Курсовая работа: Проектирование автоматизированной информационной системы
Название: Проектирование автоматизированной информационной системы Раздел: Рефераты по математике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра автоматизированной обработки информации Курсовой проект Тема: Проектирование АИС Выполнила: студентка 458 гр. Казанцева. Я. Ю. Проверил: Андронов А. Ю. Новосибирск 2009 Содержание Введение 1. Характеристика объекта автоматизации 1.1 Общая характеристика Маслянинского ДО ОАО Банк "Левобережный" 1.2 Постановка задачи 2. Входная и выходная информация 2.1 Входная информация 2.2 Выходная информация 3. Характеристика процессов технологической обработки 3.1 Алгоритм решения задачи 3.2 Рекомендации по проектированию АИС в Маслянинском ДО ОАО Банк "Левобережный" Заключение Список использованной литературы Под информационной системой (ИС) понимается организованная совокупность программно-технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально с ними связанных групп работников, которые обеспечивают сбор, представление и накопление информации в определенной предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Использование компьютеров и современных средств связи в ИС позволяет говорить об автоматизированных информационных системах (АИС). Проектирование имеет целью обеспечить эффективное функционирование АИС на финансово-кредитном предприятии и ее использование менеджерами организации для выполнения своих профессиональных задач, принятия управленческих решений. Проектирование обеспечивает создание системы, которая способна функционировать при постоянном ее совершенствовании технического программного и информационного обеспечения. В создании автоматизированной информационной системы важное место занимает процесс разработки технологической документации, связанной с организацией системы получения и преобразования исходной информации в результативную информацию. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе исходной информации спроектировать формы входных документов и форму выходного плана выплат по вкладам, рассмотреть наиболее рациональные пути разработки АИС в условиях Маслянинского ДО ОАО Банк "Левобережный". 1. Характеристика объекта автоматизации 1.1 Общая характеристика Маслянинского ДО ОАО Банк "Левобережный" Новосибирский социальный коммерческий банк "Левобережный" (ОАО) – современный, динамично развивающийся банк, успешно работающий на рынке финансовых услуг с 1991 года. "Левобережный" - единственный региональный банк в Новосибирской области, который обладает сетью подразделений, охватывающей практически всю область. В ее структуре – 7 отделений банка в г. Новосибирске, филиал в г. Бердске и 30 офисов в каждом районном центре области, 6 операционных касс вне кассового узла. "Левобережный" по праву можно назвать одним из самых "народных" банков – его услугами пользуются свыше 350 тысяч частных клиентов. Увеличение клиентской базы и развитие партнерских отношений – одно из приоритетных направлений деятельности банка. Банк "Левобережный" входит в систему обязательного страхования вкладов, имеет лицензии Центрального Банка Российской Федерации на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте с юридическими и физическими лицами, лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. Миссия "Левобережного" заключается в содействии социально – экономическому развитию региона, конкурентному преимуществу и благополучию клиентов, акционеров, партнеров банка путем предоставления банковских продуктов и услуг высокого качества. Банк предоставляет полный комплекс услуг корпоративным и частным клиентам: открытие расчетных счетов в рублях и иностранной валюте, услуги дистанционного управления счетами, кредитование субъектов малого среднего бизнеса, торговое финансирование, услуги на рынке ценных бумаг, выпуск банковских карт, потребительское и автокредитование, ипотеку, срочные вклады, аренду сейфовых ячеек, денежные переводы. "Левобережный" активно внедряет зарплатные проекты по всей Новосибирской области, среди них – проекты с администрацией Новосибирской области, Новосибирским государственным техническим университетом, научным производственным объединением "Сибсельмаш", государственной Новосибирской областной клинической больницей. Банком эмитировано более 200 000 банковских карт, что составляет 10 % от общего количества карт "Золотая корона", эмитированных в области. Маслянинский дополнительный офис ОАО Банк "Левобережный" был открыт в июне 2000 года. Маслянинский ДО предоставляет полный спектр услуг ОАО банк "Левобережный" от депозитов для частных лиц до выдачи займов производственным и торговым предприятиям. Операции с вкладами клиентов осуществляет отдел по работе с физическими лицами. Виды вкладов, открываемых в Маслянинском ДО, представлены в Таблице 1. Таблица 1 Вклады для физических лиц в рублях РФ
* - ставка по вкладу зависит от ставки рефинансирования Банка России Вклад "КОПИЛКА" - проценты начисляются по окончанию срока вклада. Пополнение вклада в наличной и безналичной форме, за исключением последних 180 дней до окончания срока вклада. Расходные операции не предусмотрены. При досрочном расторжении договора начисление процентов по ставке вклад "До востребования". Вклад "МАКСИМУМ" - проценты начисляются каждые 6 месяцев и по окончании срока вклада, начисленные проценты увеличивают сумму вклада. Дополнительные взносы принимаются за исключением последних 6 месяцев до окончания срока вклада. При досрочном расторжении вклада ранее начисленные проценты сохраняются. Вклад "СИБИРСКИЕ КЛАДОВЫЕ" - проценты начисляются ежеквартально и по окончании срока вклада, начисленные проценты увеличивают сумму вклада. Расходные операции в размере зачисленных процентов. Начисление процентов при досрочном расторжении договора: ранее начисленные проценты сохраняются, за период от даты последнего начисления процентов до даты расторжения договора по ставке вклада "До востребования". Вклад "ОЛИМПИЙСКИЙ ЗОЛОТОЙ" - ежеквартальное зачисление процентов на банковский счет, по которому регистрируется "кредитная" банковская карта для возможности снятия процентов и возможности воспользоваться кредитом в форме "овердрафт"; начисление процентов при досрочном расторжении договора: до 364 дней -0.2%, 365-1099 дней -7%. Вклад "ДЕТСКИЙ НАКОПИТЕЛЬНЫЙ" - вклад открывается в пользу ребенка до 18 лет. Зачисление процентов во вклад в конце срока. Дополнительные взносы не принимаются в последние три месяца до окончания срока вклада. При досрочном расторжении договора начисление процентов по ставке вклада "До востребования". Вклад "ЭЛЕКТРОНИК" - денежные средства во вклад зачисляются только безналично со счета "Расчетный", "Специальный", "Социальный". Проценты начисляются по окончании срока вклада. Сумма вклада с начисленными процентами перечисляется на счет, с которого была перечислена сумма при открытии указанного вклада. Расходные операции не предусмотрены. При досрочном расторжении вклада проценты не начисляются. Вклад "ВКЛАД ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ" - принимается при наличии банковского счета ("Расчетный", "Специальный", "Специальный плюс", "Специальный 2+"). Проценты начисляются ежеквартально и по окончании срока вклада, начисленные проценты увеличивают сумму вклада. Проценты не начисляются на денежные средства, находящиеся на счете менее трех месяцев. Расходные операции с соблюдением неснижаемого остатка. При досрочном расторжении вклада ранее начисленные проценты сохраняются. Вклад "БОЛЬШЕ, ЧЕМ СБЕРЕЖЕНИЯ" - при открытии вклада обязательно наличие банковского счета ("Расчетный", "Специальный", "Специальный плюс", "Специальный 2+"). Проценты начисляются ежемесячно и по окончании срока вклада. Проценты не начисляются на денежные средства, находящиеся на счете менее двух месяцев. Расходные операции в размере зачисленных процентов. Зачисление процентов на банковский счет. При досрочном расторжении вклада ранее начисленные проценты сохраняются. Вклад "ВАШ ВЫБОР" - проценты начисляются ежеквартально и по окончании срока вклада, начисленные проценты увеличивают сумму вклада. Расходные операции с соблюдением неснижаемого остатка. Проценты не начисляются на денежные средства, пролежавшие на счете менее двух месяцев. При досрочном расторжении вклада начисление процентов по ставке вклада "До востребования". Вклад "ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ!" - процентная ставка зависит от периода капитализации процентов (1мес.,3мес.,6мес.,1год) и суммы вклада. Возможно внесение дополнительных взносов во вклады с периодом капитализации 6мес.,1год. Дополнительные взносы не принимаются в последние три месяца до даты окончания договора. При досрочном расторжении вклада ранее начисленные проценты сохраняются. Организационная структура Маслянинского ДО ОАО Банк "Левобережный" состоит из трех отделов: Отдел по работе с физическими которые подчиняются непосредственно директору Маслянинского ДО. Директор Маслянинского ДО связан непосредственно с головным офисом банка в г. Новосибирск (Рис. 1.). Банковская деятельность неразрывно связана со средствами автоматизации. Все операции, проводимые финансово-кредитными организациями, осуществляются с помощью ЭВМ. Особенно важны технические средства при развитой филиальной сети для более оперативного принятия управленческих решений. Рис. 1. Организационная структура Маслянинского ДО ОАО Банк "Левобережный" Трудоемкость учета операций по вкладам связана с большими объемами информации, что требует автоматизации данных процессов. Объектом автоматизации является Отдел по работе с физическими лицами Маслянинского ДО ОАО Банк "Левобережный", проводящий операции по вкладам физических лиц. Исходные данные представлены в Таблице 2. Таблица 2 Исходные данные о вкладах физических лиц в Маслянинском ДО ОАО Банк "Левобережный"
При решении данной задачи необходимо: 1. рассчитать "Начислено %" данный показатель рассчитывается двумя способами: · для вкладов "Копилка", "Верное решение", "Электроник" по формуле простого начисления процента:
· для оставшихся видов вкладов по формуле сложного начисления процентов:
где 2. рассчитать "Сумму к выдаче" ("Сумма вклада" + "Начислено %") и графу "Итого"; 3. разработать формы входных документов и выходного Плана выплат по вкладам; 4. охарактеризовать процессы технологической обработки и дать рекомендации по проектированию АИС. 2. Входная и выходная информация Информация — сведения об объектах, явлениях, событиях, процессах окружающего мира, передаваемые устным, письменным или другим способом и уменьшающие неопределенность знаний о них. Автоматизация — это замена физического и умственного труда человека работой технических средств, обеспечивающих выполнение работ с заданной производительностью и качеством без вмешательства человека, за которым остаются функции наблюдения и подготовки технических средств к эксплуатации. Под экономической информацией представляется совокупность сведений или данных, отражающих состояние или определяющих направления изменения и развитие народного хозяйства и его звеньев. Структура экономической информации определяется ее строением, выделением тех или иных звеньев, которые принято называть информационными единицами. Минимальной единицей информации в АИС принято считать реквизит как неделимую часть. Различают реквизиты -признаки и реквизиты-основания. Первые характеризуют качественную сторону сущности, вторые - количественную. Реквизиты -признаки подразделяются на справочные и группировочные, а реквизиты-основания подразделяются по типу алгоритма их получения на количественные, стоимостные, удельного веса, процента. Справочные реквизиты в виде наименования предназначены для понимания показателя пользователем, а группировочные являются их закодированными аналогами. Кодирования требуют реквизиты, выраженные в алфавитной или алфавитно-цифровой форме. В начале проектирования АИС следует определить состав результативной информации, отображаемой в выходном документе (Табл. 3). Таблица 3 Характеристика состава результативной информации.
На основе описания результативной информации определяется состав исходной для получения результатов (Табл. 4). Таблица 4 Характеристика состава исходной информации.
Кодирование - это процесс присвоения условных обозначений объектам классификации, или классификационным группировкам. Условные обозначения, присвоенные конкретному объекту, называются кодовым словом или просто код. Одной из целей является представление информации в более удобной форме при записи ее на машино - носители для обработки на ЭВМ и передачи по каналам связи. По способу построения различают следующие методы кодирования: 1. порядковый метод кодирования. Он характеризуется тем, что вся номенклатура объектов последовательно ставится в соответствии с числами натурального ряда. Достоинство данного метода заключается в простоте и малозначности. Недостатками является то, что при появлении новых позиций в номенклатуре нарушаются ранее принятый порядок кодирования; коды трудны для запоминания; не обеспечивается автоматическая сортировка и подсчет итогов. 2. серийно-порядковый метод заключается в закреплении серии номеров за группами объектов кодирования, обладающими общими признаками. Внутри серии кодирование производится порядковым методом. Обязателен резерв свободных номеров. Достоинства метода состоят в следующем: при появлении новых позиций в номенклатуре не нарушается принятый порядок кодирования за счет использования имеющегося резерва; коды легки для запоминания. Недостатки метода: не обеспечивается автоматическая сортировка и подсчет итогов. 3. последовательный метод предусматривает разработку кодов на основе иерархического метода классификации объектов. В первую очередь вся номенклатура классифицируется по самому старейшему признаку, затем в полученных группировках по самому младшему признаку и т. д. Полное кодовое слово образуется путем присвоения коду самой старшей группы последовательно кодов младших групп. Достоинство метода в том, что обеспечивается автоматическая сортировка и подсчет итогов. 4. параллельный метод предусматривает построение кодов не независимых объектов на основе фасетной классификации, т.е. номенклатура может быть разделена по-разному в соответствии с различными независимыми признаками. За каждым независимым признаком закрепляется один или несколько разрядов кодов. Полное кодовое слово образуется путем объединения кодов по различным признакам в одной последовательности. В данном примере для кодирования предприятия, подразделения, вида кредита, вкладчика используем последовательный метод (Табл. 5-8). Таблица 5Разработка кода предприятия
Таблица 6Разработка кода подразделения
Таблица 7Разработка кода вклада
Таблица 8Разработка кода вкладчика
Следующим шагом является процесс распределения реквизитов исходной информации по массивам. Реквизиты разносятся по массивам в зависимости от степени постоянства на временном интервале. Переменные, реквизиты включаются в состав оперативного (переменного) массива, постоянные - в справочные массивы (Табл. 9). Таблица 9 Состав и характеристика массивов исходной информации.
Рис. 2. Связь между массивами В каждом массиве выделяется ключевой реквизит, который служит для связи между массивами. Ключевой реквизит в МС02 это код подразделения, в МО01 – код вклада. Справочные массивы содержат нормативно-справочную информацию (редко меняющуюся), а так же кодификаторы и классификаторы. Рабочий массив содержит оперативную информацию (часто меняющуюся), а так же реквизиты для обращения к справочникам (коды). Таблица 10 Состав макетов входной информации
Проектирование форм входных и выходных документов начинается с характеристики реквизитов, входящих в их состав (Табл. 11). Таблица 11 Характеристика реквизитов входной информации.
Носители исходной информации - это формы документов, предназначенные для автоматизированной обработки. В системах машинного преобразования информации применяются два вида носителей исходной информации: справочные и первичные документы. Справочники являются носителями условно-постоянной информации, по данным которых на машинных носителях формируются массивы, многократно используемых в процессе обработки данных. Ежемесячно в эти массивы вносятся лишь отдельные коррективы. Первичные документы являются носителями переменной информации. Они служат источником информации для оперативного бухгалтерского и статистического учета. В спроектированной форме первичного документа реквизиты, переносимые на машинный носитель, обводят утолщенной линией. Эскиз справочного документа
Справочник по вкладам
Эскиз первичного документа
Ведомость начисления процентов по вкладам
2.2 Выходная информация На этапе проектирования эскиза выходного документа осуществляется характеристика реквизитов, входящих в данный документ. Для этого строится вспомогательная Таблица 12. Таблица 12 Характеристика реквизитов выходной информации.
На заключительном этапе проектирования выходного документа разрабатывается эскиз выходного документа. Эскиз выходного документа
План выплат по вкладам
3. Характеристика процессов технологической обработки 3.1 Характеристика технологических процессов и построение алгоритмов На третьем этапе проектирования АИС разрабатываются и описываются процессы технологической обработки. Даётся их характеристика, и составляются блок-схемы. Характеристика технологических процессов представлена в виде Таблицы 13. Таблица 13Характеристика технологических процессов
3.2 Рекомендации по проектированию АИС в Маслянинском ДО ОАО Банк "Левобережный" Развитие банковских структур и промышленных предприятий, увеличение числа филиалов, рост количества клиентов, необходимость повышения качества обслуживания предъявляют к автоматизированным системам новые требования. Новый подход к проектированию АИС заключается в сбалансированном сочетании двух предыдущих. В первую очередь это относится к идеологии построения ядра системы: "Автоматизированная бухгалтерия - аналитический учет". Алгоритм решения задачи (блок-схема) представлен на Рисунке 3. Рис. 3. Алгоритм решения задачи Для банковских структур это дало: с одной стороны, в ядре системы сохранялась возможность работы "от лицевого счета", с автоматическим формированием соответствующих бухгалтерских проводок, с другой стороны, отменялись жесткие требования работы только с лицевыми счетами. Появилась возможность ведения бухгалтерского учета по балансовым счетам любого порядка без углубления до уровня лицевых счетов клиентов. При этом ведение аналитического учета по лицевым счетам клиентов опускалось на уровень специализированного программного обеспечения (СПО), установленного на рабочих местах банковских работников (контролеров, кредитных бухгалтеров, инспекторов и т. д.). Таким образом, принципиальное отличие нового подхода к созданию АБС заключается в идее распределения плана счетов по уровням экспертизы. При этом и сам справочник плана счетов с соответствующими описаниями, и информационное множество клиентов проектировались по принципу распределенной базы данных. Банкам целесообразно разрабатывать свои АИС собственными силами в силу причин: · Во-первых, это конечно относительно низкая стоимость таких разработок (по сравнению с покупными). Как правило, к существующим подразделениям департамента информатизации, таким как: управление эксплуатации, управление эксплуатации вычислительной сети и средств связи, экспертно-аналитическое управление (постановка задач), добавляется лишь новая структура: управление развития и разработки АИС, что, как правило, не влечет за собой больших финансовых затрат. · Во-вторых, собственная разработка - это максимальная ориентация на реализацию бизнес - процессов предприятия или банка, его уникальных финансовых и управленческих технологий, складывающихся годами. · В третьих, это позволяет обеспечивать значительно более высокий уровень безопасности и независимости от внешних факторов. · В четвертых, оперативная реакция на изменения правил игры на рынке. Вместе с тем при собственной разработке необходимо решить целый комплекс организационно-технических задач, которые позволили бы избежать ошибочных решений: · Во-первых, правильный выбор архитектуры построения вычислительно-коммуникационной сети и ориентация на профессиональные СУБД. По экспертным оценкам собственные разработки АИС в 53% базируются на СУБД Oracle, около 15% на Informix, 22% - другие СУБД.Во-вторых, использование при разработке современного инструментария (CASE средства, эффективные средства разработки: Delphi, Designer2000, Developer2000, SQL-Stations и т.п.). · В третьих, мультизадачная инфраструктура разработки проекта, когда конкретный модуль АИС ведет группа разработчиков с взаимосвязанным перечнем задач, построенная на принципах полной взаимозаменяемости, т.е. функционирование данного модуля АИС и его развитие не связано с одним конкретным разработчиком. · В четвертых, применение эффективных организационно-технических средств по управлению проектом и контролю версий АИС. Только при соблюдении этих основных положений можно рассчитывать, что собственная разработка окажется конкурентной и эффективной. В противном же случае можно столкнуться с эффектом "неоправданных ожиданий" - это в лучшем случае, а в крайнем случае вообще задуматься о смене АИС. При этом, смена АИС может вызвать как непосредственно смену клиентских модулей и табличной структуры БД, так и потребовать замены серверного и клиентского аппаратного и общесистемного программного обеспечения, включая СУБД, а это дело не дешевое. Поэтому очень важно при выборе варианта реализации АИС сразу решить вопрос о возможностях экспорта/импорта данных в создаваемой системе. При правильном решении данного вопроса смена АИС, если в ней все-таки возникнет необходимость, произойдем практически безболезненно для функциональных подразделений. Современная АИС должна представлять собой интегрированный комплекс аппаратно-программных средств реализующих мультипредметную информационную систему, обеспечивающую современные финансовые, управленческие, проектирующие, производственные и сбытовые технологии в режиме реального времени при транзакционной обработке данных. Комплексная автоматизация операций требует создания единого информационного пространства банка, в котором сотрудники и руководство могут осуществлять свою деятельность, руководствуясь едиными правилами представления и обработки информации в документном и бездокументном виде. Для этого в рамках предприятия требуется создать единую информационную систему по управлению информацией или единую систему управления документами, включающую возможности: · удаленной работы, когда члены одного коллектива могут работать в разных комнатах здания или в разных зданиях; · доступа к информации, когда разные пользователи должны иметь доступ к одним и тем же данным без потерь в производительности и независимо от своего местоположения в сети; · средств коммуникации, например: электронная почта, факс, печать документов; сохранения целостности данных в общей базе данных; · полнотекстового и реквизитного поиска информации; · открытость системы, когда пользователи должны иметь доступ к привычным средствам создания документов и к уже существующим документам, созданным в других системах; · защищенность информации; · удобства настройки на конкретные задачи пользователей; · масштабируемости системы для поддержки роста организаций и защиты вложенных инвестиций и т.д. Список использованной литературы 1. Вестник Банка "Левобережный" (ОАО). 2. Гроздева В.А., Лаврентьева И.Ю. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебник. – М.: ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2007. – 320с. 3. Макарова О.В., Невзорова В.И. Информационные технологии для экономистов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 4. Сайт "Информационные экономические системы" // www.infoeconom.ru 5. Сайт ОАО Банк "Левобережный"// www.nskbl.ru |