Контрольная работа: Статистические задачи
Название: Статистические задачи Раздел: Рефераты по экономико-математическому моделированию Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАДАЧА 1 По исходным данным вычислить основные аналитические показатели рядов динамики (по цепной и базисной схемам): а) средний уровень ряда динамики; б) абсолютный прирост; в) темп роста; г) темп прироста; д) абсолютное значение 1% прироста; е) средний темп роста и средний темп прироста. Средний уровень интервального ряда определим по формуле: где Yi – значение грузооборота; n – число значений в динамическом ряду. Абсолютный прирост относительно базисного уровня грузооборота определим по формуле: ΔYi =Yi -Y0 Абсолютный прирост грузооборота относительно предшествующего года определим по формуле: ΔYi =Yi -Yi -1 Темп роста относительно базисного уровня грузооборота определим по формуле: Темп роста грузооборота относительно предшествующего года определим по формуле: Темп прироста относительно базисного уровня грузооборота определим по формуле: Темп прироста грузооборота относительно предшествующего года определим по формуле: Средний темп роста грузооборота определим по формуле: Средний темп прироста грузооборота определим по формуле: Абсолютное значение одного процента прироста определим по формуле: Результаты расчёта аналитических показателей ряда динамики представим в таблице 1.1 Таблица 1 – Основные аналитические показатели ряда динамики
Произведем сглаживание данных за три года при помощи двенадцатимесячной скользящей средней, централизованной на седьмой месяц. Рассчитаем коэффициент сезонности по данным трех лет, и построим график сезонной волны. Сглаживание рядов динамики производится с помощью простых средних, скользящей средней, методами аналитического выравнивания. Скользящие средние рассчитываются по формулам:
Коэффициент сезонности определяется как отношение уровней ряда к их среднему уровню по формуле: Средний коэффициент сезонности за рассматриваемый период находим по формуле: где n – количество рассчитанных коэффициентов сезонности по одноименным месяцам. Расчет скользящей средней и коэффициента сезонности приведем в таблице 1.2. Простроим график сезонной волны по средним коэффициентам сезонности. График приведен на рисунке 1. Рисунок 1 – График сезонной волны Таблица 2 – Расчет коэффициента сезонности
Из графика видно, что коэффициент сезонности в начале года увеличивается, а в конце - уменьшается. Наибольшее отклонение наблюдается в начале года 2-ой и 10 -ой месяц. ЗАДАЧА 2 Произвести аналитическое выравнивание рядов динамики по данным задачи 1 о размерах грузооборота по родам грузов: а) при равномерном развитии y = a0 + a1 t ; б) при развитии с переменным ускорением (замедлением) yt = a0 + a1 t + a2 t2 + a3 t3 ; в) при изучении сезонных колебаний по данным об отправлении грузов yt = a0 + (ak cosRt + bk sinRt ) . Результаты расчётов представить в виде таблиц и графиков. 1. Способ отсчета времени от условного начала, когда ∑t=0, дает возможность определить параметры математической функции по формулам: Результаты вычислений приведем в таблице 3: Таблица 3 – Вычисление параметров функции y=a0 +a1 t и y=a0 +a1 t+a2 t2 +a3 t3
Тогда: Уравнение при равномерном развитии: y= 1336,88 - 3,17 ∙ t 2. Для вычисления параметров функции y=a0 +a1 t+a2 t2 +a3 t3 : Тогда: Уравнение при развитии с переменным ускорением (замедлением): yt = 1398,98 - 52,06 t- 8,28 t2 + 4,68 t3 ; 3. По рассмотренным моделям определим теоретические уровни тренда. Фактические и теоретические уровни ряда нанесём на график, представленный на рисунке 2. Рисунок 2 – График фактических и теоретических уровней ряда Рассчитаем стандартизированную ошибку аппроксимации – 4. При изучении сезонных колебаний по данным об отправлении грузов Результаты расчётов сведём в таблицу 4 Таблица 4 – Выравнивание ряда динамики y=a0 +(aк cosRt + bк sinRt ), 1998 год
Фактические и теоретические уровни ряда нанесём на график, представленный на рисунке 3. Рисунок 3 – График фактических и теоретических уровней ряда выравнивания Фактические и теоретические уровни ряда близки по значению, а кривая ряда (рисунок 3) похожа на гармоническую функцию. Поэтому функцию ЗАДАЧА 3 По данным таблицы определить: 1) выполнение норм удельного расхода топлива по отделениям и дороге в целом; 2) сводный индекс расхода топлива на дороге; 3) изменение среднего удельного расхода топлива на дороге за счет изменения удельного расхода топлива на 10000 т/км брутто на отделениях и за счет изменения структуры грузооборота по отделениям, а также за счет того и другого фактора одновременно; 4) абсолютный размер экономии (перерасхода) топлива за счет изменения грузооборота на отделениях, за счет изменения удельного расхода топлива на отделениях. Таблица 10 – Грузооборот и удельный расход топлива по отделениям железной дороги
1) выполнение норм удельного расхода топлива по отделениям и дороги в целом Iи=∑и1 q1 / ∑и0 q1 =15670 / 16108 = 0,973 2) Сводный индекс расхода топлива Iиq=∑и1 q1 / ∑и0 q0 =15670 / 46800 = 0,335 3) Индекс удельного расхода топлива переменного состава Iи= ∑и1 q1 /∑q1 : ∑и0 q0 /∑q0 = ∑и1 q1 /∑и0 q1 = 15670/316 : 46800/920 = 0,975 Индекс удельного расхода топлива постоянного состава Iи=∑и1 q1 /∑q1 : ∑и0 q1 /∑q1 = ∑и1 q1 /∑и0 q1 = 15670 / 16108 = 0,973 Индекс структурных сдвигов Iстр= ∑и0 q1 /∑q1 : ∑и0 q0 /∑q0 = 16108/316 : 46800/920 = 1,002 4) Экономия топлива за счет изменения удельного расхода Δиq=∑и1 q1 -∑и0 q1 = 15670 - 16108 = -438 кг за счет изменения грузооборота Δиqq=∑и0 q1 -∑и0 q0 = 16108 - 46800 = -30692 кг ЗАДАЧА 4 № 1. Для изучения производительности труда токарей на машиностроительном заводе было проведено 10%-ное выборочное обследование 100 рабочих методом случайного бесповторного отбора. В результате обследования получены данные о часовой выработке рабочих:
С вероятностью 0,997 определите пределы, в которых находится среднее время обработки одной детали токарями завода. Рассчитаем среднюю ошибку выборки по формуле: Дисперсия где хi - часовая выработка
fi - сумма всех частот
∆х = ± t · μx ∆х = ± 3 · 0,66 = 2 шт. Ответ: с вероятностью 0,997 можно утверждать, что доля лиц, которая одобрит составит 54% - 66%. 1. Быченко О.Г. Общая теория статистики: Задание на контрольную работу № 1 с методическими указаниями. – Гомель: БелГУТ, 2000. – 30 с. 2. Быченко О.Г. Общая теория статистики: Задание на контрольную работу № 2 с методическими указаниями. – Гомель: БелГУТ, 2000. – 31 с. 3. Общая теория статистики: Учебник/Т.В. Рябушкин, М.Р. Ефимова, Н.И. Яковлева. – М.: Финансы и статистика, 1981. – 279 с., ил. |