1.Этапы развития риторики
1Др.греция 7в д.н.э-Рим 2 н.э 2Западная Франция, Польша до 17в 3 В первой половине 19в Ритор. Преподавалась по всем учебным заведения России. Во второй половине 19в происходит спад интереса к класич.ритор. Зато возрос интерес у полит.юрид.деловому красноречию. Появляется новый предмет теория словесности. С 7-х 19в по 20-е 20в обучение филологии все более ориентированно на изучение фольклора. После 17г делаются попытки возр.риторику: во всех центр. Вузах страны читается её курс. В 50-60г учение в основном занималось проблемами культуры. С 70-г интерес возродился с низов. В настоящее время изучение риторики стало необх. для делового человека. Риторика –наука об усл. И формах эффект. Коммуникации. Делов.риторика-наука об убедит.и эффект.
|
2.Речевая деятельность. Технология.
Понимают достижения адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации речевого сообщения. Условия: 1Потребн.в общении 2Настроенность на мир собеседника 3Уменяе говорящего проникнуться в замысел говорящего. 4Внешние обстоятельства (1Равной безопастности 2Принцип децентрической направленности 3Принцип адекватности того что воспринято тому что сказано 4Непреченение ущерба) Мешает восприятию: эгоизм, увер.в собств.непобедимости,неспосб.на компромисс. Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Целесообразно обращ. Внимание на позу участников общения. Осн.принцип.хорошо.слушаяния – 1Старайтесь сконцетрир.на говорящ.человеке 2Покажите говорящ. что вы его понимаете 3Недавайте оценок,советов |
3.Нравственные установки речевой коммуникации.
1Отказ от монополии на истину 2Готовность к изменениям, диалогу и компромиссу 3Критика собст.поведения 4Анализ ситуации глазами оппонента 5Борьба со злом, но любовь к людям стоящим за ним. 6Полная открытость поведения – отсутствие лжи
5.Психологические основы делового общения.
Существуют приемы которые помогают убедить партнера в чем либо. Принцип контраста – если 1-ый предмет явно отличается от 2-го мы будем склонны преувеличивать их различия. Принцип взаимного обмена – люди стараются отплатить каким то образом за то что им представил другой человек. Прим.в торговой области.
|
4.Основные характеристики делового общения . На деловое общение тратитсяОколо 80%времени любого руководителя. Деловое общение – межличност. Общение с целью орган и оптимиз. Того или иного вида предметной деятельности:произв,научной,коммерческой с целью орг-ии плодотворного сотрудничества участники делового общения – это официальные должностные лица четко исполн.свои служеб.обязанности.Деловое общение может быть необход,нейтральным, и нежелательным. Деловой этикет включает в себя правило приветсвия и представления, регламентирует поведение во время презентации, на приеме, за столом, предписывается как дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку. От участников дел.общ.требуется хор. Знание языка своей профес. |
6Виды делового общения
. По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: Приветственная речь; Торговая речь (реклама); Информационная речь; Доклад (на заседании, собрании). Диалогические виды: Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему. Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений. Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу. Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения. Дискуссия; Совещание (собрание); Пресс-конференция. Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог. Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию. |
7.Беседа и переговоры.
Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения. Переговоры - во мног.цивилиз.странах издает. Множество литературы по искус.переговор. В современной России многие деловые люди не имеют опыта ведения переговоров. Переговоры – это обсуждение с целью заключения соглашения между кем либо по какому либо вопросу. Практически любая беседа может перерасти в переговоры, недопустимо начинать с настроение одержать вверх над противником. В переговорах главным является не анализ позиции оппонентов а учет интересов сторон т.е на первое место выдвигается поиск баланса интересов и их соотношения. |
8. Презентация и переговоры
. Переговоры - во мног.цивилиз.странах издает. Множество литературы по искус.переговор. В современной России многие деловые люди не имеют опыта ведения переговоров. Переговоры – это обсуждение с целью заключения соглашения между кем либо по какому либо вопросу. Практически любая беседа может перерасти в переговоры, недопустимо начинать с настроение одержать вверх над противником. Презентация – цели: 1создать мнение о себе как о высококвалифицированном специалисте знающем свою работу и относящемуся к ней творчески 2Проявить свои лидерские качества 3Продемонстрировать инициативность, организованность и способность к творчеству 4Убедить других принять ваши идеи рекомендации и предложения что позволит: 1Продвинуть продукцию, 2Распространить информацию 3Повыси окупаемость 4Поднять восприимчивость потребителя. Презентации бывают камерные, публичные, приватные. |
9. Общая характеристика конфликтов в деловом общении.
Конфликтов невозможно избежать следовательно деловому человеку важно знать что представляет собой конфликт как социально психологическое явление, какова его природа, причины возникновения, какой должна быть строение поведения в конфликтной ситуации. В 50-60г XXв начала исследования межличностная область знания – конфликтология. Это наука о закономерностях возникновения и развития, завершения конфликта а так же принципах, способах и приемах их регулирования. Конфликты могут носить разрушительный и созидательный характер.
11.Структура и динамика конфликта.
Предмет конфликта – это противоречие участниками конфликта называются все лица имеющие к нему отношение: юридическое,частное,официльное. Среди них выделяются основные участники и группа поддержки. Наличие таких групп значительной степени определяет широту конфликта и его исход.
|
14. Литературный язык-основа культуры речи.
Литературный язык составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Обслуживает сферы человеческой деятельности: политику, науку, законодательство, официально-деловое общение, бытовое общение, Основные признаки литературного языка обработанность
(литературный язык - это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями); устойчивость
(стабильность); обязательность для всех носителей языка
; нормированность
; наличие функциональных стилей
. Современная концепция культуры речи как науки выделяет 3 ведущих аспекта культуры речи: нормативный
(соблюдение действующих норм); этический
(соблюдение определенных правил общения, этических норм поведения); коммуникативный
(культура владения разными функциональными разновидностями языка). Нормативный аспект
культуры речи - важнейший, хотя и не единственный
|
13.Национальные особенности делового общения.
Классификация деловых культур по Льюису. Британский лингвист.возгл. Междунар.институт кроскультурного и языкового тренинга. Он говорит на 10 евр. И 2 азит.языках. Льюис условно разбивает культуру мира на 3 типа: 1Моноактивные – культуры в которых принято планировать свою жизнь.Занимаются только одним делом в данный момент:США,Шведы,датчане. Полиактивные –подвижные общительные народы. Делают множество дел одновр, не редко не доводят дела до конца: итальянцы все латиноамерик. Реактивные – придают наибольшее значение вежливости и уважению:Япония,Китай. Они организуют свою деятельность в зависимости от обстоятельств,невысказывают опр.мнения,выражают свои мысли нредомолвками. |
12.Стратегия поведения в конфликтной ситуации
Активное действие
|
Конкур
|
-
|
Сотруднечество
|
-
|
Копромис
|
Пассивное
|
Уклонение
|
-
|
Приспособление
|
Конкуренция+уклонение=индивидуальное действие
Сотруднечество+ приспосболение=совместное действие
|
10.Типология и причины возникновения.
Конфликты: 1Социальные - 1.1межличностные, 1.2между личностью и группой 1.3 Между малыми соц.группами 1.4 Между средними соц.группами 1.5 Между большими соц группами 1.6Межгосударств (отдельные гос-ва, между коалициями гос-в 2Внутриличностные - 2.1 Между хочу и хочу 2.2 Между могу и не могу 2.3 Между хочу и Не хочу 2.4 Между нужно и нужно 2.5Между хочу и нужно 2.6 Между нужно и не могу. Причин: 1Организациоонно – управленческие 2Социально – психологические причины(потери и искажения информации, несбалансированное ролевое взаимодействие людей, внутренне - групповой фаворитизм) 3Личностные причины – они вызваны индивидуально-психологическими особенностями участников взаимодействия.
|
16. Содержательность и точность речи.
Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми знаниями Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила. Таким образом, точность речи определяется: знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи |
17.Понятность и чистота речи.
По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. Профессионализмами
Жаргонизмы
. Чистота речи — отсутствие в нейлишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление.Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. |
18. Богатство и разнообразие речи
. Оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т. е. его многозначностью. Понимает ли слушатель, о чем идет речь, что имеет в виду говорящий? Чаще всего в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Если было бы иначе, то люди часто не понимали бы друг друга или понимали неправильно. Однако многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. |
20. Речевой этикет.
принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин. |
24.Риторические навыки и умения.
Чтобы выступать перед аудиторией, оратор должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки: отбора литературы; изучения литературы; составления плана; написания текста речи; самообладания перед слушателями; ориентации во времени. Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным.
30. Опровержение позиции оппонентов.
Может достигаться приведением фактов или статистики, ставящей под сомнение утверждение оппонентов, а также анализом соответствия аргументов выдвинутому критерию.
|
15.Стилевые системы устной речи.
Стилевые системы устной речи: коммуникативные и стилевые признаки кодифицированной литературной речи, разговорной речи и просторечия. Функциональная стратификация.
Возможности функциональной стратификации литературных языков.Система функциональных стилей современного русского языка: признаки общей типологии. Системно-структурное членение литературного языка: 1) книжно-письменный тип (специальная речь - научная и официально-деловая; художественно-изобразительная речь - публицистическая и собственно-художественная); 2) устно-разговорный тип (публичная речь - научная и радио- и телевизионная; устная разговорная речь). Вопрос об особом выделении разговорного, литературно-художественного, ораторского, эпистолярного и нейтрального стилей как о результате нарушения классификационных критериев стратификации. Понятия макростиля, стилевой разновидности (подстиля, субстиля), жанра (стилевого варианта). Стилевые разновидности языка исторических социальных групп
. Общая характеристика исторических социолектов (речь дворянства, военных, купеческая речь, профессиональные жаргоны и воровское арго, речь разночинцев). Женс и муж речь. |
21.Этикетные формулы. (прощания, приветствия)
В языке существуют средства, соответствующие нравственным нормам жизни и деятельности того или иного народа. Это - этикетные формулы, рассчитанные на различные речевые ситуации. В русском языке наиболее часто употребительны формулы прощания: "До свидания!", "До встречи!", "До завтра!" и т.д., а также: "Прощай!", "Прощайте!". Последние в отличии от предыдущих акцентируют внимание больше на временной протяженности срока, а то и обозначают расставание навсегда. Прощаясь вечером, на ночь, непосредственно перед сном, люди желают друг другу: спокойной ночи. Например, в русском языке: на месте многих ситуативно регламентируемых формул вполне успешно и универсально используется слово - "Здравствуйте". |
22.Этикетные формула используемые в деловой речи.
В языке существуют средства, соответствующие нравственным нормам жизни и деятельности того или иного народа. Это - этикетные формулы, рассчитанные на различные речевые ситуации.Огромный арсенал этикетных формул позволял учитывать социальный статус, пол, возраст, личные заслуги адресата и особенности речевой ситуации. Сегодня возрождаются старые формы обращений: господин, мадам, Ваше святейшество.Однако используются они не во всех формах общественной жизни. Вообще же использование этикетных средств отличается эклектизмом при отсутствии в нашем современном языке общенационального универсального обращения, каким было до 1917 года обращение “сударь” – “сударыня”. В процессе делового общения особое внимание уделяется социальному статусу адресата речи, который чаще всего и определяет выбор этикетных средств: Уважаемый или Многоуважаемый… Приглашаем Вас... или Позвольте пригласить Вас... |
25. Подготовка к публичному выступлению.
Ораторская речь – речь подготовленная, подготовленное литературное произведение , имеющие определенные стилистические характеристики, а поскольку она предназначена для сценического представления, то она имеет художественную и эстетическую направленность. Речь готовится по книжным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное явления на структуру речи. В процессе подготовке и произнесения возникает внутренне противоречие между книжной речью, поскольку выступление тщательно готовится, и устным воплощением, на которое влияет разговорная речь. Такие выступления являются частично или полностью своеобразной подготовленной импровизацией и выражением спонтанной устной речи, с импровизационной манерой изложения. |
30. Опровержение позиции оппонента.
Опровержение
- это прямой конфликт идей, концепций, принципов, фактов, мнений, которые и составляют суть дебатов. При опровержении подвергают сомнению: 1Само основание позиции оппонента и эффективность его стратегии, а также философия, касающаяся общей позиции оппонента в отношении темы. 2.Опровержение аргументов. 3.Выявление недостатков в рассуждениях и доказательствах. Опровержение аргументов. Отрицающая сторона относится к аргументам утверждающей стороны строго в том порядке, в каком они были представлены. Цель - "подрыв" этих аргументов. критика доказательств и поддержки. Отрицающая сторона должна задать вопросы: "Дает ли утверждение исчерпывающие объяснения своих аргументов?", "Доказательны ли их примеры?" и т.д. В ответах на эти вопросы отрицание может обнаружить для себя что: аргументы не подтверждены убедительными доказательствами, аргументы или доказательства могут быть опровергнуты более убедительно |
32.Уловки в споре.
Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента. Уловки могут быть допустимыми и недоп. Допустимыми они являются в том случае, если заметно, что противник прибегает к нечестным, непозволительным приемам введения спора. В таком случае необх. Создать своеобразную ловушку, в которую должен попасть недобросовестный спорщик. Недопустимыми считаются следующие виды уловок: неправильный выход из спора, срывание спора,»довод к городовому», «палочные» доводы. Срывание спора происходит пу4тм постоянного перебивания оппонента, демронстрации нежелания слушать его. Выход из спора происходитв том случае если один из участников не в состоянии поддерживать аргументированную деятельность в силу слабости свой собст. Позиции в данном споре. |
29. Доказательство и аргументация в споре.
Словом "аргументация" называют: 1) процедуру приведения аргументов в пользу какого-либо положения; 2) саму совокупность таких аргументов; 3)обоснование - в той или иной степени - истинности некоторого суждения. Человек разумный есть человек аргументирующий. Независимо от того, осознает он это или нет, человек вовлечен в аргументационную деятельность. В установлении научной истины, в решении политических проблем, в судебных разбирательствах, в обсуждении вопросов обыденной жизни - во всем этом значительное место занимает аргументация. Доказательство - это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. В доказательстве выделяют три элемента: 1) доказываемое положение - тезис; 2) суждения, с помощью которых обосновывается истинность тезиса, - аргументы, или доводы, или основания доказательства; 3) логическая связь тезиса с аргументами - демонстрация. В качестве аргументов в логике могут быть использованы: 1) удостоверенные факты; 2) законы науки; 3) ране доказанные теоремы; 4) аксиомы и постулаты; 5) определения. |
28.Поведение участников спора.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — “словесный, устный”) общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Поведение участников спора: Уважительное отношение оппонентов друг к другу, Выдержка и самообладание в споре, Что влияет на поведение полемистов, Манера спора Сократа, Национальные и культурные традиции в споре |
31. Классификация вопросов и виды ответов.
1Вопросы бывают: восполняющие - собственно вопрос, обращенный к участнику дискуссии и предполагающий содержательный ответ уточняющие -- корректирующие вопросы, использующие в структуре частицу "ли": контактоустанавливающие: 2по составу: простые -- не могут быть расчленены: сложные -- состоят из нескольких простых: 3по форме: корректные -- основанные на истинных суждениях: некорректные -- основанные на ложных или неопределенных суждениях: Сначала нужно выяснить, ссориться ли вообще вопрошаемый со своими сверстниками, а затем уточнять, по каким проблемам. по характеру: нейтральные: благожелательные: неблагожелательные: враждебные, провокационные: |
27.Основные требования культуры спора.
Пометим самые общие рекомендации, которые способствуют убедительности спора: 1.Если можете избежать спора, то воспользуйтесь этой возможностью. 2. Не спорьте по мелочам, но только принципиальным вопросам. 3. Спор должен быть предметным, а предмет спора ясным. 4. Спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций. Нужно следовать общим правилам логики, этики и психологии. 5. Использовать нужно только корректные приёмы, они могут содержать в себе элементы хитрости внезапности. 6. Стремитесь излагать свои мысли кратко, связно красиво |
26. Композиция публичного выступления.
композиция выступления, стилевые средства и сам процесс воплощения замысла речи в словесный ряд. Ораторы по-разному подходят к подготовке речи: одни пишут, а потом прочитывают по написанному свои выступления. Если в речи есть нетривиальность суждений, нет повторений, а авторитет выступающего непререкаем, то такое выступление может стать праздником для слушателей. Но в дебатах такой вид выступлений не приветствуется. Иные говорят свою речь, пользуясь карточками, расположенными в определенном порядке. Последовательность карточек может меняться, карточки из общего списка могут быть взяты не все, а лишь часть. И тогда речь льется свободно, есть место для импровизации, это своего рода ораторское творчество на глазах слушателей. Есть сильный ораторский прием, когда сочетается устная и письменная речь: на доске или на флипчарте рисуется схема, график или другой наглядный материал, который комментируется. Идет тщательный анализ проблемы и доказательство истины. |
19. Изобразительно – выразительные средства языка. 1. Фразеология
- раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии. Важнейшие проблемы Ф. – отграничение фразеологизмов от сочетаний слов, образуемых (а не воспроизводимых) в речи, и определение на этой основе признаков фразеологизма. 2 Пословица
, краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии.3 Тропы
- слова и словосочетания, употребляемые не в обычном, а переносном смысле; в более узком значении — различные способы словопреобразования, с помощью которых главным образом в художественной, ораторской и публицистической речи (но также в бытовой и научной, в рекламе и т.п.) достигают эстетического эффекта выразительности. 4Стилистика
, раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. 5У
стная речь
, речь, осуществленная в устной форме, в противоположность письменной речи. В устной передаче может быть воплощён практически любой языковой текст, принадлежащий как к любой функциональной сфере литературного языка, так и к любой сфере национального языка. |
|