Реферат: Стрессы в управлении
Название: Стрессы в управлении Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат | |||||||||||||||
Содержание 1. Введение (Взаимосвязь конфликтов и стрессов)…………………..3 2. Стресс и пути их преодоления……………………………………….5 2.1 Природа и причины стрессов………………………………………..9 2.2 Методы снятия стресса……………………………………………..13 2.3 Пути преодоления стрессовых ситуаций………………………….15 3. Выводы и предложения по преодолению стрессовых ситуаций в организации……………………………………………………………..19 4. Литература……………………………………………………………24 1. Введение (Взаимосвязь конфликтов и стрессов) Конфликт — органическая составляющая жизни общества и организации, а стресс - комплексный процесс, который включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Можно сказать, что конфликт как бы порождает стресс. Можно приводить массу примеров, доказывающих это явление. А ни от кого не секрет, что тревоги и волнения от конфликтов – неотъемлемая часть человеческой жизни. Однако часто повторяющийся и продолжительный стресс крайне вреден для психического и физического здоровья. По данным научных исследований, длительный стресс и, связанная с ним гормональная перестройка, увеличивают риск возникновения инсульта, заболеванийжелудочно-кишечной системы, нарушений сна, импотенции, бронхиальной астмы, приводят к повышению уровня «плохого» холестерина, ухудшают работу иммунной системы и ускоряют старение. Хронический стресс, особенно, у негативно настроенных людей, повышает риск инсулинорезистентности, предшествующей развитию сахарного диабета 2 типа. Длительный стресс отрицательно влияет на психическую сферу: ухудшаются память и способность к концентрации, возникают депрессия, тревожность, гнев, раздражение. К счастью, многих проблем можно избежать, если использовать специальные техники борьбы со стрессом. Победить хронический стресс помогают врожденные защитные механизмы. С точки зрения физиологии, расслабление – это обратная сторона напряжения. Для глубокого расслабления характерны такие процессы как снижение интенсивности обмена веществ и артериального давления, замедление дыхания и сердцебиения, расслабление мышц. Достичь глубокого расслабления можно разными способами. Целью данной курсовой работы является рассмотрение стресса в организации и пути его преодоления. 2. Стресс и пути их преодоления Как я уже написала, чтостресс – это комплексный процесс, который включает физиологические, и психологические компоненты. Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности противостоять ему и от умения управлять своими эмоциями в сложных ситуациях. Большое значение для управления стрессами на личном уровне имеет знание особенностей собственной психики. Известно, что в зависимости от личных особенностей, реакция каждого человека на стресс является весьма специфическим . В связи с этим выделяют шесть типов личностей, которые по-разному реагируют на стресс: честолюбивых тип. К этому типу относятся люди с сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, агрессивны и ориентированы на дело. Причинами стресса для них являются перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание самих себя. Основными симптомами стресса являются бессонница, повышенное кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение; спокойный тип - это беззаботные и спокойные люди, ориентированные на прошлое, мечтательная и неактивный. Они отличаются низкой склонностью к стрессам. Причиной стресса могут стать люди или требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренным течение их жизни; добросовестный тип. К данному типу относят людей мелочных, любознательных, педантичных, догматических, стабильных, консервативных и обязательных. Они верят авторитетом и подчиняются традициям. Для них причинами стресса являются люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения. Они имеют средний степень склонности к стрессам, но очень чувствительны к изменениям их привычной жизнедеятельности; тип, который не отстаивает - это люди, которые не могут постоять за себя и отстоять свои права. Они угождают другим, избегают межличностных конфликтов, боятся проблемных отношений друг с другом. Внутреннее напряжение, возникающее на почве межличностных отношений, является частой причиной стрессов; Жизнелюбивый тип. Люди, принадлежащие к этому типу, сильные, энергичные, Жизнелюбивые, импульсивные, раскованные. Для них характерным является частая смена интересов. Причинами стресса является рутинная работа и чрезмерное внутреннее напряжение; тревожный тип отличается высокой склонностью к стрессу. Люди этого типа проявляют беспокойство по поводу возможных неудач, имеют низкую самооценку. Причинами стресса для них являются ответственная работа и резкие изменения в жизни. По мнению психологов, преодоления кризисных ситуаций возможно при условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему стратегий восстановления психической равновесия. К таким принципам относятся: - принцип удовлетворения; - принцип реальности; - принцип ценности; - принцип творчества. Принцип удовлетворения предусматривает осуществление психологической защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благосостояния заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности человека. Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступеньки, а предполагает длинные, в том числе обходные пути и косвенные средства. Психологический механизм реализации принципа реальности заключается в основном в способности к терпению. Принцип ценности указывает на необходимость построения систем различных жизненных альтернатив на одной ценностные основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть. Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствования человека, активное и сознательное созидание человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле, но и в практическом воплощении в реальных кризисных ситуациях. Занятия по выработке различных стратегий решения жизненных задач повышают психологическую устойчивость человека в условиях, требующих напряжения духовных сил. Главную роль при этом играют не знания, а гибкость, которая позволяет своевременно изменять и тем самым нормализовать поведение. Современная жизнь любого человека связано с большими перегрузки, возникающие в результате формирования в стране новых социально-трудовых отношений в условиях становления рыночной системы хозяйствования и адаптации к ней работников. Способ противостояния этим перегрузкой известен - это превентивная подготовка к новым условиям и новому режиму деятельности. Для этого надо знать саму технологию подготовки и конкретные методы и приемы защиты человека от перегрузок, от критических ситуаций. Интересным и весьма результативным является впервые представлен в науке подход, обосновывает взаимосвязь между группой крови человека и его стрессоустойчивость и специфическими способами защиты от стресогенных воздействий. Люди I группы крови устойчивы к стресогенного влияния благодаря надактивный иммунной системе в условиях интенсивных физических нагрузок. Люди со II группой крови устойчивы к стресогенных факторов, действующих в упорядоченных структурах жизнеобеспечения и если предпочитают вегетарианское питание. Лучшим способом защиты от стресогенных факторов для представителей этой группы крови будет самоуспокоения. Представители III группы крови самой своей природе защищены от стресогенных воздействий лучше представителей всех других групп крови. У них мощная иммунная система. И самым эффективным способом противостояния стрессам у них есть переход к творческой деятельности. Освобождение от тяжелого состояния, связанного со стресогенним влиянием, происходит довольно быстро и достаточно надежно. Этот способ будет тем успешнее, чем больше представители III группы крови сочетать умственную активность с физическим. Стрессы для представителей IV группы крови иногда бывают разрушительными. А способ снятия напряжения - «интеллектуальный, сопровождающийся физическим живость». Этот способ оказывается тем результативнее, чем больше у представителя IV группы крови являются возможностей вступать в интенсивное общение с близкими (и не только) людьми, в процессе которого они реализуют успешно доминантным особенность своего типа - способность адаптироваться к любому человеческого окружения. В группах людей каждой группы крови самым действенным способом стрессоустойчивости является выработка (возможно и волевое) таких особенностей этих групп, которые являются наиболее развитыми в их представителей, наиболее желанными и наиболее результативными. Уравновешивания организма и психики человека происходит как за счет желаемой деятельности, так и за счет получения хороших результатов. 2.1 Природа и причины стрессов Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно. Это тоже стресс. Небольшие стрессы — это довольно обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и почти безвредны, но чрезмерное напряжение сил создает большие проблемы для каждого человека и, соответственно, организаций. В связи с этим важно научиться различать допустимую степень проявления стресса и слишком большой стресс, который характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Физиологические признаки стресса — язва желудка, болезнь сердца, астма и т.п.; психологические его проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Чрезмерные стрессы снижают работоспособность человека, значительно ухудшают его здоровье. Основной причиной стрессов являются перемены. Любая, даже позитивная, перемена нарушает тот хрупкий баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. Отдельные сотрудники в различных организациях настолько подвержены влиянию стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставлять работу. Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации; реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде. Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. В связи с этим очень важно знать симптомы стресса (рис. 1). Рис. 1. Типичные симптомы стресса По мере того как менеджеры учатся справляться со своей собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая вероятность возникновения стрессовых ситуаций в коллективе. Конечно, разные люди по-разному будут реагировать на каждую ситуацию, поэтому менеджеры должны пытаться так спроектировать свое рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему самому, так и всей организации. Таким образом, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума. Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (табл. 1). Таблица 1. Факторы, вызывающие стресс
Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка работника, когда ему поручено выполнить непомерное количество заданий. В этом случае у него возникает чувство беспокойства, безнадежности и материальных потерь. Конфликт ролей возникает тогда, когда работнику предъявляют противоречивые требования, то есть бывают такие ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принятым какой-то группой, а с другой — соблюдать требования руководства. В результате такого душевного разлада у него и возникает ощущение беспокойства и напряжения. Фактор неопределенности своей роли вызывает у работника неуверенность в себе. В отличие от конфликта ролей требования в этом случае непротиворечивы, но уклончивы и неопределенны, что также нарушает душевное равновесие. Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть и в результате плохих физических условий работы — из-за холода, недостатка освещения, чрезмерного шума и т.п. Личностные факторы. Разные события в жизни индивида также могут быть потенциальной причиной стресса у него. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т.п. Но и положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею и т.п., также могут вызвать такой же или даже больший стресс. Чтобы управлять другими и достигать при этом высокой производительности труда и низкого уровня стрессовых ситуаций, необходимо: a оценивать способности, потребности и склонности своих работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и вид работы; a разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, надо объяснить им, почему она имеет такое важное значение, и установить приоритеты в их работе; a четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию; a использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации; a обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу; a выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы. 2.2 Методы снятия стресса Стрессы нельзя копить в себе. Стрессы старят, глупят, толстят, ускоряют развитие целлюлита и образование морщин, а главное, сильно снижают иммунитет со всеми вытекающими последствиями. Стрессы надо уметь снимать. Причем даже на работе - в условиях, когда не подходят такие методы, как медитация, релаксация, ароматерапия, транквилизаторы и активные гимнастики. Снимать стрессы на работе категорически нельзя перекурами, пирожными или крепким кофе. Можно применить только жевательную резинку, таблетки с мятой или маленький квадратик шоколада, причем не жевать его, а рассасывать. Эффективный метод снятия стресса в любых производственных условиях - это маленький незаметный антистресс - фитнес. Приятная сиюминутная разминка на рабочем месте - вот что спасет от последствий нагрянувшего стресса. Первое - выпрямите спину, расправьте плечи и втяните живот. Сделать это можно и сидя, и стоя - в той позе, к которой застал вас стресс. Стресс, как правило, сразу же пригибает человека, ухудшает осанку, заставляет обмякнуть, вывалить живот... Вот мы все это сейчас и уберем. Выпрямились, подтянулись... Так, одно последствие стресса ликвидировали - вернули форму тела в первоначальный вид. Теперь посидите минуту с закрытыми глазами. Перестаньте думать о прошедшем разговоре с начальником, о неприятной дискуссии с сослуживцами и о жутком телефонном звонке с плохими новостями. Подумайте о том, как вы сейчас выглядите. Вспомните, что после стресса все выглядят ужасно - и не только в осанке, но и в выражении лица. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, положив руки на колени и расслабив их. Затем сделайте несколько глубоких вдохов, сцепив пальцы в замок. Если сидите за письменным столом или компьютером, скиньте обувь и тихонечко постучите ногами по полу - причем всей ступней. Приведу еще одно "успокоительное" упражнение - удары ребром ладони по твердой поверхности. Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони (так укрепляют ребро ладони каратисты). В шумном помещении (скажем, на выставочном стенде или в торговом зале), где не слышно постукивания, это упражнение очень кстати. Согласно легенде это упражнение использовали амазонки - а уж они-то умели противостоять стрессам и никогда не теряли сил и боевого духа! Если вас никто не видит в данный момент - можно применить такой способ борьбы со стрессом - попрыгать и помахать руками и ногами. Не зарядка, не гимнастика, а просто произвольно помахать. Можно даже агрессивно - весь вас никто не видит. Дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью. Итак, успокоились, слегка подзарядились и возвращаемся к работе с новыми ощущениями, хорошим настроем и умными мыслями. Вы в отличной рабочей форме! 2.3 Пути преодоления стрессовых ситуаций В острой стрессовой ситуации не следует принимать (пытаться принимать) никаких решений. Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни. 1. Сосчитайте до десяти. 2. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с дыханием. Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях: А. СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ ЗАСТИГЛА ВАС В ПОМЕЩЕНИИ: 1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один. 2. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. 3. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид. 4. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? 5. Набрав воды в стакан (в крайнем случае - в ладони), медленно, сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. 6. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте это делать в течение 1‑2 минут. Затем медленно выпрямитесь, действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова. Б. СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ ЗАСТИГЛА ВАС ГДЕ-ЛИБО ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ 1. Осмотритесь по сторонам, попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите. 2. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите. 3. Найдите какой-либо мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее 4 минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь представить его с закрытыми глазами. 4. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу. 5. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос. Сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В течение дня займитесь каким-либо простым видом деятельности. Положительное влияние окажут умеренные занятия спортом, любая деятельность, требующая физической активности. Возможна прогулка, общение с приятными людьми, посещение бани или сауны. Определить стресс можно по следующим признакам: · боли, особенно, в спине и груди · обмороки или головокружения · повышенное потоотделение · частое сердцебиение · сводит желудок · плохой аппетит · переедание и т.д. Ниже представлен список распространенных болезней, возникновение которых может быть связано со стрессом: · аллергия · рак · простуды · депрессии · диабет · бесплодие · выпадение волос и т.д. Сопротивляйтесь искушению перекусывать шоколадными пирожными и пить много кофе. Ешьте любые три из перечисленных блюд, чтобы после обеда воздержаться от еды: · низкокалорийные несладкие фруктовые йогурты · виноград, бананы, киви, яблоки или груши · сельдерей, морковку, редис или огурцы · семечки тыквы или подсолнечные, не соленые · сушеные финики или абрикосы Если вы разовьете у себя следующие хорошие привычки, то ваш уровень стресса заметно снизится: · Питайтесь 3 раза в день: не пропускайте завтрак - это самая важная еда за день, так как она поддерживает нормальный уровень сахара и натрия в крови и обеспечивает вас энергией. Регулярная еда подпитывает энергией сознание и весь организм. · Остановитесь и поешьте: хотя бы на полчаса. · Исследования показывают, что время еды - это время отдыха. Если вам приходится есть в офисе, постарайтесь пересесть за другой стол, сделав перерыв от источника вашего стресса. · Ешьте медленно: жуйте хорошо, чтобы избежать несварения желудка. После еды несколько минут посидите спокойно, чтобы желудок начал переваривать. · Ешьте свежие продукты: это обеспечит ваш организм нужными минералами и витаминами, особенно во время стресса. · Не переедайте: переваривание большого количества поглощает энергию. ИЗБЕГАЙТЕ: 1. Кофеин Содержится в кофе, чае, кока-коле. Не пейте больше двух чашек в день. Кофеин также входит в состав многих лекарств, например аспирина. Действие: увеличивает выработку адреналина. Попытайтесь: переключиться на травяные чаи. 2. Алкоголь Главное: не перебарщивайте! Действие: увеличивает выработку адреналина. Попытайтесь: при стрессе избегайте алкоголя. 3. Соль Содержится: в соленых закусках, оливках, рассолах, соусах и бульонных кубиках. Действие: увеличивает кровяное давление и истощает запас адреналина. Попытайтесь: перейти на закуски из свежих овощей. Когда готовите, используйте больше специй, чтобы заменить соль. 3. Выводы и предложения по преодолению стрессовых ситуаций в организации Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель — подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других. Антистрессовое руководство Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям. • Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных. • Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид. • Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа. • Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.) • Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников. • При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества. • Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения. • Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного. • Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики. • Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д. Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе. Антистрессовое подчинение Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов. • Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться). • Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся — вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас. • Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем, Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить. • Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, ... если только вам позволят освободиться от части старых. • Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий. • Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично. • При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха, Опыт свидетельствует, что двух 10 — 15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности. • Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а. с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках — ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции). • Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально – одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку — лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет). • Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д. Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо – психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества — обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т. д. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса. 4. Литература 1. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом: учебник.- М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2008. 2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие – Мн.: Новое знание, 2002. 3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговли: Учеб. для сред. спец. учеб. зав. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. 4. Предпринимательство: Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА–М, 2002. 5. Дафт Р.А., Менеджмент/ Р.А. Дафт – СПБ: «Издательство Питер», 2001 6. Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие - Мн.: ФУАинформ, 2001. 7. Предпринимательство: Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА–М, 2002. . |