Реферат: Общая характеристика киотской конвенции как источника таможенного права

Название: Общая характеристика киотской конвенции как источника таможенного права
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академии»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Международное таможенное право»

на тему «Общая характеристика киотской конвенции как источника таможенного права»

Выполнил: студент 3-ого курса очной

формы обучения факультета таможенного

дела, группа Т-084А.О. Шацких

Москва

2010


Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) – это один из наиболее значимых международно-правовых документов в области таможенного дела, который служит ориентиром для построения таможенного законодательства большинства развитых государств. Данная Конвенция является одним из основополагающих документов в рамках ВТО в сфере таможенного дела и предполагает создание единых принципов таможенной политики.

Киотская конвенция была заключена 18 мая 1973 г. на состоявшейся в Киото 41/42-ой сессии Совета таможенного сотрудничества и вступила в силу в 1974 г. На сегодняшний день ее членами являются более 60 государств (в том числе страны ЕС, США, Китай, Канада, Япония и др.).

В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной организацией была одобрена новая редакция конвенции, которая получила название пересмотренной Киотской конвенции или Киотской конвенции в редакции Брюссельского протокола. По условиям Брюссельского протокола, новая редакция должна была вступить в силу по истечении трех месяцев после того, как 40 договаривающихся сторон Конвенции выполнят соответствующие процедуры ратификации/присоединения. Этот процесс был завершен 3 февраля 2006 года.[1] С этого момента стало возможным присоединение к конвенции других государств, в том числе и Российской Федерации.

Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Она, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны - к тому, чтобы такое ускорение и упрощение не привело к нивелированию интересов государства и общества.

Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, которые, собственно, и являются базой для создания конкретных правил регулирования тех или иных таможенных процедур.

Структурно Конвенция состоит из Протокола об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., самого текста Конвенции и приложений к ней - Генерального приложения и Специальных приложений, которые посвящены отдельным таможенным процедурам и режимам.[2]

Непосредственно в самом тексте Киотской Конвенции содержатся наиболее важные общие положения, касающиеся ее структуры, порядка и сферы применения, устанавливается процедура присоединения к ней, внесения поправок и дополнений.

Генеральное приложение является ключевым элементом Конвенции и содержит базовые принципы и правила таможенного регулирования, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела.

Принятие Генерального приложения, также как и собственно текста Конвенции, является обязательным для присоединения к Конвенции.[3] Что касается Специальных приложений, то при присоединении договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо какую-либо главу специального приложения, либо вообще не принимать ничего из специальных приложений. При этом госу­дарству дается срок (от трех до пяти лет) для приведения соб­ственного законодательства в со­ответствие со стандартами Генерального приложения к кон­венции. В частности, длитель­ный пятилетний срок нужен для таких правил, как использова­ние электронного декларирова­ния (что требует не только законодательных, но и определен­ных технических условий).

Одним из ключевых моментов содержания является то, что по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции. То есть если в какой-либо части таможенное регулирование страны предоставляет более благоприятные условия для лиц, вступающих в правоотношения с таможенной службой, чем это предусмотрено в Конвенции, менять их и приводить в строгое соответствие с Конвенцией нет необходимости. [4]

Киотская конвенция оказала существенное воздействие на развитие российского законодательства в области таможенного дела. Это в первую очередь связано с тем, что 70% внешнеторгового оборота России приходится на страны, чье законодательство построено на принципах Конвенции, а также с тем, что в рамках присоединения России к ВТО происходит процесс приведения отечественного законодательства в соответствие с международными стандартами.

Структурно Конвенция состоит из текста Конвенции, а также Генерального и Специального приложения. Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. Принятие Генерального приложения к Конвенции является обязательным для присоединяющейся к Конвенции страны. Специальные приложения посвящены отдельным процедурам и режимам. При присоединении к Конвенции договаривающаяся сторона вправе принять любое из них, либо вообще не принимать ничего из Специальных приложений. Хотелось бы обратить внимание на то, что в формулировках Специальных приложений не оговаривается применение либо неприменение мер нетарифного регулирования ВЭД, то есть положения Конвенции не препятствуют применению национального законодательства в отношении запретов и ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю.

Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, призванных выработать на их основе конкретные правила регулирования тех или иных процедур, что позволит найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. достичь компромисса между интересами бизнес - сообщества и государства. Киотской конвенцией зафиксированы следующие семь специальных принципов международного таможенного права: 1) реализация программ, направленных на непрерывное совершенствование таможенных процедур с целью повышения их эффективности; 2) предсказуемое, последовательное и четкое выполнение таможенных процедур и осуществление таможенной деятельности; 3) предоставление заинтересованным сторонам всей необходимой информации, о таможенном законодательстве, административных распоряжениях и процедурах; 4) применение современных методов таможенного контроля, а также максимально широкое использование информационных технологий; 5) сотрудничество во всех приемлемых случаях с другими государственными органами, другими таможенными службами иностранных государств и бизнесом; 6) соблюдение на практике соответствующих международных стандартов; 7) принцип обеспечения беспрепятственного доступа заинтересованным сторонам к административным и судебным процедурам обжалования. Главный принцип, проходящий через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с бизнес - сообществом. В соответствии с философией Киотской конвенции таможенный контроль как способ обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и соблюдения предписаний других подзаконных и нормативных актов должен осуществляться при максимальном облегчении условий для международной торговли. Поэтому таможенный контроль должен ограничиваться минимумом, необходимым для достижения основных целей, и должен осуществляться на основе выборочности и при максимально возможном применении методов управления рисками. Для совершенствования таможенного контроля таможенные службы должны, где это возможно, использовать информационные технологии. Областями применения информационных технологий могут быть сбор и обработка данных, документальный контроль, система управления рисками и т.п. Также Киотская конвенция предусматривает, что таможенные службы должны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами.

Развитие международной торговли потребовало внесение изменений в Конвенцию Киото. Подготовленные изменения были внесены Протоколом, подписанным 26 июня 1999 года в Брюсселе. Целью изменений было удовлетворение потребностей участников международной торговли и таможенных служб в дальнейшем упрощении и гармонизации таможенных процедур и практики их применения.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (Модернизированная Конвенция Киото, далее - Конвенция) вступила в силу 3 февраля 2006 года.

Модернизированная Конвенция Киото состоит из Основного текста (Body text), Генерального приложения (General annex) и 10 Специальных приложений (Specific annexes).

Участницей Модернизированной Конвенция Киото по состоянию на 1 ноября 2010 года является 71 страна. Участниками Конвенции являются все основные торговые партнёры Российской Федерации.

Разработка проекта Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС, вступившего в силу с июля 2010 года, осуществляется на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола от 26 июня 1999 года (Решение Комиссии таможенного союза № 4 от 04.02.2009 «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территории»).

Республикой Казахстан Конвенция была ратифицирована в начале 2009 года (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года № 141-IV «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур»).

16 ноября 2010 года Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь о присоединении к Конвенции.

3 ноября 2010 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» (№ 279-ФЗ).

Российская Федерация присоединилась к Конвенции в объёме Основного текста и Генерального приложения.

После вступления для Российской Федерации Основного текста и Генерального приложения в силу Российская Федерация должна:

- в течение 36 месяцев обеспечить выполнение принятых Стандартов Генерального приложения;

- в течение 60 месяцев должна обеспечить выполнение принятых Переходных стандартов Генерального приложения.

Присоединение к Конвенции потребует внесение изменений в 16 федеральных законов Российской Федерации и 72 подзаконных актов на уровне Президента и Правительства Российской Федерации.


[1] Дудкова В. Как правильно присоединиться к Киотской конвенции // Таможня. – 2007. – № 21. – С. 24.

[2] Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года [Электрон. ресурс]: Федеральная таможенная служба: участникам ВЭД. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://ved.customs.ru/ved/info/acts/8-2008-10-01-11-37-03/3-2008-09-30-18-34-04.html.

[3] Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года [Электрон. ресурс]: Федеральная таможенная служба: участникам ВЭД. Режим доступа: WorldWideWeb. URL: http://ved.customs.ru/ved/info/acts/8-2008-10-01-11-37-03/3-2008-09-30-18-34-04.html. – Ст. 9.

[4] Глазунова Н. А. Новая философия таможенного контроля в соответствии с Киотской конвенцией // Промышленник России. – 2006. – № 2. – С. 32.