Реферат: Порядок уголовно-процессуального задержания
Название: Порядок уголовно-процессуального задержания Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Содержание Введение…………………………………………………………………………..2-4 Глава 1. Понятие и основания задержания подозреваемого в совершении преступления. 1.1. Понятие задержания подозреваемого в совершении преступления……………………………………………………………….5-8 1.2. Основания ,мотивы, условия и цели задержания подозреваемого…………………………………………………………….8-13 1.3. Задержание обвиняемого…………………………………………….13-18 1.4. Задержание и другие меры процессуального принуждения……..18-21 Глава 2. Порядок уголовно-процессуального задержания 2.1. Процессуальный порядок задержания подозреваемого………..21-30 2.2. Практика задержания подозреваемого……………………………30-34 Заключение ………………………………………………………………….35-36 Список литературы………………………………………………………….37 Введение Задержание лица по подозрению в совершении преступления - это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в изолятор временного содержания лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком на 48 часов в целях проверки его причастности (непричастности) к совершению преступления и решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Оно является весьма распространенным действием в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования. К его помощи следователь и дознаватель прибегают в тех ситуациях, когда они обладают совокупностью доказательств, позволяющей подозревать лицо в совершении преступления, но не достаточной для предъявления обвинения, с целью собрать "недостающие доказательства" и официально от имени государства выдвинуть обвинение конкретному лицу. Другими словами, задержание подозреваемого – эффективный рабочий инструмент, позволяющий следователю, дознавателю проверить причастность лица к совершению преступления и собрать доказательства его виновности, на основании которых ему предъявляется обвинение и решается вопрос о мере пресечения. Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения связана с лишением личности свободы главным образом на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. В случае незаконного и необоснованного применения задержания это может нанести существенный ущерб правам и свободам человека и гражданина. К сожалению, при применении задержания все еще имеют место следственные и судебные ошибки, которые дорого обходятся как отдельной личности, так и государству в целом. "Задержание следует считать незаконным, если оно произведено при отсутствии предусмотренных законом оснований и с нарушением установленных им условий".[1] За заведомо незаконное задержание предусмотрена уголовная ответственность. Уже поэтому, чтобы оградить граждан, да и самих следователей (дознавателей и др.) от этого преступления, важно детально разобраться в том, какие основания и условия задержания предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Актуальность темы исследования заключается в том, что применение мер уголовно-процессуального принуждения необходимо для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Применение указанной меры существенно ограничивает конституционные права, свободы и законные интересы гражданина, ставит под сомнение его честь, достоинство, влияет на дальнейшую судьбу, причиняет нравственные страдания в случае необоснованного или незаконного ее применения. Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, часто сопряжено со значительными трудностями, что объясняется недостаточной его правовой регламентацией. Признание международных стандартов по правам человека предполагает необходимость поиска новых подходов в оптимизации форм уголовного судопроизводства, создания дополнительных гарантий неприкосновенности личности, связанных с применением мер процессуального принуждения. Поэтому одним из актуальных направлений в теории уголовного процесса было и остается разработка правового регулирования и практического применения указанной меры принуждения. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при задержании между субъектами уголовно-процессуальной деятельности. Предметом исследования является законодательство и практика его применения, рассмотрение сущности подозрения, процессуальный природы задержания подозреваемого в совершении преступления, оснований, мотивов и целей задержания, понятие подозреваемого, права подозреваемого и их гарантии в российском уголовном процессе. Основная цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа уголовно-процессуальных, уголовно-правовых, административно-правовых и других источников, а также обобщения следственной практики выработать предложения законодателю и рекомендации по совершенствованию практики применения задержания лица, по подозрению в совершении преступления, позволяющие повысить эффективность предварительного расследования. Указанная цель обусловила конкретные задачи: Дать определение термину задержание подозреваемого в совершении преступления. Выяснить основания, мотивы, условия и цели задержания. Раскрыть понятие задержание обвиняемого. Определить процессуальный порядок задержания подозреваемого и привести практику применения данной меры органами предварительного следствия с предложениями о совершенствование практики применения задержания лица. Таким образом, в этой работе хотелось бы рассмотреть задержание как меру уголовно-процессуального принуждения: понятие, цели, условия, основания, мотивы, процессуальный порядок. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ1.1 Понятие задержания подозреваемого в совершении преступленияЗадержание в российском уголовном процессе – это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительного получения санкции прокурора или судебного решения. В уголовном процессе задержание является одним из следственных действий, направленных на достижение задач уголовного судопроизводства. Оно представляет собой кратковременное лишение свободы человека, взятие его под стражу. По своему характеру задержание является неотложным, следственным действием. Поэтому оно, в отличие от меры пресечения в виде заключения под-стражу, производится без санкции прокурора, однако с последующим направлением ему в течение двадцати четырех часов письменного сообщения о произведенном задержании. В уголовном процессе задержанию может быть подвергнуто лицо, заподозренное в совершении преступления. Причем подозрение должно опираться на определенные фактические данные, обозначенные в законе в качестве оснований задержания. Будучи задержанным, лицо становится подозреваемым. Ему официально объявляется, в совершении, какого преступления оно подозревается, разъясняются права, предоставленные законом. Однако в тех случаях, когда доставление лица осуществляется в порядке исполнения принятого ранее органом дознания, следователем или прокурором решения о задержании данного лица в порядке ст. 91 УПК РФ, то оно с самого начала носит уголовно-процессуальный характер и является составной частью задержания. В этом случае срок задержания исчисляется не с момента доставления лица в орган милиции или к следователю, а с момента фактического ограничения его свободы (поимки, захвата).[2] Подозрение - это предположение о субъекте преступления, неполная осведомленность о каких-либо фактах, обстоятельствах, то есть вероятное, предположительное объяснение их. Возникшее в сознании следователя (дознавателя) подозрение не делает это лицо подозреваемым в процессуальном смысле. Необходимо отметить, что существующий уголовно-процессуальный закон в части подозрения не отвечает конституционному требованию обеспечения прав и законных интересов личности, оказавшейся под подозрением. Следует отметить, что на сегодня само появление в уголовном процессе подозреваемого в результате применения к нему мер процессуального принуждения, не раскрывает действительной природы подозрения: во-первых, подозрение формулируется через принуждение, тогда как не принуждение порождает подозрение, а наоборот - подозрение влечет применение к лицу мер принуждения; во-вторых, задержание подозреваемого, применение к нему меры пресечения, возбуждение в отношении лица уголовного дела далеко не исчерпывают ситуаций, при которых гражданин реально оказывается под подозрением органов уголовного преследования. Понятие «подозрение» связывается в основном с применением органом дознания к лицу такой меры принуждения, как задержание.[3] Понятия «подозрение» и «подозреваемый» органически взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. Подозреваемый может стать субъектом уголовно-процессуальной деятельности не иначе, как именно при наличии подозрения. Задержание в уголовно-процессуальном смысле могут осуществлять лишь специально уполномоченные на то законом органы государства, а именно: орган дознания, следователь, прокурор, т.е. те органы, которые наделены правом возбуждать уголовное дело и производить следственные действия. Решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления (с составлением об этом соответствующего протокола), может быть принято по общему правилу лишь после принятия решения о возбуждении уголовного дела. Нельзя принимать решение о задержании лица, не разрешив предварительно вопрос о том, есть ли в самом событии, в действиях определенного лица признаки преступления и какого именно. Последнее обстоятельство важно потому, что процессуальное задержание допустимо лишь в связи с подозрением в совершении такого преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы. По закону задержание вправе производить орган дознания. Лицо, непосредственно производящее дознание, таким правом не наделено. Решение о задержании, принятое, например, оперативным уполномоченным или участковым инспектором, приобретает юридическую силу лишь после утверждения протокола задержания начальником органа дознания или заменяющим его лицом. Уголовно-процессуальное задержание следует отличать также от административного задержания, которое по закону допускается а целях пресечения некоторых административных правонарушений (когда исчерпаны другие меры воздействия), установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, тоже может производиться лишь уполномоченными на то органами (должностными лицами). Например, административное задержание может применяться органом внутренних дел при совершении лицом мелкого хулиганства, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, нарушении правил дорожного движения. [4] 1.2 Основания, мотивы, условия и цели задержанияВопрос об основаниях применения мер пресечения является одним из сложных в теории и практике их применения. В уголовно-процессуальном законе они прямо не называются, недостаточно полно они освещены и в юридической литературе. Основаниями принятия решения о применении меры пресечения являются установленные с помощью доказательств обстоятельства, позволяющие полагать, что обвиняемый (подозреваемый): во-первых, может скрыться от дознания, следствия и суда; во-вторых, воспрепятствовать установлению истины по делу; в-третьих, будет продолжать заниматься преступной деятельностью; в-четвертых, меры пресечения могут применяться в целях обеспечения исполнения приговора. Таким образом, перечисленные обстоятельства могут выступать как самостоятельные достаточные основания для применения мер пресечения, когда они установлены доказательствами. При отсутствии оснований, делающих необходимыми применение мер пресечения, у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства. Поскольку обстоятельства, как правило, носят прогностический характер, применение мер пресечения возможно при вероятности наступления данных обстоятельств. В отличие от фактических, процессуальным основанием для применения мер пресечения является мотивированное постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи или определение суда. Основанием для предположения, что обвиняемый скроется от следствия и суда, могут служить данные об отсутствии у него места жительства, паспорта, прописки, неявка его по вызовам, сведения о том, что он уволился с места работы, приобрел билет для выезда с места жительства и т.п. Наличие оснований для избрания меры пресечения делает возможным ее применение лишь при соблюдении ряда правовых гарантий. Во-первых, мера пресечения может быть избрана лишь по возбужденному уголовному делу. Во-вторых, мера пресечения не может быть более строгой, чем грозящее обвиняемому уголовное наказание. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Данное понятие охватывает не только случаи, когда лицо застигнуто непосредственно при совершении посягательства, но и на любой иной стадии реализации преступного умысла в процессе приготовления преступления или покушения на его совершение. По этому основанию задерживают иногда лиц, застигнутых недалеко от места преступления. Представляется, что задержание по данному основанию возможно, если заподозренное лицо обнаружено на месте преступления или при попытке покинуть его. Подпадают сюда и случаи, когда оно пыталось бежать с места преступления, но было схвачено в ходе преследования. Если же заподозренное лицо обнаружено неподалеку от места преступления, то задержание возможно лишь в том случае, если на его одежде или на нем будут обнаружены явные следы преступления. Очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо указывают на данное лицо как на совершившее преступление. Очевидцы — это лица, непосредственно воспринимавшие факт преступления. Под прямыми указаниями очевидцев следует понимать их сообщения (показания) о том, что данное конкретное лицо совершило определенное преступление. Если такое сообщение очевидца одновременно служит поводом к возбуждению уголовного дела, то оно заносится в протокол устного заявления либо оформляется письменным заявлением. Следует иметь в виду, что обвиняемый, подозреваемый, в отличие от лиц, непосредственно наблюдавших факт совершения преступления, не несут уголовной ответственности за дачу ложных показаний и нередко изменяют свои показания. Обнаружение явных следов преступления на подозреваемом, на его одежде, при нем или в его жилище. Явность следов — это их очевидная относимость к совершенному преступлению, устанавливаемая с помощью оценки всей совокупности обстоятельств уголовного дела. Это, прежде всего различные повреждения на теле подозреваемого: раны, ссадины и иные следы на коже или на одежде, свидетельствующие о контакте с потерпевшим или о нахождении на месте преступления; следы крови, волос и следы различных веществ с места преступления; обнаруженные при подозреваемом или в его жилище орудия преступления, похищенные предметы и иные следы, определенно указывающие на причастность данного лица к совершению преступления. Обычно такие следы обнаруживают при обыске, в том числе при личном обыске, при осмотре, иногда — при выемке. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого. Однако при наличии «иных данных» подозревать лицо в совершении преступления само по себе еще не является основанием для применения задержания. Покушение на побег - это попытка спастись бегством с места преступления, скрыться от работников милиции или иных лиц, выполняющих обязанности по охране общественного порядка, а равно любая попытка переменить место жительства либо выехать за пределы данного региона с целью уклонения от следствия. Отсутствие постоянного места жительства — не имеет прописки либо данное лицо по месту прописки не проживает. Неустановление личности — у заподозренного отсутствуют удостоверяющие его личность документы, или имеющиеся документы вызывают сомнение в их подлинности либо в достоверности содержащихся в них сведений. Или при отсутствии соответствующих документов сведения, сообщенные о себе заподозренным лицом, не могут быть оперативно проверены. Задержание допускается в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. О второй цели (решение вопроса о мере пресечения в виде заключения под стражу) речь может идти лишь после выяснения причастности данного лица к преступлению. Такое более широкое представление о целях задержания способствует правильному пониманию мотивов , которые в совокупности с основаниями, определяют правильное, обоснованное применение задержания. В таком понимании цели задержания способствуют правильной мотивации решений о задержании. В свете этого они могут служить и критериями правомерности того или иного мотива для применения задержания. [5] Наличие оснований для подозрения является обязательным условием задержания, но само по себе не делает необходимым его применение. Чтобы задержание было обоснованным кроме оснований для подозрения должны быть еще такие побуждающие обстоятельства, которые делают применение задержания целесообразным, оправданным. Именно они и образуют мотив задержания . Понятие мотивов задержания закон не раскрывает и не содержит какого-либо их перечня. Между тем правильное понимание лицом, производящим расследование, мотивов задержания важно не столько для надлежащего оформления протокола, сколько для обеспечения обоснованного и эффективного применения данной меры процессуального принуждения. Мотив задержания должен объяснить, для предупреждения каких нежелательных действий подозреваемого следует прибегнуть к изоляции его от общества, с последующим решением вопроса о необходимости применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. На первый план выступает, цель задержания - обеспечить правильное решение вопроса о мере пресечения в виде заключения под стражу. Перечень мотивов задержания, наиболее часто применяемых на практике, которые, если они опираются на материалы дела, следует считать правомерными мною приведены ниже. Задержание подозреваемого может быть мотивировано необходимостью: пресечь дальнейшую преступную деятельность лица или предупредить совершение им нового преступления; воспрепятствовать уклонению подозреваемого от следствия; воспрепятствовать подозреваемому помешать установлению истины, скрыть орудия преступления или похищенное; изолировать подозреваемого от общества при совершении им опасного преступления; провести мероприятия с целью проверки фактических данных, указывающих - на возможную причастность подозреваемого к совершению иных преступлений либо на совершение расследуемого преступления группой лиц, а также для установления места сокрытия орудий преступления, чужого имущества, добытого преступным путем, или иных обстоятельств, имеющих существенное значение для расследуемого дела. Задержание и мера пресечения - хотя и разные процессуальные институты, но преследуют одинаковые цели, поэтому и мотивы их применения во многом одинаковы. Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что задержание подозреваемого будет законным и обоснованным только при наличии совокупности основания и мотива задержания, причем мотив не должен противоречить целям применения данной меры процессуального принуждения. 1.3 Задержание обвиняемогоОсновное отличие подозреваемого от обвиняемого состоит в том, что подозреваемым признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а обвиняемый – лицо, в отношении которого в установленном порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. То, есть обвиняемый – это следующая стадия на которую переходит лицо, бывшее в качестве подозреваемого, в случаи если органами дознания и предварительного следствия будет установлена причастность его к совершению преступления. Задержание обвиняемого – это мера уголовно-процессуального принуждения, состоящая в кратковременном, на срок не более 48 часов, лишении свободы передвижения лица, обвиняемого в совершении преступления, которое носит неотложный характер, применяется незамедлительно, при обнаружении его органом дознания, которому поручен розыск обвиняемого на основании постановления лица, осуществляющего предварительное расследование, и в силу своей неотложности не требует согласия прокурора и разрешения суда.[6] Систему задержания обвиняемого конструктивно необходимо разделить на два типа: Задержание разыскиваемого обвиняемого, объявленного в розыск на основании постановления органа уголовного преследования для предъявления ему обвинения и рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения; Задержание обвиняемого на основании постановления органа уголовного преследования до рассмотрения судом ходатайства об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу. Решение о задержании орган дознания и следователь вынуждены принимать сразу же после ознакомления с материалами оперативно-розыскной деятельности. Задержание носит неотложный характер. Уголовно-процессуальный закон должен учитывать потребности практики, а именно те ситуации, когда нужно безотлагательно возбудить уголовное дело и задержать подозреваемого — еще до того, как данные, служащие основанием для соответствующих решений, пройдут процессуальную процедуру приобщения к делу в качестве доказательств. Оперативно-розыскная информация может быть положена также и в основу решения о задержании лица, обвиняемого в совершении преступления. Эта информация должна учитываться при оценке наличия у лица, обвиняемого в совершении преступления, намерения уклониться от расследования, продолжить преступную деятельность. В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется – то и фотография или дактокарта.[7] Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории, обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки. Кроме того, проводится проверка по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведения. Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст. 10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска . В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск . Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска. Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск . На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления. Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью. По общему правилу, лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска.[8] Основанием для задержания обвиняемого является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства органов уголовного преследования об избрании в отношении скрывающегося обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Целью задержания обвиняемого является незамедлительная доставка его в суд, для рассмотрения указанного ходатайства. Условием задержания обвиняемого является вынесение обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемого (при производстве дознания задержание обвиняемого остается невозможным). Дальнейшая разработка института задержания обвиняемого будет способствовать соблюдению законности при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений. [9] К моменту вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого для органов расследования должны быть установлены виновность и основания для избрания меры пресечения. При подтверждении законности и обоснованности задержания. При требовании об этом прокурора (следователя или дознавателя). При необходимости и возможности представления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих обоснованность ходатайства об избрании заключения под стражу. Срок задержания продляется судьей, если в данный момент недостаточно доказательств для принятия решения о заключения под стражу. При невозможности избрания более мягкой меры пресечения, чем заключение под стражу. При отказе в удовлетворении ходатайства о заключении под стражу повторное возбуждение такого ходатайства в отношении того же лица и по тому же обвинению возможно только при возникновении новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в первом судебном заседании (факты ненадлежащего поведения обвиняемого, предъявление более тяжкого обвинения и др.).[10] 1.4 Задержание и другие меры процессуального принужденияПод мерами уголовно-процессуального принуждения понимаются предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного судопроизводства. Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру, и их применение преследует разные цели. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление лиц из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования). Четвертые служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество). Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения можно разделить на средства пресечения противозаконных действий и средства обеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушения и средства получения доказательств. Все меры процессуального принуждения принято подразделять на две группы:меры пресечения и иные меры процессуального принуждения. Закон исчерпывающе определяет круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального принуждения, а также устанавливает круг лиц, в отношении которых они могут быть применены, лишь при наличии оснований, под которыми понимаютсяконкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия. При применении принудительных мер пресекательного характера (меры пресечения, привод, задержание, удаление из зала заседания и т.п.) эти обстоятельства выражаются в предполагаемых или совершаемых противоправных действиях субъекта. В качестве общего основания применения мер принуждения обеспечительного характера (обыск, выемка и т.п.) выступает наличие данных, позволяющих полагать, что в результате этого следственного действия будут обнаружены доказательства, имеющие значение для дела. Задержание самая строгая мера пресечения, состоящая в лишении свободы обвиняемого (подозреваемого), подсудимого. Важно отличать задержание подозреваемого, которое регулируется уголовно-процессуальным законодательством, от заключения под стражу, домашнего ареста. Во-первых, задержание нередко предшествует избранию меры пресечения и никогда не заменяет ее собой. Во-вторых, в качестве процессуального принуждения задержание может применяться только при производстве дознания и предварительного следствия. Мера же пресечения применяется как при проведении предварительного расследования, так и на любой из судебных стадий уголовного процесса вплоть до вступления приговора в законную силу. В-третьих, задержанию подлежит только подозреваемый, мера же пресечения применяется к обвиняемому и лишь в исключительных случаях – к подозреваемому. В-четвертых, срок содержания обвиняемого под стражей в виде меры пресечения может быть продлен в установленном порядке, а срок содержания подозреваемого под стражей при его задержании не продлевается. Различается, кроме того, процессуальный порядок задержания и избрания меры пресечения. Отличие задержания от таких мер пресечения, как подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ), которая обеспечивает нахождение подозреваемого или обвиняемого в определенном месте; личного поручительства (ст. 103 УПК РФ), при котором необходимо письменное ходатайство от заслуживающего доверия лица о готовности поручиться за обвиняемого (подозреваемого); наблюдения командования воинской части (ст. 104 УПК РФ), где командование воинской части во исполнение указанной меры пресечения издает приказ за подписью начальника воинской части, предусматривающий конкретные меры, применяемые в отношении военнослужащего; присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ); залога (ст. 106 УПК РФ) в том, что они в отличии от задержания не связаны с реальным лишением свободы подозреваемого или обвиняемого. ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ2.1 Процессуальный порядок задержания подозреваемогоПроцессуальное задержание - это действие, имеющее собственную юридическую природу, а также основания и мотивы его проведения. По времени оно может предшествовать избранию меры пресечения, но не должно применяться наряду с ним. В деятельности сотрудников правоохранительных органов с незапамятных времен распространены два самостоятельных, независимых вида задержания лица – это, так называемые, «фактическое» и «процессуальное» задержания.[11] «Фактическое» задержание иногда называют «непроцессуальным» или даже «уголовно-правовым». Два подобных вида задержания некоторыми авторами выделяются и в теории уголовного процесса.[12] Всю эту совокупность разновидностей порядка задержания, по основанию – вид полномочий субъекта задержания, можно разделить на две категории: 1) задержание, осуществляемое субъектом, наделенным уголовно–процессуальными полномочиями; 2) задержание, осуществляемое субъектом, не наделенным уголовно–процессуальными полномочиями, с последующей передачей задержанного субъекту, наделенному уголовно–процессуальными полномочиями. В первом случае активную позицию всегда занимает сотрудник правоохранительного органа. Его деятельность можно представить в виде пяти основных этапов: 1) обнаружение противоправных действий и анализ обстановки; 2) принятие решения о производстве задержания; 3) принудительное лишение лица свободы передвижения; 4) доставление задержанного лица к месту разбирательства; 5) документирование задержания. Во втором случае задержание лица по подозрению в совершении преступления состоит в том, что: 1. "Сотрудники правоохранительных органов или граждане осуществляют захват такого лица, лишают его возможности скрыться и в принудительном порядке доставляют задержанного в орган дознания или к следователю, которые уполномочены законом произвести уголовно-процессуальное задержание".[13] 2. Орган дознания, следователь или прокурор принимают решение о задержании, либо о немедленном освобождении задержанного. При этом орган дознания, следователь и прокурор действуют согласно алгоритму, описанному для первой группы разновидностей задержания. Определяя начало задержания лица по подозрению в совершении преступления, современный законодатель делает это весьма неоднозначно. В п. 15 ст. 5 УПК РФ начало задержания определяется моментом фактического задержания, т.е. моментом фактического лишения лица свободы передвижения, но производимого в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ . Порядок же ст. 92 УПК РФ предполагает, что: 1. Задержание может производиться только представителем правоохранительных органов, наделенным уголовно–процессуальными полномочиями. 2. До производства задержания должно быть возбуждено уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ по признакам преступления, за совершение которого может быть назначено наказание в виде лишения свободы. 3. О задержании должен быть составлен протокол. Таким образом, в УПК РФ начало задержания лица по подозрению в совершении преступления определяется наличием протокола о задержании. Сегодня имеет место так называемое "фактическое задержание", которое законом не регламентировано, а поэтому осуществляется в произвольной форме, и "процессуальное задержание" , которое заключается лишь в составлении протокола о задержании, произведенном после «фактического задержания». Вся процедура задержания лица по подозрению в совершении преступления делится на: 1. милицейское задержание (процессуально неуполномоченным должностным лицом) 2. доследственное задержание (процессуально уполномоченным должностным лицом на стадии возбуждения уголовного дела) и 3. следственное задержание (процессуально уполномоченным должностным лицом на стадии предварительного расследования), и предлагает регламентацию для каждого из видов задержания прописать в законе "О милиции" и УПК РФ соответственно. До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением туда доставленного оперативный дежурный либо иное лицо по его поручению должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью: обнаружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, запрещенных к ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для обеспечения безопасности работников милиции и самих задержанных. О результатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его составившим, обысканным и понятыми. В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию. Протокол задержания составляется в трех экземплярах: один приобщается к уголовному делу, другой вручается администрации места содержания задержанных, третий хранится в дежурной части. При избрании задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу протокол задержания приобщается администрацией СИЗО, ИВС к личному делу арестованного. Это необходимо для правильного исчисления срока предварительного заключения под стражу, поскольку, согласно ст. 97 УПК РФ, в срок предварительного заключения под стражу входит и период задержания. В протоколе задержания в обязательном порядке должны быть указаны: дата (день, месяц, год), время (час), место составления протокола, время доставления в, орган дознания или время фактического задержания, должности, звание должностного лица, составившего протокол, анкетные данные задержанного, основания и мотивы задержания, объяснения задержанного, а также квалификация преступления, по подозрению в совершении которого он задержан. Объяснения задержанного, подлежащие занесению в протокол - это устные заявления и пояснения, сделанные им по поводу задержания и подозрения его в совершении преступления. Они даются добровольно, не в порядке допроса и не заменяют его. Если задержанный не сделал никаких заявлений и пояснений по своей инициативе, то перед составлением или при составлении протокола следует спросить у него, не желает ли он дать каких- либо объяснений в связи с его задержанием. Если такое желание не выражено, то об этом делается соответствующая отметка в протоколе. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. [14] В органах внутренних дел предусмотрена форма протокола задержания, в которой содержатся реквизиты для отражения обязательных сведений. Согласно инструкции о работе изоляторов временного содержания, туда не принимаются лица, в отношении которых протоколы задержания оформлены с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства и Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Протокол задержания является документом, на основании которого администрация ИВС помещает доставленного в камеру для задержанных или в иное помещение, специально оборудованное для этой цели и отвечающее требованиям Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Администрация ИВС несет ответственность за соблюдение установленного порядка и условий содержания задержанного с момента принятия его для помещения в указанное место. Поэтому факт и момент принятия задержанного должны быть зафиксированы в учетной документации ИВС и подтверждены подписями лиц: передавшего и принявшего задержанного. Тем не менее, при составлении протокола задержания допускается немало ошибок. Зачастую в протоколах указывается одно время их составления и фактического задержания, хотя в большинстве случаев он составляется по истечении некоторого времени после доставления и фактического задержания. Нередко основания задержания, указываемые в протоколе, не соответствуют фактическим основаниям, вытекающим из материалов уголовного дела. Не всегда в протоколах задержания указываются мотивы задержания либо в графе «мотивы» содержится ссылка на факт совершения преступления. Например, «за злостное хулиганство», и т.д. Ссылка на квалификацию преступления необходима прежде всего в связи с тем, что задержание может применяться не за все преступления, а лишь за те из них, санкция за совершение которых предусматривает лишение свободы. Правильная и своевременная квалификация деяния, в совершении которого подозревается лицо, позволяет избежать незаконного применения задержания. С целью обеспечения защиты прав и законных интересов задержанных закон предусматривает подпись задержанного, а также возможность дачи им письменного собственноручного объяснения по поводу задержания. На оборотной стороне протокола содержатся также отметки о сообщении прокурору и об уведомлении родственников задержанного. В случае если подозреваемый отказывается от подписи, то об этом делается отметка в протоколе задержания, а подозреваемому предоставляется возможность занести в протокол письменное объяснение относительно причины отказа от подписи. При наличии протокола задержания составления дополнительных процессуальных документов не требуется. [15] Следователь или лицо, производящее дознание, обязаны разъяснить задержанному его права, установленные законом. Об этом делается отметка в протоколе задержания. Задержанный имеет право: знать, в чем его подозревают; требовать проверки прокурором правомерности задержания; обжаловать действия лица, производящего дознание, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства; обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам; пользоваться своей одеждой и обувью, а также другими необходимыми предметами и вещами, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задержанных. Задержание лица является процессуальным актом, официально ставящим лицо в положение подозреваемого. Подозреваемый является участником уголовного процесса, который имеет определенное правовое положение. Помимо указанных выше прав, он как подозреваемый вправе также представить доказательства, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке, пользоваться услугами переводчика, заявлять отводы лицу, производящему дознание, следователю, переводчику, специалисту и эксперту. Закон предусматривает подозреваемому возможность защищаться от подозрения. Как уже отмечалось, он вправе знать, в чем его подозревают, давать показания. Поэтому лицо, производящее расследование, обязано немедленно допросить задержанного. Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания. Перед допросом задержанному должны быть еще раз разъяснены его права как подозреваемому. Ему объявляется, в совершении какого преступления он заподозрен, о чем делается отметка в протоколе допроса. Задержанный может заявлять ходатайства лицу, производящему расследование, о допросе свидетелей, назначении экспертизы и производстве других следственных действий по собиранию доказательств и выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Обоснованные ходатайства должны быть удовлетворены. При отказе в удовлетворении ходатайств (полном или частичном) лицо, производящее расследование, выносит постановление с указанием мотивов отказа, и сообщает об этом подозреваемому. После того, как задержание произведено, следователь или орган дознания должны в пределах 12 часов сообщить об этом прокурору, а последний в возможно короткий срок с момента получения извещения (в пределах сорока восьми часов) - либо санкционировать арест, либо освободить задержанного. В письменном сообщении прокурору указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы и должность задержанного, квалификация преступления, в совершении которого он подозревается (вид преступления и статья уголовного закона), время, основания и мотивы задержания, а также место содержания задержанного. В протоколе задержания должно быть отмечено о направлении сообщения прокурору с указанием даты и времени сообщения. Задержка сообщения прокурору является ущемлением законных интересов подозреваемого. Своевременное сообщение прокурору о задержании лица не препятствует быстрейшему проведению необходимых следственных действий и ставит задержание под надзор прокурора. Таким образом, задержание вправе производить орган дознания, дознаватель или следователь. [16] О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь уведомляет его семью. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Обязанность уведомления семьи подозреваемого о его задержании ставит орган дознания или следователя перед необходимостью принять меры для выяснения места жительства или хотя бы домашнего телефона семьи задержанного, тем более - семьи несовершеннолетнего. Форма уведомления избирается в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть уведомление по телефону, телеграфу, через нарочного либо непосредственно и т.д. Во всяком случае, уведомление должно быть своевременным, а на протоколе задержания следует сделать соответствующую отметку с указанием фамилии, имени, отчества и степени родства члена семьи, даты и формы уведомления. Если уведомление семьи задержанного не производилось, то в протоколе задержания необходимо сделать отметку о причине этого: либо не было установлено место жительства (со ссылкой на принятые меры), либо были основания считать, что уведомление воспрепятствует установлению истины по делу о тяжком преступлении. [17] Исчисление срока задержания с момента доставления в орган дознания или к следователю соответствует законным интересам задержанного и содействует обеспечению быстрого решения вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, тщательной и своевременной проверке вопроса о необходимости и целесообразности дальнейшего ограничения свободы доставленного лица. [18] Протокол задержания подшивается к уголовному делу, а дубликат приобщается к делу на содержащегося под стражей. На корешке бланка, который остается в дежурной части органа внутренних дел, помимо иных данных проставляется дата избрания меры пресечения или освобождения подозреваемого из ИВС. В любом случае освобождение задержанного по постановлению следователя или лица, производящего дознание, должно осуществляться либо из-за неподтверждения подозрений, либо в связи с отсутствием необходимости в избрании меры пресечения-заключения под стражу. [19] Третьим основанием освобождения подозреваемого является истечение установленного законом срока задержания. Обеспечение освобожденного лица бесплатным проездом к месту жительства, а также выдача документа (справки или копии постановления об освобождении) о времени его пребывания в месте содержания задержанных осуществляется независимо от основания освобождения подозреваемого.[20] 2.2 Практика задержания подозреваемогоПо смыслу конституционных и уголовно-процессуальных норм задержание не тождественно заключению под стражу как мере пресечения; задержание применяется только к лицу, подозреваемому в совершении преступления, и всегда предшествует заключению под стражу. Лицо, чье конституционное право на неприкосновенность личности ограничивается задержанием, должно с первых минут его применения обладать надлежащим правовым статусом, обеспечивающим защиту от уголовного преследования, в том числе и с помощью адвоката-защитника. Правоохранительный орган, а также его представитель, осуществляющие задержание, должны быть наделены четко выраженными правами и обязанностями, направленными, с одной стороны, на реализацию стоящих перед ними задач, а с другой – на обеспечение прав и законных интересов задержанного лица. Необходимость задержания лица по подозрению в совершении преступления реально возникает не только в ходе уголовно-процессуальной деятельности – в двух стадиях досудебного производства: возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, но и до (вне) уголовного процесса, т.е. затрагивает деятельность не только органов дознания и следствия, но и органов, осуществляющих охрану общественного порядка. Уяснение структуры задержания связано с последним положением, в соответствии с которым в задержании надо выделять два этапа: внепроцессуальный (точнее внеуголовно-процессуальный) и процессуальный (уголовно-процессуальный). На первом этапе осуществляется физический захват, поимка, доставление заподозренного лица в орган уголовного преследования для решения всех вопросов, возникающих в связи с этим, в уголовно-процессуальном порядке. Физическое задержание производится, чаще всего, работниками милиции в рамках их полномочий по охране общественного порядка, подлежит регламентации наряду с УПК в Законе РФ "О милиции", и поэтому именуется милицейским. Уголовно-процессуальное задержание охватывает две стадии уголовного процесса – возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Задержание в стадии возбуждения уголовного дела именуется доследственным. Здесь фактическое задержание впервые облекается в форму юридического акта. Три части задержания: милицейское, доследственное и следственное автономны, поскольку в практике применения задержание может ограничиваться одним или двумя составляющими. Однако в совокупности они образуют единый цельный процесс задержания лица по подозрению в совершении преступления, отвечающий всем требованиям правового государства. Подозрение должно рассматриваться в различных аспектах: как составная часть функции уголовного преследования; как утверждение (вывод) органов предварительного расследования о причастности лица к совершению преступления, основанное на неполных знаниях о расследуемом противоправном деянии и лице, его совершившем; как общее условие применения задержания, влекущее при наличии правовых оснований и других обстоятельств, прямо указанных в законе, появление такой процессуальной фигуры, как подозреваемый. Одна из острейших проблем состоит и в том, что на сегодня можно вести речь о двух видах задержания лица по подозрению в совершении преступления, осуществляемых на практике: задержание физическое, когда человек фактически ограничивается в свободе передвижения (поимка, захват, доставление в правоохранительные органы), и задержание юридическое, при котором физическое задержание получает процессуально-правовое оформление в виде протокола задержания подозреваемого в порядке ст. 92 УПК РФ. Фактическим основанием для признания лица подозреваемым должны являться сведения, свидетельствующие о причастности такого лица к совершению преступления. Юридическим основанием для признания лица подозреваемым должно быть вынесение соответствующего постановления. Порядок признания лица подозреваемым на основании постановления должен быть единым, в том числе и при задержании подозреваемого, возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица и т. д. Вынесение постановления о привлечении лица в качестве подозреваемого должно иметь место и в ситуации, когда решение о задержании принимается после возбуждения уголовного дела и нет сомнений в выдвинутом подозрении.[21] О понятии процессуального задержания имеются противоположные мнения. С одной стороны, оно рассматривается как мера процессуального принуждения, а с другой — как неотложное следственное действие. В действующем законодательстве не проводится никаких различий между основаниями для подозрения и для задержания. Подозрение и задержание — это хоть и органически взаимосвязанные, но все же абсолютно самостоятельные уголовно-процессуальные институты, имеющие совершенно разные цели. Оперативно-розыскная информация может быть положена в основу решения о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления. Эта информация должна учитываться при оценке наличия у лица, подозреваемого в совершении преступления, намерения уклониться от расследования, продолжить преступную деятельность. На практике применения задержания необходимо знание обстановки, в которой будет проводиться задержание, с учетом особенностей личности подозреваемого, позволит точнее распределить функции между участниками следственного действия, блокировать пути возможного бегства задерживаемого, застать его врасплох, обеспечить безопасность задерживающих лиц и окружающих. Ознакомиться с местом предполагаемого задержания нужно заблаговременно, если это возможно, но так, чтобы не насторожить подозреваемого и связанных с ним лиц. Следственно-оперативная группа для производства задержания формируется в соответствии с поставленной задачей, включая преодоление возможного сопротивления подозреваемого или его сообщников. Число участников зависит от количества задерживаемых, особенностей личности каждого из них, их вооруженности, места задержания, тяжести совершенного преступления. В любом случае желательно, чтобы задерживающих было по крайней мере в два раза больше, чем задерживаемых. Целесообразно выделять одних участников для наблюдения, других для захвата, чтобы пресечь попытки задерживаемых спастись бегством или избавиться от компрометирующих их объектов, а также, чтобы предотвратить вмешательство посторонних лиц в производство следственного действия. При инструктаже следственно-оперативная группа должна получить все необходимые разъяснения: общая цель задержания; конкретная задача каждого участника; кто подлежит задержанию и его приметы (желательно вручить фотографию); место задержания; его особенности, усложняющие или облегчающие достижение цели; время и маршрут прибытия к месту задержания; наличие других участников и способы их узнавания (чтобы эти участники не были ошибочно приняты за сообщников задерживаемого или за посторонних лиц); способы связи участников группы друг с другом и с руководителями операции; способы проникновения к месту укрытия задерживаемого; особенности конспирации и мер предосторожности; условия применения огнестрельного оружия, спецсредств и наручников; конкретные действия при попытках задерживаемых к бегству или сопротивлению; пределы взаимоотношений с родственниками задерживаемого или посторонними лицами, оказавшимися на месте задержания; особенности производства обыска (личного или иных видов); особенности применения технических средств, обнаружения и упаковки изъятых объектов; маршруты движения с задержанными лицами. Задержание после предварительной подготовки предполагает реализацию заранее намеченного плана его проведения и отличается практическим разнообразием. Задержание – комплексное действие, представляющее сочетание организационных, управленческих, тактических, психологических актов. Непосредственными исполнителями задержания, как известно, являются работники органов дознания.В процессе планирования и осуществления задержания большая роль принадлежит рефлексивному управлению следователя. Психологические аспекты подготовки к задержанию имеют много общего с обыском. Они тоже включают в себя изучение личности подозреваемого, обстановки предполагаемого места задержания. Большое значение в подготовке имеет изучение личности подозреваемого. При этом очень важно получить информацию о степени его общественной опасности (например, какие преступления могли быть им совершены; не является ли он преступником- рецидивистом; не вооружен ли; насколько агрессивен). Однако нужно иметь в виду, что даже при получении сведений, положительно характеризующих подозреваемого, нельзя исключить вероятность оказания им сопротивления, к тому же вооруженного. Требования разумной осторожности, максимальной безопасности при проведении задержания заставляют учитывать возможность оказания сопротивления со стороны любого правонарушителя. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Обозначу те моменты, которые касаются задержания и требуют иного толкования. 1. Начало задержания необходимо определять моментом принуждения, ограничения человека в свободе передвижения, а не с момента составления протокола об этом. 2. Действующее законодательство России предусматривает единственную форму задержания лица по подозрению в совершении преступления – эта форма предусмотрена УПК РФ. Соответственно задержание, о котором говориться в главе 12 УПК РФ представляет собой совокупность так называемых и «фактического» (задержание на месте обнаружения лица и доставление) и «процессуального» (документальное оформление) задержаний. Резюмируем основные положения: · Задержание имеет характер неотложной меры принуждения, представляющей собой кратковременное заключение под стражу лица, заподозренного в совершении преступления. Неотложность этой меры объясняется тем, что она применяется без предварительной санкции прокурора или суда, на кратковременный срок, в течение которого выясняются обоснованность подозрения и необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. · Задержание должно отвечать строжайшему соблюдению законности, быть обусловленным и мотивированным, проводиться с максимальной безопасностью для всех участников и граждан, случайно оказавшихся на месте проведения операции, и с оптимальной затратой сил, средств и времени. Оно должно отвечать принципу гуманности по отношению к задерживаемому – вред, причиненный ему задержанием, должен быть по возможности минимальным. · Операция по задержанию в организационном отношении завершается конвоированием задержанных в отдел милиции, а в процессуальном – производствомтщательного личного обыска и составлением протокола задержания и личного обыска. · Подозреваемый имеет право на защиту. Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу в качестве меры пресечения; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора; участвовать при рассмотрении судьей жалоб в установленном порядке. · Подозреваемый с момента задержания вправе иметь свидания с защитником, родственниками и иными лицами. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), с дополнениями по состоянию на 21.07.2007. 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ, с последними изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2007. Научная литература 1. Булатов Б.Б., Баранов А.М. «Уголовный процесс». Учебник. - М., 2008. 2. Булатов Б. Б. Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве. - Омск, 2003. 3. Гуляев А.П. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под ред. В.В. Мозякова. - М., 2006 4. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс: учебное пособие. - М., 2007. 5. Качалов В.И. Задержание подозреваемого // Новая редакция. - М., 2002. 6. Ковтун Н.Н. Задержание подозреваемого // Уголовный процесс России: учебник / Под. ред. В.Т. Томина. - М., 2007. 7. Малков В.П. Комментарий к уголовному кодексу российской федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева.- М., 2006. 8. Муравьев К.В. Уголовный процесс. – 2007 9. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник // Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М., 2004. 10. Петрухин И.Л. // Под ред. И.Л. Петрухина. - М., 2006. 11. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): Учебник для вузов // Под ред. Г. П. Химичевой, О. В. Химичевой. – М., 2004. 12. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право РФ. - М., 2006. 13. Щерба С.П. комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // Под ред. В.М. Лебедева. - М., 2005. 14. Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник //Под. ред. В.Н. Галузо. - М., 2004. [1] Гриненко А.В. Задержание и заключение под стражу должны быть не только законными и обоснованными, но и мотивированными //Журнал российского права. - 2005.- № 3. - С.21. [2] Щерба С.П. Глава 12. Задержание подозреваемого // Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под. ред. В.М. Лебедева. - М., 2005.- С.132-140. [3] закон РФ «О государственной границе РФ» от 10.08.1994 г. (в ред. ФЗ № 153-ФЗ от 31.07.1998 г.), позволяющий осуществлять пограничными нарядами «задержания и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы РФ, ...доставления таких лиц в расположение подразделений, частей органов и войск Федеральной пограничной службы РФ и иные места для выяснения обстоятельств нарушения» (ст. 30). [4] Петрухин И.Л. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. - М., 2006. - С. 155. [5] Гуляев А.П. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.В. Мозякова. - М., 2006. – С. 124-126. [6] Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник / Под. ред. В.Н. Галузо. - М., 2004.- С. 98-102. [7] Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М., 2004.- С. 514. [8] Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М., 2004. - С. 516-520. [9] Калиновский К.Б. Задержание обвиняемого в российском уголовном процессе: проблемы формирования нового уголовно-процессуального института // Совершенствование правовой базы и взаимодействия правоохранительных органов различных государств в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2005. - С. 35-36. [10] Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. - СПб., 2004.- С.68-72. [11] Под «фактическим» задержанием понимается задержание лица по подозрению в совершении преступления (ограничение лица в свободе передвижения, доставление его к месту разбирательства), если протокол о факте задержания не составлялся. Под «процессуальным» задержанием понимаются теже самые действия что и при «фактическом» задержании, но если о данном факте составлен протокол. [12] Березин М.Н., Гуткин И.М., Чувилев А.А. Задержание в советском уголовном судопроизводстве. – М., 1975. – С. 24; Шумилин С.Ф. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление // Следователь. – 1998. – № 6. – С. 42. [13] Шумилин С.Ф. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление // Следователь. – 1998. – № 6. – С. 42. [14] Качалов В.И. Задержание подозреваемого // Новая редакция. - М., 2002. - С.36-40. [15] Качалов В.И. Задержание подозреваемого // Новая редакция.- М., 2005.-С.36-40. [16] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ, с последними изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2007. ст. 92. [17] Калиновский К.Б. Задержание подозреваемого //под ред. А.В. Смирнова. - Спб., 2006. - С.63-70. [18] Калиновский К.Б. Задержание подозреваемого //под ред. А.В. Смирнова. - Спб., 2006.- С.63-70. [19] Малков В.П. Комментарий к уголовному кодексу российской федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, Лебедева В.М.- М., 2006.- С.69-80. [20] Гуценко К.Ф. Уголовный процесс: учебное пособие. - М., 2007.- С.142-144. 1. [21] Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник // Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. - М., 2006. 2. |