятии, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского Д 91 К 73 - учтены расходы по социальной поддержке работников. 7. Прочие внереализационные расходы: Д 91 К 94 - списаны суммы недостач в случае вынесения судом решения об отсутствии виновных или их несостоятельности. Чрезвычайные расходы - расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.). ЗаключениеМетод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация по формированию и реализации единицы турпродукта. Однако он не учитывает одно важное обстоятельство: изменение себестоимости единицы турпродукта от объема реализации турпродуктов. Если туристская организация увеличивает объем реализации турпродуктов, то себестоимость единицы турпродукта снижается, если же у туристской организации сокращается объем реализации турпродуктов, то себестоимость растет. В современных условиях хозяйствования преимущество необходимо отдать методу калькуляции себестоимости по величине покрытия. Учет затрат на производство, продвижение и продажу туристского продукта ведется с целью своевременного, полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете, выявления отклонения от применяемых норм и плановой себестоимости. А также контроля за использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Расчет полной себестоимости помогает определить, получает ли прибыль организация или несет убытки. Прибыль (убыток) от продажи туристского продукта и прав на услуги по туристскому обслуживанию определяется как разница между выручкой от продажи туристского продукта и услуг, исчисленная по ценам продажи и себестоимостью реализации туристского продукта и прав на услуги. Список литературы1. Карпова Т.П. Основы управленческого учета. М.: «ИНФРА-М», 1997. 2.Квартальнов В.А., Зорин И.В., «Финансы и бухгалтерский учёт в туризме» М.- «Финансы и статистика», 2003. 3.Козырёва Т.В. «Бухгалтерский учёт в туризме», М.:- «Финансы и статистика», 2006. 4.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное Пособие. М.: «ИНФРА-М», 2000. 5. «Новый план счетов бухгалтерского учета», М.: ТК Вельби, Изд-во Проспект, 2008. 6. Ресурсы internet, поисковые системы Google, Rambler, Yandex ПриложениеКлассификация затрат у туроператора
|