Реферат: Исламский банкинг и развитие Казахстана
Название: Исламский банкинг и развитие Казахстана Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
M.T.Yerimbetov Kazakh British Technical University, Almaty, Kazakhstan e-mail: m.erimbet@mail.com ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ И РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В отличие от ситуации более 30 лет назад , когда оно было фактически неизвестно, исламское банковское дело развилось и стало отличительным и быстрорастущим сегментом международных рынков банковских услуг и капитала. Насчитывается более чем 500 исламских банков с активами более 1 триллиона. В последние годы исламские предпринимательские институты стали важной составляющей экономик не только мусульманских государств, но и стран Западной Европы. Среди вышедших за пределы мусульманского мира финансово-экономических структур – банки, страховые компании, инвестиционные фонды. Сфера географического распространения этих институтов сегодня настолько широка, что в течение нескольких лет крупные европейские финансовые институты используют свои финансовые ноу-хау, чтобы разрабатывать продукты, отвечающие требованиям шариата. И у этого процесса есть свои объективные причины. Помимо успехов, которых добились в последние годы экономики исламских государств при складывавшихся высоких ценах на нефть, это еще и рост количества мусульман в мире. Так, в Европе за счет депопуляции коренного населения во многих странах происходит рост удельного веса мусульман. Уже сегодня в Амстердаме, Гааге и Роттердаме мусульмане составляют 60% среди населения моложе 20 лет. А в некоторых районах крупных городов Германии доля мусульман составляет 40-50%. Поэтому стремление европейских банков открывать исламские окна выглядит вполне прагматичным. Это бизнес и ничего другого. В связи с этим следует отметить, что исламские банки строят свою экономическую деятельность исключительно на основе следующих принципов, провозглашенных Кораном: · Человек не может быть собственником полученных им богатств (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской идеи, управленческого опыта) и природных ресурсов. Реально любое богатство принадлежит лишь Аллаху. · Человек является лишь поверенным Аллаха по распоряжению этими ресурсами. Таким образом, он считается только доверенным лицом и пользователем богатства в течение всего срока своей жизни. · Человек должен разумно использовать богатства, данные ему Аллахом, не злоупотреблять ими, не разрушать и не обращать их в сокровища. · Любое достояние должно использоваться на благо общества и в том числе удовлетворять интересы и потребности его непосредственного распорядителя. Сущность исламской экономики - это прежде всего отказ от процента, отказ от фьючерсных сделок, применение методов и механизмов финансирования, позволяющих экономическую деятельность согласно шариату (мусульманскому праву). Ближе всего, как методика работы подходит понятие проектное инвестирование. Это проектное инвестирование, которое связано с разделом рисков, долевым участием. Банк не получает процента, банк изучает у человека, который пришёл к нему за помощью, предложенный бизнес-план, анализирует риски и разделяет их вместе с участником. Существует к тому же очень надежное исламское страхование. Один из основных запретов - это принципиальный запрет на игры со временем. Главная забота - не допустить игр со временем, и не допустить закладывание времени, особенно будущего, ещё не прожитого времени, в пользу каких-то спекулянтов сегодня. В частности, например, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не выращен, что является обычным делом на Западе. Общество мусульман устроено так, что оно фундаментально, ориентированно на реальную экономику на уровне официальных законов и на уровне общества. Установка на реальное производство и установка на то, чтобы не давать спекулировать твоим собственным временем. Как ни странно, гораздо более динамично развивается исламское банковское дело в Европе, особенно в Великобритании: там существуют исламские банки и там существуют исламские окошки в обычных банках. Например, Citibank, Barclays и другие. Это спорная вещь, потому что есть такое понятие - халяльные деньги (дозволенные с точки зрения шариата), на котором не лежит печать криминала (с точки зрения шариата). Исламская экономика стоит на той позиции, что деньги пахнут. Например, мусульманин не может пользоваться деньгами, полученными от алкоголя, даже если этот алкоголь продан пьющим немусульманам. Т. е. он не имеет права продавать алкоголь вообще, также он не имеет права и пользоваться этими деньгами от продажи алкоголя. Динамика развития исламских банков эффективно конкурирует с динамикой развития обычных банков. Многие европейские хозяева оценили преимущества работы с исламскими банками, преимущества той надёжности, тех гарантий, которые дает этот исламский подход. Но надо отдавать себе отчет, что удельный вес исламской экономики не сравним с общим экономическим балансом на планете. Появление на рынке исламских финансовых институтов, в основе деятельности которых лежит неучастие в высоко рискованных и спекулятивных операциях, способно придать бόльшую устойчивость финансовой системе государства, в частности нашей стране. Правила и нормы, пять религиозных особенностей, которым следуют в инвестиционном поведении: А) Риба – кредитный процент. Запрещена во всех сделках. Самый спорный аспект исламской экономики. Оплата Риба и взимание процентов, как в обычной банковской системе, явно запрещены Священным Кораном, где сказано, что те, кто игнорирует запрещение кредитного процента, находятся в состоянии войны с Богом и его Пророком Мухаммадом (с.а.с.). См. Св. Коран: сура Аль-Рум, 30-39; сура Аль-Ниса, 4:61; сура Аль-Имран, 3:130; сура Аль-Бакара,2: 275-8. Б) Бизнес и инвестиции предпринимаются на основе халал – разрешенной деятельности; Строгий кодекс «этических инвестиций» работает для всех исламских финансов. В) Майсир (азартная игра) запрещена, и сделки должны быть свободными от гарар (спекуляции или необусловленная неопределенность). Запрещение явно в Св. Коране (сура 5:90-91); Г) Закят должен быть уплачен банком, чтобы принести пользу обществу. Механизм перераспределения дохода и богатства изначально присущ исламу, так чтобы каждому был гарантирован справедливый уровень жизни. Одна сороковая часть на активы, содержащиеся в течение целого года; Д) Все действия должны соответствовать Исламским принципам, со специальным советом Шариат для надзора и консультирования банка по вопросу приемлемости сделок. Также можно отметить социальные и этические условия отбора экономических действий. Особенно к этому относится запрет на инвестиции в: · производство и потребление алкоголя · проституцию · порнографию · переработка и торговля свининой, а также мясом других животных, заколотых с нарушением правил, установленных шариатом. · Участие в производстве предметов роскоши недопустимы с религиозной точки зрения в то время, когда общества страдают от нехватки товаров и услуг первой необходимости. Основные продукты исламского банка. · Кард-уль-Хасан - Беспроцентная ссуда · Мурабаха - Перепродажа с торговой наценкой · Мушарака - Совместный бизнес · Мудараба - Участие в прибылях и убытках · Иджара - Лизинг · Иджара Тумма Аль Бай - Аренда с правом выкупа · Сукук - Исламские ценные бумаги · Истисна - Фьючерсы - соглашения на срок · Хиба - Премиальное участие · Бай Битхаман Аджил - Сделка с отсрочкой платежа · Бай уль-Ина - Продажа с правом выкупа · Вакала - Агентские услуги · Такафул - Исламское страхование · Вадиа - Хранение ценностей в банке · Бай Салям - Авансовый платеж - Беспроцентная ссуда Мушарака
– Партнерство. Одной из особенностей данного финансирования является составление детального графика выполнения работ (срок выполнения, сумма, качество и т.д.) и неукоснительное его осуществление в ходе производства. Клиент имеет право назначить субподрядчика - третью сторону для выполнения работ. Стороны могут договориться между собой о сроках оплаты, а также на оплату после завершения работ, но сумма должна остаться неизменной, как она была установлена на день заключения соглашения. 1. Клиент обращается в Банк с заказом произвести, построить, приобрести определенное имущество по определенной цене, с учетом требуемого качества, а также представляет банку четкое описание желаемого продукта, которое подвергается исламской и экономической экспертизе. 2. Банк соглашается (одобряет финансирование) произвести, построить или соорудить, а далее доставить продукт клиенту в указанное время. 3. Далее банк вступает в соглашение с производителем, строительной организацией или заводом, который соглашается выполнить работы в указанный срок. 4. Результаты работы сдаются или клиенту, или банку, как договорено в контракте между банком и клиентом. 5. Клиент оплачивает услуги банка в соответствии с соглашением с банком. Имеется и другая яркая особенность исламского банковского дела, помимо выраженного в мударабе и мушараке акцента на прямое участие в прибыли и убытках финансируемого проекта. Обычный банк занимается заимствованием и ссудой денег, то есть в каком-то смысле их покупкой и продажей; исламский банк занимается покупкой и продажей товаров, при этом деньги выполняют сугубо служебную функцию - меру стоимости. К примеру, мурабаха предполагает приобретение банком от своего имени и за свой счет товара по спецификации клиента с принятием на себя всех рисков торговой операции и последующую перепродажу товара клиенту по цене, включающей закрепленную в договоре наценку, которая составляет в данном случае доход банка. Это новая альтернатива действующей системе, как конкурирующая среда, создающая платформу для развития экономики и гражданского общества. Мы первые в СНГ подготовили изначально законодательную почву для открытия исламского банка. Мы первые в СНГ начали широкое сотрудничество с исламскими финансовыми институтами. Мы будем председательствовать в Организации Исламской Конференции в 2011 году. Я думаю, развитие Казахстана должно быть нацелено прежде всего на общество со всеобщим благосостоянием, где помимо высокого материального положения граждан учитывалось бы их счастье, отдых и спокойствие. Мы не должны повторять путь Европы и США, где потерян институт семьи, где всеобщий разврат и деградация моральных ценностей. Наше место между западом и востоком, наша дорога – духовное развитие и удовлетворение базовых материальных потребностей. С каждым годом традиционная экономическая модель уничтожает наше будущее: экологические проблемы не решаются; развитые страны делают все возможное, чтоб ресурсы были под контролем; развивающие страны находятся в долговой кабале, где почти каждый гражданин тратит время и силы для уплаты долга. Когда бедный постоянно испытывает нужду, а богатый непрестанно богатеет, это есть угнетение. Это угнетение существует сейчас во всём мире, и постоянно растёт, - бедные становятся беднее, а богатые богатеют. Риба - вот одна из причин этому. Грабительская хищная мировая элита, сконцентрированная на Западе, но существующая также и во всем мире, постоянно высасывает имущество всего человечества и обедняет массы путём Риба. Их конечная цель полностью обратить всё человечество в новое негласное рабство. Политическая, законодательная, юридическая и судебная системы, средства информации и т.д. все созданы угнетателем, и все они функционируют для того, чтобы сохранить систему экономического влияния. Телевидение используется для того, чтобы перенести массы в вымышленный мир, чтобы они оставались в неведении, в то время как различные финансовые механизмы используются для их порабощения. «И возымеет человек лишь то, Что приобрел своим стараньем» . Сура 53 - ЗВЕЗДА (Коран: 53:39) (перевод смыслов В.Пороховой) В экономике, основанной на Риба, владельцы капитала будут не только оставаться постоянно богатыми, поскольку они исключают возможность потерь, но также их богатство будет непрестанно расти, так как они будут высасывать состояние, принадлежащее другим. Они будут богатеть за счет тех, кто, если еще не беден, должен будет платить цену, при которой обеднеет путём системы не содержащих риска вложений. Не содержащие риска вложения - это легализованное грабительство. Число бедных будет постоянно возрастать. И уровень бедности будет падать ниже и ниже, до тех пор, пока не достигнет полной нищеты. Основанный на Риба капитализм сегодня склонил подавляющее большинство людей к бедности. Это, таким образом, формирует часть великой стратегии, с помощью которой сегодняшняя господствующая безбожная цивилизация стремится к склонению всего человечества к безбожности. Казахстан и исламский банкинг. Из СНГ активно сотрудничает с Исламским Банком Развития с 1997 года именно Казахстан. ИсБР выделил Казахстану 77 млн долларов на финансирование проекта автодороги Алматы-Гульшат, модернизацию почтовой службы и на развитие трех банков. Также был открыт АО «FATTAH FINANCE» - первая компания в Казахстане, которая предоставляет финансовые услуги в соответствии с нормами Шариата. Компания начала свою деятельность с целью обеспечения предложения Исламских финансовых продуктов и услуг в Казахстане. Создана компания ОВС "Халалное страхование "Такафул", которая предоставляет услуги исламского страхования на территории Казахстана. Из СМИ: Заместитель премьер-министра Казахстана Асет Иссекешев в интервью Reuters заявил, что республика не планирует в ближайшее время выдавать лицензии на деятельность каким-либо иностранным банкам, однако уже в этом году может одобрить открытие второго по счету исламского банка. Далее о первом Исламском коммерческом банке на территории СНГ. АО «Исламский банк “Аl-Hilal”» - это первый и единственный коммерческий Исламский банк в Казахстане и на территории СНГ. Банк был зарегистрирован в январе 2010 года и получил банковскую лицензию 17 марта 2010г. Банк является 100% дочерней структурой AlHilalBank, принадлежащего правительству г.Абу Даби, Объединенных Арабских Эмиратов. Миссия Банка заключается в продвижении практики исламского банкинга в странах СНГ и содействие национальному росту и процветанию Казахстана. Важнейшей задачей Банка является определение потребностей клиента и предоставление соответствующих решений с соблюдением норм Шариата. Он предоставляет услуги для корпоративных и розничных клиентов в филиалах г.Астана и Алматы. Надзор за соответствием всех операций Банка принципам Шариата осуществляется на ежедневной основе Советом по Принципам Исламского Финансирования, являющимся независимым органом Банка, назначаемый Советом Директоров. Одни из фундаментальных принципов данного банка, как и исламского в общем, являются: · Доступен всем, независимо от вероисповедания и этнической принадлежности; · Запрет на спекуляцию · Запрет на Риба · Деньги являются средством обмена и не должны выступать в качестве товара. Критерии финансирования Сектор экономики : Любой сектор экономики, за исключением оборонной промышленности, табачной индустрии, игорного бизнеса, жилищного строительства и других не соответствующих принципам Шариата отраслей. История : компания должна существовать как минимум три года, отдельные стартовые проекты не финансируются. Собственное участие : Владелец проекта должен участвовать собственными средствами в размере не менее 20% от стоимости инвестиционного проекта. Финансовая отчетность : Отчетность за последние три года. Кредитная история: Отсутствие просроченной задолженности в обслуживающих банках. Сумма финансирования : до 8,5 миллионов долларов США Срок: До 7-ми лет, в зависимости от типа проекта и специфики индустрии. Цель финансирования : Финансирование торговых операций и капитальных расходов, а так же пополнение оборотного капитала; Финансовое состояние : Финансируемый бизнес показывал положительный результат в течение последних трех лет; Продукты финансирования: · Товарная мурабаха - для пополнения оборотного капитала Данный вид финансирования предлагается корпоративным клиентам и осуществляется на основе/продажи, при которой приобретаемый актив определяется клиентом и соответствует принципам Шариата. При осуществлении данной сделки стоимость актива и наценка Банка четко прописываются в Контракте. Отношения между Банком и Клиентом соответствуют отношениям между Покупателем и Продавцом. · Корпоративная мурабаха – покупка некого актива у продавца · Иджара Маусуфа фи Аль Дхимма – актив в лизинг с последующим правом владения Это вид лизинга, позволяющий Банку до владения определенным активом заключить лизинговое соглашение с Клиентом на его предоставление в лизинг в будущем, когда данный актив будет приобретен или построен. Отношения как между Лизингодателем – Лизингополучателем. · Истисна Это договор на изготовление Актива, согласно которому Банк обязуется построить или произвести актив с чётко определенной спецификациями по заранее оговоренной с Клиентом цене. Отношения между Банком и Клиентом соответствуют отношениям между Производителем/проектировщиком и Покупателем. · Текущий счет · Срочный инвестиционный депозит мудараба Позволяет инвестировать свои средства в сделки, соответствующие нормам Шариата, и в то же время зарабатывать вознаграждение на основе заранее оговоренного коэффициента участия в доходах. Инвестиционный период может быть до 12 месяцев с правом продления. За 9 месяцев работы исламский банк Al Hilal в Казахстане профинансировал 7 проектов на общую сумму 23 млн. долларов США. Об этом сообщил глава Al Hilal Прасад Абрахам. В конце 2011 года банк планирует начать работу с физическими лицами с автокредитования, затем персональные кредиты, при успешном внедрении и ипотечное кредитование. Сайт банка находится в разработке, где можно будет пройти курс обучения и ознакомиться с видео и другими материалами. В заключении хотелось бы сказать, что Казахстан сегодня опережает СНГ в плане сотрудничества с исламским миром, при этом, считаю, следует отметить, что мусульманское население России превышает наше и составляет 20 миллионов. Развитие ещё одной конкурирующей альтернативной площадки будет залогом устойчивого экономического развития. Может быть, мы повторим опыт Турции, где исламским банкам разрешили работать как полноценные банки, и именно они показали устойчивость во время кризиса. Судан, перешедший полностью на исламскую банковскую систему, многих удивил темпами роста экономики. Нам тоже не помешает устойчивость, стабильность и развитие реальных секторов экономики. Из Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 29.01.2010 г. «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», где говорится о развитии Алматы, и в целом, Казахстана, как региональный центр исламского финансирования в ЦА и СНГ. Все эти шаги способствуют экономическому развитию и социальному прогрессу путем предоставления инновационных исламских решений для бизнеса и общественности, предоставят возможность развития сектора Исламских финансов и Халал индустрии в Казахстане и Центральной Азии. Список использованной литературы: 1. Мэрвин К. Льюис, М. Кабир Хасан. Настольная книга по исламским финансам – Астана, 2010. – 452 стр. 2. Беккин Ренат Ирикович. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Диссертация. 3. Региональный Финансовый Центр г. Алматы. Введение в исламские финансы, Алматы, 2009 – 68 стр Сайты Интернета: 1. http://www.fattah-finance.kz/ru/contact/letter/?m_ok=1 2. http://www.islam-banking.ru/ 3. http://www.ecoislamicbank.com/ 4. http://www.alhilalbank.ae/rc32.45/index.html?x=kz 5. http://gensek.clan.su/publ/1-1-0-13 6. http://bo.bdc.ru/2004/2/islam.htm 7. http://www.zakon.kz/183944-kazakhstan-v-2011-godu-stanet.html 8. http://116dengi.ru/news/297982.html 9. http://www.falaq.ru/quran/kuli/ |