Реферат: Налоговые и финансовые реформы 1800-1870 гг.
Название: Налоговые и финансовые реформы 1800-1870 гг. Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южный институт менеджмента Анапский филиал (НЧОУ ВПО АФ ЮИМ) Реферат по дисциплине «История финансов» на тему: НАЛОГОВЫЕИФИНАНСОВЫЕРЕФОРМЫ 1800-1870 гг. Выполнила: студентки ІІ курса группы 08-Ф-ДО В.С. Афанчук Н.Ю. Прокопенко В.Н. Швец Е.А. Литвишко Проверил: доцент, к.э.н. А.В. Мандрыко г.-к. Анапа, 2009 Содержание 1. Министр финансов А.И. Васильев. Реформы 1800-1807 гг……3 2. Реформы Е.Ф. Канкрина………………………………………….8 3. Вклад В.А. Татаринова…………………………………….……..12 4. Список литературы………………………………………….…….15 5. Приложения………………………………………………………..16 Цель данной исследовательской работы состоит в том, чтобы изучить основные финансовые и налоговые реформы 1800-1870 гг. Министр финансов А.И. Васильев. Реформы 1800-1807 гг. 8 сентября 1802года на пост министра финансов Российской Империи был назначен государственный казначей А. И. Васильев. Это был один из самых опытных финансистов страны, начавший свою карьеру еще при генерал-прокуроре князе Вяземском, в чью компетенцию входило и управление финансами. В биографии Васильева, появившейся в 1827 году, через двадцать лет после его смерти, подчеркивалось, что он достиг столь высокого поста благодаря уму, редкостному трудолюбию…и умению работать с подчиненными. Хотя, конечно, заметную роль в его карьере сыграли и симпатия к нему Александра I, и выгодная женитьба на княжне Уросовой. При Васильеве в состав министерства финансов входил: монетный департамент; экспедиция заготовления, хранение и продажа вексельной бумаги; дела по Камеральному столу, печатанью векселей и заемных писем; Ассигнационный и Заемный государственные банки, а также Берг-коллегия , лесной департамент, управления казенными землями, оброчные статьи, казенные палаты по винным откупам и подрядам. Функции министерства финансов пересекались с государственным казначейством, которым фактически также руководил Васильев. Главной задачей министерства финансов стало «извлечение доходов и ассигнования всех доходов по разным частям». При Васильеве в ведении министерства перешли кредитные учреждения. Будучи еще государственным казначеем, Васильев сократил число специализировавшихся на выдаче кредитов банков. Указом от 19 июля 1802 года Государственный Вспомогательный банк для дворянства был присоединен в качестве экспедиции к Государственному Заемному банку. Билеты Вспомогательного банка должны были прекратить свое существование. Вместо билетов принимали и выдавали наличные деньги. В настоящее время отмечаются также улучшения, внесенные Васильевым в систему государственного кредитования. Они касались в основном возвращения кредитов, полученных частными лицами. В период нахождения Васильева на посту министра финансов искались новые эффективные формы кредитования предпринимательской деятельности. Васильев поддержал либеральный проект Н. С. Мордвинова «О трудопоощрительном банке», предусматривающий выдачу долгосрочного кредита частным лицам на развитие промышленности и сельского хозяйства. С целью предотвращения финансирования деятельности, связанной с кратковременным наслаждением или ненужными украшениями и роскошью, будущий земщик был обязан представить подробный план своего будущего предприятия, засвидетельствованного губернатором и двумя-тремя дворянами своей губернии. Капитал банка складывался из ежегодных отчислений по 2 млн. руб. из государственного бюджета. Проект Мордвинова был одобрен Александром I, а в 1803 году по инициативе Васильева представлен на рассмотрение Государственного совета. Но в 1812 году проект был отклонен, так как учреждение банка увеличивало государственные расходы в условиях бюджетного дефицита. Наиболее значимым этапом реформирования системы управления государственным имуществом было преобразование Берг-коллегии в горное правление. Васильевым отмечалось, что «что при прежнем, традиционном ведении дел…казна не знала своих расходов на выделку металлов. В отпущаемых суммах не было возможности иметь верного надлежащего отчета». Он предположил, упразднив Берг-коллегию, «основать Главное Горное начальство как можно ближе к заводам; означить как возможно определеннее его должность; освободить оное от всех обязанностей по существу дел, ему не принадлежащих». По его мнению, Главное Горное начальство должно оставаться независимым от гражданского начальства, а со своими проблемами выходить непосредственно на генерал-губернатора. Условием процветания казенных горных заводов должна стать их материальная заинтересованность. Благодаря этому склады заводов освободятся от излишков продукции. Васильев предлагал снизить размер казенной пошлины с 25% до 6%. В докладе Васильева говорится и о проблеме привлечения кадров на горные заводы. Для специалистов обещаны пенсии, при заводах предусматриваются школы и госпитали. Однако работники плохого поведения отдаются в рекруты. 13 июня 1806 года Александр I на основании доклада Васильева утвердил Горное положение. А 26 мая 1807 года Правительствующий Сенат объявил об открытии Горных правлений. Васильев подготовил также один из первых природоохранительных указов, подчеркнул, что леса доставляют «немаловажные казне доходы, существования и умножению коих служат непременным основанием деятельное сбережение лесных дач и соразмерного употребления лесов. 30 января 1807 году Александр I утвердил инициированный Васильевым указ, запрещающий хищническую вырубку лесов, в котором предусматривалось, помимо усиления охраны лесов, введение билетов на заготовление древесины с указанием места вырубки, количество и качество срубленных деревьев, и отметку об уплате пошлины. За незаконную вырубку налагался штраф «с помещичьих дач… за каждое бревно по 5 коп., а с прочих званий лесов…с рубля по 5 коп.» Менее всего изменений было внесено Васильевым в сбор налогов. Хотя ему пришлось столкнуться с рядом трудностей. В 1801 году был создан традиционный для вступающего на престол монарха указ об уменьшении подушной подати. Несмотря на недовольство дворян, введенный Павлом сбор с помещичьих имений был отменен лишь в 1806 году. Но в этот же период министерство финансов фактически не получает налогов с недавно присоединенных территорий Кавказа. В манифесте от 12 сентября 1801года, провозгласившего присоединение Грузии к России, собираемые налоги направлялись на внутренние нужды Грузии. В то же время проводилась целенаправленная политика по изъятию звонкой монеты из казначейств бывших польских областей. С 1804 года стал практиковаться размен ассигнаций чиновниками провиантского департамента на золотую и серебряную монету, хранящуюся в Литовском, Гродненской и Виленской казенных палатах. Для военного министерства от этого польза в том, что население охотнее продает припасы за золото и серебро. А казна выигрывала от размена материально, так как полагался «не настоящий по тамошнему месту на золото и серебро курс, но примерный, во весь год, считая оного на серебро или золото по 25 коп. за рубль». Эта политика принесла свои положительные результаты в Отечественную войну 1812 года. Большое значение в рассматриваемый период уделялось проблемам денежного обращения, причем ведущую роль в обращении стали играть не звонкие монеты, а ассигнации. Тем не менее в первые годы царствования императора Александра начинается усиленный выпуск медных монет, которые оставались в прежних весовых нормах (16 руб. из пуда меди) и сохранили номинал. Это было особенно важно, так как на практике ассигнации чаще всего разменивались на медную монету. Большое количество меди в обращении имело и отрицательную сторону – «государственные подати стали уплачиваться большей частью медными деньгами, которые поэтому в огромных количествах накопились в казначействах, во многих губерниях оставались в обращении одни медные деньги».Поэтому по указу от 24 января 1806 года было разрешено «выдавать желающим вексельный перевод медных денег в Санкт-Петербурге и изъять из обращения медные деньги в тех местах, где они накопятся в значительном количестве». Однако в 1807 году резко уменьшился выпуск выпуск медной монеты. Губернаторы некоторых портовых городов, частности, Одессы, жаловались уже на недостаток меди в обращении. Этот дефицит возник во многом из-за получения в начале 1807 года артиллерийской экспедицией на изготовление орудий (единорогов и пушек) 6 тыс. пудов меди из Ассигнационного банка. Военное министерство предложило заплатить 20 руб. за пуд банковской меди (то есть всего 120 тыс. руб.), но с рассрочкой в три года, когда в наличности окажутся лишние суммы. С целью добиться унификации российских монет и облегчить их выпуск Васильев вместе с М. Саймоновым в 1800 году составили «Записку об устройстве монетного двора в Петропавловской крепости». Проект Васильева предусматривал оснащение Монетного двора самыми современными отечественными и английскими паровыми машинами от Болтона и Уатта, которые перестроили и взяли в аренду Лондонский монетный двор. (Приносить прибыль монетный двор стал уже после смерти Васильева). Итоги по выплавке и стоимости в России в 1800-1807 гг. (см. приложения ). Наиболее часто Васильева упрекали в обесценивании ассигнаций, которое «произошло из-за некомпетентности министра финансов». Однако увеличение выпуска ассигнаций объясняется прежде всего войнами с Турцией, Персией и участием России в антифранцузских коалициях. Следует так же учесть, что в 1806-1807 гг. началось «бегство» российских капиталов в Англию. Эти же причины повлияли и на увеличение бюджетных расходов. Исследователями отмечалось, что для предотвращения бюджетного дефицита Васильев прибегал к «позаимствованиям» из Ассигнационного банка, однако даже в трудном с военной точки зрения 1805 г. «позаимствования» не превысили пятую часть поступлений. 1807 г. Планировался Васильевым как бездефицитный Однако расходы превысили доходы. Итоги выпуска ассигнаций в 1800-1807 гг. (см. приложения ). Эти проблемы легли на плечи исполняющего обязанности министра финансов Ф. Голубцова. Однако в целом деятельность А. И. Васильева сыграла положительную роль в истории становления министерства финансов. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина Однако расходы во время войны с Наполеоном финансировались бумажными деньгами. Ассигнации, которых выпустили так много, что они обесценились, вконец расстроили денежное обращение в первой четверти XIX века. Усугубил тяжелое положение выпуск фальшивых ассигнаций, который осуществило французское командование во время Отечественной войны 1812 года. Интересы нарождающейся в России капиталистической промышленности требовали чрезвычайных мер для ликвидации кризисного состояния денежного хозяйства. Так как ассигнации обесценились, возникла необходимость укрепления государственного кредита и нормализации хозяйственной жизни, которые заставили пойти правительство на реформу.
Вклад В.А. Татаринова Последователем А.И. Васильева стал Валериан Алексеевич Татаринов. Состояние финансов России, начиная с 1845 года можно охарактеризовать как хронический дефицит, в условиях которого не могло быть и речи о серьезном реформировании финансовой системы. Все помыслы и деяния государей и чиновников были полностью сосредоточены на обеспечении средствами военных действий. Для выходы из сложившейся ситуации в 11859 году была учреждена комиссия для составления правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии. Она и осуществила коренную реформу в учете государственного хозяйства. И двигателем этих реформ был В.А. Татаринов, который изучал порядок проверки государственной отчетности за границей. Объехав многие европейские государства, он составил пять записок: «Государственная отчетность в Пруссии», «Государственная отчетность во Франции», «Государственная отчетность в Австрии», «Государственная отчетность в Бельгии» и «Хозяйство и отчетность военного министерства во Франции». На основании полученных знаний он выдвинул проект составления, рассмотрения и заключения смет, введения единства кассы и установления одной независимой ревизионной инстанции – государственного контроля с предварительной и последующей проверками отчетности. До этой реформы государственный бюджет не охватывал всех средств и потребностей государства. Каждое министерство помимо общегосударственных средств пользовалось и своими капиталами, имело свое хозяйство, и его интересы нередко противоречили интересам казны. Прежняя система проверки государственной отчетности состояла в окончательной ее ревизии самими отчетными управлениями. На долю государственного контроля оставалась формальная и бесцельная проверка общих отчетов и высших учреждений, составлявших их из частных отчетов подведомственных им мест. Новая кассовая система в первые же годы после ее введения раскрыла истинное состояние финансов государства, сосредоточив все средства страны в одном Министерстве финансов, что повело к значительному сокращению расходов. Несмотря на все нападки лиц и учреждений, старавшихся удержать старые порядки независимого распоряжения казенными средствами, проект комиссии был утвержден. В 1862 году по указаниям Татаринова были составлены кассовые правила (правила о порядке поступления государственных доходов). Они создали единство бюджета, направление кредитов на их прямое назначение (специальность кредита), а израсходованных остатков – в общие государственные средства, ограничение сверхсметных кредитов и систему единства кассы, по которой общими приходо-расходчиками всех казенных управлений сделались кассы Министерства финансов. 1 января 1863 года Татаринов был назначен на должность государственного контролера, и в том же году впервые были применены новее сметные правила. В 1864 году Валериан Алексеевич приступил к введению в Санкт-Петербурге единства кассы, которое в 1865 году было распространено на 12 губерний, а затем последовательно на всю Россию. В своих отчетах до 1866 года Татаринов не переставал указывать на постоянные дефициты в государственном бюджете, представляя соображения о способах восстановления давно уже нарушенного равновесия государственной росписи. Следствием таких настояний было сокращение расходов. В результате деятельности комиссии также был установлен новый порядок отчетности и ревизии на основании документов, оправдывающих каждую статью расхода, открыты новые местные учреждения государственного контроля – контрольные палаты (1864г.) Стараниями Татаринова в 1870 году впервые введены правила материального счетоводства в интендантских складах. Для устранения неудобств двойной ревизии и значительного уменьшения расходов казны Татаринов провел слияние административного контроля сборов казенной Николаевской железной дороги с проверкой доходов дороги государственным контролем, и эти доходы с 1867 года стали проверяться ежедневно на самом месте сбора. И в заключении можно сказать, что все эти реформы оказали непосредственное влияние на весь строй финансового управления в России. Они позволили качественно оформить государственный контроль над бюджетными средствами. Принцип единства кассы закрепил возросшую роль налогов в формировании бюджета и регулирующую функцию бюджетно-налоговой политики в экономике. Кроме того, была решена проблема территориальной неравномерности распределения поступлений и платежей. Министерство финансов получило возможность использования излишков средств, полученных в одних кассах, для покрытия недоимок в других. Список литературы 1. А. Головачева «Десять лет реформ» (Санкт-Петербург, 1872) 2. А. Градовский «Начало русского государственного права» (т. II, Санкт-Петербург, 1887) 3. В. Сакович «Государственный контроль в России»(Санкт-Петербург, 1896) 4. В. Тальберг «Государственный фактический и предварительный контроль в международном хозяйстве » (Киев, 1897) 5. Ив. Блиох «Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии» (Санкт-Петербург, 1895) 6. Л. Ходский «Основы государственного хозяйства» (Санкт-Петербург, 1894) 7. Н. Алышевский «В память о В.А.Т.» (Санкт-Петербург, 1887) 8. Ф. Бочковский «Организм государственного контроля сравнительно с государствами Западной Европы» (Санкт-Петербург, 1895) Приложения Выплавка и стоимость меди в России в 1800-1807 гг. Таблица № 1
Выпуск ассигнаций в 1800-1807 гг. Таблица № 2
|