Реферат: Анализ состояния рынка теплоизоляционных материалов
Название: Анализ состояния рынка теплоизоляционных материалов Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Анализ состояния рынка теплоизоляционных материаловЦель данного исследования – изучить и описать состояние рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ) г. Владивостока. Этот рынок исследуется впервые, поэтому данная работа относится к поисковому виду исследовательского проекта. Для работы была собрана вторичная информация: в СМИ, по данным государственных ведомств (ФТС РФ, ФСГС РФ (Росстат), МЭРТ РФ, Минпромэнерго РФ), из результатов готовых исследований. Основным источником получения информации являются ресурсы сети Интернет: поисковые системы – Yandex, Google, Nigma. В поисковиках с помощью различных комбинаций слов: «рынок ТИМ, исследование ТИМ, ТИМ г. Владивостока» была собрана следующая информация. Теплоизоляционные материалы — это строительные материалы и изделия, предназначенные для тепловой изоляции зданий, а также различных технических применений. Главная особенность теплоизоляционных материалов — их высокая пористость и, следовательно, малая средняя плотность и низкая теплопроводность. Но для всех из них обязательны следующие характеристики и параметры – высокая пористость, низкая плотность (рис. 2.1)[3]. Рис. 2.1 Параметры, по которым характеризуются ТИМ. Теплоизоляционные материалы классифицируют по структуре, форме, внешнему виду, виду исходного сырья, средней плотности, жесткости (сжимаемости или остаточной деформации сжатия), теплопроводности, возгораемости ( ГОСТ 16381-77). Общая классификация ТИМ представлена в виде схемы (Приложение ). Сравнительные характеристики некоторых теплоизоляционных материалов представлены в приложении ….[3]. В рамках данного маркетингового исследования под рынком теплоизоляционных материалов понимается многоуровневая система социально-экономических отношений между экономически свободными продавцами и покупателями по поводу производства, продвижения, распределения и потребления ТИМ. На долю России приходится около 4% мирового потребления всех видов теплоизоляционных материалов. Мировой рынок теплоизоляции оценивается в 20–25 млрд. USD и, по мнению экспертов, уже в ближайшие 10–12 лет может удвоиться, так как применение теплоизоляционных материалов в строительстве станет практически обязательным. Если же говорить о России, то общая потребность в утеплителях для всех отраслей хозяйства страны по расчетам достигнет к 2010 году 50–55 млн. м³, в том числе в жилищном строительстве — 18–20 млн. м³. Объем российского рынка теплоизоляционных материалов составляет 17 млн. кубометров. Структура производства утеплителей в России близка к структуре, сложившейся в экономически развитых странах мира, где волокнистые утеплители занимают 60–80% от общего выпуска теплоизоляционных материалов. По оценке экспертов, около 30% занимает шариковый пенопласт. Оставшаяся часть рынка поделена между разными видами минеральной ваты: приблизительно 30% занимает стекловолокно и 40% — каменная вата. Согласно прогнозам, доля изделий из каменной ваты ежегодно будет увеличиваться на 3–5% за счет сокращения доли материалов из стекловолокна и пенопласта. Самым активным считается сегмент экструдированного пенополистирола, потенциал которого, по оценкам специалистов, ежегодно увеличивается на 25–30%[2]. Несмотря на замедление темпов роста до 10–12% по итогам последних лет российский рынок теплоизоляции считается одним из самых быстро развивающихся в Европе. В условиях увеличения объемов строительства, ремонтных и отделочных работ, качественные теплоизоляционные материалы — весьма востребованный товар на российском рынке стройматериалов. Кроме того, жилье и коммерческие здания стали строиться с учетом возросших требований энергосбережения [2]. Российский рынок теплоизоляционных материалов можно считать умеренно концентрированным. Растущая потребность строительной отрасли в качественной теплоизоляции придает стимул иностранной «производственной интервенции». Зарубежные компании в своем стремлении освоить российский рынок активно инвестируют в строительство заводов, поэтому в настоящее время значительная часть продаж приходится на продукцию иностранных компаний, развернувших собственное производство на территории РФ. Дальневосточная промышленность стройматериалов развивается, но не опережает стройиндустрию ни по объемам производства, ни тем более по частоте появления новинок. Наблюдаемый в последние годы рост строительства жилья и коммерческой недвижимости в России дает толчок развитию производства стройматериалов[4]. Если посмотреть на динамку последних четырех лет, сравнивая 2008 и 2004 гг., то можно увидеть, что все субъекты Дальневосточного федерального округа демонстрировали существенный рост объемов строительства, что способствовало развитию рынка теплоизоляционных материалов. Помимо объективных предпосылок роста темпов строительства, таких как спрос, появление программ кредитования новостроек и ипотечное кредитование приобретения жилья, темп региональным стройкам задала федеральная жилищная программа. По данным РБК, в настоящее время в России насчитывается около 60 производителей теплоизоляционных материалов. Часть из них – крупные компании, производящие продукцию под зарегистрированными и узнаваемыми торговыми марками, другая часть – заводы, производящие продукцию, маркируемую в соответствии с классификацией ГОСТа [1]. Среди крупнейших игроков рынка – компания «УРСА Евразия» (18,76 % рынка в натуральном выражении), входящая в испанский концерн Uralita Group. Значительную долю также занимает компания «Rockwool Russia» (13,24 %) – российское подразделение датского концерна Rockwool, являющегося крупнейшим в мире производителем теплоизоляции из минеральной ваты. На третьей позиции значится компания «Сен-Гобен Строительная Продукция» (12,69 %), входящая во французский концерн Saint-Gobain. Среди наиболее крупных отечественных производителей утеплителей необходимо упомянуть холдинги «ТехноНИКОЛЬ», «Термостепс», Группу компаний «Пеноплэкс», а также ЗАО «Завод «Минплита». Эти компании активно стремятся увеличивать собственное производство. Следует отметить, что у российских компаний есть шанс значительно потеснить иностранных производителей при условии увеличения объемов производства и осуществления активных мероприятий по продвижению собственной продукции на рынке[1]. Рынок ТИМ состоит из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка. Теплоизоляционные материалы – это видный и значимый сегмент строительных материалов, используемых для защиты строений и конструкций от проникновения тепла или холода. Данный сегмент включает в себя широкий спектр изделий из органических и неорганических веществ, разнообразных по структуре, внешней форме и способам применения [1]. Рынок ТИМ можно сегментировать по видам теплоизоляционных материалов (рис.2.2 ) [5]. Рис. 2.2 Сегментирование рынка по видам теплоизоляционных материалов. Всех потребителей теплоизоляции можно условно разделить на два сегмента (рис. ). Рис. 2.3 Сегментирование рынка ТИМ по потребителю В первый сегмент входят крупные строительные компании, занимающиеся возведением городских зданий, инвестиционные фирмы, которые осуществляют инвестиции в строительство, занимаются управлением строительством и реализацией построенного объекта, но при этом не имеют собственного строительного подразделения. Основное различие между ними заключается в том, что строительные компании зачастую являются заказчиком и исполнителем утепления в одном лице, а инвестиционные фирмы всегда заказывают выполнение строительных работ сторонним организациям. Обе категории компаний могут выполнять и заказы государственных и муниципальных учреждений. Это может быть как реконструкция старых зданий, так и строительство новых общественных и жилых домов. Частные лица могут быть как заказчиками, так и конечными потребителями ТИМ. Во второй сегмент входят владельцы городских зданий, коммерческие фирмы, федеральные и муниципальные организации, использующие ТИМ для стен, полов, перекрытий, крыш, перегородок, вентиляционных и подземных частей. На современном российском рынке теплоизоляционных материалов доминируют волокнистые материалы (стекловата, базальтовая вата), а также экструзионный пенополистирол – ЭПП (XPS) и вспененный пенополистирол – ПСБ-С (EPS)[6]. Строительная отрасль - крупнейший потребитель пенополистирола. С ростом объемов строительства и развитием отечественного производства теплоизоляционных материалов из пенополистирола значение этого сырья для индустрии производства строительных материалов возросло многократно. Емкость рынка полистирола в 2000-2008 гг. увеличилась в 2,3 раза. В 2006 г. по отношению к 2005 г. емкость рынка полистирола выросла на 22 %, что в немалой степени связано с бурным развитием сегмента производства утеплителей из экструдированного полистирола. В последние годы в сегменте строительных пенополистирольных плит развивается острая конкурентная борьба между вспененным и экструдированным теплоизоляционными пенополистиролами. Качество материала, изготовленного методом экструзии, – выше, однако он дороже своего «белого собрата» (стоит отметить, что разница в стоимости материалов в последнее время стремительно снижается и сейчас составляет 25 %)[6] . По объемам продаж утеплителя из экструдированного пенополистирола Россия уже догоняет Европу, где объем потребления составил порядка 8 млн м3 в 2006 г. Если в нашей стране на долю этого материала приходится 4 % в общем объеме потребляемых теплоизоляционных материалов, то в западноевропейских странах – 5 %. Здесь мы уже обогнали Восточную Европу (2 %) и США (2 %). В 2008 г. российский рынок экструдированного пенополистирола переживает непростой этап становления. В прошлом году пристальный интерес строительных и проектных организаций, частных лиц к этому материалу вызвал ажиотажный спрос. Возникла проблема дефицита XPS. Как следствие, цены доходили до 300 долл. США за 1 м3. Объем мирового рынка плит из экструдированного полистирола (XPS) оценивается примерно в 17,7 млн м3, что составляет порядка 5 % от общего объема потребления теплоизоляционных материалов. Согласно данным The Freedonia, до 2010 г. рынок будет расти на уровне 4 % в год. Таким образом, можно прогнозировать, что к 2010 г. объем спроса превысит 20 млн м3. Надо сказать, что наивысшими темпами объем потребления полистирольных плит растет в Азиатско-Тихоокенском регионе (АТР), где темпы прироста в последние годы достигают 7-8 % в год, тогда как в развитых странах спрос увеличивается на 2-3 %, кроме того, в последнее время, по оценкам экспертов, темпы роста в США и странах Западной Европы замедляются [6]. В заключение отметим, что основная тенденция развития рынка теплоизоляционных материалов в России – движение, подобно европейским странам, в сторону увеличения в строительстве доли пенополистирольных утеплителей. В ближайшем будущем возможна, на фоне профицита, организация их экспорта. Подобная мера может вывести рынок из временной стагнации. Для проведения исследования ТИМ, представленных на рынке г. Владивостока, необходимо составить подробный план, который можно представить следующим образом:
2.2 Анализ спроса и предложения на рынке Тим г. Владивостока На рынке теплоизоляционных материалов г.Владивостока работают многие компании, которые занимаются оптовой и розничной реализацией данного вида товара. Анализируя данные, представленные в печатных СМИ («Дальпресс», «Из рук в руки» и т.д.), информацию сети Интернет ( Vlpage), а также данные, полученные в компаниях, предоставляющих справочные услуги( 063, 516) была составлена таблица 2.2, в которой приведены краткие данные о компаниях, реализующих ТИМ на Владивостокском рынке. Таблица 2.2 Перечень компаний, реализующих ТИМ на рынке г. Владивостока
продолжение таблицы 2.2
продолжение таблицы 2.2
Из таблицы 2.2 видно, что 25 компаний (62,5%)занимаются оптово-розничной торговлей ТИМ, 1О (25%) – розничной и 5 (12,5%)–оптовой торговлей ТИМ. Изучать рынок ТИМ будем с помощью опроса покупателей, с помощью анкетирования, состоящего в постановке перед покупателями вопросов об их отношении к ТИМ. Генеральная совокупность составила 40 компаний. На основе таблицы 1 проведем выборку компаний, в которых будем проводить анкетирование. Метод проведении: поверхностная выборка Для работы используем поверхностную выборку (judgemental sampling), которая является разновидностью нерепрезентативной выборки, в соответствии с которой элементы совокупности отбираются на основе суждений исследователя. Исследователь, применив свои знания или проведя анализ, отбирает элементы для включения в выборку, поскольку считает, что они представляют изучаемую совокупность или подходят по другим соображениям. Такая выборка подходит для данного поискового исследования. Для того, чтобы провести анализ спроса и предложения на рынке ТИМ мы будем проводить анкетирование потребителей в 8 компаниях, реализующих ТИМ (Азиатско-тихоокеанское деловое агентство, Гном, «Мастерок», «Помощник», «Прогресс-Строй», Юма-строй, ООО «Национальный Комфорт - Владивосток»). В результате анкетирования было опрошено 51 человек, в результате предварительного анализа данных получено 49 качественных анкет (приложение…), результаты которых представлены ниже. Наиболее предпочитаемым (рис.2.4) являются сэндвич-панели (35%), затем идет пенополистирол (17,5), затем остальные ТИМ. Приобретают ТИМ (рис. 2.5) для частного строительства (45%), для коммерческих фирм (30%), для крупных строительных организации (15%), для |