Реферат: Этапы развития риторики

Название: Этапы развития риторики
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

1.Этапы развития риторики 1Др.греция 7в д.н.э-Рим 2 н.э 2Западная Франция, Польша до 17в 3 В первой половине 19в Ритор. Преподавалась по всем учебным заведения России. Во второй половине 19в происходит спад интереса к класич.ритор. Зато возрос интерес у полит.юрид.деловому красноречию. Появляется новый предмет теория словесности. С 7-х 19в по 20-е 20в обучение филологии все более ориентированно на изучение фольклора. После 17г делаются попытки возр.риторику: во всех центр. Вузах страны читается её курс. В 50-60г учение в основном занималось проблемами культуры. С 70-г интерес возродился с низов. В настоящее время изучение риторики стало необх. для делового человека. Риторика –наука об усл. И формах эффект. Коммуникации. Делов.риторика-наука об убедит.и эффект.

2.Речевая деятельность. Технология. Понимают достижения адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации речевого сообщения. Условия: 1Потребн.в общении 2Настроенность на мир собеседника 3Уменяе говорящего проникнуться в замысел говорящего. 4Внешние обстоятельства (1Равной безопастности 2Принцип децентрической направленности 3Принцип адекватности того что воспринято тому что сказано 4Непреченение ущерба) Мешает восприятию: эгоизм, увер.в собств.непобедимости,неспосб.на компромисс. Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Целесообразно обращ. Внимание на позу участников общения. Осн.принцип.хорошо.слушаяния – 1Старайтесь сконцетрир.на говорящ.человеке 2Покажите говорящ. что вы его понимаете 3Недавайте оценок,советов

3.Нравственные установки речевой коммуникации. 1Отказ от монополии на истину 2Готовность к изменениям, диалогу и компромиссу 3Критика собст.поведения 4Анализ ситуации глазами оппонента 5Борьба со злом, но любовь к людям стоящим за ним. 6Полная открытость поведения – отсутствие лжи

5.Психологические основы делового общения. Существуют приемы которые помогают убедить партнера в чем либо. Принцип контраста – если 1-ый предмет явно отличается от 2-го мы будем склонны преувеличивать их различия. Принцип взаимного обмена – люди стараются отплатить каким то образом за то что им представил другой человек. Прим.в торговой области.

4.Основные характеристики делового общения . На деловое общение тратитсяОколо 80%времени любого руководителя. Деловое общение – межличност. Общение с целью орган и оптимиз. Того или иного вида предметной деятельности:произв,научной,коммерческой с целью орг-ии плодотворного сотрудничества участники делового общения – это официальные должностные лица четко исполн.свои служеб.обязанности.Деловое общение может быть необход,нейтральным, и нежелательным. Деловой этикет включает в себя правило приветсвия и представления, регламентирует поведение во время презентации, на приеме, за столом, предписывается как дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку. От участников дел.общ.требуется хор. Знание языка своей профес. 6Виды делового общения . По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: Приветственная речь; Торговая речь (реклама); Информационная речь; Доклад (на заседании, собрании). Диалогические виды: Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему. Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений. Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу. Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения. Дискуссия; Совещание (собрание); Пресс-конференция. Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог. Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию. 7.Беседа и переговоры. Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения. Переговоры - во мног.цивилиз.странах издает. Множество литературы по искус.переговор. В современной России многие деловые люди не имеют опыта ведения переговоров. Переговоры – это обсуждение с целью заключения соглашения между кем либо по какому либо вопросу. Практически любая беседа может перерасти в переговоры, недопустимо начинать с настроение одержать вверх над противником. В переговорах главным является не анализ позиции оппонентов а учет интересов сторон т.е на первое место выдвигается поиск баланса интересов и их соотношения.
8. Презентация и переговоры . Переговоры - во мног.цивилиз.странах издает. Множество литературы по искус.переговор. В современной России многие деловые люди не имеют опыта ведения переговоров. Переговоры – это обсуждение с целью заключения соглашения между кем либо по какому либо вопросу. Практически любая беседа может перерасти в переговоры, недопустимо начинать с настроение одержать вверх над противником. Презентация – цели: 1создать мнение о себе как о высококвалифицированном специалисте знающем свою работу и относящемуся к ней творчески 2Проявить свои лидерские качества 3Продемонстрировать инициативность, организованность и способность к творчеству 4Убедить других принять ваши идеи рекомендации и предложения что позволит: 1Продвинуть продукцию, 2Распространить информацию 3Повыси окупаемость 4Поднять восприимчивость потребителя. Презентации бывают камерные, публичные, приватные.

9. Общая характеристика конфликтов в деловом общении. Конфликтов невозможно избежать следовательно деловому человеку важно знать что представляет собой конфликт как социально психологическое явление, какова его природа, причины возникновения, какой должна быть строение поведения в конфликтной ситуации. В 50-60г XXв начала исследования межличностная область знания – конфликтология. Это наука о закономерностях возникновения и развития, завершения конфликта а так же принципах, способах и приемах их регулирования. Конфликты могут носить разрушительный и созидательный характер.


11.Структура и динамика конфликта. Предмет конфликта – это противоречие участниками конфликта называются все лица имеющие к нему отношение: юридическое,частное,официльное. Среди них выделяются основные участники и группа поддержки. Наличие таких групп значительной степени определяет широту конфликта и его исход.

14. Литературный язык-основа культуры речи. Литературный язык составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Обслуживает сферы человеческой деятельности: политику, науку, законодательство, официально-деловое общение, бытовое общение, Основные признаки литературного языка обработанность (литературный язык - это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями); устойчивость (стабильность); обязательность для всех носителей языка ; нормированность ; наличие функциональных стилей . Современная концепция культуры речи как науки выделяет 3 ведущих аспекта культуры речи: нормативный (соблюдение действующих норм); этический (соблюдение определенных правил общения, этических норм поведения); коммуникативный (культура владения разными функциональными разновидностями языка). Нормативный аспект культуры речи - важнейший, хотя и не единственный
13.Национальные особенности делового общения. Классификация деловых культур по Льюису. Британский лингвист.возгл. Междунар.институт кроскультурного и языкового тренинга. Он говорит на 10 евр. И 2 азит.языках. Льюис условно разбивает культуру мира на 3 типа: 1Моноактивные – культуры в которых принято планировать свою жизнь.Занимаются только одним делом в данный момент:США,Шведы,датчане. Полиактивные –подвижные общительные народы. Делают множество дел одновр, не редко не доводят дела до конца: итальянцы все латиноамерик. Реактивные – придают наибольшее значение вежливости и уважению:Япония,Китай. Они организуют свою деятельность в зависимости от обстоятельств,невысказывают опр.мнения,выражают свои мысли нредомолвками.

12.Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Активное действие Конкур - Сотруднечество
- Копромис
Пассивное Уклонение - Приспособление

Конкуренция+уклонение=индивидуальное действие

Сотруднечество+ приспосболение=совместное действие

10.Типология и причины возникновения. Конфликты: 1Социальные - 1.1межличностные, 1.2между личностью и группой 1.3 Между малыми соц.группами 1.4 Между средними соц.группами 1.5 Между большими соц группами 1.6Межгосударств (отдельные гос-ва, между коалициями гос-в 2Внутриличностные - 2.1 Между хочу и хочу 2.2 Между могу и не могу 2.3 Между хочу и Не хочу 2.4 Между нужно и нужно 2.5Между хочу и нужно 2.6 Между нужно и не могу. Причин: 1Организациоонно – управленческие 2Социально – психологические причины(потери и искажения информации, несбалансированное ролевое взаимодействие людей, внутренне - групповой фаворитизм) 3Личностные причины – они вызваны индивидуально-психологическими особенностями участников взаимодействия.

16. Содержательность и точность речи. Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставля­ют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми зна­ниями Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотреб­ления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говоря­щий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логи­чески мыслить, знает ли законы русского языка, его правила. Таким образом, точность речи определяется: знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи 17.Понятность и чистота речи. По мнению исследователей, общепонятность языка определяет­ся прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словар­ного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. Профессионализмами Жаргонизмы . Чистота речи — отсутствие в нейлишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употреб­ления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «люби­мые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, види­те ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление.Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой на­грузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от со­держания высказывания. Кроме того, лишние слова психологичес­ки действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. 18. Богатство и разнообразие речи . Оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обрабо­танных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы вы­ражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью сло­ва, т. е. его многозначностью. Понимает ли слушатель, о чем идет речь, что имеет в виду говорящий? Чаще всего в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Если было бы иначе, то люди часто не понимали бы друг дру­га или понимали неправильно. Однако многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи.
20. Речевой этикет. принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

24.Риторические навыки и умения. Чтобы выступать перед аудиторией, оратор должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки: отбора литературы; изучения литературы; составления плана; написания текста речи; самообладания перед слушателями; ориентации во времени. Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным.

30. Опровержение позиции оппонентов. Может достигаться приведением фактов или статистики, ставящей под сомнение утверждение оппонентов, а также анализом соответствия аргументов выдвинутому критерию.

15.Стилевые системы устной речи. Стилевые системы устной речи: коммуникативные и стилевые признаки кодифицированной литературной речи, разговорной речи и просторечия. Функциональная стратификация. Возможности функциональной стратификации литературных языков.Система функциональных стилей современного русского языка: признаки общей типологии. Системно-структурное членение литературного языка: 1) книжно-письменный тип (специальная речь - научная и официально-деловая; художественно-изобразительная речь - публицистическая и собственно-художественная); 2) устно-разговорный тип (публичная речь - научная и радио- и телевизионная; устная разговорная речь). Вопрос об особом выделении разговорного, литературно-художественного, ораторского, эпистолярного и нейтрального стилей как о результате нарушения классификационных критериев стратификации. Понятия макростиля, стилевой разновидности (подстиля, субстиля), жанра (стилевого варианта). Стилевые разновидности языка исторических социальных групп . Общая характеристика исторических социолектов (речь дворянства, военных, купеческая речь, профессиональные жаргоны и воровское арго, речь разночинцев). Женс и муж речь.
21.Этикетные формулы. (прощания, приветствия) В языке существуют средства, соответствующие нравственным нормам жизни и деятельности того или иного народа. Это - этикетные формулы, рассчитанные на различные речевые ситуации. В русском языке наиболее часто употребительны формулы прощания: "До свидания!", "До встречи!", "До завтра!" и т.д., а также: "Прощай!", "Прощайте!". Последние в отличии от предыдущих акцентируют внимание больше на временной протяженности срока, а то и обозначают расставание навсегда. Прощаясь вечером, на ночь, непосредственно перед сном, люди желают друг другу: спокойной ночи. Например, в русском языке: на месте многих ситуативно регламентируемых формул вполне успешно и универсально используется слово - "Здравствуйте". 22.Этикетные формула используемые в деловой речи. В языке существуют средства, соответствующие нравственным нормам жизни и деятельности того или иного народа. Это - этикетные формулы, рассчитанные на различные речевые ситуации.Огромный арсенал этикетных формул позволял учитывать социальный статус, пол, возраст, личные заслуги адресата и особенности речевой ситуации. Сегодня возрождаются старые формы обращений: господин, мадам, Ваше святейшество.Однако используются они не во всех формах общественной жизни. Вообще же использование этикетных средств отличается эклектизмом при отсутствии в нашем современном языке общенационального универсального обращения, каким было до 1917 года обращение “сударь” – “сударыня”. В процессе делового общения особое внимание уделяется социальному статусу адресата речи, который чаще всего и определяет выбор этикетных средств: Уважаемый или Многоуважаемый… Приглашаем Вас... или Позвольте пригласить Вас... 25. Подготовка к публичному выступлению. Ораторская речь – речь подготовленная, подготовленное литературное произведение , имеющие определенные стилистические характеристики, а поскольку она предназначена для сценического представления, то она имеет художественную и эстетическую направленность. Речь готовится по книжным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное явления на структуру речи. В процессе подготовке и произнесения возникает внутренне противоречие между книжной речью, поскольку выступление тщательно готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь. Такие выступления являются частично или полностью своеобразной подготовленной импровизацией и выражением спонтанной устной речи, с импровизационной манерой изложения.
30. Опровержение позиции оппонента. Опровержение - это прямой конфликт идей, концепций, принципов, фактов, мнений, которые и составляют суть дебатов. При опровержении подвергают сомнению: 1Само основание позиции оппонента и эффективность его стратегии, а также философия, касающаяся общей позиции оппонента в отношении темы. 2.Опровержение аргументов. 3.Выявление недостатков в рассуждениях и доказательствах. Опровержение аргументов. Отрицающая сторона относится к аргументам утверждающей стороны строго в том порядке, в каком они были представлены. Цель - "подрыв" этих аргументов. критика доказательств и поддержки. Отрицающая сторона должна задать вопросы: "Дает ли утверждение исчерпывающие объяснения своих аргументов?", "Доказательны ли их примеры?" и т.д. В ответах на эти вопросы отрицание может обнаружить для себя что: аргументы не подтверждены убедительными доказательствами, аргументы или доказательства могут быть опровергнуты более убедительно 32.Уловки в споре. Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента. Уловки могут быть допустимыми и недоп. Допустимыми они являются в том случае, если заметно, что противник прибегает к нечестным, непозволительным приемам введения спора. В таком случае необх. Создать своеобразную ловушку, в которую должен попасть недобросовестный спорщик. Недопустимыми считаются следующие виды уловок: неправильный выход из спора, срывание спора,»довод к городовому», «палочные» доводы. Срывание спора происходит пу4тм постоянного перебивания оппонента, демронстрации нежелания слушать его. Выход из спора происходитв том случае если один из участников не в состоянии поддерживать аргументированную деятельность в силу слабости свой собст. Позиции в данном споре. 29. Доказательство и аргументация в споре. Словом "аргументация" называют: 1) процедуру приведения аргументов в пользу какого-либо положения; 2) саму совокупность таких аргументов; 3)обоснование - в той или иной степени - истинности некоторого суждения. Человек разумный есть человек аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек вовлечен в аргументационную деятельность. В установлении научной истины, в решении политических проблем, в судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни - во всем этом значительное место занимает аргументация. Доказательство - это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. В доказательстве выделяют три элемента: 1) доказываемое положение - тезис; 2) суждения, с помощью которых обосновывается истинность тезиса, - аргументы, или доводы, или основания доказательства; 3) логическая связь тезиса с аргументами - демонстрация. В качестве аргументов в логике могут быть использованы: 1) удостоверенные факты; 2) законы науки; 3) ране доказанные теоремы; 4) аксиомы и постулаты; 5) определения.
28.Поведение участников спора. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — “словесный, устный”) общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Поведение участников спора: Уважительное отношение оппонентов друг к другу, Выдержка и самообладание в споре, Что влияет на поведение полемистов, Манера спора Сократа, Национальные и культурные традиции в споре 31. Классификация вопросов и виды ответов. 1Вопросы бывают: восполняющие - собственно вопрос, обращенный к участнику дискуссии и предполагающий содержательный ответ уточняющие -- корректирующие вопросы, использующие в структуре частицу "ли": контактоустанавливающие: 2по составу: простые -- не могут быть расчленены: сложные -- состоят из нескольких простых: 3по форме: корректные -- основанные на истинных суждениях: некорректные -- основанные на ложных или неопределенных суждениях: Сначала нужно выяснить, ссориться ли вообще вопрошаемый со своими сверстниками, а затем уточнять, по каким проблемам. по характеру: нейтральные: благожелательные: неблагожелательные: враждебные, провокационные: 27.Основные требования культуры спора. Пометим самые общие рекомендации, которые способствуют убедительности спора: 1.Если можете избежать спора, то воспользуйтесь этой возможностью. 2. Не спорьте по мелочам, но только принципиальным вопросам. 3. Спор должен быть предметным, а предмет спора ясным. 4. Спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций. Нужно следовать общим правилам логики, этики и психологии. 5. Использовать нужно только корректные приёмы, они могут содержать в себе элементы хитрости внезапности. 6. Стремитесь излагать свои мысли кратко, связно красиво
26. Композиция публичного выступления. композиция выступления, стилевые средства и сам процесс воплощения замысла речи в словесный ряд. Ораторы по-разному подходят к подготовке речи: одни пишут, а потом прочитывают по написанному свои выступления. Если в речи есть нетривиальность суждений, нет повторений, а авторитет выступающего непререкаем, то такое выступление может стать праздником для слушателей. Но в дебатах такой вид выступлений не приветствуется. Иные говорят свою речь, пользуясь карточками, расположенными в определенном порядке. Последовательность карточек может меняться, карточки из общего списка могут быть взяты не все, а лишь часть. И тогда речь льется свободно, есть место для импровизации, это своего рода ораторское творчество на глазах слушателей. Есть сильный ораторский прием, когда сочетается устная и письменная речь: на доске или на флипчарте рисуется схема, график или другой наглядный материал, который комментируется. Идет тщательный анализ проблемы и доказательство истины. 19. Изобразительно – выразительные средства языка. 1. Фразеология - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии. Важнейшие проблемы Ф. – отграничение фразеологизмов от сочетаний слов, образуемых (а не воспроизводимых) в речи, и определение на этой основе признаков фразеологизма. 2 Пословица , краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии.3 Тропы - слова и словосочетания, употребляемые не в обычном, а переносном смысле; в более узком значении — различные способы словопреобразования, с помощью которых главным образом в художественной, ораторской и публицистической речи (но также в бытовой и научной, в рекламе и т.п.) достигают эстетического эффекта выразительности. 4Стилистика , раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. стная речь , речь, осуществленная в устной форме, в противоположность письменной речи. В устной передаче может быть воплощён практически любой языковой текст, принадлежащий как к любой функциональной сфере литературного языка, так и к любой сфере национального языка.