Реферат: Методы затратного и рыночного ценообразования
Название: Методы затратного и рыночного ценообразования Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА 20. Методы ЗАТРАТНОго и рыночного ЦЕНООБРАЗОВАНИя 20.1. Метод полных и предельных издержек Метод полных издержек , базирующийся на применении калькуляции с полным распределением затрат и установлением цены по системе «кост-плюс», т.е. издержки плюс фиксированная прибыль: Ц = С + П (20.1) где С – себестоимость единицы изделия, руб.; П – прибыль в цене единицы изделия, руб. В настоящее время в Российской Федерации для всех субъектов рынка, независимо от форм собственности, предусмотрен единый порядок определения затрат, включаемых в себестоимость выпускаемых изделий или оказываемых услуг, который регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.1992 г. № 552 со всеми последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с этим документом «себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию». Себестоимость рассчитывается путем составления калькуляции. Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости продукции по статьям расходов. Затраты по статьям калькуляции учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены и экономического анализа. В зависимости от того, какие статьи калькуляции включаются, различают себестоимость цеховую (внутрихозяйственную), производственную и полную. Типовая калькуляция состоит из следующих статей: 1. Сырье, материалы (за вычетом возвратных отходов), полуфабрикаты комплектующие. 2. Топливо и электроэнергия на технологические цели. 3. Основная и дополнительная заработная плата. 4. Отчисления на социальные нужды. 5. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования. 6. Цеховые расходы. 1-6 Цеховая (внутрихозяйственная) себестоимость. 7. Общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. 8. Прочие расходы. 1-8 Производственная себестоимость. 9. Внепроизводственные (коммерческие) расходы 1-9 Полная себестоимость. Пример20.1 Определите цеховую, производственную, полную себестоимость изделия, его отпускную цену, если известны следующие данные (в расчете на единицу): – стоимость сырья, материалов – 1 785 руб.; – основная и дополнительная заработная плата – 351,82 руб.; – расходы на топливо и электроэнергию для производственных целей – 22 руб.; – обязательные отчисления на социальные нужды – 26,4 % (26,0 %+ 0,4 %) от расходов на заработную плату; – прочие прямые расходы – 25 % от стоимости сырья, материалов, заработной платы, отчислений; – цеховые расходы – 30 % от всех прямых затрат; – общепроизводственные расходы – 5 % от цеховой себестоимости; – коммерческие и управленческие расходы – 8 % от производственной себестоимости; – сумма прибыли – 556,7 руб. Решение Находим сумму обязательных отчислений на социальные нужды 351,82 × 26,4 /100 = 92,88 руб. Определяем величину прямых затрат 1 785 + 258 + 92,88 + 22 = 2 157,88 руб. Сумма прочих прямых расходов равна 2 157,88 ×25 / 100 = 539,47 руб. Итого сумма всех прямых расходов составляет 2 157,88 + 539,47 = 2 697,35 руб. Рассчитываем цеховые расходы 2 697,35 ×30/ 100 = 809,21 руб. Цеховая себестоимость равна 2 697,35 + 809,21 = 3 506,56 руб. Определяем общепроизводственные расходы 3 506,56 ×5 / 100 = 175,33 руб. Производственная себестоимость равна 3 506,56 + 175,33 = 3 681,89 руб. Находим коммерческие и управленческие расходы 3 681,89 ×8 / 100 =294,55 руб. Полная себестоимость изделия равна 3 681,89 + 294,55 = 3 976,44 руб. Рассчитываем сумму прибыли, включаемую в цену 3 976,44 · 14 / 100 = 556,7 руб. Отпускная цена предприятия-производителя равна 3 976,44 + 556,7 = 4533,14 руб. Метод предельных издержек Для целей ценообразования и управления этим процессом наиболее важное значение имеет деление затрат в зависимости от их динамики при изменении объемов производства продукции на постоянные и переменные. Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства. К постоянным затратам относятся затраты на аренду, амортизация основных средств, постоянная часть заработной платы административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и поддержание в рабочем состоянии зданий и оборудования и т.д. Переменные – это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. К переменным относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие детали, топливо и электроэнергию, заработную плату с отчислениями на социальные нужды основных производственных рабочих, расходы по сбыту и т.д. Общие валовые издержки (Иов ) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек предприятия: Иов = Зпост + Зперем (20.2) где Зпост - постоянные затраты; Зперем - переменные затраты. Так как постоянные затраты не зависят от масштабов деятельности, то для предприятий важно постоянно калькулировать и учитывать переменные расходы, а постоянные относят на финансовый результат деятельности, называемый маржинальной прибылью (валовой маржой, маржинальным доходом, доходом от покрытия и т.д.). MП = В – Зперем (20.3) где MП - маржинальная прибыль предприятия В - выручка от продажи. или MП ед. изд. = Ц – Зперем ед. прод. , (20.4) где MП ед. изд. - маржинальная прибыль единицы изделия, Ц – цена изделия, . Зперем ед. прод - переменные расходы на единицу изделия. Метод предельных издержек предполагает учет в цене продукции только тех затрат, которые возникают при выпуске каждой дополнительной единицы продукции сверх уже освоенного производства. Предельные издержки (Ипред ) – это издержки производства каждой дополнительной единицы продукции, они рассчитываются по формуле: (20.5) где DЗ – прирост затрат, руб.; DQ – прирост выпуска изделий, ед.; Метод предельных издержек является более сложным, чем метод полных издержек, так как ориентирован на многофакторный подход к ценообразованию. Пример 20.2 Предприятие предполагает увеличить объем производства продукции, так как имеет свободные производственные мощности. Определите: а) минимальную цену на дополнительно выпускаемую продукцию; б) цену изделия в дополнительном выпуске при сохранении уровня рентабельности; в) уровень рентабельности дополнительного выпуска при фактической цене; г) как отразится на выручке от продажи и прибыли предприятия расширение объемов производства. В настоящее время предприятие выпускает 1000 изделий, планирует увеличить выпуск на 30%, данные о затратах и цене представлены в табл. 20.1 Таблица 20.1 Калькуляция цены выпускаемого изделия
Решение Переменные затраты на единицу изделия составляют: 44 + 35 + 13,5 + 30 + 24,5 = 147 руб. Постоянные расходы в сумме 23 тыс. руб. во внимание не принимаем, так как они уже возмещаются действующим объемом производства. Маржинальная прибыль на единицу изделия равна: 200 – 147 = 53 руб. Она идет на покрытие постоянных расходов 23 руб. и образование прибыли 30 руб. Рентабельность продукции составляет: 30 /170 ×100 = 17,6 % Следовательно, минимальной ценой при увеличении объемов производства может быть цена 147 руб. При сохранении действующего уровня рентабельности (17,5%) цена единицы изделия может быть равна: 147 + 147 ×17,6 / 100 = 147 + 25,87 = 172,87 руб. При этой цене предприятие не понесет убытков при наращивании объемов производства, а если оно установит цену на уровне 200 руб. (т.е. ту, по которой реализует уже выпускаемую продукцию), то с каждой единицы изделия будет иметь прибыль (200 - 147)53 руб., а рентабельность вновь выпускаемой продукции составит: 53 /147 ×100 = 36,05 % Выручка предприятия от продажи основного выпуска продукции составляет: 200 × 100 = 200000 (руб.). Прибыль от продажи равна: 2000000 – (170×1000) = 30000 руб. Выручка от дополнительного выпуска при реализации по цене 172,87 руб. составит: 172,87 (1000 ×30/100) = 51861 руб. Прибыль от продажи: 51861 - 300×147 = 7761 руб. Следовательно, при освоении производства предприятие получит дополнительную выручку в размере 51861 руб., а прибыль увеличится на 7761 руб. и составит 37761 руб. Если предприятие будет реализовывать изделия по фактически сложившейся цене, то прирост выручки составит: 200 ×300 = 60000 руб. Прибыль предприятия увеличится на: (200-147) ×300=15900 руб. Таким образом, предприятие оценивает свои возможности и результаты при различных уровнях цены. Естественно, эти результаты будут достигнуты только при наличии спроса на эту продукцию. 20.2 Метод ценообразования на основе дохода с оборота и нормативов рентабельности Метод формирования цены на основе дохода с оборота также предполагает учет полных затрат предприятия. Кроме того, он должен обеспечить ему планируемый (желаемый) размер дохода с оборота. При этом методе цену рассчитывают по формуле: Ц=З : (1 - Д), (20.6) где Д- желаемый доход с оборота, выраженный в коэффициент. Пример 20.3. Предприятие производит изделия, себестоимость единицы которого составляет 215 тыс. руб. Определите цену, по которой ему необходимо продавать свои изделия, чтобы иметь доход с оборота в размере 15%. Решение Расчет цен на основе нормативов рентабельности определяется как сумма затрат на производство единицы продукции (себестоимости) и нормативной прибыли, которая определяется с помощью норматива рентабельности. Норматив рентабельности к затратам – ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене и задаваемая в процентах к средним общим затратам на производство единицы продукции. Сумма прибыли, включаемая в цену, в практике ценообразования обычно рассчитывается на основе показателя рентабельность продукции (Р прод ), установленного в процентах к полной себестоимости изделия: , (20.7) где Рпрод – рентабельность продукции, %. Следовательно, прибыль предприятия изготовителя: (20.8) Размер рентабельности продукции, закладываемый в цену, предприятия-производителя определяют самостоятельно, учитывая уровень рыночных цен на аналогичную продукцию, свои потребности в массе прибыли. Исключение составляют виды производства, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Ц = С + П = С + Р×С/100 = С (1 + Р) (20.9) Пример 20.4 Фирма выпускает два вида изделий - «А» и «Б». Затраты на производство единицы товара А составляют 5 тыс. руб.; на производство товара Б - 2 тыс. руб. Определить прибыль и цену каждого вида товара, если их рентабельность одинакова и составляет 20% от себестоимости. Решение. Определим прибыль, получаемую от реализации единицы продукции: Изделие «А»: тыс. руб. Изделие «Б»: тыс. руб. Определим цены двух видов продукции (товаров). Это можно сделать двумя способами. 1-й способ : ЦА = 5 + 1= 6,0 тыс. руб./ед. ЦБ = 2 + 0,4 = 2,4 тыс. руб./ед. 2-й способ : тыс. руб. тыс. руб. Ответ: ПА = 1 тыс. руб./ед.; ЦБ = 6 тыс. руб./ед.; ПА = 0,4 тыс. руб./ед.; ЦБ = 2,4 тыс. руб./ед. Пример 20.5 Компания будет использовать свои производственные мощности на 80% и выпускать 1000 ед. продукции. Полные затраты составляют 100 тыс. руб., рентабельность продукции - 20%. Определить интервал от минимальной цены до рентабельности 20%. Решение 1. Минимальная цена определяется издержками фирмы: 100000 : 1000 = 100 руб./ед. 2. Цена с рентабельностью продукции 20% составит: (100000 + 100000 × 20/100 )/ 1000 = 120 : 1000 = 120 руб./ед. Ответ: Интервал цены: 100 - 120 (руб./ед.). Метод ценообразования на основе рентабельности активов должен обеспечить предприятию определенный уровень рентабельности активов. При расчете цены (ЦРА ) используется следующая формула: ЦРА = A + РА × A/Q(20.10) или ЦР A = A + РА × Ф, (20.11) где РА - норматив рентабельности активов; A – общая стоимость активов предприятия; Ф - фондоемкость продукции. Пример 20.6. Фирма выпускает два вида товаров - «А» и «Б». Затраты на производство единицы изделия «А» составляют 5 тыс. руб., на производство изделия «Б» - 2 тыс. руб. Фондоемкость единицы изделия «А» составила 100 тыс. руб., изделия «Б» - 10 тыс. руб. Рентабельность производства обоих видов продукции проектируется на уровне 10% к фондоемкости продукции. Определить цену каждого товара. Решение Определим цены товаров: Товар «А»: ЦРА = 5 + 0,1 × 100 = 15 тыс. руб./ед. Товар «Б»: ЦРА = 2 + 0,1 × 10 = 3 тыс. руб./ед. 20.3. Метод анализа безубыточности и целевой прибыли Расчеты основаны на представлении о том, что с достижением определенных масштабов производственно-торговой деятельности предприятие покрывает все свои затраты (постоянные и переменные) и при дальнейшем наращивании объема начинает получать прибыль. В экономической литературе этот объем производственно-торговой деятельности называется точкой безубыточности, порогом рентабельности, пороговым объемом реализации, точкой перелома и т.д. В точке безубыточности выручка от продажи продукции покрывает затраты предприятия. Точка безубыточности может быть определена аналитически или графически. Точку безубыточности (break-evenpointBEP) можно рассчитать по следующей формуле: ТБ = (20.12) Пример 20.7 Определить, как изменение цен на сырье повлияет на критический объем выпуска продукции. Цена единицы товара составляет 1000 руб., переменные затраты на единицу продукции составляют 750 руб./ед., общие постоянные затраты - 120000 руб. Цены на сырье возрастут на 10%, общий рост переменных затрат, в которые включаются затраты на сырье, составит 5%. Решение 1. Критический объем производства до повышения цены на сырье (базовый) составит: . 2. Критический объем производства продукции после повышения цены на сырье составит: . Ответ: Критический объем производства продукции возрастет с 480 до 564 ед., или на 17,5%. В основе метода целевой прибыли лежит модифицированная формула определения безубыточного объема производства в качестве базы для оценки прибыльности деятельности предприятия. , (20.13) Пример 20.8. Фирма проектирует получить 2000 тыс. руб. прибыли. Определить объем производства, при котором цель будет достигнута, если цена товара составляет 15 руб./ед., условно постоянные затраты - 6000 тыс. руб., а удельные переменные затраты - 5 руб./ед. Решение Определяем объем производства, обеспечивающий получение 2000 тыс. руб. прибыли: . Ответ: 800 тыс. ед. продукции. 20.4. Р ыночные методы ценообразования В отличие от затратных методов ценообразования, в основу которых положены издержки производства продукции, служащие базой для определения цены, основы рыночных методов ценообразования – спрос. Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции приобретаемого количества (спроса) на изменение цены. Эта зависимость называется эластичностью и определяется с помощью коэффициента эластичности. Прямой коэффициент эластичности спроса по цене является мерой его чувствительности на изменение цены данного товара и рассчитывается по формуле: (20.14) где D q (П) – процентное изменение спроса; D р - процентное изменение цены. Или более развернуто: (20.15) где q(П)1 – спрос при старой цене, ед.; q(П)2 - спрос при новой цене, ед.; Ц1 - старая цена товара, руб.; Ц2 - новая цена товара, руб. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется спрос при изменении цены на 1%. Принято считать соотношения между величинами: · эластичными, если Кэл > 1 ; · неэластичными, если Кэл < 1 ; · с единичной эластичностью, если Кэл = 1 . При коэффициенте эластичности выше 1 изменение цены на один процент приводит к изменению объема продаж более, чем на 1%, следовательно, снижение цены ведет к прогрессивному увеличению товарооборота и наоборот, что надо учитывать работникам торговли при формировании ценовой политики. Значение коэффициента эластичности меньше единицы (от 0 до 1) означает, что изменение цены на 1% приводит к изменению объема продаж менее, чем на 1%, поэтому по товарам, имеющим такую эластичность, нецелесообразно снижать цены, это приводит к потере товарооборота и прибыли. Единичная эластичность предполагает соответствие изменения цены изменению объема продаж и чаще всего встречается в теории. Кроме того, выделяют еще два значения показателя: · совершенно эластичный спрос, (Кэл = ¥), когда при снижении цены спрос покупателей повышается на неограниченную величину, а при ее повышении они совсем отказываются от покупок; · совершенно неэластичный спрос (Кэл = 0), когда любое изменение цены совершенно не меняет объем спроса. Положительное значение коэффициента эластичности отражает одинаково направленные изменения взаимосвязанных величин: обе возрастают или снижаются, отрицательное значение коэффициента характеризует их разную направленность, но при расчетах знаки (+;-) учитываются лишь как данные, позволяющие оценить изменение факторов. Эластичность спроса по цене обычно является отрицательной величиной, это характерно для большинства товаров нормального спроса. Пример 20.9 При цене товара 8000 руб./ед. фирма реализует 100 ед. товара, а при цене 10000 руб./ед. - 60 ед. Определить коэффициент эластичности спроса, выбрать вариант цены и обосновать выбор, если прямые затраты на производство товара составят 4000 руб./ед., а косвенные затраты - 250000 руб. на весь объем производства. Решение 1. Коэффициент эластичности спроса определяется по формуле: Коэффициент эластичности больше единицы по абсолютной величине, что означает эластичность спроса. Предварительно можно сделать вывод о целесообразности продажи товара по более низкой цене - 8000 руб./ед. 2. Обоснуем выбор расчетом. а) при цене 8000 руб./ед.: - объем реализации: 8 тыс. руб./ед. × 100 ед. = 800 тыс. руб.; - объем затрат: 4 тыс. руб./ед. × 100 ед. + 250 тыс. руб. = 400 тыс. руб. + 250 тыс. руб. = 650 тыс. руб.; - объем прибыли: 800 - 650 = 150 (тыс. руб.); б) при цене 10000 руб./ед.: - объем реализации: 10 тыс. руб./ед. 60 ед. = 600 тыс. руб.; - объем затрат: 4 тыс. руб./ед. × 60 ед. + 250 тыс. руб.= 240 тыс. руб. + + 250 тыс. руб. = 490 тыс. руб.; - объем прибыли: 600 тыс.руб. - 490 тыс. руб.= 110 (тыс. руб.). Расчеты подтвердили, что целесообразен более низкий уровень цены - 8000 руб./ед., так как в этом случае больше и объем выручки (800 тыс. руб. против 600 тыс. руб. во 2-м варианте), и объем прибыли (150 тыс. руб. против 110 тыс. руб.). Ответ: 8000 руб./ед. 20.5 Комплексная задача на затратное и рыночное ценообразование Пример 20.10 Разработан технический проект строительства и эксплуатации кирпичного завода производственной мощностью (М) 10000 тыс. шт./год. Период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия () равен 0,8 года. Признано целесообразным 10% производственной мощности завода использовать в качестве резерва. В соответствии с проектом ежегодные постоянные расходы (C ) завода составляют 2700 тыс. руб./ год, а переменные (v) 0,27 руб./шт. Рыночная цена кирпича на момент проектирования завода определяется как (Pm ) 0,95 руб./шт. Прогнозные исследования показывают, что к началу эксплуатации завода цена кирпича изменится: от=1,14 до =1,20. Капиталовложения в создание завода определяются как К (тыс. руб.). Норма эффективности капитальных вложений (Ен ), установленная фирмой, равна 0,20. Ожидаемый спрос на кирпич составляет 1,25 Nm . Величиной инфляционных ожиданий можно пренебречь. Все необходимые расчёты провести в двух вариантах: а) при затратном ценообразовании; б) при рыночном ценообразовании. При расчётах примем, что планируемый выпуск кирпича составляет 85% производственной мощности предприятия, а налоги определяются как: величины постоянных затрат (условно-постоянные годовые налоги) и балансовой прибыли предприятия (переменные налоги, зависящие от производственной деятельности предприятия). Определить величину следующих показателей, характеризующих эффективность будущего бизнеса: - годовую производственную программу; - ожидаемую цену реализации кирпича за единицу продукции; - годовую выручку от продажи кирпича; - условно-постоянные текущие затраты на единицу продукции; - себестоимость производства единицы продукции; - себестоимость производства годовой товарной продукции; - величину годовой балансовой прибыли предприятия; - рентабельность производства кирпича; - годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия; - характеристику и степень надёжности будущего бизнеса; - величину годового совокупного налога (при отсутствии льгот по налогообложению); - годовую производственную программу самоокупаемости предприятия с учётом его налогообложения; - долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов; - долю балансовой прибыли, изымаемую в бюджет в качестве налогов (совокупный налог в процентах от балансовой прибыли); - коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений (с учётом риска предпринимательства). После всех приведённых расчётов необходимо сделать вывод о целесообразности бизнеса. Решение. а) Затратное ценообразование 1. Определим годовую производственную программу завода по формуле: Q=Km ×M (20.16) где Q - годовая производственная программа завода, шт; M - годовая производственная мощность предприятия; Km - коэффициент использования производственной мощности. N =0,85×10000000= 8500000 шт. 2. Определим ожидаемую цену одного кирпича (Ц ): (20.17) 3. Определим годовую выручку (S ) от продажи кирпича: S=Q*Ц(20.18) S = 8500000*1,1115=9447750 руб./год. 4. Определим годовые переменные затраты (V С ) предприятия: VС= v*Q, (20.19) где v – переменные затраты на единицу продукции. VС =0,27*8500000=2295000 руб/год 5. Определим условно-постоянные затраты на единицу продукции (су ): су =С:Q, (20.20) где С - постоянные затраты. су = 2700000:8500000 = 0,31765 руб./шт. 6. Определим себестоимость производства единицы продукции (сс): сс = v + су (20.21) сс = 0,27+0,31765=0,58765 руб. /шт. 7. Определим себестоимость готовой товарной продукции (ССГП ): ССгп = сс ×Q(20.22) ССГП = 0,58765×8500000 = 4995025 руб./год 8. Определим величину годовой балансовой прибыли предприятия (Пб ): Пб =Q× (Ц - сс) (20.23) Пб = 8500000× (1,1115 - 0,58765) = 4452725 руб./год. 9. Определим рентабельность производства кирпича (РП ) : РП = (Ц - сс)/сс (20.24) РП =(1,1115-0,58765)/0,58765=0,8914 или 89,14%. 10. Определим годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия (Qs ): Qs = C /( Ц- v) (20.25) Qs =2700000:(1,1115-0,27)=3208556 шт/год 11. Определим характеристику и степень надёжности будущего бизнеса (Хр ). Для этого воспользуемся нижеприведённой табл.20.2 Таблица 20.2 Надёжность и риск бизнеса и капитальных вложений в новое предпринимательское дело
Отношение производственной мощности предприятия к производственной программе самоокупаемости составляет: Хр = M/ qs Хр =10000000:3208556=3,12 Согласно таблице 20.2, бизнес достаточно надёжный и Ер =0,17. 12. Определим величину годового совокупного налога предприятия (при отсутствии льгот по налогообложению): 13. Определим годовую производственную программу самоокупаемости с учётом налогообложения: Полученный результат свидетельствует о том, что с учётом налогообложения производственная программа самоокупаемости значительно возросла (с 3208556 до 4166667 шт./год), т.е. увеличилась в 1,3 раза. Это существенно сокращает величину чистой прибыли, повышает риск вложений в данный бизнес. 14. Определим долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов: Это значит, что в распоряжении предприятия после выплаты налогов останется почти 27,8% всей выручки, или 0,278 * 9447750=2625480 руб./год. 15. Определим совокупный налог в процентах от балансовой прибыли: Н = Н:Пб = 1827263:4452725=0,41 или 41%, Это достаточно высокий результат, который позволяет сделать вывод о том, что почти 59% балансовой прибыли остаётся предприятию для социального и производственного развития. 16. Определим коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений с учётом риска предпринимательства по следующим формулам: (20.26) (20.27) Следовательно, с учётом риска эффективность капитальных вложений полностью удовлетворяет требованиям теории и установленному предпринимателем ограничению нормы эффективности. Теперь можно определить срок окупаемости капитальных вложений по формуле (20.27) Вывод. Проект обеспечивает достаточно высокий доход и может быть рекомендован к реализации. б) Решение. Рыночное ценообразование . 1. По исходным данным и с учётом принятой производственной программы определить цену одного кирпича: 2. Полученная величина представляет не саму цену кирпича, а её индекс, то для окончательного определения искомого значения цены необходимо провести следующую расчётную операцию: Ц= Ц× d Ц= 1,1115*0,944565= 1,0499 руб. /год. 3. Определим выручку предприятия (формула 20.18): S = 8500000×1,0499 = 8924150руб./год. 4. Себестоимость одного кирпича остаётся без изменения, т.е. такой же, как и при затратном ценообразовании, и составляет 0,58765 руб. /шт. 5. Себестоимость годового товарного выпуска также остаётся без изменений: ССГП = 4995025руб./год 6. Определим годовую балансовую прибыль Пб формуле 20.23: Пб = 8500000×(1,0499-0,58765) = 3929125руб./год. 7. Определим рентабельность производства кирпичаРП по формуле 20.24: РП = (1,0499-0,58765):0,58765=0,7866 или 78,66%. 8. Определим величину годового совокупного налога: 9. Определим долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия: В распоряжении предприятия после расчёта с бюджетом останется примерно 25,2% выручки: 0,2519×8924150=2248489 руб/год. 10. Определим совокупный налог в процентах от балансовой прибыли: Н = Н : Пб = 1680655:3929125 = 0,4277, или 42,77%. 11. Определим коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений: Вывод: в условиях рыночного ценообразования бизнес достаточно рентабелен и надёжен. Для сравнения результатов расчёта по затратному и рыночному ценообразованию между собой, всю информацию представим в виде табл.20.3. Таблица 20.3 Результаты расчетапо затратному и рыночному ценообразованию
Полученный результат свидетельствует о том, что в условиях рыночного ценообразования показатели эффективности производства при фиксированных исходных данных несколько хуже, чем в условиях затратного ценообразования. Это объясняется тем, что цена товара при увеличении товарной массы на рынке снижается, следовательно, все показатели, формируемые на основе цены товара, ухудшаются (выручки, балансовой прибыли, рентабельности производства и пр.) |