Реферат: Понятие цены 5
Название: Понятие цены 5 Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: реферат |
Статистика цен. Цена – это сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товаров на деньги. Предметом статистики цен является всестороннее изучение цен и ценообразования. Статистика цен изучает уровни и структуру, соотношения и динамику цен, вариации и эластичность цен в различных аспектах, а также анализирует влияние цен на важнейшие стоимостные социально-экономические показатели. Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как: индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка; маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность денег, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства. Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы. Цены классифицируют по различным направлениям. По сферам товарного обслуживания: - оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи; - розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве; - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров); - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы). По стадиям продажи: - цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке; - цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар; - цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен. По степени регулирования: - жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики); регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения); свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка). По степени устойчивости во времени: -твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия; - подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику; - скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления; - с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации. Как уже известно от уровня цен на прямую зависит и инфляция. Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием. Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин: - инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства; рост денежных доходов населения, опережающий увеличение производства и образующий дефицит товаров. - рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами). Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей статистики цен. Для вычисления динамики цен на товары и услуги применяют индексовый метод. Индексы цен – это относительные показатели характеризующие изменение цен во времени и вычисляются следующим образом: , где -Индекс Ласпейреса, - цены текущего периода, - цены базисного периода, - товары и услуги в текущем периоде, - товары и услуги в базисном периоде. Индекс Ласпейреса показывает насколько товарная корзина становится дороже в текущем периоде. На основе него рассчитывается индекс потребительских цен и уровень инфляции. , где - Индекс Пааше. Индекс Пааше показывает на сколько товарная корзина текущего периода дороже или дешевле базисного. Оба эти индексы имеют определённые недостатки. В них не полно учитывается номеколотура потребительских товаров. Если индекс Ласпейреса несколько завышает индекс цен, индекс Пааше его занижает. Чтобы более отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соотвественную динамику стоимости жизни используют индекс Фишера. , где - Индекс Фишера. Этот индекс усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого. Различают следующие уровни цен: 1) индивидуальный (однотоварный) уровень цен – это абсолютна величина, сумма денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу; 2) средний уровень цен – это обобщенная характеристика цен на однородные товарные единицы, цен, варьирующих во времени и пространстве. Для расчета среднего уровня цен в зависимости от наличия исходной информации используют формулы: • средней арифметической взвешенной: = • средней гармонической взвешенной: = где р – цена i-того вида товара (или i -го региона, или сложившейся на i -тую дату); q – объем продаж i- го вида товара в натуральном выражении. Для оценки состояния рынка и осуществления ценового маркетинга необходимо изучать степень вариации цен . Для изучения вариации цен используются следующие показатели вариации: 1) размах вариации R : = где, , максимальное и минимальное значение цены; 2) среднее линейное отклонение: = - простое; = - взвешенное. 3) дисперсия: - простая; - взвешенная; 4) среднее квадратическое отклонение: -простое, - взвешенное. Если средний уровень цен рассчитывался по средней арифметической простой, тогда,σ рассчитываются по простой формуле; если по средней арифметической взвешенной, тогда , σ рассчитываются по взвешенной формуле; 5) коэффициент вариации: Смысловое значение указанных показателей одинаково: чем меньше значение показателя, тем однороднее по уровню совокупность, типичнее средняя цена, устойчивее явление. Динамика цен изучается при помощи системы индексов, которая включает в себя индивидуальные, общие (сводные) и средние индексы цен. Динамика уровня цен одного товара характеризуется индивидуальным индексом цен: где, - цена товара в отчетном и базисном периодах соответственно. Динамика среднего уровня цен по группе различных товаров изучается при помощи общих (сводных) индексов. Общие индексы могут быть построены как агрегатные или как средние из индивидуальных (групповых). Список литературы. Пенчева С.Н. Статистика финансов: учебное пособие / С.Н. Пенчева, И.Н. Поспелова, Н.Н. Лобова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. 95 с. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Б.И. Башкатова. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 703 с. Уткин Э.А. Цены, ценообразование и ценовая политика. - ЭКМОС, 2004. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. |