Реферат: Единый социальный налог назначение, методы исчисления и уплаты
Название: Единый социальный налог назначение, методы исчисления и уплаты Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса РФ. ЕСН является одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. На сегодняшний день этот вид налогообложения является одним из самых прибыльных источников дохода консолидированного бюджета страны (достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но все же превосходят НДС – самого крупного источника доходов бюджета РФ). Сегодня в условиях динамичного развития бизнеса, рынков труда структура налоговой системы резко усложняется. Появляются новые виды налогов, в числе которых и единый социальный налог. В данное время идет активное реформирование в сторону сокращения налогового бремени, которое ложиться на плательщиков, происходит поиск и становление оптимальных форм обложения и ставок. Создание устойчивой, гибкой и эффективной системы налогообложения – очень важная и актуальная экономическая задача для нынешней России. Именно поэтому рассмотрения общих вопросов теории единого социального налога, его сущности, функций, а так же применение теории на практике все более актуализируется и требует своего изучения. На сегодняшний день тема моего анализа – единый социальный налог: назначение, методы исчисления и уплаты – активно исследуется во всем мире, и в нашей стране в частности. По данному вопросу написано довольно большое количество трудов и исследовательских работ. Некоторые из этих трудов будут использованы в качестве вспомогательного материала для данного исследования. Но основные фундаментальные понятия по данной теме изложены во второй части Налогового кодекса Российской федерации, 2006 год, так же в учебном пособии Г.Б. Поляка (Налоги и налогообложение), 2006 год и многих других. Именно эти источники могут дать полноценное представление о предмете данного исследования, ознакомить с основными специфическими понятиями и терминами. Теоретическая основа данной темы в настоящий момент времени широко исследована, но вот практическая часть темы имеет очень важную роль, поскольку объективные результаты помогут более точно смоделировать новую стратегию правильного налогообложения без ошибок. Примером, подтверждающим значимость исследований в этой области, могут служить довольно частые публикации различных книг и брошюр, например, «в помощь» индивидуальному предпринимателю, бухгалтеру и так далее. Основной целью данной работы стоит изучение единого социального налога и выявления нюансов исчисления и проблем его функционирования. Но следует учитывать, что одна из главных идей состоит в том, что современное налогообложение ЕСН в России находится в стадии формирования, именно сейчас решается направленность будущего развития всей системы в целом. Объектом данного исследования является сам ЕСН в условиях динамичного развития и постепенного его реформирования. Итак, в соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1) Прежде всего, обозначить предпосылки, послужившие созданию единого социального налога; 2) Структурировать и определить слабые и сильные стороны налога; 3) Выявить особенности налогообложения; 4) Показать значимость данного налога, как для налогоплательщиков, так и для страны в целом. Основная работа состоит из введения, трех разделов и заключения. Общий объем работы без учета приложений составил 35 страниц. Библиография содержит 10 наименований. В работе представлено 21 таблица и 7 приложений (декларации). 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА Данное исследование целесообразнее всего начать с общих вопросов теории единого социального налога, его сущности, функций, формулировки некоторых фундаментальных понятий, определений и терминов, связанных с данной темой. 1.1. История развития социального налога Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым. Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. [3, с. 419-420] Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН), заменивший собой действовавшие ранее отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды – Пенсионный Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. Замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога в том, чтобы обеспечить аккумуляцию финансовых ресурсов для реализации права граждан России на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования, производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог. В чем же состоят причины, вызвавшие необходимость введения единого социального налога? До введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально они не являлись налогами, поскольку не входили в установленную Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» налоговую систему России, но для налогоплательщиков они были одним из видов налогов. Высокие ставки этих взносов были одним из определяющих обстоятельств сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования скрытых форм оплаты труда. Введение единого социального налога, взимаемого по регрессивной шкале, позволит стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников. Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого органов государственных внебюджетных фондов. Это, с одной стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу пяти контролирующих органов. Вместе с тем эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов не смогли в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону налогоплательщиками отчислений в фонды. С введением единого социального налога контроль за его исчислением и уплатой полностью переходит к налоговым органам. [1, c. 283-285] До введения социального налога плательщик страховых взносов обязан был представлять отдельные формы отчетов в каждый фонд, производить уплату страховых взносов в сроки, установленные соответствующим фондом. Наличие у каждого фонда отдельных специфических полномочий, в частности по срокам и порядку предоставления отсрочек по просроченным платежам, ставило организации в различные условия, вследствие чего нарушились принципы однородности и справедливости налогообложения. Кроме того, большинство нормативных актов в виде положений и инструкций, регламентирующих уплату соответствующих взносов, было принято в период 1991-1996 гг., и они в полной мере отвечали требованиям времени. Неопределенность законодательной базы, огромное количество нормативных документов, зачастую противоречащих друг другу, вели к тому, что малейшая ошибка бухгалтера могла привести организацию к значительным финансовым потерям из-за штрафных санкций. Многочисленные проблемы возникли также при установлении базы обложения, которая, при ее относительной обобщенности в виде расходов работодателей на оплату труда наемных работников, имела существенные различия по каждому из фондов. В связи с этим принципиальное значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального налога для всех налогоплательщиков установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно, облегчит исчисление налога не только технически, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах. 1.2. Нормативная база Единого социального налога Налоговым периодом является календарный год. Отчетные периоды – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Определение субъекта налогообложения, т.е. плательщиков единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку, в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от категорий налогоплательщиков. Первой категорией плательщиков этого налога являются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (налогоплательщики-работодатели). Ко второй категории относятся индивидуальные предприниматели и адвокаты. В отличие от первой группы, эти налогоплательщики выступают как индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности (налогоплательщики-предприниматели). Данные плательщики не используют труд наемных работников. На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к нескольким категориям налогоплательщиков. В этом случае он является отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Одновременно с этим организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с действующим законодательством на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплательщиками единого социального налога в части доходов, которые они получают от осуществления этих видов деятельности. [4, c. 236-237] Объект налогообложения для исчисления единого социального налога зависит от того, к какой группе принадлежат налогоплательщики. Для налогоплательщиков-работодателей (за исключением физических лиц не признаваемых индивидуальными предпринимателями) объектом налогообложения определены выплаты и другие вознаграждения, начисляемые указанными налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для работодателей – физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, установлены выплаты и другие вознаграждения, выплачиваемые этими налогоплательщиками в пользу других физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Вместе с тем законодательство не относит к объекту налогообложения для всех налогоплательщиков-работодателей выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества. Объектом налогообложения для налогоплательщиков-предпринимателей являются доходы от предпринимательской или же иной другой профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих установленную законом упрощенную систему налогообложения, объект обложения представляет собой валовую выручку, определяемую в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». [7, c. 424-426] Исходя из установленного законодательством объекта обложения, соответственно определяется налоговая база. Для налогоплательщиков-работодателей, которые выплачивают вознаграждения или по трудовому договору, или по договорам гражданско-правового характера за выполнение работ или оказание услуг, а так же по авторским договорам, налоговая база определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, начисленные работодателями работникам независимо от их формы. Налогоплательщики-работодатели при исчислении единого социального налога должны определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Так же при определении налоговой базы не должны учитываться доходы, полученные работниками от других работодателей. Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые ими получены за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1. Выплаты, полученные работниками в натуральной форме в виде товаров, работ или услуг, должны быть учтены в составе налогооблагаемых доходов в стоимостном выражении. Их стоимость определяется на день получения данных доходов исходя из их рыночных цен или тарифов, а при государственном регулировании цен или тарифов на эти товары, работы и услуги – исходя из государственных регулируемых розничных цен. Налоговые базы налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков-предпринимателей в соответствии с Налоговым кодексом РФ определяется независимо друг от друга. [4, c. 238-239] Так же определен широкий перечень доходов, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом и соответственно не подлежат налогообложению. Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с российским законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам. Не облагаются все виды компенсационных выплат, установленные, федеральным законодательством, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. В первую очередь это выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, оплатой стоимости или выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия. К указанным компенсационным выплатам относятся также оплата стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях. Не являются объектом обложения и компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсацию за неиспользованный отпуск, их трудоустройством в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидации организации. Не подлежат включению в налоговую базу и компенсационные выплаты, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей, в том числе переездом на работу в другую местность, возмещением командировочных и иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников. При оплате работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных федеральным законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за получение и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за получение виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Не включаются в налоговую базу суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями в следующих случаях: 1) материальная помощь физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным о6стоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью; 2) материальная помощь, оказанная работодателем членам семьи умершего работника или наемным работникам в связи со смертью членов семьи, а также оказанная физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на российской территории; 3) материальная помощь, оказываемая организациями, финансируемыми за счет средств бюджета, своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, не включаются в налоговую базу, если они не превышают в налоговом периоде 2000 руб. [2, c. 118-121] Не являются объектом обложения и не включаются в связи с этим в налоговую базу доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации. Освобождение применяется в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства, и только в отношении доходов тех членов этого хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства. В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам. Значительные суммы не включаются в налоговую базу, так как российское налоговое законодательство установило отдельные налоговые льготы по единому социальному налогу. Одной из важнейших льгот является стимулирование использования труда инвалидов. В связи с этим от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года, начисленных на каждого работника, являющегося инвалидом I, II и III групп. То есть это работодатели следующих категорий: 1) общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их структурные подразделения; 2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; 3) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а так же для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Вместе с тем указанные льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а так же ряда других товаров в соответствии с перечнем, который утверждается Российским Правительством по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. [6, c. 170-173] Законодательство установило льготу для налогоплательщиков-предпринимателей, являющихся инвалидами I, II и III групп, в части освобождения от налогообложения их доходов от предпринимательской и другой профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода. Одновременно с этим налогоплательщики предприниматели-инвалиды освобождаются от уплаты налога в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования. Ставки единого социального налога, учитывая целевой характер использования, предусматривают их распределение по соответствующим социальным фондам. 1) Для налогоплательщиков-работодателей, за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются ставки налога, указанные в таблице 1.1. Таблица 1.1.–Ставки единого социального налога для 1й группы плательщиков [10, c. 82]
2) Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются ставки налога, указанные в таблице 1.2. Таблица 1.2. – Ставки единого социального налога для 2й группы плательщиков [10, c. 82]
3) Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны применяются ставки налога, указанные в таблице 1.3. Таблица 1.3. – Ставки единого социального налога для 3й группы плательщиков[10, c. 83]
4) Для налогоплательщиков-предпринимателей применяются ставки налога, указанные в таблице 1.4. Таблица 1.4. – Ставки единого социального налога для 4й группы плательщиков[10, c. 83]
5) Адвокаты уплачивают налог, в соответствии со ставками налога, указанные в таблице 1.5. Таблица 1.5. – Ставки единого социального налога для 5й группы плательщиков [10, c. 83]
Для исчисления налога важно определить дату получения до ходов и осуществления расходов. Дата определяется в зависимости от категории, к которой относится налогоплательщик. Для выплат, начисленных налогоплательщиками-работодателями, датой получения выплат является день начисления выплат в пользу работника. Для доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности датой получения дохода является день фактического получения соответствующего дохода. [3, c. 428-433] Порядок исчисления и уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик. Налогоплательщики-работодатели исчисляют сумму налога отдельно в отношении федерального бюджета каждого фонда как соответствующая процентная доля созданной налоговой базы. При этом сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования, должна быть уменьшена на произведенные налогоплательщиками самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные российским законодательством. Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для предоставления расчета по налогу. В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику. В случае если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику. Несколько иной порядок исчисления и уплаты установлен для налогоплательщиков-предпринимателей. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате этими налогоплательщиками за исключением адвокатов, производится налоговыми органами. При этом сумма авансовых платежей определяется исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с извлечением, который указан в подаваемой налогоплательщиком налоговой декларации для исчисления суммы налога применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом указанные ставки по налогу не могут быть ниже, чем одна вторая ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков с учетом их изменения при применении регрессивной шкалы. [1, c. 289-291] Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов или налоговой декларации по налогу. Авансовые платежи уплачиваются: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь- не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь- не позднее 15 января текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей. Налогоплательщики по итогам налогового периода представляет декларацию: работодатели - не позднее 30 марта, а предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за отчет годом. Окончательный расчет налога производится налогоплательщиками-предпринимателями, за исключением адвокатов, самостоятельно, с учетом всех полученных в налоговом периоде доходов, включаемых в налоговую базу. При этом сумма налога должна быть исчислена налогоплательщиком отдельно в отношении Федерального бюджета каждого фонда. Она определяется как соответствующая процентная доля соответствующей налоговой базы. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплаченного по итогам налогового периода, должна быть внесена налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Эта сумма может быть зачтена в счет будущих налоговых платежей или возвращена налогоплательщику. [2, c. 124-125] Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляется юридическими консультациями в таком же порядке, как это предусмотрено для налогоплательщиков-работодателей. 1.3. Проблемы функционирования налога Социальное страхование представляет собой основной, базовый институт социальной защиты работающего населения в странах с рыночной экономикой. Его предназначение состоит в выполнении одной из центральных функций общественного производства - воспроизводственной - в сфере трудовых отношений, выполнение которой реализуется с помощью формирования и распределения страховых ресурсов для защиты работников от массовых видов социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) или места работы (безработица). Высокая эффективность социального страхования объясняется его способностью решать крупные социально-экономические задачи национального масштаба: обеспечивать для работников, попавших в трудную жизненную ситуацию и лишившихся при этом источника дохода, компенсационные выплаты в виде пособий и пенсий, размеры которых, как правило, соизмеримы с заработной платой, а также предоставлять им качественную и всестороннюю медицинскую помощь. Существующей финансовой модели социального страхования в России во многом присущ нестраховой характер зарабатывания страховых (пенсионных) прав и значительные масштабы перераспределения ресурсов. Это ослабляет заинтересованность работодателей и работников вносить в полном объеме страховые взносы на пенсионное, медицинское страхование и страхование временной утраты трудоспособности. В этой связи на протяжении последних четырех лет на различных переговорных площадках обсуждаются предложения объединений работодателей и Правительства России, суть которых состоит в том, чтобы "очистить" социальное страхование от нестраховых выплат (что само по себе логично) и уменьшить тем самым размер ЕСН. "Единство" социального налога оказалось чисто формальным. Его дробление на многочисленные доли, существование по каждой доле фактически самостоятельных налогооблагаемых баз, раздельное исчисление каждой доли, раздельный их учет и перечисление, право расходовать налог на цели социального страхования до его поступления в казну мало чем отличают его от старой системы сбора страховых взносов в социальные фонды, совершенно не сокращают документооборот и не облегчают работу налогоплательщиков. [6, c. 170-173] Еще одним аргументом в пользу снижения размера ЕСН является широко распространенное мнение и экспертные оценки о массовых формах "ухода" работодателей от выплат по ЕСН с помощью утаивания части заработной платы (ее выплаты "в конвертах"). Поэтому считается, что необходимо кардинально снизить общий размер ЕСН (финансовое бремя) с тем, чтобы заинтересовать работодателей в официальной регистрации реальной заработной платы. По итогам рассмотрения различных предложений в нынешнем году было признано наиболее целесообразным снижение как совокупной ставки ЕСН с 35,6% до 26%, так и уменьшение его по отдельным видам: на пенсионное обеспечение с 28% до 20%; в фонды обязательного медицинского страхования – с 3,6 до 2,8%, в фонд социального страхования – с 4,0 до 3,2%. Во многом причина инициатив Правительства Российской Федерации по снижению ЕСН и изменению пропорций в структуре составляющих его элементов связана с системным кризисом финансовых механизмов, сформированным с введением ЕСН В системе мер по снижению ЕСН предлагаются изменения в пенсионной системе. Остается неизменным только общий тариф взносов на пенсионное страхование в размере 14%, все остальные структурные элементы претерпевают существенные изменения: - с 14 до 6% уменьшается тариф на базовые пенсии; - тариф взносов на накопительную часть пенсии должен повыситься и составить в 2005-2007 гг. 4%, а, начиная с 2008 г. – 6%; при этом изменяется возрастной ценз работающих для включения их в систему зарабатывания пенсионных прав на накопительную пенсию – в эту категорию будут включаться лица только 1967 г. рождения и моложе. Наряду с обязательным пенсионным страхованием предлагается для работников всех возрастов, начиная с 2005 года, открыть возможность добровольного участия в финансировании накопительной части трудовой пенсии. Для этого определена модель платежей: 4% от размеров заработной платы уплачивает работник и в этом случае государство ежегодно дотирует его накопительные персонифицированные права дополнительной суммой в размере 2 тыс. рублей в год. Кроме того, в качестве дополнительного стимула для привлечения граждан к добровольному пенсионному страхованию предлагается ввести налоговую льготу: на сумму добровольных платежей на финансирование накопительной части трудовой пенсии уменьшить налоговую базу для расчета налога на доходы физических лиц. [5, c. 55-57] Следовательно, можно сделать вывод, что в нашей стране социальный налог находится на стадии своего формирования (это логично, судя по столь короткому сроку его использования) и с каждым годом претерпевает различные преобразования, это делается в целях поиска оптимального варианта адекватного и действенного функционирования налога. Изменяются ставки налога, и прослеживается тенденция к их снижению как в совокупности (26%), так и соответственно по его отдельным составляющим элементам (фондам). Все вышеизложенное дает основание полагать, что в дальнейшем есть большие перспективы развития на данном направлении и новые реформы соответственно. 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере общественно-политической организации НОРО СДПР и Адвокатского кабинета) После рассмотрения теоретических аспектов единого социального налога целесообразнее всего посмотреть применение этой теории на практике. 2.1. Расчет ЕСН для работников НОРО СДПР НОРО СДПР – Новосибирское областное региональное отделение Социал-демократическая партия России. Согласно законодательству РФ данная организация входит в категорию налогоплательщиков-работодателей и облагается единым социальным налогом в соответствии с Таблицей 1.1. В штате данной организации числятся лица: Таблица 2.1. – Штатное расписание
На основании данных, приведенных в Таблице 2.1. рассчитаем ЕСН для каждого работника данной организации в каждом году. Так, в 2003-04 годах на территории РФ действовали следующие ставки ЕСН: в Федеральный бюджет 28% (в сам ФБ 14% и Пенсионный фонд 14%), в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) 4%, в Фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный ФОМС (ФФОМС) 0,2% и Территориальный ФОМС (ТФОМС) 3,4%, таким образом, всего ставка ЕСН составляет 35,6% от суммы налоговой базы. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ установлены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так: В 2003 году деление физических лиц, начисляющих страховые взносы, производится на три возрастные группы: мужчины 1952 рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения и лица 1967 года рождения и моложе. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц, входящих в первую группу, т.е. мужчины 1952 рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, целиком направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии. Формирование накопительной части трудовой пенсии для указанных граждан не предусмотрено. Размер взноса составляет 14%. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц, входящих во вторую группу, т.е. мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии (12%), а так же на формирование накопительной части трудовой пенсии (2%). Размер взноса составляет 14%. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц, входящих в третью группу, т.е. лица 1967 года рождения и моложе, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии (11%), а так же на формирование накопительной части трудовой пенсии (3%). Размер взноса составляет 14%. Таким образом, для Лесневской О.В. входит в первую группу и исчисление налога в Пенсионный фонд производится только в страховую часть по ставке 14%, Кожевникова Т.В. входит во вторую группу и начисления производятся по ставкам: 12% в страховую часть, а 2% идет на накопительную часть, а для Галицкой Ю.И. начисления производятся по ставкам: 11 % в страховую часть, а 3% идет на накопительную часть. Таблица 2.2. – Расчет единого социального налога за 2003 год (Лесневская О.В.)
Согласно Таблице 2.2., годовая заработная плата Лесневской О.В. составляет 42 000 рублей, она и является налоговой базой и облагается социальным налогом в размере 35,6%, что составляет 14 952 рубля. Рассчитаем сумму авансовых платежей, начисленную за март, она определяется как разность между суммой, начисленной нарастающим итогом с начала года за 3 месяца (январь - март), и суммой, начисленной с начала года за 2 месяца (январь - февраль). Так, по Лесневской О.В. сумма авансовых платежей в федеральный бюджет за март составит 980 руб. (2 940 - 1 960), в ФФОМС - 7 руб. (21 - 14), в ТФОМС - 119 руб. (357 - 238), ФСС РФ - 140 руб. (420 - 280), всего единый социальный налог, перечисляемый в бюджет – 1 246 руб. (3 738-2 492). Таблица 2.3. – Расчет единого социального налога за 2003 год (Кожевникова Т.В.)
Согласно Таблице 2.3., годовая заработная плата Кожевниковой Т.В. составляет 36 000 рублей, она и является налоговой базой и облагается социальным налогом в размере 35,6%, что составляет 12 816 рублей. Рассчитаем сумму авансовых платежей, начисленную за март по Кожевниковой Т.В. сумма авансовых платежей в федеральный бюджет за март составит 840 руб. (2 520 – 1 680), в ФФОМС - 6 руб. (18 - 12), в ТФОМС - 102 руб. (306 – 204), ФСС РФ - 120 руб. (360 - 240), всего единый социальный налог, перечисляемый в бюджет – 1 068 руб. (3 204-2 136). Таблица 2.4. – Расчет единого социального налога за 2003 год (Галицкая Ю.И.)
Согласно Таблице 2.4., годовая заработная плата Галицкой Ю.И. составляет 48 000 рублей, она и является налоговой базой и облагается социальным налогом в размере 35,6%, что составляет 17 088 рублей. Рассчитаем сумму авансовых платежей, начисленную за март по Галицкой Ю.И. сумма авансовых платежей в федеральный бюджет за март составит 1 120 руб. (3 360 – 2 240), в ФФОМС - 8 руб. (24 - 16), в ТФОМС - 136 руб. (408 – 272), ФСС РФ - 160 руб. (480 - 320), всего единый социальный налог, перечисляемый в бюджет – 1 424 руб. (4 272 - 2 848). В 2004 году деление физических лиц, начисляющих страховые взносы, производится на три возрастные группы: мужчины 1952 рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения и лица 1967 года рождения и моложе. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц, входящих в первую группу, т.е. мужчины 1952 рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, целиком направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии. Формирование накопительной части трудовой пенсии для указанных граждан не предусмотрено. Размер взноса составляет 14%. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц, входящих во вторую группу, т.е. мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии (12%), а так же на формирование накопительной части трудовой пенсии (2%). Размер взноса составляет 14%. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц, входящих в третью группу, т.е. лица 1967 года рождения и моложе, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии (10%), а так же на формирование накопительной части трудовой пенсии (4%). Размер взноса составляет 14%. Таким образом, для Лесневской О.В. входит в первую группу и исчисление налога в Пенсионный фонд производится только в страховую часть по ставке 14%, Кожевникова Т.В. входит во вторую группу и начисления производятся по ставкам: 12% в страховую часть, а 2% идет на накопительную часть, а для Галицкой Ю.И. начисления производятся по ставкам: 10 % в страховую часть, а 4% идет на накопительную часть. Таблица 2.5. – Расчет единого социального налога за 2004 год (Лесневская О.В.)
Таблица 2.6. – Расчет единого социального налога за 2004 год (Кожевникова Т..В.)
Таблица 2.7. – Расчет единого социального налога за 2004 год (Галицкая Ю.И.)
В 2005 году на территории РФ действовали следующие ставки ЕСН: в Федеральный бюджет 20% (в сам ФБ 6% и Пенсионный фонд 14%), в ФСС РФ 3,2%, в Фонды обязательного медицинского страхования: ФФОМС 0,8% и ТФОМС 2%, таким образом, всего ставка ЕСН составляет 26% от суммы налоговой базы. В 2005-06 годах деление физических лиц, начисляющих страховые взносы, производится на две возрастные группы: до 1966 года рождения включительно и 1967 года рождения и моложе. При этом не принимается во внимание половой признак. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц до 1966 года рождения, целиком направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии. Формирование накопительной части трудовой пенсии для указанных граждан не предусмотрено. Размер взноса составляет 14%. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц 1967 года рождения и моложе, направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии (10%), а так же на формирование накопительной части трудовой пенсии (4%). Размер взноса составляет 14%. Таким образом, для Лесневской О.В. и Кожевниковой Т.В. в силу возраста исчисление налога в Пенсионный фонд будет производится только в страховую часть по ставке 14%, а для Галицкой Ю.И. 10% начисляется в страховую часть, а 4% идет на накопительную часть. Таблица 2.8. – Расчет единого социального налога за 2005 год (Лесневская О.В.)
Таблица 2.9. – Расчет единого социального налога за 2005 год (Кожевникова Т.В.)
Таблица 2.10. – Расчет единого социального налога за 2005 год (Галицкая Ю.И.)
С 1го января 2006 года вступили в силу следующие ставки ЕСН: в Федеральный бюджет 20% (в сам ФБ 6% и Пенсионный фонд 14%), в ФСС РФ 2,9%, в Фонды обязательного медицинского страхования: ФФОМС 1,1% и ТФОМС 2%, таким образом, всего ставка ЕСН составляет 26% от суммы налоговой базы. Таблица 2.11. – Расчет единого социального налога за 2006 год (Лесневская О.В.)
Таблица 2.12. – Расчет единого социального налога за 2006 год (Кожевникова Т.В.)
Таблица 2.13. – Расчет единого социального налога за 2006 год (Галицкая Ю.И.)
2.2. Расчет ЕСН для Адвокатского кабинета Согласно законодательству РФ, изложенному в главе 24 НК РФ, Адвокатский кабинет Фисенко П.А. входит в категорию налогоплательщиков, которая именуется «адвокаты», а это значит, что он уплачивает налог, в соответствии со ставками налога, указанные в таблице 1.5. В 2003 году на территории РФ действовали следующие ставки ЕСН: в Федеральный бюджет 20,6%, в ФСС РФ 2,9%, в Фонды обязательного медицинского страхования: ФФОМС 0,1% и ТФОМС 2,5%, таким образом, всего ставка ЕСН составляет 26,1% от суммы налоговой базы. В 2004-05 годах ставки ЕСН не менялись и составили: в Федеральный бюджет 5,3%, в Фонды обязательного медицинского страхования: ФФОМС 0,8% и ТФОМС 1,9%, таким образом, всего ставка ЕСН составляет 8% от суммы налоговой базы. Таблица 2.14. – Расчет единого социального налога за 2003 год
У Фисенко П.А. облагаемая база за год превысила 100 000 руб. в ноябре. Поэтому для определения суммы налога нарастающим итогом с начала календарного года применяется регрессивная шкала налогообложения для налоговой базы от 100 001 руб. до 300 000 руб. Сумма налога в ноябре составит: - в федеральный бюджет: 20 600 руб. + (104 500 руб. - 100 000 руб.)x15,8% = 21 311 руб.; - в ФСС РФ: 2 900 руб. + (104 500 руб. - 100 000 руб.)x2,2% = 2 999 руб.; - в ФФОМС: 100 руб. + (104 500 руб. - 100 000 руб.)x0,1% = 104 руб.; - в ТФОМС: 2 500 руб. + (104 500 руб. - 100 000 руб.)x1,9% = 2 586 руб. Таким образом, сумма налога, подлежащего к уплате, в ноябре составит: - ЕСНнояб =21 311 + 2 999 + 104 + 2 586 = 27 000 руб. Аналогично определим сумму налога, подлежащую выплате на конец года: - в федеральный бюджет: 20 600 руб. + (114 000 руб. - 100 000 руб.)x15,8% = 23 484 руб.; - в ФСС РФ: 2 900 руб. + (114 000 руб. - 100 000 руб.)x2,2% = 3 306 руб.; - в ФФОМС: 100 руб. + (114 000 руб. - 100 000 руб.)x0,1% = 114 руб.; - в ТФОМС: 2 500 руб. + (114 000 руб. - 100 000 руб.)x1,9% = 2 850 руб. - ЕСН= 23 484 + 3 306 + 114 + 2 850 = 28 900 руб. Таблица 2.15. – Расчет единого социального налога за 2004 год
Таблица 2.16. – Расчет единого социального налога за 2005 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследовав данную тему, можно заключить, что единый социальный налог является сложным и очень важным налогом, который находится на стадии своего формирования. Важность единого социального налога заключается в том, что он включает в себя фонды социального обеспечения граждан, а их правильное функционирование в свою очередь является залогом здорового развития общества и ростом индекса человеческого потенциала, а, следовательно, экономического роста в стране. За последние несколько лет с момента своего появления единый социальный налог динамично развиваются. Это наглядно можно видеть по динамике изменения его ставок, так за последние 3-4 года его ставки уменьшились с 35.6% до 26%: наблюдается тенденция к понижению налогового беремени плательщиков, развитие и структуризация социального обеспечения, что обусловлено улучшением экономической обстановке в стране. Но, тем не менее, вряд ли состояние социальной системы в стране можно считать благополучным. Во-первых, данная система находится только на начальной стадии развития и имеет еще во многом нестраховой характер зарабатывания страховых (пенсионных) прав и значительные масштабы перераспределения ресурсов. Это ослабляет заинтересованность работодателей и работников вносить в полном объеме страховые взносы на пенсионное, медицинское страхование и страхование временной утраты трудоспособности. Во-вторых, частое изменение ставок налога не дает сориентироваться плательщикам и, следовательно, возникают ошибки при исчислении и оплате. Именно поэтому единый социальный налог подвергается серьезной критики, как со стороны самих плательщиков, так и со стороны политиков, депутатов, представляющих широкие слои населения страны, а так же средств массовой информации, освещающих эти вопросы. Также, очень важным результатом данного исследования можно считать обнаружение больших перспектив развития и дальнейшего реформирования данной сферы, так как действующая система еще далека от идеала. Из данной работы видно, что нынешняя структура налогообложения – переходная. С одной стороны, идет тенденция к снижению налога, а с другой стороны, налицо остается факт все еще сокрытия реальных заработков и системы их выплат «в конвертах», так как реальные суммы выплат налога слишком велики для предпринимателей. Таким образом, проведя данное исследование, можно прийти к выводу, что система налогообложения единым социальным налогом нуждается в реформировании, а значит, исследования в данной области имеют не только научную, но и экономическую, социальную значимость. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
|