Реферат: Кредитно-модульная система Украины
Название: Кредитно-модульная система Украины Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АР КРЫМ РЕФЕРАТ на тему « Кредитно - модульная система Украины » Выполнил: Ялта, 2009 План 1. Введение 2. Основные положения Болонского процесса 3. Основные преимущества кредитно-модульной системы 4. Кредитно-модульная система на примере Донецкого Национального Университета 5. Направления подготовки в условиях кредитно-модульной системы 6. Модели кредитных систем оценки образовательных программ 7. Оценка учебных достижений студентов 1. Введение Как известно, Украина подписала Болонскую конвенцию, подтвердив тем самым твердое намерение следовать международным стандартам, в том числе и в образовательном процессе, чтобы иметь возможность органичного вхождения в мировое образовательное пространство. Болонский процесс – это процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы, изменение образовательных программ и необходимых преобразований в вузах Европы. Цель Болонской декларации - создание единого Европейского пространства высшего образования (единые критерии и стандарты в масштабах континента). Это ключевой путь содействию мобильности и трудоустройства граждан, а также развития Европы в целом, повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. В данном процессе участвовало в 1999 г. - 30 стран, а в 2003 г. - 40 стран Европы. Болонская декларация была подписана в июне 1999 года с тем условием, что общее пространство европейского высшего образования будет сформировано к 2010 году. Участие Украины в этом процессе будет способствовать повышению конкурентоспособности украинских образовательных услуг, преподавателей и исследователей, позволит решить проблему признания украинских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг, включая страны СНГ. Кредитно-модульная система организации учебного процесса - это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц. При кредитно - модульной системе организации учебного процесса содержание дисциплины распределяется на содержательные модули (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплина формируется как система содержательных модулей. Модуль - это задокументированная законченная часть образовательно-профессиональной программы (учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуется соответствующими формами учебного процесса. Таким образом, содержательный модуль должен включать время на проведение лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, самостоятельной и индивидуальной работы (например, курсовой работы), консультаций, практик и контроля знаний по модулю (текущего и итогового тестирования). Зачетный кредит - это единица измерения учебной нагрузки необходимая для усвоения содержательных модулей или блока содержательных модулей. В процессе педагогического эксперимента, который проводили ведущие высшие учебные заведениям, в Украине был установлен объем кредита ECTS - 36 академических часов и была установлена годовая учебная нагрузка студента - 60 кредитов ECTS. Количество кредитов ECTS на учебную дисциплину определяется делением общего объема часов, запланированных на изучение дисциплины на цену кредита (с округлением до 0,5 кредита). Например, если для изучения дисциплины выделяется 108 часов, то это соответствует трем кредитам. В этом случае дисциплина формируется из трех модулей. Модульно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает 100 бальную шкалу, то есть 100 баллов - это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения содержательного модуля. Оценка знаний студента за содержательный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведенных занятий, за текущее и итоговое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных занятий, и т.д.) с учетом весовых коэффициентов. Суммарное оценивание усвоения учебного материала дисциплины определяется без проведения семестрового экзамена как интегрированная оценка усвоения всех содержательных модулей с учетом весовых коэффициентов. 2. Основные положения Болонского процесса следующие - утверждение общепринятой и сравнимой системы ученых степеней. Система подготовки, основанная на 2 образовательных уровнях: до дипломный и последипломный. - создание системы кредитов по образцу Европейской системы трансфера оценок (ECTS) - единая система оценивания, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций. - содействие мобильности студентов, преподавателей, научных деятелей, менеджеров образования с целью: обеспечения студентам доступа к учебным возможностям, а также соответствующим услугам; обеспечения признания и зачисления времени, который преподаватель, исследователь или член администрации провел в другом европейском учебном заведении; развитие европейского сотрудничества по гарантии качества образования, создание сравнимых критериев и методологий; европейских стандартов в сфере высшего образования (разработка учебных планов, схем интегрирования учебных, исследовательских и воспитательных программ, сотрудничество между учебными заведениями). - повышение роли студентов в управлении вузом, участие студентов в контроле качества обучения. 3. Основные преимущества кредитно-модульной системы Кредитно-модульная система обучения - это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Обучение по кредитно-модульной системе предусматривает организацию усвоения студентами учебного материала в дискретном режиме по заранее разработанной модульной программе, которая состоит из логически завершенных частей учебного материала (модулей) со структурным содержанием каждого модуля и системы оценивания знаний студента. Кредитно-модульная система имеет свои преимущества и рассматривается как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т. д. Кредитно-модульная технология обучения дает возможность студентам выбирать для изучения и усвоения необходимое количество учебных дисциплин, брать обязательства по их усвоению в течении определенного времени, о чем свидетельствуют объективные данные модульного контроля, экзамена на основе унифицированной шкалы оценивания. Кредитно-модульная система организации учебного процесса обязывает студента качественно осваивать содержание высшего образования, тем самым обеспечивает объективное признание результатов обучения в разных учебных заведениях и странах Европы. В украинских университетах внедрение в образовательную практику накопительной системы зачетных единиц осуществляется в экспериментальном режиме с начала 2000-х годов. Сегодня этот процесс можно считать ключевым в наметившемся процессе вхождения Украины в европейское образовательное пространство. 4. Кредитно-модульная система на примере Донецкого Национального Университета Кредитно-модульная система ДНУ предусматривает: - модульную структуру образовательной программы; - использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости; - использование балльно-рейтинговых систем оценки знаний4 - участие студента в формировании индивид, учебного плана; - увеличение доли самообучения в образовательном процессе; - увеличение гибкости образовательных программ. В условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса большая роль отводится институту кураторства. Роль куратора академической группы заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с преподавателями. Успех в формировании специалиста во многом зависит от правильно построенного учебно-воспитательного процесса, в котором участвует куратор. Он несет прямую ответственность за подготовку студентов к будущей профессии. В ДНУ получение высшего образования ведется по двух-ступенчатой системе: 1) в рамках бакалаврата на протяжении четырех лет с присуждением студенту степени бакалавра; 2) в рамках магистратуры, когда после пятого года обучения студенту присуждается степень магистра; 3) получение после пятого курса обучения степени специалиста. 5. Направления подготовки в условиях кредитно-модульной системы Государственная аттестация бакалавров проводится путем государственных экзаменов. Государственная аттестация специалистов и магистров осуществляется с использованием метода комплексной диагностики - дипломных и магистерских работ, которые представляют собой выпускную квалификационную работу практического и научного содержания. Дипломные и магистерские работы выполняются на актуальную тематику, отличаются глубиной разработки общих теоретических вопросов и практических рекомендаций. Все дипломные и магистерские работы выполняется с использованием ЭВМ. Магистерские работы представляют собой самостоятельные научные исследования. Отмечается наследственность в организации научной работы студентов, то есть тематика магистерских работ синтезирует научную работу студентов на всех этапах их обучения в университете. Все дипломные и магистерские работы выполняются в рамках комплексной тематики. 6. Модели кредитных систем оценки образовательных программ - кредитные системы, ориентированные, главным образом, на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности, например, ECTS (EuropeanCreditTransferSystem); - кредитные системы, ориентированные, главным образом, на накопление кредитов, например, USCS (UnitedStatesCreditSystem). В большинстве университетах Украины принята Европейская кредитно-модульная система ECTS, которая базирующаяся на учете объема учебной работы, выполняемой студентом, допускает накопление кредитов и их способность к переносу в европейском образовательном пространстве, призвана содействовать мобильности и международному признанию сроков обучения за границей. 7. Оценка учебных достижений студентов
Основные критерии оценивания «Отлично» - выставляется студентам, которые показали разносторонние системные знания программного материала, умение безупречно выполнять задания определенные программой обучения, продемонстрировали творческие способности. «Хорошо» - заслуживают студенты, которые показали полные знания программного материала, успешно выполнили задания, предусмотренные учебной программой, усвоили содержание основной литературы. «Удовлетворительно» - выставляется студентам, которые показали знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и будущей работы по выбранной профессии, выполнили задания предусмотренные учебной программой, ознакомились с литературой. «Неудовлетворительно» - получают студенты, которые показали пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, сделали принципиальные ошибки в ходе выполнения заданий. Студент, который набрал на протяжении семестра необходимое количество баллов, имеет возможность: - не сдавать экзамен или зачет и получить набранное количество баллов как итоговую оценку; - сдавать экзамен с целью повышения своего рейтинга по дисциплине. Студент, который набрал в течение семестра меньше необходимого количества баллов, обязан сдавать экзамен. . Литература: 1. Бойденко В.Й. «Болонский процесс. Курс лекций». 2. Украина. Министерство образования и науки. «О проведении педагогического эксперимента о кредитно-модульной системе организации учебного процесса». 3. Временное положение об организации учебного процесса в кредитно-модульной системе образования. |