Реферат: Экономическая дипломатия Испании
Название: Экономическая дипломатия Испании Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всероссийская Государственная Налоговая Академия Министерство Финансов Российской Федерации Реферат по мировой экономике На тему: «Экономическая дипломатия Испании» выполнила: студентка ФЭФ группы ФО-307 Мельникова Анна проверил: Андрианов К.Н. Москва 2010 Содержание: 1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3 2. Региональная политика, основные показатели Испании………………………………4 3. Экономическое положение и торгово- экономические связи с Россией……12 4. Экспорт и импорт………………………………………………………………………………………….19 5. Заключение……………………………………………………………………………………………………30 6. Список используемой литературы………………………………………………………………31 Введение Испания является членом ЕС с января 1986 года. Вступление в Европейский Союз принесло Испании существенные выгоды как в экономической, так и в политической областях. Таким образом, Испания получила гораздо большую возможность оказывать реальное воздействие на ход международных дел. Географическое положение Испании, ее традиционно-исторические социальные и культурные связи с Европой, а также схожесть экономических структур с другими западными странами постоянно оказывали объективное влияние на проевропейскую ориентацию испанских общественных и деловых кругов. Национальная буржуазия, стремившаяся к расширению своих внешних связей, сознавала, что широкие связи с США и странами других континентов не позволят ей выйти из политико-экономической изоляции без тесного сотрудничества и взаимодействия с ЕС. В 60-е годы министр иностранных дел Испании Ф.М.Кастиэлья писал: "Территориальная близость моей страны с Региональная политика Испании Испания - страна ярко выраженных региональных экономических и социальных контрастов, богатых и бедных регионов, в которых проживают соответственно 30 и 70% населения. На долю трех ведущих (из 17) в экономическом плане регионов - Мадрид, Каталония, Страна Басков - приходится 40% ВВП страны, 63% НИОКР и 45% экспорта. ВВП на душу населения там превосходит среднеевропейский уровень и в два с лишним раза больше, чем в наименее развитых аграрных регионах (Эстремадура, Андалусия, Галисия). Последние к тому же особенно сильно страдают от ключевой социальной проблемы страны - безработицы. Государство находится на юго-западе Европы. Занимает большую часть Пиренейского полуострова. Площадь (кв. км)-505988. Название страны происходит от финикийского «и- шпаним»- «берег кроликов». Плоскогорья и горы составляют около 90 % её территории. Почти половину поверхности страны занимает обширное, самое большое в Европе высокое плоскогорье — Месета со средней высотой 660 м. Месета отличается чередованием плато, складчато-глыбовых хребтов и горных котловин. Наиболее широкая и высокая часть гор центральная. Здесь находится главная их вершина — пик Ането, достигающий 3404 м. Большая часть территории Испании расположена на высоте около 700 м. Это вторая по высоте страна в Европе после Швейцарии. Большие территории страны страдают от недостатка воды. С этим связана и проблема эрозии — ежегодно выдувается миллионы тонн верхнего слоя почвы. Недра Испании богаты полезными ископаемыми. Особенно значительны запасы металлических руд, месторождения которых связаны с выходами складчатого основания Месеты или с вулканическими породами горных сооружений. По северо-западной окраине Месеты, в пределах Галлийского массива, в каледонских и протерозойских гранитных интрузиях имеются оловянные, вольфрамовые и урановые руды. По южной окраине Месеты протянулась полоса свинцово-цинково-серебряных месторождений. Там же находится крупное месторождение ртути, имеющее мировое значение – Альмаден. ВНП на душу населения 14000 долларов. В экономике страны сильные позиции занимают компании США, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии. Им принадлежит более 50 % предприятий машиностроения и металлургии. Около 40 % акционерного капитала приходится на долю 8 крупнейших испанских финансово-промышленных и банковских групп (Марчей, Фьерро, Уркихо, Гарригесов, Руис-Матеос и др.).Крупные порты: Бильбао, Барселона; нефтяные — Альхесирас, Санта-Крус-де-Тенерифе, Таррагона, угольный — Хихон. Испания — один из крупнейших центров международного туризма (62 млн ч. в 2007, 95 % туристов — из стран ЕС; основные туристические центры — Мадрид и Барселона), а также курорты — Коста-Брава, Коста-Дорада, Коста-Бланка, Коста-дель-Соль. В 2009 году Испанию посетили 53,6 млн иностранных туристов (2-е место в мире). Доходы отрасли в 2009 году — порядка 35 млрд евро. Более 65 % туристов — из стран ЕС. В этой сфере занято 1,3 млн человек.Банковская система Испании является одной из самых стабильных в Европе. Среди её отличительных особенностей можно выделить следующие: высокая степень концентрации банковского капитала наряду с небольшим количеством кредитных учреждений (395), значительный уровень валютных запасов (13,9 млрд евро), разветвлённая сеть филиалов частных банков и государственных сберегательных касс. Доминирующую роль играют национальные банки со 100%-м испанским капиталом. ВВП — 798,67 млрд € (2004). Его прирост составил 2,6 %. Старейшая отрасль промышленности — горнодобывающая. Испания, богатая полезными ископаемыми, является одним из мировых лидеров по добыче ртути (ок. 1,5 тыс. т в год; гл. центр — Альмаден) и пиритов (ок. 3 млн т в год; главным образом в районе Уэльвы); в Европе выделяется добычей полиметаллических и урановых руд, серебра. Нефть и газ импортируются. Ежегодная добыча нефти составляет около 30 млн т, и покрывает менее 10 % потребностей. Испания занимает 9-е место в мире и 1-е среди стран ЕС по добыче металлосодержащего сырья. По энергоносителям — 40-е место в мире.Среди отраслей машиностроения выделяются судостроение (старые центры расположены на севере страны: Бильбао, Хихон, Сантандер; новые — на северо-западе: Эль-Ферроль, Виго, на востоке: Картахена, Валенсия, Барселона, и на юге: Севилья, Кадис) автомобилестроение (производство автомобилей, в том числе «Сеат» концерна «Фольксваген»); центры: Барселона, Мадрид, Вальядолид и электротехническая промышленность. Развито также производство оборудования для химической, легкой, пищевой промышленности и производства стройматериалов.Из отраслей лёгкой промышленности наибольшее значение имеют текстильная и кожевенно-обувная промышленность (на долю Испании приходится 4 % мирового экспорта обуви). В пищевой промышленности выделяются виноделие (по производству виноградных вин Испания в Европе уступает лишь Франции и Италии), производство растительного масла (1,7 млн т в 1996; Испания — мировой лидер по производству оливкового масла, около 0,5 млн т в год), плодоовощных и рыбных консервов. Испания входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, судов, кузнечно-прессового оборудования и газовых компрессоров, станков, нефтепродуктов и химических товаров. Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство (дает св. 1/2 стоимости продукции). Выращивают пшеницу (около 20 % посевных площадей), ячмень, кукурузу (в центральных и южных областях страны), рис (на орошаемых землях Средиземноморского побережья; его урожайность в Испании — одна из самых высоких в мире), картофель и сахарную свеклу, бобовые, помидоры, лук и другие овощи, оливки — (ведущее место по выращиванию оливок в мире), цитрусовые и табак. Испания входит в первую десятку стран мира по улову рыбы и морепродуктов (1,1 млн т в 1996) и их переработке, является крупным экспортером свежей рыбы и рыбных консервов. Динамика изменения численности населения: - 1900 г. — 18,6 млн чел.; - 1932 г. — 24,1 млн чел.; - 1959 г. — 29,9 млн чел.; - 1977 г. — 36,3 млн чел.; - 1996 г. — 39,6 млн чел.; - 2004 г. — 40,28 млн чел.; - 2006 г. — 45,13 млн чел.; - 2008 г. — 46,06 млн чел.; - 2009 г. — 46,66 млн чел . Городское население — 76 %. Плотность населения — 79,7 чел./км². Официальный язык — кастильский; в автономных областях официальными наряду с кастильским (испанским) являются и другие языки (каталонско-валенсийско-балеарский в Каталонии, Валенсии и на Балеарских островах, баскский в Стране Басков и Наварре, галисийский в Галисии, аранский в Каталонии). 95 % верующих — католики. Несмотря на это, 67 % населения Испании поддержали идею официальной регистрации однополых браков. С июля 2005 года в стране вступил в силу закон, легализующий однополые браки и предоставляющий однополым парам право на усыновление детей. За пределами страны проживают свыше 2,7 млн испанцев, в том числе в странах Северной и Южной Америки 1,7 млн, в Западной Европе свыше 1 млн (главным образом во Франции и Германии).Обеспеченность жильем: в среднем на 2009 год на каждого испанца приходится 27,5 м² общей площади жилья. Доля собственников жилья составляет 87 % населения, по этому показателю Испания занимает первое место в Евросоюзе. Испания — Конституционная монархия. Глава государства — король. В настоящее время — Хуан Карлос I. Законодательный орган двухпалатный парламент — Генеральные кортесы (конгресс депутатов и сенат). Состоит из Сената и Конгресса. Всего в Испании официально зарегистрировано более 500 политических партий и общественных организаций. С начала демократических преобразований в Испании практически все ее регионы (включая даже те, которые считались чисто испанскими в этническом отношении - Старая и Новая Кастилия, Эстремадура, Арагон), продемонстрировали сильное стремление к сепаратизму. Это стало одним из острейших противоречий общественно-политической жизни страны. В сложившихся условиях центральное правительство, хотя и чрезвычайно медленно, после острейших политических дискуссий было вынуждено пойти на уступки, что предопределило особую гибкость нового законодательства в вопросе о национальной и региональной автономии. Испанская Конституция 1978 г. (ст. 2) основывается на нерасторжимом единстве испанской нации, общего и неделимого государства всех испанцев, что фактически означает унитарный характер государства. На всей территории страны она действует без каких-либо ограничений. Компетенции высших органов государственной власти ни юридически, ни фактически ничем не ограничены. В то же время Конституция декларирует, что в рамках единого целого существуют национальности, этнические группы и регионы, имеющие право на автономию и взаимную солидарность. Исключительной компетенцией центрального правительства остаются внешняя политика, оборона, правосудие, торговое и трудовое законодательства, гражданская авиация, железнодорожный транспорт и торговый флот, координация экономической и научно-технической политики, защита конкуренции, основы и общая координация здравоохранения, санитарный и пограничный контроль, охрана окружающей среды, а также памятников истории и культуры, финансовая и государственная безопасность. Предполагалось, что конечной целью процесса трансформации унитарного государства, его политической и административной децентрализации должно стать создание "государства автономий" (самоуправляемых регионов) с возможной перспективой превращения его в федерацию (в случае соответствующего реформирования Конституции). Испания является основным получателем средств структурных фондов ЕС, выделяемых наиболее отсталым странам-участницам для обеспечения гармоничного развития всего Сообщества. Как особо подчеркивается в документах, этой цели ЕС намеревается достичь не путем простого перераспределения доходов, а через механизм частно-государственного партнерства, направленного на повышение способности регионов к внутреннему саморазвитию. По всем ранее действовавшим региональным программам (1989-1994 гг., 1994-1999 гг., 2000-2009 гг.) доля Испании в общем объеме европейских ассигнований составляла соответственно 20.8%, 22.9 и 21.0%. А всего в 1989-2009 гг. из структурных фондов ЕС она получила около 98 млрд. евро - почти в три раза больше, чем вся послевоенная помощь европейским странам по Плану Маршалла. Основная часть этих средств (почти 84 млрд. евро) поступила из структурных фондов, остальное из Интеграционного фонда (между прочим, созданного под давлением Испании). Средства выделялись на софинансирование трех национальных программ структурного реформирования, из которых только две последние, как уже говорилось, открыли путь к активному участию самих регионов в европейской региональной политике. Так, из общего объема ассигнований по национальной программе на 2000-2008 гг. в 54.8 млрд. евро 37% контролировались региональными властями. Более того, именно последние являлись основными получателями финансовой помощи структурных фондов. Что касается Интеграционного фонда ЕС, то из него на период 2000-2009 гг. Испании было выделено почти 11.7 млрд. евро (20.4% общего объема финансовой помощи Фонда за этот период), которые были потрачены в основном на экологические и инфраструктурные проекты, финансово-техническую поддержку инновационного развития мелкого и среднего бизнеса. Непосредственным получателем этих средств было центральное правительство, однако реализация проектов, безусловно, оказала благоприятное воздействие и на АС. Европейская комиссия в целом положительно оценила результаты национальной программы на 2000-2009 гг. особенно ее инфраструктурные и инновационные проекты, а также опыт сотрудничества центральной власти с региональными правительствами и социальными партнерами. Вместе с тем Испании ясно дали понять, что в связи с достигнутыми ею результатами в экономической конвергенции регионов, а главным образом в связи с расширением ЕС она не сможет больше рассчитывать на прежние размеры европейской финансовой помощи, хотя и останется одним из главных ее получателей. Самая примечательная черта новой программы - более чем двукратное увеличение ассигнований в сферы образования (с 11.3 до 23.3%) и НИОКР (с 53 до 60%). Сегодня оба эти направления приобретают ярко выраженное региональное измерение, требующее от местных властей новых инициатив, идей и ресурсов. Финансирование всех остальных регионов будет направлено на повышение их конкурентоспособности, занятости, транспортные и экологические проекты, развитие приграничных районов и трансграничной кооперации (стимулирование развития торговли, создание консорциумов, торговых миссий, служб общего экономического интереса и т.д.). Сравнительный анализ двух последних программ структурного реформирования свидетельствует о двукратном сокращении финансового потока из фондов ЕС, в том числе по линии Интеграционного фонда почти в четыре раза. О затухании европейской помощи говорит и резкое сокращение финансовых нетто-поступлений. Так, если с 2000-2008 гг. Испания внесла в бюджет ЕС-25 54.9 млрд. евро, получив 103.6 млрд. (нет-то-баланс 48.7 млрд.), то в 2009-2013 гг., по прогнозу, ее взнос составит 80 млрд., а поступления -85 млрд. евро (нетто-баланс всего 5 млрд.). Данное обстоятельство вообще превращает Испанию из получателя дотаций в государство-донор. Значительно - с 54.8 млрд. евро по программе 2000-2008 гг. до 35.2 млрд. в 2009-2013 гг. - сократится и поддержка отстающих регионов. В какой степени это скажется на дальнейшем развитии регионов, покажет будущее. Однако уже сейчас многие испанские эксперты считают, что достигнутые результаты экономической конвергенции регионов в гораздо большей степени зависят от эффективности созданной в стране региональной управленческой модели, обеспечивающей необходимую мобилизацию и распределение не только и не столько внешних, сколько внутренних ресурсов на основе базового принципа европейской региональной политики - частно-государственного партнерства. Мировой финансовый кризис положил конец испанскому "экономическому чуду" - подъему экономики, продолжавшемуся 15 лет. В III квартале 2009 г. реальный валовой внутренний продукт сократился на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В 2009 г. прирост ВВП составил почти 4%, а в предыдущие годы он постоянно превышал 3%-ный уровень. Многие испанцы страдают от последствий экономического спада. Только в октябре 2009 г. рабочие места потеряли почти 200 тыс. человек. Безработица превысила 12% экономически активного населения, что является самым высоким показателем среди 27 стран - участниц ЕС. Согласно прогнозам Еврокомиссии, в 2010 г. уровень безработицы в Испании превысит 15,5%. В стране резко сократилось потребление: например, число проданных автомобилей в октябре 2009 г. уменьшилось на 40%. Главными причинами рецессии являются падение в строительной отрасли, а также на рынке недвижимости и резкое сокращение внутреннего потребления. Дело в том, что строительный сектор создавал почти 1 /« ВВП Испании. Ежегодно в стране строилось около 800 тыс. квартир и домов (для сравнения: в Германии этот показатель был равен 250 тыс.). Резко сократилась и иммиграция, которая увеличила численность населения Испании с 37 млн. человек в конце 90-х годов до нынешних 45 млн. В Испанию иммигрировали в большом количестве жители Латинской Америки и Северной Африки, а позднее и стран Восточной Европы. Многие иммигранты, особенно рабочие-строители, лишились работы в связи с экономическим кризисом. Негативные последствия кризиса ощутила и сфера туризма, играющая важную роль в испанской экономике. Туристические фирмы опасаются строить новые гостиницы, так как уже в 2009 г. уменьшился приток иностранных туристов, сократились обороты розничной торговли и предприятий общественного питания. Баланс сектора услуг стал отрицательным. Не внушает оптимизма и промышленный сектор. Например, в Испании действуют почти 20 автомобилестроительных заводов, принадлежащих иностранным концернам. Все они теперь сокращают производство и персонал. Более благоприятна ситуация в энергетическом и финансовом секторах. Испанские банки, в отличие от американских, не увлекались спекулятивными операциями на рынке недвижимости. Хорошо организованный банковский надзор помог избежать неоправданных рисков и резких нарушений финансового баланса. Однако испанской банковской системе не удалось полностью избежать последствий ипотечного кризиса. В последние месяцы доля ненадежных кредитов возросла в два раза - до 2,5%. Но правительство во главе с X. Л. Сапатеро не ожидает банкротства ни одного испанского кредитного института. Тем не менее оно сформировало пакет мер, предназначенный для оказания помощи банковской системе в размере 50 млрд. евро. Он должен прежде всего способствовать нормализации межбанковской торговли. Все это, однако, не поможет избежать проблем, грозящих в будущем испанской экономике и финансам. Высокий уровень безработицы может привести к дефициту в системе социального страхования, которая многие годы способствовала созданию бюджетных профицитов. К финансовым трудностям могут привести и меры правительства, направленные на поддержку конъюнктуры, в частности выплата 400 евро каждому налогоплательщику, выделение субсидий заемщикам ипотечных кредитов, помощь представителям малого бизнеса. Правда, государственная задолженность пока не достигает 40% ВВП, т. е. находится ниже максимального 60%-ного уровня, установленного Маастрихтским соглашением. Экономическое положение и торгово- экономические связи с Россией Испанская экономика переживает кризис впервые после 1993 г. По сообщению Банка Испании, в IV квартале 2008 г. валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 1,1%, в III - на 0,2%. По прогнозам испанского правительства, в 2009 г. ВВП уменьшится на 1,6%. В Испании наблюдается самый высокий уровень безработицы среди стран ЕС - 13,9%. Темпы роста экономики Испании более 10 лет повышались. В 2007 г. испанский ВВП увеличился на 3,8%. По оценкам, в 2008 г. экономика страны выросла лишь на 1,6%, а в 2009 г. рост замедлится до 1%. Министр экономики и финансов Испании П. Сольбес отметил, что одной из причин спада в испанской экономике стало повышение цен на нефть и замедление роста экономик США и ряда стран Европы. По данным испанского информационного агентства EFE, МВФ прогнозирует в 2009 г. снижение темпов роста испанской экономики на 1,7% и 2010 г. - на 0,1%. Эти предположения совпадают с прогнозами Европейской комиссии, которая также считает, что испанская экономика будет находиться в состоянии рецессии по крайней мере в ближайшие два года. В январе 2009 г. Центробанк Испании официально объявил о вхождении страны в зону технической рецессии после отрицательного прироста экономики два квартала подряд. По данным правительства Испании, с конца 2009 г. экономика начнет расти и в 2010 г. ВВП увеличится на 1,2%. По прогнозам Международного валютного фонда, прирост ВВП Испании в 2008 г. составит 1,4% (в 2007 г. - 3,7%), а в 2009 г. - снизится на 0,2%. Ожидается увеличение уровня безработицы до 14,7% в 2009 г. Согласно прогнозу, в 2009 г. уровень инфляции снизится до 2,6% с 4,5% в 2008 г. Согласно заявлению П. Сольбеса на ежегодной сессии МВФ, рефинансирование банков государством является оптимальным методом противостояния финансовому кризису. Вместе с тем, он подчеркнул, что в Испании нет необходимости в проведении подобных мер в связи с отсутствием угрозы их банкротства. У Испании уже имеется некоторый опыт по преодолению банковского кризиса, в частности в 1993 г., когда Банком Испании было произведено вливание более 3,6 млрд. евро в банк "Banesto", который затем был поглощен банковской группой "Santander". По данным Института статистики Испании, среднегодовой индекс потребительских цен (ИПЦ) в октябре 2009 г. снизился на 0,9 процентного пункта по сравнению с аналогичным показателем в сентябре (до 3,6%). На снижение ИПЦ повлияла стабильность цен на продукты питания по сравнению с их приростом в октябре 2008 г. Среднегодовой индекс цен на молоко, хлеб, мясо, птицы, сыры, свежую рыбу и растительные масла составил 4%, что на 2% ниже показателей сентября 2009 г. Удешевление энергоносителей и ГСМ также вызвало снижение индекса цен на данный вид продукции на 3 процентных пункта по сравнению с сентябрем 2008 г. - до 4,2%. Индекс цен на жилье снизился на 5% - до 7,4% в связи с удешевлением дизельного топлива, использующегося для отопления жилья. В 2009 г. показатели фондового рынка Испании понизились на 45%. Биржевая стоимость шести основных испанских банков, совокупная прибыль которых достигла в 2006 -2007 гг. рекордного показателя 30 млрд. евро, снизилась в 2008 г. на 56,9 млрд. - с 197,7 млрд. евро до 140,8 млрд. Испанская банковская группа "Santander" имеет наиболее устойчивые позиции, являясь единственным испанским банком, который увеличил свою долю в биржевых индексах "ИБЕКС 35" и "Евростокс 50" и получил наибольшую прибыль в 2007 г. Биржевая стоимость банка составляет 72,8 млрд. евро, его доля на бирже - 18,22%. Объем прибыли, полученной группой в январе -сентябре 2008 г., достиг 6,9 млрд. евро, что выше аналогичного показателя 2007 г. на 5,5%, суммарный объем предоставленных банком кредитов - 570,7 млрд. евро (рост на 3,8%), средств клиентов - 781,8 млрд. евро (уменьшение на 3,1%) и депозитов - 372,3 млрд. (рост на 6,9%). Банки "Santander" и "BBVA" увеличили на 10% размер вторых дивидендов, подлежащих к выплате в 2008 г. Группа "Santander" объявила о выпуске 1,6 млрд. акций по цене 4,5 евро, что увеличивает капитализацию группы на 7,2 млрд. евро. Правительство Испании намерено изменить принципы кредитования в рамках Фонда помощи развивающимся странам (FAD), основная часть кредитов которого в последние годы поступила в Китай, Турцию, Аргентину. Несмотря на финансовый кризис, правительство Испании подтвердило свои обязательства в отношении деятельности фонда. В 2009 г. Испания спишет 2,138 млрд. евро, ранее выданных в форме кредитов (FAD). Из предоставленных FAD в 2007 г. развивающимся странам 4,52 млрд. евро Китай получил 14,39% объема кредитования, Индонезия (%) - 6,33, Алжир - 5,9, Аргентина - 5,42, Турция - 5,2 и Марокко - 4,47. Торгово-экономические отношения России и Испании. Основными двусторонними нормативными документами, регулирующими торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Испанией, являются межправительственное соглашею об экономическом и промышленном* сотрудничестве (1994 г.), конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал и др. Продолжает действовать соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений (1990 г.), готовится к подписанию его новая редакция. Имеются также другие соглашения, которые влияют на торгово-экономическое сотрудничество, в том числе Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, Соглашение о сотрудничестве в области информатизации, Меморандум о взаимопомощи по вопросам промышленного и технологического сотрудничества и др. Торговый представитель Испании в Рф Х. Б. Беласкоаин заявил, что несмотря на мировой экономический кризис, торговые отношения России и Испании продолжают динамично развиваться. В 2006- 2007 гг. испанский экспорт в РФ увеличился на 40 % и в январе- сентябре 2009 г.- на 50%. Отмечалось, что объем инвестиций из Испании в Россию возрастал в геометрической прогрессии, составив в 2009 г. 153,3 млн. долл. и в 2007 г. - 409,3 млн. Они направлялись в пищевую и легкую промышленность, сельское хозяйство, производство сантехники, транспорт, энергетику, торговлю и банковский сектор. В 2002 - 2008 гг. товарооборот России с Испанией увеличился более чем в 4 раза, в российском экспорте повышается доля минерального топлива (более 80%), импорт из Испании характеризуется устойчивым ростом и диверсификацией. По данным ФТС России, объем двустороннего товарооборота в 2008 г. достиг 7,5 млрд. долл. (рост на 41,9% по сравнению с 2006 г.), в том числе экспорт России - 4,3 ' млрд. (рост на 29,2%) и импорт России - 3,2 млрд. (на 63,7%). В 2005 - 2007 гг. наметилась тенденция к сокращению объемов положительного сальдо во внешней торговле России с Испанией. В 2009 г. основу российского экспорта составляли сырьевые товары - нефть, нефтепродукты и черные металлы (92,1% объема экспорта). В российском импорте из Испании основные объемы закупок приходились на машинотехническое и электротехническое оборудование и транспортные средства, доля которых возросла более чем на 12 процентных пунктов, а также сельскохозяйственные и продовольственные сырьевые и готовые товары. Доля машинотехнического экспорта из России оставалась незначительной - 0,7%. По данным Главного таможенного управления Испании, объем российско-испанского товарооборота в 2007 г. составил 10 млрд. евро (рост на 11,7%), в том числе экспорт Испании - 2,1 млрд. (на 37,8%) и импорт Испании - 7,9 млрд. (на 6,3%). В сопоставимой валюте (долларах или евро) объемы взаимного товарооборота, по данным испанской таможенной статистики, почти в 2 или более раз (в разные годы) превышают данные российской таможенной статистики. По данным испанской статистики, в испанском экспорте в Россию в 2009 г. доля промышленного оборудования и средств транспорта составила 42,4%. В значительных количествах в Россию поставлялись продовольственные товары (мясо, фрукты, овощные и фруктовые консервы, вино и др.), керамические изделия, мебель, химические товары. В испанском импорте из России доля нефти и нефтепродуктов достигла 84,4%, черных металлов и изделий из них - 6%, цветных металлов и изделий из них - 4,1%. Несмотря на высокие темпы роста внешней торговли, ее объемы не соответствуют экономическому потенциалу обеих стран. Испания в 2009 г. заняла 18-е место в списке торговых партнеров России, а Россия - на 8-м месте в товарообороте Испании с европейскими странами. В отличие от динамично развивающейся двусторонней торговли инвестиционное сотрудничество находится на достаточно низком уровне. Незначительный размер испанских инвестиций в Россию (0,2%) при высоком общем объеме зарубежных инвестиций Испании (64 млрд. евро в 2006 г.) обусловлен, по мнению ряда экспертов, недостаточной информированностью испанских деловых кругов о возможностях участия в инвестиционных проектах в российских регионах. Испанские инвестиции в Россию-сосредоточены в пищевой промышленности и агропромышленном секторе, производстве стройматериалов, сантехнических товаров, транспортных средств, металлопродукции, в энергетике, торговле, банковском секторе и др. По данным испанского регистра иностранных инвестиций, объем (брутто) накопленных прямых инвестиций из Испании в Россию по состоянию на 1 апреля 2008 г. достиг 967,5 млн. евро. В 2009 г. российские компании инвестировали в Испанию 29,2 млн. евро, в том числе в недвижимость - 6 млн., гостиничный сектор - 21,6 млн. Общий объем накопленных прямых российских инвестиций в Испанию составил на 1 апреля 2009 г. 105 млн. евро. Объем инвестиций из Испании в Россию в 2005 - 2007 гг. рос в геометрической прогрессии: в 2007 г. - 153,3 млн. долл. и 2009 г. - 409,3 млн. Оценки объемов прямых инвестиций из Испании в Россию по российским и испанским источникам также различаются. В России работают испанские компании "Campofrio" (мясоперера-ботка), "Chupa-Chups" (кондитерские изделия), "PreperadosAlimenticios" (пищевые концентраты и супы быстрого приготовления), "Borges" (пищевая промышленность). На российском рынке успешно работают такие испанские инвесторы, как "Iberdrola", "Uralita", "Simon", "Roka", "UnionEspanoladeTxplosivos" и некоторые другие. Также необходимо отметить группы "Inditex" и "Mango", активно торгующие на российском рынке текстильными товарами. В России в настоящее время действуют совместные российско-испанские предприятия в области промышленного производства, в том числе компания "PatentesTalgo", специализирующаяся в области конструирования и производства железнодорожного транспорта, которая планирует создать на территории России совместное производство вагонных тележек со сменной колесной парой, что позволит избежать необходимости выгрузки товара на границе стран, имеющих различную ширину колеи на железных дорогах. Также существует проект по организации поставок пассажирских и грузовых вагонов «Talgo» в Россию по заявкам Министерства транспорта РФ. Испанские компании активно участвуют в строительстве платных дорог, сотрудничают с РЖД. В 2009 г. Возобновила работу российско- испанская межправительственная комиссия по экономическому и промышленному сотрудничеству, 6-я сессия которой прошла в ноябре 2009 г. в Мадриде. Во время заседания вице-премьер А. Жуков отметил, что Испания является лидером по строительству скоростных магистралей и Россия хотела бы использовать опыт скоростного движения. Федеральное дорожное агентство («Росавтодор») вместе с ФГУ «Дороги России» подготовили концессионные проекты, которые прошли правительственную комиссию. Среди них- строительство скоростной автомагистрали Москва- Санкт-Петербург и платные автодороги М-4 от Москвы до Новороссийска, а также центральной кольцевой автодороги. А. Жуков также отметил, что перспективное сотрудничество в космической области( в 1996 г.подписано соглашение по выводу на орбиту испанских спутников на орбиту посредством российских ракет). Кроме того, испанские компании заинтересованные в разработке месторождений полезных ископаемых в России, в том числе нефтяных, а также в строительстве НПЗ. В тоже время, отметил А. Жуков, Россию беспокоит, что испанские фирмы пытаются использовать межправительственную комиссию для привлечения прямых заказов российских судоходных компаний вместо сотрудничества с российскими судостроительными заводами. Нет также конкретных предложений о сотрудничестве в области морского и речного транспорта. Аналогичная ситуация с воздушным сообщение; хотя «аэрофлот» работает на испанском рынке с 1976 г., новое соглашение о воздушном сообщении пока в стадии разработки. Испания полностью поддерживает присоединение России к ВТО. Министр экономики и промышленности Испании М. Себастьян по итогам заседания межправительственной комиссии заявил, что у России и Испании имеются большие возможности по развитию двустороннего экономического и инвестиционного сотрудничества, однако в настоящее время наблюдается дисбаланс во взаимной торговле двух стран. По его мнению, необходимо устранить барьеры, ограничивающие взаимную торговлю и приток инвестиций. Он также отметил, что у двух стран есть хорошие перспективы сотрудничества в энергетической сфере. В конце 2009 г. открылся Российско-испанский информационный центр, который поможет наладить связи между представителями высокотехнологичных отраслей двух стран и будет способствовать информационному обмену. По запросам российских компаний он будет предоставлять сведения о производственных инновациях и технологических возможностях испанских предприятий. В настоящий момент к секторам промышленности, входящим в компетенцию центра, относятся строительное оборудование, строительство инфраструктуры, станкостроение, металлообработка и производство автозапчастей. Российско-испанский информационный центр сотрудничает с крупнейшими промышленными ассоциациями Испании. В марте 2009 г. состоялся официальный визит президента России Д. Медведева в Испанию. По итогам переговоров была подписана декларация о стратегическом партнерстве, в том числе пакет соглашений в области энергетики, транспорта, высоких технологий и военно-технического сотрудничества; а также туризма. Планируется расширение взаимодействия в энергетике, инфраструктуре и на транспорте, а также в сфере высоких технологий. Декларация определяет перспективные направления российско-испанского сотрудничества. Россия и Испания становятся стратегическими партнерами, в том числе в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Стороны согласились совершенствовать механизм широких и регулярных консультаций и договорились о том, что встречи президента РФ и председателя правительства Испании будут проводиться не реже одного раза в год. Кроме того, при необходимости будут создаваться отраслевые комиссии дл»- расширения связей по конкретным направлениям. Россия и Испания намерены развивать сотрудничество в области энергетики, включая возобновляемые виды энергии. Премьер-министр Испании X. Л. Р. Сапатеро сообщил, что соглашение об энергетическом сотрудничестве позволит компаниям двух стран участвовать в совместных проектах в области разведки, эксплуатации, транспортировки и продажи энергоносителей. Так, заключено соглашение о сотрудничестве между компаниями "Газпром" и "Gaznatural", подписан Меморандум о намерениях по сотрудничеству в сфере электроэнергетики между "Интер РАО ЕЭС" и компанией "Iberdrola". Кроме того, подписаны меморандумы о взаимопонимании между "Внешэкономбанком" и государственным страховым агентством Испании, а также российской компанией "Альянс" и испанской инжиниринговой компанией "TecnicasReunidas" о модернизации Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Компания "РЖД" подписала протокол о развитии сотрудничества с администрацией железнодорожной инфраструктуры Испании и компанией "RenfeOperadora", а также меморандум о сотрудничестве с компанией "GrupoDanobat" и компанией "Трансмашхолдинг". Стороны намерены развивать взаимодействие и в области использования атомной энергии и космического пространства в мирных целях. Заключено межправительственное соглашение о транзите военного имущества и персонала через территорию России в связи с участием вооруженных сил Испании в стабилизации обстановки в Афганистане. Кроме того, подписана программа совместных действий в области туризма на 2009 - 2010 гг., а также Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурами* РФ и Испании. Глава Федерального агентства по туризму ("Ростуризм") А. Ярочкин и генеральный директор Института туризма Испании ("Tourspain") А. Бернабе подписали Программу совместных действий на 2009 - 2010 гг. Отмечалось, что в 2007 г. число испанских туристов, посетивших Россию, выросло более чем на 47%, а российских туристов, побывавших в Испании, - почти на 40% по сравнению с 2006 г. В 2007 г. Испанию посетили 318,6 тыс. российских туристов (7-я страна по популярности среди россиян), в 2008 г. - 541,2 тыс. (рост на 22% по сравнению с 2007 г.). Программа направлена на активизацию взаимного продвижения турпродук-та России и Испании, увеличение туристского обмена между двумя странами, а также создание основы для обмена статистической и справочной информацией. Экспорт и импорт Основные внешнеторговые партнеры: страны ЕС, США, страны Ближнего Востока, Латинская Америка. Торговля со странами Восточной Европы, включая Россию, не превышала 3% общего товарооборота Испании.
В 2004 - 2009 гг. товарооборот увеличился в 5 раз и в 2009 г. достиг 9,3 млрд. долл., в том числе российский экспорт - 5,1 млрд. (рост на 17%) и импорт - 4,2 млрд. (на 32,5%). Более 90% российского экспорта в Испанию составляют нефтепродукты, черные и цветные металлы. В 2008 г. Испания занимала 22-е место в списке торговых партнеров России, а РФ входила в список 20 важнейших внешнеторговых партнеров Испании. Ниже представлены данные о торговле услугами РФ с Испанией в январе -июне 2009 г. (тыс. долл.): I квартал II квартал I полугодие Экспорт 3736067440 104801 Импорт 198048 344427 542475 Сальдо -160688 -276986 -437674 Несмотря на согласие правительств крупнейших стран ввести антикризисные меры, конкуренция на мировых рынках между национальными экономическими агентами в условиях кризиса не прекращается, а еще больше усиливается. Преимуществом обладают наиболее подготовленные, располагающие диверсифицированным предложением по товарам и услугам, а также стратегией внешнеэкономической политики и инструментами ее проведения. Ниже рассматривается опыт Испании, в которой за последние три десятилетия сформировалась система инструментов и механизмов (фондов, программ, линий финансирования и пр.) оказания испанским компаниям целенаправленной финансовой поддержки при осуществлении экспортно-импортных операций и инвестиционных проектов за рубежом. Эти механизмы создаются за счет государственных средств или государственно-частного партнерства и управляются специализированными организациями. Институт внешней торговли (ICEX) реализует программы продвижения и планы информационно-консультационной поддержки экспорта, Институт государственного кредитования (ICO) предоставляет линии кредитования экспорта и финансирования инвестиций, Испанская компания финансирования развития (COFIDES) поддерживает проекты в развивающихся странах, Испанская компания по страхованию экспортных кредитов (CESCE) страхует внешнеторговые операции. Испанские компании получают также поддержку от специализированных организаций регионального уровня, созданных почти во всех автономных сообществах (регионах) Испании. Применение этих механизмов способствовало увеличению количества компаний, активно ведущих экспортно-импортные операции и осуществляющих зарубежные инвестиции. За последние 10 лет количество компаний, осуществляющих инвестиции за рубежом, превысило-2 тыс., а накопленный объем испанских зарубежных инвестиций составил около 240 млрд. евро. В 2009 году испанский экспорт составил свыше 135 млрд евро, импорт — около 190 млрд евро.Наиболее распространенным способом вывоза капитала стало приобретение испанскими предприятиями долей участия в капитале местных фирм. На такие операции в 1997 году приходилось 48% всего объема испанских инвестиций за рубежом. А на увеличение уже существующего участия испанских фирм в капитале зарубежных предприятий было направлено 45% всех инвестиций. Наиболее динамично росли испанские внешние капиталовложения в финансовую сферу – на них приходилось 38% всех испанских инвестиций за рубежом. Однако, характерной чертой в 2008 году стали значительные капиталовложения испанских фирм в промышленно-холдинговые компании, в частности, в области энергетики – 24% от всего объема зарубежных инвестиций в 1997 г., тогда как в 1996 г. они не достигали и 5%. На втором месте стоит сфера телекоммуникаций – 9%. Выросли инвестиции в некоторые отрасли обрабатывающей промышленности, такие как производство цемента, автомобилей, чугуна – они составили 8% от всего объема испанских инвестиций за рубежом.Основная масса испанских капиталовложений направлялась в страны Латинской Америки. Несмотря на сложную ситуацию в экономике, импорт испанских вин в США вырос в 2009 году. Согласно данным отчета Gromberg Fredrikson от 19 декабря 2008 г., в период по октябрь 2009 г. включительно стоимость импорта испанских столовых вин выросла на 5%. А что касается игристых вин, то там рост составил 9%, тогда как импорт неигристых вин с содержанием алкоголя более 14% увеличился на 4%. При этом стоимость испанских вин растет немного быстрее, чем объем поставок. Импортный объем испанских вин увеличился на 2%, в 2009г. Поставки столовых вин выросли менее чем на 1%, а игристых и неигристых вин с содержанием алкоголя более 14% - на 6 и 5% соответственно. Среди других экспортеров Испания показала самые лучшие результаты на рынке США. Объем импорта французских вин снизился на 11%, немецких и итальянских – на 6%, а португальских – на 1%. Фонд содействия развитию (FAD). Основным источником, из которого испанские компании могут получать финансовую помощь для выхода на зарубежные рынки, является FAD. Он создан испанским государством в 1976 г. для оказания финансовой помощи другим развивающимся странам и многосторонним организациям развития с целью содействия экспорту испанских товаров и оборудования. Этот фонд рассматривается как инструмент финансового сотрудничества государства с государством, поэтому финансируемые им проекты должны рассматриваться как приоритетные для властей страны-бенефициара. FAD пополняется за счет дотаций, которые ежегодно ассигнуются в соответствующих законах о государственных генеральных бюджетах. Другим источником FAD являются доходы, получаемые от ранее проведенных операций, а также проценты и комиссионные на выданные кредиты. FAD осуществляет долгосрочное кредитование проектов в стране-бенефициаре, в которых принимают участие испанские компании. Финансирование сделок по линии FAD предполагает наличие гарантий со стороны государства, в котором планируется реализация того или иного проекта. Финансовая помощь фонда не может быть оказана странам, имеющим право на получение долгосрочных кредитов Всемирного банка. Решение о предоставлении кредита FAD принимается правительством Испании на основе предложения специально созданной межведомственной комиссии. Испания выделяет до 70% стоимости проекта, а 30% должна вложить страна, в которой осуществляется проект, в виде денежных средств, кредитов или других источников внешней помощи. Одним из основных условий выделения средств из этого фонда является то, что ведущим контрактором по данному проекту должна быть испанская компания, которая для реализации проекта нанимает местных подрядчиков и экспертов. Государственная организация страны-бенефициара, инициирующая проект, получает выгоду в виде реализованного проекта и создания новых рабочих мест. Государственная организация страны-бенефициара должна представить обоснованный проект на любую социально-экономическую тему, касающуюся страны, области, региона или города. Приоритетными направлениями финансирования проектов из этого фонда являются водоснабжение, окружающая среда, электроснабжение, телекоммуникации, информационные технологии, информатика, картография и т. п. На реализацию проектов в 2004 г. из этого фонда было выделено 416,9 млн. евро и в 2009 г. - 1095,6 млн. В качестве государственного агента, заключающего и исполняющего кредитные соглашения, выступает Институт государственного кредитования (ICO). За счет Фонда содействия развитию предоставляется несколько видов помощи, основным из которых является "линия финансирования оценки жизнеспособности проектов". Линия финансирования оценки жизнеспособности (FEV). Для участия испанских компаний в стадиях подготовки проектов, определения их отраслевого значения, оказания консультаций в области регулирования и регионального планирования в других странах открыта Линия финансирования оценки жизнеспособности. За счет этой линии можно финансировать три вида оценки жизнеспособности: выяснение возможностей осуществления конкретных проектов; анализ определенного региона или отрасли с целью идентификации программ и проектов, которые могут быть интересны для испанских компаний консалтинговые услуги (консультации, подготовка институциональных реформ, подготовка кадров, разработка норм и регламентов, техническое содействие и пилотные проекты). Функционирование механизма привлечения частных финансовых компаний к кредитованию экспортных операций осуществляется в следующем порядке: испанский экспортер и иностранный импортер согласовывают условия коммерческой сделки; испанский экспортер обращается к финансовой компании с целью получения финансирования сделки; изучив условия сделки, финансовая компания обращается к страховщику (если речь идет о рисках, покрываемых за счет государства, - к CESCE); получив коммерческое предложение об условиях страхования, финансовая компания заключает кредитное соглашение с импортером; финансовая компания и ICO подписывают контракт о взаимном урегулировании интересов (CARI); экспортер отгружает товар импортеру; экспортер представляет в финансовую компанию документы, необходимые для получения оплаты за отгруженный товар; финансовая компания проверяет предоставленные документы и осуществляет оплату экспортеру; импортер осуществляет возврат финансовой компании кредита (основной суммы и процентов); если импортер не возвращает полученный кредит, то страховая компания выплачивает финансовой компании соответствующее возмещение, предусмотренное условиями полиса. Кредитование экспорта, осуществляемое на основе CARI, имеет три основные разновидности: кредитование иностранного покупателя (финансовая компания заключает кредитное соглашение с иностранным покупателем; испанский экспортер получает возмещение за отгруженный товар от финансовой компании); кредитование национального поставщика (в качестве заемщика средств выступает экспортер; иностранный покупатель имеет обязательства только перед продавцом в соответствии с условиями коммерческой сделки); кредитная линия (финансовая компания предоставляет, как правило, банку страны-покупателя определенную сумму, предназначенную для финансирования нескольких коммерческих сделок). Кредитная часть составляет 85% стоимости сделки, а 15% иностранный покупатель должен оплатить продавцу наличными. В кредитную часть может включаться стоимость фрахта, транспортного и кредитного страхования (если указанные услуги предоставляются испанскими фирмами), а также некоторые другие платежи (например, комиссионные). Валютой кредита является, как правило, евро. Однако допускается предоставление кредита в иной валюте, котирующейся на валютном рынке Испании. Запрос на заключение CARI подается в ICO. В 2009 г. на использование этого механизма финансирования ICO выделил 432,3 млн. евро. Программа помощи инвестиционным проектам ( PAPI ). Эта программа управляется Институтом внешней торговли Испании (ICEX) для финансирования развития инвестиционных проектов и коммерческого производственного сотрудничества испанских компаний за рубежом. На начальной стадии проекта испанской компании за рубежом ICEX предоставляет беспроцентный кредит до 50% стоимости первой фазы проекта, но не более 90 тыс. евро. Если проект в последующем не развивается, то данная сумма относится к безвозвратному вкладу. Страхование экспортного кредитования является ключевым звеном системы, обеспечивающей получение экспортёром возмещения за поставленные иностранному контрагенту товары и услуги. Без страхового полиса, выдаваемого испанской компанией по страхованию экспортных кредитов ( CESCE), банк не откроет финансирование экспортной сделки в том случае, если ответственность за возможные риски принимает на себя государство. CESCE принимает на себя обязательство перед страхователем (банком или экспортером) при наступлении страхового случая (невозврат кредита) возместить соответствующие платежи, предусмотренные договором страхования. Страховой полис CESCE покрывает за счет государства политические риски на любой период времени, риски чрезвычайного характера, а также коммерческие риски на длительный период (операции со сроком исполнения, превышающим три года). За счет компании покрываются коммерческие риски, связанные с краткосрочными (менее трех лет) операциями. Размер взимаемой страховой премии зависит от того, к какой из 7 категорий риска принадлежит страна, в которой находится иностранный контрагент. Для каждой страны и отдельных видов операций устанавливаются также лимиты страховых гарантий по краткосрочным операциям. Основными видами страхового полиса, выдаваемого CESCE, являются: страхование в пользу банка, финансирующего экспортную операцию, на случай невозврата кредита иностранным покупателем или его гарантом и страхование в пользу экспортера, поставившего товары в кредит, от рисков неплатежей. В обоих случаях страхование может покрывать до 94% коммерческих и 99% политических рисков. За более чем 35 лет деятельности эта компания стала лидером в страховании экспортных кредитов и зарубежных испанских инвестиций. В настоящее время она обеспечивает более 50% объема внутреннего рынка перестрахования коммерческих операций, является членом различных национальных и международных ассоциаций, связанных со страхованием кредитов. Таким образом, опыт испанской системы государственной поддержки экспортного кредитования предприятий и компаний, специализирующихся на изготовлении и экспорте машин и оборудования, подтверждает, что в условиях глобальной экономики она может стать эффективным инструментом стимулирования не только национального производителя, но и иностранного клиента. Эта система обеспечивает права продавца на получение платежей за поставляемый товар и предоставляет рассрочку исполнения платежных обязательств покупателю. Заключение Несмотря на то, что Испания – относительно развитая европейская страна, адаптация экономики данного государства после перехода на евро затянулась. Основной причиной этому после перехода на евро для Испании стал такой негативный фактор, как охлаждение общехозяйственной конъюнктуры в странах Западной Европы. Его столь сильное влияние было вызвано внутренними проблемами в экономике страны, а также тем, что более половины испанского экспорта (70%) и импорта (65%) приходится на государства Евросоюза, крупнейшими торговыми партнерами Испании являются Франция и Германия.Введение евро в Испании с одной стороны в конечном счете положительно сказалось на экономике страны, а с другой – усилило те некоторые внутренние проблемы, которые существовали в Испании и ранее. Среди таких внутренних проблем, в первую очередь, следует выделить высокий уровень безработицы и низкий уровень конкурентоспособности испанских товаров на рынке Европейского союза, а также доминирование преимущественно иностранных концернов в промышленности страны.Испания – индустриально-аграрная страна. Доля промышленности в валовом национальном продукте составляет 36%, сельского хозяйства – 11%, сферы услуг – более половины ВНП. Список используемой литературы: 1. Журнал БИКИ (выпуски от 2008 г. по 2009 г.)-№ 60 (9455) 2. Журнал БИКИ № 59 (9454) 3. Журнал БИКИ № 58 (9453) 4. Журнал БИКИ № 39 (9434) 5. Журнал БИКИ № 40 (9435) 6. Журнал БИКИ № 83 (9329) 7. Журнал БИКИ № 10 (9405) 8. Журнал БИКИ № 33 (9428) |