Контрольная работа: Социальные гарантии для граждан из числа безработных
Название: Социальные гарантии для граждан из числа безработных Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа |
МИНИСТЕРСТВО ООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УРАЛЬСКИЙ ИСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Филиал РГСУ в г. Екатеринбурге) КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: Занятость населения и ее регулирование Тема «Социальные гарантии для граждан из числа безработных» Выполнена студенткой Погудиной Е.Х. Группа 523 Специальность 040101 «Социальная работа» Научный руководитель: Паин А.А., к.т.н., доцент Екатеринбург, 2010 Содержание : Введение 3 стр. Глава 1. Статус безработного 5 стр. Глава 2. Пособие по безработице 6 стр. Глава 3. Иная материальная поддержка безработных 8 стр. Заключение 15 стр. Список источников 16 стр. Введение Уровень официально зарегистрированной безработицы в России в течение последних лет фиксируется в пределах 2-2,5 %. Но эта цифра вовсе не отражает реальной ситуации с занятостью, так как одной из существенных особенностей современного рынка труда в нашей стране является скрытая безработица. Ею охвачены лица, формально занятые в народном хозяйстве, но работающие неполный рабочий день ил неполную рабочую неделю, т. е. те, кто мог бы быть высвобожден из-под сокращения объемов производства. По рекомендации Международной организации труда уровень безработицы определяется на основании периодических опросов населения, к безработным относятся лица старше 16 лет, которые в данный период не работают, активно ищут работу и готовы работать. В нашей стране к безработным официально относят лишь тех трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка зарегистрированы в службе занятости в целях поиска работы и готовы приступить к ней. Вполне очевидно, что в таком случае не все потерявшие работу лица признаны безработными, так как многие не регистрируются в службе занятости. Само напряжение на рынке труда определяется, естественно, не числом зарегистрированных в службе занятости, а общим количеством людей, ищущих работу. Безработица выходит на качественно новый уровень, возрастает скрытая безработица, появляются симптомы застойной безработицы, в отдельных регионах она принимает массовый характер. В качестве отрицательных последствий безработицы должны учитываться не только размеры компенсационных выплат (пособия по безработицы), но и потери валового национального продукта из-за недоиспользования трудовых ресурсов.(1;11) Главным в политике занятости должно быть предотвращение роста безработицы, оперативное реагирование на конъюнктуру рынка труда, возможность быстро возвращать в активную трудовую деятельность оказавшееся незанятым население. Рынок труда у нас в стране имеет четыре основных канала, по которым «рассеиваются» безработные, состоящие на учете в службе занятости: · Содействие в трудоустройстве по имеющейся профессии; · Направление на профессиональное обучение; · Оформление досрочной пенсии; · Снятие с учета безработных по различным причинам. Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда (1988, вступила в силу в 1991 г.), предполагает возможность каждого государства определить свою собственную политику занятости с тем, чтобы система защиты от безработицы и методы предоставления пособий по безработице соответствовали созданию полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Именно по этому политика занятости должна быть основана на гибкой системе профессионального обучения граждан (подготовка и переподготовка кадров), поощрении и мобильности трудовых ресурсов, расширении самостоятельной занятости и создании в этих целях предприятий малого и среднего бизнеса (1;11-12). Глава 1. Статус безработного Статус безработного определен в ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»:«Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней»; далее говорится, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту (2;46) Правовой статус безработного помимо названного включает его права и обязанности, социальные гарантии и компенсации, предоставляемые при потере работы и в некоторых других случаях. Безработным предоставляется право искать себе работу самостоятельно, посредством обращения к работодателю или с помощью службы занятости, а также других организаций. Услуги по трудоустройству оказываются бесплатно, в то время как другие организации, осуществляют аналогичную деятельность за плату. Безработные имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов Государственной службы занятости в тех случаях, когда: · Отсутствует возможность подобрать безработному подходящую работу в связи с отсутствием у него необходимой квалификации; · Возникает необходимость изменить профессию (род занятий, специальность) в связи с отсутствием такой работы, которая отвечала бы имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; · Гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности) (3;156-157) Глава 2. Пособие по безработице Основным условием выплаты пособия является признание гражданина безработным. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать двенадцати месяцев в суммарном начислении в течении 18 календарных месяцев, если законодательством не предусмотрено иное. Если в течение 18 календарных месяцев безработному не была предоставлена подходящая работа, то он имеет право на повторный период получения пособия по безработице. При этом продолжительность выплаты названного пособия за счет средств Фонда занятости не может превышать 24 календарных месяцев (ст. 31 Федерального закона о занятости). Федеральным законом о занятости в соответствии с пенсионным законодательством РФ выплата пособия по безработице может быть увеличена для граждан, которые не достигли пенсионного возраста. Указанной категории граждан, при условии, что они были уволены в связи с ликвидацией юридического лица, по сокращению численности и при отсутствии возможности предоставления им подходящей работы, по предложению органов Государственной службы занятости и с согласия самого гражданина может быть досрочно оформлена соответствующая пенсия, но не ранее чем за два года до срока выхода на пенсию. Определение размеров пособия по безработице. Порядок определения размеров пособия регламентируется ст. 30 Федерального закона о занятости населения. Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, которое определяется по правилам, установленным ст. 33 Федерального закона о занятости, и составляют: · В первые три месяца безработицы – 75 % от среднемесячного заработка (денежного довольствия) гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); · В следующие три месяца – в размере 60 %; · В дальнейший период безработицы – в полгода – в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ и не ниже 20% величины указанного прожиточного минимума. Безработным государство гарантирует: · Бесплатные услуги по профориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению службы занятости; · Социальную поддержку; · Компенсацию материальных затрат в связи с устройством на работу или обучение в другую местность по направлению службы занятости; · Бесплатное медицинское обслуживание при приеме на работу и направление на обучение; · Заключение срочных договоров на участие в оплачиваемых общественных работах. Государство гарантирует безработным следующие разновидности социальной поддержки: · Пособие по безработице, включая период временной нетрудоспособности; · Стипендию в период профессионального обучения, в том числе в период временной нетрудоспособности; · Участие в оплачиваемых общественных работах; · Возмещение затрат, в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по преодолению службы занятости(3;215-218). Глава 3. Иная материальная поддержка безработных. Одним из видов социальной поддержки безработных граждан, которая гарантируется государством, является выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости в соответствии со ст.29 Закона о занятости населения. Условия выплаты указанных стипендий и их размеры определяются по правилам, установленным п.1 той же статьи: - уволенным с предприятий, из организации в течение двенадцати месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), - стипендия выплачивается в размере 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 977 рублей; - гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, ищущим работу впервые (ранее нигде не работавшим), а также уволенным из организаций в течение двенадцати месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, выплаты производятся в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природных климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 977 рублей, выплачивается с учетом районного коэффициента; - лицам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 977 рублей. В случаях, когда у безработных гражданин, проходящих профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, находятся на его содержании какие-либо лица, размер выплачиваемой им в период обучения стипендии повышается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, может быть предложено трудоустройство в другой местности в случае отсутствия подходящей работы по месту жительства. В соответствии с ст. п.2 ст.12, п.1 ст.28 Закона о занятости государство гарантирует безработным гражданам возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости. Компенсация затрат гражданам, признанным безработными, и переезжающим по своей инициативе в другую местность для трудоустройства на время выполнения определенной работы (временной, сезонной или работы вахтовым методом) или на определенный срок, предоставляется органом службы занятости. Компенсация материальных затрат безработного в связи с его направлением на работу в другую местность не предоставляются, если переезд осуществляется из одного района в другой в городах с районным значением. Финансирование мероприятий, связанных с переездом безработных граждан для трудоустройства в другой местности, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующего уровня.(4;220) Материальная и иная помощь безработным Материальная помощь безработным – одна из форм социальной защиты безработных граждан и членов семей безработных, находящихся на их содержании, которая включает в себя дотации за пользование детскими учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания, а также выплаты в денежной форме. В.И. Власов в своем комментарии к Закону о занятости[5;97] определяет материальную помощь как одну из форм социальной поддержки безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного Законом о занятости периода его выплаты, а также лиц, находящихся на содержании безработного. Порядок и условия оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей определяются Приказом Федеральной службы занятости Российской Федерации от 18.06.1993г. № 78 «Об оказании материальной помощи безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении»[6;325]. Материальная помощь в пределах до двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда налогообложению не подлежит. Никакие виды удержания с материальной помощи не производятся. Материальная помощь может оказываться органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат. Основными формами оказания материальной помощи являются выплаты в денежной форме и перечисление средств, а также оплата счетов и иных платежных документов предприятий, учреждений, организаций, оказывающих соответствующие услуги. Материальная помощь оказывается безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты или членам семьи безработного, находящимся на его иждивении. К лицам, находящимся на содержании безработного, в соответствии со ст. 36 Закона о занятости относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве. К лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся лица, получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице; лица, находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально - технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка); учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах - интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением. В исключительных случаях материальная помощь в виде единовременных (разовых) денежных выплат может оказываться безработному в случае смерти члена семьи, совместно проживавшего с ним, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Для оказания материальной помощи безработному, необходимо обязательное и одновременное соблюдение определенных условий. Первое условие: средний совокупный доход (с учетом получаемого пособия по безработице и доплат на иждивенцев) на каждого члена семьи, совместно проживающего с безработным, не должен превышать двукратной величины минимального размера оплаты труда, установленного законодательством; Второе условие: обязательная перерегистрация в качестве безработного (в сроки, установленные органами службы занятости) безработных граждан, утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; Третье условие: обязательная перерегистрация безработных в течение первоначального (12-месячного) периода безработицы (за исключением лиц в период временной нетрудоспособности, в том числе находящихся на излечении в стационарных лечебных учреждениях), если членам семьи в этот период оказывается материальная помощь; Четвертое условие: готовность приступить по истечению первоначального (12-месячного) периода безработицы к оплачиваемой работе, включая работу временного характера. Материальная помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их иждивении, в виде дотаций может оказываться при соблюдении следующих условий: - за пользование жильем и коммунальными услугами - если размеры занимаемой безработным и членами его семьи жилой площади не превышают (в расчете на одного человека) норм жилой площади; - за проезд на общественном транспорте - если время нахождения в пути от места жительства безработного гражданина до центра занятости или места предполагаемой подходящей работы превышает величину норматива транспортной доступности, установленного органами местного самоуправления, на данной территории; - за пользование услугами здравоохранения - если эти услуги не включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования; - за пользование услугами общественного питания - если они не пользуются льготами, предоставляемыми органами социальной защиты. Органами службы занятости могут устанавливаться следующие сроки и периодичность выплаты материальной помощи: - не более 6 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств безработным гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; - не более 12 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; - разовые денежные выплаты членам семьи безработной женщины, находящимся на ее иждивении, в период ее отпуска по беременности и родам; - разовые денежные выплаты членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, в случае смерти самого безработного или безработному гражданину в случае смерти члена семьи, находившегося на его иждивении. Во всех приведенных случаях, когда выплата материальной помощи производится в виде денежных выплат периодически (ежемесячно), ее размер не должен превышать минимального месячного размера оплаты труда в месяц, установленного законодательством, а в случаях, когда материальная помощи, оказывается путем единовременных (разовых) денежных выплат, размеры этих выплат не должны превышать двукратной величины минимального размера оплаты труда, установленного законодательством. Для выделения финансовых средств на материальную помощь безработный обращается в органы службы занятости по месту жительства с заявлением, в котором указываются паспортные данные заявителя, лицо, которому кому предназначается материальная помощь (непосредственно безработному или члену семьи, находящемуся на его иждивении) и номер счета в учреждении банка, полные реквизиты учреждения банка (в случае получения пособия по безработице в учреждении банка). Все виды материальной помощи в форме денежных выплат производятся органами службы занятости в порядке, предусмотренном для выплаты пособий по безработице.(7) Заключение Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь. Пособие по безработице - денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону. Несмотря на имеющиеся недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости. В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан. Список источников: 1. И.Н. Понамарева, М.Ф. Черкасова. Профессиональное обучение безработных. Уч. пос. / под редакцией Галагузовой М.А.- Н. Новгород, ВГИПИ, 2007г.-520с. 2. Остапенко Ю.М. Экономика труда. Уч. пос. – М.: ИНФРА, 2005г. – 268 с. 3. Столяров В.И. Трудовая занятость населения и ее регулирование. Учебно-практическое пособие. Екб., 2008г.- 312с. 4. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Уч. пос. для ВУЗов. –М.: Книжный мир, 2007г. – 230с. 5. Сыроватская Л.А. Трудовое право. Учебник.- М.:Юрист, 2008г. – 350с. 6. Цуриков В.В. Трудовое право. – М.: Статус ЛТД, 2006г.- 490с. 7. Право социального обеспечения. Сборник нормативных актов.- М.: ПРИОР, 2001г. |