Реферат: Выпуск и обращение облигаций сберегательного займа
Название: Выпуск и обращение облигаций сберегательного займа Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ВЫПУСК И ОБРАЩЕНИЕ ОБЛИГАЦИЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ЗАЙМА». Москва 2009 Содержание
Введение………………………………………………………..…………………3 1. Облигации сберегательного займа…………….…...………………………4 2. Выпуск облигаций сберегательного займа………………………………..4 3. Обращение облигаций сберегательного займа……………………………5 Заключение……………………………………………………………………….6 Список используемой литературы………………………………………….…7
Введение
В настоящее время одним из привлекательных секторов финансового рынка является рынок государственных ценных бумаг. Одним из способов вложения свободных оборотных средств является приобретение государственных ценных бумаг, которые в силу своей специфики выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, то есть способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг. Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг. С 1992 года в России проводится активная политика по привлечению необходимых кредитных ресурсов посредством эмиссии государственных ценных бумаг. В 1996 году за счет доходов от продажи ценных бумаг было погашено 60% дефицита федерального бюджета. Растут не только объемы эмиссии, но и спектр видов государственных долговых обязательств в соответствии с потребностью устойчивости финансового рынка. Важной задачей, стоящей перед Министерством финансов России, является использование накопленного опыта по организации рынка государственных ценных бумаг для реализации стратегической линии - увеличения сроков заимствования. На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) стали дополнительным инструментом привлечения средств для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Более того, введение «валютного коридора», а также мероприятия по стабилизации курса рубля обусловили необходимость переориентации интересов населения от вложений в валюту на инвестиции в государственные ценные бумаги.
1 . Облигации сберегательного займа Облигация - долговое обязательство общества в виде ценной бумаги, предоставляющей право ее владельцу на выплату в оговоренный срок номинальной суммы и процентов. Проценты должны выплачиваться в установленные сроки независимо от прибыли и финансового положения общества. Таким образом, выпуск и продажа облигаций являются для общества источником заемного капитала. ОГСЗ можно отнести к среднесрочным купонным облигациям на предъявителя, которые выпускаются траншами и обращаются без ограничений как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. Купонный доход по этим облигациям выплачивается по официально объявленной ставке Минфина РФ ежеквартально. Процентная ставка по купону ОГСЗ ориентирована на купонную ставку ОФЗ с переменным купоном. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72%. Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Эти условия являются более привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации. Ликвидность и достаточно высокий уровень доходности ценных бумаг сделали ОГСЗ привлекательными не только для мелких инвесторов, но и для профессиональных участников рынка. Несмотря на ряд установленных ограничений, препятствующих "оседанию" ОГСЗ в финансовых компаниях, значительная доля их находится в портфелях профессиональных участников РЦБ и других юридических лиц. В настоящее время основным нормативным документом для ОГСЗ выступают Генеральные условия эмиссии и обращения ОГСЗ РФ, 2. Выпуск облигаций сберегательного займа ОСЗ выпускаются сроком на 1-2 год с номинальной стоимостью 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. Объем выпуска государственного сберегательного займа РФ первой серии - 1 трлн руб. По облигациям выплачивается купонный доход 4 раза в год. Организация первичного рынка также имеет особенности. В отличие от размещения ГКО, ОФЗ, ОБР на аукционе на биржевом рынке, первичное размещение ОГСЗ проводится в виде тендера (подписки), в котором могут принимать участие не только дилеры рынка ГКО - ОФЗ, но и другие профессиональные участники РЦБ. Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство финансов РФ, которое определяет эмиссии в пределах лимита государственного долга, установленного федеральным законом. Реализация облигаций осуществляется через уполномоченные банки, которым эмитент продает выпущенные облигации на аукционе. Минфин РФ предоставляет уполномоченным банкам скидку до 2% от номинальной стоимости облигации. 3. Обращение облигаций сберегательного займа Банк, участвуя в аукционе, подает заявку с указанием количества покупаемых ОГСЗ и цены приобретения, которая не может быть ниже 98%. Минфин РФ удовлетворяет заявки в порядке уменьшения цены: сначала заявки с наибольшей ценой, затем заявки с более низкими ценами. Например, по ОГСЗ третьей серии большинство заявок, которые были удовлетворены, имели цену 98,8% от номинала, а заявка АКБ «Москва, Центр» была удовлетворена по предложенной банком цене 100,05% от номинальной стоимости. Уполномоченные банки при покупке ОГСЗ у эмитента выполняют роль андеррайтеров для последующей перепродажи облигаций частным инвесторам. Андеррайтеры обязаны в течение 60 дней продать не менее 90% купленных у эмитента ОГСЗ, из них не менее 60% за наличный расчет. Продажа облигаций осуществляется по рыночным ценам. В связи со значительным объемом эмиссии ОГСЗ сформировался вторичный рынок данных облигаций. Ведущие банки осуществляют котировки облигаций, объявляя цены покупки и продажи. Инвестору, купившему облигации, чтобы вернуть вложенные средства за счет накопленного купонного дохода, необходимо ждать несколько дней, когда цена покупки ОГСЗ банком сравняется с ценой, по которой инвестор приобрел облигации. За каждый день обращения облигации начисляется купонный доход. Следовательно, с течением времени стоимость облигации возрастает за счет накопленного купонного дохода. Если инвестор будет продавать облигации, то в цене продажи учитывается накопленный доход. Аналогичным образом банк в своих котировках на покупку также учитывает накопленный купонный доход. Через определенный период времени котировка на покупку облигации сравняется с ценой, по которой эта облигация была продана ранее инвестору.
Заключение В настоящее время эффективность операций с государственными ценными бумагами рассматривается Минфином России в основном с точки зрения необходимости исполнения бюджетных обязательств, а также достижения целей и выполнения задач Основных направлений долговой политики. При этом сам результат этих операций во многом обусловлен проводимой денежно-кредитной политикой, внутренней и внешней экономической конъюнктурой. Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормативного товарного оборота. Будучи товаром, они вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги. Не случайно ранее в имущественных отношениях использовались некоторые виды ценных бумаг (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, чеки для расчетов между организациями, векселя во внешнеторговом обороте). Переход к рыночной организации экономики и попытки формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг.
Список используемой литературы
1. Федеральный Закон РФ от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». 2. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №12 (132) Эффективность операций Минфина России с государственными ценными бумагами Российской Федерации. – М. 2008 3. Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.:ИНФРА-М, 2000. 4. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг. - М.: Экзамен, 2001. 5. Голанов В.А. Рынок ценных бумаг - М.: Финансы и статистика, 2004. 6. Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: 2006. 7. Килячков А.А., Чалдаева Л.Г. РЦБ и биржевое дело - М.: ЮРИСТ, 2002. 8. Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. - СПб.: изд. Михайлова В.А., 2000. 9. Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М., 2002. 10. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. - СПб.: Питер, 2004. 11. Операции с ценными бумагами: Учебник / Под ред. Е.В. Семенова. - М.: Перспектива, 2002. 12. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. - М., 1997, гл. 2-4. 13. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. |