Реферат: Тяговый расчет автомобиля 4
Название: Тяговый расчет автомобиля 4 Раздел: Рефераты по транспорту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра автомобильного транспорта Допускаю к защите Руководитель _________________ Бойко А.В. Тяговый расчет автомобиля. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсовой работе по дисциплине «Автомобили» Выполнил студент группы АТ-04-1 ________ Саблин Д.Е. подпись Нормоконтролер ________ ________ ____________________ подпись И.О. Фамилия Курсовой проект защищен с оценкой _______________ Иркутск 2007 г.
Исходные данные: 1. Прототип автомобиля – ЗИЛ – 130 - 76 2. Грузоподъёмность и пассажировместимость – 6000 кг.+3 чел. 3. Максимальный коэффициент сопротивления дороги – 0,35 4. Обороты кол. вала при максимальной мощности – 3200 мин-1 5. Максимальная скорость – 90 км/ч 6. Удельный расход топлива gN – 327 г/кВт ч Задача тягового расчета автомобиля, определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля в целом. Тяговый расчет автомобиля : 1. Определение полной массы автомобиля. 2. Подбор размера шин и расчета радиуса качения. 3. Подбор внешней скоростной характеристики двигателя. 4. Выбор передаточных чисел трансмиссии. 5. Построения тяговой характеристики автомобиля. 6. Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссии. 7. Построение графика мощностного баланса. 8. Построение топливной экономичности автомобиля. 1 Определение полной массы автомобиля. Полную массу автомобиля определяют как сумму масс снаряженного автомобиля mб и груза mг по номинальной грузоподъемности и числу мест пассажиров включая водителя: Снаряженная масса автомобиля : ,(1) где: mг – масса груза; ,кг Полная масса автомобиля : ma = mб +mг + 80·z, (2) где: z – число мест для сидения; mб – снаряженная масса; mа = 5000+6000+80·3 = 11240,кг 2 Подбор размера шин и расчет радиуса качения . Для подбора шин и определения по их размерам радиусов качения колеса необходимо знать распределение нагрузки по мостам. Развесовка для заднеприводного грузового автомобиля : на заднюю ось 74%, на переднюю 26% от полной массы автомобиля. Модуль сил тяжести автомобиля : Gа = mа ·g, (3) где: g – ускорение свободного падения; Gа = 11240·9.81 = 110152, Н Нагрузки от полной массы на переднюю и заднюю ось автомобиля: (4) где: hб - приклассической компоновке принимаем на задний мост равным 74%; Н G1 = Ga – G2 (5) G1 = 110152-81512 = 28640, H База автомобиля: Основываясь на данных краткого справочника НИИАТ, принимаем: L=3800 мм. L = a + b(6) где: a - расстояние от передней оси до центра масс; b - расстояние от задней оси до центра масс; (7) мм b = L – a(8) b = 3800 – 2812 = 988, мм Радиус качения колеса rк выбирается в зависимости от нагрузки на одно колесо. Наибольшая нагрузка на колесо определяется положением центра масс автомобиля. Нагрузка на каждое колесо передней и задней оси автомобиля: , (9) , где: nk 1 - число колес на передней оси; nk 2 - число колёс на задней оси; Н Н Таблица 1 – Шины автомобилей:
. Из таблицы 1, по нагрузки на заднюю ось выбираем обозначение шины: 260-508Р (9,00Р-20) с максимальной нагрузкой которую выдержит резина 20500 Н. b = 260, d = 508, где: b - ширина профиля; d- диаметр обода шины; Свободный радиус колеса: (10) м Радиус качения (определяется с учетом деформации зависящей от нагрузки): rк =0,5 · d+ (1-k) · b (11) rк = 0,5 · 508 + (1-0,12) · 260 = 482,8, мм = 0,4828, м где: k - коэффициент радиальной деформации. Для стандартных и широкопрофильных шин принимаем k = 0,12. Рисунок 1 – Эскиз автомобиля. 3 Расчет внешней скоростной характеристики двигателя. Расчет начинается с определения мощности Nе v необходимый для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью Vmax : ;(12) где: Vmax - максимальная скорость (м/с), Vmax =90 км/ч=25 м/с; KB - коэффициент обтекаемости, принимаем: Кв = 0,3 Н с2 м4 ; kР - коэффициент коррекции, принимаем kР = 0,75; hт – КПД трансмиссии, принимаем hт = 0,9; Коэффициент дорожного сопротивления для легковых автомобилей: Yv = (0,01 – 0,02) + 6·10-6 · V2 max (13) Yv = 0,015 + 6·10-6 ·252 = 0,02 Лобовая площадь для грузового автомобиля: FA = B·Hг , (14) где: В - колея, В = 1,8 м; Hг - габаритная высота, Нг = 2,4 м; FA =1,8·2,4 = 4,32 м2 Подставляя в формулу (12) полученные значения по формулам (13)и(14), получаем: кВт. 3.1 Частота вращения коленчатого вала двигателя. Частота вращения коленчатого вала двигателя на максимальной скорости движения: nv = Vmax ·hn, (15) где: h n - коэффициент оборотистости двигателя, для грузового автомобиля, принимаем hn = 37; nv = 90·37 = 3330 мин-1 3.2 Максимальная мощность двигателя. Максимальная мощность двигателя: , (16) где: nv / nN – отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя при максимальной скорости движения автомобиля частоте вращения при максимальной мощности двигателя; a, b, c – коэффициент постоянные для каждого двигателя, (для бензиновых двигателей a = b = с = 1); кВт 3.3 Построение внешней характеристики двигателя. Внешняя характеристика двигателя рассчитывается по формуле Лейдермана: , (17) где: nT – текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя. nmax = nN * 1,2 nmax = 3200*1,2= 3840 мин-1 nmin = nN * 0,13 nmin = 3200 * 0,13=416 мин-1 по формуле (17) при 400 об/мин Ne составляет: ,кВт далее решаем аналогично, меняя nт , заносим значения в табл. 2. 3.4 Вращающийся момент двигателя. Определим вращающийся момент двигателя: (18) по формуле (18) при 400 об/мин MB составляет: кН·м Текущие значения частоты вращения коленчатого вала двигателя выбирают произвольно через определенный интервал, как заданно в Таблице 2, эти значения подставляют в формулы 17 и 18.
Таблица 2 – Внешняя скоростная характеристика двигателя. По значениям таблицы 2 строим график внешнескорстной характеристики двигателя рисунок 2. 4 Выбор передаточных чисел. 4.1 Определение передаточного числа главной передачи. Передаточное число главной передачи из условий обеспечение Vmax на высшей передаче: (19) где: Uдк – передаточное число высшей передачи дополнительной коробки, принимаем Uдк = 1. (отсутствие). Uкв – высшее расчетное передаточное число коробки передач, принимаем Uкв =1.
4.2 Подбор передаточных чисел коробки передач. Передаточное число первой передачи Uk 1 находим из уравнения преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги Y max : (20) где: Условно считаем, что rg = rk . Y max – максимального сопротивления дороги, принимаем Ymax = 0,35,
Полученное значение UК1 проверяем по условию отсутствия буксования. Для заднеприводных автомобилей должно выполняться неравенство: ,(21) где: g x – коэффициент сцепления, на сухом шоссе принимаем gx =0,7, hg – высота центра масс, принимаем hg =1300 мм. ; 9,79 £ 19,06 4.3 Определение числа передач и передаточных чисел коробки передач. Число ступеней зависит от типа, удельной мощности и предназначения автомобиля. Общее число ступеней от диагноза передаточных чисел трансмиссии. Определение структуры ряда передач: (22)
где: n – число передач. Передаточные числа последующих передач: Uk2 = Uk1 · g(23) Uk3 = Uk1 · g2 Uk4 = Uk1 · g3 Uk5 = Uk1 · g4 Uk 2 = 9,79 · 0,56= 5,48 Uk 3 = 9,79 · 0,562 =3,07 Uk 4 = 9,79 · 0,563 = 1,72. Uk 5 = 9,79 · 0,564 = 0,963≈1 Передаточные числа трансмиссии: UТ1 = Uk 1 · UГ = 9,79 · 6,75 = 66,08 UТ2 = Uk 2 · UГ = 5,48 · 6,75 = 36,99 UТ3 = Uk 3 · UГ = 3,07 · 6,75=20,72 UТ4 = Uk 4 · UГ = 1,72 · 6,75 = 11,61 UТ5 = Uk 5 · UГ = 1 · 6,75 = 6,75 5 Построение тяговых характеристик автомобиля. Тяговое усилие на первой передаче: (24) Тяговое усилие на первой передачи при n=400 мин-1 : Н аналогично рассчитываем PТ1 , PТ2, PТ3, PТ4, PТ5, изменяя значение MВ и UК. Результаты приведены в таблице 3. Скорость движения автомобиля на данной передаче при данной частоте вращения коленчатого вала двигателя: (25) Скорость движения автомобиля на первой передаче при частоте вращения коленчатого вала двигателя nт =400 мин-1 : м/с Скорость движения автомобиля на следующих передачах рассчитывается таким же образом, но с учётом соответствующих, данной скорости, значений UТ i и nТ . Результаты приведены в таблице 3:
Таблица 3 – Тяговая характеристика двигателя. По данным таблицы строим график тяговой характеристики двигателя, рисунок 3. Тяговое усилие, подводимое к ведущим колёсам автомобиля, расходуется на преодоление сопротивлений качению, воздуха, подъёму, инерции. Сопротивление воздуха определяется соотношением: Рв = Кв · F · Va 2 (26) Сопротивление воздуха на первой передаче при nТ =400 мин-1 : Pв = 0,3 · 4,32 · 0,3072 = 0,122, H аналогично рассчитываем PB для всех передач и nТ , изменяя значение Va , Результаты приведены в таблице 4. Определим свободную силу тяги автомобиля: Рсв = Рт - Рв (27) Свободная сила тяги на первой передаче при nТ =400 мин-1 : Рсв = 34184,14 – 0,122 = 34184 H,
аналогично рассчитываем Рсв , изменяя значение Рв и Рт (значение Рт берём из таблицы 3), для каждой из передач для следующих значений оборотов коленчатого вала двигателя и результаты расчётов сводим в таблицу 4. Таблица 4 – Сила сопротивления воздуха. По данным таблицы строим график тяговой характеристики двигателя, рисунок 4. 6 Определение основных показателей динамики автомобиля с механической трансмиссией. 6.1 Динамический фактор. Универсальным измерителем динамических качеств автомобиля служит динамический фактор, представляющий отношение свободной тяговой силы к силе тяжести автомобиля, который находится по формуле: (28) Динамический фактор на первой передачи при частоте вращения коленчатого вала nТ = 400 мин-1 : , аналогично рассчитываем в для каждой передачи и для всех частот вращения коленчатого вала (nТ ), изменяя значение Pсв . Результаты приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Динамический фактор На основании значений динамического фактора строится диаграмма (рисунок 5) 6.2 Ускорение автомобиля. Ускорение на горизонтальной дороге определяется из выражения: (29) где: Ψ – коэффициент сопротивления дороги, принимаем Ψ = 0,015, d - коэффициент учета вращающихся масс. Коэффициент учета вращающихся масс: = + 1 +·, (30) где: = 0,05, = 0,07 d1 =0,05 + 1 + 0,07 · 9,792 =7,76 d2 =0,05 + 1 + 0,07 · 5,482 =3,15 d3 =0,05 + 1 + 0,07 · 3,072 =1,71 d4 =0,05 + 1 + 0,07 · 1,722 =1,257 d5 =0,05 + 1 + 0,07 · 12 =1,12 Ускорение на первой передаче при скорости автомобиля Vа =0,307 м/с: м/с2 аналогично рассчитываем Ja по формуле (29) для всех передач и всех nТ , подставляя соответствующие значения и D, данные расчёты сводим в таблицу 6:
Таблица 6 – Ускорение автомобиля. По значениям таблицы 6 строим график ускорений и график обратных ускорений автомобиля (рисунок 6 и 7). 6.3 Время разгона. Графически интегрируем график значений обратных ускорений. По графику величин обратных ускорений строим огибающую. Отрезок на промежутке от 0 до 36 м/с делим на равные части и из центра этих отрезков проводим линии до пересечения с огибающей, проецируя их на ось обратных ускорений. Далее значения отрезков на оси 1/ja и разницу между концом и началом отрезков оси ординат подставим в формулу: , (31) Результаты измерений и расчетов по формуле (31) заносим в таблицу 7:
Таблица 7 – Интегрирование графика обратных ускорений. Из таблицы 7 имеем значение: Σ∆t=147,4 мм2 Определим время разгона до 25 м/с по формуле: t = Σ∆ t ·a · b(32) где: а – масштаб скорости МVa , м·с-1 /мм, принимаем МVa =1 м/с-1 /мм. b– масштаб обратного ускорения М1/ ja , с2 ·м-1 /мм, принимаем М1/ ja = 1 с2 ·м-1 /мм t = 147,4 с. Время разгона от скорости V0 до скорости V1 определяется по формуле: t1 = ∆t1 · a · b, (33) t1 = 0 · 1 · 1 = 0 c. Время разгона от скорости V1 до скорости V2 определяется по формуле: t2 = (∆t1 +∆t2 ) · a · b, (34) t2 = (0 + 2,025) · 1 · 1 = 2,025 с. аналогично находим t3 , t4 и т.д. до скорости 25 м/с. По полученным значениям t и графику обратных ускорений определяем значения Va и результаты приводим в таблицу 8:
Таблица 8 – Время разгона. По данным расчёта строим график времени разгона (рисунок 8) 6.4 Путь разгона Путь разгона определяется по формуле: S = ti · Va i , (35) меняя значения t и Va, результаты измерений заносим в таблицу 9:
Таблица 9 – Интегрирование графика пути разгона. По данным расчёта строим график пути разгона (рисунок 9) 7 Построение графика мощностного баланса Используя внешнюю скоростную характеристику, для каждой передачи определяем Ne как функцию от скорости Va . Чтобы учесть несоответствие между мощностями, тяговую мощность определяют как: NТ =Ne ·hT ·kP (36) Тяговая мощность при частоте вращения коленчатого вала nT = 400 мин-1 . NT =15,5· 0,9·0,75 = 10,5, кВт аналогично рассчитываем NT , изменяя значение Ne в соответствии с заданными требованиями. Результаты заносим в таблицу 10. Мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивление воздуха, определим по формуле: (37) Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивление воздуха на первой передаче при nТ = 400 мин-1 : кВт. аналогично рассчитываем NB , изменяя значение Va в соответствии с заданными требованиями. Мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивления дороги, определим по формуле: (38) Мощность затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги на первой передаче при nТ = 400 мин-1 : кВт аналогично рассчитываем NД , изменяя значения Va в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 10, По данным таблицы 10 строится график мощностного баланса – рисунок 10.
Таблица 10 – Мощностной баланс автомобиля. 8 Построение экономической характеристики автомобиля Текущее значение использования мощности в % определяется по формуле: (39) где: NД , NВ берутся для высшей передачи коробки передач, NД рассчитывается при трёх значениях Ψ: Ψ = 0,01, Ψ = 0,02, Ψ = 0,03. Значение использования мощности при nТ = 400 мин-1 и Ψ = 0,01: % аналогично рассчитываем И , изменяя значения Nд , NB и Ne в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 11. Коэффициент использования мощности двигателя: Ки =А - В · И + С · И2 (40) где: А,В,С – коэффициенты А = 1,7; В = 2,63; С = 1,92 Коэффициент использования мощности двигателя при nТ = 400 мин-1 и Ψ = 0,01: Ки = 1,7 - 2,63 · 0,319 + 1,92 · 0,31962 = 1,05 аналогично рассчитываем Ки , изменяя значения И в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 11. Отношение текущего значения частоты вращения коленчатого вала к частоте вращения коленчатого вала при максимальной мощности: ; (41) Полученные отношения заносим в таблицу 11. Для каждого значения отношения находим коэффициент корректировки расхода топлива Кr по графику Кr = f(nt /nN ), который берем в методических указаниях по курсовому проектированию. Значения сводим в таблицу 11. Определим расход топлива на 100 км по формуле: (42) где qN – удельный расход топлива, qN =327 (г/кВт*ч), - плотность топлива, = 750 г/л=0,75 кг/л Расход топлива на 100 км при nТ = 400 мин-1 и Ψ = 0,01: л/100 км аналогично рассчитываем Qs , изменяя значения в соответствии с заданными требованиями. Результаты расчётов сводим в таблицу 11:
Таблица 11 – Топливная экономичность автомобиля. По данным таблицы 11 строится график топливной экономичности автомобиля – рисунок 11. Список литературы
|