Реферат: Психологические основы первичной профилактики зависимостей
Название: Психологические основы первичной профилактики зависимостей Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Наркоманией охвачены широкие слои населения: учащиеся и студенческая молодежь, военнослужащие и работники государственного аппарата. Специалисты выделяют ряд особенностей и тенденций подростковой наркомании и алкоголизации в нашей стране: ♦ рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность; ♦ значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков; ♦ полинаркомания; ♦ феминизация (увеличивается количество девушек, употребляющих наркотики); ♦ неграмотность, бессистемность профилактических мероприятий, приводящих нередко к обратному эффекту; ♦ дистанцирование взрослых от пугающей их проблемы наркомании и стремление переложить решение этой проблемы на государственные органы (милицию, школу и т. д.); ♦ привычный «кампанейский» культурно-массовый характер мероприятий по профилактике наркозависимости; ♦ очевидность неэффективности медикаментозной помощи при лечении наркомании; ♦ идеологическая опустошенность взрослого населения, неспособного предложить что-либо ясное в формировании карты мира ребенка; возрождение связи молодежной субкультуры с употреблением наркотиков (по примеру движения хиппи сегодня появляется психоделическая музыка, рейв-музыка только с экстази). Ученики в возрасте от 10 до 14 лет находятся под постоянно возрастающим влиянием притягательности экспериментов с алкоголем и другими наркотическими веществами. Наиболее ранний возраст приобщения к наркогенным веществам среди обследованных российских наркоманов и токсикоманов — 8 лет. С каждым годом возрастает число начинающих потребление наркосодержащих веществ, и особенно интенсивно — в возрасте 13-15 лет. Уровень знаний и отношение к наркотикам детей разного возраста: 12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые. Пробовали наркотик немногие — из любопытства. Знакомы с потребителями почти все. О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. 14-16 лет. В этот период формируется определенное отношение к употреблению наркотиков. По этому критерию можно выделить три группы: ♦ «Употребляющие и сочувствующие»: интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров. ♦ «Радикальные противники»: «Сам никогда не буду и не дам погибнуть другу» — многие из членов этой группы считают употребление наркотиков недопустимым, признаком слабости и неполноценности. ♦ Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. 16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными. В группе «употребляющих и сочувствующих» пожинают первые плоды. В связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления, влияние его на разрушающееся соматическое и психическое здоровье. Среди «радикальных противников» растет число людей, осознающих глобальность проблемы и необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации. Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания. Сегодня в целях устранения причин, ведущих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое пространство как систему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий. Профилактическое пространство имеет: • индикаторные переменные,которые характеризуют состояние системы на какой-то момент времени, зависят от многих других переменных этой системы, но сами значительно на нее не влияют; • критические переменные, воздействуя на которые можно в значительной степени влиять на состояние всей системы. Для определения состояния системы необходимо выделить, изучить и проанализировать индикаторные переменные. На макроуровнепрофилактическое пространство может быть представлено как система, состоящая из : 1) первичной профилактической социально-поддерживающей среды; 2) компенсаторного пространства для представителей «группы риска» — социально дезадаптированных детей и подростков, в том числе страдающих зависимостью от наркотиков); 3) реабилитационного пространства как для больных зависимостями несовершеннолетних и молодежи, так и созависимых; 4) отношения общества к проблемам молодежи, в том числе к проблеме наркозависимости и алкоголизма. С другой стороны, на микроуровне элементы профилактического пространства для отдельного индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены составляющими его системы отношений с миром и самим собой. На мезоуровнеможно говорить об элементах, с которыми отдельный индивид вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о подсистемах: ♦ учебное заведение и его среда; ♦ семья и ее стиль, атмосфера; ♦ места проведения досуга и их социально-психологическое содержание (дискотеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.); ♦ учреждения, обеспечивающие возможности трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные организации). Максимальная интеграция деятельности специалистов и работы ведомств на Основные принципы первичной профилактики зависимого поведения 1) Комплексность — согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях. 2) Лифферениированность — решение задач профилактики наркозависимости с учетом возраста, степени вовлеченности в наркотическую ситуацию, социального и профессионального статуса адресатов превентивных мероприятий. 3) Аксиологичность — ценностная ориентация учебно-методической профилактической работы, направленная на возрождение общечеловеческих ценностей, представлений о здоровье и успешности жизни. 4) Многоаспектное — сочетание в профилактической работе различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоохранительный аспекты). 5) Приоритетность — признание приоритета психологических знаний в профилактической работе любых специалистов и связанное с этим основополагающее значение первичной профилактики в решении проблем наркомании. 6) Экспансивность — активное внедрение методологий профилактики наркозависимости в уже имеющиеся формы работы с молодежью (школьные курсы ОБЖ, валеологии, молодежный досуг, использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении предметов молодежной культуры (майки, бейсболки, школьные принадлежности, плакаты, предметы быта). 7) Линамичность — разработка и использование гибких профилактических методологий, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в обществе, мифологию среды, обусловливающую наркотическую ситуацию в городе, эффективные средства передачи информации. 8) Компетентность — научное обоснование и межведомственная экспертиза применяемых форм и методов профилактической работы. 9) Позитивность — профилактическая работа должна приносить радость участникам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств детей и молодежи, их личностному созреванию в активной творческой жизненной позиции на благо своей Родины. 10) Послеловательность — поэтапная реализация целей и задач профилактических программ. Что же такое наркотики? Наркотики — это субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятие. Неумеренное употребление наркотика называется злоупотреблением.Употребление некоторых наркотиков в небольших количествах (маленьких дозах) признается как потребление для наслаждения (например, кружка пива). В случае же других наркотиков употребление любой дозы считается злоупотреблением (например, героин). Главным критерием при этом является то, ведет ли употребление наркотика к развитию зависимости (психологической или физической), которая рассматривается как болезнь. Что такое «пристрастие» и «зависимость»? В любом объяснении «пристрастия» можно лишь частично описать различные душевные, физические и социальные состояния, относящиеся к этому понятию. Пристрастие часто определяют как стремление (страстное влечение, тоску) к определенному состоянию, переживанию, которому подчиняется разум. Это стремление не обязательно связано с веществом, это могут быть, например, игра в карты, компьютерные игры... Пристрастие к наркотику выражается в физической и психологической зависимости от вещества, дозу которого зависимый все время должен повышать, чтобы достичь желаемого состояния. О физической зависимостиговорят в тех случаях, когда организм включил наркотическое вещество в обмен веществ и когда после прекращения приема наркотика появляются симптомы абстиненции: выделение пота, тошнота и др. Понятие психологической (душевной) зависимостибыло введено потому, что при употреблении некоторых наркотиков (например, ЛСД, кокаина, гашиша) не наступает физической зависимости. Тем не менее стремление продолжать употребление очень сильно и неуправляемо. При прекращении употребления наркотика появляется чувство недовольства и наступает депрессия. В обоих случаях зависимость означает несвободу. Человек начинает зависеть от наркотического вещества, становится его рабом. Сколько существует мотивов для зависимости, столько может быть и зависимостей. Это всегда связано с конкретной личностью, ее окружением, с тем, какие наркотические вещества ей доступны и какие формы зависимости присущи: зависимость от никотина, моды, работы, успеха, развлечений, потребления, телевидения, игровых автоматов, компьютера, привычек... |