Курсовая работа: Повышение рыночной стоимости предприятия
Название: Повышение рыночной стоимости предприятия Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение 1. Теоретические основы управления стоимостью предприятия 1.1 Понятие и факторы, влияющие на рыночную стоимость предприятия 1.2 Основные подходы к оценке стоимости предприятия 2. Анализ финансового состояния ООО «Ната» 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 2.2 Анализ финансового состояния предприятия 2.3 Анализ вероятности банкротства предприятия 3. Мероприятия по повышению рыночной стоимости ООО «Ната» Заключение Список литературы Глоссарий Приложение ВведениеКризисные ситуации, для преодоления которых не были приняты соответствующие профилактические меры, способны привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия. Оно может оказаться неспособным продолжать финансовое обеспечение хозяйственного процесса, что квалифицируется как банкротство. Повышение рыночной стоимости предприятия, находящегося в кризисной ситуации, способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке. Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечит компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену. Оценка является одним из этапов реализации процедуры антикризисного управления, которое в свою очередь призвано обеспечить эффективное функционирование предприятия. Оценка стоимости предприятия не только обосновывает разумные цены при купле-продаже бизнеса или оценке его как действующего, но и может быть использована для принятия лучших управленческих решений на предприятии. Цель работы – разработка мероприятий по повышению стоимости предприятия, находящегося в кризисной ситуации. Поставленная в работе цель предопределила необходимость решения следующих задач: - рассмотреть методы оценки стоимости предприятия; - провести анализ финансового состояния предприятия; - проанализировать вероятность возникновения кризисной ситуации на предприятии; - предложить мероприятия по повышению стоимости предприятия. Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие на предприятии ООО «Ната» в процессе повышения его рыночной стоимости. Объект исследования - ООО «Ната» В работе использовались общенаучные методы сбора, обработки и систематизации информации, методы структурного и динамического анализа, расчетно-аналитический метод, метод графического представления информации, современные методы оценки вероятности банкротства. Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут явиться теоретико-методической основой для формирования эффективного механизма предотвращения банкротства предприятий. Структура настоящей работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 1. Теоретические основы управления стоимостью предприятия1.1 Понятие и факторы, влияющие на рыночную стоимость предприятияОценочная деятельность состоит в получении представления о стоимости объекта или о величине доли собственника на конкретный момент времени. Бизнес в зависимости от целей оценки и обстоятельств может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки требуется точное определение стоимости. Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, если стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и при условии, что на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т. е. когда [18, c. 65]: - одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; - стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; - объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты; - цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; - платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Этот вид стоимости применяется при решении всех вопросов, связанных с федеральными и местными налогами. Именно рыночную стоимость определяют при оценке для целей купли-продажи предприятия или части его активов. Рыночная стоимость является объективной, независимой от желания отдельных участников рынка недвижимости и отражает реальные экономические условия, складывающиеся на этом рынке. В основе оценки бизнеса лежит предположение, что его сегодняшняя стоимость равна стоимости будущих выгод (доходов), которые собственник может получить в результате владения данной собственностью (бизнесом). Действительно, разумный покупатель согласится инвестировать в компанию только в том случае, если текущая стоимость ожидаемых доходов от собственности будет по меньшей мере равна цене приобретения. Точно так же рационально мыслящий продавец в нормальных условиях не будет продавать свою собственность, если текущая стоимость тех же ожидаемых доходов больше, чем продажная цена. Таким образом, продажа в принципе может произойти только по цене, равной приведенной стоимости доходов, которые обеспечивают владение этой собственностью. Стоимость не всегда обозначается одним числом. В большинстве случаев в результате оценочной деятельности оценщик определяет разумный диапазон для стоимости [9, c. 17]. Управление стоимостью компании – это современная стратегия менеджмента, ориентированная на повышение инвестиционной привлекательности конкурентных преимуществ и устойчивой работы в рыночной среде в расчете на длительную перспективу. Она строится на системном подходе к использованию многообразных факторов, формирующих стоимость, учете противоречивых интересов различных групп субъектов, так или иначе связанных с компанией. Отмечено, что повышение рыночной стоимости компании является стратегической целью управления. При этом рост богатства собственников должен сопровождаться адекватным повышением доходов наемного персонала, улучшением жизненных условий, вкладом компаний в развитие территории, на которой она расположена. На этапе становления и развития бизнеса рост его стоимости, как показало исследование, осуществляется преимущественно за счет использования прорывных технологий, ноу-хау, инновационного и риск-менеджмента. При исследовании традиционных технологий и подходов в управлении сложно завоевать позиции и закрепиться на конкурентном рынке. Фактор создания стоимости представляется как некоторый элемент социально-экономической системы, влияющий на количественные и качественные параметры компании, от которых зависит ее рыночная цена, а управление стоимостью - управление системой факторов стоимости. Для эффективного воздействия на факторы стоимости необходимо установить их соподчиненность, определить, какой из них оказывает наибольшее воздействие на движение стоимости на основе показателя чувствительности, выражающего степень приращения стоимости относительно приращения фактора. Чувствительность показывает, на какой процент прирастет или уменьшится стоимость бизнеса при увеличении значения фактора на 1% [9, c. 20]. Выявление и группировка факторов по принципу однородности влияния на стоимость компании позволили автору выделить две условные группы: - внешние факторы, возникающие независимо от волеизъявления менеджмента компании. Их воздействие желательно прогнозировать и, по мере появления, осуществлять коррекцию стратегии и тактики управления. К ним относятся: экономические условия существования и развития бизнеса, социальные, политические, законодательные, ситуация на рынке и в регионе и другие; - внутренние факторы, связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой и местоположением самого предприятия. Выделяют четыре группы внутренних факторов: состояние имущественного комплекса, финансовые факторы, социальные факторы, имиджевые факторы. Имущественный комплекс понимается в широкой трактовке, включая материальные и нематериальные активы, уровень технологии, ноу-хау, диверсификацию производства, адаптивность к рыночной среде. Финансовые факторы – объем, структура, источники формирования, направления использования. Особенность этих двух групп факторов в том, что они сами имеют стоимость и напрямую участвует в формировании стоимости компании. Социальные факторы (социальный потенциал компании) – качество управленческого персонала, уровень профессиональной подготовки работников, социальная атмосфера, мотивация труда, традиции, социальная зрелость коллектива, условия для его развития оказывают косвенное влияние на движение стоимости компании, а именно через количество, качество труда, его производительность. Как известно, труд создает прибавочную стоимость. Более качественный производительный труд ускоряет рост стоимости компании. Особую группу составляют имиджевые факторы, формирующие позитивное восприятие компании: дизайн продукции; отношения с клиентами; бренды и торговые марки; система дистрибуции продукции; система продвижения продукции; позиционирование на рынке и лидерство; коммуникации. Высокий имидж компании привлекает клиентов (покупателей, инвесторов), формирует более высокую рыночную цену, что в конечном итоге способствует росту стоимости компании. В процессе исследования выявлено, что, несмотря на существенное влияние на стоимость компании социальных и имиджевых факторов, в практике оценки стоимости бизнеса они, как правило, не учитываются, что существенно занижает реальную цену бизнес-единиц [14, c. 33]. Итак, эффективность управления стоимостью компании зависит от подбора системы индикаторов, которая бы адекватно отражала движение стоимости в процессе мониторинга. В качестве таковой в работе проанализирована возможность использования следующих параметров: рост объемов продаж, доходов до выплаты процентов и налогов, чистой приведенной стоимости, средневзвешенной стоимости капитала и его обслуживания, экономической добавленной стоимости, котировок акций на фондовом рынке. При этом повышение стоимости компании будет происходить при росте указанных показателей. 1.2 Основные подходы к оценке стоимости предприятияБольшинство профессионалов сходятся во мнении о существовании трех методов определения стоимости предприятия (бизнеса): затратного, сравнительного и доходного. Проводя выбор необходимых методов для проведения процесса оценки бизнеса необходимо представлять преимущества и недостатки, которые несет в себе каждый подход и метод (табл. 1) [10, c. 64]. Таблица 1 - Преимущества и недостатки подходов и методов оценки стоимости предприятия
На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости. Каждый из трех названных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов. Так, доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков. Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости [11, c. 76]. В качестве системного инструментария управления стоимостью компании, мобилизующего экономические, организационные и социальные ресурсы предприятия на качественные и количественные изменения параметров, формирующих его стоимость, можно представить: бизнес- планирование, инновационный и риск-менеджмент, оперативная реструктуризация активов, капитализация прибыли, организация денежных потоков, управление рисками, организация системы контроллинга. При этом важно, чтобы инструментарий обеспечивал возможность воздействия на все факторы роста стоимости. Управление стоимостью компании предполагает создание действенной системы защиты от рисков. В исследовании предложен алгоритм управления рисками, который предусматривает формирование стратегии роста стоимости компании с точки зрения минимизации рисков, формирование группы риск-менеджмента, выявление рискообразующих факторов, разработку превентивных мер по снижению рисков через диверсификацию, хеджирование, страхование, создание страховых резервов, формирование венчурного капитала и другие. В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него. Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. В условиях кризисных ситуаций система управления должна быть ориентирована не на рост, а на сохранение стоимости компании, выявление причин кризиса, мобилизацию собственных ресурсов на восстановление платежеспособности. В случае принятия решения о ликвидации предприятия не допускать обесценения активов и бизнеса в целом. В этот период правильная оценка стоимости компании имеет первостепенное значение. 2. Анализ финансового состояния ООО «Ната»2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятияЦелью предприятия является получение прибыли посредством производства и оптовой продажи мягкого инвентаря (белье, постельные принадлежности, спецодежда, обувь). Организационно-правовая форма ООО «Ната» - общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности – частная. Учредителями ООО «Ната» являются физические лица. Уставной капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер доли каждого участника составляет 50% уставного капитала. Местонахождение предприятия: г. Липецк, пл. Победы, д. 6. Рис. 1. Организационная структура управления ООО «Ната» Анализ товарооборота начинается с оценки выполнения прогноза путём сравнения данных табл. 2. Таблица 2 Основные экономические показатели ООО «Ната»
За три последних года выручка от продаж ООО «Ната» имел тенденцию к постоянному росту. Так, к 2007 году она возросла по сравнению с 2006 годом на 4242,3 (62134,1-57891,8) тыс. руб. При этом увеличивались и остатки товаров, что свидетельствует о постоянной зависимости объёма оборота от ассортимента реализуемой продукции. 2.2 Анализ финансового состояния предприятияДля оценки имущества общества и источников его формирования составим сравнительный аналитический баланс, включающий показатели горизонтального и вертикального анализа. Для анализа используем приемы структурно-динамического анализа. Расчеты представлены в аналитических таблицах 3 - 6. Данные таблицы 3 показывают, что оборот хозяйственных средств (валюта баланса) в 2006 году возрос на 1819 тыс. руб., или в 1,21 раза (10351/8532) по сравнению с 2005 годом. Увеличение оборота хозяйственных средств произошло за счет увеличения оборотных активов на 922 тыс. руб., или в 1,19 раза (5656/4734) и внеоборотных активов на 897 тыс. руб., или в 1,24 раза (4695/3798). Таблица 3 Аналитическая группировка статей актива ООО «Ната» за 2005-2006 годы
Таблица 4 Аналитическая группировка статей актива ООО «Ната» за 2006-2007 годы
Данные таблицы 4 показывают, что оборот хозяйственных средств (валюта баланса) в 2007 году возрос на 3386 тыс. руб., или в 1,71 раза (13737/10351) по сравнению с 2006 годом. Увеличение оборота хозяйственных средств произошло за счет увеличения оборотных активов на 2398 тыс. руб., или в 1,42 раза (8054/5656) и внеоборотных активов на 988 тыс. руб., или в 1,21 раза (5683/4695). Таблица 5 Аналитическая группировка статей пассива ООО «Ната» за 2005-2006 годы
При рассмотрении структуры активов следует обратить внимание на то, что доля оборотных средств в составе имущества в 2005-2007 гг. увеличилась с 54,6% до 58,6%, а доля внеоборотных активов сократилась с 44,5% до 41,4%. Это означает, что хозяйствующий субъект смог изыскать возможности для сохранения доли оборотных средств в составе имущества хозяйствующего субъекта. В составе источников формирования имущества потребительского общества в 2005-2007 гг. наибольшую долю занимал заемный капитал (67,3% - 81,5%). Доля собственного капитала в исследуемый период сократилась. Рост капитала общества в 2006 г. был связан как с увеличением собственного капитала (на 30 тыс. руб.), так и заемного капитала (на 1789 тыс. руб.). В 2007 г. по сравнению с 2006 г. собственный капитал общества сократился на 283 тыс. руб., а заемный увеличился на 3669 тыс. руб. Таким образом, в пополнении своих активов хозяйствующий субъект обходится преимущественно заемными средствами. Таблица 6 Аналитическая группировка статей пассива ООО «Ната» за 2006-2007 годы
После общей оценки динамики состава и структуры актива и пассива баланса следует углубить анализ подробным изучением отдельных элементов имущества и источников его формирования, выявить изменения к концу года во внеоборотных активах (недвижимости) и оборотных источниках собственных и заемных средств. Темп роста внеоборотных активов (в 1,21 и 1,24 раза) определяет тенденцию к замедлению оборачиваемости всех совокупных активов и создает неблагоприятные условия для финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Снижение доли собственного капитала свидетельствует о понижении независимости и самостоятельности хозяйствующего субъекта. Вновь привлеченные финансовые ресурсы были вложены в менее ликвидные активы, что ослабляет финансовую устойчивость потребительского общества. Важнейшим оценочным показателем финансового состояния хозяйствующего субъекта является сопоставление темпов роста реализации объема продаж с темпами роста совокупных активов. Темпы роста объема продаж ООО «Ната» в 2006 г. составили 124%, темпы роста активов – 121%, в 2007 г. соответственно 107% и 124%. Это свидетельствует о неумелом регулировании объемов продаж общества, о росте дебиторской задолженности, скоплении ненужных запасов товарно-материальных ценностей. Таблица 7 Анализ структуры и динамики оборотных активов ООО «Ната» за 2005-2006 годы
Таблица 8 Анализ структуры и динамики оборотных активов ООО «Ната» за 2006-2007 годы
На основе проведенных расчетов (табл. 7 и 8) можно сделать вывод о том, что деятельность общества ориентирована на создание материальных условий расширения основной деятельности, так как большая часть внеоборотных активов сконцентрирована в основных средствах. В составе внеоборотных активов отсутствуют нематериальные активы. Таблица 9 Динамика состояния оборотных активов ООО «Ната» за 2005-2006 годы и их классификация по категориям риска
Анализ данных, приведенных в таблицах 9 и 10, свидетельствует о том, что удельный вес активов со средней степенью риска возрос, а удельный вес активов с минимальной и малой степенью риска снизился. Активы с высокой степенью риска снижаются. Таким образом, отмечается снижение качества текущих активов за счет снижения активов с минимальной и малой степенью риска. Таблица 10 Динамика состояния оборотных активов ООО «Ната» за 2006-2007 годы и их классификация по категориям риска
Залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия служит его устойчивость. Показатели финансовой устойчивости деятельности предприятия подразделяются на абсолютные и относительные. Таблица 11 Показатели деловой активности и рентабельности ООО «Ната» за 2005-2007 гг.
Исследование финансов общества невозможно без анализа деловой активности и финансовых результатов. В табл. 11 представлены показатели деловой активности ООО «Ната». Коэффициент оборачиваемости оборотных активов в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличился с 10,8 до 11,2 оборотов, а в 2007 г. сократился до 8,4 оборотов. Следовательно, за этот период несколько понизилась эффективность использования оборотных активов потребительского общества. Сокращение коэффициента оборачиваемости активов и одновременный рост продолжительности их оборота – отрицательные тенденции. Оборачиваемость дебиторской задолженности представляется достаточно высокой, ее снижение в 2007 г. по сравнению с 2006 г. сигнализирует об улучшении эффективности ее использования. Для предприятия является желательным сокращение периода погашения дебиторской задолженности, однако в 2006-2007 гг. он увеличивается. Снижение оборачиваемости запасов и в связи с этим увеличение срока их хранения оценивается как неблагоприятная тенденция, поскольку говорит о снижении эффективности их использования. С одного рубля стоимости основных фондов в 2005 г. ООО «Ната» получил 13,4 рублей выручки, в 2006 году данный показатель вырос до 13,5 руб., в 2007 г. фондоотдача сократилась до 12,0 руб. Таким образом, основные средства потребительского общества стали использоваться менее эффективно в 2007 году по сравнению с 2006 годом. Рассчитанные коэффициенты деловой активности позволили сделать общее заключении об умеренной деловой активности ООО «Ната». Значение показателя рентабельности активов свидетельствует о неэффективности управления активами, что связано с получением в качестве финансового результата в 2005-2007 годах небольшой прибыли до налогообложения. ООО «Ната» в 2005 г. со 100 рублей стоимости оборотных активов получило 22,4 рублей прибыли до налогообложения, поэтому в этот год эффективность использования оборотных активов была высокой. Значение рентабельности оборотных активов в 2006 и 2007 гг. уменьшается, поэтому и снижается эффективность использования оборотных средств. Собственный капитал предприятия в период 2005-2007 годов являлся рентабельным. Однако в 2006 г. по сравнению с 2005 г. рентабельность собственного капитала сократилась, что связано со снижение прибыли до налогообложения. Рентабельность заемного капитала имела тенденцию к снижению, что обусловлено падением прибыли и ростом суммы заемного капитала. Торговая деятельность ООО «Ната» в исследуемый период характеризовалась невысокой рентабельностью. То есть со 100 рублей выручки от продаж потребительской общество в 2005 г. получило 3 рубля прибыли от продаж, в 2006 г. – 1,5 рубля, в 2007 г. – 1 рубль. Наметилась тенденция к изменению такого положения в сторону дальнейшего ухудшения. Рассчитанные показатели рентабельности в целом сигнализируют о низкой эффективности деятельности ООО «Ната» в 2005-2007 годах. 2.3 Анализ вероятности банкротства предприятияРассчитаем коэффициент абсолютной ликвидности (денежные средства / краткосрочные обязательства): 2005 год: 183/5738=0,03. 2006 год: 154/7528=0,02. 2007 год: 160/11197=0,01. Фактические значения коэффициента в 2005-2007 гг. не укладываются в нормативный диапазон, это означает, что в случае поддержания остатка денежных средств на уровне отчетной даты (в основном за счет обеспечения равномерного поступления платежей от партнеров по бизнесу) имеющаяся краткосрочная задолженность не может быть погашена за 2-5 дней. Данный коэффициент характеризуется отрицательной динамикой. Следующим коэффициентов является коэффициент критической ликвидности, или промежуточный коэффициент покрытия. Рассчитаем данный коэффициент для ООО «Ната» ((дебиторская задолженность + денежные средства) / краткосрочные обязательства): 2005 год: (875+815+183)/5738=0,33. 2006 год: (944+882+154)/7528=0,26. 2007 год: (706+1297+160)/11197=0,19. В 2005-2007 гг. значение коэффициента текущей ликвидности ООО «Ната» было существенно ниже норматива. Поэтому при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами прогнозная платежеспособность потребительского общества является низкой. На заключительном этапе анализа рассчитывают коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия. Рассчитаем данный коэффициент для ООО «Ната» (текущие активы / краткосрочные обязательства): 2005 год: 4734/5738=0,83. 2006 год: 5656/7528=0,75. 2007 год: 8054/11197=0,72. Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Он характеризует платежные возможности организации, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Норматив коэффициента текущей ликвидности предприятия ООО «Ната» в 2005-2007 гг. не выполняется. Невыполнение этого норматива организацией означает, что на каждый рубль ее краткосрочных обязательств приходится меньше рубля ликвидных средств. Таблица 12 Коэффициенты ликвидности ООО «Ната» за 2005-2007 гг.
За анализируемый период отмечалось снижение коэффициентов ликвидности, особенно коэффициента критической ликвидности, что свидетельствует о снижении платежных возможностей потребительского общества. В процессе анализа кредитного риска необходимо сопоставить коэффициенты текущей и критической ликвидности. Коэффициент покрытия и коэффициент критической ликвидности содержат разную информацию только в числителе, так как коэффициент покрытия включает и запасы товарно-материальных ценностей. Нормальным следует считать соотношение коэффициента покрытия к коэффициенту критической ликвидности - 4:1. Соотношение коэффициентов покрытия и критической ликвидности ООО «Ната»: 2005 год: 0,83/0,33=2,52. 2006 год: 0,75/0,26=2,88. 2007 год: 0,72/0,19=3,79. Данное соотношение нарушено за счет коэффициента покрытия, это может свидетельствовать о наличии сверхнормативных и скрытых запасов товарно-материальных ценностей, а, следовательно, и об ухудшении финансового состояния организации. Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность, является коэффициент восстановления платежеспособности, рассчитываемый по формуле (1): Расчет коэффициента восстановления платежеспособности предприятия: 2006 год: [(0,75+(6/12)*(0,75-0,83)]/2 = 0,36; 2007 год: [(0,72+(6/12)*(0,72-0,75)]/2 = 0,35. Значение коэффициента восстановления платежеспособности не соответствует нормативу (1). Экономический смысл данного коэффициента заключается в том, что темп прироста коэффициента должен превышать нормативно установленный предел. Так, если коэффициент текущей ликвидности падает, то снижение коэффициента восстановления платежеспособности выглядит вполне закономерным, а если растет, то логично предположить рост коэффициента восстановления платежеспособности. Вывод о возможности восстановления платежеспособности предприятия: так как коэффициент восстановления платежеспособности меньше единицы, следовательно, предприятие не сможет самостоятельно восстановить свою платежеспособность в законодательно установленный срок, равный 6 месяцам. Для оценки вероятности банкротства предприятия используем также пятифакторную модель Альтмана (таблица 13). Расчет Х1 . 2005 год: (2793-3798)/8532=-0,12. 2006 год: (2823-4695)/10351 = -0,18; 2007 год: (2540-5683)/13737 = -0,23. Таблица 13 Оценка вероятности банкротства ООО «Ната» на основе использования пятифакторной модели Альтмана
Расчет Х2 . 2005 год: 613/8532=0,07. 2006 год: 5/10351=0,0005. 2007 год: 14/13737=0,001. Расчет Х3 . 2005 год: 1059/8532=0,12. 2006 год: 441/10351=0,04. 2007 год: 451/13737=0,03. Расчет Х4 . 2005 год: 2793/8532=0,33. 2006 год: 2823/10351=0,27. 2007 год: 2540/13737=0,18. Расчет Х5 . 2005 год: 51061/8532=5,98. 2006 год: 63481/10351=6,13. 2007 год: 67940/13737=4,95. Z-счет. 2005 год: 0,717*(-0,12)+0,747*0,07+3,107*0,12+0,42*0,33+ +0,995*5,98 = 6,42. 2006 год: 0,717*(-0,18)+0,847*0,0005+3,107*0,04+0,42*0,27+ +0,995*6,13 = 6,20. 2007 год: 0,717*(-0,23)+0,747*0,001+3,107*0,03+0,42*0,18+ +0,995*4,95 = 4,94. В 2005-2007 гг. Z выше 2,99, поэтому делаем вывод о высокой вероятности банкротства предприятия. Итак, рассчитанные показатели финансовой устойчивости, коэффициенты ликвидности и рентабельности, а также использование специальных моделей определения вероятности банкротства предприятия, позволяют сделать единый вывод: предприятие является неплатежеспособным, финансово зависимым от внешних кредиторов и инвесторов. 3. Мероприятия по повышению рыночной стоимости ООО «Ната»На взгляд автора работы, для вывода предприятия из кризисного состояния необходима разработка антикризисной инвестиционной стратегии. Указанная стратегия преследует цель: обеспечение снижения затрат на производство и повышение качества и надежности продукции путем приобретения нового технологического оборудования и модернизации действующего. В ООО «Ната» была проведена количественная оценка значимости угроз и возможностей для сильных и слабых сторон предприятия (отсутствие значимости - 0; максимальная значимость - 5). Оценку проводила экспертная комиссия, состоящая из пяти работников предприятия, оказывающих наиболее весомое влияние на его деятельность, обладающих высокой квалификацией и имеющих стаж работы в ООО «Ната» более пяти лет. Суммируя оценки, выставленные в таблице 14, определяем общую значимость слабых и сильных сторон предприятия, а также угроз и возможностей внешней среды (таблица 14). Таблица 14 Матрица SWOT-анализа ООО «Ната» (количественная оценка)
Влияние слабых сторон предприятия в 1,4 раза (41/29) сильнее влияния сильных сторон. Следовательно, если слабые стороны предприятия не будут скорректированы, предприятие не сможет преодолеть угрозы внешней среды и воспользоваться потенциальными возможностями. Используя метод SWOT-анализа, более подробно рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия. Таблица 15 Матрица SWOT-анализа (итоги количественной оценки)
Сильные стороны: образованное и динамичное молодое руководство; активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков); более гибкая ценовая политика; вопросы снабжения сырьем решаются более профессионально. Слабые стороны: старое оборудование, необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования. Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составим матрицу SWOT для ООО «Ната» (таблица 16). На поле «СИУ» угрозы усиления конкурентного давления касаются всей продукции предприятия. С учетом сильных сторон ООО «Ната» (гибкая ценовая политика) маркетинговую стратегию можно определить как наступательную, но необходимо учитывать также факторы, попавшие на поле «слабость и угроза». Наступательная стратегия сформулирована на основе результатов маркетинговых исследований в виде стратегий позиционирования нестандартной, инновационной продукции предприятия. Таблица 16 Матрица SWOT ООО «Ната» (качественная оценка)
На поле «СЛВ» (слабость и возможность) комбинация факторов позволяет за счет появившейся возможности (расширения производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки) устранить слабые стороны организации (старое оборудование, необходимость частых ремонтов). В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Матрица возможностей для ООО «Ната» в таблице 17. Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху откладываются возможные последствия для фирмы, к которым может привести реализация угрозы. Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (таблица 18). Таблица 18 Матрица возможностей ООО «Ната»
Таблица 19 Матрица угроз ООО «Ната»
Таблица 20 Займы ООО «Ната»
Самая опасная угроза - возрастающее конкурентное давление. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения руководства предприятия и устраняться в первостепенном порядке. Что касается возрастания влияния покупателей и поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить меньше внимания. В таблице 20 содержатся данные о займах завода. Отчет о прибылях и убытках на 2008-2012 гг. содержится в таблице 21. Таблица 22 Отчет о прибылях и убытках ООО «Ната» на 2008-2013 гг., руб.
На протяжении всего периода реализации инвестиционного проекта наблюдается планомерный приток чистой прибыли, размер который колеблется в пределах от 16692 тыс. руб. до 148852,6 тыс. руб. Из таблицы 23 видно, что поступления денежных средств от операционной деятельности в 2009-2013 гг. превышают выплаты, по инвестиционной и финансовой деятельности, наоборот, затраты превышают денежный приток. Для оценки инвестиционной привлекательности проекта рассчитаем прежде всего чистую текущую стоимость доходов. Определим ставку дисконтирования по формуле: (1+r)2 =приращение денежных средств / капитальные вложения. Приращение денежных средств рассчитаем исходя из данных таблицы 24. В таблице 23 представлены данные о движении денежных средств в разрезе видов деятельности. Таблица 23 Кэш-фло ООО «Ната» на 2008-2013 гг., руб.
16692060+104819174+…+129805112=667423259 руб. Сумма капитальных вложений составила 450 млн. руб. (1+r)2 =667,423/450. 1+r = √1,48. r = 1,2175-1 = 0,2175, или 21,75%. Рассчитаем чистую текущую стоимость доходов (ЧТСД) (сумма доходов по периодам представлена в таблице 23): ЧТСД = -I + ∑CFi/(1+r)n , где I – первоначальные инвестиции в базовом году; CF – денежные поступления в период «n»; r – ставка дисконтирования. ЧТСД = -450+928,6/(1+0,2175)+551,2/(1+0,2175)2 +737,3/(1+0,2175)3 + + 880,5/(1+0,2175)4 + 300,5/(1+0,2175)5 +547,2/(1+0,2175)6 = = -450+762,7+372,4+409,6+400,2+111,3+165,8 = 1772 млн. руб. Чистая текущая стоимость доходов проекта равна 1772 млн. руб. Далее необходимо рассчитать период окупаемости проекта: (450/762,7)*12 месяцев = 7 месяцев. Проект окупается за 7 месяцев. Следующий показатель, характеризующий инвестиционную привлекательность проекта – рентабельность инвестиций (определяется как отношение полученных доходов к капитальным вложениям): (1772/450)*100=393,7%. Рентабельность инвестиций представляется очень высокой, поскольку со 100 рублей вложенных в проект средств получаем 393,7 рублей доходов. Все рассчитанные показатели инвестиционной привлекательности проекта сведем в таблицу 24. Таблица 24 Показатели эффективности реализации проекта
Таким образом, все показатели проекта имеют высокие значения и поэтому рассматриваемый инвестиционный проект реализации антикризисной инвестиционной стратегии можно назвать привлекательным. ЗаключениеУправление стоимостью компании – это современная стратегия менеджмента, ориентированная на повышение инвестиционной привлекательности, конкурентных преимуществ и устойчивой работы в рыночной среде в расчете на длительную перспективу. Она строится на системном подходе к использованию многообразия факторов развития бизнеса, учете противоречивых интересов собственников, наемных работников, потребителей товаров и услуг, социума территории, где работает предприятие. На этапе становления и развития предприятия имеются большие предпосылки оказаться в критических ситуациях (неплатежи, невыполнение обязательств и т. д.), что предполагает использование всего арсенала досудебных санаций и банкротных процедур для устранения кризиса. Но при этом правильная оценка активов, их реструктуризация могут стать основой устранения причин кризисных явлений. Выбор инструментария управления стоимостью компании должен отвечать принципу системности и обеспечивать мобилизацию технического, экономического, организационного и социального потенциала на реализацию стратегической цели. В числе наиболее действенных инструментов выделены: бизнес-планирование, инновационный и риск-менеджмент, капитализация прибыли и оперативная реструктуризация финансовых потоков, мотивация и стимулирование персонала, внедрение системы контроллинга. В процессе управления стоимостью компании на этапе становления и развития бизнеса необходимо учитывать специфику этого периода жизненного цикла предприятия, в т.ч. ограниченные ресурсы собственного капитала, слабость позиций на рынке, неустоявшиеся партнерские связи, высокую степень риска, недостаточный защитный потенциал. Как показал анализ, рост стоимости на этом этапе достигается преимущественно за счет использования прорывных технологий, ноу-хау, инновационного и риск-менеджмента. При этом рост богатства акционеров должен сопровождаться адекватным ростом доходов наемных работников, улучшением условий их жизнедеятельности. В целом финансовое положение ООО «Ната» не является устойчивым. Структура баланса не является удовлетворительной. В течение анализируемого периода произошло увеличение стоимости имущества данного предприятия в пользу повышения удельного веса оборотных активов. Абсолютное увеличение оборотных средств предприятия свидетельствует о расширении деятельности, и произошло оно за счет увеличения краткосрочных кредитов и займов. Для повышения эффективности деятельности обществ необходимо детально пересмотреть маркетинговую и финансовую политику, без этого невозможно будет достичь необходимых объемов реализации, снижения себестоимости и преодоления последствий несбалансированной экономической политики. Увеличить собственный капитал ООО «Ната» можно за счет ускорения его оборачиваемости путем сокращения сроков коммерческого цикла, сверхнормативных остатков запасов. Особое внимание следует уделить вопросам ресурсосбережения. Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь целесообразно вести специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам. Анализ динамики потерь и разработка мероприятий по их устранению позволит значительно улучшить финансовое состояние общества. Устойчивому финансовому состоянию общества будет способствовать устойчивость пакета заказов, использование новых технологий в управлении затратами и оперативность в принятии управленческих решений, а также постоянный анализ баланса и других форм отчетности. Список литературы1. Антикризисное управление: учебник / Под общ. ред. проф Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 295 с. 2. Антикризисное управление: учебное пособие / Общ. ред. В.И. Кушлина, А.М. Марголина. – М.: РАГС, 2007. – 292 с. 3. Антикризисный менеджмент / Под ред. А. Г. Грязновой. М.: ТАНДЕМ, 2007. – 217 с. 4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - М: Финансы и статистика, 2006. - 288 с. 5. Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. - М: Информационный издательский дом «Филинь», 2007. - с.351. 6. Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: НикаЦентр, Эльга, 2006. – 544с. 7. Богатко А.И. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М: Финансы и статистика, 2007. - 207 с. 8. Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика. - М.: Академкнига, 2006. – 412 с. 9. Валдайцев СВ. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98с. 10. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 208 с. 11. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007. – 260 с. 12. Ивашковский С.Н. Экономика: Микро- и макроанализ: учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2006. – 360с. 13. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 486 с. 14. Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 339 с. 15. Колчина Н.В., Поляк Г.Б. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / Под ред. Проф. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 368 с. 16. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный, научно-практический / Под ред. Попондопуло В.Ф. - М.: Прогресс, 2007. – 80 с. 17. Кушлин В.И. Диапазон стратегических решений // Экономист. - 2006. - № 10. С. 15-25. 18. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Под ред. Н.А. Абдулова. М.: ЭКМОС, 2007. – 148с. 19. Родионова Н. В. Антикризисный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 349 с. 20. Свириденко О.М. Назначение и цели института банкротства в хозяйственном обороте // Право и экономика. - 2007. - № 3. - С. 33-38. Банкротство – процедура признания должника несостоятельным, то есть не имеющим возможности рассчитаться по долгам с кредиторами, и его ликвидация. Также термином банкротство обозначается все то, что непосредственно или косвенно связано с указанными процедурами (специалисты в данной сфере предпочитают называть банкротство антикризисным управлением). Денежные средства предприятия - аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги предприятия. Иногда к денежным средствам дополнительно относят высоколиквидные ценные бумаги. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - отношение выручки от продаж в кредит к средней за период величине дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности - отношение выручки от реализации продукции к средней за период величине кредиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов - отношение себестоимости продукции, реализованной за отчетный период, к средней величине запасов в этом периоде. Этот коэффициент показывает, сколько раз в среднем продаются запасы предприятия за некоторый период времени. Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает вынужденное или добровольное расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Оценка - систематический сбор и анализ данных, необходимых для определения стоимости различных видов имущества (бизнеса) и ее оценки на основе действующих законодательства и стандартов. Объект оценки - движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы и финансовые активы предприятия или бизнес в целом. Оценка бизнеса - акт или процесс выработки заключения или расчета стоимости бизнеса или предприятия либо доли в них. Рентабельность собственных средств - отношение прибыли, полученной предприятием за период, к среднему уровню собственных средств. Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, если стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и при условии, что на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Управление стоимостью компании – это современная стратегия менеджмента, ориентированная на повышение инвестиционной привлекательности конкурентных преимуществ и устойчивой работы в рыночной среде в расчете на длительную перспективу. ПриложениеОтчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс
|