Курсовая работа: Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 9
Название: Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 9 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан Западно-Казахстанский Аграрно-Технический Университет им. Жангир хана Кафедра «Учет и Аудит» Курсовая работа По дисциплине «Аудит» На тему: « Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками » Выполнила: ст. гр. БУА-32 Утегенова А.А. Проверила: преподаватель Манасова С.С. Уральск 2011 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ…………….……..4 1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ……………………………………………....4 1.2. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ…9 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АРАЙ-2»…………………………………….….19 2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «АРАЙ-2»……………………………….……………………………………………19 2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОО «АРАЙ-2»………………….…..23 ГЛАВА III. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТОО «АРАЙ-2»……………..………………………………………………………...………..25 3.1.ЦЕЛИ И ИСТОЧНИКИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТОО «АРАЙ-2»…………………………………………………..…....25 3.2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОО «АРАЙ-2»…………………………………34 3.3. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..……………..…………………………….….42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..46 ВВЕДЕНИЕ Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется расчетам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки организации независимой проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия - аудита. Таким образом, аудит должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия. Непосредственно к анализу содержания аудита примыкает проблема его действенности. Действенность аудита напрямую связана с его качеством. Аудит необходимо ориентировать не на выявление и фиксацию уже свершившихся потерь разного рода, а на их предупреждение. Посредством проведенного аудита на основе детального изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятия разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение хищений и порчи выпускаемой продукции и материалов, на сбережение денежных средств и финансовых ресурсов, на предупреждение возникновения отклонений от законодательства, нормативных актов, оптимальных режимов функционирования предприятия. Цель данной курсовой работы – провести аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ТОО «АРАЙ-2» Объектом исследования в настоящей дипломной работе является ТОО «АРАЙ-2» Предметом исследования является состояние аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками на заданном объекте исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Провести аудиторскую проверку расчетовс поставщиками и подрядчиками в ТОО «Арай-2» 2. Разработать рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля расчетовс поставщиками и подрядчиками на предприятии. ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ 1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УЧЕТА КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ Термин “обязательства” в первоначальном значении этого отношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности это экономические обязательства хозяйствующего субъекта, которые признаны и оценены в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета. К основным видам долговых обязательств относится дебиторская и кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность - это сумма долгов одного предприятия другим юридическим и физическим лицам. Она возникает вследствие несовпадения времени оплаты за товар или услуги с моментом перехода права собственности на них либо незаконченных расчетов по взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, по полученным авансам и т.п. В отличие от дебиторской задолженности предприятие в этом случае использует в своем обороте не принадлежащие ему средства, не оплаченные им суммы долговых обязательств, отчего имеет определенные экономические преимущества, кредиторская задолженность основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа. В зарубежной литературе к кредиторской задолженности относятся: подлежащий оплате долг; ожидаемый отток денежных средств или ресурсов; отказ экономического субъекта от потенциального дохода и т.п. В РК к кредиторской задолженности чаще всего относят краткосрочные долговые обязательства. Возникающие из расчетов покупателей с поставщиками, заказчиков с подрядчиками, предприятий с налоговыми органами, с персоналом по оплате труда и другим платежам, причитающимся дивидендам и др. Вместе с тем в финансовом анализе хозяйственной деятельности в кредиторскую задолженность часто включают погашенные суммы полученных кредитов и займов, подлежащих погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Возникновение и необходимость учета кредиторской задолженности первоначально были связаны с предоставлением денег и материальных ценностей в долг, т.е. с последующим возвратом. По мере развития торговли долговые обязательства увеличились не только по количеству и суммам, но и по видам задолженности. Особенно способствовало этому разнообразие способов продаж. Организация, предоставляющая товары, работы, услуги в кредит, является кредитором, а организация их получающая - дебитором. В более широком смысле кредитор - это сторона в обязательстве, имеющая право требовать от другой стороны исполнения долговых обязательств, а дебитор - должник в договоре или ином обязательстве. С позиции бухгалтерского учета дебитором является физическое или юридическое лицо, имеющее задолженность данному предприятию. Это могут быть организация-покупатель, не оплатившая отгруженную или отпущенную ей продукцию и другие товары, рабочий или служащий, получивший аванс на командировку или другие расходы, и многие другие должники. Кредитором следует считать юридическое или физическое лицо, предоставляющее организации деньги или товары в кредит имеющее право на последующее возмещение этих средств в денежной форме или путем обмена на другие товары либо услуги. В широком смысле к кредиторам относятся банки и другие кредитные учреждения, предприятия, отпускающие продукцию и товары с последующей оплатой, рабочие и служащие, которым начислена, но не выплачена заработная плата и др. Как правовая категория, кредиторская задолженность организации - особая часть ее имущества, являющаяся предметом обязательных отношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют право требовать ее. Указанная часть имущества включает долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации должника. Кредиторская задолженность подлежит бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации балансодержателя. Гражданское законодательство, естественно, отличается от бухгалтерского. Так, согласно ст. 268 ГК РК В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. д., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Кредитор обязан принять от должника исполнение . Согласно общему правилу юридические лица, кроме специальных финансовых компаний, финансируемых учредителем учреждений, государственных учреждений и казенных предприятий, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п.1 ст. 44 ГК РК «Ответственность юридического лица»). Таким образом, понятие “кредиторская задолженность” в гражданском законодательстве шире, чем используемое для целей бухгалтерского учета. В гражданском законодательстве обязательство возникает из договора, независимо от того, происходило ли какое-либо движение средств во исполнение сделки. Однако в бухгалтерском учете кредиторская задолженность возникает при одностороннем исполнении обязательства по договору. Кредиторская задолженность по экономическому содержанию включает задолженность поставщикам и подрядчикам. Данная задолженность учитывается в сумме договорной стоимости поступивших от них материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг. Аналитические процедуры, имеющие отношение к управлению кредиторской задолженностью, входят, в основном, в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого контроля. Можно выделить следующие узловые моменты, требующие аналитического обоснования: - выбор поставщика (в данном случае должны приниматься во внимание: солидность поставщика, возможность установления долгосрочных отношений, вариабельность в установлении финансово-расчетных отношений, наличие различных схем поставки сырья и материалов, средняя продолжительность поставки и т.п.); - контроль своевременности расчетов (как правило, превышение предельного срока оплаты поставленного сырья и материалов приводит к штрафным санкциям); - выбор момента расчета с конкретным кредитором в конкретной ситуации (в подавляющем большинстве случаев поставщики сырья, естественным образом заинтересованные в ускорении оплаты, предлагают скидку с отпускной цены при условии относительно быстрой оплаты; таким образом, перед предприятием возникает дилемма - воспользоваться скидкой или получить дополнительный источник финансирования). Кредиторская задолженность - это источник средств, поэтому предприятие заинтересовано в максимально длительном использовании чужих средств, т.е. в оттягивании срока платежа. Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками В экономике страны преобладают безналичные расчеты, осуществляемые через учреждения банков. Наличные расчеты осуществляются субъектами с кредиторами – по платежам, которые в соответствии с действующими законоположениями могут не проводиться через учреждения банков. В республике действует единая система безналичных расчетов, осуществляемая через учреждения банков. Сравнительно мелкие платежи субъекты имеют право оплачивать наличными из кассы, посредством почтовых переводов либо наложенным платежом через предприятия связи. Расчеты, проводимые предприятиями через банки, можно подразделить на товарные (за реализованную продукцию, работы и услуги; за полученное сырье, материалы, полуфабрикаты, оборудование) и нетоварные (платежи в бюджет, органам социального страхования, пенсионному фонду и др.). Банк хранит денежные средства субъектов на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения субъектов об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других операций, предусмотренными банковскими правилами и договором. На территории Республики Казахстан применяются следующие способы осуществления безналичных платежей и переводов денег: 1. передача наличных денег; 2. предъявление платежных поручений; 3. выдача чеков; 4. выдача векселей или их передача по индоссаменту; 5. прямое дебетование банковского счета; 6. предъявление платежных требований - поручений; 7. иные способы, установленные законодательством Республики Казахстан. Платежное поручение. Права и обязанности между отправителем и банком - получателем, связанные с использованием платежного поручения, устанавливаются в договоре между ними, а их фактическая реализация возникает с момента предъявления в банк - получатель платежного поручения. Банк - получатель после получения такого указания должен его акцептовать либо мотивированно отказать в его акцепте. В случае акцепта платежного поручения банком - получателем у отправителя возникает право требования по исполнению акцептованного платежного поручения. Чек. Выдача чека - способ осуществления платежа, при котором платеж производится путем выдачи чекодателем одноименного платежного документа чекодержателю. Чеки подразделяются на покрытые и непокрытые. Покрытыми являются чеки, которые обеспечены депозитом, предварительно внесенным чекодателем в банк. Непокрытыми являются чеки, которые не были предварительно обеспечены депозитом. Банк чекодателя оплачивает чек, предъявленный чекодержателем, либо мотивированно отказывает в его оплате в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан и по основаниям, установленным законодательством. Вексель. Переводный вексель сроком по предъявлении оплачивается при его предъявлении. Он должен быть предъявлен к платежу в течение одного года со дня его составления. Векселедатель может сократить этот срок или обусловить срок более продолжительный. Прямое дебетование банковского счета . Платеж путем прямого дебетования банковского счета осуществляется на основании договора между отправителем денег и его банком, в соответствии с которым отправитель денег дает согласие на изъятие денег с его банковского счета на основании требований бенефициара за поставленные товары, выполненные работы либо оказанные услуги с приложением соответствующих документов к вышеуказанному договору. Платежное требование – поручение подлежит исполнению банком отправителя денег только при наличии акцепта отправителя денег. Если отправитель предъявит в банк отправителя денег платежное требование - поручение с приложением к нему документов, содержащих согласие отправителя денег на безакцептное изъятие денег с его банковского счета, такое платежное требование - поручение не требует акцепта отправителя денег. Платежи наличными деньгами производятся путем передачи наличных денег в виде банкнот и (или) монет, являющихся законным платежным средством. Платеж наличными деньгами заключается в физической передаче банкнот и (или) монет лицом, осуществляющим платеж (плательщиком), лицу (лицам), перед которым (которыми) плательщик имеет обязательства, возникшие в силу обстоятельств, предусмотренных законодательством. Платеж наличными деньгами может производиться лицу, перед которым исполняется денежное обязательство, непосредственно либо через посредника. 1.2. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ И ПРАКТИКОВ постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия; на высоком уровне организовать работу с договорами, отмечать оплату клиента только после полной реализации, выполнения всех работ, услуг или по системе предоплаты. Документооборот на предприятиях должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. Документооборот должен способствовать, своевременному проведению документов, сроки их представления в подразделения организации, куда предоставляются документы. По каждому документу, связанным с расчетами с поставщиками и подрядчиками следует включить следующие разделы: · порядок составления документа; · порядок проверки документа; · Требования законодательных и нормативных актов; · все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц, ответственных за их составление, с указанием даты исправления; · по любой сделке должны быть представлены все необходимые документы, даты и фамилии ответственного бухгалтера. На этом же этапе устанавливается контроль правильности оформления первичных документов и отражения на их основании хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Главному бухгалтеру предприятия необходимо разработать собственный документооборот, который складывается из общего внутрифирменного документооборота и документооборота внутри бухгалтерии. При этом устанавливается: · перечень первичных документов, применяемых на предприятии; · кто из работников предприятия имеет право подписывать данные документы и несет ответственность за правильность их оформления и своевременность представления в бухгалтерию (утверждается руководителем организации); · рабочая схема действующих отделов организации; · порядок движения каждого документа между отделами организации и подразделений. Многие предприятия страдают от неэффективного использования разного рода ресурсов - трудовых, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны работников. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. На службу внутреннего аудита организации будет возложено выполнение следующих функций: контроль эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению; контроль достоверности бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам; контроль соблюдения законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников; Права и обязанности сотрудников службы внутреннего аудита. 1. предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств; 2. правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности; 3. правильность отражения операций при оплате векселями (простыми, переводными); 4. правильность ведения аналитического и синтетического учета по сч.3310; 5. соответствие данных, указанных в учете и финансовой отчетности; 6. правильность составления бухгалтерских проводок по счету 3310. [6] Как контролировать кредиторскую задолженность (По итогам «круглого стола», проведенного редакцией журнала «Учет и аудит Казахстана») Сложно представить предприятие, у которого не было бы кредиторской задолженности перед поставщиками. При умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств. Представляем участников «круглого стола»: Эреуль Нурсеитов (предприятие, занимающееся производством продуктов питания), Нуржан Стамкулов (автомобильный салон), Фарида Исахова (оптово-розничная торговля строительными материалами), Айзада Тургулова (строительная компания), Арманай Бектурова (кондитерская фабрика), Кирилл Попадюк (строительная компания) Выбор поставщика Отношения с поставщиками начинают формироваться уже на этапе их выбора, который в каждой компании происходит по-разному. Количество и состав поставщиков, с которыми будут заключены договоры, во многом зависят от особенностей деятельности компании, действующих законодательных и технических ограничений, условий поставки. Но непосредственный отбор поставщиков многие компании предпочитают проводить на тендерной основе. Таким образом можно не только подобрать наиболее подходящие для компании условия поставки, но и свести к минимуму возможные мошенничества сотрудников при закупках. Эреуль Нурсеитов: Наша компания производит продукты питания, что накладывает на нас дополнительную ответственность при выборе поставщиков. Поэтому контрагенты, с которыми мы планируем заключать договоры, проходят строгий отбор и аттестацию. Сначала собирается информация о поставщике – его опыт на рынке, деловая репутация. Затем наши специалисты выезжают на место, проводят аудит производства. После такой проверки поставщик включается в конкурсный лист. Исходя из сделанных предложений тендерная комиссия принимает окончательное решение о закупке товаров у того или иного поставщика. Кирилл Попадюк: Для нас как дистрибьюторов в первую очередь важно добиться от поставщика таких условий, которые позволили бы нам продвигать его товары. В частности, какова система скидок и отсрочек платежей, есть ли возможность бесплатной доставки и возврата товара при необходимости. Кроме того, мы заинтересованы в том, чтобы наши партнеры проводили рекламные акции совместно с нами или финансировали бы нам маркетинговые мероприятия. Айзада Тургулова: У нашей строительной компании большое количество поставщиков. Это компании, поставляющие материалы, комплектующие, а также подрядчики и субподрядчики, выполняющие для нас строительные работы. Поставщиков мы выбираем на конкурсной основе, для чего в компании создан тендерный комитет. Процедура отбора такова: каждому потенциальному партнеру высылается смета, на основании которой он представляет свои предложения. После этого члены тендерного комитета заполняют специальный опросный лист, в котором дают оценку поставщику с учетом информации, представленной отделом закупок. Если мнения расходятся, то комитет принимает решение на заседании. При этом главным критерием выбора поставщика является разумное соотношение цены и качества поставляемой продукции. Нуржан Стамкулов: Наших поставщиков можно разделить на две группы: представительства автоконцернов, официальными дилерами которых мы являемся, поставляющие автомобили и фирменные запасные части, и прочие поставщики запасных частей, масел и других расходных материалов. На первую группу приходится 100% объемов поставок автомобилей и около 80% запасных частей и расходных материалов. Подписывая дилерские контракты, мы обычно соглашаемся на условия поставок, предлагаемые представительствами, «играем по их правилам». Что касается второй группы поставщиков, на которую приходятся оставшиеся 20% поставок, то среди них мы отбираем компании, чьи коммерческие условия – цены, сроки платежей, периодичность поставок – подходят нам более всего. Так как управлять большим количеством поставщиков достаточно сложно, мы стараемся сокращать их количество. Как правило, здесь действует принцип «три к одному», то есть одну товарную позицию должны поставлять не более трех компаний. Коммерческие условия поставки Очевидно, что обе стороны – компания-покупатель и поставщик – стремятся достичь наиболее выгодных для себя условий. Покупатель заинтересован в снижении цен, получении скидок, отсрочек платежа, коммерческих кредитов. Поставщик – ровно наоборот. Контракт на поставку продукции – это результат договоренности между сторонами, достигнутой по сумме договора, срокам платежей, лимитам задолженности. Но и поставщик, и покупатель будут стремиться использовать собственные экономические преимущества. Фарида Исахова: Мне бы хотелось поделиться своим опытом работы с поставщиками. Речь пойдет о группе средних оптово-розничных предприятий, торгующих строительными и отделочными материалами. Обычно в договорах, заключаемых этой группой компаний с поставщиками, устанавливалась отсрочка платежа в 90 дней. Но достичь такой длительной отсрочки удалось не сразу. Сначала контрагенты не соглашались на отсрочку платежа на срок более месяца (две недели – на доставку, две недели – на продажу). Но потом, чтобы расширить свое присутствие на рынке, они стали учитывать баланс задолженностей, скорость реализации товаров, сопоставляя собственную кредиторскую задолженность с дебиторской (нашей), контролировать оборачиваемость дебиторской задолженности и в итоге предложили нам более гибкие условия поставок. Таким образом, срок отсрочки платежа увеличился. Кроме этого в договорах с поставщиками устанавливался суммовой лимит отгрузки без оплаты (то есть лимит неоплаченной кредиторской задолженности). Необходимо отметить, что условия договора предусматривали и нестандартные ситуации. Например, когда была необходимость стимулировать нашего заказчика, мы поставляли ему товар с отсрочкой платежа. При этом одновременно договаривались с поставщиком об увеличении срока оплаты. Для того чтобы условия договоров были выгодны обеим сторонам, раз в квартал или в полгода они пересматривались. Нуржан Стамкулов: Согласно условиям, определяемым нашими основными поставщиками и закрепленным в договорах, мы получаем товарный кредит под процент, меньший, чем по банковским кредитам. Но такая льготная ставка действует лишь в течение определенного срока. Так, по Audi льготная ставка составляет 90 дней, по Nissan, Skoda, Infiniti – 30 дней. По истечении отведенного срока процент по товарному кредиту увеличивается (до 36% годовых), поэтому нам оказывается выгоднее рассчитаться с поставщиком за счет собственных средств. Эреуль Нурсеитов: Одно из важнейших наших требований к поставщику – закрепление в договоре поставки возможности получения отсрочки платежа на срок 30 календарных дней. Такая отсрочка определена нами исходя из потребности в оборотном капитале, нормативов оборачиваемости дебиторской задолженности и запасов. Несмотря на то что эти нормативы мы устанавливаем самостоятельно, они практически не отличаются от отраслевых. Определяя продолжительность отсрочки платежа, мы исходили также из того, что чем больше срок кредитования, тем выше цена поставляемого товара, поскольку замораживая собственные активы в дебиторской задолженности, поставщик компенсирует потери, повышая цену. Наш опыт свидетельствует, что в течение названных 30 календарных дней цена остается на прежнем уровне. За дальнейшее увеличение срока уже придется платить. Кирилл Попадюк: Как и для многих компаний, для нас важнейшим условием договора поставки является отсрочка оплаты товара. Длительность отсрочки в каждом случае является результатом договоренности с поставщиком, но она также зависит и от положения поставщика на рынке. Чем сильнее позиции поставщика, тем сложнее увеличивать срок оплаты. Когда наша доля в продажах поставщика значительна, мы можем добиваться более лояльных условий. Так, наш бизнес носит сезонный характер. Пик продаж приходится на май – сентябрь и октябрь – декабрь. В эти периоды наши поставщики как правило увеличивают сроки оплаты за отгруженную продукцию, иногда в несколько раз, стремясь закрепить за собой клиента и увеличить объем продаж. Айзада Тургулова: Если соотношение цена/качество при работе с конкретным поставщиком нас устраивает, то мы просчитываем различные варианты приобретения продукции: предоплата со скидкой, отсрочка платежа, привлечение банковского кредита. Но этого недостаточно для принятия предложения поставщика. Нужно еще взвесить, есть ли у компании свободные средства на ускоренную оплату, не возникнет ли краткосрочной нехватки денежных средств. Контроль над кредиторской задолженностью Контроль состояния кредиторской задолженности – важная часть управления компанией в целом. Во-первых, поставщик может прекратить поставку или нарушить ее сроки, что приведет к сбою в производственном цикле и невыполнению обязательств перед покупателями. В свою очередь, это может обернуться дополнительными затратами, например, на выплату штрафов заказчикам. Во-вторых, компания не должна попадать в зависимость от кредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств с расходами по их обслуживанию. Для контроля над кредиторской задолженностью участники «круглого стола» используют разные приемы, но все единодушны в том, что особенно важно отслеживать сроки оплаты. Фарида Исахова: В торговой компании, где я работал прежде, кредиторская задолженность поставщикам контролировалась достаточно жестко. Еженедельно финансовая служба готовила специальную форму, в которой по каждому поставщику отражались коэффициенты оборачиваемости кредиторской задолженности по группам товара, текущая величина задолженности и просрочка платежей. Исходя из анализа этих данных, я как финансовый директор устанавливал приоритет оплаты задолженности поставщикам. При этом во внимание принималось также мнение руководителя отдела поставок, формализованное в виде заявки на платеж конкретному поставщику. В такую заявку обычно включались аналитические показатели – коэффициент оборачиваемости запасов (мгновенный, 30- и 90-дневный), сумма кредиторской задолженности, сумма просроченного долга и срок просрочки по данному поставщику. Самыми приоритетными считались платежи кредиторам, поставлявшим наиболее востребованный быстрооборачиваемый товар. В отдельных случаях, когда требовалось уточнить очередность платежа, дополнительно анализировался валовой доход от реализации товарной группы соответствующего поставщика. Для контроля над сроками платежей мы установили величину средней просрочки. Отсрочки платежей, предусмотренные в договорах с каждым из поставщиков, сводились в единую форму. Полученная таблица будущих обязательств перед кредиторами-поставщиками анализировалась еженедельно. При этом средний срок погашения кредиторской задолженности следовало удерживать на уровне не ниже, чем усредненный срок погашения задолженности дебиторами компании. Нуржан Стамкулов: Для оценки состояния кредиторской задолженности и управления ею мы применяем несколько коэффициентов. Вся операционная деятельность нашей компании контролируется в разрезе брендов. Для каждого из них устанавливаются размер кредиторской задолженности и величина прибыли, которую планируется получить. Рассчитывается коэффициент рентабельности кредиторской задолженности (отношение прибыли от реализации автомобилей конкретной марки к сумме кредиторской задолженности), величина которого должна поддерживаться на уровне 15–20%. Этот коэффициент отслеживается в динамике. По компании в целом мы определяем коэффициент независимости, то есть отношение собственного капитала к привлеченному. Для себя мы установили его значение равным единице. Другим важным аспектом контроля кредиторской задолженности является отслеживание сроков оплаты. И не только из-за того, что в случае просрочек применяется повышенный процент платежей по договору. Если первое нарушение срока оплаты не влияет на отгрузку товара, то после второго отгрузка может быть прекращена. Пропуск срока платежа влияет и на бонусы, предоставляемые нам поставщиком. Следует отметить, что политика наших поставщиков направлена на сокращение маржи, получаемой их дилерами. Поэтому бонусы становятся одним из важных источников наших доходов. Ответственность за соблюдение сроков оплаты по контрактам несут подразделения логистики, входящие в отделы продаж каждого из наших центров. Финансовая служба также отслеживает оплату поставщикам в соответствии с составленным графиком и отвечает за то, чтобы предприятие располагало денежными средствами в дни проведения платежей. Такая двойная система позволяет не ставить в зависимость от одного сотрудника отдела логистики успех деятельности компании в целом. Кирилл Попадюк: Ответственность за соблюдение сроков оплаты в нашей компании несет отдел закупок. На основании графика платежей и накладных менеджер отдела закупок определяет суммы, подлежащие перечислению поставщику, и передает соответствующую информацию в бухгалтерию. Особенно четко отслеживаются сроки платежей тем контрагентам, чьи условия договора являются более жесткими. Кроме того, два раза в год бухгалтерия проводит сверку взаиморасчетов по текущей задолженности с нашими контрагентами. Для контроля состояния кредиторской задолженности в целом по предприятию мы определяем норматив кредиторской задолженности как процент к выручке. Этот коэффициент мы установили исторически на основе собственного практического опыта. Он позволяет нам понять, насколько эффективно мы использовали привлеченные средства, а изменение этого норматива дает возможность выявить факторы, которые оказали воздействие на его рост или снижение. Айзада Тургулова: За работу с поставщиками сырья и материалов на нашем предприятии отвечает коммерческий отдел. С подрядчиками и субподрядчиками работает договорный отдел. Все счета от поставщиков передаются в бюджетный комитет, где принимается решение об их оплате. Если в какой-то момент у предприятия возникает дефицит денежных средств, то мы договариваемся с нашими поставщиками о продлении отсрочки. Как правило, поставщики идут нам навстречу, если речь идет о разумных сроках. Связано это с репутацией нашей компании как надежного партнера и крупного покупателя строительных материалов. Контролируется кредиторская задолженность с помощью стандартных коэффициентов, правда, их нормативные значения мы устанавливаем самостоятельно исходя из собственного практического опыта. Так, мы определяем период погашения, оборачиваемость кредиторской задолженности, а также долю кредиторской задолженности в краткосрочных обязательствах. В настоящее время мы переходим на проектное управление. Это значит, что каждый руководитель проекта сам будет отвечать за работу с поставщиком и отслеживать выполнение условий договора. Нередко с одним и тем же поставщиком работают несколько руководителей проектов, в этом случае роль координатора играет договорный отдел. Мотивация персонала Отношение участников «круглого стола» к мотивации персонала, задействованного в работе с поставщиками, неоднозначно. Одни считают, что за выполнение прямых обязанностей сотрудники поощряться не должны, другие придерживаются противоположной точки зрения. Эреуль Нурсеитов: Контроль соблюдения условий договора – это прямая обязанность сотрудников, в том числе финансовых служб каждого из наших 13 предприятий. Я не считаю, что исполнение повседневных должностных обязанностей нуждается в каком-либо специальном поощрении. Нуржан Стамкулов: В нашей компании предусмотрена мотивация персонала за соблюдение сроков оплаты задолженности перед поставщиком. Например, при расчете переменной части заработной платы директора по продажам учитывается экономия затрат на финансирование склада. Такой подход был предложен представительством компании Audi. Считаю, что это дало положительные результаты, так как директор по продажам стал более тщательно планировать поставку автомобилей. Кирилл Попадюк: На нашем предприятии существует положение о премировании сотрудников за улучшение условий договоров поставки товаров или услуг, в частности, за увеличение отсрочек платежа и получение скидок к цене. Айзада Тургулова: Руководители проектов мотивируются в зависимости от того, получена ли экономия по проекту и соблюдены ли сроки его реализации. Поэтому они стремятся к заключению договоров на выгодных условиях и соблюдению этих условий. Управление задолженностью компании перед поставщиками представляет собой достаточно отлаженный процесс, в котором участвуют службы продаж, поставки или снабжения, руководители проектов, финансовая, юридическая службы, служба безопасности. И это вполне оправданно, так как привлечение «чужих» средств по цене, меньшей, чем пришлось бы платить за альтернативные варианты финансирования, позволяет компании снижать свои издержки и повышать прибыль. [7] ГЛАВА II . ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АРАЙ-2» 2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПРИЯТИЯ
ТОО «Арай -2» начало свою деятельность в 1999 году, основной деятельностью компании было выращивание и реализация зерновых культур (пшеница, ячмень). Посевные площади составляли 10 505 га с. Алгабас Сырымского района Западно-Казахстанской области. С июня 2000 года ТОО «Арай-2» дополнительно занялось новым для себя видом деятельности – это закуп и реализация напитков (соки). Потребителями товара реализуемого фирмой является население. Основными покупателями являются индивидуальные предприниматели города и Западно-Казахстанской области, реализующие в последующем покупаемый товар. Основное направление сбыта компании направлено на мелкие и крупные продуктовые магазины, торговые дома, и торговые точки города по реализации продуктов питания. Товар отпускается потребителям на консигнацию (7 дней). На сегодняшний день компания потерпела значительный убыток в связи с тем, что в 2009 году из за засухи был потерян практически весь урожай, кроме того, в связи с появлением на рынке конкуренции торгово-закупочная деятельность тоже потерпела убыток. Таблица 1. Состав и структура основных средств за последние три периода (млн. тенге)
Комментарий : На 01.01.2009 г основные средства предприятия составили 4 852 000 тенге. В конце 2010 года они составили уже 6 146 000 тенге, что говорит о увеличении динамики основных средств с каждым годом. Таблица 2. Отчет о прибылях и убытках за последние три периода (млн. тенге)
Комментарий: Из таблицы 2 на 01.01.2009 года расходы периода составили 23 429 000 тенге. В 2010 году они уменьшились и составили всего 4 815 00. Проведенный анализ таблицы 2 показал, что расходы периода уменьшились. Таблица 3. Состав и структура товарной продукции ТОО «Арай-2» за последние три периода (млн. тенге)
Комментарий: Из таблицы 3 видно, что товарная продукция ТОО «Арай-2» в 2009 году составляла 72 103 млн. тенге, а уже в 2010 году 73 708 млн. тенге. Проведенный анализ показывает динамику увеличения товарной продукции на предприятии с каждым годом. 2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОО «АРАЙ-2» Бухгалтерская служба в ТОО «Арай-2» организована в соответствии «Учетной политикой» и ее задачей является обеспечение формирования полной и достоверной информации о производственно хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности ТОО «Арай-2», необходимой для управления предприятием. Информация в бухгалтерию поступает в первичных документах и отчетах снабжения, складов. ТОО «Арай-2» работает с Стандартами Бухгалтерского Учета от 1997 года, с трехзначным планом счетов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета субъекта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель. Общее руководство бухгалтерским учетом и отчетностью осуществляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер полностью отвечает за состояние дел организационного характера: организацию учета, своевременность отчетности, анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых показателей и другие. По функциональной части он непосредственно занимается ведением главной книги, составлением бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, ответственен за взаимоотношения с бюджетом, ведет учет необоротных активов и капитала предприятия, а также доводит до подчиненных инструкции и указания управленческого характера. Проводит анализ затрат производственно-экономического состояния, составление статистических отчетов, учет рабочего времени и расчет заработанной платы, отчисления и удержания из заработанной платы, составление ведомости удержаний, свода начислений. Ведение расчетов с бюджетом в соответствии с налоговым законодательством за соответствующий период. При освобождении главного бухгалтера от должности производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру, в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем субъекта. ТОО «Арай-2» ведет бухгалтерский учет активов, собственного капитала и обязательств, осуществляемых им хозяйственных операций способом двойной записи. Кассир – оформление первичных документов, продажа товаров, составление отчета кассира; Бухгалтер материальной группы – выполнение работы по учету движения ТМЗ, оформление поступления и продажи товаров, составление ежемесячных отчетов по товарам. Организация и учет инвентаризации ТМЗ. Общая система учета ТОО «Арай-2» подразделяется на: а) финансовый учет, отражаемый на счетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета, на которых формируются доходы и расходы от деятельности предприятия. Финансовый учет включается в отчетность и открыт для аудиторов и контролирующих органов; б) статистический учет, базируется на данных финансового учета; в) налоговый учет, формируется на базе конечных результатов бухгалтерского учета в соответствии с Налоговым законодательством и не предусматривает альтернативных методов учета; г) управленческий учет – это сводная информация, составляемая по заданию руководителя, исходящая из финансового, производственного, статистического и налогового учета, необходимая для анализа текущих и перспективных ситуаций и принятия эффективных управленческих решений. Налоговый учет – это вид оперативного учета, который обязаны вести налогоплательщики в течение налогового года для формирования доходов и вычетов. Нормативное регулирование налогового учета осуществляется на основании Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008 года (с изменениями и дополнениями от 16.11.2009 года) и стандартов бухгалтерского учета. В ТОО «Арай-2» учетная политика разработана главным бухгалтером предприятия в соответствии с требованиями законодательных актов РК и с учетом конкретных производственно-экономических условий деятельности предприятия и утверждена приказом об учетной политике директора. На предприятии не хватает работников в сфере бухгалтерского учета. Учет ведется по СБУ 1997 года, по трехзначному плану счетов. ГЛАВА III . АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТОО «АРАЙ-2» 3.1. ЦЕЛИ И ИСТОЧНИКИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТОО «АРАЙ-2» При планировании и проведение аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками внимательному рассмотрению в первую очередь подлежит организация таких расчетов. Организация расчетов изучается как составная часть внутреннего контроля, которой аудитор должен дать соответствующую оценку. От уровня организации расчетных операций зависит правильность отражения их в учете, соответственно это служит предупреждением от нежелательных последствий. Аудитор должен изучить порядок и правила, действующие в организации в отношение документооборота, систему оформления и регистрации расчетных операций. Подтверждением надлежащей организации и постановки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является наличие и правильность: -оформление документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке товарно-материальных ценностей запасов (работ, услуг); -оплаты за поставку товаров (работ, услуг); -оценки полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг при осуществлении обмена (бартера); -полноты оформления прихода товаров и учета выполненных работ и оказанных услуг. Планирование аудита предполагает разработку общего плана и программы аудита. Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах. План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет проводиться проверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности. Содержание плана представим в таблице 5. Таблица 5. План аудита
Источник: Абленов Д.О. Утверждается план руководителем аудиторской организации и руководителем аудиторской группы. Программа аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками составляется на основании Плана аудиторской проверки данного участка. Программа аудиторской проверки также, как и план содержит обязательные реквизиты: название проверяемой организации, период проверки, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской группы, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, планируемый уровень существенности. Содержание программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице 6. Таблица 6. Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
На первом этапе проведения аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками производится правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Эта процедура необходима и обязательна, так как от правовой формы и условий договора зависят их варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость. Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками. Первая группа - экспертиза договоров с поставщиками. Операции по поступлению на предприятие различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав оформляются договорами этой группы. В ходе проведения аудита аудитор должен убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки, а также в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договора этой группы отличает то, что предметом этих договоров является приобретение вещи или вещественных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров происходит путем сверки данных количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, что подтверждает факт сделки. Договора с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, так как они однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности. Вторая группа - экспертиза договоров с подрядчиками. Довольно трудоемкая процедура по подтверждению факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Предметом договоров с подрядчиками является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. При этом некоторые виды работ не имеют вещного выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Наибольший риск при аудите в этой группе представляют договора возмездного оказания услуг: реклама, маркетинговые исследования, консультационные, нотариальные, пожарные, охранные и другие услуги подобного типа. Данные услуги довольно дорогие и риск, что подтверждающие их совершение первичные документы (аудиторские доказательства) некачественны - довольно высок. Помимо этого велика вероятность фиктивных договоров, которые обеспечивают фиктивные выплаты. Исходя из всех перечисленных факторов, аудитору следует со всей ответственностью давать правовую оценку договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. При необходимости аудитору следует привлекать к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах. Правовой режим расчетов с поставщиками и подрядчиками по поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ определятся договором, отвечающим требованием Гражданского кодекса РК. Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности производиться в соответствии со стандартами, техническими условиями, правилами, сопроводительными документами, договором. К сопроводительным документам относиться счета, спецификации, описи, упаковочные ярлыки, технические паспорта, сертификаты и т.п. Отсутствие сопроводительных документов не приостанавливает приемку товаров. В таком случае составляется акт о фактическом количестве, качестве, комплектности товаров, с указанием отсутствующих документов. Правильность формирования стоимости продукции требует внимательного отношения, как со стороны поставщика, так и покупателя. Соответственно аудитор должен проявить тщательность при рассмотрении ценообразования в организации. Связано это в первую очередь с правильным определением себестоимости продукции у поставщика и правильному учету приобретенной продукции у покупателя. Так, например, если поставщик осуществляет транспортировку груза до пункта отправления, то стоимость транспортировки для него является расходом периода. Транспортно-заготовительные расходы, связанные с производством продукции, включаются в ее себестоимость. Покупатель приходует товарно-материальные запасы с учетом стоимости приобретения, в которую включаются цена покупки, транспортно-заготовительные расходы, пошлины на ввоз, комиссионные вознаграждения и прочие расходы, прямо связанные с приобретением запасов. Проверке должны быть подвергнуты на основе аудиторской выборки, с учетом размера существенности и риска, счета выставленные поставщиками и подрядчиками. Неоплаченные счета (кредиторская задолженность) рассматривается с позиции срока исковой давности. При необходимости аудитор может сделать запрос поставщикам в отношении подтверждения сумы задолженности, либо изучить акты взаимных сверок организации с поставщиками. Необходимо это рассматривать с учетом того, что аналитический учет бухгалтерией организации должен вестись по каждому выставленному счету, поставщику и подрядчику. Данные аналитического учета обеспечивают получение аудитом информации по: -поставщикам по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; -поставщикам, по расчетным документам которых оплата в срок не произведена; -поставщикам по поставкам, по которым расчетные документы не поступили; -поставщикам по полученному товарному кредиту; -другие необходимые сведения, согласно учетной политике предприятия. Отдельно аудитор рассматривает случаи, когда счет поставщика был принят к оплате и оплачен, а при поступлении товаров обнаружилось их недостача по сравнению с данными сопроводительных или иных документов. Если обнаружены несоответствие цен, оговоренных в контракте, арифметические ошибки, аудитор рассматривает их влияние на финансовую отчетность, с учетом уровня существенности, установленного в ходе планирования аудита. Пользователи финансовой отчетности в первую очередь обращают внимание на платежеспособность и кредитоспособность организации. С этой позиции и аудитор должен рассматривать кредиторскую задолженность организации, наравне с определением достоверности их признания. Расчеты с поставщиками и подрядчиками ведут к образованию краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности. Эта задолженность обусловлена несовпадением по времени даты оплаты и даты отпуска или получения товаров, выполнения работ или оказания услуг. Кредиторская задолженность представляет собой права и обязанности организации соответственно, т.е. право истребовать или обязанность погасить долг. Согласно гражданскому законодательству права и обязанности могут возникнуть из договоров и иных сделок, в результате создания или приобретения имущества и по иным обстоятельствам, и предусмотренным Гражданским кодексом РК. При аналитических процедурах по этим характеристикам финансовой отчетности применяются показатели задолженностей, образуемых вследствие текущего или долгосрочного привлечении или отвлечения средств. Участниками обязательства являются должник и кредитор в определенных случаях, третьи лица. Правовые взаимоотношения между участниками обязательств регулируются Гражданским кодексом РК. Наличие кредиторской задолженности означает использование в финансово-хозяйственной деятельности средств, не принадлежащих организации, но находящихся по разным причинам в его обороте. Наличие таких средств длительное время в обороте организации должно привлекать внимание аудитора, так как это обстоятельство может свидетельствовать о недостатке собственных оборотных средств. В таких случаях следует рассматривать деятельность организации на предмет ее непрерывности, применяя МСА 570. Аудитор должен рассматривать кредиторскую задолженность по: · расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; · поставщикам и подрядчикам по расчетным документам, неоплаченным в срок; · расчетам в порядке зачета взаимных требований; · расчетам с бюджетом; Погашение обязательств осуществляется способами: · оплатой; · передачей других активов; · замещением обязательств другим; Аудитору необходимо обращать внимание на необычные способы погашения обязательства, так как и в таких случаях возможны непреднамеренные и преднамеренные ошибки. При выявлении таких ошибок, следует рассматривать их влияние на финансовую отчетность с учетом существенности. Обязательства подразделяются на долгосрочные (кредиты, отсроченные налоги) и текущие, подлежащие погашению в течение одного года после отчетной даты, обязательства. Юридические понятие и основание возникновения обязательства, и его исполнение регулируются разделом III «Обязательственное право» Гражданский Кодекс РК, где предусматриваются исполнение обязательства надлежащим образом; по частям; третьим лицом; сроки исполнения и т.д. При аудите кредиторской задолженности необходимо учитывать, что налоговое законодательство в отношение долгов имеет свои особенности. Так не оплаченные организацией долга в течение трех лет по истечении этого срока признаются сомнительными долгами или обязательствами и их суммы включаются в совокупный годовой доход. Под сомнительными обязательствами, согласно Налогового кодекса РК понимаются долги, возникшие по приобретенным товарам, выполненным работам или полученным услугам. Если признанные в свое время доходом сомнительные обязательства были выплачены, совокупный годовой доход подлежит уменьшению на сумму погашенного долга. Уменьшение совокупного дохода осуществляется в том отчетном периоде, в котором произошла выплата и только в пределах суммы, ранее отнесенной на доходы. Аудитору следует обратить внимание, что списание обязательства в налогом учете не является основанием для списания в бухгалтерском учете, так как в последнем случае необходимо руководствоваться гражданским законодательством, где срок исковой давности установлен в три года. Срок исковой давности, несмотря на общий срок в три года, по гражданскому законодательству всегда будет больше чем по налоговому законодательству. Это связано с тем, что в целях налогообложения отсчет срока давности возникает с момента образования долга. По гражданскому законодательству - с момента, когда лицо узнало о том, что его право нарушено, т.е. как правил с даты, определенной как дата платежа. Например, приобретен товар 20 февраля, срок платежа установлен не позднее 20 марта. В налогом учете срок обязательства начинает истекать с 20 февраля, в целях применения срока исковой давности по гражданскому законодательству – с 20 марта текущего года. В налогом учете списание обязательств может произойти не только в результате истечения установленного срока, но и по другим обстоятельствам. например, организация прощает долг другой организации, в этом случае возникает доход на сумму списанной с него задолженности. Доход возникает в рассматриваемом случае и в бухгалтерском учете, и в целях налогообложения. Этот вид задолженности свидетельствует о нарушение финансово-расчетной дисциплины, и является признаком ухудшения финансового положения организации Аудитору необходимо рассматривать результаты инвентаризации кредиторской задолженности или направить запросы с просьбой подтвердить суммы задолженности. Желательно такие запросы делать от имени организации, на которой осуществляется аудит. В данном случае об этом говорится в МСА, доказательства, полученные от третьих лиц, являются наиболее убедительными. В то же время аудитор должен использовать и другие доказательства, подтверждающие информацию, полученную от контрагентов организацию. Практика расчетов предполагает, что часть счетов оплачивается в установленные сроки, другая часть погашается с некоторыми отступлениями от установленных договорами (контрактами) сроков. Что касается роста кредиторской задолженности, то чем больше ее сумма и темпы роста, то тем более зависима организация от заемных средств и тем меньше остается у нее возможностей для финансового маневра и погашения этой задолженности. Аудитор рассматривает кредиторскую задолженность также на предмет возможности предъявления исков от контрагентов в связи с нарушением сроков возврата долгов. Такие обстоятельства могут существенно повлиять на финансовое положение организации, имея в виду предъявленных штрафных санкций в значительных суммах. 3.2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ТОО «АРАЙ-2» Аудит учета кредиторской задолженности в ТОО «АРАЙ-2» с поставщиками и подрядчиками проводился на выборочной основе в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20.11.1998 года № 304-I « Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2009 г. № 138-IV). Аудиторские процедуры по кредиторской задолженности: 1. Определение порядка и очередности расчетов с кредиторами. 2. Рассмотрение перечня кредиторов с указанием сумм задолженности на конец отчетного периода. 3. Выполнение выборки с учетом установленной существенности и проверка документального обоснования образования долга. 4. Рассмотрение результатов инвентаризации кредиторской задолженности 5. Оценка адекватности отражения в учете заемных средств и статей баланса, содержащих сведения о кредиторской задолженности 6. Проверка учета авансов, поставщикам и подрядчикам. 7. Проверка правильности учета и наличия оформления первичных документов В ходе выполнения аудиторских процедур по каждому разделу проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками ТОО «АРАЙ-2» составлялись специальные таблицы (рабочие документы аудитора), в которых отражались соответствие данных бухгалтерских операций Далее аудитор оценивал состояние бухгалтерского учета кредиторской задолженности с ТОО «АРАЙ-2» с поставщиками и подрядчиками. При проверке расчетов система бухгалтерского учета ТОО «АРАЙ-2» с поставщиками и подрядчиками может была оценена как эффективная система бухгалтерского учета. Главный бухгалтер предприятия имеет высшее экономическое образование, продолжительный стаж работы в данной должности на предприятии. В результате предыдущего аудита предприятию было выдано положительное аудиторское заключение. Все эти факты оказывают значительное влияние к разработке общего плана аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками, который определяет последовательность действий аудитора. Для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы была составлена программа аудита кредиторской задолженности ТОО «АРАЙ-2» с поставщиками и подрядчиками После составления рабочей программы аудитор приступил к детальной проверке учета кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками в ТОО «АРАЙ-2». Процедура 1 Наличие подтверждающих документов на приобретение ТМЦ, работ, услуг. В качестве источников информации используются: договоры на поставку товарно-материальных ценностей; договоры подряда; договоры на оказание услуг; письма-запросы на поставку товарно-материальных ценностей; счета и счета-фактуры поставщиков; акты выполненных работ; приходные документы (приходные накладные, приемные акты, приходные ордера). Используемые методы сбора аудиторских доказательств: проверка документов, подготовленных на предприятии; проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; получение письменного подтверждения от третьих лиц; устный опрос. Техника исполнения состоит в следующем. Аудитор или ассистент выборочно просматривает приходные документы (например, приходные накладные или акт выполненных работ), выписывая наименования поставщиков товарно-материальных ценностей, работ (услуг). Далее, просматривая папку с договорами и текущими документами, ассистент должен выявить наличие договоров на поставку или оказание услуг с соответствующим поставщиком либо письмо-заявку на поставку ТМЦ или оказание услуг. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур (см. таблица 7)от поставщиков по каждой конкретной сделке. Таблица 7 Наличие оправдательных документов на приобретение ТМЦ
Источник: первичная документация компании ТОО «АРАЙ-2» Важным моментом является проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Если аудитор выявил отсутствие счетов-фактур на полученные товарно-материальные ценности, необходимо установить посредством устного опроса: были ли затребованы счета-фактуры от поставщиков или нет. Если запросы были, аудитор должен просмотреть ответы на них. При отсутствии запросов аудитор может сам провести сверку с таким поставщиком. Данные, полученные в ходе опроса, проведения сверок и прослеживания, произведенных клиентом запросов, заносятся в рабочий отчет аудитора. Процедура 2 Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товарно-материальных ценностей и по качеству выполненных работ и оказанных услуг. При оприходовании ТМЦ, выполненных работ и оказанных услуг могут быть объявлены расхождения по качеству и количеству с характеристиками и количеством, указанными в документах поставщика. В таких случаях составляют акт о выявленной недостаче. На сумму недостачи продукции предприятие-получатель предъявляет отправителю (поставщику) претензию. Источники информации: • сопроводительные документы или сличительные ведомости фактического наличия продукции с данными, указанными в документах поставщика; • акт о выявленной недостаче продукции; • другие документы, свидетельствующие о причинах возникновения недостачи (анализ на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, коммерческие акты и проч.). Методы сбора аудиторских доказательств: • метод получения письменных подтверждений; • проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; • проверка документов, подготовленных на предприятии клиента; • наблюдение за выполнением хозяйственных операций. Техника исполнения заключается в следующем. Аудитор последовательно просматривает акты о выявленной недостаче. При проведении детальной проверки аудитор принимает решение об участии в приемке каких-либо ТМЦ, а также дает указания о выборочном сопоставлении данных приходных документов поставщика и данных приемных актов склада, сверяя их со сроками предъявления претензий. Кроме этого, аудитор выясняет, нет ли случаев предъявления претензий с истечением срока исковой давности. На основании копий документов, приложенных к исковым заявлениям, аудитор определяет, доказательными ли являются предъявляемые поставщикам претензии. Претензии ТОО «АРАЙ-2» поставщику не были предъявлены т.к. по акту приема – передачи ТМЦ расхождений нет. Процедура 3 Проверка правильности определения поставщиком НДС. Источники информации: счета-фактуры поставщиков; Налоговый Кодекс РК о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость. Методы сбора аудиторских доказательств: • проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; • проверка арифметических расчетов. Техника исполнения включает проверку правильности определения поставщиками НДС. Выборке необходимо подвергнуть максимальное число счетов-фактур по разным поставщикам. При расхождении данные заносятся в таблицу 8. Таблица 8.
Источник: первичная документация компании ТОО «АРАЙ-2» Если количество отклонений велико, то аудитор может расширить процесс проверки. На практике возникают случаи, когда в счетах поставщиков НДС не выделен (например, услуги поставщика не подлежат обложению этим налогом), а на предприятии клиента самостоятельно выделяют НДС. Исчисленные таким образом суммы ставятся к возмещению из бюджета при ежемесячном (или ежеквартальном) декларировании налога. После проверки правильности определения поставщиком НДС в ТОО «АРАЙ-2» выявлено, что НДС выделен правильно, в соответствии с инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет НДС, отдельной строкой, случаи самостоятельного выделения НДС отсутствуют. Процедура 4
Соответствие занесения данных поставщиков в учете. • счета-фактуры поставщиков; • оборотная ведомость. Метод сбора аудиторских доказательств включает проверку документов, предъявляемых клиентом, с использованием приема прослеживания. Аудитор прослеживает данные первичных документов и их отражение на счетах бухгалтерского учета. Для отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками на предприятии могут использоваться следующие регистры при использовании автоматизированной системы учета: • подробная оборотная ведомость по сч.3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; • аналитическая карточка по сч.3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Техника исполнения заключается в следующем. Аудитор отбирает определенное количество счетов и прослеживает их отражение в применяемом на предприятии учете (журнале-регистрации счетов-фактур полученных). Проверку соответствия данных счетов поставщиков данным учета отражают в таблице 9. Таблица 9. Соответствие данных счетов-фактур полученных
Источник: первичная документация компании ТОО «АРАЙ-2» Если отклонения значительны, аудитор может расширить проверку, увеличив количество проверяемых счетов. Соответствие занесения данных счетов поставщиков в учетные регистры в ТОО «АРАЙ-2» занесены, верно, т.е. данные первичных документов совпадают с их отражением на счетах бухгалтерского учета. Процедура 5 Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности. Это одна из важнейших процедур аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами предоставляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Необходимо принимать это во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. В частности, это возможно при закупке товаров. Нарушения при закупках товара могут быть как простыми, например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов, так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Источники информации: • оборотные ведомости; Проверяются статьи актива бухгалтерского баланса «Авансы выданные» и статьи пассива «Поставщики и подрядчики», а также приложение к бухгалтерскому балансу в части наличия на начало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей. • ответы на запросы, акты сверок Методы сбора аудиторских доказательств: • проверка документов, подготовленных на предприятии ТОО «АРАЙ-2» • проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; • получение письменных подтверждений от третьих лиц. Техника исполнения состоит в следующем. Аудитор, просматривает бухгалтерский учет, выписывает наименование поставщиков, дату возникновения задолженности и сальдо задолженности на определенный момент, затем сверяет все эти данные с ответами на запросы. При выявлении реальности дебиторской и кредиторской задолженности аудитор выявил с помощью источников информации, что нарушений при получении товара (оказанию услуг) и его оплаты в сроки не обнаружены, искажения данных финансовой отчетности также отсутствуют, отраженная кредиторская задолженность является реальной. Процедура 6 Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами. Источники информации: • счета поставщиков услуг; • приходные документы (приходные накладные); • приемные акты; Методы сбора аудиторских доказательств: - проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; - проверка документов, подготовленных на предприятии клиента. Техника исполнения включает: просмотр счетов поставщиков. Аудиторы провели выборочную проверку документов. Процедура 7 Проверка правильности составления корреспонденции счетов. Источники информации: • оборотная ведомость; • счета поставщиков; • банковские и кассовые документы.. Методы сбора аудиторских доказательств: • проверка документов, подготовленных на предприятии ТОО «АРАЙ-2» Техника исполнения состоит в прослеживании операций по кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками. Для определения правильности корреспонденции счетов особое внимание следует уделить тому, как отражаются операции на счетах, учитывающих издержки обращения, поскольку в них содержится множество ошибок, влияющих на себестоимость продукции и финансовый результат. В дальнейшем аудитор, анализирует эту таблицу, дает рекомендации по правильному отражению указанных операций на счетах бухгалтерского учета. В ТОО «АРАЙ-2» проверка показала, что корреспонденция счетов составлены, верно, в соответствии с их видом деятельности, т.е. правильно отражены операции на счетах. 3.3. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ТОО «АРАЙ-2» аудитор оценил наличие договоров на поставку ТМЦ, качество заключаемых договоров. Были выявлены незначительные нарушения по неправильному оформлению документов (в приходных накладных не заполнены все необходимые реквизиты, использованы лишние или не надлежащие реквизиты). Были зафиксированы случаи присутствия копий приходных накладных, также журнал регистрации счетов – фактур от поставщиков и подрядчиков не ведется как следует. Важным моментом являлась проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Неотфактурованные поставки в ТОО «АРАЙ-2» на полученные товарно-материальные ценности не обнаружены. При оприходование товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг расхождений по качеству и количеству указанными в документах поставщика не было. Претензии ТОО «АРАЙ-2» поставщику не были предъявлены т.к. по акту приема – передачи ТМЦ расхождений нет. После проверки правильности определения поставщиком НДС в ТОО «АРАЙ-2» аудитор выявил, что НДС выделен почти правильно в соответствии с инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет НДС, случаи самостоятельного выделения НДС отсутствуют. Соответствие занесения данных счетов поставщиков в учете в Компании ТОО «АРАЙ-2» занесены, верно, т.е. данные первичных документов совпадают с их отражением на счетах бухгалтерского учета. Одна из важнейших процедур аудита кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками - это выявление дебиторской и кредиторской задолженности. При выявлении реальности дебиторской и кредиторской задолженности в ТОО «АРАЙ-2» аудитор выявил с помощью источников информации, что нарушений при получении товара и его оплаты в сроки не обнаружены, искажения данных финансовой отчетности также отсутствуют, отраженная кредиторская задолженность является реальной. Проверка полноты оприходования товарно-материальных ценностей, полученных от поставщиков в ТОО «АРАЙ-2» показала, что записи в учете соответствуют с документами поставщиков. В ТОО «АРАЙ-2» проверка показала, что корреспонденция счетов составлены, верно, в соответствии с их видом деятельности, т.е. правильно отражены операции на счетах, учитывающих издержки обращения. Выводы и рекомендации аудитора. В результате проверки соответствие ряда совершенных ТОО «АРАЙ-2» финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного аудита бухгалтерской отчетности не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности ТОО «АРАЙ-2» законодательству. Поэтому такое мнение не высказывается. Результаты проведенной проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись в ТОО «АРАЙ-2» во всех существенных отношениях в соответствии с нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет. Для улучшения организации кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками в ТОО «АРАЙ-2», рекомендуются следующие мероприятия: постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия; на высоком уровне организовать работу с договорами, отмечать клиента оплата только после полной реализации, выполнения всех работ, услуг или по системе предоплаты. Документооборот-компании, должен предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. Документооборот должен способствовать, своевременному проведению документов, сроки их представления в подразделения организации, куда предоставляются документы. По каждому документу следует включить следующие разделы: · порядок составления документа; · порядок проверки документа; · Требования законодательных и нормативных актов; · все исправления в документах должны быть заверены подписями лиц, ответственных за их составление, с указанием даты исправления; · по любой сделке должны быть представлены все необходимые документы, даты и фамилии ответственного бухгалтера. На этом же этапе устанавливается контроль правильности оформления первичных документов и отражения на их основании хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Расчеты с поставщиками и подрядчиками - раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне. Рассматриваемому участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами: -отсутствие многократного контроля первичных документов на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии); -сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; -большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; -отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности. Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товароматериальные ценности, и оказанные услуги. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений. Просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. На основании этого необходимо проводить аудит состояния кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками. Для проведения аудита используются данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах, в чем и заключается актуальность темы курсовой работы. Все эти обстоятельства указывают на то, что аудит кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками имеет огромное значение и приносит пользу пользователям отчётности. Итак, мы выяснили к поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы. С целью выявления потенциальных проблем при кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками, а также устранения возникших ошибок с оптимальными затратами осуществляется планирование аудита данного вида расчетных операций. Развитием общего плана аудита является программа аудита. Она представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками. При планировании аудита расчетов ТОО «АРАЙ-2» с поставщиками последовательно выполнялись следующие действия: · дана юридическая и экономическая характеристика организации; · определен перечень возможных нарушений; · составлен общий план и рабочая программа аудита. Утверждают, что проверенные финансово–хозяйственные операции осуществлялись во всех существенных отношениях в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет и налогообложение в РК. В процессе аудита был сделан вывод о соответствии системы внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета на предприятии ТОО «АРАЙ-2» масштабам и характеру его деятельности. В качестве мероприятий, направленных на совершенствование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, ТОО «АРАЙ-2» можно порекомендовать: улучшить систему внутреннего контроля на предприятие по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками. Предлагаемые мероприятия позволят значительно улучшить качество состояния учета кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками в ТОО «АРАЙ-2» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан Общая часть с изменениями и дополненимия на 12.02.2009 года 2. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 г. 3. «Об аудиторской деятельности», Закон Республики Казахстан от 20.11.98 с дополнениями и изменениями 2009 г. 4. Назарова В.Л.Бухгалтерский учет хозяйствующих субъектов: Учебник. Под.ред. Н.К. Мамырова; Изд.3-е перераб. и доп. Алматы, Экономика 2005. 5. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» по состоянию на 01.01.2009 6. Учет и аудит Казахстана // Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Система внутреннего контроля, 2010, № 7, стр. 3-4 7. Учет и аудит Казахстана // Круглый стол предпринимателей, 2010, № 2, стр. 8-13 8. Абленов Д.О. «Аудит: теория и практика». Учебник. – Алматы: «Экономика» 2005. – 420 с. 9. Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. «Международные стандарты Аудита: принципы и практика».Издательство «Экономика» 2008 год 10. www.zakon.kz 11. www.kz-adviser.k 12. www.minfin.kz |