Курсовая работа: Совершенствование стиля работы менеджера на предприятии
Название: Совершенствование стиля работы менеджера на предприятии Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет автомобильно-дорожный Кафедра организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте Курсовая работа СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ КР49.10.00.000 ПЗ КР выполнил ст.гр. ОБД-4 Масюк А.А. Подпись Дата КР принята с оценкой преподаватель Медрес Е. Е.
СОДЕРЖАНИЕ 1. СТИЛЬ И ИМИДЖ МЕНЕЖДЕРА.. 4 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ.. 13 Успех в достижении цели любого предприятия зависит, в первую очередь, от умелого управления. Умение управлять – профессиональный навык менеджера. При этом менеджер – это личность, а у каждой личности должен быть уникальный образ, то есть стиль. Если спроецировать стиль менеджера на бизнес, в котором он участвует, то получится более узкое понятие – стиль управления. Именно это понятие будет подробно рассмотрено в данной курсовой работе. 1. СТИЛЬ И ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия (организации) в целом. Конкретный стиль управления в реальных условиях определяют факторы объективного и субъективного характера:
Различие стилей управления иллюстрируют следующие два высказывания: "Государство - это я!" (Людовик XIV); "Не я правлю Россией, а 35 тысяч чиновников" (Николай I). Это не игра слов, а мироощущения первых лиц двух государств, выражающие сущность их правления и различие в стилях деятельности. Диапазон стилей руководства простирается от полной демократии до абсолютной автократии. Исследования различных типов руководителей и эффективности их деятельности, проведенные психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающихся стиля руководства: авторитарный, или автократический, демократический и либеральный, хотя на практике не часто встречаются руководители, придерживающиеся исключительно того или иного стиля. Основные черты каждого стиля руководства приведены в таблице. Таблица 1 Содержание стилей руководства
При использовании авторитарного (директивного) стиля руководитель-автократ не терпит возражений. Подчиненным он предоставляет минимум информации. Никому не доверяет и никого не ставит в известность о своих намерениях. Он быстро изменяет направления своих действий. С подчиненными неприветлив, склонен к поспешным решениям. У него, как правило, не складываются отношения с грамотными и умными людьми. В таких условиях лучшим работником считается тот, кто умеет отгадывать его мысли. Со всеми вопросами подчиненные бегут к главному. Руководитель-автократ непредсказуем. Никто толком не знает, как он будет реагировать на те или иные события. При таком стиле руководства часто возникают конфликты. Претензии автократа на собственную компетентность во всех вопросах порождают хаос и снижают эффективность работы. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Разновидностью такого стиля управления можно считать патерналистический. Он опосредует трудовую мотивацию подчиненных через зависимость от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз, контроль деятельности осуществляется по желанию и интуиции руководителя. Власть концентрируется у руководителя и является традиционной, характерной для российских организаций. Либеральный (попустительский) стиль характеризуется безынициативностью, невмешательством в трудовой процесс. Руководитель-либерал предпринимает действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности. Он может под влиянием различных факторов изменять свое решение. В организации часто важные вопросы решаются без его участия. Во взаимоотношениях с подчиненными либерал вежлив. Он предоставляет им почти полную свободу, не требователен и не любит контролировать их работу. В стремлении приобрести авторитет он способен предоставлять подчиненным различные льготы, выплачивать незаслуженные премии, а также может за нерадивого подчиненного сам выполнить работу, не любит увольнять плохих работников. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. Демократический (коллегиальный) стиль руководства предполагает наличие у руководителя и подчиненного чувства доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя как один из членов группы. Каждый сотрудник может, не опасаясь, свободно выражать свое мнение. Большинство проблем обсуждается коллективно. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявлять своего превосходства и правильно реагировать на критику. За последствия принятых решений он не перекладывает ответственность на подчиненных. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников объясняется не тем, что сам он этого не понимает, а убеждением, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить положение дел. Такой руководитель не считает зазорным идти на компромисс либо отказаться от принятого решения, если подчиненный убедит его в этом. Он старается доказать целесообразность решения проблемы и получаемые при этом выгоды. При осуществлении контроля он обращает особое внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений. Это имеет и воспитательный характер, позволяет достигать цели с малыми затратами. Управление осуществляется без грубого нажима, с учетом способностей людей. Такой стиль руководства многие специалисты считают оптимальным. Вместе с тем исследования показали, что не во всех случаях подчиненные предпочитают демократический стиль руководства, не всегда этот стиль является наиболее продуктивным. Таким образом, каждый из рассмотренных стилей руководства имеет как положительные, так и отрицательные черты, причем с учетом конкретных условий, а условия деятельности коллективов весьма разнообразны. До сих пор не определена прямая зависимость между стилем и эффективностью руководства. Следует отметить, что немецкие ученые считают авторитарный и демократический стили управления противоположными, выделяя в интервале между ними следующие стили: Таблица 2 Промежуточные виды стилей управления
Практика показывает, что крайне редко встречаются руководители, использующие исключительно один стиль. Стиль деятельности менеджера, как правило, представляет собой комбинацию разных стилей руководства в той или иной пропорции. В целом, соглашаясь с классическим подходом к рассмотрению системы стилей руководства, считаем, что в современных условиях стиль деятельности менеджера в значительной мере определяют следующие обстоятельства:
В этих условиях наиболее предпочтительным может быть стиль деятельности менеджера, который можно условно назвать ситуационно-личностным. Имидж (англ. - image - буквально образ) менеджера – это образ его, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках данного менеджера, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей. Основу имиджа составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль работы и межличностных отношений менеджера и официальная атрибутика. «Имидж» - английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже - это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация. Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Обретение профессионального имиджа - не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Смысл понятия "имидж" складывается из разных слагаемых. Важнейшая составляющая часть его - нравственная. Дело в том, что нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и идеал его – вседозволенность. Нашему обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование и прежде всего - духовное. Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т. е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания. На рисунке 1 приведена схема формирования имиджа. Рис. 1.Схема формирования имиджа Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека. Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: "Это только для Вас" или "Я - для Вас" и т. д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации. Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и блокировки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам. Принцип «двойного взрыва» означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют психические процессы, эмоциональная сфера психики человека. Секрет воздействия имиджа, как и рекламы, - в обращении как к сознанию, так и к подсознанию. Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека. Воздействие имиджа на людей происходит по формуле AIDA, где А (от англ. attention - "внимание") - привлечение внимания; I (interest) - пробуждение интереса к имиджу; в (demand - "требование", "потребность") - возбуждение потребности осуществить действие; A (action) - побуждение к совершению действий. При этом схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа: привлечение внимания - пробуждение интереса - создание потребности - спровоцированное действие. При создании имиджа берут за основу разные образцы. Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и "звучит". Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая:
В этом помогают имиджмейкеры - специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж лидера не строится, а пристраивается к нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже наличным возможностям руководителя, так как большинство наших лидеров считают, что они наделены харизмой, которой хватит на всех. Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т. е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий. Во многих случаях имидж менеджера - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения. Менеджеру необходимо иметь свой, непременно цивилизованный стиль поведения, благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности. Менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим, следует:
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ Во время работы менеджеры постоянно совершенствуют свои навыки управления предприятием, стиль управления при этом тоже меняется. Путей совершенствования стиля может быть сколько угодно, но их можно обобщить: общий путь – это получение новых знаний о способах и методах управления. Как уже говорилось ранее, каждый менеджер – личность и он обладает уникальным стилем управления. Кроме того, стиль управления меняется в зависимости от ситуации. В таблице стилей были указаны сильные и слабые стороны трех основных стилей – авторитарного, либерального и демократического. Следовательно, на практике можно усовершенствовать стиль конкретного менеджера путем устранения недостатков. По моему мнению, самый надежный путь улучшить стиль управления – работать над недостатками каждого из основных стилей. Таблица 3 Недостатки стилей управления
Авторитарный стиль. Нездоровый микроклимат возникает при напряженной психологической обстановке между сотрудниками. Как его улучшить? Например, можно устраивать субботники, когда каждый работник фирмы, в том числе и главный менеджер все вместе метут двор или занимаются очисткой снега на придворовой территории или поставить у секретаря в кабинете вазу с конфетами и многие другие способы. Текучесть кадров, условно говоря, показатель работы отдела кадров. Менеджеру с авторитарным стилем необходимо максимально повысить эффективность работы этого отдела. Низкая инициативность – весьма распространенный недостаток российского работника. Можно поднять командный дух предприятия, вводить премирование и бонусы, вероятно, что инициативность повысится. Низкая надежность и отдача работников тоже может быть повышена, например изменениями в системе учета рабочего времени и другими способами. Демократический стиль. Большие потери времени при решении задач. Тут поможет оптимизация рабочего процесса, например, внедрение автоматизации рабочих операций, ввод моделирования процессов и т. д.[] По мнению известного американского предпринимателя и теоретика менеджмента Харви Маккея менеджеры, желающие сэкономить время могут воспользоваться следующими рекомендациями:
Существуют и другие способы не тратить время зря и они уже будут зависеть от конкретного случая в работе. Либеральный стиль. Неквалифицированный коллектив – большая проблема для любого менеджера, даже для либерала.[] Занятие той или иной должности требует от людей обладания соответствующей профессией и квалификацией. Под профессией можно понимать комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области и позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности. Например, можно говорить о профессии менеджера, юриста, экономиста, врача. Мера квалификации называется профессиональной компетентностью. Она определяет способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции. В основе профессиональной компетентности лежит профессиональная пригодность, то есть совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной деятельности. Важнейшим условием эффективной деятельности сегодня являются максимальная автоматизация и компьютеризация производственных процессов, позволяющие освободить человека не только от тяжелой работы, но и от выполнения рутинных операций, сковывающих его творческие способности и возможности. Практика показала, что в настоящее время все больше демонстрирует свою ограниченность такой некогда широко применявшийся способ повышения эффективности деятельности как индивидуальная специализация, в рамках которой работник мог совершенствовать свое мастерство лишь до определенных пределов. Поэтому сегодня она дополняется расширением круга трудовых функций, которые каждый выполняет на своем рабочем месте, овладением людьми новыми смежными и самостоятельными профессиями.[2] Итак, все три стиля руководства имеют свои недостатки. С недостатками каждого из них можно справиться и устранить их. Методы устранения легко можно найти в справочной литературе и в интернете. По моему мнению, основная задача любого менеджера, который желает усовершенствовать свой стиль управления, суметь объективно оценить свои недостатки исходя из вышеуказанной классификации стилей, либо прибегнуть к посторонней помощи, например, к помощи имиджмейкеров. Было бы неправильно утверждать, что улучшить качества менеджера можно только с помощью нивелирования недостатков. Однако я не сообщу ничего нового, если скажу, что лучший способ повысить свой уровень – читать и изучать литературу по менеджменту, которой хоть отбавляй. В заключение хотел бы подчеркнуть то, что методы улучшения стиля универсальны для любого менеджера, в том числе и для начальника отдела безопасности дорожного движения, и для менеджера-логиста, и для руководителя АТП любого масштаба.[] 1. Теория менеджмента. Учебник для ВУЗов. Под ред. А. М. Лялина, изд. Питер, 2009 г.; 2. http://www.pragmatist.ru – энциклопедия менеджмента. |