Курсовая работа: Формирование в России благоприятного инновационного климата для нововведенческой деятельности
Название: Формирование в России благоприятного инновационного климата для нововведенческой деятельности Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный экономический университет Кафедра Экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ На тему: Формирование в России благоприятного инновационного климата для нововведенческой деятельности Исполнитель: Баринова Елена Сергеевна Группа Экип-09-2 Руководитель: доктор экономических наук, профессор Шайбакова Людмила Фаритовна ) Екатеринбург 2011РЕФЕРАТ Курсовая работа 60с., 4рис., 3табл., 21источник, 4прил. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННА АКТИВНОСТЬ, НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПРОИЗВОДСТВО, ПРОЦЕСС, ИНВЕСТИЦИИ, ГОСУДАРСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ,ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ЗАКОН, Объект исследования: Российская Федерация Цель работы – исследование инновационной активности хозяйствующего субъекта и разработка рекомендаций по ее повышению. Полученные результаты: полный анализ инновационной деятельности в России. СОДЕРЖАНИЕ1 СУЩНОСТЬ БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА8 1.1 Понятие и особенности инновационной деятельности. 8 1.2 Сущность и необходимость формирования инновационного климата. 9 2.АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА В РОСИИ... 12 2.1Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации. 12 2.2 Анализ условий ведения инновационной деятельности в РФ.. 16 3. ПЕРСПЕКТИВЫ УЛУЧШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ33 3.1 Необходимость дальнейшего улучшения среды для инноваций. 33 3.2 Направления улучшения инновационного климата в России. 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 47 ПРИЛОЖЕНИЕ В: Таблица №4: «Основные цели развития России к 2020 году»…….............................................................................................................................................56
|
|
Столь же высоко котируются и североморская Brent и российская Siberian Light. В ING-банке настроены пессимистично: его аналитики ожидают роста инфляции, потребительских цен за год на 10,4%, исходя из ожидаемой средней стоимости нефти марки Brent на третий квартал — $140 за баррель и $130 — на четвертый квартал[38] .
Несмотря на десятилетие (с предыдущего кризиса 1998 года[39] ) разговоров о необходимости перехода от «экономики трубы» к инновационной экономике, мы не сделали ни шагу в этом направлении. Скептики утверждают, что инновационное развитие России начнется только тогда, когда будет полностью исчерпан экспортный потенциал российской нефти. Но может быть трехкратное падение цен на экспортируемые нами энергоносители все же достаточный повод, чтобы задуматься о будущем?
На самом деле переход к инновационной модели развития это гораздо более сложная и долговременная задача, чем представляется большинству отечественных руководителей, дискутирующих на эту тему. Она требует огромных, продуманных и планомерных, а, главное, рассчитанных на многие годы усилий самого государства, и должна рассматриваться как приоритетная задача государственного управления.
Только при этих условиях можно рассчитывать на хотя и не очень скорый, но реальный и долговременный эффект. Необходимо усвоить, что инновации, это не просто новое, но, прежде всего, действительно необходимое. Необходимое для страны, ее экономики, населения. Задача не в том, чтобы создать и даже внедрить что-то новое, а в том, чтобы внедрить именно то, что даст реальный эффект и станет стимулом для появления новых инноваций, востребованных отечественным бизнесом и адаптированных к его возможностям. Бессмысленно делать ставку на те направления, где мы даже не планируем обеспечить серьезные усилия в развитии их фундаментальной базы, следовательно, мы можем смело говорить о значимости и необходимости инновационной деятельности.
3.2 Направления улучшения инновационного климата в России
На мой взгляд, в инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую.
Стратегия государственной инновационной политики[40] формулируется на основе долгосрочных концепций социально - экономического и общественно - политического развития страны. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью(Концепция стратегического развития 2020,Концепция стратегического развития 2035).
Тактические средства - это финансирование исследований и проектно - конструкторских разработок, материально - техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организациях условий для реализации мероприятий инновационного развития.
Россия может и должна стремиться к тому, чтобы стать развитой индустриальной страной, поскольку возможности быстрого вхождения в круг постиндустриальных держав у нее полностью отсутствуют... Россия не способна выйти из сложившейся ситуации, опираясь лишь на собственные силы, и должна всеми возможными способами инициировать приток иностранных инвестиций и технологий… Россия окончательно упустила шанс занять место в списке стран-лидеров постиндустриального мира и никогда не сможет претендовать на победное место. И если Россия будет противостоять формированию однополярного мира, то она может оказаться на пороге нищеты и упадка.
Следовательно, для достижения устойчивого экономического роста необходима разработка стратегии инновационно - технологического прорыва. Данная стратегия позволит России утвердиться на мировом рынке в числе ведущих индустриально развитых стран. Как следствие, реализация данной стратегии позволит нацелить российское государство на использование имитационной стратегии инновационной деятельности.
[41] Прежде всего, для реализации данной стратегии необходимо произвести инвентаризацию уже имеющихся научных достижений, отечественных изобретений и выделить среди них наиболее приоритетные, с помощью которых Россия может занять лидирующее положение среди индустриально развитых стран. Данная работа должна проводиться в первую очередь по инновационно - технологическим приоритетам и охватить не только гражданскую продукцию, но и оборонную. Таким образом, это позволит определить перечень стратегических инновационных приоритетов для выступлений на перспективных мировых рынках и, особенно на рынке стран СНГ, где пока еще сохранились остатки прежних научных и технологических связей, и появилась потребность в освоении новых поколений техники и технологии. Однако и странами СНГ не стоит ограничиваться. Здесь возможны по отдельным направлениям совместные инновационные программы и проекты с некоторыми странами Востока (Китаем, Индией) и Запада (Финляндией, Францией, Италией, Германией). Тем более что Россия занимает выгодное геостратегическое положение и вполне может выступать с инновационной продукцией как на внутренних рынках стран СНГ, так и на мировых рынках. Продвигая научно - технологическое сотрудничество с быстро развивающимися экономиками Китая и Индии, страна может получить крупные рынки для инновационной продукции.
Для реализации любого проекта необходимо обеспечить инновационную направленность инвестиций особенно иностранных для освоения передовых технологий пятого и в перспективе шестого технологических укладов. На это должна быть направлена инновационно - технологическая экспертиза как инвестиционных проектов с иностранным участием, так и закупок инвестиционного и иного оборудования и технологий.
Как я уже замечала, реальный успех модернизации и инноваций требует формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего их выгодность бизнесу.
Сегодня разработана Модельная программа улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации[42] , согласно которому ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
· - формирование благоприятного инвестиционного климата, создающего условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики субъекта Российской Федерации;
· - рост в экономике доли малого и среднего бизнеса;
· - масштабный рост высокотехнологичных производств;
· - рост высокопроизводительных современных рабочих мест;
· - повышение качества человеческого потенциала, расширение социальных и квалификационных ролей, качества жизни;
· - рост объемов производства;
· - рост конкурентоспособности промышленности субъекта Российской Федерации;
· рост средней заработной платы.
На сегодняшний день актуальной является новость о так называемой «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», представленная Главой Министерства экономического развития (МЭР) Эльвирой Набиуллиной. Как подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев "впервые за долгие годы формируются планы развития страны более чем на десятилетие вперед, и это один из решающих факторов успеха"[43] .
[44] Основные направления развития нашей страны до 2020 года были сформулированы в выступлении В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года. В центр всей концепции был поставлен человек, его интересы и потребности, поскольку "развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет". В "Стратегии 2020" можно выделить три ключевых элемента:
Во-первых, это вхождение России в группу ведущих мировых держав и по объему ВВП, и по среднедушевому доходу, и по множеству других параметров.
Во-вторых, это изменение качества развития – переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели. Для этого нужны не только технологические инновации, но новые бизнес-модели, новые системы управления производством, новое содержание образовательных стандартов, и, что самое главное – инновационное поведение граждан.
Поэтому третьим элементом стратегии являются фундаментальные социальные изменения – инвестиции в человека. Необходимо создать все условия для раскрытия творческого потенциала, постоянного самосовершенствования и саморазвития каждого гражданина. Необходимо также институциональное обеспечение глобального аспекта стратегии инновации прорыва, то есть охрана интеллектуальной отечественной собственности и интересов частников реализации инновационных приоритетов на внешнем рынке, а также формирование благоприятного инновационного климата и соблюдение законодательства. Для инновационного прорыва необходим образовательный потенциал: ученые, конструкторы, менеджеры, экономисты, программисты, то есть все те, кто составляют кадровую основу для базисных инноваций. Но этот потенциал постепенно иссякает, так как в России талантливая молодежь не находит должного применения своим знаниям[45] и либо эмигрирует за рубеж, либо идет в сферы коммерческой деятельности. Причем многие из них приобрели опыт, связи и имя в зарубежных исследовательских организациях и университетах и могут активно сотрудничать в реализации российских научно - технических и инновационных проектов. В каждой инновационной программе (проекте) должен предусматриваться обеспеченный ресурсами раздел по кадровому обеспечению инновационного прорыва[46] , включая и международное сотрудничество в этой области.
Только на основе радикально инновационного обновления критически устаревших основных фондов и выпускаемой продукции, возможно, обеспечить конкурентоспособность российской экономики, высокие устойчивые темпы экономического роста, увеличения доходов предприятий, государства и населения.
В России имеются необходимые средства для инновационного прорыва, в частности наблюдается избыток капитала, который не находит инновационно - производственного применения и в крупных масштабах, вывозится за границу. Инвестиции в основной капитал составили в 2003 г. около 72 млрд. долл[47] ., им нужно только придать инновационный характер. Валютный резерв Центробанка превысил 84 млрд. долл., однако он размещен в основном в долларах и в ценных американских бумагах, обслуживает американскую, а не российскую экономику. К тому же крупные ресурсы предприятий и коммерческих банков в малой степени вкладываются в инвестиции в основной капитал. В региональных бюджетах имеются неиспользованные остатки средств. Значительные средства имеются на руках у населения, а также откладываются «на черный день» в виде валютных резервов Центробанка и стабилизационного фонда правительства. Но не стоит ждать, когда «этот черный день» наступит. Экономика перенасыщена свободным капиталом, необходимо только желание использовать его для инновационного обновления производства.
Также необходима весомая государственная поддержка базисных инноваций в производстве и инноваций в нерыночном секторе, защита интеллектуальной собственности и создание достаточных стимулов для ее использования, особенно изобретений. Здесь необходимо инновационное партнерство государства, предпринимателей, творческих личностей и общества в осуществлении стратегического прорыва. Государство не может отказаться от прямой поддержки базисных инноваций, ограничившись созданием правового поля и финансированием оборонных инвестиций. Государство должно активно выполнять одну из важнейших своих функций - стратегическую.
Таким образом, если с помощью всего вышеперечисленного Россия сможет реализовать стратегию инновационного прорыва, то статья 7 Конституции РФ [48] , гласящая, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, из красивой фразы превратится в реальную действительность.
Это, что касается непосредственного направления деятельности, но так же существует множество нетрадиционных мнений и точек зрения по этому поводу. К примеру, мое внимание привлекла книга одного американского писателя Стива Джобса- «Инновационные секреты». Думаю, что, отчасти, с ним нельзя не согласиться
В книге, о которой сказано выше, и в которой говорится о главе компании Apple Стиве Джобсе, есть глава, посвящённая раскрытию секретов успешной инновационной деятельности. Какие же выводы и секреты нам предлагают? На мой взгляд довольно интересные.
Собственно, про одно из основных условий успешных инноваций читаем: «Инновация является таким редким явлением, потому что лишь немногие люди обладают необходимым мужеством, чтобы уверенно проталкивать радикально новые идеи и никого при этом не бояться. Именно поэтому так мало людей способны на такое большое количество инноваций, которое подарил миру Стив Джобс». Ну что ж, трудно не согласиться. Сегодня, в том числе и в России, внедрение инноваций пытаются возложить на бизнес, который делает свой выбор не на основе знания и уверенности в правильности и перспективности идеи, а на основе оценок экономической выгоды, гарантий реализуемости проекта. Понятно, что такая стратегия никогда не даст вырваться в лидеры идее действительно инновационной, потому что все оценки будут строиться на привычных, традиционных представлениях.
Ну а остальные инновационные секреты сводятся в следующие 7 принципов:
1) Занимайся тем, что ты любишь, что тебе интересно. Вместо того, чтобы ориентироваться на внешние атрибуты успеха (карьеру, богатство и т. п.), воспринимай как главную ценность свои личные достижения.
2) Стремись оставить свой след во Вселенной.
3) Начни думать творчески – в книге звучит как “Заведи свой мозг с пинка”, правда сведения о способах “завода” довольно-таки противоречивые.
4) Продавай мечты, а не продукты. Нужно видеть в людях не потребителей, а людей с мечтами, надеждами, и амбициями.
5) Умей отказаться от 1000 вещей. Упрощай, стремясь к идеальному, в котором нет ничего лишнего.
6) Генерируй безумно сильные впечатления, создавай особое восприятие своего бренда.
7) Управляй посланием. Самая лучшая инновационная идея может быть не внедрена, если не преподнести её правильно, не рассказать о ней интересно, так чтобы это произвело впечталение.
В общем, очевидно, что для инновационной деятельности важно в первую очередь мышление, а не декларации, намерения или деньги, а вот с ним у российских олигархов и чиновников, к сожалению плохо, поэтому и инновации в России имеют не совсем безпрепятственную динамику развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, на мой взгляд Россия способна воссоздать крепкую инновационную базу. Для этого у нас есть достаточно способные ,перспективные проекты . Российские ученые во всем мире являются самыми перспективными и талантливыми, но существующая сложность в реализации проектов, что вынуждает их отправляться в другие страны, где труды и таланты оплачиваются в десятки ,а то и сотни раз выше. В этих странах так же созданы все условия для того, чтобы инновационная деятельность положительно развивалась. Это, прежде всего, наличие достойного, технологически развитого, современного оборудования, это огромные денежные средства, вкладываемые в сам процесс данного вида деятельности, это повышенный интерес государства, связанный с широким рынком спроса и статусом государства. Я не хочу сказать, что Россия не заинтересована в этом так же, как и остальные страны, но речь идет о том, что наш Российский менталитет несколько отличается от менталитета других стран. Согласно статистическим данным, финансирование инновации происходит на достойном уровне, денежные средства выделяются в достаточных количествах, но они почему-то теряются где-то. Отрасли, требующие действительно развития ( когда уже это-необходимость) почему-то не могут добиться помощи, эти территории не представляют интереса для правительства, к примеру можно отнести самые «глубинки» стран: села, деревни, поселки. Они все нуждаются в развитии в той или иной степени, но получить средства и помощь оказывается очень тяжело, люди спиваются, следовательно, потенциал трудоспособного населения падает, люди перестают верить в свои силы и заинтересованность государства в них, как в способных совершить достойные открытия людях, и жалко проживают свои жизни.
Конкурентособность российских инноваций на международной арене стран очень высокая и другие страны знают об этом. Если нам сосредоточить все силы, всю энергию на выпуске своих, Российских продуктов (в том числе и научных кадров), то Россия вполне может стать лидером во многих сферах производства и жизнедеятельности, Россия вполне может претендовать на роль мировой державы. Я люблю свою страну и знаю,что у нас есть крепкий потенциал! Именно поэтому, я несколько негативно отношусь к проблеме вступления Росси в ВТО( Всемирно-торговая организация). Мы просто сольем все свои превосходные и успешно развивающиеся стороны, позиции в общий котел сомнительных технологий. Именно российские ученые являются талантливейшими специалистами, способными развиваться и совершенствоваться, способными укреплять положение. Мы должны думать о том, чтобы сохранить свою мощь и индивидуальность на фоне остальных государств. Чтобы при произношении слова «Россия» возникали ассоциации со словами «Сила», «Мощь», «Индивидуальность», «Стержень мира», «Традиции». Нам необходимо сохранить уникальность. Силу Русского духа! А не наоборот, «вариться» в общем котле каши государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.Статья 7 «Основы конституционного строя».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года.
3. Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года. Глава 1, Статья 4
4. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы"
5. Законопроект №496144-5 ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ»,подготовили по заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д, Кондратьева и Институт микроэкономики.Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики. Представлен в Правительство России.Глава 3
6. Проект № 495392-5 ФЗ от 2 февраля 2011 года "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации", внесен депутатами Государственной Думы: Морозовым О.В., Чилингаровым А.Н., Черешневым В.А.,
7. Кокошиным А.А., Решульским С.Н., Осиповым В.К.,Залихановым М.Ч., ИгошинымИ.Н., Федоровым Е.А.,Колесниковым С.И., Зубаревым В.В., Аксаковым А.Г. В данный момент находится на стадии обсуждения.
8. Проект N 97090719-2 Федерального Закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенного депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским, членом Совета Федерации В.М. Крессом
9. Проект Минрегиона России от 25 августа 2010, на заседании Экспертного Совета по региональной инвестиционной политике при Министерстве регионального развития РФ представлена Модельная программа по улучшению инвестиционного климата, разработанная Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия".
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года № 1662-р от 17 ноября 2008 г. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации.
11. Александрова Т.В., Голубев С.А., Колосова О.В. и др. Управление инновационными проектами: Учебное пособие в 2-х частях. Изд-е второе, перераб. и расширенное. Часть 2. Методология управления инновационными проектами / Под общ. ред. проф. И.Л. Туккеля - СПб.: СПбГТУ, 1999. - 80 с.
12. Алтунина, Е.А. Стратегические пути инновационного прорыва в экономике России / Е.А. Алтунина // Альманах "Научные записки ОрёлГИЭТ". - №1(1). - май, 2010. - С. 118-121
13. Демиденко Д.С., Черногорский С.А. Экономика общественного сектора: Программа дисциплины. - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2003. - 22 с.
14. Жариков В.В.Управление инновационными процессами : учебное пособие/ В.В. Жариков, И.А.Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев.-Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009.–180 с.
15. Орешкин В.А. Конкурентный потенциал российской промышленности / Орешкин Валерий Алексеевич // Экономические стратегии. - 2000. - № 6 (Ноябрь-Декабрь).- С. 63-70
16. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история : Книга в 2-х частях. Изд-е первое. Часть 1. Всемирно-исторический процесс и хх век, Глава 16-М,1997.
17. Кричевский С.В. Сжатие инновационных циклов - вопрос национального выживания. Меморандум института динамического консерватизма.//Российские вести.- 2009.-№24.-С.23
18. Васильева Л.В .Правовые основы деятельности иностранных предпринимателей в Российской империи в конце XIX – начале XX веков.// Налоги. Инвестиции. Капитал. №3.- 2002. №1-3.
19. Маслов О.Ю. Мировой кризис, дефолт-1998 и реальность-2008 (хроника текущего мирового кризиса - 2)// Проблемы современной экономики.- 2008. — № 4. — С.393–401
20. Ветрова О., Морокова А., Свичеревский М.Эмигрируй или деградируй. Новая волна эмиграции из России сопоставима с периодом 1917-1922 гг//Новый регион 2.-2011.-№2-С.5
21. Валттери Каартемо.Система инноваций в России в сравнении с другими странами — в центре внимания государства БРИК (Russian innovation system in international comparison — the BRIC countries in focus)// 2009
22. Анализ и прогноз цен на нефть в 2011 году. Мониторинг нефтяных цен 2008-2011 гг и аналитика. http://www.abird.ru/articles/oil
23. Анализ основных определений// http://ru.wikipedia.org
24. Анализ финансовой деятельности.Данные платежного баланса России/Министерство финансов Российской Федерации// http://info.minfin.ru
25. Гуманитарное развитие в России и за рубежом. Новости гуманитарных технологий. «Утечка мозгов» как глобальное явление. Причины и последствия/ Экспертно-аналитический Портал. //http://gtmarket.ru
26. Анализ цен нефти.Прогноз// http://www.abird.ru/articles/oil
27. Дискуссионный клуб// http://www.admhmao.ru
28. Дистанционный консалтинг. Портал дистанционного правового консультирования предпринимателей. http://www.dist-cons.ru
29. Инновационная деятельность МП. Гл.1, Часть 1./Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства.//http://www.economy.gov.ru
30. Новости Мурманска и мурманской области/ Информационное агентство NORD-News//www.Nord-News.ru
31. Роль государства в инновационном развитии и инновационные приоритеты России/ Владимир Арутюнов // http://www.nanonewsnet.ru
32. Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики.Сценарные условия для формирования вариантов социально-экономического развития в 2012-2014 гг /Министерство экономического развития Российской Федерации(Минэкономразвития). // http://info.minfin.ru
33. Стенограмма.Встреча с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей. 8 апреля 2008 года, Москва, Кремль./Избранный президент Российской Федерации.Официальный сайт// http://www.rost.ru
34. Характеристика экономических зон/Открытое Акционерное общество «Особые экономические зоны»//http://www.oao-oez.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр. | |||||
2c | 78,2 | 109 | 106 | 111 | 117 |
2b | 105 | 93 | 95 | 97 | |
1а | 125 | 75 | 70 | 72 | |
Валовой внутренний продукт, темп роста % | |||||
2c | 104,0 | 104,3 | 103,8 | 104,3 | 104,6 |
2b | 104,2 | 103,5 | 104,2 | 104,6 | |
1а | 104,4 | 101,1 | 101,7 | 102,5 | |
Инвестиции в основной капитал, % | |||||
2c | 106,0 | 106,7 | 110,0 | 109,0 | 110,2 |
2b | 106,0 | 108,8 | 107,7 | 109,6 | |
1а | 109,0 | 100,8 | 101,2 | 104,2 | |
Реальная заработная плата, % | |||||
2c | 104,6 | 103,3 | 105,4 | 104,8 | 104,8 |
2b | 103,3 | 104,3 | 104,5 | 105,0 | |
1а | 103,6 | 101,2 | 101,7 | 102,5 | |
Оборот розничной торговли, % | |||||
2c | 104,4 | 104,1 | 105,4 | 105,6 | 106,2 |
2b | 103,8 | 104,5 | 105,3 | 106,0 | |
1а | 105,0 | 100,5 | 101,2 | 102,8 | |
Экспорт - всего, млрд. долл. США | |||||
2c | 400,1 | 516,2 | 543,9 | 575,4 | 615,3 |
2b | 503,8 | 494,4 | 512,3 | 536,5 | |
1а | 562,8 | 420,7 | 385,8 | 398,3 | |
Импорт - всего, млрд. долл. США | |||||
2c | 248,7 | 312,1 | 367,1 | 424,8 | 485,7 |
2b | 308,7 | 352,4 | 396,0 | 444,6 | |
1а | 338,0 | 312,7 | 318,8 | 340,7 | |
Счет текущих операций, млрд. долл. США | |||||
2c | 128 | 93 | 56 | 16 | |
2b | 71 | 101 | 49 | 22 | -5 |
1а | 132 | 30 | 4 | 2 | |
Курс доллара среднегодовой, рублей за доллар США | |||||
2c | 28,3 | 26,8 | 25,6 | 25,0 | |
2b | 30,4 | 28,4 | 27,9 | 27,9 | 28,0 |
1а | 26,1 | 33,8 | 35,8 | 35,8 |
Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр.
В основном варианте прогноза – вариант 2 b – цена на нефть Urals в 2011 году принимается в размере 105 долларов за баррель. Сохраняющаяся напряженность у производителей нефти в арабских странах, восстановление объемов потребления развитыми странами и высокий рост спроса в развивающемся мире, а также сохранение высокого уровня мировой ликвидности будут способствовать поддержанию цен на нефть марки Urals в первой половине 2011 года на уровне не менее 110 долларов за баррель. В 2012 году прогнозируется некоторое снижение цены, до 93 долларов за баррель, при условии стабилизации поставок и возможного замедления темпов роста экономик стран - импортеров нефти, а также ускорения цикла повышения базовых ставок центральными банками развитых стран. В 2013 и 2014 годах в базовом варианте прогнозируется, что вслед за ростом потребления нефти возобновится тенденция умеренного роста цен до 95 и 97 долларов США за баррель соответственно.
Вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. В варианте предполагается рост банковского кредитования и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов. Рост ВВП в 2012-2014 годах прогнозируется на уровне 3,5-4,6 процента.
Вариант 1а характеризуется ускорением роста цены на нефть в первой половине 2011 года и достижением к середине года 150 долларов США за баррель с последующим быстрым снижением до 70 долларов за баррель к середине 2012 года. Учитывая большую зависимость российской экономики от цен на нефть, этот сценарий в наибольшей степени обострит риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Цены на нефть в 2011 году обеспечат ускорение внутреннего спроса и приведут к значительному укреплению курса рубля, а в 2012-2013 годах станут причиной резкого ухудшения этих показателей на фоне ускорения инфляции. После роста экономики на 4,4% в 2011 году рост замедлится до 1,1-2,5% в 2012-2014 годах.
Вариант 2с отражает сохранение относительной напряженности на мировых рынках нефти и предполагает постепенный рост цен на нефть до 117 долларов за баррель в 2014 году. В отличие от варианта 1а не предполагается существенных ценовых шоков, цена на нефть на протяжении прогнозного периода превышает уровень 100 долларов за баррель. Темпы роста ВВП в 2012-2014 годах оцениваются на уровне 3,8-4,6% в год.
Вариант 2b предлагается в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2012-2014 годы.
.
|

|

Террористы вторглись в Дагестан, взрывали дома в российских городах. В Чечне был развязан террор против собственного народа. В большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции РФ. | Распад страны предотвращен, война на Северном Кавказе остановлена. Чечня стала полноценным субъектом Федерации. Региональная правовая база приведена в соответствие с федеральным законодательством. | Цель нового этапа региональной политики - обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Федерации. Равноправия, позволяющего регионам иметь ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан. |
Армия была фактически деморализована и небоеготова. Денежное довольствие военнослужащих было откровенно нищенским, выплачивалось несвоевременно. Техника стремительно устаревала. | Россия вернулась на мировую арену как сильное государство, с которым считаются и которое может постоять за себя. | Будет развернуто производство новых видов вооружений, не уступающих имеющимся в распоряжении других государств. Но расходы на эти цели должны быть адекватны возможностям страны. |
Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. Страна пережила дефолт, обесценились денежные накопления граждан. |
Объем иностранных инвестиций в экономику вырос в 7 раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. - в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в 5 раз. | В России должен сложиться один из мировых финансовых центров. В основных секторах экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост производительности труда за 12 лет. |
По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии - и того меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума. Треть граждан обнищала. | Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза. Пенсии - также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза. | Минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть уровень не менее 60 процентов. А может, и 70 процентов. |
Обострился демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла. | В 2007 г. году была отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. И в стране родилось так много детей, сколько не рождалось за последние 15 лет. | Уровень смертности в России должен сократиться более чем в 1,5 раза. А средняя продолжительность жизни увеличиться к 2020 г. до 75 лет. |
О жизни и смерти[1]
Сегодня каждый второй мужчина в стране не имеет шансов дожить даже до 60 лет. Позор! А граждан России все еще становится меньше с каждым годом. Считаю, что в ближайшие 3-4 года мы уже в состоянии добиться стабилизации численности населения. надо сделать все, чтобы уровень смертности в России сократился более чем в 1,5 раза, а средняя продолжительность жизни увеличилась к 2020 году до 75 лет.
О росте экономики
За последние восемь лет объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос не на какие-то проценты - в 7 раз. Напомню, что в предыдущий период чистый отток капиталов ежегодно составлял 10-15-20, а то и 25 млрд долларов. А в 2007 году отмечен рекордный - абсолютный приток капитала в 82,3 млрд долларов. Нашим детям не придется отдавать за нас прежние долги. Государственный внешний долг сократился до 3 процентов ВВП, это один из самых низких показателей в мире.
Об улучшении жизни
Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза. Пенсии - также почти в 2,5 раза. Я прекрасно знаю все, что связано с инфляцией, - рост цен и т.д., но, повторю, реальные доходы все-таки выросли в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза. В прошлом году отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. И в стране родилось так много детей, сколько не рождалось за последние 15 лет.
Об армии будущего
Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня. Для этого необходимо серьезное повышение престижа военной службы, дальнейшее увеличение денежного довольствия военнослужащих, укрепление их социальной защиты, действенное решение проблем с жильем.
Об инновационной стратегии
Несмотря на отдельные успехи последних лет, нам пока не удается уйти от инерционного, энергосырьевого сценария развития... И это неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики. А в дальнейшем может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира... Единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала.
Об инвестициях в человеческий капитал
Переход на инновационный путь развития связан прежде всего с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов... От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.
О производительности труда
Реализация инновационного сценария развития позволит нам добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет.
О среднем классе
Минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60 процентов. А может, и 70 процентов.
О главном
Главное, чего мы добились, - стабильность, которая позволяет строить планы, спокойно работать и создавать семьи. Вернулась уверенность, что жизнь будет и дальше меняться к лучшему.
[1] [1] Васильева Л.В .Правовые основы деятельности иностранных предпринимателей в Российской империи в конце XIX – начале XX веков.// Налоги. Инвестиции. Капитал. №3.- 2002. №1-3.
[2] Орешкин В.А. Конкурентный потенциал российской промышленности / Орешкин Валерий Алексеевич // Экономические стратегии. - 2000. - № 6 (Ноябрь-Декабрь).- С. 63-70
[3] Жариков В.В.Управление инновационными процессами : учебное пособие/ В.В. Жариков, И.А.Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев.-Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009.–180 с.
Проект N 97090719-2 Федерального Закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенного депутатом Государственной Думы М.К. Глубоковским, членом Совета Федерации В.М. Крессом
[5] Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы"
[6] Выступление В.В.Путина 4 апреля 2011 года на заседании Правительства Российской Федерации
[7] Выступление Дмитрия Анатольевича Медведева 7 июня 2008 года на открытии ХII Петербургского международного экономического форума.
[8] Инновационная деятельность МП. Гл.1, Часть 1./Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства.//http://www.economy.gov.ru
[9] Инновационная деятельность МП. Гл.1, Часть 1./Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства.//http://www.economy.gov.ru
[10] Проект № 495392-5 ФЗ от 2 февраля 2011 года "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации", внесен депутатами Государственной Думы: Морозовым О.В., Чилингаровым А.Н., Черешневым В.А.
[11] http://www.economy.gov.ru
[12] Анализ и прогноз цен на нефть в 2011 году. Мониторинг нефтяных цен 2008-2011 гг и аналитика. http://www.abird.ru/articles/oil
[13] Кричевский С.В. Сжатие инновационных циклов - вопрос национального выживания. Меморандум института динамического консерватизма.//Российские вести.- 2009.-№24.-С.23
[14] Дистанционный консалтинг. Портал дистанционного правового консультирования предпринимателей. http://www.dist-cons.ru
[15] Дистанционный консалтинг. Портал дистанционного правового консультирования предпринимателей. http://www.dist-cons.ru
[16] Законопроект №496144-5 ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ»,подготовили по заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д,Кондратьева и Институт микроэкономики.Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики. Представлен в Правительство России.Глава 3
[17] Валттери Каартемо. «Система инноваций в России в сравнении с другими странами — в центре внимания государства БРИК» (Russian innovation system in international comparison — the BRIC countries in focus), 17 декабря 2009
[18] Валттери Каартемо. «Система инноваций в России в сравнении с другими странами — в центре внимания государства БРИК» (Russian innovation system in international comparison — the BRIC countries in focus), 17 декабря 2009
[19] Валттери Каартемо. «Система инноваций в России в сравнении с другими странами — в центре внимания государства БРИК» (Russian innovation system in international comparison — the BRIC countries in focus), 17 декабря 2009
[20] Валттери Каартемо, «Инновации в России и других странах БРИК», перевод Натальи Бокаревой, 17 декабря 2009
[21] Дежина Ирина Геннадьевна, кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник Института экономики переходного периода.
[22] Валттери Каартемо. «Система инноваций в России в сравнении с другими странами — в центре внимания государства БРИК» (Russian innovation system in international comparison — the BRIC countries in focus), 17 декабря 2009
[23] Валттери Каартемо. «Система инноваций в России в сравнении с другими странами — в центре внимания государства БРИК» (Russian innovation system in international comparison — the BRIC countries in focus), 17 декабря 2009
[24] Валттери Каартемо. «Система инноваций в России в сравнении с другими странами — в центре внимания государства БРИК» (Russian innovation system in international comparison — the BRIC countries in focus), 17 декабря 2009
[25] Валттери Каартемо. «Система инноваций в России в сравнении с другими странами — в центре внимания государства БРИК» (Russian innovation system in international comparison — the BRIC countries in focus), 17 декабря 2009
[26] Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
[27] Федеральный закон «об особых экономических зонах в Российской Федерации», Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года.Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года. Глава 1, Статья 4
[28] [28] Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года.Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года. Глава 1, Статья 4
[29] [29] Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года.Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года. Глава 1, Статья 4
[30] [30] Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года.Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года. Глава 1, Статья 4
[31] Новости Мурманска и мурманской области/ Информационное агентство NORD-News//www.Nord-News.ru
[32] Характеристика экономических зон/Открытое Акционерное общество «Особые экономические зоны»//http://www.oao-oez.ru.
[33] Маслов О.Ю. Мировой кризис, дефолт-1998 и реальность-2008 (хроника текущего мирового кризиса - 2)// Проблемы современной экономики.- 2008. — № 4. — С.393–401
[34] Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история : Книга в 2-х частях. Изд-е первое. Часть 1. Всемирно-исторический процесс и хх век, Глава 16-М,1997.
[35] Владимир Арутюнов, «Роль государства в инновационном развитии и инновационные приоритеты России»
[36] [36] Анализ и прогноз цен на нефть в 2011 году. Мониторинг нефтяных цен 2008-2011 гг и аналитика. http://www.abird.ru/articles/oil
[37] Анализ и прогноз цен на нефть в 2011 году. Мониторинг нефтяных цен 2008-2011 гг и аналитика. http://www.abird.ru/articles/oil
[38] Анализ и прогноз цен на нефть в 2011 году. Мониторинг нефтяных цен 2008-2011 гг и аналитика. http://www.abird.ru/articles/oil
[39] Экономический кризис 1998 года/Википедия//http://ru.wikipedia.org
[40] Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года № 1662-р от 17 ноября 2008 г.Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации.
[41] Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года № 1662-р от 17 ноября 2008 г.Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации.
[42] Проект Минрегиона России от 25 августа 2010, на заседании Экспертного Совета по региональной инвестиционной политике при Министерстве регионального развития РФ представлена Модельная программа по улучшению инвестиционного климата, разработанная Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия".
[43] Встреча с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей. 8 апреля 2008 года, Москва, Кремль.Стенограмма.
[44] Дискуссионный клуб/ http://www.admhmao.ru
[45] 1. Ветрова О., Морокова А., Свичеревский М.Эмигрируй или деградируй. Новая волна эмиграции из России сопоставима с периодом 1917-1922 гг//Новый регион 2.-2011.-№2-С.5
2.Гуманитарное развитие в России и за рубежом. Новости гуманитарных технологий. «Утечка мозгов» как глобальное явление. Причины и последствия/ Экспертно-аналитический Портал. //http://gtmarket.ru
[46] Алтунина, Е.А. Стратегические пути инновационного прорыва в экономике России / Е.А. Алтунина // Альманах "Научные записки ОрёлГИЭТ". - №1(1). - май, 2010. - С. 118-121
[47] Данные платежного баланса России
[48] Конституция РФ. Статья 7 «Основы конституционного сторя»
[1] В.В Путин. Программная речь "О стратегии развития России до 2020 года" на расширенном заседании Госсовета/ "Российская газета" - Неделя №4589 14.02.2008, 04:00