Реферат: Инновационные риски, методы управления и минимизации инновационными рисками

Название: Инновационные риски, методы управления и минимизации инновационными рисками
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Министерство по образованию РФ

Реферат

по дисциплине: «Оценка и анализ рисков»

на тему: «Инновационные риски, методы управления и минимизации инновационными рисками»

Выполнил:

.

Проверила:

.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.........

1.1.ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ИНОВАЦИЙ.................................................................

1.2. ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................................................................................................

2. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА...............

3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА....................................................

4. РИСКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ......................

3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................................

3.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................

Список литературы..................................................................................................


ВВЕДЕНИЕ.

Развитие рыночных отношении, приватизация государст­венной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрес­сом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособ­ности организаций и экономики в целом.

Как ни парадоксально, но именно в настоящее время Белорусия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок цен­ных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью бук­вально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограничен­ной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В своей работе я рассмотрю следующие вопросы: общая характеристика инновационной деятельности, сущность инновационного предприниматель­ства, расскажу о роли инноваций и интеллектуальной собствен­ности, рассказывается о рисках и путях их минимизации.

Предпринимательская деятельность вообще, а в на­учно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невоз­можности доведения конструкторских и технологических раз­работок до практического внедрения и получения соответст­вующих коммерческих и финансовых результатов.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1.ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ИНОВАЦИЙ.

Принято считать, что понятие "нововведение" являет­ся русским вариантом английского слова. Бук­вальный перевод с английского означает "введение нова­ций" или в нашем понимании этого слова "введение нов­шеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явле­ние. Русское словосочетание "нововведение" в букваль­ном смысле "введение нового" означает процесс исполь­зования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распростране­нию новшество приобретет новое качество - становится нововведением (анновацаей). Процесс введения новшест­ва на рынок принято называть процессом коммерциали­зации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называет­ся инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествля­ют понятия новшество, новация, нововведение, иннова­ция, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распро­странению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к дру­гому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финан­сов и т. п.). Процесс перевода новшества (новации) в но­вовведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических . отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества. Новшества фор­мируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три ос­новных компонента и образуют сферу инновационной деятельности

Под инновациями в широком смысле понимается при­быльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организаци­онно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, адми­нистративного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и рас­пространения новшества и до его использования приня­то называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

В теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла продукта и, тем более, вида услуг. В методологии комплексной системы управления а качеством продукции (КС УКП), которая широко исполь­зуется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта: исследование и разработка: изготовление; обращение и реализация: эксплуатация и потребление.

В соответствии с международной практикой (ИСО 9004) жизненный цикл продукта разделен на более мел­кие этапы:

маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований: разработка продукции: материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процес­сов; производство:

контроль, проведение испытаний и обследований: упаковка и хранение; реализация и распределение продукции: монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание: утилизация продукции после использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформу­лировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возмож­ным, рассмотрев его основные составляющие.

Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный и научно-технический резуль­тат - продукт интеллектуальной деятельности, на кото­рый распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими междуна­родными, федеральными, корпоративными и другими за­конодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято различать научная (научно-исследовательскую), научно-техническую деятель­ность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспери­ментальная и теоретическая деятельность, ориентирован­ная на получение новых знаний об основных закономер­ностях развития природы и общества;

прикладные научные исследования - научная деятель­ность, направленная на достижение практических ре­зультатов и решение конкретных задач.

Научно-техническая деятельность имеет целью полу­чение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономи­ческих, социальных и гуманитарных проблем, обеспече­ние функционирования науки, техники и производства как единой системы.

По мнению С. Жизнина, [1] наиболее важными качествами для человека, готовящегося стать предпринимателем, являют­ся: инициатива, искренность, честность, дружелюбное отно­шение к другим людям, способность руководить людьми, чув­ство ответственности, хорошие организаторские способнос­ти, решительность, целеустремленность, упорство и настой­чивость, творческое начало, готовность идти на оправданный риск, работоспособность, финансовый склад ума.

В ходе осуществления предпринимательской деятельности предприниматель выполняет разнообразные функции, основ­ными из которых являются:

определение целей, задач, проблем, стоящих перед фирмой; рациональное размещение капитала и средств фирмы; эффективное использование материальных, трудовых, фи­нансовых ресурсов;

создание условий, в которых персонал фирмы достигал бы намеченных результатов;

контроль за использованием вложенных средств: преодоление косности и рутины во внешней среде предпри­нимательства;

творческое решение нестандартных ситуаций; организация рекламы: формирование имиджа фирмы; контроль за осуществлением сделок и др. Все перечисленные и другие разнообразные предпринима­тельские функции можно обобщить и свести к пяти основным группам: изучение спроса и прогнозирование деятельности; финансирование; организация дела; стимулирование персо­нала; упреждающий контроль и корректировка действий пер­сонала.

В. Хойер в работе “Как делать бизнес в Европе”, анализи­руя деятельность успешно функционирующих в европейских странах предпринимателей, приходит к выводу, что все они придерживаются в своей деятельности следующих принципов: - предприимчивость и готовность идти на строго рассчитан­ный риск; ' “чутье” на потребности рынка:

железная дисциплина; что касается их самих — они рабо­тают больше, чем их сотрудники:

детальное знание своего дела. Они превосходные техниче­ские специалисты, а также специалисты в области маркетинга и финансирования;

умение привлекать хороших сотрудников: в случае, если сотрудники не в состоянии справиться со своей работой, они немедленно увольняются:

строгий контроль за соотношением между расходами и при­былью, готовность закрыть производство, если оно оказыва­ется нерентабельным;

стремление всегда быть лучше своих конкурентов. Можно с уверенностью говорить о том, что перечисленные принципы раскрывают общую систему предпринимательско­го поведения и основные черты цивилизованного предприни­мательства.

На основе вышесказанного можно определить предприни­мательство как творческую деятельность деловых людей, на­правленную на поиск новых сфер вложения капитала, созда­ние новых и совершенствование имеющихся продуктов, про­изводств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. Следует отметить, что всякий предпри­ниматель выступает в качестве делового человека, но не вся­кий деловой человек может быть отнесен к категории пред­принимателей, так как предпринимательство характеризуется обязательным вовлечением в свою деятельность инновацион­ного момента — будь то производство нового для рынка това­ра, смена профиля деятельности или основание нового пред­приятия. Причем новая организация управления производст­вом, качеством, внедрение новых методов организации про­изводства или новых технологий также относятся к иннова­ционным моментам.

Предпринимательство как форма экономической деятельности может осуществляться в двух основных видах (или их комбинации):

1) путем осуществления непосредственных производитель­ных функций, то есть посредством производства товара, про­дукции, услуг (производственное предпринимательство);

2) путем осуществления посреднических функций, т. е. ока­зание услуг, связанных с продвижением товара от непосредст­венного производителя к его потребителю (посредническое предпринимательство).

Производственное предпринимательство — это экономи­чески активная деятельность субъектов рыночной экономи­ки, предметом которой является производство товаров, выпол­нение работ и оказание услуг, подлежащих последующей реа­лизации потребителям. При этом функция производства яв­ляется определяющей. Сточки зрения общества в целом, про­изводственное предпринимательство •имеет приоритетное зна­чение, поскольку общественное богатство зависит от состоя­ния дел в сфере материального, научно-технического и сер­висного производства.

Кроме этого, предпринимательская деятельность в сфере производства товаров может носить основной или вспомога­тельный характер. К основным относятся те виды предприни­мательской деятельности, результатом которых является про­изводство товара, готового к потреблению. К вспомогатель­ным относятся виды предпринимательской деятельности, цель которых сводится к разработке и передаче непосредственным товаропроизводителям способов, методов, приемов, примене­ние которых в процессе производства воздействует на повы­шение качественных и количественных характеристик произ­водимого товара. Сюда же относятся предпринимательские фирмы, результатом деятельности которых является разработ­ка и передача непосредственным товаропроизводителям но­вой техники, технологии или научно-технических разработок, оказание услуг производственного характера (строительные работы, транспортные услуги и др.).

В экономической литературе выделяются две модели пред­принимательства: классическая и инновационная. Классиче­ская модель предпринимательства (традиционное, репродук­тивное, рутинное предпринимательство). При этом предпри­ниматель стремится организовать работу с расчетом на мак­симальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках данной модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для про­ведения ряда мероприятий за счет внешних дел предприни­мательской фирмы факторов — субсидирования, протекцио­низма со стороны правительства. Приводятся в движение и внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента про­дукции.

Вторая модель — инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей раз­вития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. Практика предпринима­тельской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае, если производство пол­ностью основывается на инновациях, то результатом такой его организации выступает новый товар или же товар с принципи­ально новыми характеристиками, свойствами. Однако произ­водство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с самой организацией произ­водства, техническими элементами производства или же изме­нениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации.

1.2. ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как “но­вовведение”, “новшество” и “инновация”. В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют. “Новшест­во” характеризует определенную новизну, и в этом смысле дан­ное понятие близко к понятию “изобретение”. “Нововведе­ние” — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления. “Инновация” же -это “деятельность, направленная на разработку, создание и рас­пространение новых видов изделий, технологий, организаци­онных форм”[2] . Существует и другое определение: “Иннова­ция — это нововведение, комплексный процесс создания, рас­пространения и использования новшеств (нового практичес­кого средства) для удовлетворения человеческих потребнос­тей, меняющихся под воздействием развития общества”.

Э.А. Уткин в работе “Управление фирмой” определяет ин­новацию (нововведение) как объект, внедренный в производ­ство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшеству­ющего аналога.[3]

В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой про­дукции на основе внедрения достижений науки, техники, тех­нологии, это закономерный, объективный процесс совершен­ствования общественного производства. Различают следующие виды инноваций:

По степени радикальности (новизны):

базисные инновации, которые реализуют крупные изобре­тения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на” сказах распростра­нения и стабильного развития научно-технического цикла;

псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

2. По характеру применения:

продуктивные инновации, ориентированные на производ­ство и использование новых продуктов;

технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:

социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;

комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

рыночные, позволяющие реализовать потребности в про­дуктах, услугах на новых рынках.

3. По стимулу появления (источнику): инновации, вызванные развитием наукой и техники: инновации, вызванные потребностями производства; инновации, вызванные потребностями ]рынка.

4. По роли в воспроизводственном процессе:

инновации потребительские; 'инновации инвестиционные.

5. По масштабу:

инновации сложные (синтетические); инновации простые.

Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их органи­зации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Побудительным механизмом развития инноваций в пер­вую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей тех­ники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют воз­можность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следст­вии чего является укрепление своих позиций в конкурент­ной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).

2. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В середине XX в. сложилось современное понимание пред­принимателя как новатора: “Задача предпринимателей — ре­формировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле — че­рез использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, бла­годаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции— вплоть до реорганизации прежней и со­здания новой отрасли промышленности...”[4]

Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предприниматель­ства. Действительно, поиск новых идей и их реализация — это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требу­ется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложив­шейся обстановке.

Необходимость формирования инновационного предпри­нимательства в Белорусии обусловлена:

усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического про­гресса во всех сферах экономической деятельности;

определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

необходимостью существенного сокращения сроков созда­ния, освоения новой техники: повышением технического уровня производства: необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

спецификой процесса научно-технического производства: имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная много вариантность исследований, риск и возмож­ность отрицательных результатов:

увеличением затрат и ухудшением экономических показа­телей предприятий при освоении новой продукции; быстрым моральным старением техники и технологии; объективной необходимостью ускоренного внедрения но­вой техники и технологии и т. д.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе пред­принимательской деятельности лежит нововведение в облас­ти продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специ­фическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что “предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства”.[5]

Таким образом, задача предпринимателя-новатора — ре­формировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с го­товностью предпринимателя брать на себя весь риск по осу­ществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и со­циальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и тех­нологий путем практического использования нововведений.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1)инновация продукции:

2)инновация технологии;

3)социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства — ин­новация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выжива­емость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, рас­ширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание но­вых рабочих мест и т. д. Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, на­правленный на повышение производительности труда и эко­номию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершен­ствовать технику безопасности, провести мероприятия по за­щите окружающей среды, эффективно использовать внутри­фирменные информационные системы. Последний вид инно­вационного предпринимательства— социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций та­кого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мо­билизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам пред­приятия перед сотрудниками и обществом в целом.

На основе способа организации инновационного процес­са в фирме можно выделить три модели инновационного пред­принимательства:

1) инновационное предпринимательство на основе внут­ренней организации, когда инновация создается и (или) осва­ивается внутри фирмы ее специализированными подразделе­ниями на базе планирования и мониторинга их взаимодейст­вия по инновационному проекту:

2) инновационное предпринимательство на основе внеш­ней организации при помощи контрактов, когда заказ на со­здание и (или) освоение инновации размещается между сто­ронними организациями:

3) инновационное предпринимательство на основе внеш­ней организации при помощи венчуров, когда фирма для реа­лизации инновационного проекта учреждает дочерние венчур­ные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние сред­ства.

Наиболее часто используемой является вторая модель ин­новационного предпринимательства — фирма размещает за­каз на разработку новшеств, а осваивает их собственными си­лами (не на основе размещения комплексных заказов типа “под ключ”). Относительная редкость использования нерпой моде­ли объясняется недостаточным потенциалом “заводской на­уки”. В Белорусии использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множества самостоя­тельных научных организаций проблематично из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприя­тий и неблагоприятных перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций.

В основе всех видов инновационного предпринимательст­ва лежит создание и освоение новых видов продукции (това­ров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и опре­деляющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потреби­телям.

Для освоения и изготовления нового вида товаров (про­дукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе созда­ния научно-технической продукции: энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые мо­гут быть использованы при изготовлении научно-техничес­кой продукции. Необходимые материалы, сырье и комплек­тующие изделия (М) предприниматель приобретает у собст­венников оборотных средств, оплатив их стоимость (Дм). Для производства научно-технической продукции (товаров, услуг) предпринимателю также необходимы основные средства (ОС) в виде сооружений, помещений, специального обору­дования, оснастки, инструментов и т. п. Предприниматель может прибрести их у собственников ОС или арендовать. За требуемые для инновационной деятельности ОС необходи­мо уплатить денежную сумму (Де), размер которой зависит от вида и количества необходимых для деятельности ОС и их стоимости. Для осуществления инновационной деятельнос­ти предпринимателю также необходимо привлекать научно-технические кадры, производственный персонал, т. е. рабо­чую силу (РС), затрачивая на это определенные денежные ресурсы (Д ). Результатом инновационной деятельности вы­ступает готовый товар (продукция, услуга) (Т), который пред­приниматель реализует потребителю инновационной продук­ции по цене (Д-), включающей и себя затраты на производ­ство и прибыль предпринимателя.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Дли инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мел­кие. На рис. 1 представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке това­ра-новинки.

Формирование инновационных идей

¯

Отбор наиболее перспективных идей

¯

Детальная разработка замысла и его экспертная оценка

¯

Разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей

¯

Экспертная оценка бизнес-плана

¯

Экспериментальное производство товара и испытание в условиях рынка

¯

Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке

¯

Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы

Рис. 1 Схема основных этапов разработки товара-новинки

Таким образом, инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства ори­гинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок. Для пред­принимателя важно выделить для себя те же информацион­ные источники, которые помогут ему найти какую-то опреде­ленную инновационную идею. Такими источниками могут быть конкретные знания: о рынке и его потребностях; о появ­лении новых технологий, материалов, способов производст­ва; о существующих структурных или географических разры­вах в обеспеченности каким-то определенным товаром. Кон­кретными источниками инновационных идей могут выступать: потребители, т. е. изучение потребительского спроса; ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенст­вованных вариантов товарной продукции, услуг;

конкуренты, в некоторых случаях их деятельность, направ­ленная на изучение потребительского спроса, может подтолк­нуть предпринимателя к формированию собственной инно­вационной идеи:

торговые агенты, дилеры и прочие посредники; консультанты предпринимателя по каким-то определен­ным элементам инновационной деятельности; непосредственно работники предприятия. Наиболее активно в некоторых фирмах как источник ин­новационных идей используется именно персонал предприя­тия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекают­ся рядовые работники. Богатый опыт в этом отношении на­коплен японскими фирмами, где используются специально разработанные карточки для предложений:

Предложение по разработке товара (ассортимента новой продукции)

1. Автор предложения

2. Название отдела

3. Наименование предлагаемого товара

4. Мотивация предложения

5. Содержание предложения

6. Эскиз

7. Мнение автора предложения по перспективам сбыта пред­лагаемого товара или ассортимента, возможной конкурен­ции его с подобными товарами других предприятий на рын­ке сбыта и др.

При выявлении источников инновационных идей вызыва­ет интерес классификация Питера Дракера, который выделя­ет семь источников инновационных идей;

неожиданное событие (для предприятия или отрасли — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие);

не конгруэнтность — несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней (“такая, какой она должна быть”);

нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и “слабые места”, которые могут и должны быть устранены); внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; демографические изменения;

изменения в восприятия, настроениях и ценностных ус­тановках;

новые знания (как научные, так и ненаучные).[6]

По мнению П. Дракера, систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном по­иске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. Первые четыре источника инновационных идей (области из­менений) он относит к внутренним, так как они находятся в

рамках предприятия, и пределах отрасли промышленности или сферы услуг: такие источники доступны для работающих на данном предприятии или и данной отрасли. Последние три источника относятся к внешним источникам инновационных идей, так как они имеют свое происхождение вне данного пред­приятия или отрасли. Однако между всеми семью источника­ми нечетких границ, и они могут взаимно пересекаться. Сле­дует отметить, что хотя ни одна из областей не является изна­чально более важной, чем другие, они располагаются П. Друкером в порядке уменьшения достоверности анализа и пред­сказуемости.

После формирования инновационных идей перед фирмой стоит задачи отбора наиболее перспек­тивных идей. Выбирая инновационную идею, предпринима­тель должен учитывать не только необходимость данного про­екта, но и то, насколько реально его осуществление, посколь­ку, если отсутствуют средства, необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая ин­новационная идея может оказаться нереализуемой. Прежде чем предпринимательской фирме принять решение о внедре­нии какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы: Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта? Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?

Есть ли необходимость замены одного продукта другим? Является ли новый продукт органичным продолжением предыдущего ряда продуктов?

В состоянии ли фирма вообще осуществить идею выпуска нового продукта либо получить такой продукт? Сможет ли фирма продать такой товар? Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке? Можно ли охарактеризовать новый продукт как прогрес­сивный или как ностальгический, т. е. “в стиле ретро”?

Осуществлял ли кто-нибудь ранее подобные идеи, если да, то насколько успешно?

Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у кон­курентов?

С каким финансовым риском связана идея нового продукта" Может ли идея нового продукта иметь рекламный успех"

На какой рынок лучше сориентировать идею нового про­дукта?

Соответствует ли идея нового продукта внутрипроизводст­венной структуре фирмы?

Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта?

Во-вторых, при принятии окончательного решения в свя­зи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследопательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следую­щему:

А. Прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию.

Б. Связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.[7]

Кроме этого, даже очень перспективная идея сама по себе не гарантирует предприятию-новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы достичь намеченных целей и полу­чить монопольную сверхприбыль от инновационной деятель­ности, предпринимательской фирме необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям.

1. Необходимо четко представлять объем спроса потенци­альных потребителей на новшество, его экономически выра­женные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Кроме этого, необходи­мо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и сбыте нововведения, т. г. важно пра­вильно составить всесторонний прогноз экономического по­тенциала новшества.

2. Для успешного развития инновационного предприятия обязательным условием является соответствие персонала пред­приятия определенным требованиям. Значительную роль для успеха имеет возраст основателей фирмы (в среднем 30—35 лет) и их личностные качества: высокая работоспособность, ком­муникабельность, целеустремленность, компетентность.

3. При ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности значительную роль в успехе инновационных предприятий играет качество организации и управления. В связи с этим именно малые инновационные Предприятия наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.

3. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Для снижения риска инновационной деятельности пред­принимательской фирме необходимо в первую очередь про­вести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффектив­ный для одного предприятия, может оказаться неэффектив­ным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлени­ям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количествен но очень трудно, а п некоторых случаях и невозможно, поэтому их не­обходимо учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку ни каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы опенки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют опре­деленные критерии для оценки инновационных проектов, ко­торые включают в себя[8] :

цели, стратегия, политика и ценности предприятия: маркетинг:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские ра­боты; финансы; производство.

Кратко рассмотрим вышеназванные критерии и условия опенки инновационного проекта.

1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая ин­новационный проект в этом направлении, необходимо вы­явить, насколько цели и задачи инновационного проекта сов­падают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике пред­приятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

2. Маркетинг Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка под­твердили его потребность, выявили конкретных будущих по­требителей. В том случае, если конечный результат инноваци­онного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетин­гового исследования — спрогнозировать спрос на новый про­дукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и техно­логические инновации, улучшающие качество продукта, со­здающие новую его модификацию. Однако провести марке­тинговое исследование по инновационному проекту, предла­гающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настоль­ко новы, что их потенциальными потребителями еще не осо­знана потребность в них. Маркетинговое исследование ата­кой ситуации с большой долей вероятности может дать оши­бочный и даже отрицательный результат.

Технологические инновации, ориентированные на повы­шение производительности продукта (в перспективе обеспе­чивающие резкое увеличение объема прежнего по качеству продукта при прежних или незначительно больших затратах на его производство) или ориентированные на резкое сниже­ние себестоимости его производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять конкурентов, нужда­ются в проведении сложных маркетинговых исследований в оценке резервов емкости рынка предлагаемого инновацион­ным проектом продукта или услуги.

Однако целью маркетингового исследования инновацион­ного проекта является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет обеспечен в результате выпус­ка товара или услуги, причем эта оценка имеет очень важное значение, так как объем продаж — это конечный показатель успеха проекта. При оценке возможного объема продаж необ­ходимо оценить общий размер рынка, долю рынка, срок вы­пуска новой продукции, вероятность коммерческого успеха.

При оценке инновационного проекта следует выявить дей­ствительных, а также потенциально возможных конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а ожидае­мые последствия от действий на рынке конкурентов.

Целесообразно также проанализировать и возможные ка­налы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предпри­ятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инно­вационного проекта.

3. Стадия НИОКР является начальной стадией инноваци­онного проекта, на которой следует оценить вероятность до­стижения требуемых научно-технических показателей проек­та и влияние их на результаты деятельности предприятия. Тех­нический успех — это получение желаемых технических по­казателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, опре­деляющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэто­му оценивать проект следует не только с позиций непосредст­венно нового проекта, а целесообразно выявить н учесть воз­можные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлека­тельностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инно­вационный проект с позиций достижения научно-техничес­ких критериев, следует учитывать не только вероятность тех­нического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.

При оценке инновационного проекта необходимо прове­рить, не нарушает ли реализация данного проекта права на ин­теллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллель­ные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомст­во, иначе эффективность проекта может быть оценена невер­но. Па принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-техни­ческого проекта могут быть негативные, проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эф­фективность инновационного проекта.

4. Финансы. При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыль­ности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупно­сти с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случа­ях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ре­сурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован

100%-пыи технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направляют ресурсы па разработку нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано ус­пехом от реализации .

Кроме этого следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Основ­ные затраты, производимые до того, как продукт пли техноло­гический процесс начнет читать отдачу, состоят из затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Здесь же необходимо оценить воз­можный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализа­ции проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, -- это правильное планирование денежной на­личности. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступ­лений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требу­ющихся для разработки проекта.

5. Производство. Стадия производства является заключи­тельной стадией реализации инновационного проекта, требу­ющая тщательного анализа, в результате которого исследуют­ся все вопросы, связанные с обеспечением производственны­ми помещениями, оборудованием, его расположением, пер­соналом. Обстоятельно анализируется производственный про­цесс: как должна быть организована система выпуска продук­ции и каким образом должен осуществляться контроль за со­блюдением технологических процессов, обеспечивает ли обо­рудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту пред­приятие не может выполнить самостоятельно, необходимо вы­явить потенциальных субподрядчиков оценить примерную стоимость этих работ.

К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инноваци­онный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг.

Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в произ­водство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требован ним и. необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производ­ственными возможностями, тем больше соответствующие за­траты по реализации инновационного проекта. Оценивая про­ект, предприятию необходимо выявить те характеристики но­вого продукта или услуги, достижения которых, вероятнее все­го, вызовут дополнительные производственные затраты. Оп­ределив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.

На данной стадии реализации проекта следует оценить окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для произ­водства материалы, сырье, энергию и комплектующие, приме­няемой технологии, уровня оплаты труда работников, капиталь­ных вложений и объема выпуска. Как правило, основное зна­чение для успеха инновационного проекта имеет взаимозави­симость между технологией производства, издержками, объе­мом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу.

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов реали­зации проекта. Для того чтобы свести полученные результаты в единое целое для получения общей оценки, можно исполь­зовать критерии, перечисленные в табл. 1. Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в за­висимости от целей и направления конкретного инновацион­ного проекта может быть расширен. Каждое предприятие мо­жет использовать те критерии оценки проектов, которые счи­тает для себя наиболее существенными и значимыми.

Таблица 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Критерии 11 12 33 44 55
Цели, стратегия, политика и ценности предприятия
1. Совместимость проекта с текущей стратегией
2. Согласованность проекта с представлениями потребителей о предприятии
3. Соответствует ли проект отношению предприятия к риску?
4. Временной аспект риска
Маркетинг
1. Соответствие проекта определенным потребностям рынка
2. Оценка общей емкости рынка
3. Оценка доли рынка
4. Вероятность коммерческого успеха
5. Возможный объем продаж
6. Оценка конкурентов
7. Согласованность с существующими каналами сбыта
8. Общественное мнение о новом продукте
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
1. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия
2. Вероятность технического успеха
3. Стоимость и время разработки проекта
4. Отсутствие патентных нарушений
5. Наличие научно-технических ресурсов
6. Возможность будущих разработок продукта и
дальнейшее применение внедряемой технологии
7. Согласованность с другими инновационными проектами предприятия его производства на окружающую среду
9. Соответствие проекта текущему и перспективному
законодательству об охране окружающей среды финансы
1. Стоимость НИОКР
2. Затраты на производство
3. Стоимость маркетинговых исследований
4. Наличие финансовых средств в необходимые сроки
5. Согласованность с финансированием других проектов предприятия
6. Ожидаемая норма прибыли
7. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии
Производство
1. Соответствие численности и квалификации

производственного персонала предприятия для

реализации инновационного проекта

2. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия
3. Стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий
4. Издержки производства
5. Уровень безопасности производства

1 — очень высокая оценка,

2 — высокая оценка,

3 — удовлетворительная оценка,

4 — низкая оценка,

5 — очень низкая оценка.

Для получения полной оценки инновационного проекта необходимо оценить каждую позицию, а затем уже на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.

4. РИСКИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Предпринимательство связано с неопределенностью эко­номической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производст­ва, из много вариантности сфер приложения капиталов и раз­нообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и ком­мерции и многих других обстоятельств.

Экономическое поведение предпринимателя при рыноч­ных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник ры­ночных отношений изначально лишен заранее известных, од­нозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспечен­ной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупатель­ной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской н другой экономической деятельности.

Инновационная деятельность в большей степени, чем дру­гие направления предпринимательской деятельности, сопря­жена с риском, так как полная гарантия благополучного ре­зультата в инновационном предпринимательстве практичес­ки отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).

Об уровне риска инновационной деятельности свидетель­ствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одно-два. Высокий риск, од­нако, сопровождается, как правило, и высокой его компенса­цией: возможная норма прибыли от внедрения инновацион­ных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуще­ствлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и веро­ятность успеха инновационного предпринимательства возра­стает. При этом прибыль от реализации успешных инноваци­онных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

В общем виде риска инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производ­ство новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и тех­нологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленче­ских инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

В целом риск, возникающий в инновационном предпри­нимательстве, включает в себя следующие основные виды ри­сков:

риски ошибочного выбора инновационного проекта; риски не обеспечения инновационного проекта достаточ­ным уровнем финансирования;

маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, не­обходимыми для реализации инновационного проекта:

маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;

риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак­тов);

риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов: риски усиления конкуренции:

риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес­печения;

риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.

Одной из причин возникновения риска ошибочного выбо­ра инновационного проекта является необоснованное опре­деление приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих при­оритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных ин­тересов собственников предприятия. Если собственники пред­приятия стремятся к быстрейшему нарастанию капитала или к распределению прибылей от его деятельности в пользу дру­гих предприятий, владельцами которых они являются, то в этом случае долгосрочная экономическая цель реализации ин­новационного проекта в виде максимизации доли предприя­тия на рынках сбыта не будет достигнута.

Специалисты также могут ошибиться в оценке современ­ного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение предприятия может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Поэтому целью реализации иннова­ционного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий. Однако предприятием уже могут быть про­изведены определенные расходы для осуществления первона­чальной цели проекта и при изменении характера инноваци­онного проекта эти расходы окажутся излишними, и кроме этого возникнет потребность в дополнительных, ранее не пре­дусматривавшихся расходах.

Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибоч­ная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых “авторских” инновационных проектов, разрабатываемых учеными.

Риски не обеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя нижеследующие.

1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуа­ций, когда инновационный проект требует больших финан­совых средств, а предприятие не смогло их получить. Этот вид риска возникает в случае, если предприятие не сможет при­влечь инвесторов для финансирования проекта, то есть если не сможет убедить их в достаточной эффективности иннова­ционного проекта.

2. При выборе источника финансирования инновационно­го проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод— самофинансирование про­екта, второй — опора делается на внешние источники финан­сирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ­ванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятии (фирм), научно-исследовательских организации. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие:

утечка конфиденциальной информации либо но вине со­трудников фирмы, либо в результате промышленного шпио­нажа, предпринятого конкурентами;

несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о кон­курентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;

замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;

недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании в процессе конкурентной борьбы методов недо­бросовестной конкуренции;

появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, спо­собные удовлетворить спрос потребителей;

выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой дей­ствует данная фирма;

появление местных новых фирм-конкурентов; экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.

Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск не обеспечения условий патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно “плотнели” патентной защиты изобретения, тех­нологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести па нет все рыночные преимущество нововведений при сбыте новых и усовершенствованных про­дуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.

В некоторых случаях предприятия в целях экономии средств проводят патентование изобретений па относительно корот­кий срок (в соответствии с вышеназванным законом патент досрочно прекращает свое действие при неуплате в установ­ленный срок пошлин за поддержание патента в силе), в ре­зультате к таким инновациям получают доступ конкуренты, и предприятие теряет свое монопольное преимущество на ис­пользование данных инноваций.

Риск опротестования патентов, защищающих принципи­альные технические, дизайновые и маркетинговые решения, — это вероятность потерь в случае объявления недействительны­ми патентных прав, на основе которых предприятие уже осу­ществляет инновационный проект и рассчитывает на по­лучение монопольной прибыли. В течение всего срока дейст­вия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично .

Следующая группа рисков, возникающих в процессе ин­новационной деятельности, — это маркетинговые риски, свя­занные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую оче­редь обусловлены техническим и особенностями инновацион­ного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные ком­плектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприя­тием встает проблема поиска поставщиков, способных разра­ботать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за со­бой дополнительные затраты, а также появление рисков, свя­занных с внешнеэкономической деятельностью. Сюда же мож­но отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на кото­рых рассчитывало предприятие при проектировании иннова­ционного проекта, откажутся от своих обязательств, и пред­приятие не сможет получить (приобрести) оборудование, сы­рье, материалы, комплектующие изделия по ценам, которые были заложены в проекте. В данном случае затраты предприя­тия при разработке инновационного проекта могут значитель­но увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значи­тельно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству пре­доставляемых услуг и т. п.

Маркетинговые риски сбыта разработанного инновацион­ного проекта включают следующие:

• риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых то­варов и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реали­зации новых изделий;

• риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, воз­никающий в следующих ситуациях:

а) когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;

б) когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;

в) если выбран сегмент рынка, в кото­ром потребность в новшестве оценена неверно;

г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб­ность в новшестве ограничена, и т. п.;

• риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и сис­темы продвижения новшества к потребителю. Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, кре­дитные, инвестиционные и др.

В заключение я приведу “десять правил эф­фективных исследований”, изложенные П. Дракером, кото­рыми целесообразно руководствоваться инновационным фирмам в целях снижения рисков и повы­шения эффективности инновационной деятельности[9] :

— Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают ус­таревать в тот день, когда они впервые достигают самоокупае­мости .

— Тот факт, что именно вы признаете спое изделие, про­цесс или услугу устаревшими, — единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту.

—Лучше забыть уместное в XIX веке различие между “фун­даментальными” и “прикладными” исследованиями. Оно все еще может сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно.

— В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. — это не “дисциплины”, а ору­дия. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специали­ста необходимо привлечь для реализации проекта.

— Исследование — это не одно усилие, а три: усовершенст­вование, управляемая эволюция и нововведение. Они допол­няют друг друга, но в тоже время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не пре­кращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции; “каждое успешное новое изделие — это ступень к следующему изделию”.

Перечисленные пять правил касаются того, что надо делать. последующие пять разъясняют, как надо делать.

— Ставьте высокие цели. Мелкие исправления обычно так же трудно вносить, и встречают они такое же упорное сопро­тивление, как и фундаментальные. Японские фирмы контро­лируют рынок как видеомагнитофонов, так и факсимильных аппаратов — оба американских изобретения, потому что они ставят более высокие исследовательские цели.

— Тем не менее эффективное исследование требует как долгосрочных, так и краткосрочных результатов, необходимого равновесия можно достичь путем ретроспективного анализа.

— Исследование — это отдельная работа, но не отдельная функция. Разработка — превращение результатов исследова­ния в изделия, процессы или услуги, которые можно произво­дить, продавать, поставлять и обслуживать, — должна идти рядом с исследованием. Производство, маркетинг и обслужи­вание влияют на исследование с самого начала точно в такой же мере, в какой результаты исследования, в свою очередь, влияют на них.

— Эффективное исследование требует организованного от­каза не только от изделий, процессов и услуг, но и от исследо­вательских проектов. Каждое изделие, процесс, услуга и ис­следовательский проект должны подвергаться проверке на жизнеспособность раз в несколько лет, чтобы ответить на во­прос, стали бы мы начинать производство этого изделия, ис­пользование процесса, услуг или исследовательский процесс, зная то, что нам известно сейчас? Три хороших ключа к опре­делению момента, когда надо отказаться от проекта: во-первых, когда больше нет значительных усовершенствований; во-вторых, когда управляемая эволюция больше не приводит к новым изделиям, процессам, рынкам или применению; в-тре­тьих, когда долгие годы исследований дают только “интерес­ные” результаты.

— Исследования надо измерять так же, как все остальное. Довольно просто установитгь конкретные цели для усовершен­ствований и измерить их. При управляемой эволюции тоже можно поставить цели, нашример, одно новое существенное изделие, рынок или применение каждый год. Однако нововве­дение требует оценки. Примерно каждые три года компании необходимо рассматривать результаты своих нововведений: что нового ввело предприятие, соответствовали ли эти нововве­дения по количеству, качеству и последствиям позиции пред­приятия на рынке, и его лидирующему положению в данной отрасли, какими должны быть результаты нововведений пред­приятия в следующие несколько лет.

3.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Избежать полностью риска в инновационном предприни­мательстве не возможно, поскольку инновации и риск — дне взаимосвязанные категории. Нововведенческая деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет пользоваться спросом. Поэтому инновацион­ным предприятиям в первую очередь следует тщательно ана­лизировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии — стадии отбора проектов.

Одним из способов снижения инновационного риска яв­ляется диверсификация инновационной предприниматель­ской деятельности, состоящая в распределении усилий разра­ботчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществ­ления разнообразных инновационных проектов, непосредст­венно не связанных друг с другом.

Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов — следующий метод минимизации риска инновационной дея­тельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможно­го риска неприемлема для инновационного предприятия, оно может передать эти риски другой организации. Выделяют три причины, в результате действия которых передача риска вы­годна как для стороны передающей (трансфера), так и для при­нимающей (трансфери):

— потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя прини­мающей;

— трансфери может находиться в лучшей позиции для со­кращения потерь или контроля за хозяйственным риском.

Передача риска инновационной деятельности, как прави­ло, производится путем заключения нижеприведенных типов контрактов.

* Строительные контракты.

* Аренда машин и оборудования (лизинг).

* Контракты па хранение и перевозку грузов.

* Контракты продажи, обслуживания, снабжения.

* К этой же группе контрактов относятся: соглашение о снаб­жении предприятия материалами, сырьем, необходимыми для реализации инновационного проекта, на условиях полдержа­ния неснижаемого остатка на складе, аренда оборудования. используемого для осуществления инновационного проекта. с гарантией его технического обслуживания и текущего ремонта; гарантия полдержания производительности (определенных технических характеристик) используемого оборудования: до­говора на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности.

Договор факторинга (финансирование под уступку денеж­ного требования).

Биржевые сделки. снижающие риск снабжения инноваци­онного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок. Минимизация рисков снабжения в данном случае также осуществляется за счет передачи риска путем: приобретения опционов на закуп­ку товаров и услуг, необходимых для осуществления иннова­ционного проекта, цена на которые в будущем увеличится: заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров.

Заключая фьючерсный контракт на покупку товара или ус­луг, инновационная предпринимательская фирма, с одной сто­роны, приобретает определенную гарантию получения товара или услуги в нужный срок по оговоренной цене, снижая тем самым риск снабжения и инфляционный риск. С другой сто­роны, инновационная фирма не лишается возможности отказаться от контракта в том случае, если найдет альтернативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгод­ный контракт. Фьючерсный контракт на покупку товара или услуги может быть заключен в качестве резервного как допол­нение к основному контракту, в надежности которого у фир­мы есть сомнения. Если основной контракт тем не менее бу­дет реализован, предпринимательской фирме следует продать фьючерс на параллельную закупку до наступления по нему срока реальной закупки и ее оплаты. В данном случае необхо­димо, чтобы срок дополнительного фьючерсного контракта был более длительным, чем срок поставки по основному кон­тракту.

При передаче риска инновационная предпринимательская фирма должна учитывать следующие моменты:

распределение рисков между трансфером и трансфери должно быть четким и недвусмысленным:

трансфери должен иметь возможность быстро выполнить все принятые на себя обязательства;

трансфери должен иметь значительные полномочия для сокращения и контроля за риском и наилучшим образом ис­пользовать эти полномочия:

решение о трансфере должно приниматься на базе крите­рия эффективности (как недорогой или более прибыльный ме­тод) в сравнении с аналогичными по надежности методами минимизации предпринимательского риска:

риск должен передаваться по цене, одинаково привлека­тельной как для трансфера, так и для трансфери.

Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности является их страхование.

Страхование — система экономических отношений, вклю­чающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределения и перераспреде­ления) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховы­ми случаями) путем выплаты страхового возмещения и стра­ховых сумм. В страховании обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей созданием и использо­ванием соответствующего фонда, — страховщика и юридиче­ских и физических лиц, вносящих в фонд установленные пла­тежи, — страхователей, взаимные обязательства которых рег­ламентируются договором страхования в соответствии с усло­виями страхования. Из всех форм передачи риска страхова­ние наиболее полно отвечает идеальным условиям, предъявляемым к трансферу риска, так как ресурсы для покрытия по­терь инновационной фирмы получаются от страховых орга­низаций быстрее, чем из любого другого источника.

Решив обратиться в страховую компанию, инновационной предпринимательской фирме следует иметь в виду, что лучший метод страхования — это заключение не одного страхового контракта от всех предполагаемых рисков, а комплексная си­стема защиты организации. Эта система зависит от специфи­ки работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:

1) страхование движимого и недвижимого имущества, то есть зданий, сооружений, оборудования, готовой продукции на складах и т.п. от всех возможных потерь, предусмотренных страховым договором:

2) страхование грузопотоков, то есть всех получаемых и от­правляемых предприятием грузов:

3) страхование ответственности, включающей общеграж­данскую ответственность работодателя перед работниками (риск получения работником увечья при несчастном случае на производстве):

4) страхование персонала, то есть страхование компанией жизни сотрудников, страхование на случай временной нетру­доспособности иди инвалидности работников.

В некоторых случаях наиболее эффективной возможнос­тью избежания негативных последствий или снижения уров­ня риска инновационной деятельности являются прямые уп­равленческие воздействия на возможные управляемые факто­ры риска. Такие, как:

анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту;

планирование и прогнозирование инновационной деятель­ности:

подбор персонала, участвующего в осуществлении инно­вационной деятельности, и др.

Одним из возможных путей избежания ошибок при выбо­ре партнера является создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих партнерах. В качестве образца в этом случае можно использо­вать систему Dul-Diligence — “должного внимания”, практи­куемую защиту от разного рода мошенничеств. Один из основ­ных инструментов этой системы — анкета, включающая во­просы о названии компании-контрагента и адресах ее офисов за последние два-три года; о видах бизнеса, ею осуществляе­мых. Анкета может содержать вопросы о партнерах компании и их адресах, вопросы о ее финансовом состоянии и предпо­лагаемом обороте или будущем среднем остатке на счете. На­иболее сложные вопросы анкеты связаны с происхождением капитала компании. Подобная анкета дает предварительную информацию о клиенте, и в том случае, если что-то в его отве­тах настораживает, следует проводить дополнительное иссле­дование, включающее поиск подтверждений (или опроверже­ний) полученных данных, поиск фактов, о которых партнер умолчал, а также проверку сведений с помощью других орга­низаций. По итогам анкетирования готовится заключение о целесообразности сотрудничества с данной компанией.

Важнейшим фактором снижения риска является планиро­вание и прогнозирование инновационной деятельности пред­принимательской фирмы. Эффективное прогнозирование и планирование дают возможность предпринимателю предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или из­менениям конъюнктуры рынка, снизив таким образом уровень риска. Любая предпринимательская структура более устойчи­ва, когда внутренний порядок позволяет ей сопротивляться внешним негативным воздействиям.

Одним из внутренних источников снижения предприни­мательского риска является тщательный подбор работников (персонала) фирмы. Чем больше людей работает в предпри­нимательской фирме, тем больше риск от принятого каждым из них решения, поэтому руководителю организации следует постоянно уделять внимание кадровым вопросам. Не имеет значения, каким видом предпринимательской деятельности занимается фирма, — в любом деле необходим хороший пер­сонал. Следует подбирать компетентных способных работни­ков, иначе фирма будет ненадежна, неэффективна. Подбор ко­манды — это искусство, необходимое руководителю, для того чтобы деятельность его фирмы была эффективна. Штат сотруд­ников должен формироваться по принципу компетентности и заинтересованности в работе. В большей степени это касается инновационных фирм, так как почти 50% всех ошибок при реализации инновационного проекта происходят из-за не­брежности, невнимательности, низкой квалификации испол­нителей проекта.

Для успешной деятельности большое значение имеет ин­новационный настрой менеджмента всех уровней управления, нейтрализация сопротивления изменениям, стимулирование различных инициатив. Каждый специалист инновационной фирмы должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы. Основная задача руководителя ин­новационной предпринимательской фирмы—расширить уча­стие непосредственных исполнителей в принятии инноваци­онных решений.

Социологические обследования показывают, что только 34% сотрудников инновационных фирм отдают работе все свои силы и знания.

В то же время более 60% научных сотрудников могут тру­дится более эффективно при изменении некоторых условий организации труда, материального и морального стимулиро­вания.

Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предпри­ятии, так как в некоторых случаях техническая и коммерчес­кая информация о разрабатываемом на фирме инновацион­ном проекте может “подтолкнуть” конкурентов к параллель­ным разработкам.

Кроме этого, при заключении контракта между руководи­телем предпринимательской фирмы и сотрудником необходи­мо вносить обязательства последнего по неразглашению ком­мерческой тайны. Наличие подобного документа позволяет предпринимателю—собственнику фирмы применять различ­ные санкции к работникам, виновным в утечке конфиденци­альной информации. Важнейшим направлением защиты ком­мерческой тайны предприятия является стабильность кадро­вого состава. Если состав квалифицированных специалистов меняется из-за высокой текучести, бесценные разработки фирмы могут становиться бесплатным достоянием конкурентов.


ЗАКЛЮЧЕНИ Е.

Итак, нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы большие вложения финансовых и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок. Иначе может возникнуть проблема нехватки времени, необходимого для отладки и внесения оперативных изменений.

Сложность развития инновационной сферы Беларуси заключается в неприспособленности старой системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования.

В заключение следует сказать, что поддержка инновацион­ного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и эконо­мической политики во всех странах с развитой рыночной эко­номикой.

Одной из причин снижения эффективности инноваций в Беларуси является слабость правовой базы в области инноваци­онного предпринимательства и недостаточный уровень госу­дарственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования. В развитых западных странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществля­ется поддержка инновационного предпринимательства. Осо­бый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япо­ния, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностях практика решения научно-технических про­блем в этих странах имеет общую основу — активное участие государства в проведении инновационной политики.

Список литературу.


[1] Жизнин С.З., Крупное В.И. Как стать бизнесменом. — Минск.: Изда­тельская группа “Предприниматель”. — 1990. — С. 7.

[2] Словарь-справочник предпринимателя. — М.: Издательско-произ­водственная фирма “Зевс”. — 1992. — С. 84.

[3] Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купряко-ва. —М.; Бизнес и Банки, ЮНИТИ.— 1996.—С. 351.

[4] Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование пред­принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс. — 1982 г. — С. 72.

[5] Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП “Бук Чембер Интернешнл”. — 1992. — С. 41 .

[6] П.ф. Дракер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. С. 48-49.

[7] Швальбе Б., ШвальбеХ. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. — М.: Прогресс. —1993,—С. 90.

[8] Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. — Консультант директора. — 1996. № 23.

[9] Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей пред­приятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр. 1992. С. 316-318.