Реферат: Консалтинг в России и в мире. Слабые и сильные стороны российских и зарубежных консультантов

Название: Консалтинг в России и в мире. Слабые и сильные стороны российских и зарубежных консультантов
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Консалтинг в России и в мире. Слабые и сильные стороны российских и зарубежных консультантов

В современной рыночной экономике консультационные услуги давно являются важнейшим элементом поддерживающей ее функционирование инфраструктуры.
Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение в странах с рыночной экономикой, причем не только в развитых, но и в так называемых развивающихся (Индия, Бразилия), не обходится без использования консультантов: экономистов, юристов, маркетологов, и т.д., индивидуальных, а чаще объединенных в консультационные фирмы (консалтинговые компании).

Одним из первых профессиональных консультантов в области экономики стал основатель теории научного управления предприятия Фредерик Тейлор. Первая фирма по менеджмент консалтингу «Служба исследований в бизнесе» - была образована в 1914 г. в Чикаго, а в 20-х годах такие фирмы появились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии).

Профессиональную поддержку бизнесу в России оказывают сейчас в основном, частные консалтинговые фирмы, которых насчитывается несколько сотен. (Для сравнения: в Голландии с населением в 11 раз меньшим, чем в России их насчитывается более 2 тысяч.)

Консультационные услуги на коммерческих началах могут оказывать также государственные учебные, информационные и исследовательские организации – университеты, академии, научные институты, информационные центры и т.д. Большинство российских частных консалтинговых фирм учреждено либо самими этими организациями, либо их бывшими работниками.

Положительные и отрицательные стороны использования зарубежных консультантов в российских условиях:

Преимущества Недостатки

· Перенос зарубежного опыта

· Новая постановка задач

· Новые решения

· Новая деловая и общая культура

· Хорошее владение методикой консалтинга

· Подготовка к выходу на зарубежных партнеров

· Высокая стоимость услуг

· Большие требования к организации и предварительной подготовке клиента

· Языковый барьер

· Затрудненные коммуникации в силу культурных различий

· Высокие требования к бытовым условиям (проживание, питание, транспорт и т.д)

Российские консультанты хорошо разбираются в современной экономической ситуации в России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом. При этом они достаточно широко мыслят, понимают и знают механизмы рыночной экономики западного типа, некоторая часть из них имеет опыт работы за рубежом. При этом российские консультанты обладают гибкостью мышления, они выходят в своих рекомендациях за рамки стандартов, принятых в мировой экономике, что является их несомненным достоинством, так как нестандартное мышление больше соответствует условиям России. Исходя из российской практики они предлагают более реалистичные решения.

Достоинством зарубежных консалтинговых фирм является хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа. Кроме того, аудиторские и другие заключения иностранных фирм пока в большей степени признаются за рубежом, что важно для привлечения иностранных инвесторов и других партнеров.

Стоимость услуг российских консалтинговых фирм является их преимуществом. При высоком качестве их цена примерно в 4-5 раз ниже, чем у зарубежных коллег.

Услуги российских консультантов осуществляются в следующих основных формах:

- Разовые консультации по основным вопросам бизнеса в России и за рубежом. Такие консультации осуществляются в устном и письменном виде в форме вопрос - ответ как непосредственно, так и по заранее подготовленным клиентом вопросам

- Осуществление по заказам клиента консалтинговых проектов, включающих в себя диагностику проблем, разработку и внедрение решений. В ходе проекта могут осуществляться также такие услуги как поиск партнеров, участие в переговорах, разработка документов (протоколов, договоров, контрактов и т.п.)

- Проведение консалтинг-семинаров, т.е. групповой работы консультантов и представителей предприятия с отрывом от производства.

- Информационное обслуживание. По запросам клиентов могут предоставляться статистические обзоры и прогнозы развития экономики в целом и отдельных отраслей, справки о, законодательных актах, сведения о надежности потенциальных партнеров и т.д.

- Экспертиза. Консультанты предоставляют экспертные заключения по самостоятельно подготовленным клиентом разработкам, бизнес-планам, инвестиционным проектам, схемам финансовых операции, контрактам.

Консалтинг в России

Состояние рынка консалтинговых услуг в России

Общая характеристика рынка

Согласно исследованию «Коммерсант Деньги», рынок консалтинговых услуг показал в 2005 г. почти двукратный рост, составив 31,49 млрд. руб. против 17,72 млрд. руб. в 2004 г. Агентство «Эксперт РА» приводит сопоставимые цифры: 37 млрд. руб. в 2005 г. против 24 млрд. руб. в 2004-м, т.е. рост 54%. (Диаграмма 1 ).

Диаграмма 1

Источник: Консалтинг-Центр «ШАГ»

Данные «Эксперт РА» по динамике различных секторов рынка на пятилетнем отрезке времени представлена на Диаграмме 2 ; а аналогичные данные за последние три года от «Коммерсант Деньги» – на Диаграмме 3

Диаграмма 2

Источник: «Эксперт РА»

Диаграмма 3

Источник: Коммерсант ДЕНЬГИ, 2006 г.

По данным ЮНИПРАВЭКС, география российского консалтингового рынка по состоянию на конец 2004 г. имела следующую структуру (Диаграмма 4 )

Диаграмма 4

Источник: Юниправэкс, 2005 г.

Если же говорить о представленности на рынке различных секторов консалтинга, то, по данным «Коммерсант Деньги», по итогам 2005 г. сложилась следующий расклад (Диаграмма 5 )

Диаграмма 5

Источник: Коммерсант ДЕНЬГИ, 2006 г.

Несколько иначе выглядит структура рынка в исследовании «Эксперт РА» (Диаграмма 6 ). По результатам этого исследования рыночная доля ИТ-услуг оказалась существенно выше, а доля налогового консалтинга – ниже, чем у «Коммерсант Деньги».

Диаграмма 6

Источник: «Эксперт РА»

Векторы изменений

Рост рынка маркетинга и PR. Объем продаж у десятки лидеров в данном виде услуг в 2002 г. вырос почти в 2,5 раза, более чем на 70% в 2003 г. и почти на треть в 2004-м. В 2005 г. общий объем сегмента по 150 крупнейшим компаниям удвоился («Эксперт РА»). По всей видимости, в России начинают проявляться тенденции мирового рынка, и борьба за покупателя из области цен и качества товаров все более перемещается в область методов воздействия на сознание людей.

Рост услуг рынка HR-консалтинга . Один из наиболее динамично растущих сегментов: объем продаж у десятки лидеров HR-консалтинга в 2002 г. вырос почти вчетверо; в 2003-м более, чем в 1,5. Притормозив в 2004 г., спрос на HR-услуги ведущих консультантов почти в 2,5 раза вырос в 2005-м («Эксперт РА»). Все более востребованными становятся поиск топ-менеджеров, оценка, подбор и обучение персонала, подготовка кадрового резерва и построение систем мотивации. Это вполне отвечает мировым тенденциям: требования к персоналу компаний растут по мере усложнения деятельности и обострения конкуренции. К владельцам бизнесов приходит осознание, что персонал, особенно управленческий, является ключевым ресурсом. Острота вопроса подогревается также нарастающим стремлением владельцев бизнесов отойти от оперативного управления.

Интеграция традиционного консалтинга и ИТ-услуг в области информатизации. На западе бум, связанный с автоматизацией управления, начался еще в конце 1980-х, когда информационный консалтинг стал своеобразным локомотивом консалтинговой индустрии. С отставанием на 10-15 лет аналогичные процессы начали происходить и в России, где информатизация радикально изменила не только структуру консалтингового рынка и состав основных игроков, но и сами границы деятельности консультантов.

Волна автоматизации докатилась до крупного бизнеса в середине 90-х, до среднего — в начале 2000-х. Пройдя полосу неэффективных внедрений ERP-систем в компаниях с неотстроенным управлением и неупорядоченными процессами, айтишники вынуждены были пойти на расширение спектра услуг: внедрение управленческого ПО стали предварять наведением элементарного порядка в управлении, формализацию существующих процессов и документооборота — их реинжинирингом. Автоматизация предприятий оказалась лишь верхушкой айсберга, завершающей стадией целого комплекса работ по повышению управляемости и прозрачности бизнеса. В процесс автоматизации начал втягиваться целый пул направлений традиционного консалтинга, так или иначе связанного с управлением. С другой стороны, стало очевидным: чем более информатизируется бизнес, тем в меньшей степени управленческий консалтинг может игнорировать ИТ-составляющую управления.

Экспансия ИТ-компаний в область «традиционного» бизнес-консалтинга началась в 2000-й г., когда ИТ-компании впервые заявили о себе в рейтингах консалтингового рынка. Ряд ведущих системных интеграторов начинают привлекать в штат «традиционных» консультантов, создавать у себя направления «традиционного» консалтинга и позиционироваться не только в качестве игроков ИТ-рынка, но и в качестве консультантов по управлению. К концу 2003 г. в десятку лидеров консалтингового рынка входили уже семь ИТ-компаний. К концу 2004 г. айтишниками были 4 из 5 лидеров в области услуг по стратегическому планированию и организационному развитию, а 4 ИТ-компании вошли в 10 сильнейших по услугам в области управления персоналом. В 2003-2005 гг. у некоторых «выходцев из ИТ» динамика услуг в области финансового управления опережала рост этого направления у прежних лидеров «традиционного» консалтинга. Сегодня мы являемся свидетелями интеграции ИТ-консалтинга и традиционного консалтинга. При этом автоматизация управления предприятием, будучи, с одной стороны, «венцом» консалтинговой работы, а с другой — наиболее дорогостоящей услугой, превращается в системообразующую компоненту управленческого консалтинга.

Происходит ли в связи с этим экспансия «традиционных» консультантов в область автоматизации? Усилия в этом направлении, несомненно, предпринимаются. С 2003 по 2005 гг. некоторые лидеры традиционного консалтинга демонстрировали впечатляющие рывки, многократно наращивая продажи в секторе ИТ-услуг. Между тем, в абсолютном исчислении выручка «традиционных» консультантов от ИТ-услуг все еще мала по сравнению с объемами продаж гигантов, пришедших из ИТ-индустрии. Заметим также, что на растущий рынок ИТ-консалтинга устремились лишь те из «традиционалистов», которые исходно имели у себя ИТ-направления. Рыночная ситуация здесь не благоприятствует «традиционному» консалтингу: цена выхода на рынок ИТ-консалтинга слишком высока, и для системного интегратора создать направление традиционного консалтинга несоизмеримо проще, нежели для традиционной консалтинговой компании — развернуть работу по внедрению или сопровождению управленческого ПО.

Рынок консалтинга в 2005 году

Аналитики «Эксперт РА» отмечают, что плавный дрейф консалтингового рынка в сторону ИТ, наметившийся в 2001 г., в 2005-м сменился взрывным ростом: за 2005 г. доля этого сектора выросла с 45,7% до 54%. За этот год доходы от ИТ увеличились более чем на 67%, в то время как выручка остальных видов консалтинга — лишь на 19%. Исследователи «Коммерсант Деньги» дают еще более сенсационные цифры роста выручки в секторе ИТ-консалтинга: с 5,48 млрд.руб. до 12,39 млрд. руб.

При этом «Эксперт РА» отмечает спад в секторах стратегического (доходы за год выросли лишь на 9,9% против 48% в 2004 г.) и финансового (прирост 12,5%) консалтинга. (Диаграмма 7 ).

Диаграмма 7

Источник: «Эксперт РА»

Замедление темпов роста продемонстрировали также юридический (рост на 25%) и налоговый (рост 29%) консалтинг.

Быстрорастущий сектор ИТ и вялая динамика других направлений начинают менять структуру рынка. В качестве одного из факторов подъема ИТ-консультантов эксперты указывают на реорганизацию отраслей и крупных предприятий, вызванную стремлением компаний и банков на международные рынки капитала: инвесторы требуют такого уровня развития систем внутреннего контроля и учета, который невозможен без внедрения ERP-систем. Резко возросла востребованность консалтинговых проектов с обязательной ИТ-составляющей («Эксперт» РА).

Вместе с тем, в 2005 г. все большие масштабы приобретали комплексные, а значит «ИТ-емкие», проекты на крупных предприятиях с большой долей участия государства: "Газпром", "Связьинвест" и др.

По мнению «Эксперт РА», одна из главных причин сокращения доли стратегического и финансового секторов в структуре рынка — дефицит квалифицированных кадров, не в последнюю очередь вызванный перетоком специалистов в западные компании. Вместе с кадрами к западным конкурентам перетекают и доли рынка в этих секторах услуг. Серьезную конкуренцию консалтинговым компаниям начали составлять также инвестиционные компании и банки, начинающие создавать консалтинговые подразделения.

Потерю динамики и сокращение юридического и налогового консалтинга аналитики «Эксперт РА» также объясняют конкурентным давлением со стороны международных юридических фирм, которое усиливается по линии борьбы как за заказы, так и за квалифицированных специалистов. Указывается также на усиление штата собственных специалистов по налогообложению в крупных российских корпорациях.

В качестве наиболее динамично растущих секторов консалтингового рынка в 2005 г. «Коммерсант деньги» указывает на консалтинг в сфере производства, оценочную деятельность и налоговый консалтинг. Эти изменения, как и рост ИТ-консалтинга, исследователи связывают с реорганизацией крупных корпораций в различных отраслях. Источником дополнительного спроса на налоговый консалтинг послужила также реформа налогового законодательства.

По данным «Эксперт РА», помимо консалтинга в области производства, стремительный рост продемонстрировали услуги в области маркетинга и отношений с общественностью (двукратный рост против 37% в 2004 г.) и в сфере управления персоналом (рост почти 90%).

Причины роста спроса на маркетинговый и PR-консалтинг — стабилизация клиентских рынков, рост конкуренции, снижение темпов роста оборота и падение прибыльности. Что же касается приоритетов в структуре услуг маркетологов, то основной спрос начинает концентрироваться в направлении бренд-менеджмента.

Комментируя скачок спроса на HR-консалтинг, исследователи обращают внимание на следующее. Крупные корпорации все более осознают необходимость создания собственных систем подготовки персонала («Эксперт РА», 2006 г.). Если раньше подготовка персонала не рассматривались как приоритетный элемент работы, то теперь у руководителей компаний появляется понимание связи обученности персонала, производительности труда и эффективности бизнеса.

Игроки российского консалтингового рынка

На российском рынке консалтинга можно выделить 3 основные группы игроков.

I. «Аборигены консалтингового рынка». Российские компании, которые при своем создании были ориентированы на «традиционные» консалтинговые услуги.

"РОЭЛ Консалтинг". Создана в 1995 г., специализировалась на реорганизации промышленных предприятий в условиях перехода к рыночной экономике. Возможно, единственная из российских компаний, работающая на условиях вознаграждения от прямых финансовых результатов консалтинговой работы на предприятии. Активно участвует в региональных программах развития территориальных и отраслевых промышленных комплексов, с 2004 г. сотрудничает с Министерством регионального развития РФ. Разработка стратегий, маркетинговые исследования, оптимизация управления, сопровождение организационных изменений, управление персоналом, управление финансами, оптимизация бизнес-процессов, внедрение ERP-систем, обучение. Выручка в 2005 г. — 1 175 820 т. руб.

БДО Юникон Консалтинг. ЗАО ЮНИКОН/МС, из которой выделилась БДО Юникон Консалтинг, создана в 1989 г. как аудиторско-консалтинговая компания, а уже в 1991 г. ею реализован проект акционирования и приватизации КамАЗа, положивший начало массовой приватизации в РФ. С 1994 г. активно развивала ИТ-направление, что дало возможность с 2001 г. развернуть работу по внедрению управленческого ПО SAP R/3, а спустя некоторое время — Oracle E-Business Suite, Microsoft Axapta. С 2002 г. — член международной аудиторской сети BDO International. В 2003 г. разделяет аудиторский и консультационный бизнес, образуя компании БДО Юникон и БДО Юникон Консалтинг.

Оптимизация системы управления, разработка стратегии развития компании и стратегии информатизации, оптимизация бизнес-процессов, управление финансами, управление HR-ресурсами, внедрение информационных технологий на базе решений SAP, ORACLE и Microsoft Axapta. Участвует в работе Экспертно-консультативного совета при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации по вопросам управленческого учета. Выручка в 2005 г. — 832 114 т. руб.

Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем". Образована в 2001 г., с 2004 г. — член международной аудиторско-консалтинговой сети IGAF Worldwide.

IT-консалтинг и системная интеграция, комплексная автоматизация, аудит действующих информационных систем, исследования рынка и стратегическое планирование, слияния и поглощения, реструктуризация бизнеса, комплексные решения в области стратегического, корпоративного, финансового и инвестиционного управления, бухучета, налогообложения, хозяйственного права, управления персоналом и общественными связями, аудиторские проверки, обучение, оценочная деятельность, комплексные проекты реформирования естественных монополий и ЖКХ, разработка и внедрение интегрированных комплексов по управлению федеральными и региональными бюджетными системами.

В 2006 г. признана самой динамично развивающейся компанией на рынке аудиторских и консультационных услуг ("Эксперт РА"). Выручка в 2005 г. — 688 147 т. руб.

PRADO Банкир и Консультант. Образована в 1997 г.; изначально специализировалась на аудите, оказании ИТ-услуг, юридическом консалтинге. Разработка стратегии и оптимизация оргструктуры, диагностика системы управления, маркетинг и продажи, финансово-управленческое консультирование, ИТ решения (с использованием программных продуктов семейства «1С:Предприятие» и технологий собственной разработки), аудит, налоги, право, корпоративное обучение и рекрутинг, банковские услуги, корпоративные финансы. Выручка в 2005 г. — 688 137 т. руб.

ФБК-Консалтинг. Основана в 1990 г., с 1995 г. член международной аудиторско-консалтинговой ассоциации PKF.

Аудит отчетности, налоговый аудит и налоговое планирование, банковский аудит, оценочная деятельность, услуги в области бухучета, юридический консалтинг, финансовые расследования, ИТ-аудит, ИТ-стратегия, внедрение и поддержка бизнес-решений на базе mySAP Business Suite, Oracle E-Business Suite, MS Axapta, ГАЛАКТИКА, стратегия развития бизнеса, финансовый и управленческий консалтинг, кадровый консалтинг. Активно сотрудничает с Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, в частности, в разработке новых стандартов аудита. Выручка в 2005 г. — 661 566 т. руб.

Объединенные консультанты ФДП. Основана в 1992 г. Налоговый консалтинг, аудит, оценочная деятельность, разработка стратегии, оптимизация бизес-процессов, юридический консалтинг, налоговый, бухгалтерский и управленческий учет, разработка и внедрение информационных систем. Позиционируется как лидер в налоговом консалтинге. Более 350 сотрудников; в настоящее время открыты вакансии консультантов по внедрению MBS Axapta. Выручка в 2005 г. — 620 532 т. руб.

II. «Варяги». Компании, пришедшие на консалтинговый рынок из сферы ИТ-услуг

IBS. Основана в 1992 г. В начале деятельности — дистрибуция ИТ-оборудования, автоматизация банков, впоследствии также автоматизация предприятий торговли и телекоммуникационных компаний. Крупнейший игрок российского рынка компьютерного ПО. С 1996 г. позиционируется как системный интегратор. Первый из российских системных интеграторов, внедривший у себя систему R/3 (SAP AG) без привлечения внешних консультантов (2000 г.).

Внедрение ERP-систем производства SAP AG, MBS, Oracle, 1С, информационно-аналитические системы, CRM, SCM, оптимизация и аутсорсинг ИТ-инфраструктур, ИТ-сервис и ИТ-аудит, финансовый консалтинг, оптимизация систем управления, реинжиниринг бизнес-процессов, реструктуризация бизнеса, внедрение проектного управления, HR-консалтинг. Выручка в 2005 г. — 3 138 465 т. руб.

АйТи. Образована в 1990 г. Первоначально — поставки компьютерной техники, создание ЛВС, разработка ПО, системная интеграция. В 2000 г. создано подразделение ИТ-консалтинга, с 2002 г. разворачивается практика внедрения ERP-систем (SAP AG, MBS, Oracle), а с 2004 г. компания предлагает услуги по ИТ-аутсорсингу. Разработанный компанией программный продукт БОСС-Кадровик признан наиболее совершенным в России инструментом HR-менеджмента.

Внедрение, поддержка и сопровождения ИТ-систем, в т.ч. систем автоматизации управления, ИТ-инфраструктура, системы информационной и технической безопасности, обучение в сфере ИТ и менеджмента, управленческий консалтинг, оптимизация бизнес-процессов, HR-консалтинг. Выручка в 2005 г. — 1 695 841 т. руб.

Компьюлинк. Создана в 1993 г., крупный игрок на российском компьютерном рынке. В 2004 г. приобрела контрольный пакет консалтинговой компании GMCS, занимающейся управленческим консультированием и внедрением ERP (Oracle, SAP и MS Axapta).

Оптимизация систем управления и бизнес-процессов, консалтинг федеральных и региональных органов власти и муниципальных образований; разработка ИТ-стратегий оптимизация деятельности ИТ-служб, внедрение ERP-систем MS Dynamics AX (ранее MS Axapta), Oracle E-Business Suite, Oracle CRM, mySAP Business Suite, mySAP All-in-One, SAP Business One, SSA ERP (Baan), «БОСС-Кадровик»; обслуживание ИТ-инфраструктуры, поставка и сервис ИТ-оборудования, производство компьютерного оборудования. Выручка в 2005 г. — 1 689 300 т. руб. Во втором квартале 2006 г. «Компьюлинк», одним из первых среди ИТ-компаний России, планирует выход на фондовый рынок.

Борлас. Создана в 1991 г., крупный игрок рынка ИТ-услуг. С 1996 г. сотрудничает с Oracle, активно развивая деятельность по внедрению ERP на базе Oracle EBS. В 2004 г. создает департамент HR-консалтинга, в 2005 г. — департамент бизнес-консалтинга.

Специализируется на бизнес-проектах с ИТ-составляющей. Стратегическое управление, реструктуризация, консалтинг в области организации труда, оптимизации бизнес-процессов и оргструктур, управление финансами, автоматизация систем управления персоналом, разработка ИТ-стратегий, аудит эффективности информационных систем, внедрение бизнес-приложений на базе Oracle E-Business Suite и mySAP Business Suite, средства защиты информации, сопровождение ИТ-инфраструктуры, обучение в области ИТ. Выручка в 2005 г. — 1 444 608 тыс руб.

III. «Западники». Российские подразделения крупных западных консалтинговых компаний

PricewaterhouseCoopers. Член «большой четверки» аудитроско-консалтинговых корпораций. В России впервые появилась в 1913 г., а в 1989 г. возобновила свою деятельность. Офисы в Москве, С.-Петербурге, Южно-Сахалинске, Тольятти. Услуги в области аудита финансовой и бухгалтерской отчетности, налоговый и юридический консалтинг, корпоративное обучение, сопровождение крупных сделок. В 2002 г. «айтишное» крыло консалтингового направления приобретено компанией IBM и переименовано в IBM Business Consulting Services (стратегия, оптимизация процессов и структур, управление финансами, внедрение ERP, CRM, SCM, управление персоналом, аутсорсинг бизнес-функций.) Выручка от консалтинговых услуг в 2005 г. — 2 628 689 т. руб.

Deloitte Consulting. Образована в 2002 г. в результате выделения консалтингового бизнеса из Deloitte&Touch (член «большой четверки»). Внедрение ERP-систем на базе ПО SAP и Oracle, слияния и поглощения, финансовые стратегии и реорганизация бизнеса. Выручка в 2005 г. — 1 512 000 т. руб.

BearingPoint Россия. В 2002 г. выделилась из KPMG (член «большой четверки») при разделении аудиторского и консалтингового бизнесов. Внедрение бизнес-приложений на базе mySAP Business Suite и Oracle E-Business Suite, оптимизация бизнес-процессов, налоговое консультироание, разработка регламентов в области учета затрат, бухгалтерского учета и бюджетирования.

Accenture. Крупнейшая компания на мировом рынке управленческого консалтинга и аутсорсинга. Разработка и внедрение бизнес-решений на базе ИТ-продуктов (ERP производства SAP, Microsoft, Oracle; CRM, CSM). В России работает с 1992 г. Слияния и поглощения, стратегическое планирование и бизнес-архитектура, оптимизация бизнес-процессов, управление финансами, управление отношениями с клиентами, управление производственно-сбытовым циклом и логистикой, развитие кадрового потенциала, стратегия информатизации, выбор и внедрение информационно-технологических решений, разработка ПО, аутсорсинг.

McKinsey & Company. Одна из наиболее авторитетных международных консалтинговых компаний, в России работает с 1992 г. Лидер в области управленческого консалтинга, концепция которого разработана основателями фирмы. Корпоративные финансы, маркетинг, операционный консалтинг, организационный консалтинг, слияния и поглощения, стратегический консалтинг, построение и запуск нового бизнеса, управление человеческими ресурсами, финансовый консалтинг.

The Boston Consulting Group (BCG) — международная консалтинговая компания. Стратегическое консультирование и разработка стратегий, создание новых бизнес-процессов. На российском рынке с 1990 г. Московский офис открыт в 1994 г. Оценочный показатель выручки в 2005 г. 350 000 — 1 000 000 т. руб.

Roland Berger. Международная консалтинговая компания. Реализовала первые проекты еще в Советском Союзе (1988 г.), когда международные компании только присматривались к российскому рынку. В 1994 г. открыла Московский офис с полным спектром консалтинговых услуг. Исследования рынка, разработка отраслевых и корпоративных стратегий, реструктуризация бизнесов, оптимизация затрат и др.

Monitor Group. Международная консалтинговая компания, в Россию пришла в 1996 г., затем ушла с рынка в связи с кризисом 1998 г., а в 2005 г. вновь вернулась на российский рынок. Стратегический консалтинг и программы повышения стоимости компаний, слияния и поглощения, оценка стоимости, структурная оптимизация при слияниях и создании совместных предприятий, стратегии выхода на рынок, разработка инновационных процессов и процессов проектирования новых продуктов, корпоративное обучение, инвестиционно-банковская деятельность.

A.T.Kearney. Международная консалтинговая компания, в России работает с 1992 г. Прогнозы и исследования национальных рынков, аудит информационных систем, стратегии развития ИТ.

Сравнительная эффективность предприятий отрасли

Сравнение эффективности ведущих предприятий отрасли на основе показателя TP-Index * проводилась по следующим компаниям:.

TP-Index предприятий отрасли

Компания Ключевые компетенции Логотип Рост оборота Штат компании TP-index Страна
IBM Business Consulting Services (IBM BCS) Стратегический, управление изменениями н.д. 60000 773 333 США
Roland Berger Strategy Consultants GmbH Управленческий, стратегический 8,7 1500 481 933 Германия
Pittiglio Rabin Todd & McGrath (PRTM) Управленческий; бенчмаркинг н.д. 400 412 500 США
CRA International, Inc. юридический, M&A 36,4 765 386 275 США
Monitor Company Group, LP Управленческий, финансовый, инвестиционный н.д. 800 380 500 США
Marakon Associates Управленческий н.д. 350 380 000 США
ARTHUR D. LITTLE (SCHWEIZ) AG Управленческий, стратегический, технологический н.д. 75 368 280 Швейцария
Bain & Company Управленческий, стратегический, M&A н.д. 2200 345 909 США
A.T. Kearney, Inc. Управленческий, стратегический н.д. 2500 338 400 США
L.E.K. Consulting Ltd Управление стоимостью 12 450 277 778 Англия
Center for Creative Leadership (CCL) Управленческий, тренинги, обучение н.д. 40 250 000 Бельгия
Fujitsu Services Holdings PLC Информационные технологии 17,8 15200 245 480 Япония
Boston Consulting Group Управленческий, стратегический, маркетинг н.д. 4600 243 478 США
McKinsey & Company Стратегический, управленческий н.д. 12700 236 220 США
SAP Systems Integration AG Информационные системы 17,7 1800 230 111 Германия
Keynote Systems, Inc. Web; Маркетинговые исследования 26,7 250 214 800 США
Towers Perrin HR, финансы, страхование 8 7827 206 975 США
Kepner-Tregoe, Inc. Управленческий, тренинги н.д. 200 205 500 США
BearingPoint, Inc. Управленческий системная интеграция 117,2 16800 200 940 США
Dow, Lohnes & Albertson Юридический (корпоративный) консалтинг н.д. 409 199 511 США
PA Consulting Group Управленческий, HR, персонал н.д. 3000 199 066 Англия
Watson Wyatt Worldwide, Inc. HR и управление персоналом 5 3875 190 297 США
Computer Sciences Corporation (CSC) Информационные системы -4,8 79000 177 957 США
Demos SA Тренинги, обучение н.д. 230 177 391 Франция
Booz Allen Hamilton Inc. Управленческий, стратегический, технологический 11,1 17000 176 470 США
Accenture Ltd Управленческий и технологический 13,1 100000 170 944
EDS IT, системная интеграция, управление данными, аутсорсинг -4,4 117000 168 863 США
LogicaCMG plc IT, стратегический, software development, аутсорсинг 6 19695 163 310 Англия
Ernst & Young International Аудит, HR, M&A 16,2 106650 158 481 США
QinetiQ Group plc Business services, Technical & Scientific research 15,8 10406 157 505 Англия
Atos Origin S.A. IT 89,9 46584 155 244 Франция
Deloitte Touche Tohmatsu Аудит, налоговое консультирование, HR 11 121283 150 062 США
Capgemini IT;управленческий 18,8 59324 144 644 Франция
MAXIMUS, Inc. Управленческий, стратегический 7,2 5151 125 703 США
Liberata plc Аутсорсинг финансовых и HR бизнес-процессов 35,4 3335 119 790 Англия
ICF Consulting Управленческий, технологический н.д. 1500 92 666 США
The Parthenon Group LLC Стратегический, M&A н.д. 145 74 483 США
Infosys Technologies Limited IT, технологический 35,2 36800 58 478 Индия
Tata Consultancy Services Limited IT,технологический 37,7 40992 54 198 Индия
23,86 233 170
OXS IT, внедрение SAP 374,7 136 349 970 РФ,М
Крок Инкорпорейтед Системная интеграция, аудит 61,4 148 271 108 РФ,М
АйТи IT, системная интеграция 131,6 250 235 372 РФ,М
РОЭЛ консалтинг Инвестиционное, промышленный маркетинг 22,3 240 169 995 РФ,М
Пепеляев, Гольцблат и партнеры Юридический. 16 110 165 054 РФ,М
Ай-Теко ИТ-решения, информатизация 89,5 248 135 895 РФ,М
Борлас Управленческий и IT 16,6 420 119 345 РФ,М
ИМА-консалтинг PR 456,1 55 116 745 РФ,М
ТопС Бизнес Интегратор IT 47,8 217 115 285 РФ,М
Объединенные консультанты ФДП аудит, финансы, налоги 8,1 192 112 140 РФ,М
Компьюлинк Архитектура IT-систем 42,8 575 101 939 РФ,М
РСМ Топ-Аудит Аудит, финансы 20,7 201 98 353 РФ,М
Организационно-Технологические Решения 2000 IT-решения, бизнес-процессы 71,6 255 95 580 РФ,М
Квазар-Микро IT 944,3 245 95 510 Украина, Киев; РФ, М
2К Аудит — Деловые консультации Консалтинг, аудит, налоги 5,4 172 95 296 РФ,М
Развитие бизнес-систем (РБС) Консалтинг, аудит 73,9 232 93 948 РФ,М
ЭКОПСИ Консалтинг Консалтинг, персонал, ассесмент 71,3 56 92 857 РФ,М
IBS консалтинг Управленческие и информационные технологии 73,3 1227 88 752 РФ, М
PRADO Банкир и Консультант Консалтинг, IT 555,6 287 83 195 РФ,М
Прогноз IT, софт 78,2 209 83 086 РФ, Пермь
ФБК (PKF) Консалтинг, аудит 47,7 298 77 030 РФ,М
Галактика консалтинг, IT -17,4 217 64 161 РФ,М
БДО Юникон Консалтинг Аудит, налоги 45,2 466 61 959 РФ,М
Евроменеджмент Консалтинг, управленческий 10,6 129 59 449 РФ,М
Прогрессор Консалтинг, управленческий 4,2 22 58 909 РФ,М
МЦФЭР-консалтинг, аудит, налоги, IT Консалтинг, 81,3 389 46 190 РФ,М
Парус IT н.д. 532 42 622 РФ,М
Михайлов и партнеры Консалтинг 30,9 120 29 700 РФ,М
124,6 110 622

Приведенная таблица базируется на сравнении показателей лучших мировых консалтинговых компаний по оценке Vault (привлекательность этих компаний как работодателей) и рейтинга лучших российских консалтинговых компаний по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» (по доходным показателям).

Среди западных консультантов в эффективности «консалтингового производства» со значительным отрывом от коллег лидирует IBM Business Consulting Services, продукт поглощения IT-монстром IBM аудиторско-консалтингового монстра PriceWaterhouseCoopersConsulting. Как видно из таблицы, один консультант этого новорожденного гиганта, отличающегося завидной предметной и отраслевой всеядностью, производит в год более $ 770 000.

Следующая компания списка, немецкая Roland Berger Strategy Consultants, специализирущаяся на стратегическом консультировании, отстает от лидера по коммерческой результативности на 38%,вырабатывая ежегодно на консультанта по $ 480 000.

Беглый просмотр списка сверху вниз создает впечатление, что верхнюю часть наиболее производительных западных компаний составляет в основном стратегически ориентированный консалтинг, в середине — преобладают специализированные консалтинговые компании (технологические, маркетинговые, HR и т.п.), а в нижней части сконцентрированы в большей мере IT-консультанты.

Рейтинг российских консультантов выглядит в этом отношении практически наоборот. В его верхней части, начинающейся компанией OXS с показателем выработки на сотрудника в $ 350 000, явно доминируют IT-консультанты. В середине списка, также, как и у западных коллег, специализированные виды консалтинга (юридический, аудит, кризис-менеджмент), а в нижней части — компании, связанные с управленческим и стратегическим консультированием.

Сравнение средних показателей темпов роста оборота консалтинговых компаний показывает: выборка лучших российских консультантов почти в 6 раз превосходит по этому параметру западный рынок. И хотя у нас нет сомнений, что отечественный консалтинговый рынок развивается сегодня более динамично, к самому показателю мы бы отнеслись сдержанно: слишком уж много расхождений по этим цифрам мы находим в разных информационных источниках.

Отметим, что средний показатель 124,6% роста оборота превышают всего 4 из 28 приведенных в списке российских консалтинговых фирм. За лидером по темпам роста, компанией Квазар-Микро с показателем в 944,3%, следуют PRADO Банкир и Консультант (IT-консалтинг, 555,6%); ИМА-консалтинг (PR-консалтинг, 456,1%); OXS (IT-консалтинг, 374,7%) и, наконец, компания АйТи со скромными 131,6% роста годового оборота. Следует учесть, что ИМА-консалтинг сообщает об относительной молодости своего консалтингового направления. Это позволяет предположить, что столь высокие темпы роста связаны с «эффектом начинающего бизнеса» (поднять оборот от одного рубля до десяти проще, чем от одного миллиона до десяти, хотя в статистике этот рост выглядит одинаково).

Показатели же средней производительности у российских компаний ниже: $ 110 622/чел. против $233 170/чел. Хотя, в отличие от многих предыдущих сравнений по TP-индексу в различных отраслях, в консалтинге этот показатель ниже не на порядок (что характерно особенно для производственной сферы), а всего в два раза.

Если учесть, что данные, приведенные в рейтинге Эксперта РА, расходятся обычно в сторону занижения с теми, что приводятся самими компаниями в интервью и отчетах о своей работе, итоговая картина результативности российского консалтинга может выглядеть еще более оптимистичной.

[*] TP-index (Turnover–to-Personnel index) — показывает отношение оборота к среднесписочному количеству сотрудников. Является простым и надежным способом сравнительной оценки эффективности работы предприятий.

3. История консалтинга в России

Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. Как уже отмечалось, в странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод. Данное выражение можно встретить в большинстве специализированной литературы, с такого определения начинается, наверное, подавляющее большинство статей и обзоров СМИ. Причем это утверждение можно встретить в изданиях разных лет. Оспаривать его не имеет никакого смысла. Если сравнивать возраст рынка консалтинговых услуг России с возрастом западного рынка консультационных услуг, можно сказать, что наш находится где-то в пределах отрочества, но уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

Речь в данном случае идет о классическом понимании консалтинга и консалтинговых услуг. Во времена централизованно планируемой экономики консультационные услуги, конечно, существовали. С "классическими" их роднит, наверное, только наличие заказчика и исполнителя.

Предпосылки для возникновения консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом. Цивилизованный облик рынок консалтинговых услуг приобрел несколько позже.

Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать налоговый и юридический. Небольшие фирмы, в штате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультации в области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями, где, к слову, еще десять лет назад разворачивалась бойкая торговля всевозможной литературой, сделанной "на коленке", о том, как легально и не очень уменьшить налоговые отчисления.

Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

Несмотря на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал обращаться к консультантам, можно обозначить две.

К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

Вторая причина, самая распространенная - искреннее непонимание смысла консультационных услуг. Зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно. Этому факту есть довольно простое объяснение. На западе собственник старается вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение бизнеса в ту пору можно сравнить с дрейфом в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для этого, кроме как работать еще больше, понимали далеко не все. Иными словами, бизнесмен предпочитал действовать исключительно своим умом, опираясь на внутреннее чутье и интуицию. Справедливости ради можно отметить, что такая стратегия, в отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила к положительному результату.

Общее у двух приведенных в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а в месте с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

Объем рынка консалтинговых услуг в России, по оценкам экспертов, вплотную подошел к отметке в 2 млрд. долл., при этом темпы его роста за последние годы, даже с учетом некоторого замедления, дают право предполагать, что в ближайшее время эта планка будет без особых усилий преодолена. Конечно, в сравнении с объемами рынка консультационных услуг в США, которые измеряются десятками миллиардов долларов, наш показатель выглядит не так внушительно.

По данным агентства DISCOVERY Research Group, в настоящее время на рынке консалтинговых услуг в России действует около 3000 игроков, но точное количество "консультантов" посчитать практически невозможно. Дело в том, что деятельность консалтинговой компании никак не лицензируется и не регулируется на законодательном уровне. В результате любая компания может назвать себя консалтинговой, не имея к этому никакого отношения. Часто слово "консалтинг" используется в названии компании только для придания ему более стильного звучания. Под лицензирование попадают только некоторые направления (виды) консалтинговых услуг, например, аудит. По мнению некоторых экспертов, этот вид лицензий в ближайшем будущем может быть отменен.

Спектр услуг, оказываемых российскими консалтинговыми компаниями, достаточно широк и ничем не отличается от того же американского или европейского набора. Традиционно можно выделить следующие направления консалтинговых услуг: общее управление и администрирование, управление кадрами, оценочная деятельность, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и IT- консалтинг, а также производственный консалтинг.

При этом самым быстрорастущим видом консалтинговой деятельности является IT- консалтинг. Согласно исследованию, проведенному "ЭКСПЕРТ РА", в 2004 и 2005гг. произошел настоящий информационный бум. "Любое мало-мальски значимое предприятие ставило во главу угла автоматизацию бизнес-процессов", - отмечают специалисты. За два года доходы компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системной интеграцией, увеличились вдвое. В результате, начиная с 2005 года, доля "айтишников" в общем объеме всего рынка консалтинговых услуг в России превысила 50%.

Всего за 2006 год, согласно "ЭКСПЕРТ РА", совокупная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп России (без учета компаний "Большой четверки") увеличилась на 39-40%, приблизившись к 50 миллиардам рублей (график №1).

В период 2004 и 2005гг. темп прироста доходов консалтинговых компаний составлял в среднем 50%, что говорит о некотором замедлении.

Темпы роста сектора IT-услуг по разработке и системной интеграции замедлились
(динамика роста рынка консалтинговых услуг за два года, %)

При этом необходимо учитывать доминирующее положение, динамика этого сектора "потянула" вниз показатели всего рынка в целом.

В последнее время все больше экспертов обращают внимание на некоторую переориентацию деятельности консалтинговых компанией на средний и мелкий бизнес. Это вызвано, прежде всего, высокой конкуренцией в сфере консалтинговых услуг. Вырос спрос на консалтинговые услуги и со стороны мелкого и среднего бизнеса. К сожалению, тенденция обращаться в консалтинговую компанию за помощью в результате кризисной ситуации все еще сохраняется.

Наблюдается тенденция и к региональному расширению бизнеса крупных консалтинговых компаний и, что немаловажно - международных. Центрами российского консалтинга продолжают оставаться Москва и Санкт-Петербург, ситуация тут вряд ли изменится, по крайней мере, в обозримом будущем.

Место %
Москва 32.3
Санкт-Петербург 18.2
Сибирский федеральный округ 15
Приволжский федеральный округ 12.6
Центральный федеральный округ (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) 5.9
Уральский федеральный округ 4.6
Южный федеральный округ 4.3
Дальневосточный федеральный округ 4
Северо-западный федеральный округ 3

Однако спрос на консалтинговые услуги в регионах сейчас довольно высокий и продолжает расти. Можно даже отметить некоторую нехватку "местных" специалистов, в результате чего бизнесу, в особенности среднему, приходится прибегать к услугам столичных компаний, что не всегда удобно. При этом и не каждая компания готова отправлять своих специалистов в долгосрочную командировку.

По мнению специалистов, в ближайшее время темп прироста количества консалтинговых компаний по некоторым регионам превысит московский показатель. Необходимо отметить, что данный прогноз сделан с учетом снижения темпа прироста консалтинговых компаний в Москве и Санкт-Петербурге, где помимо высокой конкурентной среды, в последние годы отмечена тенденция вытеснения с рынка мелких игроков более крупными компаниями.

Консалтинг как вид бизнеса имеет в России хорошие перспективы
Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Хотя консультационным услугам в России уже много лет.

Появление консалтинга как вида бизнеса фактически состоялось одновременно с развитием рыночных отношений в России. Поскольку на тот момент отсутствовала элементарная экономическая культура, а изменения в налоговое законодательство вносили столь часто и имели они зачастую взаимоисключающий характер, первая область, где потребовалось участие консультантов, - налоговый консалтинг. На заре российского консультирования разработка и внедрение так называемых схем минимизации налогообложения было основным занятием консультантов и аудиторов.

Но вскоре появились западные консультанты. Они пришли на российский рынок одними из первых, имели бренд, многолетний практический опыт и надежный тыл. Это во многом объясняет их передовые позиции в настоящий момент, а также весомый "кредит доверия" со стороны российских предприятий.

В результате за десятилетие ведущие российские консалтинговые и аудиторские компании, учась на собственных ошибках, перенимая опыт зарубежных коллег, фактически полностью освоили весь спектр консалтинговых услуг. Это позволяет им сейчас на равных конкурировать с теми же западными консультантами.

Что же до сих пор мешает руководителям обратиться к консультанту? Во-первых, многим сложно перешагнуть собственную установку о конфиденциальности информации. Доверить детали коммерческой деятельности - большой риск. Во-вторых, где гарантии того, что все консультации окажутся верными. Как раньше, так и сейчас некоей гарантией может служить только репутация консультанта. В-третьих, неправильное понимание заказчиком роли консультанта. Это проявляется в виде ожидания немедленной отдачи от производимых действий, хотя в ряде случаев положительный и стабильный результат от каких-либо изменений может быть достигнут только лишь в долгосрочной перспективе. Поэтому вопрос, стоит ли привлекать консультантов, учитывая достаточно высокую стоимость услуг, остается открытым для многих российских предприятий.

Единственный и наиболее востребованный вид - это налоговый консалтинг. И в нем в первую очередь заинтересован именно бухгалтер. При этом доказать необходимость привлечения консультанта руководителю бывает очень нелегко.

Во-первых, несмотря на достаточно стабильное в последние годы налоговое законодательство, а также на общий рост квалификации бухгалтерских кадров, нельзя однозначно сваливать груз ответственности на одного человека. Цена ошибки весьма велика. Во-вторых, стабильное не значит простое. Правила грамотного и законного ведения бизнеса за эти годы только значительно усложнились и требуют зачастую хорошего владения несколькими областями знаний, что опять же одному человеку не под силу. Наем в этих случаях дополнительных собственных кадров просто экономически нецелесообразен. Поэтому привлечение консалтинговой компании является самым оптимальным решением.

На современном этапе достаточно активно происходит сближение классического консалтинга и информационных технологий. Уже редко встречаются организации, ведущие бухгалтерский учет по журнально-ордерной системе. Как правило, бухгалтер использует одну из специализированных программ.

Учитывая, что действующее законодательство предписывает вести еще и налоговый учет, а зачастую параметры, заложенные для него, недостаточны для правильного отражения хозяйственных операций, в помощь бухгалтеру привлекают консультанта. В этом случае, исходя особенностей хозяйственной деятельности и учитывая особенности программного продукта, разрабатываются индивидуальный план счетов, налоговые счета, методология бухгалтерского и налогового учета и т. д. Эта новая для России услуга ориентирована в основном на средний и малый бизнес. Ведь хозяйственная и финансовая деятельность крупных предприятий сейчас намного сильнее интегрирована с программным обеспечением и там задачи консультанта не ограничиваются только бухгалтерскими и налоговыми разработками, а включают в себя постановку системы управления, поддерживающую принятие и исполнение решений.

Перспективы российского консалтинга очень хорошие. Помимо новых услуг появляются новые формы консалтинга. Такие, например, как дистанционный консалтинг. В то же время уже устоявшиеся виды и формы еще не скоро потеряют свою актуальность.

Источник: ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Учет, налоги, право"

Возвращаясь к корням

Практики в сфере маркетинга и производства исторически были одними из первых направлений формирования рынка консультационных услуг. Однако со временем автоматизационный бум отодвинул их на второй план. Сегодня сектор производственного и маркетингового консалтинга сравнительно узок. В 2007 году на его долю приходилось менее 5% выручки участников рейтинга. Однако рост конкуренции и обновление действующих мощностей генерирует мощный стимул для ускорения спроса на эти услуги.

После прошлогоднего спада выручка от консалтинга в области маркетинга снова растет
Динамика роста выручки от консалтинговых услуг в течении трех лет, %

Маркетинговый консалтинг. По итогам 2007 года это направление стало одним из самых динамичных сегментов консультационных услуг. Годовой прирост выручки у 32 консультантов из рейтинга от услуг в этом сегменте составил более 50% (см. график 3). Компаниям удалось заработать 1,3 млрд рублей. Основные факторы роста спроса на услуги маркетинговых консультантов – зрелость отечественного бизнеса и усиление рыночной конкуренции. Наряду с традиционными потребителями – сферами торговли и услуг – маркетинговый консалтинг востребован в реальных секторах экономики – энергетике, металлургии, машиностроении, нефтехимии. "Сегодня можно говорить о формировании рыночного менталитета на всех уровнях менеджмента, а это предполагает признание роли маркетинга как основного инструмента эффективной конкуренции. В этих условиях усиливается значение маркетинговых служб предприятий, которые, однако, будучи загружены "текучкой", не всегда имеют возможность сосредоточиться, например, на изучении стратегических рыночных перспектив своего бизнеса. К тому же со стороны такие перспективы могут быть изучены объективнее. Все это является предметом взаимодействия с консультантами по маркетингу", – говорит старший управляющий партнер компании "Маркетинговые и инвестиционные проекты" Леонид Клочков.

По словам участников рынка, меняется и качество спроса. Заказчикам все чаще нужны более сложные, комплексные маркетинговые решения, например маркетинговые программы развития бизнеса в регионах, отраслевые и продуктовые маркетинговые стратегии. О спросе на маркетинг-консалтинг и разнообразии услуг продолжает рассказывать генеральный директор PR-агентства "ИМА-Консалтинг" Вартан Саркисов: "Значительный рост востребованности маркетинговых коммуникаций связан в первую очередь с ростом конкуренции на самых различных рынках и расширением круга задач, которые ставят перед собой компании. К числу таких задач можно отнести оценку динамики и тенденций развития, анализ перспектив новых продуктовых направлений и ниш, контроль качества обслуживания и уровня удовлетворенности потребителей с целью формирования уникальных предложений и укрепления своих позиций на рынке".

Производственный консалтинг. Рост промышленного производства не обошел стороной консультантов в области производства. По сравнению с данными прошлого рейтинга, их совокупный доход увеличился на 36% и составил 1,8 млрд рублей. Консультационные услуги в этом сегменте становятся востребованными в связи с выходом предприятий на предел производственных мощностей, модернизацией и расширением производства. Это приводит к появлению задач по увеличению производительности оборудования, оптимизации операционной деятельности.

Кроме этого участники рынка отмечают и стремление заказчиков к снижению себестоимости продукции. "Рост стоимости сырья и энергоресурсов является для многих компаний существенным конкурентным ограничением. Сегодня компании всерьез озабочены сокращением себестоимости продукции. Привлечение консультанта позволяет оперативно выработать конструктивные решения и значительно сократить материалоемкость и энергоемкость продукции", – поясняет генеральный директор компании "Пауэр Менеджмент" Станислав Кондрацкий. "В этой области интересен наш проект на одном нефтехимическом предприятии. По итогам проекта были выработаны конкретные рекомендации, направленные на сокращение себестоимости (на 4%), сокращение запасов сырья и НЗП (на 5%), увеличение выпуска отдельных видов продукции (на 30-40%). Отличительной особенностью данного проекта стала выработка решений, позволяющих значительно увеличить собственную генерацию энергоресурсов, тем самым снизив зависимость от поставщика", – делится опытом он.

7-14 апреля 2008, "Эксперт"

07 апреля 2008

Об эволюции консалтинга

Арсений Светлов

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ С РАЗВИТИЕМ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВСЕ БОЛЬШЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ПРИБЕГАЮТ К УСЛУГАМ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИЙ. КОНСАЛТИНГОМ НАЗЫВАЮТ ЛЮБУЮ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМУЮ ВНЕШНИМИ КОНСУЛЬТАНТАМИ В РЕШЕНИИ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОБЛЕМЫ ОБСЛУЖИВАЕМОЙ КОМПАНИИ. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ - ВОТ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КОНСАЛТИНГА.

Помощь внешних консультантов может потребоваться во многих случаях. Она, во-первых, может быть связана с предстоящим расширением организации, с изменением формы собственности, сферы деятельности компании, с необходимостью провести аудит своей деятельности или вывести фирму из кризисного состояния. Но, прежде всего, помощь привлеченных специалистов нужна на самом первом этапе ведения бизнеса - при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

По словам Андрея Филатова, исполнительного директора консультационной группы "Частный консультант", потребность в консалтинге в нашей стране возникла в начале девяностых годов, когда стали появляться частные предприниматели, создавались первые коммерческие организации. Именно тогда и возникли первые консалтинговые фирмы.

- В то время, - говорит Андрей Филатов, - было выпущено очень много новых законов, которые были не понятны для предпринимателей. И каждый из них действовал в соответствии с тем, как он понимал тот или иной закон, и в результате, как правило, ошибался. И вот тогда возникла острая потребность в привлечении специалистов со стороны. Тем более что тогда же появилась возможность свободно выезжать за рубеж, и наши предприниматели смогли увидеть, что на Западе привлечение профессиональных консультантов со стороны - это норма. Таким образом, модель консультационной компании была принесена в Россию с Запада.

Развитие такого вида деятельности, как консалтинг, происходило поступательно. Спектр услуг консалтинговых компаний ширился одновременно с тем, как возрастали потребности предпринимателей. О том, какие услуги сегодня могут предоставлять консультанты, и о том, как развивался консалтинг, нам рассказал Андрей Филатов.

- Когда появились частные предприниматели, никто не знал, как регистрировать компании, какие необходимы документы, как их подготовить, какие требования предъявляют регистрационные палаты. Требовались специалисты, которые могли бы помочь начинающему предпринимателю. Так сформировалось первое направление в консалтинге - регистрация фирм и частных, а теперь индивидуальных предпринимателей. Сейчас в него входит подготовка пакета учредительных документов для регистрации юридического лица, оценка имущества при внесении в уставный капитал обществ, сопровождение регистрации любых фирм и постановка на учет в государственных органах, открытие расчетного счета, изготовление печатей и штампов и так далее.

Следующий этап как в жизни фирмы или предпринимателя, так и в истории развития консалтинговых услуг - это ведение бухгалтерского учета. Поэтому консалтинговые фирмы стали заниматься формированием учетной политики организаций, полным ведением и восстановлением бухгалтерского учета, налоговым планированием, консультировать по налоговому законодательству, ведению налогового и бухучета. Бухгалтерское обслуживание стало очень популярным видом консалтинга, привлекать специалиста со стороны, вместо того чтобы брать на работу штатного бухгалтера, оказалось интересным для предпринимателей предложением. Ведь в этом случае предпринимателю не приходится выделять бухгалтеру рабочее место, оборудованное компьютером с установленными на нем специализированными лицензионными программами, обеспечивать его всеми расходными материалами. Стороннему бухгалтеру, предоставленному консалтинговой фирмой, не нужно платить зарплату, которая облагается налогами. Обратившись в консультационную компанию, можно также не беспокоиться о регулярном и своевременном повышении квалификации бухгалтера и о его подмене на период болезни или отпуска, в т. ч. декретного.

Правовой аутсорсинг (аутсорсинг - передача управления определенными бизнес-процессами компании третьему лицу, специалисту в той или иной области. - Прим. авт.) возник как услуга консалтинговых компаний, когда у крепнущего бизнеса появилась необходимость защищать свои интересы в судах и различных госорганах. В этом деле нашли себе достойное применение те юристы, которые раньше занимались только подготовкой документов и регистрацией фирм. А затем в правовом аутсорсинге появилось такое ответвление, как лицензирование различных видов деятельности. И это тоже было велением времени. В дальнейшем, с вступлением в силу Налогового кодекса, появился другой узкоспециализированный вид консалтинга - услуги налоговых адвокатов.

Потребность некогда начинающих компаний расширять свой бизнес, приобретать новые объекты недвижимости привела консалтинговые фирмы к необходимости заняться решением различных вопросов, связанных с недвижимостью. Это и правовая экспертиза договоров купли-продажи, аренды, дарения, мены, инвестирования, долевого участия в строительстве объектов недвижимости, и сопровождение различных сделок с недвижимостью. Таких, как, например, регистрация прав на недвижимость, оформление прав на земельные участки, регистрация договоров долевого участия в строительстве объектов капитального строительства, внесение недвижимого имущества в уставный капитал (при создании обществ, при увеличении уставного капитала обществ), утверждение реконструкции, перепланировки, переустройства объектов и перевод объектов недвижимости из жилого фонда в нежилой. А теперь и управление недвижимостью.

После того как появился Закон "Об аудите", предписывающий наличие независимого аудитора и предъявляющий очень строгие требования к компаниям, которые обязаны проходить аудиторские проверки, в консалтинговых фирмах стало выделяться специальное аудиторское направление деятельности. Сегодня, в соответствии с действующим законодательством РФ, обязательный аудит осуществляется в случае, если объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ или оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ или если сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством МРОТ, а также в некоторых других случаях.

Далее вышел Закон "Об оценочной деятельности", который запретил аудиторам заниматься оценкой, и, следовательно, сформировался особый вид консалтинга - оценка бизнеса для фирм и индивидуальных предпринимателей. Спрос на эту услугу огромный, ведь квалифицированная независимая оценка имущества может потребоваться во множестве случаев. Так, оценка необходима, когда предпринимателю или компании предстоят какие бы то ни было операции с движимым или недвижимым имуществом, нематериальными активами, в том числе и с объектами интеллектуальной собственности или ценными бумагами. Прежде чем принять на баланс организации бесхозяйное или ранее не учтенное имущество, его также нужно оценить. При выкупе имущества, его изъятии или национализации, при вступлении в наследственное право, для получения кредита или страхования также необходимо произвести оценку имущества, неденежный вклад в уставный капитал общества. Таким образом, консалтинговые компании могут осуществлять оценку рыночной стоимости недвижимости промышленного и жилого назначения, транспорта, оборудования и нематериальных активов, а также помогают сформировать амортизационную политику предприятия, провести переоценку основных средств.

А коль скоро Новосибирск стал центром деловой активности региона, то возникла необходимость в секретарском обслуживании или секретарском аутсорсинге. Успешные и активные предприниматели пришли к выводу, что гораздо удобнее заключить с консалтинговой компанией договор секретарского аутсорсинга, чем устраивать импровизированные офисы в гостиницах или съемных квартирах, и в соответствии с этим договором получить контактный городской номер телефона, адрес электронной почты и почтовый адрес для корреспонденции, на которые будет поступать вся информация. Представители консалтинговой компании будут своевременно извещать предпринимателя о поступившей информации либо компетентно отвечать на вопросы, насколько им это будет позволено. Также по договору секретарского обслуживания могут предоставляться такие услуги, как прием и отправление факс-сообщения и электронных писем, копирование документов, подборка и распечатка документов по той или иной тематике, набор документов на компьютере, заполнение бланков и другие секретарские операции.

Конечно, это не полный перечень услуг, которые предприниматель или фирма может получить, обратившись в консалтинговую компанию, но если подытожить все сказанное выше, то нужно отметить, что с современным уровнем развития консалтинга ведение бизнеса может не требовать наличия штата постоянных сотрудников. Для этого иногда вполне достаточно будет встать на комплексное обслуживание в консультационную фирму, передав значительную часть управления бизнесом квалифицированным специалистам.

Опубликовано в журнале "Время денег" N 8 (12), 2007 год

Что такое консалтинг?

Геннадий Верников

Введение

Конец 80-х и начало 90-х годов ознаменован для России и стран бывшего Советского Союза существенными политическими и экономическими изменениями. Ядром этих перемен явилось стремление к созданию демократических общественных устоев и переход к рыночной экономике. С начала 90-х годов Россия получила возможность оценить преимущества демократического образа жизни и рыночного уклада экономики в виде свободно доступных товаров и услуг международного образца, наличия свободной прессы, частного предпринимательства и т.д.

Однако данные перемены, наряду с очевидными преимуществами, привнесли в жизнь России и ряд существенных проблем, сопровождающих переходный период любого государства. Среди этих проблем - инфляция и гиперинфляция, спад производства, политический и финансовый кризис, безработица и т.п. Коренными причинами данных проблем в значительной степени явились недостаток опыта работы в условиях рыночной экономики, а также почти полное отсутствие знаний в области оценки и управления рыночными процессами.

Одной из существенных особенностей современного бизнеса является то, что с развитием новых технологий (в том числе информационных) и ростом конкуренции значительно изменилась роль потребителя. Соревнование между производителями привело к дроблению массового рынка на относительно небольшие ниши, где уже потребитель диктует свои условия производителям, а не наоборот. В результате производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов.

Кроме того, сейчас в мировой экономической жизни (и Россия здесь не исключение) происходит переход к новой модели бизнеса, суть которой заключается в том, что во многих областях индустрии акценты значительно сменились в сторону предложения (и, соответственно, спроса) услуг за выполнение определенных работ, за обучение, консультации, анализ и оценку рынка, за внимание к проблемам клиентов и качество обслуживания. Новая тенденция характеризуется тем, что удельный вес услуг на рынке спроса и предложений будет постепенно расти по отношению к удельному весу собственной продукции.

Сегодня, таким образом, непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и предприятия, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Однако в сложившихся условиях у фирм, организаций и т.п. подчас не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения.

В этой весьма непростой ситуации оказывается полезной помощь квалифицированного консультанта или компании, специализирующейся на предоставлении консалтинговых услуг.

Что же такое консалтинг?

Определение консалтинга

Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, аудит), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно этому, каждый специалист (или каждая фирма), работающая в данной области, вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл и придает ему собственный оттенок, определяемый направлением деятельности конкретной компании.

Попытаемся дать определение консалтинга в самом широком смысле этого слова.

Итак, Консалтинг - это вод интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Каким структурам в России оказываются консалтинговые услуги?

Консалтинговая компания, работающая на российском рынке, может оказывать услуги следующим структурам:

· российским предприятиям частного и государственного сектора, производящим продукцию и услуги;

· иностранным компаниям, работающим на российском рынке (к таким компаниям могут быть отнесены западные инвесторы, вступающие в российский рынок и развивающие бизнес в стране, международные финансовые институты, внедряющие современные технологии в российский бизнес и осуществляющие крупные проекты в России, а также ряд других);

· органам государственного управления и правительственным организациям (имеются в виду административные органы всех уровней, мэрии, министерства, ведомства, государственные комитеты и т.д.).

В каких случаях клиенты обращаются за помощью в консалтинговую компанию?

Согласно распространенному мнению, к услугам внешних консультантов обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях - отнюдь не основная функция консалтинга. В каких же случаях и кто обращается за помощью в консалтинговую компанию?

Во-первых, в тех случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо к коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентацией ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса.

Во-вторых, в случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, с целью утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультанта (например, аудитора), проводит ревизию своей деятельности (например, аудиторскую проверку) и затем делает ее результаты достоянием гласности.

И, наконец, в-третьих, в тех случаях, когда предприятие находится в критическом положении (или даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта (консалтинговой фирмы) в этом случае носят характер кризис-консалтинга.

Требования, предъявляемые к консалтинговой компании

Деятельность квалифицированного консультанта или серьезной консалтинговой фирмы, предоставляющей широкий спектр услуг, должна быть подчинена ряду требований, основными из которых являются следующие:

1. Консультант (либо консалтинговая компания) обязан владеть отработанной технологией решения задач и необходимыми навыками в формулировании организационного диагноза, стратегическом планировании, использовании информационных систем, а также методами анализа и прогнозирования экономического положения, диагностики общей производственной ситуации, установления контактов (общения и утверждения) и т.п.

2. Консультант (либо консалтинговая компания) должен быть независим от поставщиков продуктов и решений в избранной области, от традиций, неписаных законов, бытующих в организации, политики управленческого аппарата. Мнение консультанта должно носить свободный и объективный характер.

3. Консалтинговая компания должна являть собой структуру, внешнюю по отношению к консультируемой организации.

4. Консультант (либо консалтинговая компания) обязан оказывать заказчикам помощь в использовании их собственного опыта для непрерывного совершенствования своей деятельности.

5. С целью накопления, анализа, переработки и использования получаемого опыта консультант (либо консалтинговая компания) должен работать со многими клиентами.

6. Консультант (либо консалтинговая компания) должен обладать обучающим воздействием на клиентов.

Виды консалтинга

Предоставляемые консалтинговой компанией услуги могут принимать следующие основные формы:

1. Аналитическая деятельность (анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности предприятия-клиента, анализ инвестиционных проектов, исследования деятельности конкурентов, рынков сбыта, движения цен и т.д.);

2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик - составление прогнозов по указанным выше направлениям);

3. Консультации по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности компании-клиента, так и рынка в целом;

4. Ревизия деятельности предприятия-клиента;

5. Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией управления в различных сферах деятельности предприятия, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.).

Продолжение материала читайте в следующем выпуске еженедельника.