Реферат: Доколумбовы цивилизации
Название: Доколумбовы цивилизации Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Введение Доколу́мбовы цивилиза́ции — цивилизации, существовавшие на континентах Северной и Южной Америки и исчезнувшие до появления там европейских колонистов в XV веке. 1. История Полагают, что предки индейцев и эскимосов переселились в Америку 30-20 тыс. лет назад, из Северо-Восточной Азии через область Берингова моря и пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия. До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами. 2. Образ жизни и общественный быт индейцев Внешний облик индейцев, кроме одежды, определяется некоторыми то религиозными, то социального характера обычаями, к которым относятся: 1) особые процедуры с волосами: косы у обоего пола (иногда в сетках), бритье всех волос на голове, кроме так наз. скальпового локона, иногда отпускание и свободный рост волос; 2) фантастические головные уборы, особенно у племенных главарей, достигающие порой высоты в 1,5 м, изукрашенные массой красных и синих перьев и разноцветных лент; иногда уборы из перьев (часто в виде гребня) служат отличительными признаками отдельных партий воинов или охотников; 3) татуировка, первоначально господствовавшая на всем протяжении материка, теперь постепенно прекращается, часто ограничивается разрисовкой лица, особенно у женщин, немногими точками и линиями в обозначение принадлежности к данному роду (так в Калифорнии); в Южной Америке татуировка (обыкновенно шипами растений) служит для обозначения достижения девушками зрелости, иногда означает и знатное происхождение. Путешественники часто смешивают татуировку с рубцами от общепринятых у индейцев кровопусканий и частых, считающихся в известных случаях целебными, надрезов на руках и ногах; 4) раскрашивание тела красками, во многих случаях заменившее татуировку, употребляется И. чаще всего перед плясками и войной; мужчины некоторых племен не предпринимают путешествий, не дав себя первоначально разрисовать жёлтой охрой или красным соком растения уруку (виха); часто при этом все тело намазывается салом; 5) калеченье черепа было распространено во всей Америке; теперь постепенно прекращается; оно производилось постепенным сдавливанием черепа меж двух досок вскоре после рождения ребенка и имело целью придать черепу желаемую форму, иногда более круглую, иногда с более откинутой назад лобной костью; часто это калечение сопровождалось спиливанием зубов до самых десен. Украшения среди индейцев очень часты, но представляют мало своеобразного; к ним принадлежат серьги, палочки, продеваемые сквозь губы и ноздри, бусы и т. п. Одежда южно-американских индейцев иногда ограничивается поясом или футлярообразной плетенкой; совершенно голыми часто ходят племена эквадорских Анд, каяпа и телемби; другие, как, напр., матако, отправляются голыми на войну. У северн. племен женщины одеты более мужчин, у матако и тоба — наоборот. У большинства индейцев одежда довольно сложная и состоит из хлопчатобумажных тканей, лыка, кож, мехов и перьев. Благодаря правительственным раздачам шерстяные одеяла (blankets) сделались одной из необходимейших принадлежностей костюма сев.-американских И. Брюки, переходящие в сапоги-мокасины, распространены среди многих племен и представляют сходство с одеянием гиперборейской расы — эскимосов. Женское одеяние, первоначально ограничивавшееся грубой рубахой, у цивилизованных племен, особенно Испанской Америки, часто заменяется костюмом креолки. Оружие отличается преобладанием камня в виде острий стрел и копий, топоров и ножей; в доевропейский период весьма часты были и деревянные орудия, палицы, копья и даже ножи. Чаще всего встречаются копья с наконечниками из дерева же или из кости и камня, часто похожими на ножи, и лук со стрелами, любимое оружие американцев, особенно в Южн. Америке. Стрелы, нередко отравленные, часто посылаются и из полого снаряда в виде длинной палки, посредством дутья. В Сев. Америке, начиная с прошлого столетия, среди И. распространились ружья, с которыми они справляются не хуже европейцев. В Южной Америке часто ещё можно встретить старинное оружие вместе со знаменитым лассо, или петлей для кидания, и бола — шаром, кидаемым на веревке. Орудия хозяйственные приготовлены из тех же материалов: каменные топоры, ступы, буравы из птичьих костей и т. п. Медь, ценившуюся некоторыми из атлантических племен выше золота, индейцы употребляли чаще для украшений, чем для полезных изделий; металлы вообще у первобытных И. никогда не заменяли камня, дерева и кости. Распространены были уже рано изделия из глины; у западных племен, кроме перуанцев, особенно манданы были хорошими гончарами, и по настоящее время гаучосы изготовляют горшки по индейскому способу. Ткачество во многих местностях среди И. издавна находилось на высокой ступени развития; перуанское искусство в этом отношении простиралось до Чили, мексиканское процветало ещё в Нов. Мексике и Аризоне. Северо-западные И. пряли и ткали лыко одной из сосновых пород, коноплю, шерсть лисицы и рыси и т. п.; в новейшее время это искусство погибло безвозвратно вследствие наплыва европейских товаров и частых войн. Искусство плетения и уменье приготовлять кожи у И. были весьма своеобразны; и эти искусства их и до сих пор ещё сохранились. И. не лишены и художественного чутья, выражающегося в замысловатой орнаментации плетений и тканей, а также в произведениях разного искусства; особенно верно изображаются на камне и глине животные. Занятия И. в настоящее время: рыболовство — у многих племен почти исключительное занятие; охота, на которую часто смотрят как на дело всего племени, совершаемое по предписаниям племенного главы; земледелие, главным образом обработка маиса, в доевропейское время производившаяся всеми племенами И. к Ю. от р. Св. Лаврентия. Из домашних животных Индейцы ценят, главным образом, лошадей; в Южной Америке так назыв. льянеро составляют целый народ всадников. В Южной Америке культивируется И. большое количество растений, но дело ведется не особенно старательно. Табак сеется всевозможных сортов. Садоводству и разведению плодовых деревьев Индейцы научились лишь от европейцев. Определенные места жительства имеют далеко не все племена, некоторые же, как ботокуды Южн. Америки, вовсе не имеют даже хижин. У других южно-американских племен хижины составляются из 4 кольев, четырёх (иногда трёх) бамбуковых стен и крыши из древесных листьев. Помещения сев. племен более совершенны. Иногда они представляют собой палатки с отверстием для дыма и небольшим входом, крытые циновками или кожами, иногда — землянки или сколоченные из бревен дома. Наиболее совершенны — если не считать строений мексиканцев, перуанцев, пуэбло и т. п. — были «вигвамы» или коммунальные дома ирокезов, известные под названием «длинных домов», в кот. иногда могло поместиться до 200 чел. Государственное начало у индейцев основано на системе родов или кланов, которые отличаются друг от друга символическими названиями, почерпнутыми из животного или растительного мира (так назыв. тотемы, вроде гербов); взаимные отношения вроде права наследования и родственные наименования в этих родах часто дают право предполагать прежнее существование у них гинекократии. Власть племенного главы наследственна, хотя революции и захваты власти энергическими лицами бывали нередко. Кроме главы (сахем), управление сосредоточивается в родовом совете и союзе охотников данного племени. Помимо известных древних культурных стран, Индейцы нигде не являются соединёнными в одно государство, хотя федерации с военными целями бывали нередко. Войны сопровождались многочисленными формальностями и религиозными обрядами; трофеем считалась содранная с черепа противника кожа с клоком волос (скальп) — обычай, сходный с почитанием черепов у других варварских племен. Многочисленны церемонии и при мирных сношениях; для гостей часто даются празднества с плясками, масками, торжественным курением табака из «трубки мира» и т. п. 3. Религии индейцев Религии индейцев разнообразны, но, не представляя следов монотеизма, сильно затрудняли миссионерам перевод христианского понятия «бог». Это, впрочем, не относится к инкам, поклонение которых Виракоче постепенно приобретало монотеистические черты. Идея божества у них не успела определиться и принять точное значение; трудно определить также, каковы их идеи о сотворении мира. Во многих случаях мы имеем дело с обожанием светил, солнца и луны, на которых смотрят как на мужа и жену; иногда главы племен обязаны приносить им жертвы. Явления природы вызвали также олицетворения — воды, грозы, грома и молнии: сохранился перуанский гимн к грому. Цифра четыре у многих племен имеет магическое значение; признаются также многочисленные приматы. Космогонических и других мифологических рассказов собрано большое количество среди И.; все они представляют громадное сходство с полинезийскими. Есть у них и свое сказание о потопе. Животные, особенно птицы, играют большую роль во всех сказаниях, точно так же как они наиболее часто встречаются в тотемах. В связи с этим стоит почитание медведей, волков, змей и т. п. Повсеместна вера в загробную жизнь. Она то представляется вечным счастьем, то картиной, полной скорби и уныния. Идолы у И. редки, так что религия их не столько политеизм, сколько пандемонизм; жертвы приносились прежде в виде маиса и единственного домашнего животного — собаки. О более разработанной религии перуанцев и мексиканцев — см. Перу и Мексика. Каннибализм, замеченный во многих местах, везде имел религиозные основы. Место жрецов заступают особые колдуны, которые в то же время и врачи. Погребальные церемонии, одинаковые в общем у всех И., сопровождаются воем, вырыванием волос, разрушением хижины, где произошла смерть; труп хоронят в сидячем положении, что достигается особым обвязыванием покойника. В древнем Перу была употребительна особая мумификация трупов, завертывавшихся в массу различных одеяний. 4. Хронология Верхняя часть шкалы (оттенки серого цвета) соответствует североамериканскому ареалу. 5. Перечень доколумбовых культур · Хоупвелл Основная статья Хоупвелл Хоупвеллская традиция или Традиция Хоупвелл (иногда неверно именуется «культура Хоупвелл ») — комплекс сходных индейских археологических культур, существовавших вдоль рек северо-восточной и центрально-восточной части будущих США в период 200—500 гг. н. э. Хотя о происхождении Хоупвеллской традиции всё ещё ведутся споры, по-видимому, она возникла на территории Иллинойса или невдалеке от него. Хоупвеллская традиция состояла из раздробленных племён, связанных общей сетью торговых путей,[1] известной как Хоупвеллская система обмена. В период своего расцвета Хоупвеллская система обмена распространялась с юго-востока современных США до юго-востока канадского побережья озера Онтарио. На этой территории процветала активная торговля и деятельность вдоль речных путей. Хоупвеллская система получала материалы со всей территории современных США. Среди предметов торговли большинство составляли экзотические материалы, в обмен на которые экспортировались продукты питания и местные изделия. Хоупвеллские изделия обнаружены далеко за пределами данной системы, в частности, во многих погребениях за пределами среднего Запада.[2] · Могольон Основная статья Могольон Археологическая культура Могольон — одна из 4-х крупнейших исторических культур юго-запада современных США, частично затрагивавшая также территорию северной Мексики. Существовала примерно с 150 г. н.э по 1400 г. н. э. Название происходит от Могольонских гор, названных в честь дона Хуана Игнасио Флореса Могольона, губернатора Нью-Мексико в 1712—1715. · Анасази Основная статья Анасази Культура Анасази , или предки пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики и сооружения жилищ. До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка, согласно которой культура возникла примерно в 12 в. до н. э. во время Эры изготовителей корзин II по Хронологии Пекос. Начиная с самых ранних раскопок исследователи полагали, что древние пуэбло (анасази) были предками современных пуэбло. [3]В целом, и сами пуэбло также претендуют на происхождение от древних пуэбло. До настоящего времени остаётся населённым созданное анасази около 1000 лет назад селение Таос-Пуэбло, являющееся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. · Хохокам Основная статья Хохокам Хохокам , англ. Hohokam — крупная доколумбова археологическая культура, существовавшая на юго-западе США (пустыня Сонора), частично затрагивавшая также территорию современной Мексики. Существовала с 1 по 15 вв. н. э. Культуру идентифицировал в 1930-е гг. как отличную от соседних археолог Гарольд Глэдвин, который использовал название из языка индейцев оодхам для обозначения археологического памятника, который он раскапывал в долине Нижней Хилы (Lower Gila Valley). Согласно местным преданиям, культура хохокам могла быть предком народов акимель-оодхам и тохоно-оодхам в Южной Аризоне. Недавние исследования памятников народа Собайпури, предков современных пиманских народов юто-ацтекской семьи, показывают, что предки пима присутствовали в данном регионе как минимум со времён последних лет существования культуры Хохокам. · Ольмеки Основная статья Ольмеки Ольме́ки' — название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках; но вряд ли правомерно применять его для обозначения цивилизации, существовавшей на несколько столетий раньше. Названа условно по одному из небольших племен, живших на этой территории.[4] В 1867 году Хосе Мельгар, выпустил в свет первое печатное сообщение о гигантской голове «эфиопа» из Трес-Сапотес и тем самым положил начало изучению забытой индейской культуры, затерявшейся в лесах Веракруса и Табаско. Широкомасштабные археологические раскопки произошли в 1930-х годах, когда Мэтью Стирлинг со своими коллегами заложили первые шурфы и траншеи на зеленых склонах холмов Ла-Венты и Трес-Сапотес. Был открыт центр ольметской культуры в Пьедра Парада музейный фонд которого пополняется за счет работы экспедиций мексиканских археологов из Национального института антрологии и истории. Ученый археолог Медельин Сениль из университетского музея города Халапы, столица штата Веракрус, открыл на неизвестный город ольмеков — Син Кабесас («Безголовые») это название родилось из-за облилия поврежденных и обезглавленных статуй, выглядывавших буквально на каждом шагу из-под зеленой листвы джунглей. Два самых известных ольмекских памятника — Трес-Сапотес (Веракрус) и Ла-Вента (Табаско). · Майя Основная статья Майя Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. — 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. · Сапотеки Основная статья Сапотеки · Теотиуакан Основная статья Теотиуакан · Тольтеки Основная статья Тольтеки · Ацтеки Основная статья Ацтеки · Чавин Основная статья Чавин · Паракас Основная статья Паракас · Моче Основная статья Моче · Наска Основная статья Наска · Уари Основная статья Уари · Тиуанако Основная статья Тиуанако · Сикан Основная статья Сикан · Чибча Основная статья Чибча (цивилизация) · Чиму Основная статья Чиму · Инки Основная статья Инки 6. Источники При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). Литературу см. в соотв. статье. Из более новых трудов: · Morgan, «Houses and Houselife of the American Aborigenes» (1881) · Emerson, «Indian Myths» (1884; о том же масса статей в недавно основанном "Journal of American Folk-Lore) · Fi. Ratzel, «V ö lkerkunde» (1890, II, 525—710) · Дж. Фиске, «Открытие Америки» (перев. с кратким очерком древней Америки и испанского завоевания, М. 1892). Список литературы: 1. Images of the Past, 5th edition. — New York: McGraw-Hill, 2008. — P. 274–277. — ISBN 978-0-07-340520-9 2. Fagan Brian M. Ancient North America. — Thames and Hudson, London. 3. The Ancient Puebloans: How Do We Get Started? 4. Б.Байер, У. Бирштайн и др. История человечества 2002 ISBN 5-17-012785-5 Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Доколумбовы_цивилизации |