Реферат: Практика в Налоговой инспекции
Название: Практика в Налоговой инспекции Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г.Юрге ОТЧЕТ по практике по профилю специальности 2011 Филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г.Юрге ОТЧЕТ по практике по профилю специальности по спец. 080107 Налоги и налогооблажение Исполнитель: студентка3 курса гр. НН-08Хохлова А.С. Руководитель практики: Шелехова В.В. 2011 3. Общая характеристика предприятия. 3 4. Бухгалтерский учет на предприятии. 3 7. Ответ на индивидуальное задание. 3 9. Список использованной литературы.. 3
|
Увеличение задолженности подотчетных лиц | Корреспондирующий счет | Уменьшение задолженности | Корреспондирующий счет |
Сальдо-сумма долга подотчетных лиц на начало периода | - | Сальдо-сумма долга подотчетным лицам на начало периода | - |
Выданы денежные средства на хозяйственные нужды ,командировочные расходы ,в возмещение перерасходов подотчетных сумм. | 50 | Приобретены материальные ценности за счет подотчетных сумм | 07,08,10 41 |
Перечислены денежные средства по месту нахождения подотчетного лица. | 51,52 | Использованы подотчетные суммы: На производственные цели |
20,23,25,26,28,44 |
Выданы денежные документы под отчет | 50-3 | На отгрузку и продажу готовой продукции | 44 |
Положительная курсовая разница по подотчетным суммам | 91 | НДС по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам в установленных законом случаях | 19 |
Возврат не использованных подотчетных сумм: В кассу Удержание из заработной платы |
50 70 |
||
Отрицательная курсовая разница по подотчетным суммам | 91 | ||
Списание подотчетных сумм в случаи их невозврата | 94 | ||
Сальдо-сумма долга подотчетных лиц на конец периода | - | Сальдо-сумма долга подотчетным лицам на конец периода | - |
Организации выдают наличные деньги подотчет на операционные и хозяйственные расходы в размерах и на сроки ,определяемые руководителями организации.
5. Налоговый учет
5.1. Виды налоговых правонарушений
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агентам иных лиц, за которое установлена ответственность НК РФ (ст. 106).
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Срок давности применения ответственности за совершение налоговых правонарушений составляет три года. Кодекс предусматривает виды налоговых правонарушений, детально определяя их признаки (ст. 116—129) и включая в их перечень правонарушения, совершенные не только налогоплательщиками, но и другими лицами (свидетелями, экспертами и т. д.). Особо следует отметить, что согласно Кодексу налоговым правонарушением может быть признано лишь виновно совершенное противоправное действие (или бездействие), чем положен конец спорам о необходимости учета вины в данных правонарушениях.
Среди налоговых правонарушений называются:
1) нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе. Названное правонарушение представляет собой виновное (умышленное) бездействие налогоплательщика-организации или физического лица (индивидуального предпринимателя), это правоотношения, регулируемые статьей 83 Налогового Кодекса РФ, в соответствии, с которой устанавливаются сроки подачи заявления на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
2) уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение:
- менее 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 Кодекса;
- более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 Кодекса.
3) нарушения налогоплательщиков, которые в установленные сроки (десять дней - п.2 ст.23 Налогового Кодекса РФ) не представили в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счета в каком-либо банке.
4) нарушение сроков представления в налоговые органы документов
Налоговым правонарушением по данному составу правонарушения, согласно НК РФ являются:
а) непредставление налоговой декларации;
б) непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п.1 ст. 126 НК РФ).
5) ответственность за воспрепятствование правомерным действиям налоговых органов:
а) несоблюдение установленного Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);
б) непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации либо физического лица предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями.
6) ответственность за нарушение расчетов с бюджетом по обязательным налоговым платежам:
а) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
б) неуплата или неполная уплата сумм налога;
1) Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия);
2) Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
3) Деяния, предусмотренные п.1 и п. 2 ст. 122, совершенные умышленно.
5.2. Виды налоговых проверок
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ):
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы.
Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.
5.3. Определение ответственности за налоговые правонарушения
Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Они предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах (от 50 руб. до 15 тыс. руб.) и в процентах к определенным суммам (от 10 до 40%). Налоговые санкции применяются по решению налоговых органов. В случае обжалования налогоплательщиком оно может быть принудительно исполнено только по решению суда. Это относится ко всем налогоплательщикам — и к организациям, и к физическим лицам.
Рассмотренные налоговые санкции представляют разновидность финансово-правовых санкций. Следует иметь в виду, что за совершенные в сфере налогообложения противоправные деяния может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная НК РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ (ст. 194, 198, 199 УК РФ). Что касается организаций, то привлечение их к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Так, КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц организаций в виде административного штрафа за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; срока представления декларации; за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.3-15.6).
Вместе с тем при нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), как и других участников налоговых правоотношений, законодательство предусматривает возможность их защиты в административном или судебном порядке.
К средствам (этапам) защиты этих прав и интересов относится обжалование действий налоговых органов. НК РФ, опираясь на ранее принятое законодательство и Конституцию РФ, конкретизировал процедуру их обжалования.
Кодекс закрепляет право каждого налогоплательщика (или налогового агента) обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, они нарушают его права.
По усмотрению налогоплательщика с жалобой можно обратиться в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу), т. е. в административном (внесудебном) порядке, или в суд.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав. При этом жалоба в административном порядке не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В порядке, предусмотренном федеральным законодательством, могут быть обжалованы и нормативные акты налоговых органов.
Организации и граждане при использовании судебного порядка защиты своих прав в налоговых правоотношениях (как публичных правоотношениях) согласно АПК РФ (ст. 4, 26, 29) вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд. К организациям и гражданам в данном случае АПК РФ относит организации, как имеющие, так и не имеющие статус юридического лица, а также граждан, имеющих и не имеющих статус индивидуального предпринимателя, с учетом подведомственности арбитражному суду дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При других обстоятельствах граждане могут подать исковые заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Рассмотрение этих дел производится в порядке гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных вышеназванным законодательством.
5.4. Информационная система в налоговых органах
Для осуществления функций в системе управления органами Госналогслужбы РФ создана автоматизированная информационная система «Налог».
Автоматизированная информационная система «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий.АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:
• Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.
• Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.
• Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.
• Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.
• Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.
• Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.
• Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.
• Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.
• Сокращение объема бумажного документооборота.
На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.
Автоматизированная информационная технология в налоговой системе — это совокупность методов, информационныхпроцессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.
Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.
Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.
Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.
Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.
Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.
Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.
Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.
Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др.
Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это прежде всего информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.
В качестве критериев выбора можно назвать следующие: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы.
Существенное место в проекте занимают информационно-справочные системы, такие, как законодательные и нормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их использования не обходится ни одно структурное подразделение налоговых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант», «Плюс», «Гарант», «Юсис» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе технического проектирования является определение состава и структуры профессиональных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функций конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законодательству и т.д.
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как налоговая полиция РФ, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
а) по отношению к входу и выходу:
• входные (поступающие в инспекции);
• выходные (исходящие из инспекции).
б) по срокам представления:
• регламентные — документы, для которых определен срок исполнения и представления.
К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах;
• нерегламентированные — документы, исполняемые позапросам.
в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
• правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.);
• документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);
• документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);
• другие виды документов.
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.
Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программное обеспечение и развитые коммуникации. Принципиальное отличие новой информационной технологии состоит не только в автоматизации процессов изменения формы и местоположения информации, но и в изменении ее содержания. В связи с этим можно говорить о двух подходах внедрения новой технологии в налоговую структуру. В первом случае информационная технология приспосабливается к существующей организационной структуре и происходит лишь модернизация сложившихся методов работы. Во втором случае организационная структура изменяется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Для обоих подходов характерно изменение в использовании технических средств, связанное с совмещением техники с рабочим местом пользователя, тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой. Персональные компьютеры, являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют интегрировать информационные процессы в различных учреждениях. За счет универсальности используемых технических средств обеспечивается технологическая, методологическая и организационная интеграция информационных систем в виде сети автоматизированных рабочих мест.
АРМ в налоговой системе – это комплекс технических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию.
7. Ответ на индивидуальное задание
Учет поступления основных средств
Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов.
При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). В нем указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, его соответствие техническим условиям и др. Акт (накладную) приемки-передачи основных средств составляют на каждый объект в отдельности. По общему акту, которым оформляется приемка нескольких объектов, рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь, инструменты, станки, если они однотипны, одинаковый стоимости, и приняты одновременно. К акту (накладной) приемки-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и т.п.). Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 66, 218, 234) основаниями приобретения права собственности на объекты основных средств – как части внеоборотного (долгосрочного) амортизируемого имущества. Принимаемого к бухгалтерскому учету в качестве средств труда в неизменной материально-вещественной форме и содержащегося для осуществления различных видов деятельности в течение периода полезного использования или для обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, являются:
1. приобретение основных средств на основании договора купли-продажи, мены имущества, дарения и других сделок об отчуждении указанных активов;
2. изготовление для собственных нужд продукции, имеющей технико-экономические параметры основных средств;
3. строительство объектов основных средств подрядным способом на основании договора подряда;
4. вклад в уставной капитал;
5. получение унитарным предприятием основных средств, переданных им государственными и муниципальными органами власти;
6. другие хозяйственные факты поступления объектов основных средств в собственность хозяйствующего субъекта, отвечающие требованиям действующего законодательства.
Основные средства приобретаются для передачи в эксплуатацию (полезное использование), формирования запаса (резерва), сдачи за плату во временное пользование (временное владение и пользование). При этом в первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, льготируемых по уплат налога на добавленную стоимость (НДС), включается покупая (договорная) стоимость с учетом НДС с последующим списанием суммы налога путем начисления в принятом порядке сумм амортизации указанного имущества.
Принятые на учет объекты основных средств оцениваются по первоначальной стоимости, равной фактической себестоимости (для застройщика, покупателя) законченных капитальных вложений. По основным средствам, приобретенным в собственность за плату, инвентарная стоимость переданных на учет объектов калькулируется на субсчетах к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»:
«Приобретение земельных участков»;
«Приобретение объектов природопользования»;
«Приобретение объектов основных средств»;
«Приобретение взрослых животных» и др.
Хозяйственные факты, связанные с зачислением указанного имущества в состав собственных основных средств хозяйствующего субъекта в оценке по первоначальной стоимости, оформляются бухгалтерскими записями в дебет счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»:
1. приняты к бухгалтерскому учету земельные участки, кроме построек и других сооружений, возведенных на территории земельных участков, которые учитываются в качестве самостоятельных объектов основных средств, принятых в собственность как объекты законченного капитального строительства (кредит субсчета «Приобретение земельных участков»);
2. приняты к бухгалтерскому учету лесные угодья, водоемы, карьеры, торфяные болота, участки с запасами минералов, нефти, газа и другие объекты природопользования (кредит);
3. приняты к бухгалтерскому учету приобретенные за плату объекты основных средств, включая оборудование, не требующее монтажа, но предназначенное для постоянного запаса; готовая продукция организации, используемая для осуществления деятельности (транспортные средства, станки, машины, ЭВМ и др.), имеющая характеристики основных средств (кредит субсчета «Приобретение объектов основных средств»).
Приобретение основных средств в собственность организации может осуществляться по договорам мены имущества (ст. 567-571 ГК РФ).
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, согласно ПБУ 6/01 (п. 11) признается стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передачи организацией, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Первоначальная стоимость основных средств, возведенных подрядным или хозяйственным способами, равна сумме фактических затрат на законченное и сданное капитальное строительство, которая формируется на субсчете «Строительство объектов основных средств» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Капитальное строительство включает выполнение строительных, монтажных, пусконаладочных и других работ, непосредственно связанных со строящимся объектом (ст. 740 ГК РФ). В состав собственных основных средств, принимаемых организацией в качестве объектов законченного и сданного капитального строительства, включаются:
1. здания и сооружения, возведенные в составе стройки (очереди строительства, пускового комплекса), и другие основные средства, включая объекты жилого фонда и внешнего благоустройства, а также другие объекты социальной сферы;
2. отдельно стоящие здания, сооружения;
3. встроенные и пристроенные помещения подсобного, производственного и вспомогательного назначения (котельные, склады и т.п.) и отдельные объекты общей стройки, принятые в эксплуатацию до ввода в действие строящейся организации, если эксплуатация указанных объектов фактически началась;
4. временные (титульные) здания и сооружения, построенные в счет сметной стоимости стройки и сданные застройщику (заказчику), если их стоимость не предусмотрена или предусмотрена в договорной или иной цене на строительство основного объекта;
5. оборудование, установленное (смонтированное, собранное) в принятом в эксплуатацию объекте строительства или при реконструкции и расширении действующей организации, ввод в эксплуатацию которой оформлен в установленном порядку; законченный строительный объект в части, принятой в эксплуатацию организацией при совместном финансировании строительства.
Приобретение, строительство, а также достройка, модернизация, реконструкция основных средств могут осуществляться с привлечением средств бюджетного или иных источников финансирования. Первоначальная стоимость указанного имущества формируется на соответствующих субсчетах к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Пополнение парка собственных основных средств, принятых организацией к бухгалтерскому учету, осуществляется не только в результате инвестиций в воспроизводство объектов основных средств (расширенное и простое), и по другим каналам, предусмотренным действующим законодательством:
1. поступление объектов основных средств, полученных от юридических и физических лиц безвозмездно по различным основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
2. получение объектов основных средств организацией – участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), ведущего общие дела товарищей;
3. поступление основных средств в качестве вкладов в уставной капитал организации;
4. зачисление в состав собственных основных средств по оценочной стоимости ранее полученных организацией-залогодержателем в залог, если залогодателем заем (ссуда) не возвращен в установленные и пролонгированные сроки;
5. получение объектов основных средств государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда;
6. поступление объектов основных средств и постановка их на учет организацией, получившей право хозяйственного ведения (оперативного управления) на имущество;
7. поступление основных средств в дочернее (зависимое) общество, получившее причитающееся ему имущество от головной (материнской) организации;
8. поступление основных средств в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (обществом с ограниченной ответственностью, акционерным обществом и др.);
9. принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств, выявленных в излишках по оформленным и утвержденным в установленном порядке результатам инвентаризации основных средств;
10. другие поступления основных средств, не связанные с капитальными вложениями организацией.
Основные средства, полученные по договору дарения или иным основаниям безвозмездной передачи имущества, учитываются в составе собственных объектов основных средств на счете 01 «Основные средства». Первоначальная стоимость указанного имущества формируется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств» (стоимость основных средств по рыночным ценам, расходы на транспортные работы и другие расходы по доставке).
По договору доверительного управления имуществом учредитель управления – собственник имущества передает на определенный срок имущество (в частности, объекты основных средств) в доверительное управление доверительному управляющему, который принимает на себя обязательство управлять полученными активами в интересах учредителя управления или указанного юридического лица (выгодоприобретателя).
Доверительное управление предполагает, что право собственности на имущество, переданное в доверительное управление, остается за учредителем управления (ст. 1014 ГК РФ). При этом основные средства, переданные и принятые в доверительное управление, оцениваются по стоимости, по которой они отражаются в бухгалтерском балансе учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления имуществом в силу.
Наряду с собственным имуществом в доверительное управление может передаваться имущество, находившееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении в связи с прекращением права хозяйственного ведение или оперативного управления имуществом либо после ликвидации предприятия, осуществлявшего хозяйственное ведение или оперативное управление, а также по иным причинам, предусмотренным действующим законодательством (п. 3 ст. 1013 ГК РФ). Оформление и оценка основных средств, переданных в доверительное управление после хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется в общеустановленном порядке. Бухгалтерским записям сдачи и приема основных средств в доверительное управление предшествуют соответствующие записи, которыми оформляются операции сдачи-приемки основных средств из хозяйственного ведения или оперативного управления, о которых будет сказано позднее.
Не исключается возможность передачи в доверительное управление заложенных объектов основных средств. В таком случае залогодатель одновременно становится учредителем управления и определенная часть доходов, полученных от сдачи имущества в доверительное управление имуществом, направляется на погашение задолженности по ссуде, полученной от залогодержателя по залог имущества. В то же время залогодержатель не лишается права погасить долги залогодателя по выданной ему ссуде путем обращения взыскания на имущество, переданное залогодателем (он же учредитель управления) в доверительное управление (ст. 1019 ГК РФ).
Бухгалтерский учет движения основных средств, принятых в доверительное управлении, организация – доверительный управляющий ведет на счете 01 «Основные средств» с выделением отдельного инвентарного субсчета «Основные средства на праве доверительного управления имуществом». А расчеты, вытекающие из договора доверительного управления, - на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».
Имуществом, переданное в доверительное управление (в том числе объекты основных средств), не является источником погашения долгов учредителя управления за исключением ситуации, при которой последний не в состоянии рассчитаться со своими кредиторами в обычном порядке и признан банкротом (п. 2 ст. 1018 ГК РФ). В этом случае договор доверительного управления имуществом прекращается и возвращенное учредителю управления имущество (по остаточной стоимости) включается в конкурсную массу.
Основные средства, принятые инвестиционными фондами от учредителей и акционеров, передавших указанное имущество в счет оплаты акций (по договорной стоимости на дату приема-передачи имущества), включаются инвестиционными фондами в состав собственного имущества и учитываются на счете 01 «Основные средства», субсчет «Собственные основные средства», в общепринятом порядке. На учетную стоимость принятых на баланс объектов основных средств инвестиционные фонды увеличивают свой оплаченный уставной капитал.
К операциям, следствием которых является изменение первоначальной стоимости принятых к бухгалтерскому учету основных средств, относятся:
переоценка (дооценка, уценка), периодически проводимая в соответствии с установленным порядком;
достройка, дооборудование объектов основных средств;
реконструкция, модернизация;
частичная ликвидация.
Первоначальная стоимость выполненных и сданных работ по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции и другим качественным улучшениям (отделимым и неотделимым) основных средств формируется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Строительство объектов основных средств».
8. Заключение
В результате прохождения практики по профилю специальности мною были успешно выполнены поставленные цели и задачи.
Отчет по практике содержит полное описание результатов проделанной мною работы по ознакомлению с бухгалтерской и налоговой системой предприятия. А также развернутый ответ на поставленное передо мною индивидуальное задание.
Пройденную мной практику считаю важной и необходимой, для освоения и закрепления учебного материала.
9. Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая – Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ, часть вторая – Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117;
3. Гражданский кодекс РФ, часть вторая – Федеральный закон от 26.09.1996г. № 14-ФЗ;
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н;
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н;
6. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.1998 г. № 33н4
7. Международный стандарт финансовой отчетности МСФО 16;
8. Международные стандарты финансовой отчетности 1999, М.: Аскери-АССА, 1999;
9. Комментарии к Новому плану счетов / Под ред. Руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.С. Бакаева, М.: Информационное агентство «ИЛБ-БИНФА», 2001;
10. Верещагин С.А. Учет выбытия основных средств. Бухгалтерский учет. 2001. № 18. С. 9.