Контрольная работа: Кризисные состояния человека

Название: Кризисные состояния человека
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра психологии

Контрольная работа

Дисциплина: Кризисология

Тема: «Кризисное состояние»

Выполнила:

Студентка 4 курса

Группа 1246 озо

Красникова Т.В.

___________

(подпись)

Проверил:

Абакумова Н.М.

________________

(подпись)

Работа (проект) защищен(а)

«___» ____________ 2008 г.

Оценка ______________

Рубцовск 2008 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие кризиса

1.1. Стадии развития кризисного состояния…………………………………5

1.2. Опасность и травма при кризисе……………………………………………..7

1.3. Переживание времени в период кризисов…………………………………...8

1.4. Кризис в отсутствии события…………………………………………………10

2.Жизненный цикл и возрастные кризисы………………………………………...12

2.1.Периодизация возрастных кризисов по Э. Эриксону………………………...13

Заключение…………………………………………………………………………17

Литература……………………………………………………………………….18

Введение

Кризис — это реакция на опасные события, которая пере­живается как болезненное состояние.Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию или момент времен для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Кризисы случаются в жизни людей, групп, организаций, обществ и наций.

В большинстве случаев кризис является результатом про­цесса, совершавшегося длительное время, или одновремен­ного действия нескольких факторов. Кризис может возникать в ответ на незначительное событие, по типу «послед­ней капли». Он же может привести к положительным пере­менам и стать важным личностным опытом. В момент кри­зиса человек не видит выхода из сложившейся ситуации. Это ощущение безысходности, с одной стороны, влечет за собой тяжелые переживания, а с другой — в этот момент че­ловек максимально открыт новому опыту. Именно в этом смысле психологические кризисы хотя и являются болез­ненными, могут рассматриваться как поворотный пункт — к лучшему или к худшему [6, с.12].

Целью данной работы является изучение классификации фоббий Изучение кризиса как реакции на опасные события является целью данной работы.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что кризис относится к внутреннему миру личности. Какими бы жизненными событиями ни вызывался кризис –потеря близ­кого человека, резкое изменение социального статуса, утрата трудоспо­собности и т.д., он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональ­ными переживаниями.

Определяя задачи можно выделить следующее:

1. Изучить понятие кризиса, стадии развития кризисного состояния.

2. Рассмотреть переживание времени в период кризисов.

3. Проанализировать жизненный цикл и возрастные кризисы используя периодизацию Э. Эриксона.

В качестве теоретической базы использованы работы Гордона, Андриенко, Крылова и других авторов.

1. Понятие кризиса

1.1. Стадии развития кризисного состояния

Критическая жизненная ситуация - это эмоцио­нально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в воспри­ятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления.

Кризис имеет определенную длительность, которую поч­ти невозможно спрогнозировать, и может продолжаться от нескольких часов до многих месяцев. Можно выделить три стадии в формировании кризиса.

Первая стадия.Нормальная реакция на фрустрацию.

Пристолкновении с проблемной ситуацией человек вначале ис­пользует прошлый опыт для того, чтобы справиться с ней. На этой стадии используются привычные для человека спосо­бы решения и механизмы защиты. Задействуются знакомые, привычные и отработанные ресурсы, сохраняется гибкость в подходе к проблеме; напряжение и релаксация сбалансиро­ваны. Но если привычные способы не работают, то наступа­ет вторая стадия.

Вторая стадия. Тревога.

У человека начинают возникать и нарастать ощущения неуверенности, страха, растерянности. На этой стадии пробуются новые способы решения проблемы, уменьшается гибкость, напряжение преобладает над релакса­цией. Именно в этот период человек нуждается в помощи со стороны, он готов к восприятию новых идей. Если по тем или иным причинам он не может получить помощи, наступает новая стадия.

Третья стадия. Кризис.

Она характеризуется эмоциональной и интеллектуальной дезорганизацией, ощущением хаоса, человеку начинает казаться в этот период, что все ресурсы исчерпаны, и он не видит выхода из создавшейся ситуации. Здесь может возникнуть возможность неблагоприятного исхода — это злоупотребление алкоголем, наркотиками, психические нарушения, криминальное поведение, суи­цид. На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам, и если не решить проблемы, так как не все проблемы в принципе решаемы, то все же увидеть возможности выбора.

Любой кризис сопровождается и душевной болью, поэтому он вызывает необ­ходимость сильной реакции, которая является попыткой помочь человеку облег­чить дискомфорт и вернуть его в состояние эмоционального равновесия, которое было до начала кризиса. Если это имеет место, кризис может быть преодолен, при этом человек получает возможность обучиться использованию новых для него адаптивных реак­ций. Однако скрытые возможности для личностного раз­вития обнаруживаются только тогда, когда человек, столк­нувшись с болью, научается ее переносить. Способность переносить боль усиливается, если становится понятной причина последней. Одна из причин, по которой трудно конструктивно сопротивляться кризису, — это скрытое убеж­дение, что «страшное событие или катастрофа могут произойти с кем угодно, только не со мной». Эта часть кризиса развенчивает иллюзии и приносит осознание того, что мы живем не в мире покоя и безопасности, а там, где с людьми произвольно случаются ужасные события, и перенести утрату этих иллюзий довольно трудно. Кризис бросает вызов возможностям человека, он как будто подталкивает людей к поиску новых навыков и умений; кроме того, это час­то сопровождается утратой, потерей: смерть близкого человека, развод, неизлечи­мая болезнь, внезапная инвалидность, рождение больного ребенка и др. На фоне таких потерь утрата работы, например, может показаться незначительной, но при­мечательно то, что со всеми потерями у нас утрачивается понимание того, кто мы. Например, потеря работы может рассматриваться как серьезная утрата, ибо эта ситуация несет в себе кризисное состояние, так как человек с потерей работы мо­жет утратить место, к которому привык, друзей, «себя», свою значимость, смысл су­ществования. Или, например, люди могут скрывать некоторое время свое отноше­ние к нам, свое истинное отношение, но когда они проявляют свое истинное Я, мы сталкиваемся с открытием чего-то неприятного для себя. Подобное неприятное открытие - общая черта многих кризисов, оно вызывает сильное стрессовое со­стояние, так как ставит под сомнение правильность собственного понимания ре­альности.

Итак, кризис, как правило, неожидан и неконтролируем. Он может быть свя­зан с потерей, неприятным открытием, унижением, обидой, привнести дополнительные ноты неопределенности и нарушений в повседневную жизнь. Кризис угро­жает индивидуальному представлению о себе, идеальному образу Я и личным планам на будущее. Более того, некоторые кризисы содержат элементы объектив­ной опасности и даже угрозу жизни человека [6, с.16].

1.2.Опасность и травма при кризисе

Большинство людей, особенно пока они моло­ды, считают, что мысли о собственной смерти и мире, продолжающем существо­вать без нас, неправдоподобны. Смерть воспринимается порой как абстрактный факт, мы как бы знаем, что она должна прийти, но не принимаем ее. Избегать ре­альности смерти в повседневной жизни помогает нам и общество, скрывающее случающуюся ежедневно прозаическую смерть как нечто слишком огорчительное или иногда даже непристойное. Парадоксально, что при этом люди постоянно имеют иллюзорный контакт с насильственной смертью благодаря ежедневным сообщениям в газетах, многочисленных передачах, фильмах, пьесах. Тысячи смер­тей, отснятых в видеосюжетах или фильмах, не влияют на то, чтобы сделать до­ступной и понятной обыденную реальность нашего собственного конца. Напротив, они представляют смерть чем-то из ряда вон выходящим, что случается исключи­тельно с другими людьми, а не с нами. Именно поэтому для большинства людей любое событие, которое посягает на веру в собственное бессмертие, перерастает в кризис, даже если угрозы прямой опасности для них нет.

Жизненная ситуация:женщина обнаружила уплотнение в груди, и врач, к которому она обратилась, предло­жил ей пройти тщательное обследование и затем — лечение. Она догадалась, что уплот­нение злокачественное, и испытала сильный страх. Позже ей была предложена опера­ция и последующее длительное стационарное лечение. Руководители фирмы, в которой она работала, обнаружили, что им невыгодно держать сотрудника, который постоянно отсутствует, и ее уволили.

Описанный кризис вызовет сильный стресс практически у любого человека, поскольку подобное событие в жизни приводит к мысли, что будущее может быть весьма ограни­ченным и что бессмысленно питать иллюзии относительно бесконечности времени соб­ственной жизни.

С другой стороны, для многих людей существует большая неопределенность по поводу их конца, так как даже сам по себе диагноз их заболевания может быть известием о грядущей смерти.

1.3. Переживание времени в период кризисов.

Время есть прежде всего длитель­ность существования бытия, продолжительность человеческой жизни. Жизнь и деятельность личности развертываются, упорядочиваются и реализуются в опре­деленном отрезке времени. Из отмеренности существования вытекает проблема конечности, временности человеческой жизни, и в этом заключены трагизм и фа­тальность времени. Время течет однонаправленно, асимметрично и необратимо, его невозможно ускорить или замедлить, остановить его течение, невозможно вер­нуться в прошлое и внести в него коррективы.

Время является не только мерой длительности жизни, оно представляет собой также меру осуществленности, реализованности бытия. Независимо от рода его деятельно­сти значимость, состоятельность человека как личности заключается в том, смог ли он стать хозяином своего вре­мени. Конечно, в кризисной ситуации события представляются человеку не в обыч­ной последовательности, а беспорядочно, время не поддается управлению со сто­роны человека, когда он переживает состояние кризиса, и не каждому удается совладать с требованиями ситуации.

Все мы живем в социальном (историческом) времени, как раз оно определяет круг наших возможностей, и выйти за его границы мы не можем. И тем не менее даже в заданных социальных пределах достижения людей сильно варьируют в за­висимости от личностных качеств, принадлежности к определенной социальной сре­де и т. п.

Поскольку представление о времени конструируется социально, аттитюды по отношению ко времени, в частности степень ориентации людей на прошлое, на­стоящее и будущее, отражает их жизненные установки и ценности. Наступление одних событий человек планирует в отдаленном будущем, а появление других он ожидает в ближайшем, какие-то появляются спонтанно для него. Он также может черпать силы или вновь страдать, вспоминая очень давнюю историю. Протяжен­ность времени, где размещаются жизненные события, называется временной пер­спективой. Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеж­дами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бес­содержательнее его жизнь. Еще К. Левин отмечал, что временная перспективаудлиняется с возрастом: «Маленький ребенок живет настоящим; его временная перспектива включает только непосредственное настоящее и прошлое». Кратко­срочность временного горизонта, по его мнению, характе­ризует «примитивность поведения».

Временная перспектива, в которую отдельный инди­вид помещает жизненные цели и средства, серьезно влияет на повседневное поведение. Чем больше жизненных пла­нов, тем больше опыт взаимодействия; чем насыщеннее временная перспектива событиями, тем больше вариатив­ность поведения, тем порой легче человеку справляться с кризисными состояния­ми. Отсутствие жизненных планов, как правило, связано с отсутствием позитив­ного образа будущего, от чего и может проистекать сопротивление к переменам, которое «провоцирует» человека попадать в кризисное состояние. Практически любое неожиданное событие воспринимается как угроза, так как его не планиро­вали, не ждали, а новое и неизвестное в любом случае несколько пугает. Интересно, что противодействие планируемому развитию может проистекать и из обязательств человека по отношению к прошлому. Вопреки бытующим представлениям о том, что ориентация на будущее представляет собой более или менее универсальную модель развития, существуют образцы поведения, ориентированные только на на­стоящее или прошлое.

Например, опыт показывает, что люди, находящиеся в кризисном состоянии, практически не ориентированы на будущее. Они не могут ставить целей, планиро­вать, в основном все их помыслы устремлены в прошлое, а настоящее пугает. Лю­ди в этом состоянии становятся все более безучастными ко всему, и их инициати­ва все более и более сменяется апатией. Эта апатия небезопасна, так как она делает людей неспособными принимать помощь[6, с. 20].

1.4. Кризис в отсутствии события.

Многие кризисы не похожи на ранее описанные, так как являются результатом постепенно накапливающегося стресса, и их финал может быть вызван чем-то, казалось бы, довольно обыденным. Запускающим фак­тором становится «последняя капля» — незначительное событие, являющееся по­следним в ряду многих других трудностей и неприятностей, а не какое-то особое событие, т. е. особенностью этих кризисов является то, что у них нет видимых причин и их нельзя прямо приписать какому-нибудь одному, вызывающему силь­ный стресс источнику.

Пример:иногда безработные, состоящие на учете в центре занятости, с трудом подчиняются то­му распорядку, который там существует. Инспектор обязан помогать людям в поиске ра­боты, он предлагает различные варианты, но некоторые клиенты не воспринимают эту помощь. Состояние их таково, что им порой трудно выходить по утрам из дома и отправ­ляться на поиск работы, они перестают ухаживать за собой, агрессивно относятся к раз­ного рода требованиям со стороны. Это выглядит так, как будто они боятся, что кто-то увидит хаос, в котором они пребывают, и поможет с ним справиться. Такое поведение типично для людей, находящихся в ситуативно вызванной депрессии. В таких случаях кризис может содержать скрытую (неосознаваемую, вызывающую тре­вогу и поэтому отрицаемую) потребность в общении с психотерапевтом по поводу лич­ностных трудностей.

Не осознавая, что происходит, человек нередко создает кризисные ситуации, форсируя события до крайности [6, с.22].

2. Жизненный цикл и возрастные кризисы

В жизненном цикле человека различаются отдельные возраст­ные стадии, смена которых - переходные периоды –может происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными пе­реживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности личности. Эти моменты называются кризисными точками, или возрастными кризисами человека.

Сущность этих возрастных кризисов подчиняется известному закону перехода количества в качество - постепенно происходящие изменения в психических и личностных образованиях порождают новое качество, причем этот переход может иметь резкий, скачкообразный характер. Например, ребенок, с трудом выговаривающий отдельные слова, речь которого во многом еще напоминает лепет, «вдруг» начинает говорить, подобно тому как он «вдруг» начал ходить, а позже начнет читать. Не­редко этот переход в новое качество имеет довольно болезненный ха­рактер. Так, выражение «трудности переходного возраста» стало устой­чивым штампом обыденной речи, используемым для проблем подрост­кового периода. Известный психолог К.Левин называл подростка чело­веком, вышедшим из мира детства и не пришедшим в мир взрослых. В этом образе отчетливо видна и «переходность» подростка, и сущность его психологических проблемы: он уже не хочет быть ребенком, но еще не может быть взрослым в глазах окружающих, да и своих собственных. Именно это главное противоречие подросткового периода развития и приводит к типичным переживаемым в это время трудностям, прежде всего проблемам в отношениях со взрослыми, к неадекватным поступ­кам вплоть до девиантного поведения, направленного на подтверждение своей взрослости.

Подростковый период как «трудный» возраст четко выделяется не только в научных исследованиях, но и в обыденном сознании, посколь­ку через его проблемы и сопутствующие психологические переживания проходит большинство людей. Таким образом, помимо индивидуальных особенностей человека или событий его индивидуальной жизни психологический кризис может быть спровоцирован или вызван критически­ми точками возрастных стадий его жизненного цикла, и, следовательно, существуют такие моменты перехода от одной стадии к другой, когда возникновение кризиса более вероятно, хотя, конечно, не обязательно.

Различные возрастные периоды отличаются помимо особенностей психического и личностного развития тем, что именно является цен­тральной проблемой этого периода и какие, следовательно, типичные трудности, критические ситуации или кризисы могут переживаться и этом возрасте человеком [3, с.357].

2.1. Периодизация возрастных кризисов по Э. Эриксону

Наиболее детальная и признанная в психологии периодизация воз­растных кризисовпринадлежит американскому ученому Эрику Эриксону, который выделяет в общем жизненном цикле восемь психосоци­альных стадий.

Каждая из этих стадий развития сопровождается кризисом, который Эриксон рассматривает как поворотный момент в жизни, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий.Так, для самой пер­вой, младенческой, стадии жизни человека –от рождения до года, чрез­вычайно важно, чтобы у ребенка сформировалось чувство доверия к этому миру, окружающим людям, чувство первичной уверенности в се­бе, основанной на этом доверии. Как правило, доверие образуется у ребенка под влиянием заботы матери о нем и его потребностях, на ос­нове чего у него возникает чувство, что «все хорошо». Напротив, отсут­ствие должного материнского ухода или вообще отвергание матерью ребенка могут принести к возникновению у ребенка чувства первично­го, базального недоверия, на основе которого возникают установки страха, подозрительности, тревоги за свое благополучие, которые впо­следствии могут проявляться в отношениях с окружающими людьми и в отношении к миру в целом. Если противоречие «доверие-недоверие» успешно разрешается в пользу формирования доверия, то в результате маленький человек приобретает очень важное для здорового развитияего личности качество, которое Эриксон называет «надежда», фактиче­ски означающее первоначальную убежденность человека в значимости и надежности его мира. Успешное решение этого кризиса не обязательно происходит на первом году жизни ребенка. В таком случае эта проб­лема будет проявляться на последующих стадиях развития, где и может найти адекватное разрешение; важно, однако, чтобы уже на первом году жизни были заложены основы ее успешного решения в последующим.

Те же процессы, но уже на основе других кризисов, разворачиваются и на последующих возрастных стадиях.

На стадии раннего детства –от, года до трех лет, возникает кризис,
связанный с потребностью ребенка в самостоятельности, в развитии у
него чувства собственной автономии; в возрасте от 3 до 6 лет «возраст
игры», главное противоречие касается развития у ребенка
инициативности, активности. Следующий, «школьный» возраст длится
от 8 до 12 лет и предполагает появление у ребенка чувства трудолюбия
в противовес некомпетентности, чувству собственной несостоятельности
или неполноценности; наконец, следующая, очень важная, как уже от­мечалось, в развитии стадия - это подростковый возраст, или юность,
возраст самоопределения, формирования тождественности «Я», чувства
личной идентичности, своего целостного и ценного «Я». Успешное про­хождение кризисов этих стадий способствует появлению у человека
таких важных качеств, как сила воли, целе­устремленность, компетентность, верность, быть верным самому себе, своим обязательствам, привязанностям, пред­ставлениям. --------------------

Следующие три стадии жизни человека Эриксон называет зрелостью. На стадии ранней зрелости, длящейся примерно от 20 до 25 лет, основ­ной проблемой человека является поиск своего места в межличностных отношениях между полюсами интимности - изоляции. При этом под интимностью в психологии понимают способность к близости с другими людьми, включающую в том числе способность к эмоциональному со­переживанию другим, собственную открытость и способность вверять себя кому-либо. А это фактически означает появление у человека тако­го важнейшего качества здоровой личности, как любовь, предполагаю­щую установление отношений взаимной заботы, уважения и от­ветственности за другого человека.

На стадии средней зрелости, продолжающейся, почти 40 лет (от 26 до 64 лет), содержание кризиса связано с формированием продуктивного, творческого отношения к жизни в противовес инертно­сти, застою. Это время самореализации личности, ее самоактуализации, взлета ее социальных и творческих возможностей. Для здоровой лично­сти характерен выход за пределы собственных нужд, ощущение своей ответственности за этот мир, своей способности и обязанности забо­титься о других. Чувство заботы, по Эриксону, психологически проти­воположно апатии, безразличию, поглощенности собой, характерным для необретших чувства собственной продуктивности.

Последняя стадия, которую Эриксон уважительно называет «поздняя зрелость», начинающаяся с 65 лет и завершающая жизнь человека, об­ращает его к прожитой жизни, ее анализу, оценке, которые, как и про­шлый опыт, интересуют его больше будущих планов. Позитивным ито­гом этого анализа оказывается чувство мудрости, включающее как ощущение полноценно и разумно прожитой жизни, так и спокойное отношение к смерти, в противоположном случае прожитая жизнь вос­принимается как череда ошибок или нереализованных возможностей, сожаление о том, что нельзя начать сначала, и отсутствие времени для этого усиливают страх смерти в явном или скрытом виде (например, боязнь возможных будущих несчастий) [3, с.363].

Заключение

Таким образом с точки зрения психологии каждый кризис содержит и позитивные, и негативные компоненты. Успешное его разрешение -это прогресс в развитии личности, возможный личностный рост. Нере­шение конфликта или его неудовлетворительное решение - это опас­ность для личности, дальнейшему развитию которой или ее полноцен­ному функционированию может быть тем самым нанесен урон.

Известно, что в китайском языке иероглиф "кризис" состоит из двух иероглифов, один из которых означает риск, опасность, а другой - воз­можность. Это удивительно точно отражает описанную двойственную природу кризиса, в котором, безусловно, присутствует риск его де­структивного проживания личностью, снижающего ее возможности раз­вития, самореализации, удовольствия жить полной жизнью. С другой стороны, любой кризис, конфликт, противоречие - это возможность позитивных изменений, переосмысления своей жизни, а может быть, и начала нового пути.

Таким образом, кризис нарушая привычный ход жизни, дезорганизует или даже де­лая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека пе­реосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни.

Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций яв­ляется необходимость их конструктивного разрешения.Кризис может оказать нега­тивное влияние на человека, разрушая или деформируя его личность и жизнь. И наоборот, его успешное преодоление может стать источником личностного роста, развития большей личностной зрелости и в конеч­ном счете фактором повышения удовлетворенности жизнью.

Литература

1. Андриенко Е.В. Социальная психология .-М. : ACADEMIA, 2001. -264 с.

2. Алферов А.Д. Психология развития школьников учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. -384 с.

3. Психология учебник для вузов под ред. А.А. Крылов. –М.: Проспект, 2001.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла общ. ред. Л. Я.Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева.- М. : Прогресс, 1990.- 366 с.

5.Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психология и религия -СПб: Речь, 2000. -286с. Мастерская психологии и психотерапии.

6. Лекции по Центрам и службам практической психологии преп. Крюкова М.В.

7. Майерс Д. Социальная психология пер. с англ. В. Гаврилов [и др.]. – СПб.: Питер, 1999. – 688 с.

8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы под общ. ред. Г. А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2006. – 424 с.

9.Миронов А. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Соц.-гуманит. знания. – 2007. – № 2. –С.39-52.

10.Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления //Вопросы психологии.- 2003.- № 5.-С.18-33

11.Психология. словарь \Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2 –е изд., -М.,1990. -494с.

12. Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б. Д. Карвасарского.- СПб.: Питер, 1999.- 752 с.