Реферат: Дифференциация доходов населения 4
Название: Дифференциация доходов населения 4 Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация доходов населения, граница бедности. Макроэкономические инструменты увеличения доходов населения Содержание Глава 1. Причины дифференциации доходов населения.5 1.1 Дифференциация доходов и проблема бедности в современной России. 5 1.2 Причины дифференциации. 11 1.3 Дифференциация и потребление.11 1.4 Последствия неравенства доходов.12 Глава 2. Механизм макроэкономического регулирования. 15 2.1 Инструменты макроэкономического регулирования увеличения доходов населения. 15 2.2 Инструменты макроэкономической политики. 17 2.3 Программы развития России до 2010 года.25 2.5 Уровень жизни Томской области. 2 8
|
|
||
|
Рисунок 1. «Магический четырехугольник»
Из названий углов следует, что каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими. Магическим многоугольник называют потому, что одновременно достичь всех названных целей – задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая.
Рассмотрим цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулирования экономики развитых стран.
Постоянный и умеренный хозяйственный рост. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.
Стабильность цен. Длительное и ощутимое повышение цен – это проявление инфляции, устойчивое снижение цен – дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен – это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.
Высокая степень занятости. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.
Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран.
Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.
2 .2 Инструменты макроэкономической политики
Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.
Бюджетно – налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.
К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.
Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.
Характерно усиление налогово-бюджетных методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития производства ориентированного на экспорт и импортозамещение.
Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в России высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); достаточно высокая общая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); большое количество налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики и пр.
Сильный налоговый пресс привел к низкой собираемости налогов и неналоговых платежей, уклонению от уплаты налогов; ухудшил финансовое положение хозяйствующих субъектов, все это привело к снижению налоговых поступлений в бюджет, утечки капитала, сдерживанию поступления зарубежных инвестиций в страну.
Предприятиям и организациям также приходится выплачивать различные сборы во внебюджетные фонды, которые по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.
Суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются неравномерно, так как многие отрасли и предприятия имеют различные льготы:
- промышленность – свыше 50 %;
- строительство – менее 10 %;
- торговля и общественное питание – менее 5 %;
- сельское хозяйство – менее 3 %.
Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.
Согласно статистическим данным, размеры налоговых платежей в России колеблются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Так, по налогам и отчислениям, уплачиваемым из выручки, они составляют от 2,1 до 48,2 %, по налогам и неналоговым платежам, относимым на себестоимость, - от 2,0 до 17,4 %, по налогам, уплачиваемым из прибыли, - от 0,1 до 5,7, по местным налогам – от 0,1 до 5,6 %.
Многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.
Все эти недостатки обуславливают необходимость пересмотра фискальной политики по следующим направлениям:
- введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения и построения бюджетной системы;
- снижение общего уровня налогообложения посредством пересмотра ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения;
- повышение роли стимулирующей функции налогов;
- модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания налогов;
- принятия мер по повышению уровня собираемости налогов;
- создание сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия и согласования налоговых систем в рамках СНГ и ЕС;
- сокращение бюджетных расходов (непроизводительных затрат на оборону, управление, а также субсидий, дотации);
- реструктуризация внешнего долга, внешних источников финансирования расходов на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, использование неинфляционных источников обслуживания дефицита бюджета;
- использование практики бюджетного ограничения. Направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования, науки.
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:
- устойчивые темпы роста национального производства;
- стабильные цены;
- высокий уровень занятости населения;
- равновесие платежного баланса.
Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны.
Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются:
- операции на открытом рынке;
- изменение резервной нормы;
- изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент, с помощью которого Центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Цель этих операций заключается в купле-продаже государственных ценных бумаг на рынке. Например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков, первый на соответствующую сумму увеличивает обязательные резервы банков, что позволяет банкам создавать новые кредитные деньги, увеличивать предложение денег.Для уменьшения денежной массы в обращении, Центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков.
Изменение норм обязательных резервов – этот инструмент используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно отразится на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, а значит и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.
Одним из старейших методов денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки. В основе этого инструмента лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной – и она может изменяться Центральным банком. Повышение учетной ставки приводит к меньшему заимствованию средств коммерческими банками, так как кредиты становятся менее привлекательными, что в свою очередь замедляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличить свои избыточные резервы за счет Центрального банка, что приводит к расширению возможностей этих банков к кредитованию и, следовательно, увеличивает предложение денег.
В зависимости от состояния экономики страны проводится политика «дорогих» или «дешевых» денег. Во время инфляции Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.
В период спада, для стимулирования деловой активности, проводится политика «дешевых» денег. Она заключается в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.
Социальная политика – это комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий.
В современных условиях человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества, Это утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают:
- политика занятости населения;
- регулирование его доходов;
- обеспечение социальной защиты и др.
Политика занятости населения предполагает, что государство обеспечивает и регулирует занятость населения. Что находит свое отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.
Регулирование доходов осуществляется государством с помощью системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.
Таким образом, государство обеспечивает определенный уровень материального благосостояния населения. Что позволяет увеличить доходы малоимущих слоев населения, создание системы обучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного уровня; представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.
Государство стремится так осуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной, не допуская инфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции.
В условиях нарастающей инфляции в целях предотвращения снижения доходов населения государством используются компенсация и индексация из текущих доходов. Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию от производителя к потребителю при повышении цен на эту продукцию. Например, дотации на товары детского ассортимента передаются семьям с детьми.
Для учета уровня жизни населения используется индекс стоимости жизни, который отражает изменение цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых среднестатистическим жителем страны. Для исчисления индекса стоимости жизни производятся определенные расчеты семейных расходов («потребительской корзины») и выделение на этой основе товарных коэффициентов. Во многих странах набор товаров непрерывно пересматривается.
Развитию внешнеэкономической деятельности способствует совершенствование экономических методов ее регулирования со стороны государства. Новые подходы к развитию экономики в связи с переходом к рыночным отношениям характерны и для внешнеэкономической деятельности. Основу этих подходов составляет необходимость повышения самостоятельности и экономической ответственности всех субъектов хозяйствования и развития разнообразных форм собственности, расширение и углубление внешнеэкономических связей, повышения их роли во включении национальной экономики в мировое хозяйство.
Составной частью внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, включающая импортные операции, экспорт, реэкспорт и реимпорт.
Импорт – приобретение товара у иностранного продавца с поставкой в страну покупателя.
Экспорт – продажа товара иностранным заказчикам с вывозом из страны.
Реэкспорт – перепродажа импортного товара без его переработки иностранному заказчику.
Реимпорт – приобретение с ввозом в из-за границы ранее экспортированного товара.
Управление внешнеэкономической деятельностью осуществляется высшими органами государственной власти.
Национальному банку предоставлено право определять сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, регулирование курса рубля к иностранным валютам, лицензирование деятельности банков по операциям с валютными ценностями, осуществление контроля за проведением валютных операций.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется следующими методами:
- планирование основных направлений развития нешнеэкономических связей;
- лицензирование экспорта и импорта;
- оперативное регулирование экспорта и импорта, осуществляемым путем введением количественных или стоимостных ограничений (квот);
- таможенным контролем ввоза и вывоза товаров;
- валютно-финансовое регулирование.
Основные положения новой экономической
2.3. Программы развития России до 2010 года.
Центр стратегических разработок под руководством А. Грефа направил в правительство проект Стратегии развития РФ до 2010 года. Россия, считают разработчики проекта, должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней, и не растерять остатки «лидерского» ресурса, а в дальнейшем – развить и приумножить его. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. И чтобы воспользоваться «окном возможностей», важно определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию.
Реально возможны три варианта развития: радикальная либерализация, восстановление диржистского социального государства и модернизация экономики на основе либеральных принципов при сохранении значительной роли государства в реализации базовых общественных функций. Стратегия развития основана на третьем варианте. Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, балансирует элементы двух других вариантов стратегии. В чем же преимущества выбранного пути? Вместо социального государства (патернализма) и приватизации социальных функций (радикального либерализма) создается «субсидиарное» государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать самостоятельно. Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка.
Это – политика здравого смысла, предлагающая реальные решения соответствующих проблем с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений. Программа модернизации, таким образом, позволяет минимизировать социальные издержки преобразований и отражать угрозы финансового кризиса. Именно сценарий модернизации позволит достичь цели радикального повышения уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимых и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью стратегии развития России до 2010 года. Достижение этой цели, говорится в проекте, невозможно без раскрепощения общества, позволяющего включить его внутренние источники развития. В стране должно возобладать оптимистическое мировосприятие, должно восстановиться практически полностью утраченное доверие между гражданами и государством, между гражданами и бизнесом, между бизнесом и властью. Нашему обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности. Путь к процветанию – добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.
1. Добыча газа должна возрасти на 15,9 – 10,5%, нефти – на 8,7 – 2,3 и
твердых энергоносителей – на 33 – 20,4%. Производство электроэнергии потребуется увеличить на 34 – 16%. Ныне доля экспорта достигает 40% по нефти и 35% по газу. Рост экспорта энергетических ресурсов к 2010 году прогнозируется на 19 – 15%.
2. В период 2004-2005 годов среднегодовые темпы роста промышленного производства составят около 6-8%, топливных отраслей – до 20, отдельных отраслей машиностроения – до 20, а пищевой и легкой промышленности – соответственно 7 и 11%. Важнейшая особенность периода 2005-2007 годов – переход к непрерывному инновационному процессу.
3. В 2010 году доля продукции обрабатывающих отраслей в общем объеме промышленного производства увеличится с 53% в 1999 году до 65%, а доля продукции топливно-сырьевых отраслей сократится с 47 до 35%.
4. Реализация предлагаемой стратегии должна обеспечить темпы роста ВВП как минимум 5% в год в среднем на протяжении 10-летнего периода. Это позволит увеличить объем ВВП примерно на 26-28% к 2005 году и на 70% к 2010 году (в сравнении с 1999 годом).
Социальная политика:
Пенсионная реформа
Реформирование образования
Стратегия реформирования здравоохранения
Политика в сфере культуры
Стратегия жилищной политики и развития
жилищно-коммунального хозяйства
Трудовые отношения и занятость населения
Модернизация экономики:
Создание благоприятного предпринимательского
и инвестиционного климата
Общие условия хозяйствования
Защита прав собственности
Выравнивание условий конкуренции
Дерегулирование экономики
Улучшение информационного обеспечения
бизнеса, реформирование бухучета и статистики
Развитие финансовых рынков и институтов
Реформирование банковской системы
Развитие фондового рынка
и инвестиционных институтов
Развитие рынка страховых услуг
Структурная политика:
Основные направления структурной политики (цели и задачи, основные этапы и инструменты реализации, направления развития промышленности, инфраструктуры и сферы услуг)
Управление государственной собственностью
Инновационное развитие экономики
Развитие транспортной инфраструктуры
Реформирование естественных монополий
Развитие топливно-энергетического комплекса
Развитие оборонно-промышленного комплекса
Развитие аграрно-промышленного комплекса
Развитие рынка земли и недвижимости
Государственная внешнеэкономическая политика
Макроэкономическая политика:
Основные направления бюджетной политики
Реформирование налоговой системы
и таможенной политики
Реформа межбюджетных отношений
Денежно-кредитная политика
Платежная система
2.5. Уровень жизни населения Томской области
В ряду российских регионов по уровню жизни Томская область уже несколько лет входит в десятку лучших.
Индекс качества жизни, рассчитанный на основании уточненных данных Томскстата, составил в 2007 году 0,670, в 2008 - 0,686.
В основном положительная динамика индикатора была обеспечена за счет роста:
- соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума (с 2,6 до 2,8) и сокращение уровня бедности (с 16,6% до 14,6%);
- обеспеченности жильем (с 19,6 до 19,9 кв.м. на чел.) и доли жилого фонда, оборудованного канализацией (с 68% до 72,2%);
- обеспеченности врачами (66,6 чел. до 67,6 чел. на 10 тыс. населения);
- уровня занятости населения (с 72.3 до 73.3%);
- ожидаемой продолжительности жизни (с 65 лет до 66,5 лет).
Вместе с тем, в 2007 году выросли показатели младенческой смертности (с 13.2 до 13.8 детей на 1000 родившихся живыми) и выброса загрязняющих веществ на душу населения (с 271 до 275,4 кг на чел. в год). На прежнем уровне остался показатель числа убийств - 20,4 на 100 тыс. населения.
Среднедушевые денежные доходы (122,97%) и номинальная начисленная заработная плата (117,76%) в Томской области в 2007 году росли более высокими темпами, в сравнении с инфляцией (107,8%).
По показателю среднедушевых денежных доходов Томская область в 2006 году являлась лидером Сибирского Федерального округа, занимая 1 место.
Отношение заработной платы работника бюджетной сферы к средней заработной плате в экономике Томской области составило в 2008 году 76%.
В 2008 году денежные доходы населения Томской области были выше прожиточного минимума в 2,8 раз, в то время как в 2006 году - только в 2,6 раза. По предварительным данным статистики в 2008 году это соотношение возросло до 3,2 раз.
Несмотря на положительную динамику показателей доходов, необходимо отметить следующие проблемы:
- наметившаяся тенденция замедления темпов роста показателей заработной платы и доходов населения в сравнении с большинством развитых регионов страны;
- сохраняющаяся высокая межотраслевая и межтерриториальная дифференциация по величине номинальной начисленной заработной платы: при среднеобластном значении 11317,2 рублей, разница между максимальным и минимальным значением заработной платы по видам деятельности в области достигает 30 раз. При этом отраслевая специализация муниципальных районов определила и межтерриториальную дифференциацию по уровню заработной платы.
Наиболее высокий уровень заработной платы сложился у работников таких отраслей, как добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство нефтепродуктов и ядерных материалов, финансовая деятельность, транспорт и связь. Самый низкий уровень оплаты труда до 2007 года был в сельском хозяйстве, с 2007 года самая низкая заработная плата наблюдается в сфере производства пищевых продуктов и текстильном производстве. В течение пяти лет, начиная с 2000 года, денежные доходы населения достаточно равномерно возрастали. За этот период номинальная заработная плата увеличились в 4,4 раза. За первое полугодие 2008 года рост реальных располагаемых доходы населения замедлился: 101,2% против 117,8% в 2007 году.
Рост реальных денежных доходов происходил главным образом за счет роста заработной платы и предпринимательских доходов. Доля социальных выплат в общей структуре доходов уменьшилась на 1%, доля прочих доходов и доходов от собственности увеличилась незначительно.
За январь-июнь 2008 года среднемесячная заработная плата составила в целом по области 13245 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 24%. Минимальный размер оплаты труда в 2007 году составлял 1100 рублей или 29% от прожиточного минимума трудоспособного населения. С сентября 2008 года он возрастает до 2300 или 57.2% (в РФ – 56,7%) от прожиточного минимума трудоспособного населения (с учетом изменения структуры минимального размера оплаты труда). По оценке в 2008 году фонд оплаты труда составит 60,06 млрд. рублей, рост к 2007 году 128%.
В среднесрочной перспективе с 2009 года ожидается сокращение численности трудовых ресурсов и численности занятых в экономике в связи с сокращением численности граждан трудоспособного возраста. По оценке к 2010 году численности занятых в экономике сократится до 485,5 тыс. человек.
В предшествующем периоде наблюдается положительная динамика роста объема оборота розничной торговли. Тенденция в 2008 году сохранилась, однако темпы прироста снизились: 104% против 112, 8% в 2007 году (в РФ – 114,2% против 112,3%) и обусловлены замедлением роста реальных располагаемых денежных доходов населения. В последние годы в области, как и в целом по России наблюдается тенденция снижения доли продаж товаров на рынке: 16,4% (в феврале-июне 2006 года - 17,8%), в среднем по России – 15,2% (19,7%). Это свидетельствует о насыщении магазинов разнообразным ассортиментом товаров с разным диапазоном цен, хорошего качества, а также о возрастании недовольства населения качеством товаров.
В первом полугодии 2008 года рынок платных услуг населению развивался более низкими темпами, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост объема платных услуг населению составил 0,7%, тогда как за первое полугодние 2007 года 12,4%. Вместе с тем, по объему платных услуг на душу населения Томская область сохраняет лидирующее место в Сибирском федеральном округе.
Общая площадь жилищного фонда Томской области на начало 2008 года составила 20.6 млн.кв.м. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя Томской области по состоянию на 01.01.2008 год составила 19,9 кв.м. Происходит устойчивый рост по данному показателю (с 18.6 кв.м в 2002 году).
В ситуации глубокого финансового и экономического кризиса значительная часть населения страны оказалась за пределами черты бедности, была лишена работы и поставлена в условия выживания или вынужденного само обеспечения. Одним из главных направлений адаптации населения к условиям экономики выживания стала всемерная активизация деятельности домашних хозяйств, осуществляемая как с использованием рыночных возможностей, так и по традиционным направлениям их деятельности.
К трудовым и экономическим функциям домашних хозяйств, активизировавшимся в последнее время, можно отнести: ведение личных подсобных хозяйств; индивидуально – трудовую и частно – предпринимательскую деятельность с производством товарной и нетоварной продукции; мелкую самодеятельную торговлю; расширение сферы традиционных домашних работ и производство «само услуг», сдача в аренду земельных участков, недвижимости, рабочего скота, предметов длительного пользования; оперирование денежными вкладами, акциями и другими ценными бумагами. Реализация этих функций позволяет домашним хозяйствам поддержать необходимый уровень потребления и стабилизировать в определенных пределах свой жизненный уровень в целом.
Реализация всех намечаемых мер будет успешной в случае взаимодействия общественных объединений, предпринимателей и государства. Это позволит восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.
Экономические ресурсы, необходимые для повышения уровня и качества жизни могли бы быть получены результате перераспределения части национального богатства, осевшего в частных руках в результате нарушений законодательства.
Основным источником ресурсов являются средства всех субъектов хозяйствования, полученные за счет экономического роста и предусмотренные в социально ориентированном государственном бюджете, обеспечивающем достаточные размеры консолидированных расходов на социальное развитие. Бюджетным и налоговым законодательством потребуется обеспечить финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Будут эффективно задействованы федеральные внебюджетные фонды, а также дополнительные ресурсы частных внебюджетных социальных фондов, создаваемых под гарантии государства.
В сфере международной торговли, а также защитят отечественных товаропроизводителей в период их становления. Россия – страна с огромным потенциалом. У нас есть все, чтобы стать сильной, процветающей державой: богатейшие природные и людские ресурсы, блестящие научные разработки и достижения. Но все это не будет работать до тех пор, пока не будет ясной и четкой стратегии социально-экономического развития. Такой стратегии, к сожалению, у нас все еще нет.
Список литературы
1. Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М, М. 2005 г.
2. Жуков А.Д. Бюджет будущих поколений// Финансовый бизнес.-2008.-№2.-с.2-6
3. Заяц В.В., Шабалина Т., Околова Т. Бюджет – 2008: особенности и преемственность. // Финансы, учет, аудит. Научно-практический журнал. - 2007. - № 11. – С. 14-17.
4. Курс экономики / Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2002.
5. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2 т. М., 2004.
6. Основы экономической теории /Под ред. Камаева В. Д. М., 2000.
7. Учебник по основам экономической теории /Под ред. Камаева В. Д. М.,2001.
8. Экономика / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко и др. М., 2003.
9. Экономическая теория /Под ред. Деминой М. П. Иркутск, 2003.
10. Эконо Экономическая теория // учебник для вузов под ред Добрынина А.И. изд ПИТЕР. Санкт-Петербург 2003 г.
11. "Экономика и жизнь", № 24, 2003-2004 г
12. Экономическая теория/ Под ред. И. П. Николаевой. 2004.
Консолидированный бюджет 2008г. (с ФСЗН в 2008г. и …………………..инновационными фондами в 2008 г.), в % к ВВП
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009* | 2009** |
Доходы | 33,5 | 33 | 34 | 40,9 | 45 |
Расходы | 35,1 | 33,2 | 35,6 | 42,8 | 46,5 |
Дефицит | -1,6 | -0,2 | -1,6 | -1,9 | -1,5 |
*- ожидаемое
** - прогноз
Структура доходов консолидированного бюджета (без учета поступлений от приватизации, доходов ФСЗН, инновационных фондов), в %
Налог | 2006 | 2007 | 2008 | 2009* | 2009** | ||
Налог на прибыль и доходы | 13,6 | 10,6 | 11,0 | 11,4 | 10,6 | ||
Подоходный налог | 9,3 | 9,4 | 8,4 | 8,7 | 9,6 | ||
Чрезвычайный налог | 2,7 | 2,7 | 2,2 | 2,3 | 2 | ||
НДС | 25,2 | 25,1 | 23,7 | 24 | 24,8 | ||
Акцизы | 7,7 | 7,2 | 6,9 | 6,6 | 6,6 | ||
Налоги на собственность | 4,1 | 6,9 | 6,9 | 6,6 | 6,6 | ||
Доходы от внешней торговли | 5,2 | 6,1 | 7,8 | 7,1 | 7,7 | ||
Прочие* | 15,1 | 15,7 | 17,8 | 17,5 | 15,2 | ||
Доходы государственных целевых | |||||||
бюджетных фондов | 18,0 | 17,0 | 17,9 | 16,9 | 18,8 |
* - регистрационные и административные сборы, штрафы, капитальные доходы, местные налоги.и.сборы, и.другие.