Реферат: Конфликт между телом и душой

Название: Конфликт между телом и душой
Раздел: Рефераты по религии и мифологии
Тип: реферат

Оглавление

Введение……………………………………………………...……………………...2

Глава 1. Представление о душе……………………………...……………....……..3

§1 Определение души……………………………………………………………….3

§2 Как связаны тело и душа?.....................................................................................4

Глава 2. Конфликт между телом и душой………………………...……………….6

§1 В чём заключается конфликт тела и души?.........................................................6

§2 Чем вызван такой конфликт?................................................................................7

§3 Устранение конфликта…………………………………………...……………...8

Список используемой литературы…………………………………...…………...10

Введение.

Живя в окружении материального и являясь частью его, мы нередко забываем о самом важном – своей душе. Современный человек настолько погружён в самого себя, свои проблемы, баллы, работу, удовольствия, что даже забывает о том, зачем он здесь, кто он такой, прежде всего для самого себя и близких, почему его существование важно в этом мире и насколько важны его поступки, слова и даже мнение. Он развивает себя только с физической стороны, а порой даже забывает и про неё, питаясь удовлетворением своих потребностей. Сегодняшнему человеку двадцать первого века важно осознать, насколько он важен, насколько важно не только его физическое существование, состояние, но и духовное.

Понятие душа носит один и тот же смысл, связанный со светлым, возвышенным, духовным, а также с психологией человека. Душа является самой важной и неотъемлемой частью каждого из нас. Она представляет собой наше личное собственное и индивидуальное «Я», наше подсознание. Чувства, которые порой сложно объяснить, такие как любовь, верная дружба, связь с близкими, связь с ними и даже необъяснимая тоска, скрытая глубоко в нас и непонятно откуда вырывающаяся наружу, тоже являют собой голос души. Душа – это энергия, скрытая в нашем теле. Она способна направить нас на добрые поступки, подсказать и почувствовать Вс-вышнего . Именно Он создал наше тело и душу. Он вдохнул её в свои создания. Душа – подобие Вс-сильного Б-га .

Человек всё реже и реже уделяет время своей душе. Таким образом, она подавляется телом, и мы не слышим её голоса.

В работе рассказывается о том, что представляет собой конфликт между телом и душой , чем он вызван и как можно его разрешить. Рассматривается также вопрос о том, что такое душа, как можно объяснить её связь с нашим телом и почему между ними появляется раскол, выливающийся в настоящий конфликт.

Глава 1. Представление о душе.

§1 Определение души

«Суть человека представляет собой совершенно иное, не видимое и не ощущаемое, потому что это – духовная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела. И это "я" человека. Это "я" человека, представляющее собой тело со всем его наполнением, считается собственностью этого "я", духовного и вечного».

Бааль Сулам.

Наши мудрецы говорят, что душа – это образ Б-га в человеке. Подобно тому, как Он сделал это с первым человеком, Б-г вдыхает душу в каждое новое живое существо. Он создал первого человека «по образу и подобию» своему. Иными словами, Вс-вышний дал ему душу. Душа является единственной частью жизни, которая непосредственно отражает нашу связь с Б-гом, нашим Создателем. И хотя душа не осязаема и сокрыта внутри тела, она является основой того, что представляем собой мы.

Душа представляет собой нематериальную сущность, то, что нельзя измерить или создать с помощью каких-либо приборов, это энергия, не поддающаяся количественному измерению. Душа вечна, в отличие от тела и не умирает, не разрушается под воздействием внешнего мира. Душа, как духовное, представляет собой простую сущность, в которой нет составляющих, и поэтому не может быть, чтобы она разделилась так, что это повлияет на ее строение. И в соответствии с этим, душа бессмертна и существует вечно. Сама же она даёт начало и обуславливает жизнь организма человека. Это самая загадочная часть человека. Мы не видим её, её структуру, как она выглядит, но можем её почувствовать и даже понять. Душа – это наше подсознательное собственное «Я», то, без чего наше существование невозможно. Почему так? Ведь мы чувствуем только своё тело, взаимодействие с миром происходит через органы чувств, так почему же душа так важна? Поскольку органы чувств являются до такой степени доминирующими, приходится чуть ли не отказываться от них, чтобы определить то, что находится внутри. Будучи вынужденными временно отказаться от своего зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, с чем бы вы остались? Такая мысль может поначалу привести в отчаяние: мы остались бы ни с чем. Но это не так, мы остаёмся с самими собой. Мы нуждаемся в органах чувств лишь для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром, с миром вне нас самих. Вам не нужны глаза, чтобы видеть самих себя, или уши, чтобы слышать себя. Осознавать то, что мы сейчас здесь, находимся, существуем возможно и без участия органов чувств. Это просто знание, осведомленность.

Таким образом, мы остаемся полностью живыми без ощущений наших органов. Однако без души жизни нет. Да, идет физическая борьба за выживание, но жизнь всегда предполагает поиски смысла, поиски души, поиски Б-га. Ученый, исследующий законы природы, испытывает желание приподнять завесу и посмотреть, что происходит за пределами наших внешних чувств. Ребенок, разбирающий свою игрушку, интересуется тем же. Он хочет узнать секрет, который приводит эту игрушку в движение. Эта любознательность составляет суть природы человека. То же самое происходит с нашей жизнью. Без знания, какие силы движут нами, включая душу, мы никогда не поймем самих себя. А если нас не интересует, как работает душа, мы не сможем о ней заботиться.

§2 Как связаны тело и душа?

Слову «душа» на иврите соответствует несколько понятий: нефеш, нешама, руах. Все эти слова древнееврейского происхождения, однако, имеют разное значение.

Слово нефеш в дословном переводе означает «глотка» и связано с дыханием, следовательно, с самой жизнью и является неотъемлемым для любого живого существа. «Любить всем своим нефеш» означает не столько любить всей душой, сколько любить всем своим существом. Поэтому понятие нефеш включает в себя одновременно и духовный и физический аспекты человека.

Душа действительно является частью тела, как и само тело способно дополнять душу. Если тело заключает в себе материальные аспекты нашей жизни, то душа содержит в себе аспекты духовные. Тело заботится главным образом о том, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Это не значит, что оно по своей природе дурное. Вовсе нет. Оно создано Б-гом, изначально нейтрально и наделено большим потенциалом для свершения добрых поступков. Душа же вселяет в него энергию, направляет его на добрые дела и связывает с высшим, возвышенным, Б-жественным. Душа необыкновенна по своей природе, ибо «пламя Б-га есть душа человека», она Его «образ», Его «подобие». Душа представляет собой наше собственное «Я», сущность, которая способна согласовывать физические потребности с духовными.

Во время пребывания в физическом мире душа связана с нашим телом, его мозговым центром, нервной системой, органами чувств. Вместе они представляют собой единое целое, единое взаимодействующее. Наше собственное «я» способно не только направлять тело на добрые поступки, духовно возвышаться и стремиться к совершенству, но и лечить в каком-то смысле и подавать знаки того, что «кое-кто» есть внутри физической оболочки, тем самым, давая о себе знать. Обливались ли вы когда-нибудь слезами без видимой причины, охваченные глубокой печалью? Это – ласковый голос вашей души, которая жалуется, стремится привлечь ваше внимание. Она хочет, чтобы вы заботились о ней, по крайней мере, так же, как о своем теле.

В момент отделения души от тела, т.е. после смерти, душа освобождается от массового отягощения тела и не связана ни с чем физическим. После этого мы больше не являемся Homo sapiens и отдаляемся от всего земного, физического, ощущая в полной мере настоящего самого себя, своё «я» - душу. Сама же по себе душа настолько величественна , что это не поддаётся описанию. Некоторые учёные, писатели, философы определяют её как сгусток энергии или часть ауры, как разумное существо, которое не поддаётся никаким физическим измерениям или величинам, понятиям. Некоторые подразумевают душу как подсознание человека. Как бы по-разному не давали определение слову «душа», она всё равно остаётся чем-то загадочным и необъяснимым. Единственное, что мы точно можем сказать, так это то, что душа направляет наше тело, физическое состояние на добрые поступки, стремится к гармонии и согласию. И тело и душа изначально настроены на единую волну. Обратите внимание на маленького ребёнка: он ещё совсем мал, но насколько в нём проявляется это единство! По истечении времени, взрослея, человек чаще всего теряет его. Это связано с конфликтом между душой и телом, когда физические, эгоистичные желания не совпадают с духовными, высокими.

Глава 2. Конфликт между телом и душой

§1 В чём заключается конфликт тела и души?

Между телом и душой происходит непрерывная борьба. Bce конфликты между людьми возникают вследствие дихотомии тела и души, напряженности между нашим телесным «я» и потребностью в возвышенном. Чем это объясняется? Дело в том, что Б-г создавал тела и души раздельно, в две стадии. На первой Он собрал с земли прах, на второй – вдохнул в него дыхание и душу (Брейшис, 2:7). Это было сделано так для того, чтобы человек помнил, что в жизни существуют две разные силы, материальное и духовное. Материальное занимает относительно низкое положение, подобно пыли на земле, духовное является из самого непостижимого места – от Б-га.

Вначале тело и душа были едины. Тело признавало свою роль как средства выражения души, а душа признавала свою потребность в теле для выражения воли Б-га.

Первый грех вызвал чувство неловкости. Родилось независимое эгоистическое «я», оторванное от воли и намерений Б-га.

Мы действительно состоим из двух различных элементов, подобно братьям-близнецам Яакову и Эйсаву, которые боролись в материнском чреве. Яаков был безобидным человеком, духовной личностью. Эйсав – воин, «человек поля». Тело – это воин внутри нас, агрессивная сила. В материальном мире тело призвано защищать уязвимую душу. С другой стороны, тело без души было бы опасным агрессором, у которого нет ни цели, ни совести.

И все же этот раскол сохраняется. Он заключается в том, что для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа добивается духовного возвышения, тело заботится о еде и сне. Для тела душа – это источник постоянных неприятностей, помех, это совесть, которая ограничивает его поведение.

§2 Чем вызван такой конфликт?

Сегодня с такой проблемой мы сталкиваемся довольно часто. Современный человек полностью посвящает себя работе независимо о того, мужчина он или женщина. В погоне за карьерой, продвижением в работе или даже в оценках, баллах, мы забываем о близких, друзьях, семье, которым необходимо наше внимание, забота и понимание. Также мы забываем о собственном «я», своей душе, которой также необходим уход. Это проявляется не только на том, что мы меньше уделяем время духовному развитию, но и на том, какими мы становимся. Человек всё больше ищет выгоды, и не важно, хорошо или плохо такое скажется на других людях. Начиная с корысти, человек заканчивает жестокостью. Погружаясь полностью в свои проблемы, интересы, он постепенно забывает об окружающем его мире, жизни, его не интересуют чужая радость или неприятность. Сразу возникает предлог: у меня самого слишком много дел и проблем, зачем мне чужие? Таким образом, тело начинает окончательно подавлять душу.

Что же делает наше подсознательное «я» в то время, когда тело требует удовлетворения собственных потребностей? Ответ прост: душа просит удовлетворить свои . Изначально чистое создание, подобие Вс-вышнего, она просит идти только на чистые поступки. Она хочет духовно развиваться, причём не до какой-то определённой стадии, а всё больше и больше. Душа как пламя поднимается вверх, словно стремится к Б-гу, фитиль же удерживает его на земле. Так тело тянет вас назад через свою постоянную потребность добывать средства к существованию или удовлетворения желания получать удовольствия. Вопрос для каждого из нас в том, выбираем ли мы существование в форме пламени, которое поднимается вверх, или в форме фитиля, увлекающего нас вниз. Душа является инициатором развития человека как личности, его способностей, причём не только духовных, но и физических. Вопрос только в том, насколько тело эгоистично и противопоставлено по отношению к своей духовной стороне. Очень часто мы хотим научиться музыке, танцам, каким-либо наукам или даже просто прочитать книгу, но ничего этого не делаем по одной простой причине – лень. Про эту лень нам говорит тело, требующее от нас больше удовольствий. Снова возникает конфликт. Однако такой пример не может, конечно же, относиться ко всем людям: у мира бы не было Моцарта, Бетховена, Наполеона, Эйнштейна и многих других личностей, если бы все были подавлены своим физическим состоянием. Не было бы и не только великих личностей, но и просто обыкновенного человека, заботящегося о семье и близких, у которого есть светлая цель в жизни

Душа учит скромности. В отличие от тела, которое эгоистично, душа скромна. Она наделяет нас способностью подниматься над самими собой и чутко реагировать на нужды других. При пассивности души эгоистические желания тела могут закабалить нас и в конечном счете даже погубить.

Душа – это наша выдающаяся сторона, которая, как уже было сказано, подобно пламени свечи, постоянно стремится вверх, стремится воссоединить нас

с Б-гом. Тело может пытаться удержать нас на земле, а душа полна решимости поднять нас к небесам.

§3 Устранение конфликта.

Чтобы преодолеть противоречия между телом и душой, необходимо в первую очередь признать их существование и определить характер этих двух сил. Разные как Яаков и Эйсав, они прекрасно дополняют друг друга, создавая человека, близкого если не к идеалу, то точно прекрасному и вовсе не плохому.

Напряженность между телом и душой устраняется нами не путем отрицания одного из них, а интегрированием их для решения одной задачи – одухотворения телесного. Все силы и весь опыт тела направлены на то, чтобы помочь благородным и возвышенным устремлениям души. Все возможности тела нужно соединить с желаниями духовного состояния. Обратимся к примеру из предыдущего параграфа: человек мечтает развить в себе музыкальные или какие-то интеллектуальные способности, но тело тянет его назад. Физическая половина человека должна пересилить свой эгоизм и лень. То же можно сказать о чисто духовном развитии человека, его приближении в Б-гу. Нам для этого следует признать, что Б-г гораздо выше наших ограниченных «я», возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно самолюбие. Конфликт между телом и душой может быть разрешен, если не препятствовать душе стремиться вверх, к возвышенному. Что это значит с практической точки зрения? Это значит – осознавать, что вы не абсолютно материальная личность. Да, мы должны есть и пить, оплачивать счета. Но не для того мы здесь. Мы здесь для того, чтобы принести своей душе самое лучшее и усовершенствовать свое тело. Из-за физического характера тела мы можем завязнуть в трясине материального. Возникающая в связи с этим печаль заставляет вашу душу жаловаться. Прислушайтесь же к ее жалобам и усильте заботу о ней. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, который выражает сомнения и печаль, когда вы проявляете интерес исключительно к материальным проблемам. Верьте этому голосу. Но даже тогда, когда собственное «я» стремится к совершенству, не забывайте о теле, ваших возможностях. Так как тело есть вместилище души, мы должны относиться к нему с уважением, содержать его в чистоте и не исчерпывать до конца все физические силы до истощения.

Тело и душа сходятся при совершении нравственных поступков. Недостаточно воодушевлять душу и воспитывать ее. Необходимо обеспечить партнерство души с телом. Помочь соседу в беде, выслушать незнакомого человека, попавшего в трудное положение, снабдить пищей или одеждой того, кто в этом нуждается. Все это становится более важным, чем просто добрые поступки, жизненной силой, которая радует вашу душу, и средством, направляющим ваше физическое тело на соответствующие дела в духовной сфере. Отзывчивость, добрые дела приводят к полному погружению души в нашу жизнь, выделению ею тепла и силы настоящего пламени, поднимающих, возвышающих и тело. Тело же должно в свою очередь поддерживать душу, помогать ей достичь духовных высот. Даже обыкновенное занятие любимым делом, которое принесёт пользу не только самому себе, но и окружающим , поможет расти вашей духовной стороне не вниз, в землю, а наверх. Так возможно достичь полного согласия и взаимопонимания между этими двумя созданиями. Гармония между телом и душой распространяется на весь мир и помогает объединить тело и душу, материальное и духовное всей вселенной.