Реферат: Фонд национального благосостояния 4
Название: Фонд национального благосостояния 4 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
Фонды национального благосо- стояния, по сути инвестиционные фонды государства с длительным горизонтом планирования, отно- сятся к инвесторам, которые лучше всего осна- щены для деятельности на финансовых рын- ках после глобального кризиса. однако они также сталкиваются с потенциальными труд- ностями в прокладывании курса в глобальной экономике, которая, прежде чем стабилизи- руется, скорее всего, в течение нескольких лет будет характеризоваться потрясениями. То, как эти фонды будут преодолевать та- кие трудности, напрямую скажется на резуль- тативности инвестирования ими националь- ного богатства на благо текущего и будущих поколений. Это также повлияет на их вклад в стабилизацию подвижной мировой эконо- мики, которая будет испытывать многолет- ние значительные изменения, воздействую- щие на системные движущие силы роста, за- нятости, богатства и благосостояния. В настоящей статье рассматриваются три важнейших темы: ситуация фондов нацио- нального благосостояния накануне глобаль- ного финансового кризиса, их сегодняшняя ситуация и значение для будущего. Когда разразился кризис Ситуация фондов национального благосо- стояния как группы перед самой тяжелой фа- зой недавнего глобального финансового кри- зиса и последовавшими мировыми экономи- ческими и социально-политическими пот- рясениями определялась следующими тремя основными факторами. В соответствии со своими характеристи- ками «терпеливого капитала» и долгосрочной ориентацией фонды национального благосо- стояния постепенно осваивали более смелый метод инвестирования, предусматривавший принятие значительно больших позиций, под- верженных риску ликвидности и фондовому риску. Фонды проявляли большую осведомлен- ность о чувствительности в некоторых про- мышленно развитых странах к иностранной собственности на отечественные физичес- кие активы. Проявлением этой осведомлен- ности было совместное соглашение о добро- вольном своде принципов (известных так- же как «Принципы Сантьяго»), где подчер- киваются прозрачные и прочные структуры управления, надлежащие требования в отно- шении регулирования и раскрытия информа- ции, а также методы инвестирования и управления рисками, основанные на коммерческих началах. они действовали в весьма благоприятной внутренней среде, которой способствовал бурный рост внутренней эконо- мики, продолжающееся накопление крупных международных резервов и легкий доступ к кредиту. Считалось, что каждый из этих факторов соответствовал обеспечению со временем более высокой прибыли с учетом риска. они также отражали широко распространенную тогда точку зрения (как в частном, так и в государственном секторе) о циклической и долгосрочной «великой умеренности» в эко- номической и политической сфере. Если быть немногослов- ным, то этот период характеризовался условиями как в сказке про Златовласку (не слишком жарко, не слишком холодно). нарушение потока глобальной ликвидности и финансиро- вание, последовавшее за крахом Уолл-стритовской инвести- ционной фирмы Lehman Brothers в сентябре 2008 года, заста- ло фонды национального благосостояния в целом врасплох, как практически любой другой сектор финансовой сферы и сферы экономической политики. Практически в одночасье, когда все большее число рынков охватывал паралич, инвесто- ры во всем мире столкнулись с резким изменением цен на все факторы риска — особенно процентов по ликвидным средс- твам. В результате рынки по всему миру испытали в разной, но существенной степени «внезапную остановку». В условиях, когда глобальный сектор финансовых услуг был в эпицентре бури, прямые авуары фондов националь- ного благосостояния в финансовых компаниях подверглись особенно мощному давлению, особенно после того как неко- торые фонды ранее предприняли вливание капитала в круп- ные западные банки. В то же время, некоторые фонды нацио- нального благосостояния, вместо того чтобы продолжать по- лучать крупные потоки новых средств, столкнулись с требо- ваниями о поддержке других национальных (и в некоторых случаях — региональных) структур, испытывавших внезап- ные и острые потребности в денежных средствах. Исчезновение прибыли от инвестиций В результате за шестимесячный период, закончившийся в мар- те 2009 года, произошло радикальное изменение в ситуации фондов национального благосостояния: прибыль от инвести- ций стала резко отрицательной; для управления рисками еще большую остроту и приоритетность приобрел вопрос об уп- равлении наличностью, залоговым обеспечением и рисками контрагентов; появились некоторые изолированные сложнос- ти с ликвидностью; основные стратегические решения были отложены до возникновения большей ясности относительно глобальной финансовой системы и направления ее динамики. В более общем плане парализация глобальных рынков в целом привела к паузе в долгосрочной эволюции управле- ния активами и обязательствами в странах с формирующим- ся рынком — в рамках этого процесса ряд системно значи- мых стран и регионов последовательно продвигался от запоз- далого признания улучшения их ситуации к выкупу долговых обязательств, а затем к более продвинутым методам управ- ления активами. до тех пор пока страны с формирующим- ся рынком не получили более четкого представления о том, какими могут быть изменения в мировой экономике, неко- торые из них сочли лучше всего подождать с дальнейшими этапами собственного развития, которые часто предусматри- вали серьезные сдвиги в методах управления их экономикой (в том числе выраженный переход от прямого контроля к бо- лее широкому использованию косвенных инструментов). Произошло также существенное изменение в воспри- ятии фондов национального благосостояния во многих про- мышленно развитых странах. особенно примечательно то, что страны, которые раньше предостерегали фонды от пря- мого участия в отечественных компаниях, стали активно до- биваться инвестиций фондов национального благосостоя- ния для противодействия весьма разрушительному воздейст- вию снижению доли заемных средств частным сектором (сокращению активов) в своих странах. Роли изменились. Власти стали привлекать фонды национального благососто- яния для содействия рекапитализации компаний, пережива- ющих трудности, — либо за счет вливания новых денежных средств, либо путем обмена более привилегированных тре- бований к этим компаниям на инструменты на более низком уровне в структуре капитала компаний. Фонды национального благосостояния сегодня С какими основными проблемами сталкиваются фонды на- ционального благосостояния в условиях, когда глобальный финансовый кризис отступает? для ответа на этот вопрос не- обходимо внимательно посмотреть на ситуацию в мировой экономике и определить вероятное направление изменений. Благодаря крупномасштабному вливанию капитала и лик- видности государственным сектором, предпринятому в рам- ках отчаянных антикризисных действий в основном в стра- нах с развитой экономикой, ситуация в глобальной финансо- вой системе стала нормализоваться в 2009 году. Важнейшие финансовые рынки — особенно рынки краткосрочного фи- нансирования и управления ликвидности — стали вновь бес- перебойно работать; компании могли получить доступ к но- вым средствам благодаря выпуску облигаций; вернулось до- верие к определенному, хотя и сокращенному диапазону кон- трагентских отношений. Ядро глобальной финансовой системы преодолело масш- табный паралич, возникший после 15 сентября 2008 года, — дня, когда наступил крах фирмы Lehman Brothers. Это хоро- шая новость, и этот успех явился результатом решительных и нешаблонных мер политики. однако ввиду тяжести глобального финансового кризи- са 2008–2009 годов решительные антикризисные меры не смогли полностью нейтрализовать ущерб другим компонен- там мировой экономики. Пострадали экономический рост и международная торговля, увеличилась безработица, отдель- ные страны испытали особенно сильный удар, что резко от- личалось от прошлых кризисов. Решительные антикризисные меры также неизбежно по- влекли за собой риски и нежелательные последствия. не- коммерческие соображения стали сказываться на работе и стоимостных оценках важных рынков, в том числе сегмента обеспеченных ипотекой обязательств в США. Балансы цент- ральных банков быстро увеличились за счет активов, приоб- ретенных у частного сектора. Государственный долг стреми- тельно возрос, поскольку правительства безудержно трати- ли огромные средства для поддержки экономики в условиях снижения налоговых доходов. Эти элементы непреднамерен- ных последствий сами по себе стали важными факторами, влияющими на рынки и экономику стран. Только посмотри- те, что случилось в Европе, где долговой кризис превратил- ся в региональные потрясения, потребовавшие крупномасш- табных антикризисных мер со стороны Европейского союза действии Международного Валютного Фонда. Глобальный финансовый кризис сменила следующая фа- за многолетнего процесса серийных потрясений балансов. опасения относительно частного сектора сменились боль- шей обеспокоенностью балансами государственного секто- ра в промышленно развитых странах, причем вполне обосно- ванной. Речь идет о суверенных рисках. Система регулирова- ния меняется. Целостность важнейших институтов находится под угрозой. Высокий уровень структурной безработицы со- здает экономические, политические и социальные проблемы. Новые нормальные условия Крупномасштабное увеличение государственной задолжен- ности, в абсолютном выражении и как доля ВВП, является важным компонентом того, что мы в PIMCO именуем «но- выми нормальными условиями». Хотя слишком рано пред- сказывать, каким будет каждый элемент новых нормальных условий, некоторые из них уже заметны. Важные изменение в предстоящие три-пять лет, скорее все- го, будут включать: снижение трендовых темпов экономического роста в стра- нах, которые сделали большую ставку на финансовый сектор; устойчиво высокую безработицу в промышленно разви- тых странах, за которой последует постепенное возвращение к более высокому естественному уровню безработицы в усло- виях более хрупких систем социальной защиты; резкое смещение акцентов с беспрепятственной рыноч- ной деятельности на большее вмешательство государства; выраженные растущие различия между основными стра- нами и странами на периферии, особенно в зоне евро; разумное снижение рисков как в видах деятельности, так и балансах банков по инициативе органов регулирования. В целом глобальный финансовый кризис 2008–2009 года ознаменовал собой драматичное окончание великой эпохи пра- ва на заемные средства, кредит и долг, когда люди считали себя вправе делать большие покупки на основе ожидаемых доходов в отдаленном будущем и надежд на значительное повышение цен. Экономика, где ведущую роль играет финансовая система, уже не считается более высокой и более стабильной фазой раз- вития. В условиях, когда несколько системно значимых стран с формирующимся рынком преодолевают отставание в разви- тии, мир должен найти способы создать возможности для дол- госрочной переориентации экономики. Эти новые нормальные условия дополнительно размо- ют традиционные различия между промышленно развиты- ми странами и странами с формирующимся рынком. Скорее всего, это также будет связано с постепенным изменением в аналитической характеристике США — от страны, кото- рая действует в основном как крупная и закрытая экономика, к стране с более открытой экономикой, которая больше под- вержена воздействию изменений в остальном мире. Глобальный финансовый кризис также подорвал статус англо-саксонской экономической модели, в которой выделя- лись либерализация, дерегулирование, взаимосвязанность и неограниченные рынки, и доверие к ней. Эта модель дейст- вовала в качестве мощного магнита для глобального сближе- ния. Ввиду отсутствия другого мощного магнита для сближе- ния большее давление в новых нормальных условиях может приостановить или даже повернуть вспять некоторые аспек- ты глобализации. Последствия для государственных инвесторов Эти факторы в совокупности представляют собой важное изменение в рабочей среде для глобальных инвесторов, в том числе для фондов национального благосостояния. они тре- буют некоторого пересмотра инвестиционных стратегий и управления риском, а также деловых и других оперативных • • • • • стратегий. Им потребуется трудная адаптация для создания оптимального сочетания людских, технологических и ана- литических ресурсов, а также лучшего обмена информаци- ей с экономическими и политическими заинтересованными группами (в том числе с политическими спонсорами и обще- ством в целом). Фонды национального благосостояния обладают преиму- ществом в преодолении ухабистой дороги к новым нормаль- ным условиям: их стабильный и терпеливый капитал и долго- срочная ориентация в инвестиционных целях открывают для них отличные возможности для того, чтобы сделать первый шаг. Более того, вопрос заключается не в том, может ли этот пул терпеливого капитала проводить новаторскую стратегию. да, может, но захочет ли он это сделать? Требования к опера- ционным процессам проверят гибкость реагирования струк- тур управления фондов национального благосостояния, про- чность их инвестиционных процессов и результативность их внутреннего и внешнего обмена информацией. Структуры управления должны будут реагировать на соче- тание цикличных и долгосрочных изменений и переходить со временем от «обороны» к «наступлению». на самом фундаментальном уровне организациям по- требуются четкие общие указания от своих органов управле- ния, с тем чтобы менеджеры фондов национального благосо- стояния могли распределять свои активы на перспективной и долгосрочной основе, базирующейся на надежных методах управления денежными средствами, ликвидностью, рисками контрагентов и залоговым обеспечением. Более того, целостные системы управления рисками долж- ны дополнять традиционную диверсификацию по классам активов целенаправленным и экономичным управлением рисками больших отклонений — событий, которые являются редкими, но влекут за собой катастрофические последствия. органам управления фондов национального благосостоя- ния придется полагаться на менеджеров и сотрудников, во- оруженных перспективными аналитическими средства- ми и технологией. они также должны играть более важную роль в защите фондов от требований о поддержке некоммер- ческих видов деятельности — внутреннего, регионального и международного характера. Гибкие структуры, регулирующие важнейшие области уп равления инвестициями, не могут быть созданы за один день. они требуют значительной и последовательной работы над процессами, которые могут привести к созданию необходи- мых систем, и, в результате, обеспечить инвестиционные ре- шения, характеризующиеся достаточно высокой степенью убежденности и обоснованности. Умелое лавирование в ходе бурного путешествия к новым нормальным условиям требует, прежде всего, прочной защи- ты в форме осмотрительного управления денежными средс- твами, ликвидностью, рисками контрагентов и залоговым обеспечением. Как только эта цель будет достигнута, инвес- торы могут с большей уверенностью использовать возмож- ности, которые хорошо сочетаются с большей способнос- тью фонда национального благосостояния принимать на се- бя риски ликвидности. например, когда стоимостные оцен- ки уже нарушены, повышение цен может быть совместимым с реальностью новых нормальных условий. Существуют за- метные краткосрочные каталитические факторы, которые со- провождают повышение цен и уменьшают разрыв стоимост- ных оценок, обусловленных техническими и фундаменталь- ными факторами. Как это замечательно отразил дональд Салл (Sull, 2009) из Лондонской школы бизнеса в своей подробной работе, го- товность к новым нормальным условиям также требует ин ституциональной приспосабливаемости и маневренности. на бумаге фонды национального благосостояния превос- ходят многих других инвесторов по своей приспосабливае- мости и маневренности. например, не имея предпочтений в отношении внутреннего рынка, которые заставляет мно- гих инвесторов заниматься в основном внутренними цен- ными бумагами, некоторые фонды уже проделали большой путь к разработке и воплощению перспективных стратегий распределения активов на глобальной основе. Эти соображения не должны никогда упускать из виду, что фонды национального благосостояния действуют в сложной социально-политической среде внутри своих стран и за рубежом. Поэтому они должны пользоваться доверием своих политических спонсоров и общества в целом. Более того, это критически важно для подразумеваемого договора о создании структуры по управлению инвестициями в государственном секторе. Обмен информацией все чаще признается как необходи- мое условие общественной поддержки как в хорошие вре- мена, так и в плохие. Мировой финансовый кризис подчерк- нул важность создания надлежащей среды для политиков и других наблюдателей в том, чтобы оценивать, что проис- ходит в портфелях фондов национального благосостояния. Это требует более высокой степени раскрытия информации, чем традиционно, и несколько таких фондов уже расширили свою деятельность в этом плане. надлежащий обмен информацией и законодательные ба- рьеры должны свести к минимуму риск того, что группы с особыми интересами неправомерно захватят контроль над фондами национального благосостояния. Важнейшее усло- вие заключается в более четком распространении своевре- менной информации о целях, общей стратегии и среднесроч- ных параметрах оценки таких фондов. Необходимое переоснащение После глобального финансового кризиса мир находится в разгаре серьезных циклических нарушений и крупных дол- госрочных сдвигов. Ухабистый путь к новым нормальным условиям означает, что практически каждый сегмент миро- вой экономики должен пройти переоснащение. Хотя фонды национального благосостояния не смогли пол- ностью обойти глобальный финансовый кризис, они успеш- но оправились и как группа вполне готовы двигаться вперед по пути к новым условиям и свершениям. действительно, терпеливый характер их крупных пулов капитала и долго- срочный характер их объективных функций являются луч- шим набором инвестиционных характеристик практически для всех глобальных инвесторов. Реализация их преимущества далеко не является гаранти- рованной или автоматической. Успех требует постоянного со- вершенствования гибкого реагирования фондов националь- ного благосостояния на проблемы в сфере управления, ин- вестиционных процессов и обмена информацией. Такие улучшения обеспечить непросто. они могут пот- ребовать, чтобы эти фонды вышли за привычные удобные рамки деятельности, и это может быть сопряжено с риском. однако, ввиду масштабов продолжающихся и будущих из- менений в мировой экономике, другой вариант — возврат к прежним методам работы, опирающимся на прошлое, — был бы еще более рискованным. n Мохамед ЭльЭриан является сопредседателем и соруководи телем инвестиционной деятельности PIMCO, глобальной компании по управлению инвестициями. В настоящей статье выражаются мнения автора, которые необязательно совпа- дают с взглядами PIMCO. Литература: Sull, Donald, 2009, The Up |