Реферат: Экологические проблемы Балтийского моря
Название: Экологические проблемы Балтийского моря Раздел: Рефераты по экологии Тип: реферат |
Tallinna Ehituskool РЕФЕРАТ По Экологии на тему:Экологические проблемы Балтийскогоморя Дмитрий Шиманов К15А Tallinn 2011 ВведениеЧеловек – не единственное существо, подверженное морской болезни. Когда море заболевает, от этого страдают многие живые существа. А в итоге все равно страдаем и мы сами. Морская программа Эстонского Фонда Природы направлена на то, чтобы помочь нашему уникальному Балтийскому морю. Море кажется безграничным и бездонным, а количество воды в нем бесконечным. И все-таки совершенно ясно, что безрассудная деятельность человека оказывает губительное влияние на здоровье моря. Балтийское море, омывающее берега Эстонии, считается на сегодняшний день одним из самых загрязненных морей мира. Этому способствует и медленный водообмен, и человеческая деятельность: токсичные вещества, сбрасываемые в воду, накапливаются в тканях растений и животных и оказывают влияние на здоровье морских организмов. Сточные воды и химикаты, переносящиеся реками в море, приводят к бурному росту водорослей, отчего из глубинных слоев моря пропадает кислород, происходит быстрое зарастание прибрежных мелководий и мелких заливов, и донные отложения превращаются в ядовитую грязь. Вдобавок изменяются многие другие свойства воды и ухудшаются условия нереста. Одной из проблем является увеличивающийся объем судоходства в Балтийском море и сопутствующие аварийные разливы нефти. Экологические проблемы Балтийского моряБалтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара. Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30-50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки - Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению. Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики - избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря - Борнхольмской, Готландской и Гданьской. Вторая по значимости проблема Балтийского моря - накопление тяжелых металлов - ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть - при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца - 3 тыс. т, кадмия - около 50 т, а ртути - «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов. Третья из наиболее острых проблем Балтики - загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти.Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря. Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от эксплуатации судов и, наконец, из воздуха. Общественность все больше беспокоит загрязнение вод Балтики, главной причиной которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского залива. Состояние Балтийского моря и особенно Финского залива вызывает всеобщее беспокойство. Финский залив является одной из наиболее загрязненных частей Балтийского моря. Избыток биогенов, становится причиной эвтрофикации как открытого моря, так и прибрежных зон. Увеличилось число токсичных видов сине-зеленых водорослей, их цветение, помутнение воды и загрязнение береговой линии и рыболовных снастей. Кроме этого, растущее число нежелательных некоренных видов угрожает ущербом и разрушением морской экосистемы. В будущем, в основном из-за быстрого роста перевозок, произойдут значительные изменения в использовании земли и моря. Рост перевозок наземным и морским транспортом, а также портовых работ увеличит риск загрязнений, связанный с транспортировкой нефтепродуктов и химикатов. Приоритеты: • Эвтрофикация, особенно вклад сельского хозяйства; • Опасные вещества; • Наземный транспорт; • Морской транспорт, в том числе при выполнении Балтийской стратегии; • Воздействия на окружающую среду в процессе рыболовства и применения различных практик; • Защита и охрана морского и прибрежного биоразнообразия; • Выполнение Совместной комплексной программы природоохранных мероприятий в регионе Балтийского моря; Морская научная экспедиция – GretagrundПравительство Эстонской Республики решило в 2010 создать морской заповедник Гретагрунд для защиты уникальной среды обитания разных растений, животных и редких видов птиц. Согласно законопроекту, по предложению Эстонского Фонда Природы, под охрану берется отмель Гретагрунд, находящаяся в уезде Сааре. На отмели будет создан новый природный подзащитный объект - первый заповедник Эстонии, полностью находящийся в море. Изучение природной среды отмели Гретагрунд в сотрудничестве с морскими биологами, и предложение создания заповедника является частью работы Эстонского Фонда Природы по защите морской флоры и фауны. Существует несколько типов охраняемых природных территорий на Балтийском море. Некоторые из них, такие как Охраняемые территории Балтийского моря (BSPAs) или Ключевые орнитологические территории (IBAs), созданы в интересах разных стран международными организациями, например HELCOM и BirdLife. Такие территории важны для всего Балтийского моря. Морские территории сети Natura 2000 являются еще одним примером усилий по охране морских экосистем. Они утверждаются на национальном уровне. Большую роль в сохранении морской среды играют также национальные охраняемые территории. Созданные в наиболее важных и уязвимых районах, они гарантируют сохранение морских природных ценностей. Важным пунктом является создание сети морских охраняемых территорий. Такая сеть особенно важна для перемещающихся групп животных, таких как птицы, млекопитающие и рыбы, особенно мигрантов. Если будут охраняться только районы зимовок, а районы размножения останутся неохраняемыми, вид может столкнуться с риском вымирания. Некоторые прибрежные районы также особым образом связаны. Рифы - вероятно, наиболее привлекательные и экологически важные биотопы в восточной части Балтийского моря, настоящие оазисы, обеспечивающие высокое биоразнообразия рыб, птиц, беспозвоночных и растений. Рифы могут быть биологического происхождения (например, коралловые рифы) или геологического - как рифы в Балтийском море, сформированных на грунтах и скалах, возвышающихся среди песчаного дна. В зависимости от особенностей условий окружающей среды в каждом регионе они формируют уникальные образования, становящиеся домом для специфичных типов растений и животных. Наиболее типичными в таких условиях видами являются красные, бурые и зеленые водоросли, а также виды животных, связанные с дном, например, асцидии, мшанки, двустворчатые моллюски (Modiolus modiolus, Mytilus sp., Dreissena polymorpha), ракообразные, придонные рыбы. Рифы используются для нереста большинством промысловых видов рыб и обеспечивают кормовыми территориями ныряющих птиц, питающихся моллюсками и ракообразными. Рифы привлекают рыб, за которыми следуют и тюлени, поэтому рифы играют важную роль в пищевых цепях. Защита Балтийского моряРазвитие транспортной инфраструктуры в балтийском регионе, активная перевозка нефти и нефтепродуктов, рост уровня потребления - все это существенно увеличивает угрозу разрушения природных комплексов Балтики. Снижение этой угрозы возможно только при наличии сильной и консолидированной позиции и совместных действий всех экологических организаций региона. Балтийская программа WWF объединяет усилия WWF России, Швеции, Дании, Финляндии, Германии, Латвийского и Польского программных офисов WWF, а так же Эстонского Фонда Природы (ELF) и Балтийского Фонда Природы (Россия) для сохранения окружающей среды Балтийского моря как составной части экорегиона «Северо-восточная Атлантика». Балтийская программа WWF направлена на развитие комплексного управления территориями, побережьями и акваториями всего водосборного бассейна Балтики и на расширение возможностей местных жителей по устойчивому использованию ресурсов Балтийского моря. В настоящее время WWF работает над расширением сети охраняемых морских и прибрежных территорий для сохранения наиболее важных природных объектов Балтийского моря и его бассейна. WWF принимает меры, направленные на установление зон, свободных от рыболовства, на применение исключительно природосберегающих методов лова и внедрения административных и рыночных механизмов поддержки экологически дружественных рыболовецких предприятий. Еще в 1996 – 1999 годах WWF реализовал программу, которая способствовала возвращению орлана-белохвоста в Балтийский регион. Информационная поддержка WWF способствовала тому, что в 2004 году Балтийское море было объявлено особо уязвимым морским районом. Нам удалось добиться этого решения, несмотря на активное противодействие тех, кто перевозит нефтепродукты на старых и экологически опасных судах. Признание Балтийского моря особо уязвимым морским районом означает, что все суда, проходящие Балтийское море, должны принимать дополнительные меры предосторожности при навигации. ELF подготовил несколько бригад по устранению загрязнения нефтью, которые могут принять участие в ликвидации разлива нефти в Балтийском море. В настоящее время WWF работает над расширением сети охраняемых морских и прибрежных территорий для сохранения наиболее важных природных объектов Балтийского моря и его бассейна. WWF принимает меры, направленные на установление зон, свободных от рыболовства, на применение исключительно природосберегающих методов лова и внедрения административных и рыночных механизмов поддержки экологически дружественных рыболовецких предприятий. WWF добивается сокращения поступления биогенных элементов в Балтийское море за счет поддержки устойчивых методов ведения сельского хозяйства, эффективной очистки сточных вод, сохранения и восстановления водно-болотных угодий. Nord Stream и экологическая безопасность Балтийского моряПроект строительства Североевропейского газопровода разрабатывается с 1997 г., но только в 2006 г. приступили к строительству сухопутной его части от бухты Портовая вблизи г. Выборга на восток в сторону г. Грязовец (Вологодская обл.) и далее до Южнорусского нефтегазового месторождения общей протяжённостью 920 км. Протяжённость двух ниток морской части газопровода по дну Балтийского моря должна составить 1200 км и ещё порядка 400 км по Германий для подключения к основной газонесущей сети Европы. Для сооружения газопровода приняты стальные трубы класса прочности К60 диаметром 1220 мм и толщиной 36 мм с наружным трехслойным антикоррозионным покрытием толщиной 5.0 мм и внутренним эпоксидным покрытием. Всё это будет армировано слоем бетона толщиной 8—10 см. Возможны два варианта прокладки газопровода: напрямую или с промежуточной компрессорной станцией, построенной на металлической платформе, на банке вблизи острова Гогланд. В районе бухты Портовая будет построена компрессорная станция мощностью 425 МВт, что позволит перекачивать 55 млрд. м3 природного газа в год. Компрессионные станции для перекачки газа должны поддерживать в двух нитках трубопровода высокое давление (расчёт по формуле Пуазейля) до 21 Мпа. Для безопасного отсечения участков газопровода в случае возникновения на них аварий в процессе эксплуатации будут использоваться в качестве запорно-отключающей арматуры на магистрали шаровые пневмогидравлические краны, а также линейные краны с дистанционным телемеханическим управлением. В случае возникновения экстремальных ситуаций вдоль трассы Североевропейского газопровода предусмотрена возможность безаварийной остановки технологического процесса с использованием системы автоматизированного управления транспортом газа. С целью повышения уровня экологической безопасности газопровода, трубы должны быть заглублены, уложены в траншеи в потенциально опасных мелководных местах дна Балтийского моря. Для обеспечения устойчивости положения газопровода от всплытия предусматривается его балластировка утяжелителями охватывающего типа. По сравнению с сухопутными трубопроводами, морские отличаются существенно меньшей взрыво- и пожароопасностью при эксплуатации в связи с отсутствием в воде большого количества кислорода. Однако, отсутствие возгорания при утечке газа из подводного трубопровода еще не является свидетельством экологической безопасности данного объекта. Например, природный газ, истекающий из поврежденного трубопровода, поднимается вверх и образует над поверхностью акватории ядовитое облако, которое разносится ветром. Всплытие газа происходит в виде двухфазной струи, состоящей из отдельных пузырей, образующих на поверхности воды подобие «кипящего слоя» диаметром до 100 м. На шельфе оно меньше, но на нем газ при утечке (при гильотинном разрыве трубы) может образовывать газоводяные фонтаны высотой до 60 м. На глубине свыше 100 м при гильотинном разрыве трубы фонтанов не образуется. В случае укладки трубопроводов с заглублением в грунт траншея роется в рыхлых грунтах (несколько метров шириной и глубиной), и образуется большое количество взвеси. Это одно из главных воздействий прокладки трубопроводов по морскому дну. Из других видов воздействия следует отметить следующие: • изменение морфологии и распределения осадков за счет физического присутствия труб и рытья траншеи; • изменение состава донных биоценозов за счет обрастания, если труба лежит на поверхности; • препятствие для миграции подвижных бентосных организмов, если труба лежит на поверхности дна; • шумовое, термическое и электромагнитное воздействие. Очевидно, наиболее сильное вредное воздействие при прокладке морских трубопроводов проявляется районах нереста, например, трески в Балтийском море. Среднее количество инцидентов в год, связанных с судовождением, равно 60±3 (из них на столкновения судов приходится 8±2). Наибольшая плотность инцидентов с судами имеет место в прибрежной зоне, вблизи портов и в проливе Каттегат (одновременно в море может находиться около 2000 больших судов). Статистический риск таких аварий может удвоиться к 2015 г., что будет связано, как с ростом числа судов в Балтийском море, так и удвоением объёмов перевозимой нефти. Хотя следует отметить, что загрязнение Балтийского моря во многом определяется вкладом вод впадающих в него 250 рек, испытывающих влияние промышленности и сельского хозяйства (при численности населения более 80 млн. человек, проживающих в зоне вокруг Балтийского моря). Глубина Балтийского моря может достигать 459 м, при среднем значении 86 м. Данные о вероятности становления льда свидетельствуют о дополнительных трудностях проводки судов, особенно, в Финском заливе. Водообмен Балтийского моря с открытым Северным морем осуществляется через узкие и неглубокие проливы между Швецией и Данией. Море подвержено эвтрофированию. В случае разрыва газопровода негативные последствия будут складываться из отравляющего воздействия на рыб природного газа, проходящего через верхние слои воды, и сероводорода, увлекаемого этим газом из анаэробной зоны. Метан и другие углеводороды обладает наркотическим и нервнопаралитическим воздействием на водные организмы, возрастающим при увеличении температуры воды. В основе его воздействия лежит гипоксия, резко усиливающаяся в присутствии этана, пропана, бутана других гомологов этого ряда. Гибель молоди и взрослых рыб будет происходить в водных массах с концентрацией метана в 0.7-1.4 мг-л воздействии в течение десятков часов. Безопасный для пресноводных рыб уровень содержания сероводорода в воде, приводимый в иностранной литературе, составляет 0.002 мг-л[pic]. При разрыве газопровода на шельфе негативное воздействие природного газа на рыб, находящихся на ранних стадиях развития, будет усилено мощным гидродинамическим ударом, который возникнет при залповом выбросе перекачиваемого под большим давлением газа. Другим фактором негативного воздействия разрыва газопровода на ихтиофауну будет повышение концентрации взвеси, образующейся при взрыве. Это воздействие сходно с воздействием при строительстве, но оно более кратковременно. Очень важная проблема прокладки Североевропейского газопровода по дну Балтийского связана с захороненным химическим и обычным оружием (взрывчатые вещества), осуществлённым по решению стран-союзников после окончания Второй мировой войны. С 1945 по 1948 г. на территории Германии было обнаружено почти 300 тыс. т химических боеприпасов, которые Гитлер так и не решился применить. Американцы нашли в своей зоне 93 995 т, англичане - 122 508, французы - 9100, в советской зоне оказалось 70 500 смертоносных тонн. Возможно, в то время у союзников не было ни сил, ни возможностей для переработки и утилизации химического оружия Германии. По решению тройственной комиссии стран-победительниц больше половины всех отравляющих веществ было затоплено в водах Балтийского моря. В проливе Скагеррак на дне «похоронили» 130 тыс. т, восточнее острова Борнхольм и южнее острова Готланд - 40 тыс. т. Затапливались авиабомбы и снаряды, мины и контейнеры, бомбы повышенной мощности и дымовые гранаты. Эту работу взяли на себя США и СССР. Причем американцы опускали на дно корабли, а русские сбрасывали оружие с борта судна на ходу. При таком способе затопления - «россыпью» - предполагалось, что снаряды уйдут в грунт и особой опасности представлять уже не будут. Решения, принятые полвека назад, сегодня приводят к трагическим последствиям. Сейчас экологи считают, что роковой ошибкой союзников была сама идея затопить 0В в водах Балтики. Другим просчетом стало погружение оружия во впадины Балтийского моря. Позднее выяснилось, что впадины эти образовались под влиянием сильных течений. Течения непрерывно промывают их, переносят массы песка. То есть захороненные там снаряды и бомбы подвергаются не только химической коррозии, но и ускоренному абразивному разрушению. Во второй половине 90-х гг. появились первые признаки катастрофы: оболочки некоторых бомб и снарядов разрушились, и в Балтику попали отравляющие вещества. Заболевания среди шведских рыбаков - не единственный пример влияния 0В, просочившихся в море. Были случаи отравления зараженной рыбой в Дании, Швеции, Польше. Однако эти инциденты стараются не афишировать. В частности, на острове Готланд в широкой огласке не заинтересованы туристические фирмы. Такое впечатление, что многие придерживаются точки зрения «может быть, все само собой пройдет». На датском острове Борнхольм к возможной экологической катастрофе отнеслись значительно серьезнее. Построен очистной завод. Понемногу химическое оружие поднимают, отправляют на переработку. Но мощностей явно недостаточно. Непосредственно возле берегов Германии было захоронено 5 тыс. т химического оружия. Руководство ФРГ еще в 50-х гг. перезахоронило их на суше. Но огромная часть боеприпасов с 0В все еще лежит на дне Балтики, разрушается, а значит, несет серьезную угрозу всем странам региона. У дна Балтийского моря проходят холодные течения от Атлантики до Финского залива. А теплые течения - у поверхности (в обратном направлении). Понятно, что от попадания ОВ в окружающую среду пострадают все государства Балтийского бассейна, необратимо изменится вся экосистема. Захоронение химического оружия на дне моря – это не вполне продуманное решение, и его последствия являют пример экологического терроризма по отношению к экосистеме Балтийского моря и к людям, которые там проживают и работают. Оружие было захоронено, как в концентрированном виде, так и россыпью в Балтийском море в проливах Скагеррак и Каттегат, близ шведского порта Люсечиль, между датским островом Фюн и материком. Всего в шести районах акватории американские и английские оккупационные войска затопили на 302875 т отравляющих веществ. Арсеналы химического оружия, обнаруженные советскими войсками в Восточной Германии, были также затоплены в Балтийском море и включали: • 71469 авиабомб весом 250 кг, снаряжённых ипритом; • 14258 авиабомб весом 250 и 500 кг. снаряжённых хлорацетофеноном и арсиновым маслом и авиабомб весом 50 кг, снаряжённых адамситом; • 408565 артиллерийских снарядов калибра 75, 105 и 150 мм, снаряжённых ипритом и люизитом; • 34592 химических фугасов по 20 и 50 кг, снаряжённых ипритом; • 10420 дымовых химических мин калибра 100 мм; • 1004 технологических ёмкостей, содержащих 1506 т иприта; • 8429 бочек, в которых находилось 1030 т адамсита и дифинилхлорарсина; • 169 т технологических ёмкостей, в которых находилась цианистая соль, хлорарсин, цианарсин и аксельарсин; • 7840 банок циклона, который гитлеровцы применяли в лагерях смерти для массового уничтожения пленных в газовых камерах. Наибольшую опасность для живых организмов представляет иприт, большая часть которого на морском дне лежит в виде кусков ядовитого студня. Иприт и люизит хорошо гидролизуются и образуют токсичные вещества, сохраняющие свои свойства в течение достаточно длительного времени. Свойства люизита аналогичны свойствам иприта, однако, люизит содержит мышьяк, так что экологически опасны как продукты его трансформации, так и возможности их переноса по трофическим цепям. Поэтому строительство специальных саркофагов для затопленного химического оружия и использование иных мер по изоляции и нейтрализации отравляющих веществ есть насущная задача, решение которой должно обеспечить экологическую безопасность экосистемы Балтийского моря. Экологические риски, сопряжённые с разрушением оболочек химического оружия, содержащего табун, иприт, люизит и фосген, могут привести к возникновению зоны поражения (по объему) от 102 до 105 м3 при продолжительности действия от 0.3 до 11 часов. Правда, следует отметить, что возможна нейтрализация иприта с помощью бактерий Pseudomonas doudoroffii . Взрывчатые вещества, заключённые в гранатах, снарядах и авиабомбах, при взрыве могут иметь воздействие на расстоянии от 5 до 300 м. Придерживаясь принципа «не навреди», проектанты трассы СЕГ(«Газпром», «Гипроспегаз» и «Питер Газ») будут прокладывать трассу в зоне шириной 500 м вне пределов досягаемости этого оружия. Всё это, включая сведения о геологических особенностях дна Балтийского моря, об основных маршрутах судовождения (около 200 тыс. судов в год) и всю информацию регулярного мониторинга потенциально опасных мест при транспортировке углеводородов, должно быть сосредоточено и заархивировано на основе ГИС-технологий, что могло бы быть использовано для анализа состояния экосистемы, а в случае чрезвычайных ситуаций позволило бы принимать управленческие решения по ликвидации подобных ситуаций. В случае разрыва трубопровода, в начальный период, если не произойдет воспламенения, будут протекать процессы рассеяния газа в окружающем пространстве с образованием зон «загазованности». При объемных концентрациях газа от 5 до 15% такие зоны становятся пожароопасными и могут в случае появления источника огня воспламениться с образованием вторичной волны избыточного давления и дефлаграционного пламени, представляющих определенную опасность для реципиентов, оказавшихся в пределах такой зоны. При отсутствии возгорания газовое облако со временем поднимется в верхние слои атмосферы и рассеется. Рассеиванию облака способствует резкое убывание интенсивности выброса газа из концов разрушенного трубопровода, вследствие чего уже в течение первых минут после разрыва зона загазованности, достигнув максимальных размеров, начнет быстро уменьшаться. Наибольшую опасность представляют аварии с воспламенением газа в начальный период, т. е. непосредственно после разрыва газопровода. При этом характер горения газа и масштабы воздействия пожара на окружающую среду зависят от большого числа и конкретного сочетания ряда факторов, основными из которых являются следующие: • рабочее давление газа, диаметр газопровода и место расположения разрыва; • наличие и расположение разобщительной арматуры, а также возможности её перекрытия: • способ прокладки трубопровода; • общие размеры разрушения (линейный пробег трещины); • характерные размеры (длина, ширина, глубина) и форма грунтового новообразования (траншея или котлован); • свойства массива грунта; • взаимное положение осей зафиксированных концов разрушенного трубопровода. Проекты такого рода требуют субрегионального сотрудничества стран ХЕЛКОМ с целью экспертизы, мониторинга и повышения стандартов экологической безопасности, в частности, судоходства и рыболовства в Балтийском море. Эвтрофикация и ее воздействие на экосистему Балтийского моряВ прошедшем столетии в результате техногенной деятельности человека объемы фосфора в бассейне Балтийского моря возросли в восемь раз, а азота в четыре раза. Данное воздействие на экосистему Балтийского моря со стороны человека привело к тому, что очень сильно увеличилась биомасса водорослей, которые опускаясь на дно моря в больших количествах и разлагаясь там, приводят к сокращению кислорода, а затем в результате деятельности анаэробных бактерии начинает выделяться сероводород, который убивает все живое на дне. Влияние эвтрофикации на видовой состав рыбы следующий: в акватории Балтийского моря наблюдается размножение, прежде всего плотвы и тех видов рыбы которые питаются первичными продуцентами. В середине 80-х годов половина рыбной биомассы приходилась только на плотву. Цветение ядовитой сине-зеленой водоросли, появляющееся в открытом море в конце летнего сезона, вызывается цианобактериями, которые связывают молекулярный азот, растворившийся в воде из атмосферы. Около половины азота, поступающего в море, происходит из атмосферы, где он, в свою очередь, образуется вследствие сжигания ископаемого топлива, а также от аммиака, испаряемого сельскохозяйственными предприятиями. Интенсивный транспорт и скотоводство, сильно развитые в Центральной Европе, приводят к тому, что наибольшее количество азотных осадков выпадает над акваторией Балтийского моря. Фосфор в свою очередь попадает в море через реки и имеет сельско- и лесохозяйственное происхождение. Обильные удобрения легко стекают с полей в местные водоёмы, откуда уже в дальнейшем реками уносятся в море. Некоторая часть фосфора поступает в море через атмосферу или из таких точечных источников загрязнения как гигиенически- канализационные отходы населенных пунктов и промышленных предприятий. В результате с/х деятельности человека по берегам Балтийского моря в море попадает ежегодно 200 000 тонн азота и 5 000 тонн фосфора, что составляет по азоту 30-40%, а по фосфору 10% от совокупного объема нагрузок на весь бассейн Балтийского моря. В результате увеличения явления эвтрофикации начинается деградация пищевой сети в экосистеме Балтийского моря, пищевая цепь становится совсем однобокой за счет резкого увеличения одних видов и резкого сокращения других. Кроме того сине-зеленые водоросли во время своего цветения выделяют различные токсины, которые очень ядовиты для человека . Запрет на купание стал печальной реальностью на многих пляжах Швеции, Дании, Финляндии, а в прошедшем году также и в Эстонии. В середине июля из-за водорослей для купания в нашей стране были закрыты морские побережья в Пирита и на Штромке в Таллинне, а также в Тойла и Нарва-Йыэсуу на северо-востоке страны. Среди симптомов отравления человека сине-зелеными водорослями медики называют покраснение кожи и глаз, ухудшение самочувствия, расстройство желудка, жар, насморк, кашель, ломоту в мышцах, пересыхание губ и нарушение координации. ЗаключениеБалтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. Результаты исследования показали, что экологические риски, сопряжённые с проектом строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря на порядок ниже, чем в случае транспортировки нефти судами. Риск аварийных ситуаций наиболее высок при танкерных перевозках нефти. И хотя природный газ менее опасен, чем нефть и её производные, но оба этих энергоносителя при попадании в морскую среду способствуют загрязнению и изменению трофических условий экосистемы Балтийского моря. Поэтому экологический мониторинг путей транспортировки углеводородов по Балтийскому морю должен носить комплексный и регулярный характер, при наличии постоянных постов автоматизированного контроля наиболее опасных мест трасс транспортировки нефти и газа. Обеспечение экологической безопасности флоры и фауны Балтики и морской экосистемы в целом должно осуществляться в рамках международного права и тесной кооперации стран Балтийского моря. Список литературы1. Фурман Е., Мунстерхулм Р., Салеман Х., Вялипакк П. «Балтийское море. Окружающая среда и экология», Х.: Printing Digitone Oy, 2002 г. 2. Растоскуев В.В., Шалина Е.В. «Геоинформационные технологии при решении задач экологической безопасности», СПб.: ВВМ, 2006 г. 3. Альхименко А.И. «Аварийные разливы нефти в море и борьба с ними. Учебное пособие для ВУЗов», СПб: ОМ-Пресс, 2004 г. 4. Гончаров В.К., Пимкин В.Г. «Прогнозирование экологических последствий выхода в морскую среду отравляющих веществ из затопленного в Балтийском море старого химического оружия. Экологическая химия», 2000 г. 5. Яковлев В.В. «Нефть, газ, последствия аварийных ситуаций», СПб.: СПбГПУ, 2003 г. Нормативные акты 6. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинская Конвенция), [Convention for the Protection of the Marine Environment of the Baltic Sea], 22.03.1974, вступила в силу 03.05.1980 Электронные источники 7. http://www.mnr.gov.ru/files/part/3396_nord_stream_espoo_report_russia_binder_3-small.pdf 8. http://www.moles.ee/01/Mar/07/10-2.html 9. http://mbsz.ru/doc/hels_konvention.pdf 10. http://www.elfond.ee/ru/delayem/2009-04-29-17-02-53 11. http://www.envir.ee/471030 |