Реферат: Инновационный патент в Республики Казахстан

Название: Инновационный патент в Республики Казахстан
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Охранный документ…………………………………………………………….5

2 Инновационный патент………………………………………………………...6

3 Проведение экспертизы заявки на выдачу инновационного патента на изобретение………………………………………………………………………..

4 Охрана изобретений в Казахстане……………………………………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Инновационный патент пришел на смену предварительному патенту с момента принятия Закон РК №237 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности" от 2 марта 2007 года, согласно которому ранее существовавший предварительный патент был заменен на инновационный патент.

Инновационный патент выдается после формальной экспертизы, проверки на локальную новизну и промышленную применимость. Сведения об этом публикуются по истечении одного года с даты подачи заявки. Этот патент является полноценным охранным документом, удостоверяющим приоритет, авторство и исключительное право, согласно которому разработка может быть внедрена в производство. Выдается инновационный патент сроком на 3 года и возможным продлением действия еще на 2 года.

По данному законодательству предлагается сделать два независимых патента. Один – «основной» патент, как это было во все времена и всех странах. И второй - так называемый, инновационный патент, как параллельный охранный документ. Идея такая же, как и с существовавшим до недавнего времени предварительным патентом, имеющим назначение быстрой охраны.

Инновационный патент (предварительный, т.е. не отвечающий критериям патентоспособности, таким как мировая новизна и изобретательский уровень) предполагается выдавать с исключительным охранным правом. Мы много раз писали, что только патент должен предоставлять такое исключительное право. А инновационный патент, который выдан без проверки условий патентоспособности, не может быть объектом исключительного права. То есть нельзя в соответствии с инновационным патентом устанавливать монополию на использование изобретения, фактически – запрещать использование этого изобретения другим.

В Законе написано, что условие патентоспособности инновационного патента – локальная новизна.

Следует учитывать, что и патент может быть выдан с нарушением, но он хотя бы прошел все необходимые процедуры. А это очень трудоемкий и длительный процесс. И если патент выдан неправомерно, его можно оспорить – доказать в суде, что он не соответствует условиям патентоспособности. А Инновационный патент - и отменить нельзя. Он будет выдаваться в соответствии с законом.

1 Инновационный патент

В системе патентования РК имеются пробелы. Необходимо предпринять меры, чтобы восполнить пробелы в этой области. Следует приобрести, сформировать, собрать собственный казахстанский экспертный фонд изобретений, подготовить кадры патентных экспертов, способных пользоваться этой базой. В перспективе необходимо перейти на проверочную систему патентования с выдачей одного охранного документа - патента.

Но эффективная патентная система в связи с необходимостью выполнения президентских программ нужна нам именно сегодня. Ряд мер в этом направлении предпринимает Комитет по правам интеллектуальной собственности Минюста РК. Он передал в парламент законопроект о внесении изменений и дополнений в законодательные акты по правам интеллектуальной собственности. Этот документ уже одобрен мажилисом и рассматривается сенатом. В связи с тем, что существующая система патентования не способствует изобретательской активности, усложняет процедуру охраны изобретений, в законопроекте предлагается исключить предварительный патент и ввести новый вид охранного документа, который назван разработчиками "инновационным патентом".

Предполагается, что инновационный патент будет инструментом для осуществления инновационной деятельности, позволяющим заинтересовать и защитить интересы предпринимателей, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. С его помощью предполагается провести апробацию новых изобретений, еще не прошедших серьезных технических испытаний. Это позволит выбрать из них наиболее экономически выгодные.

Разработчики полагают, что инновационный патент даст возможность получить охрану быструю (в течение 1 года), включающую в себя проверку так называемой локальной (казахстанской и евразийской) новизны и промышленной применимости, что существенно повысит надежность охранного документа и снизит риски бизнеса в инновационной деятельности.

За простыми на первый взгляд предложениями видны серьезные преобразования патентной системы. Вводится долгожданная альтернатива, свобода выбора заявителя - можно будет подать заявку на инновационный патент или на патент на альтернативной основе, с возможностью взаимного преобразования. Инновационный патент будет выдаваться после проведения формальной экспертизы и поиска на локальную новизну. Это, в свою очередь, позволит исключить выдачу охранных документов на тождественные изобретения, что на сегодняшний день имеет место при выдаче предварительного патента.

Другой же документ (патент) будет выдаваться при наличии положительного результата экспертизы по существу, то есть проверки по всем трем критериям патентоспособности изобретения - мировой новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости. Более того, инновационный патент будет охранным документом исключительного права, который защищает изобретение от несанкционированного его использования.

Несомненно, что введение инновационного патента заслуживает всяческой поддержки как очередной и выверенный шаг по установлению полного суверенитета Казахстана в патентно-правовой области. Можно со всей очевидностью предполагать, что принятие названного законопроекта будет способствовать созданию благоприятных условий для активизации инновационной деятельности, росту числа отечественных изобретений, а в конечном итоге - росту производства казахстанских товаров, содержащих в себе права интеллектуальной собственности.

2 Проведение экспертизы заявки на выдачу инновационного патента на изобретение

Условия проведения экспертизы заявки на выдачу инновационного патента.
Экспертиза заявки на выдачу инновационного патента на изобретение проводится после установления даты подачи заявки в соответствии с Инструкции

При проведении экспертизы заявки проверяются:
наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней; соответствие оплаты установленным размерам;
отнесение заявленного решения к охраняемому объекту в качестве изобретения; установление даты приоритета; проведение проверки локальной новизны заявленного решения;
проверка заявленного решения на промышленную применимость;
соблюдение порядка ведения делопроизводства по заявке, включая наличие и правильность оформления доверенности, удостоверяющей полномочия патентного поверенного; правильность классифицирования изобретения по МПК.
Запрос отсутствующих или исправленных документов заявки на выдачу инновационного патента проводится, если в процессе экспертизы заявки установлено, что заявка оформлена с нарушением требований к ее документам, заявителю направляется запрос с указанием обнаруженных недостатков, приведением необходимых аргументов правового характера и предложением представить отсутствующие или исправленные документы в установленные Законом сроки. Отсутствующая (отсутствующие) копия (копии) первой (первых) заявки (заявок) в случае испрашивания конвенционного приоритета может быть представлена в течение шести месяцев с даты поступления заявки в экспертную организацию.

Основанием для запроса являются:

1) отсутствие в заявке;
2) отсутствие в заявлении о выдаче инновационного патента необходимых сведений, реквизитов, подписей, оттиска печати (когда он необходим), предусмотренных Инструкцией;
3) необходимость выяснения вопросов, связанных с оплатой;
4) выявление недостатков в оформлении документов, препятствующих их непосредственному репродуцированию (нарушение требований к формату листов, размерам полей, качество печати, затрудняющее прочтение материалов заявки.);
5) необходимость выяснения вопросов, связанных с возможным нарушением прав третьих лиц на охраняемые в Республике Казахстан товарные знаки, если в название изобретения включено специальное название;
6) наличие в заявке ссылок на источники, не являющиеся общедоступными, либо указаний на невозможность публикации тех или иных содержащихся в ней сведений (не считая сведений об авторах, пожелавших не быть указанными в качестве таковых при публикации сведений об инновационном патенте);
7) нарушение требования подпункта 3) пункта 32 настоящей Инструкции об изложении пункта формулы в виде одного предложения;
8) отсутствие в формуле изобретения указания объекта изобретения, для которого испрашивается правовая охрана;
9) наличие в формуле изобретения вместо признаков объекта соответствующего вида только данных о его эксплуатационных показателях и потребительских свойствах, эффектах и явлениях, имеющих место при его осуществлении и/или использовании;
10) нарушение требования подпункта 5) пункта 27 настоящей Инструкции об изложении в формуле изобретения признаков, обеспечивающих возможность их идентифицирования;
11) нарушение требования пункта 34 настоящей Инструкции, согласно которому независимый пункт формулы должен относиться к одному изобретению;
12) наличие в формуле изобретения зависимого пункта, предполагающего исключение или замену признака (признаков) того пункта формулы, которому он подчинен;
13) необходимость выяснения вопросов, связанных с предполагаемым отсутствием у технического решения "локальной новизны";
14) необходимость выяснения вопросов, связанных с предполагаемым отсутствием у технического решения критерия патентоспособности "промышленная применимость";
В запросе заявителю может быть предложено, представить уточненное описание и формулу, относящуюся к одному изобретению либо к группе изобретений, образующих единый изобретательский замысел с соответствующей доплатой, если она окажется необходимой.
Исправленный заявителем документ, содержащий наряду с исправлениями, внесенными в соответствии с запросом, также исправления по инициативе заявителя, представляется с соблюдением пункта 104 Инструкции.
Ответ на запрос экспертизы должен быть представлен не позднее трех месяцев с даты его направления. Этот срок может быть продлен по просьбе заявителя не более чем на три месяца при условии соответствующей оплаты. Экспертиза заявки приостанавливается до получения ответа на запрос экспертизы.
Если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые материалы в полном объеме или ходатайство о продлении установленного срока с соблюдением условий пункта 66 Инструкции, заявка считается отозванной, о чем заявитель уведомляется. При непредставлении ответа в полном объеме, не позволяющем завершить делопроизводство по заявке на выдачу инновационного патента, заявитель во втором запросе уведомляется о правовых последствиях такого непредставления. Срок, пропущенный заявителем, восстановлению не подлежит.
С целью соотнесения предмета заявки с той или иной отраслью техники экспертная организация классифицирует заявленное изобретение в соответствии с МПК.
Классифицирование осуществляется:
-при проведении формальной экспертизы;
-при проведении информационного поиска и/или экспертизы заявки по существу.
Классифицирование проводится в соответствии с правилами, установленными Введением в МПК.
При классифицировании основанием для выбора классификационного индекса является формула заявленного изобретения.
Для более полного понимания сущности изобретения привлекаются описание и чертежи.
Если заявка охватывает несколько объектов, относящихся к разным рубрикам МПК, устанавливаются все соответствующие классификационные индексы. При этом выбор первого индекса определяется названием изобретения.
Классификационные индексы, установленные на стадии формальной экспертизы, могут быть изменены в процессе проведения экспертизы заявки по существу.

Установление приоритета изобретения осуществляется при испрашивании заявителем приоритета по дате, более ранней, чем дата подачи заявки в экспертную организацию, проверяется соблюдение заявителем условий, указанных в пунктах 2-6 статьи 20 Закона и установление приоритета изобретения осуществляется согласно положениям Инструкции.
Проверка промышленной применимости заявленного решения проводится на основании пункта 1 статьи 22-1 Закона и осуществляется в соответствии с положениями, содержащимися в подпунктах 1)-3) пункта 94 Инструкции.
В отношении изобретения, для которого установлено несоответствие заявленного решения на выдачу инновационного патента условию промышленной применимости проверка локальной новизны не проводится.
Проверка локальной новизны.
1) проверка локальной новизны заявленного решения осуществляется на основании пункта 1 статьи 22-1 Закона, согласно которому проверка проводится в отношении запатентованных в Республике Казахстан изобретений, полезных моделей, патентов, выданных на основании международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, опубликованных евразийских заявок, неотозванных заявок других заявителей, поданных в экспертную организацию до даты приоритета рассматриваемой заявки. Проверка локальной новизны изобретения осуществляется в отношении всей совокупности признаков, содержащихся в независимом пункте формулы изобретения.
2) запатентованные в Республике Казахстан изобретения и полезные модели принимаются во внимание при проверке локальной новизны только в отношении формулы, с которой состоялась регистрация изобретения (на выдачу инновационного патента или патента) или полезной модели в соответствующем Государственном реестре Республики Казахстан. Заявка на изобретение или полезную модель с более ранней датой приоритета учитывается при проверке локальной новизны при соблюдении совокупности следующих условий: заявка подана в Республике Казахстан, в том числе международная, по которой установлена дата международной подачи и в которой содержится указание Республики Казахстан, а также евразийская заявка, в отношении которой соблюдены условия главы 6 Инструкции; заявка подана другим лицом (состав заявителей отличается от состава заявителей данной заявки); заявка не отозвана и не считается отозванной.Заявка на изобретение или полезную модель с более ранней датой приоритета учитывается при проверке локальной новизны в отношении описания и формулы, содержащихся в этой заявке на дату ее подачи. Если эта дата более поздняя, чем дата приоритета рассматриваемой заявки, то заявка с более ранним приоритетом принимается во внимание в части ее содержания, совпадающей с содержанием материалов, послуживших основанием для установления приоритета (первая заявка, ранее поданная заявка, дополнительные материалы к этой заявке).
3) изобретение не признается соответствующим условию локальной новизны, если при проверке выявлено средство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в рассматриваемой формуле изобретения, включая характеристику назначения.
Если заявленное изобретение относится к применению известного продукта или способа по новому назначению, то оно не признается соответствующим условию локальной новизны при обнаружении источника информации, из которого известно применение того же продукта или способа по указанному заявителем назначению.
4) при выявлении заявки с более ранним приоритетом (в качестве противопоставляемого по локальной новизне источника информации) устанавливается, что заявка не отозвана или не считается отозванной.
Заявитель рассматриваемого изобретения уведомляется о наличии такой заявки (без указания ее заявителя и раскрытия содержания) и о возможности ознакомиться с ее содержанием в случае, если сведения о ней не опубликованы, непосредственно в экспертной организации.
Копии опубликованных заявок направляются для ознакомления заявителю вместе с уведомлением.
5) если установлено что изобретение, охарактеризованное в независимом пункте формулы, содержащей зависимые пункты, соответствует условию локальной новизны, то проверка в отношении зависимых пунктов не проводится.
6) в том случае, когда установлено несоответствие локальной новизне изобретения, охарактеризованного в независимом пункте формулы, содержащей зависимые пункты, заявителю сообщается об этом и предлагается высказать мнение о целесообразности дальнейшего рассмотрения заявки с представлением, в случае подтверждения такой целесообразности, скорректированной формулы изобретения. При этом, если экспертизе известны источники информации, которые могли бы быть приняты во внимание при условии включения содержания зависимых пунктов в независимый пункт, заявителю может быть сообщено об этом.
7) проверка локальной новизны заявленной группы изобретений проводится в отношении каждого из входящих в группу изобретений. Если установлено, что локальной новизной обладают не все изобретения группы, заявителю сообщается об этом и предлагается представить свое мнение относительно приведенных доводов, и, при необходимости, исключить из формулы независимые пункты, в которых охарактеризованы изобретения, не обладающие локальной новизной, либо представить эти пункты в скорректированном виде.

Положительное заключение экспертной организации на инновационный патент. Если в результате экспертизы будет установлено, что заявка относится к объектам, охраняемым в качестве изобретений, документы соответствуют установленным требованиям и заявка характеризует предложение, отвечающее условию локальной новизны и промышленной применимости, выносится положительное заключение экспертной организации на инновационный патент с формулой, согласованной с заявителем.
Положительное заключение экспертной организации направляется в уполномоченный орган для принятия решения о выдаче инновационного патента, о котором (в случае принятия такого решения) заявитель уведомляется. В течение двух месяцев с даты направления экспертной организацией заявителю уведомления о принятии уполномоченным органом решения о выдаче инновационного патента заявитель представляет в экспертную организацию документ, подтверждающий соответствующую оплату за подготовку к выдаче инновационного патента и публикацию. При непредставлении указанного документа заявка считается отозванной и делопроизводство по заявке приостанавливается.
Отрицательное заключение экспертной организации на инновационный патент, если в результате экспертизы на выдачу инновационного патента установлено, что:
заявка относится к объектам, не охраняемым в качестве изобретений;
заявитель не представил измененную формулу изобретения после уведомления его о том, что предложенная формула содержит признаки, отсутствующие в первоначальных материалах заявки, или, помимо объекта, охраняемого в качестве изобретения, характеризует также предложение, которое не относится к объектам, охраняемым в качестве изобретения, или в отношении которого рассмотрение не проводилось в связи с нарушением требования единства изобретения;
заявка содержит предложение, не отвечающее условию локальной новизны и промышленной применимости в соответствии с пунктом 1 статьи 22-1 Закона, заявителю направляется отрицательное заключение экспертной организации на инновационный патент.
В случае несогласия заявителя с приведенными доводами экспертизы он может подать в уполномоченный орган возражение на отрицательное заключение экспертной организации в шестимесячный срок с даты его направления. Возражение должно быть рассмотрено аппеляционным советом в двухмесячный срок с даты его поступления.

4 Охрана изобретений в Казахстане

Патентный закон в Республике Казахстан действует с августа 1992 года. За время его действия вносились некоторые изменения. Последние изменения были внесены в марте 2007 года. Настоящий закон действует с 15 марта 2007 года.

Права на изобретение в Казахстане охраняются инновационным патентом или патентом.

Инновационный патент и патент удостоверяют приоритет, авторство и исключительное право на объект промышленной собственности.

Инновационный патент на изобретение выдается после проведения экспертизы заявки на местную новизну в отношении запатентованных в Республике Казахстан изобретений, полезных моделей, патентов, выданных на основании международных договоров, участником которых является Казахстан, опубликованных евразийских заявок, неотозванных заявок других заявителей, поданных в Патентное ведомство Казахстана до даты приоритета рассматриваемой заявки, а также проверка на промышленную применимость..

В отношении мировой новизны и изобретательского уровня инновационный патент выдается на риск и под ответственность заявителя.

Инновационный патент на изобретение действует в течение трех лет с даты подачи заявки с возможным продлением срока его действия по ходатайству патентообладателя, но не более, чем на два года.

Патент выдается после проведения формальной экспертизы и экспертизы заявки по существу и действует двадцать лет с даты подачи заявки.

Для изобретений, использование которых требует разрешение компетентного органа (например, в области медицины) срок их действия может быть продлен, но не более, чем на пять лет.

В качестве изобретения охраняются технические решения в любой области, относящиеся к продукту (устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных), способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), а также применению известных продукта или способа, по новому назначению или нового продукта по определенному назначению.

Не признаются изобретениями:

1. открытия, научные теории и математические методы;

2. методы организации и управления хозяйством;

3. условные обозначения, расписания, правила;

4. правила и методы выполнения умственных операций, проведение игр;

5. программы для вычислительных машин и алгоритмы как таковые;

6. проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;

7. предложения, касающиеся лишь внешнего вида изделий;

8. предложения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Заявка на выдачу охранного документа на изобретение должна относиться к одному изобретению или группе изобретений, связанных единым изобретательским замыслом.

Заявка на изобретение должна содержать:

1. заявление о выдаче охранного документа с указанием авторов изобретения и лиц, на имя которых испрашивается охранный документ, а также их местожительства или местонахождения;

2. описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления специалистом в соответствующей области знаний;

3. формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании;

4. чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;

5. реферат;

6. доверенность в случае ведения делопроизводства через представителя (заверяется печатью или штампом заявителя, нотариально не заверяется, не легализуется);

7. заверенную копию первой заявки (если испрашивается конвенционный приоритет).

К заявке на изобретение прилагается документ, подтверждающий оплату подачи заявки в установленном размере, который может быть представлен вместе с заявкой или в течение двух месяцев с даты поступления заявки.

Ходатайство о проведении экспертизы по существу подается заявителем (его представителем) или третьим лицом в течение трех месяцев с даты направления уведомления о результате формальной экспертизы (5-6 месяцев с даты подачи заявки) или при подаче заявки.

Заявление о выдаче охранного документа представляется на казахском или русском языках. Если прочие документы заявки представлены на другом языке, их перевод должен быть представлен в течение двух месяцев с даты поступления заявки.

Приоритет изобретения может быть установлен:

- по дате подачи заявки;

- по дате подачи первой заявки в государстве-участнике Парижской конвенции, если заявка на изобретение подана в течение двенадцати месяцев с указанной даты (заверенная копия первой заявки должна быть представлена не позднее 6-ти месяцев с даты поступления заявки в Патентное ведомство Казахстана);

- по дате поступления дополнительных материалов, если будет признано, что они изменяют сущность заявленного решения;

- по выделенной заявке приоритет устанавливается по дате подачи в Патентное ведомство РК первоначальной заявки того же заявителя.

По истечении двух месяцев с даты поступления заявки экспертиза Патентного ведомства проводит по ней формальную экспертизу.

На любой стадии рассмотрения заявки на выдачу инновационного патента заявитель может ходатайствовать о проведении информационного поиска для определения уровня техники, в сравнении с которым может осуществляться оценка патентоспособности изобретения.

Физические лица, проживающие за пределами Республики Казахстан, или иностранные юридические лица ведут дела по получению охранных документов, поддержанию их в силе, подают возражения в Апелляционный совет и принимают участие в их рассмотрении через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве Республики Казахстан.

Вхождение в национальную фазу международной заявки

Международная заявка, содержащая указание Республики Казахстан, переводится на национальную фазу до истечения тридцати одного месяца с даты её приоритета.

Для подачи заявки в Патентное ведомство Казахстана требуется, как минимум, либо заявление о выдаче патента на русском или казахском языке, либо перевод заявления РСТ на русский или казахский язык.

Материалы международной заявки и их перевод могут быть поданы в Патентное ведомство не позднее чем в течение двух месяцев с даты истечения установленного срока для вступления в национальную фазу.

Срок представления перевода может быть продлен на два месяца при соответствующей оплате.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патент - это интеллектуальная собственность, богатство, продажа прав на которое способна обогатить их обладателя, которое можно оставить в наследство своим близким. Современная Америка разбогатела и сохраняет благоденствие именно благодаря востребованности изобретений своих граждан - патентообладателей.

Удачная патентная система надежно защищает технические разработки, гарантирует права их создателей, вовлекая достижения ума в торговый оборот, обогащая как общество в целом, так и талантливых людей - инженеров, конструкторов, технологов, ученых. Для того чтобы не зависеть только от продажи энергетических богатств, Казахстану как воздух нужна эффективно действующая патентная система, стимулирующая создание новых технических разработок.

Распад Советского Союза и обретение Казахстаном государственной независимости остро поставили вопрос об избрании той или иной системы патентования объектов промышленной собственности. Выбирать нужно было из известных в мире двух базовых систем - явочной и проверочной.

Явочная система (Франция, Греция, Италия, Швейцария и др.) предполагает выдачу патента любому заявителю при выполнении им формальных требований к оформлению заявки, без проверки изобретения на новизну и изобретательский уровень. Общество быстро узнает о техническом новшестве, патент так же быстро выдается и соответственно быстро внедряется.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан

2. Закон Республики Казахстан. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности». // Казахстанская правда, 18 июля 2006

3. Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности", №237, 2 марта 2007

4. Толеш Каудыров. Есть ли у Казахстана патентная независимость? // Экспресс К, № 26 (16174) от 14.02.2007

5. Инструкция по составлению, оформлению и рассмотрению заявки на выдачу инновационного патента или патента на изобретение