Реферат: Пути повышения конкурентноспособности фирмы
Название: Пути повышения конкурентноспособности фирмы Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО Российская экономическая академия имени Г.В Плеханова РЕФЕРАТ на тему: «Пути повышения конкурентоспособности фирмы » Выполнила: Зислина И.Л. 634 гр. ЭТТ Зачетная книжка № ФТТ07-16Д Руководитель: Канд. экон. наук, Михайлов К.В. Москва 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………….……………………... 3 §1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия…...…….4 §2. Повышение уровня конкурентоспособности фирмы…………..……….7 §3. Пример повышения конкурентоспособности фирмы…...……………..14 Заключение……………………………………………………………………15 Список используемых источников……………………………………….….16 ВВЕДЕНИЕ По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В свою очередь, конкурентоспособность предприятия зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции. В настоящее время бизнес становится все более сложным, разноплановым и динамичным. Технологии, люди, информация, деньги, система менеджмента меняются гораздо быстрее, чем раньше, приводя к созданию все более конкурентных рынков. Предприятия вынуждены постоянно разрабатывать и применять инновационные стратегии, чтобы занять конкурентную позицию на рынке. Пока фирмы конкурируют друг с другом, такие инфраструктуры как телекоммуникации, транспорт, уровень образования и технические навыки поощряют конкуренцию предприятий. Основа конкуренции – всегда идти наравне с техническим, технологическим, информационным прогрессом и не отставать от постоянно меняющихся условий. Рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной в силу того, что обеспечение конкурентоспособности довольно сложно поддается комплексному анализу, также сложно получить информацию о рынке вообще и о том, какой стратегии придерживается та или иная фирма, и с какими результатами. Этим и определяется ее актуальность . Целью данной работы является определение особенностей современного рынка и путей повышения конкурентоспособности предприятия, функционирующего в этих условиях. §1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия Для начала разберем, что же представляет собой конкуренция и конкурентоспособность. Конкуренция один из самых главных двигателей рыночной экономики. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новой конкурентоспособной инфраструктуры для реализации продукции, работ и услуг. Конкурентоспособность же, в отличие от конкуренции, понятие более сложное, синтетическое, его составляющими являются множеств групп факторов, влияющих на состояние и развитие производственной системы. Конкурентоспособность базируется на качестве, скорости принятия решений, техническом преимуществе, обслуживании и дифференциации продукта. Главной детерминантой конкурентоспособности, идет ли речь о национальном секторе или уровне предприятия, является повышение общей продуктивности (производительности).[1] Изменяющаяся природа производства и его организации, так же как и изменения рыночной ситуации, требует новых концепций продуктивности. В течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность (КС) с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов. Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях первого поколения: сталелитейной, станкостроении и производстве сельскохозяйственной техники — отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению КС предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950—1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом.[2] С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению КС предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Следует заметить, что данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения КС. Слабая включенность России в международную конкуренцию определяет и недостаточную теоретико-методическую разработанность проблемы. В западной экономической науке теоретические основы конкурентоспособности были заложены ещё в работах А. Смита, П.Хейне, Ф.Котлера, И. Шумпетера. Формированию конкурентоспособности в сложившейся рыночной системе посвящены многочисленные публикации с начала 80-х годов. Наиболее значительный вклад в создание концепции конкурентных преимуществ и конкурентной стратегии внесли М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен, Р. Каплан, Д. Нортон. Среди российских авторов, чьи работы касаются различных аспектов конкурентоспособности, следует отметить Н.И. Герчикову, А.Ю.Юданова, И.М. Лифиц, Р. А. Фатхутдинова, Н. С. Яшина. На роль технологического отрыва от конкурентов как на фактор конкурентных преимуществ обращает внимание в своей статье «О конкурентных преимуществах в условиях глобализации» Г. Волынский. Однако до сих пор не выработано единого подхода, увязывающего в стройную систему понятия конкурентоспособности различных субъектов конкурентной борьбы, особенности конкурентных полей разного уровня. §2. Повышение уровня конкурентоспособности фирмы Очевидно, что конкурентоспособность фирмы (предприятия) – это основной фактор национального развития и корпоративного выживания. Конкурентоспособность фирмы на отдельном рынке определяется как способность удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники Решение этой задачи требует различных подходов в различное время в зависимости от постоянно меняющихся условий внутренней и внешней среды. Предприятие должно быть гибким к изменениям внешней среды и своевременно реагировать на эти изменения. Повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения инновационной политики, более качественного использования ресурсов, в том числе человеческих, улучшения условий работы и ряда других факторов. Особое внимание необходимо уделить человеческим ресурсам как ключевому элементу продуктивности и конкурентоспособности.3 Безусловно, существуют общие методы повышения конкурентоспособности предприятия, однако пути повышения конкурентоспособности конкретной фирмы должны рассматриваться исходя из сферы ее деятельности, вида предприятия, организационной структуры и других факторов. Основными критериями, которые определяют конкурентоспособность предприятия, являются: · стратегия фирмы · наличие материальных, трудовых, финансовых ресурсов · инновационный потенциал · доля рынка · эффективность менеджмента · выпуск конкурентоспособной продукции.[3] Существуют два вида конкурентного преимущества: 1) более низкие затраты – означают способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать похожий товар с наименьшими затратами, чем у конкурентов; 2) дифференциация товаров – это способность обеспечения покупателя большей ценностью в форме нового качества товара, его особенных потребительских свойств или послепродажного обслуживания, что дает возможность устанавливать более высокие цены. Скорость, эффективность, оригинальность, ориентация на потребителя, качество и продуктивность – это факторы, которые могут привести к занятию фирмой более выгодной конкурентной позиции. Для того чтобы предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия необходимо хорошо представлять внешнюю среду, в которой работает предприятие, её факторы и иметь четкое представление о внутренней среде предприятия. Для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо обращать внимание на обдуманное, взвешенное и квалифицированное управление производством с учетом специфических условий переходного периода, а также на разработку и реализацию внешней и внутренней конкурентоспособной политики предприятий. Существует ряд факторов, влияющих на конкурентоспособность фирмы. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся: 1. политическая обстановка в государстве и влияние государства на ценовую, налоговую, внешнеэкономическую, финансово-кредитную, научно-техническую и инновационную политику 2. государственное регулирование качества продукции 3. антимонопольное законодательство 4. система мер государственной поддержки отечественного производителя 5. состояние спроса и предложения на рынке и развитие инфраструктуры рынка 6. наличие конкурентов и состояние конкуренции на рынке 7. размещение производственных сил и уровень концентрации производства 8. наличие сырьевых ресурсов 9. общий уровень техники, технологий и инноваций в отрасли. К внутренним факторам относятся: 1. система и методы управления фирмой 2. уровень технологий процесса производства 3. система долгосрочного планирования 4. ориентация на маркетинговую концепцию 5. наличие квалифицированных трудовых ресурсов 6. система управления качеством на предприятии 7. ассортиментная политика 8. доступ к качественному сырью и оптимизация эффективности использования сырьевых ресурсов 9. инновационный характер производства.[4] Для выхода же отечественных предприятий на глобальный рынок необходимо выполнение ряда определенных условий. В условиях глобальной конкуренции корпоративная стратегия компании должна пересматриваться, и в неё необходимо включать реакцию на изменение конкурентной среды на международном уровне. Факторами повышения конкурентоспособности предприятия с учётом особенностей современного рынка являются: 1). Внедрение инновационной политики предприятия, которая определяет возможность предприятия конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Цель инновационной деятельности определяет её направленность на создание производства новых или отсутствующих на рынке товаров и услуг. Современная инновационная политика представляет собой совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансовых и других мер, направленных на производство и продвижение новой или улучшенной продукции на рынок сбыта.[5] Инновация – это не просто нововведение, это современный технико-экономический процесс, который, благодаря использованию новых идей и изобретений, приводит к созданию лучших по своим качествам изделий, технологий, что помогает фирме занять определенную конкурентную позицию на рынке. Основной смысл инновации – это улучшение продукции, способов её распределения и производства. В основе инноваций лежат качественно новые идеи и технологии. Необходимо понимать, что с ростом НТП растут и видоизменяются потребности, потребитель выдвигает все более сложные требования к рынку товаров и услуг. Задача инновационной политики – это удовлетворение этих потребностей. Для предприятия важно заранее предусматривать инновационные возможности, комплексно управлять всем инновационным циклом, что обеспечивает его конкурентоспособность и долгосрочную эффективность. 2). Наличие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующим требованиям международного рынка труда. Трудовые ресурсы являются одним из важнейших составляющих деятельности предприятия и важнейшим фактором повышения конкурентоспособности в глобальной экономике. Опыт зарубежных компаний говорит об усилении роли управления трудовыми ресурсами в системе факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность предприятия.[6] Согласно современным концепциям управления люди являются одним из важнейших экономических ресурсов предприятия, влияющих на ее доход, конкурентоспособность и развитие. К сожалению, на сегодняшний день этот фактор является наислабейшим звеном в деятельности отечественных предприятий. Очень немногие отечественные фирмы, в том числе крупные заботятся об улучшении условий работы и мотивации своих сотрудников. В этом плане мы на порядок отстаём от европейских государств, Японии, Америки. Руководителям предприятий в первую очередь необходимо обратить внимание на мотивацию своих сотрудников, должны быть обеспечены соответствующие условия работы, отдыха, высокий уровень заработных плат, так как люди являются наиглавнейшим фактором развития любого предприятия. 3). Система управления качеством на предприятии. Сегодня, когда потребитель может выбирать из огромного числа предлагаемых товаров и услуг, одной из важнейших детерминант существования и развития предприятия на рынке является качество предлагаемых им изделий или услуг. Если же предприятие стремится к завоеванию международного рынка, тогда его продукция должна соответствовать международным стандартам качества и должна иметь сертификат соответствия системы качества международному стандарту ISO 9001. Соответствие системы управления качеством на предприятии международному стандарту ISO 9001 предполагает изменение организационной структуры предприятия, перестроения всех этапов производственного цикла: от проектирования продукции до её сбыта. Предприятие должно сертифицировать всё производство в целом и произвести «сертификацию системы качества». Продукция предприятия должна также соответствовать общепринятому международному стандарту безопасности продуктов – системе ХАССП. 4). Непрерывное совершенствование реализуемой на внутреннем рынке продукции национальных производителей и расширение их деятельности на международном рынке. Сюда можно отнести: обеспечение приоритетности продукции, изменение качества товара и его технических параметров с целью удовлетворения потребностей и конкретных запросов потребителя, определение преимуществ товара в сравнении с заменителями, определение недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты, изучение методов конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, определение и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, новые приоритетные сферы использования продукции, дифференциацию продукции, обеспечивающую относительно стойкие преимущества потребителям, которым предоставляются определённые виды взаимозаменяемых товаров, влияние непосредственно на потребителя путём ограничения появления на рынке новых товаров, проведение рекламы, предоставление денежного или товарного кредита.[7] Кроме того, конкурентоспособность предприятия зависит от выполнения следующих условий: - правильного понимания предпочтений зарубежных потребителей; - знания правил и культуры ведения бизнеса в отдельно взятой стране; - знания уровня конкурентоспособности в отрасли; - внесения в свой продукт изменений и модификаций в соответствии со вкусами и традициями потребителей той страны, куда будет экспортироваться товар; - учет особенностей каналов распределения; - правильный выбор способа проникновения на рынок; - учет культурных, социальных, политических, технологических, экологических и юридических особенностей .[8] §3. Пример повышения конкурентоспособности фирмы В качестве примера повышения конкурентоспособности на рынке товаров и услуг можно привести компанию «Азбука Вкуса». «Азбука Вкуса» - один из наиболее сильных и узнаваемых отечественных потребительских брендов. Уникальный ассортимент, изысканный стиль и высокий уровень обслуживания сделали компанию законодателем тенденций и одним из лидеров российского розничного рынка. С 2003 г. «Азбука Вкуса» стала развиваться в рамках единой маркетинговой, ценовой, мерчандайзинговой, закупочной, операционной и кадровой политики, а также единого фирменного стиля. На сегодняшний день сеть «Азбука Вкуса» насчитывает 26 супермаркетов в Москве и Московской области. Ассортимент «Азбуки Вкуса», состоящий из 18 тысяч наименований свежих продуктов, деликатесов, готовых блюд собственного приготовления и элитного алкоголя, рассчитан как на гурманов, так и на тех людей, которые желают иметь широкий выбор и хотят быть безусловно уверенными в качестве покупаемого товара. Специалисты коммерческого управления сети постоянно ведут поиск и отбор новых интересных и уникальных продуктов, многие из которых поставляются в «Азбуку Вкуса» на эксклюзивных условиях.[9] «Азбука вкуса» стала первой российской компанией в сфере розничной торговли продуктами питания, которая внедрила систему менеджмента качества, основанную на принципах стандарта ISO 9001: 2000. В 2009 году «Азбука Вкуса» успешно подтвердила соответствие требованиям системы менеджмента качества международного стандарта ISO 9001:2008. Подтверждение сертификата качества ISO 9001 и является одним из факторов повышения конкурентоспособности предприятия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, по структуре и содержанию конкурентоспособность предприятий можно представить как взаимообусловленное единство трех составляющих: 1. конкурентоспособность управленческих решений, организационный, ресурсный и интеллектуальный потенциал – (инновационный менеджмент); 2. наличие разработок по определению, созданию и внедрению необходимых новаций, а также постоянное отслеживание изменений на рынке и внутри предприятия, конкурентоспособность продукции, исследование новых рынков – (инновационный маркетинг); 3. формирование имиджа и культуры трудовых отношений на предприятии (PR).[10] Исходя из проведенного выше анализа, можно сказать, что в условиях глубоких структурных изменений международного и национального рынка главная задача предприятия состоит в нахождении своей нишы в жестких условиях конкуренции на мировом рынке. На первое место в условиях глобальной экономики выходят следующие факторы повышения конкурентоспособности предприятия: проведение инновационной политики, которая определяет возможность предприятия конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках; наличие квалифицированных трудовых ресурсов, соответствующих требованиям международного рынка труда; гибкая система управления качеством на предприятии; непрерывное совершенствование реализуемой на внутреннем рынке продукции национальных производителей и расширение их деятельности на международном рынке. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Абрамян Е. Глобализация в современном мире /Е.Абрамян //Международная экономика. – 2007. - №5.- С. 4-12. 2. Волынский Г. О конкурентных преимуществах в условиях глобализации /Г.О.Волынский //Экономика Украины. – 2006. - №12.- С. 68-72. 3. Гальчинский А.С. Трансрыночные трансформации /А.С.Гальчинский /Экономическая теория. – 2007. - №1.- С. 3-12. 4. Быков В.А., Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность М.: Юнити, 2008. – 295 с. 5. Международные экономические отношения: учеб.: под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: Росс – ПЭН, 2001. – 263с.. 6. Бородин К.Г. Конкурентоспособность в рыночной экономике. М.: Теис, 2205. - 125 с. 7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса// Москва: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». 2002 . 8. http://www.azbukavkusa.ru/ 9. http://vds1234.narod.ru/?33.html 10. www.wikipedia.org [1] Бородин К.Г. Конкурентоспособность в рыночной экономике. М.: Теис, 2205. - 125 с. [2] www.wikipedia.org 3 Бородин К.Г. Конкурентоспособность в рыночной экономике. М.: Теис, 2205. - 125 с. 4 Волынский Г. О конкурентных преимуществах в условиях глобализации /Г.О.Волынский //Экономика Украины. – 2006. - №12.- С. 68-72. 5Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса// Москва: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». 2002 . 6http://vds1234.narod.ru/?33.html 7 Абрамян Е. Глобализация в современном мире /Е.Абрамян //Международная экономика. – 2007. - №5.- С. 4-12. 8 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса// Москва: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». 2002 9 Гальчинский А.С. Трансрыночные трансформации /А.С.Гальчинский /Экономическая теория. – 2007. - №1.- С. 3-12. 11Международные экономические отношения: учеб.: под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: Росс – ПЭН, 2001. – 263с.. |