Содержание.
Введение……………………………………………………………………..……3.
1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость и акцизов и их роль в налоговой системе РФ…………………………………………..….…6.
1.1. Понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость и история возникновения………………………………………………….…...…..6.
1.2. Понятие акцизов и история возникновения акцизного налогообложения…………………………………………………….…….……..9.
2. Анализ особенностей взимания налога на добавленную стоимость и акциза при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза при различных таможенных процедурах…………………………..…..11.
2.1. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления………………………………………………………12.
2.2. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре экспорта….…15.
2.3. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре переработки вне таможенной территории………………………………………………..………18.
2.4. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре переработка для внутреннего потребления………………………………………………………20.
2.5. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре переработка на таможенной территории………………………………………………………..20.
2.6. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре временный ввоз……………………………………………………………………………….21.
2.7. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре реимпорт.......22.
2.8. Перечень таможенных процедур при помещении товаров под которые налог на добавленную стоимость и акциз не уплачивается………………….22.
3. Проблемы взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза при различных таможенных процедурах………………………………….…….…24.
Заключение…………………………………………………………………….26.
Список используемых источников и литературы…………………….……..28.
Введение.
Налог на добавленную стоимость и акцизы являются важнейшими косвенными налогами, которые в отечественной налоговой системе занимают основное место. Одним из наиболее трудных случаев налогообложения является взимание налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза. Это и обусловило актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при различных таможенных процедурах при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость, история возникновения налога;
- дать определение понятию «акцизы»;
- охарактеризовать значение и роль налога на добавленную стоимость и акцизов в налоговой системе России;
- описать особенности взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при различных таможенных процедурах при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза;
- выявить основные проблемы, связанные с взиманием налог на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза при применении различных таможенных процедур.
Предметом исследования являются налог на добавленную стоимость и акцизы как инструменты управления экономическими процессами в государстве.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.
В системе налогов Российской Федерации далеко не все платежи играют одинаковую роль как с точки зрения доходов бюджетов, так и с позиции влияния на материальное положение налогоплательщиков. Если налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы формируют основную часть налоговых поступлений, то налог на имущество убыточен для бюджета. Следует заметить, что и налог на добавленную стоимость и акцизы являются косвенными налогами, которые в отечественной налоговой системе занимают основное место. Они взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг и включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
В настоящее время налог на добавленную стоимость - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
Налог на добавленную стоимость как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.
От четкости или нечеткости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых заинтересована любая организация.
За период существования налога на добавленную стоимость и акцизов действующий механизм их исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данными налогами и отражения организации учета данных видов налогов в бухгалтерском учете предприятия. Несмотря на то, что данным налогам уделяется достаточно много внимания, вносятся постоянные изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую налоговые правоотношения, до сих пор остается много спорных вопросов, что подтверждается многочисленной арбитражной практикой. В настоящее время одним из наиболее трудных случаев налогообложения является взимание налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза. Проблемы возникают в связи с законодательной базой и налоговой культурой трёх стран - России, Белоруссии, и Казахстана. Законодательные базы которых не сходятся, что в свою очередь позволяет уклоняться от уплаты налога на добавленную стоимость акцизов или производить незаконное возмещение. Это и обусловило актуальность темы данной работы.
1.
Экономическая сущность налога на добавленную стоимость и акцизов и их роль в налоговой системе РФ.
1.1. Понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость и история возникновения.
В настоящее время понятие добавленной стоимости не трактуется однозначно. В самом общем виде добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги.
С одной стороны, добавленную стоимость можно представить как сумму заработной платы и получаемой прибыли как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых других элементов затрат налогоплательщика, связанных непосредственно с его производственным циклом. С другой стороны, добавленную стоимость можно представить как разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг и произведенными при этом затратами.
Налог на добавленную стоимость является одним из самых важных и в то же время наиболее сложных для понимания, исчисления и контроля. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, обеспечивая поступление от 12 до 30 процентов налоговых доходов государства. В частности, 20 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) применяют налог на добавленную стоимость как основной налог на потребление. Кроме того, налог на добавленную стоимость взимается еще в 35 развивающихся странах. Не действует данный вид косвенного налогообложения в таких развитых странах, как США, Канада, Австралия и Швейцария.
Распространение налог на добавленную стоимость в 1970—1980-е гг. XX века можно считать одним из наиболее важных достижений мировой теории и практики налогообложения. История развития налогов не знает других примеров, когда бы налог так быстро был переведен из теоретической конструкции в практическую область, заняв при этом доминирующее положение среди налогов на потребление в большинстве стран мира.
Первоначально в Германии экономист Вильгельм фон Сименс предложил ввести «облагороженный налог с оборота». Однако в то время его идея не была воспринята должным образом. Затем в 1954 году министр финансов способного заменить налог с оборота, который в то время взимался в стране. Впервые налог на добавленную стоимость на практике был опробован во Франции в 1958 году, а с конца 1960-х гг. распространение данного Франции Морис Лоре разработал принципиальную схему действия налога, налога приняло масштабный характер. Этому способствовало принятие директив ЕЭС, согласно которым налог на добавленную стоимость утверждался в качестве основного косвенного налога для стран – членов ЕЭС и устанавливались сроки его введения – до 1972 года.
Широкое распространение налог на добавленную стоимость обусловлено рядом фундаментальных преимуществ данного налога:
- стремление облагать налогом расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров, работ, услуг;
- потенциально широкая база налогообложения (большинство товаров, работ, услуг облагаются налогом на добавленную стоимость );
- регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен;
- получение государством части дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла, при том, что конечная сумма налога на добавленную стоимость, получаемая государством, не зависит от количества промежуточных производителей и продавцов;
- применение «зачетной» схемы этого налога по всей цепи производства и обращения товара, создающей трудности для уклонения от его уплаты;
- косвенное стимулирование процессов накопления и инвестирования (доходы, идущие на эти цели, не облагаются налогом на добавленную стоимость), а также производства экспортной продукции (применяется минимально возможная ставка 0 процентов).
В РФ налог на добавленную стоимость был введен с 1 января 1992 году и в совокупности с акцизами фактически вытеснил другие косвенные налоги с оборота и с продаж, намного превзойдя их по своей роли и значению. В настоящее время налог на добавленную стоимость в России является основным косвенным налогом, а также важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Доля налога на добавленную стоимость в доходе консолидированного и в особенности федерального бюджета остается стабильно высокой. Так, в 2003 году удельный вес данного налога в консолидированном бюджете составлял около 24 процентов всех налоговых доходов, а в федеральном бюджете — около 37 процентов.
Начиная с 1 января 2001 г. взимание налога на добавленную стоимость в РФ осуществляется в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса.
В большинстве случаев бремя уплаты налога на добавленную стоимость переносится на конечных потребителей, поэтому его и относят к разряду косвенных налогов. Однако при передаче товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственных нужд, при налогообложении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в некоторых других случаях он приобретает признаки прямого налога.
1.2
Понятие акцизов и история возникновения акцизного налогообложения.
Акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.
Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. Принципы, используемые при установлении акцизов и перечня подакцизных товаров, могут быть сформулированы следующим образом:
- во-первых, акцизами не облагаются товары первой необходимости;
- во-вторых, акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет получаемой сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты);
- в-третьих, облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потребление (алкогольная и табачная продукция).
За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В России в течение XV—XX веков акцизами облагались в основном такие товарные группы, как соль, алкогольная продукция, табак, сахар, нефтепродукты. Поступления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После революции 1917 года акцизы были отменены, а с 1921 года — вновь восстановлены, в период финансовой реформы 1930—1932 гг. акцизы были снова ликвидированы. Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 года. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после налога на добавленную стоимость. В 2007 году удельный вес акцизов в консолидированном бюджете составлял 9,3процентов в общей сумме налоговых поступлений.
Начиная с 1 января 2001 года взимание акцизов в РФ осуществляется в соответствии с гл. 22 НК. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в федеральный бюджет).
Следует отметить, что состав подакцизных товаров в период 1992—2003 гг. подвергался значительным изменениям. Так, в начале 1990-х гг. была предпринята попытка расширить круг подакцизной продукции за счет изделий из хрусталя, меха, ювелирных изделий и т.п. В течение нескольких лет помимо товаров облагались акцизами и некоторые виды минерального сырья (нефть, природный газ). В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, применяемым в развитых зарубежных странах. Следует иметь в виду, к числу подакцизных товаров всегда относились и, вероятно, будут относиться и впредь алкогольная продукция и табачные изделия. Это объясняется характерными особенностями, присущими указанным товарным группам: с одной стороны, они не являются обязательными для всех потребителей, с другой — для этих товаров свойственны достаточно низкая себестоимость производства и высокая акцизная ставка.
Сейчас подакцизными товарами признаются (ст. 181 НК):
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и др.) с объемной долей этилового спирта более 9процентов;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые; мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и/или карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин.
Согласно статье 179 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками акциза являются [Далее НК РФ, гл. 179]:
- организации,
- индивидуальные предприниматели (ИП);
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (их состав определяется в соответствии с ТК).
При этом следует учитывать, что организации и ИП признаются налогоплательщиками, только если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами.
2.
Анализ особенностей взимания налога на добавленную стоимость и акциза при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза при различных таможенных процедурах.
Вопросы применения таможенных платежей и налогов нельзя рассматривать в отрыве от таможенных процедур, под которые помещаются товары.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
15) свободная таможенная зона;
16) свободный склад;
17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).
2.1. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления.
Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
При импорте товаров на территорию одного государства — участника таможенного союза с территории другого государства — участника таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
Собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
1.1. Если товары приобретаются на основании договора между налогоплательщиком одного государства - члена таможенного союза и налогоплательщиком другого государства - члена таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза, комиссионером, поверенным или агентом.
1.2. Если товары приобретаются на основании договора между налогоплательщиками одного государства - члена таможенного союза и другого государства - члена таможенного союза и при этом товары импортируются с территории третьего государства - члена таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров.
1.3. Если товары реализуются налогоплательщиком одного государства - члена таможенного союза на основании договора комиссии, поручения или агентского договора налогоплательщику другого государства - члена таможенного союза и импортируются с территории третьего государства - члена таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом.
1.4. Если налогоплательщик одного государства - члена таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком другого государства - члена таможенного союза, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).
1.5. Если товары приобретаются на основании договора между налогоплательщиком государства - члена таможенного союза и налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза, и при этом товары импортируются с территории другого государства - члена таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Стоимостью приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора.
Налоговой базой для обложения акцизами является объем, количество импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы подакцизные товары).
Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:
1) принятия на учет импортированных товаров;
2) срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.
Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза.
2.2. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре экспорта.
Экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
При экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость и освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган соответствующих документов.
При экспорте товаров налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - Заявление) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза);
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством.
Все вышеперечисленные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства - члена Таможенного союза, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа. Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату отгрузки вывозимых в государства - члены таможенного союза подакцизных товаров, а также суммы акцизов, подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.
Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам, а также принимает соответствующее решение.
Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Налоговой базой по НДС является стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором, при отсутствии стоимости в договоре - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре и товаросопроводительных документах - стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.
2.3. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре переработки вне таможенной территории.
Переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.
В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов возникает с момента регистрации таможенной декларации. Прекращаются соответствующие обязанности при завершении действия таможенной процедуры до истечения установленных сроков (если ранее не наступил срок уплаты).
Полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. При этом в отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта. Во всех остальных случаях сумма НДС, подлежащего уплате, как и прежде, будет исчисляться от стоимости операций по переработке.
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость в этом случае определяется как стоимость операций по переработке товаров, а при отсутствии документов, подтверждающих стоимость операций по переработке, - как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.
Ставка налога на добавленную стоимость, применяемая к продуктам переработки, аналогична той, которая применяется при реализации товара на территории Российской Федерации.
Акциз будет уплачиваться в полном объеме, за исключением случаев, когда операцией по переработке был ремонт вывезенных товаров. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории завершается помещением продуктов переработки под таможенные процедуры реимпорта или выпуска для внутреннего потребления.
2.4. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре переработка для внутреннего потребления.
Переработка для внутреннего потребления - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
При помещении товаров под данную таможенную процедуру налог на добавленную стоимость и акциз уплачивается в полном объеме.
2.5. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре переработка на таможенной территории.
Переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.
Переработка на таможенной территории является таможенной процедурой, при которой товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость.
При помещении под таможенную процедуру переработки на таможенной территории РФ акциз не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки в определённый срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз уплачивается в полном объёме.
2.6. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре временный ввоз.
Временный ввоз - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
При помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном таможенным законодательством. Полное условное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности:
- временно ввозятся контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковок;
- если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма.
В отношении иных товаров, а также при несоблюдении условий полного освобождения применяется частичное освобождение, при котором за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3 процента от суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренным таможенным законодательством таможенного союза.
2.7. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре реимпорт.
Реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 Кодекса ТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
При помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость и акциза, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством таможенного союза.
2.8. Перечень таможенных процедур при помещении товаров под которые налог на добавленную стоимость и акциз не уплачивается.
К данным таможенным процедурам относятся:
1) Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
2) Таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
3) Беспошлинная торговля - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
4) Свободная таможенная зона
(регулируется Соглашением по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны).
5) Уничтожение - таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
6) Отказ в пользу государства
- таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.
3.
Проблемы взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза при различных таможенных процедурах.
В настоящее время достаточно остро стоят проблемы, связанные с механизмом возмещения сумм налога на добавленную стоимость и акцизов.
Следует учитывать, что ускоренный период формирования Таможенного союза создал массу проблем, обусловленных несовершенством норм права.
Нормативная основа, регулирующая юридическую ответственность за нарушения таможенного законодательства, должна быть едина. В противном случае деяние, наказуемое, например, по Кодексу РФ об административных правонарушениях, может не считаться правонарушением по административному законодательству Казахстана. Поправки, таким образом, следует внести в уголовные кодексы государств, а также законы, устанавливающие составы административных правонарушений – нарушений таможенных правил.
Основной проблемой взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при различных таможенных процедурах - полностью не решен вопрос унификации ставок НДС и акцизов.
В настоящее время еще не разработаны формы всех документов, связанных с перемещением товаров между странами-участницами союза, что может вызвать сложности при осуществлении внешнеторговой деятельности российскими компаниями.
В случае оказания услуг по переработке давальческого сырья данные положения являются неоднозначными. При осуществлении услуг по переработке могут возникать существенные сложности с применением нулевой ставки НДС, особенно в случаях, когда товары, произведенные в ходе переработки, не вывозятся с территории Таможенного союза, или если переработка осуществляется на основании договора с компаниями, не являющимися резидентами в странах Таможенного союза.
В силу того, что в 21 главу Налогового кодекса РФ не внесены изменения, связанные с новым порядком таможенного оформления товаров, перемещаемых между странами Таможенного союза, у транспортных компаний могут возникнуть сложности с применением ставки НДС 0%, например, в отношении услуг по транспортировке товаров, ввозимых из дальнего зарубежья в Казахстан российским перевозчиком.
Заключение.
В данной работе были рассмотрены одни из основных элементов налоговой системы - налог на добавленную стоимость и акцизы и их применение при различных таможенных процедурах.
Следует сказать, что данные налоги является одними из важнейших источников формирования доходов консолидированного и федерального бюджетов. Он занимает первое место в структуре доходов консолидированного бюджета России, акцизы – четвертое.
Создание Таможенного союза позволило формирование единой таможенной территории - территории, состоящей из таможенных территорий сторон, применительно к которой сторонами установлен Единый таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе.
Поскольку функционирование ЕТТ предполагает взимание НДС и акцизов в рамках Таможенного союза в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля, приоритетной задачей для налоговых органов в ближайшее время становится реализация межгосударственного проекта по введению налогового контроля за перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле стран – участниц.
Как следует из вышеизложенного, в правовом регулировании акцизных сборов в торговле между странами участницами Таможенного союза существует значительная неопределенность. На сегодняшний день формально действуют протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», и соглашение между Правительство РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан.
Однако нормы этих документов сформулированы недостаточно конкретно и многие из них фактически не применимы в отсутствие унифицированного таможенного законодательства, особенно в части акцизных сборов. Таким образом, непроработанность межгосударственных соглашений и соглашений о таможенном союзе снижает действенность интеграции в этой области.
Список используемых источников и литературы.
1. Таможенный кодекс Таможенного союза.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г.(ред. от 11.12.2009) "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".
4. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.
5. Налоги и налогообложение [Текст] = Taxes: учебник / под ред. И. А. Майбурова. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 655с.
6.Романова И. Б. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. - метод. комплекс / И. Б. Романова; Федер. агентство по образованию; Ульянов. гос. ун-т. Ульяновск: УлГУ, 2006. - 85с.
7.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Дело, 2004. - 400с.
8. Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.).
|