Для чего необходим бизнес-план?
Логика развития и динамика современного рынка ясно свидетельствуют – ни один успешный предприниматель уже не может обойтись без плана развития своего бизнеса. Причем этот план просто обязан быть составлен на высоком профессиональном уровне. Без детального бизнес-планирования не обойтись не только на этапе создания своего дела, но и на стадиях продвижения товара или услуги на рынок, расширения бизнеса, при выходе на новые рынки, а также в случае реорганизации компаний и производств, осуществлении инвестиционных проектов.
Есть бизнесмены, которые говорят: «Зачем он мне? Он не нужен. Я и без него обходился, и буду обходиться». Такая позиция имеет право на жизнь. В конечном счете, у всех есть выбор. И если у Вас есть деньги на эксперименты, и Вы готовы к повышенному риску и потере денег, то дерзайте и пусть Вам улыбнется удача.
Действительно есть предприниматели, которые вкладывают деньги в новый бизнес-проект, обходясь без тщательно разработанного бизнес-плана «по интуиции». Но статистика неумолимо показывает, что не каждый их проект заканчивается успешно и многие из них приходится закрывать, теряя средства и упуская время.
Наличие хорошего бизнес-плана способствует привлечению капитала, определению планов на будущее, тщательному изучению предполагаемых рисков и возможных трудностей, которые могут помешать практической реализации бизнес-проекта. Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель окажется не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху.
Бизнес-план - это эффективный рабочий инструмент, который необходим для:
· получения инвестиций и/или кредитов;
· успешной реализации бизнес-проекта;
· ответа на самый важный вопрос: "Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?"
А письменное оформление бизнес-плана, является визуализацией ваших целей, что имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению. Устное и письменное планирование, - как говорят в Одессе, - две большие разницы.
Цели бизнес планирования
Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей.
Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.
Каждый инвестор хочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта. Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений сделанных разработчиком инвестиционного проекта.
Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план. Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.
Таким образом, составив бизнес-план, Вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее
Рис. Цели бизнес-планирования
Бизнес-планы составляются в следующих случаях:
Получение кредита в банке – самый распространенный вариант. Это обусловлено тем, что бизнес-план входит в комплект документов, предоставляемых в банк для рассмотрения вопроса о кредитовании. Бизнес-план предоставляется в банк и должен отвечать требованиям и стандартам оформления конкретного кредитного учреждения. Нередко при предоставлении бизнес-плана одновременно в несколько банков приходиться составлять несколько редакций (версий) одного и того же документа.
Получение государственного финансирования - второй популярный случай разработки бизнес-плана. Он составляется при обосновании эффективности государственной поддержки при получении преференций, льгот, субсидий, регистраций в качестве резидентов свободных экономических зон, и т.д. В этом случае бизнес-план должен соответствовать требованиям правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Министерством экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158.
Привлечение инвесторов – основная цель внешнего планирования. Данный тип планирования может заключаться в разработке инвестиционного меморандума и предоставление его заинтересованным инвесторам для принятия решений о финансировании. Затем данные бизнес-плана уточняются и дорабатываются с учетом требования инвестора. В случае привлечения иностранного инвестора бизнес-план в большинстве случаев разрабатывается на основании рекомендаций UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию).
Текущее планирование по определению нужно составлять регулярно. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п.
Обоснование инвестиционных проектов предназначено для изучения возможности реализации новых проектов. Бизнес-план инвестиционного проекта предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов.
Кроме того, бизнес-план имеет две группы пользователей - внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).
В первом случае предприниматель должен убедить себя, что придуманное им дело стоящее, в другом случае - других. Не редко, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает понимать себя.
В любом случае, при разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: инициатора бизнес-идеи; разработчика бизнес-плана; потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью; органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядчиков; потребителей.
Виды работ по бизнес-планированию
Часто под бизнес-планированием понимают только разработку конкретного бизнес-плана. Но это не совсем так. Деятельность по бизнес-планированию достаточно широка и многогранна. Некоторые примеры результатов бизнес-планирования приведены ниже:
Концепция бизнеса предназначена оценить эффективность и целесообразность одного из направлений или бизнеса в целом. Как правило, концепция разрабатывается на основе укрупненных показателей, «прикидок», вследствие чего финансово-экономическая оценка выполняется также в общем виде. Цель разработки концепции бизнеса — первичное представление (презентация) заинтересованным сторонам (потенциальным инвесторам, партнерам, учредителям и т.д.) предполагаемого к реализации проекта либо стратегии развития компании. Структура концепции приближена к структуре бизнес-плана, но в то же время больше направлена на обозначение принципиальных моментов организации бизнеса и способов решения ключевых задач.
Бизнес-план – основной результата бизнес-планирования. Трудоемкость разработки бизнес-плана напрямую зависит от объема включаемой в него информации и уровня ее детализации, наличия и качества исходной информации, особенностей бизнеса и масштабов проекта, необходимости расчета нескольких вариантов реализации проекта (стратегий), а также наличия каких-либо специфических требований к бизнес-плану.
Бизнес-проект – предварительный документ для подготовки бизнес-плана, который предназначен для первоначальной оценки проекта. В бизнес-проекте прорабатываются следующие вопросы: стратегия реализации проекта, маркетинговая стратегия, организация сбыта, решение организационных вопросов и юридическое сопровождение, обеспечение персоналом, вопросы технологии производства, оборудования, размещения, обеспечения сырьем, логистика и другие обязательные аспекты реализации проекта.
Финансово-экономическая оценка проекта включает в себя таблицы экономических расчетов (финансовую модель), а также текстовую часть, в которой: представлены механизм расчетов и принятые допущения, обозначены исходные данные и предпосылки к расчетам, а также охарактеризованы и наглядно представлены в виде таблиц, графиков и диаграмм полученные результаты.
Экспертиза бизнес-плана проводится для принятия решения о реализации проекта. Экспертиза может проводиться по двум направлениям: оценка методологии разработки бизнес-плана и оценка возможности реализации проекта в представленном виде.
Особенности отечественного бизнес-планирования
В Беларуси сложно найти достоверную информацию, необходимую для оценки и анализа того или иного рынка. Поэтому маркетинговая составляющая отечественных бизнес-планов, в большинстве случаев, проработана слабо. Кроме того, многие компаний занимается бизнес-планированием от случая к случаю или в «пожарном» порядке , когда необходимо получить кредит. Планы развития по определению нужно составлять регулярно, к сожалению, этим в Беларуси занимается небольшой процент частных компаний. Государственные предприятия обязаны ежегодно предоставлять планы текущего и перспективного развития вышестоящим организациям.
Еще лет пять назад в Беларуси не было никаких регламентов по бизнес-планированию. В настоящее время начала появляться нормативная база, все больше компаний осуществляет регулярное планирование своей деятельности, растет качество подготовки бизнес-планов. А сам бизнес-план превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход компании.
|