Реферат: Социальное действие
Название: Социальное действие Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
Разберем структуру и систему социального действия, а также концепцию социального обмена на примере деятельности продавца-предпринимателя, скажем, по продаже одежды. В данном примере субъект – сам предприниматель, который проявляет активность в данной деятельности. У него есть определенная цель – получить как можно большую прибыль от своих вложений. Объект действия – тот, на кого направленно данное действие, то есть покупатель. Потребности нашего субъекта, связанные с реализацией товара, могут быть как физиологическими (купить на эти деньги машину, дом), так и творческими (основать художественную школу). Уровень притязаний индивида может колебаться от торговли в магазине на краю города, до становления мировым брэндом. Важным свойством субъекта действия является целеполагание. В данном примере целью может быть как сама деятельность, так и потребности индивида. Разберем данный вид деятельности с точки зрения системы действия Т. Парсонса. Парсонс говорил, что действие возможно как результат взаимодействия определенных подсистем: психофизиологической, мотивационной, ситуационной, коммуникативно-нормативной. Из психофизиологической подсистемы для нашей профессии необходимо (как и для всякой предпринимательской деятельности) уверенность в собственных силах, подкрепленность научными знаниями, в данном случае в области экономики. Из мотивационной – интерес к своему делу. Из ситуационной – умение находить выход из различных ситуаций. В нашем примере это финансовый кризис, задержка продукции, изменение вкусов покупателей. Из коммуникативно-нормативной, очень важно умение общаться с покупателями, убеждая их в качестве и необходимости товара. Ситуация нашего примера включает большой комплекс факторов, как: покупатели, их вкусы, финансовое положение, реализуемая продукция, отношения в системе продавец-покупатель, отношения между предпринимателем и поставщиками товара и т.д. Концепция социального обмена Дж. Хоманса состоит из двух основ: 1) стремление человека к определенным выгодам, 2) обмен различными выгодами между людьми. В нашем примере, предприниматель стремится к получению финансовой выгоды, а возможно и творческой, если он подходит нестандартно к своему делу и получает от него удовольствие. Очень четко прослеживается в данной профессии социальный обмен выгодами между покупателем и продавцом. Продавец реализует товар, получая за него деньги, а покупатель, хотя и теряет в финансовом отношении, но приобретает ту вещь, которая ему возможно была необходима или давно нравилась. |