Контрольная работа: Понятие юридического лица 3

Название: Понятие юридического лица 3
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

Содержание:

Введение..............................................................................................3

1. Понятие юридического лица в гражданском праве ................................5

2. Признаки и виды юридических лиц ..................................................6

3. Возникновение юридического лица ................................................12

4. Прекращение юридического лица (реорганизация и ликвидация) ...........15

Заключение..........................................................................................19

Список используемых источников и литературы...........................................20

Введение

Актуальность выбранной темы выражается в большом значении института юридического лица, как в гражданском праве, так и в современной рыночной экономике в целом. Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Объект данного исследования — имущественные и организационные общественные отношения, возникающие в связи с возникновением, деятельностью и прекращением юридических лиц.

Предметом изучения работы являются вопросы гражданско-правового регулирования деятельности юридических лиц.

Целью работы является раскрытие правовой природы юридического лица как хозяйствующего субъекта на современном этапе.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Изучение теоретических основ института юридического лица;

2. рассмотрение основных признаков и классификации юридических лиц;

3. изучение особенностей регистрации юридических лиц в свете нового законодательства;

4. рассмотрение вопросов прекращения юридических лиц: реорганизации и ликвидации.

Методологическую основу исследования составляет диалектический материализм. Наряду с этим здесь широко используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц», «О несостоятельности (банкротстве)», других актов различной юридической силы, практики их применения, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий. Теоретическую основу работы составляют труды отечественных ученых: В. В. Витрянского, Ю. К. Толстого, О. Н. Садикова и др.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех частей и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект и цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Содержание первой и второй частей работы составляют общие положения института юридического лица в целом, его понятие, признаки, виды, правовое регулирование. В третьей части работы рассмотрены вопросы регистрации юридических лиц, а четвертая часть посвящена вопросам прекращения деятельности юридического лица

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы и предложения по совершенствованию действующего в этой области гражданского законодательства и дальнейшей разработке рассматриваемой проблемы

1. Понятие юридического лица в гражданском праве

По мнению многих ученых, институт юридического лица зародился в римском праве, но не получил там достаточного развития. Основной вехой в становлении юридических лиц обычно считается средневековье. Идея корпорации как особого, отличного от отдельного человека, субъекта права, выдвинутая римской правовой мыслью, принадлежит не частному, а публичному праву, и поэтому истоки понятия юридического лица как института частного права следует искать не в римском праве, а несколько позднее. В XV веке появляются крупные торговые предприятия, мануфактуры в которых вырабатывается техника коллективного ведения крупных дел. Здесь уже сама жизнь подсказывает необходимость детальной разработки статуса этих объединений и регламентации их правового положения.

Обратимся к анализу понятия юридического лица. Интересное определение дает Г. Ф. Шершеневич: «... под именем юридического лица понимается все то, что, не будучи физическим лицом, признается со стороны закона способным, ввиду определенной цели, быть субъектом права». Из этого определения автор делает два принципиальных вывода в которых можно обнаружить ряд признаков юридического лица. Во-первых, являясь самостоятельным субъектом, юридическое лицо существует независимо от других субъектов, в том числе от тех которые образовали юридическое лицо и входят в его состав. Поэтому такое юридическое лицо может вступать с ними в сделки на правах равного партнера. Во-вторых, так как юридическое лицо — субъект, лишенный личностного начала, ему должны быть чужды права связанные с физической природой человека. Так, юридическое лицо не может вступать в брачные отношения, вряд ли можно говорить о чести, достоинстве юридического лица, не входит юридическое лицо и в круг наследников по закону.

Термин «юридическое лицо» был впервые использован в гражданском праве. Развитие института юридического лица было тесно связано с бурным ростом капиталистической экономики, требовавшей капиталов. Огромную роль в формировании института юридического лица заняли труды юристов Германии, проведя детальное теоретическое осмысление данного феномена в рамках работы над германским гражданским уложением. Старое, феодальное германское право не пошло в этом вопросе дальше признания понятия физического лица, и по признанию самих разработчиков уложения формула, объявляющая, что имущество организованного социального союза есть личная собственность нового идеального субъекта, и на этом основании вводящая также социальное, общественное имущество в круг гражданского права и резко отделяющая его от имущества отдельных членов союза — формула юридического лица, найдена в области римского права и принята нами на почве рецепции римского права.

Советский юрист А. В. Венедиктов определял юридическое лицо как коллектив трудящихся, осуществляющий предусмотренные законом, административным актом или уставом задачи, имеющий урегулированную в том же порядке организацию, обладающий на том или ином праве и той или иной мере обособленным имуществом и выступающий в гражданском обороте от своего имени- в качестве самостоятельного (особого) носителя гражданских прав и обязанностей.

Сегодня понятие юридического лица определяется в ст. 48 ГК РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Признаки и виды юридических лиц

В данном определении находим основные признаки юридического лица. Решающий из них — имущественная обособленность. При этом под «обособленным имуществом» подразумевается имущество в его широком смысле включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей. Свое конкретное выражение имущественная обособленность находит в том, что юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь самостоятельный баланс (для коммерческих организаций) или самостоятельную смету (для некоммерческих организаций). Следует отметить, что самостоятельность (или законченность) бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражается всё имущество, поступления, затраты активы и пассивы юридического лица.

Второй важный признак юридического лица, включенный в его определение, — самостоятельная имущественная ответственность. Имеется в виду, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам имуществом, принадлежащим ему на одном из трех перечисленных в определении вещных прав. Однако, следует заметить, что ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам, если иное не предусмотрено в законе или в учредительных документах, и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников).

Третий признак юридического лица — самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени. Он означает, что юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Наконец существует и четвертый признак юридического лица, который подразумевается в законе, — это организационное единство. Из этого признака следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица, как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Те, кто находится внутри юридического лица — руководители, работники, должны знать, что представляет собой соответствующее образование, чем оно будет заниматься, кто и как им управляет, что представляет собой его имущество и др.. Это же важно и для тех, кто вступает или только намеревается вступить с данным образованием в правовые отношения.

Для классификации юридических лиц могут быть использованы самые различные критерии, отражающие их правовое положение. В новом ГК РФ, принятом в 1994 году, используются два, наиболее важных, критерия.

Первый критерий классификации юридических лиц — характер прав их участников на имущество. В п.2 ст.48 ГК РФ указывается, что в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении юридического лица, либо вещные права на его имущество.

Первую группу юридических лиц составляют такие юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. К этой группе относятся хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы, т.е. юридические лица — корпорации. Именно общества, товарищества и кооперативы являются субъектами имущественных отношений. Именно в форме таковых в основном и могут существовать различного рода предприятия.

Предприятие — это экономическая категория и означает она производственно-технический механизм, предназначенный для производства, а не коммерческой деятельности. Категория же юридического лица используется по отношению к организациям, участвующим в имущественном (коммерческом) обороте. Следовательно, предприятие, как имущественный комплекс, это не субъект, а объект права.

Субъектами же права являются различные коммерческие структуры и, в частности, хозяйственные общества и товарищества как владельцы такого рода предприятий. Особенностью прав собственника на имущество является то, что они могут быть реализованы часто не в форме собственных действий, а в виде права требования, обращенного к другим лицам, которому соответствует обязанность этих лиц совершать что-либо, например, отдать соответствующую часть дохода или часть имущества в случае ликвидации юридического лица (либо выхода из него). Помимо названных обязательственных прав, учредители (члены, участники) товариществ, обществ, кооперативов имеют и различные другие права на управление имуществом, право контроля за коммерческой деятельностью организации и т. д..

Вторую группу составляют юридические лица, учредители которых, передавая юридическому лицу во владение, пользование и распоряжение соответствующее имущество, продолжают оставаться его собственниками. Право собственности или иное вещное право реализуется в основном посредством собственных действий и не требует от кого-либо обязанности совершать действие помимо воздержания от посягательства на объект собственности.

К юридическим лицам данной группы относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия. Причем они могут использовать имущество, относящееся к разряду собственности государственной или муниципальной, либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления. Кроме них, сюда относятся и учреждения финансируемые собственником полностью или частично и выполняющих управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера (имеются в виду министерства, ведомства, школы, больницы, институты и т.п.). Собственником имущества данных юридических лиц остается его учредитель (чаще всего государство) или учредители. Они и определяют характер его имущественной собственности и полностью сохраняют контроль за его хозяйственной деятельностью.

К третьей группе относятся юридические лица, которые становятся собственником всего принадлежащего ему имущества. При этом в отличии от первой и второй групп в указанном случае учредители (участники) никакими имущественными правами по отношению к юридическому лицу — ни обязательствами, ни вещными — не обладают. К числу таких юридических лиц относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Общественные и религиозные организации — это добровольные объединения граждан на началах членства для выполнения различных общественно- полезных (нехозяйственных) задач (политические партии, профессиональные союзы, спортивные общества, благотворительные организации и т.п.). Они вправе осуществлять лишь такие виды хозяйственной деятельности, которые необходимы для выполнения их уставных задач. Но в рамках этих задач они иногда создают коммерческие предприятия, являющиеся самостоятельным юридическим лицом. Общественными и религиозными организациями возможно использование имущества созданных ими предприятий, так же как имущества других субъектов права (граждан, организаций), но не на основе права собственности и не на основе какого-либо обязательственного права (права требования).

Различие между тремя указанными группами наглядно проявляется в частности, в момент ликвидации юридического лица. Участники юридического лица первой группы вправе претендовать на часть оставшегося имущества, которая соответствует их доле (половину, четверть и т.п.). Учредитель юридического лица второй группы получает все, что осталось после расчетов с кредиторами. В третьем случае учредители (участники) никаких прав на оставшееся имущество вообще не приобретают.

Второй критерий классификации юридических лиц: цель деятельности. Юридические лица, преследующее в своей деятельности цель извлечения прибыли, называются коммерческими. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий (государственных и муниципальных — п.2 ст.50 ГК РФ). Эти организации финансируются в основном за счет полученной прибыли, хотя могут привлекать и другие источники, например, добровольные взносы, пожертвования, инвестиции и т. д..

Если организация не преследует в качестве основной цели деятельности получение прибыли, а сосредотачивает свое внимание на удовлетворении тех или иных нематериальных потребностей (организационно-управленческих, социально-культурных, социально-бытовых, потребности в образовании и т.п.), они называются некоммерческими. Обычно деятельность данных организаций финансируется за счет госбюджетов (государственные учреждения) или бюджетов общественных организаций, либо за счет добровольных взносов и пожертвований. Некоммерческие юридические лица могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п.3 ст.50 ГК РФ). Закон разрешает некоммерческим организациям заниматься и предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Статья 49 ГК РФ определяет правоспособность юридического лица.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).

Статья 53 ГК РФ определяет органы юридического лица. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

3. Возникновение юридического лица

Большое значение имеет вопрос о регистрации юридического лица. Государство предусматривает возможность создания его как субъекта права только в установленном им порядке. История знает примеры, когда для создания юридического лица требовалось разрешение высших государственных органов или монархов (например, в дореволюционной России).

Традиционно сложились следующие системы регистрации юридических лиц:

1. разрешительная, при которой окончательное решение вопроса о создании юридического лица принимается государственным органом по его усмотрению;

2. явочная, при которой государственные органы только ставятся в известность о создании юридического лица и, если этого требуют правила, автоматически вносят его в реестр;

3. нормативно-явочная, при которой государственные органы принимают решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определённых нормативными актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируя нецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица.

Нормативно-явочная система регистрации юридических лиц существует сейчас в России, и новый Гражданский кодекс лишь закрепляет её, внося при этом некоторые коррективы.

Недавно был принят Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» , который конкретизирует основные положения Гражданского кодекса.

Одним из требований, предъявляемых законом к созданию и деятельности коммерческого юридического лица, является наличие у него учредительных документов. К учредительным документам относятся устав и (или) учредительный договор. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица , его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.

Важными атрибутами юридического лица являются его наименование и место нахождения.

Статья 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» определяет сроки и место регистрации юридического лица. Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов регистрирующему органу. Юридическое лицо регистрируется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о регистрации.

Согласно ст. 11, решение о регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в Государственный реестр.

Моментом регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр. Регистрирующий орган в течение пяти дней с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 23 Федерального закона предусматривает случаи отказа в регистрации юридического лица.

Отказ в регистрации допускается в случаях:

1. непредставления определенных настоящим Федеральным законом документов, необходимых для регистрации;

2. представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в регистрации должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на федеральный закон или иной правовой акт Российской Федерации, который нарушен. Решение об отказе в регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о регистрации, с уведомлением о вручении.

Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

4. Прекращение юридического лица (реорганизация и ликвидация)

Юридическое лицо может быть реорганизовано или ликвидировано.

Статья 57 ГК РФ предусматривает основания и порядок реорганизации юридического лица, а ст. 61 ГК РФ — его ликвидацию.

Существуют следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование его в иную организационно-правовую форму.

Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.

Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а также при разделении и выделении в установленных законом случаях -по решению уполномоченных государственных органов или суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению уполномоченных государственных органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.

Во всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.

После принятия решения о реорганизации юридического лица его учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Юридические лица и граждане как участники предпринимательских отношений взаимодействуют с различными государственными (в том числе налоговыми) органами, кредитными, страховыми и другими организациями.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В случае, когда размер денежных обязательств, возникающих из закона или договора, превышает определенный законодательством предел, должник может быть признан несостоятельным (банкротом).

Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ.

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Ликвидация юридических лиц более детально регламентирована в новом Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», принятом в 2002 году.

Факт признания банкротом имеет негативные последствия как для должника, непосредственно затрагивая его имущественные интересы, так и для большого круга связанных с ним субъектов — его работников, кредиторов, партнеров по бизнесу, порождая значительные социально-экономические последствия (снижение уровня благосостояния, рост безработицы, криминализация общества и т.д.).

В месте с тем ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой, так как выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Процедуры банкротства часто имеют положительные последствия и для должника вследствие применения к нему восстановительных процедур, что предусмотрено законодательством о несостоятельности (банкротстве) и позволяет ему, освободившись от долгов, продолжить хозяйственную деятельность.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходи?мость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при ус?ловии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Заключение

В данной контрольной работе я рассмотрела наиболее важные, как я считаю, аспекты гражданско-правового положения юридических лиц, как субъектов гражданских правоотношений.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо обладает имущественной обособленностью и несет самостоятельную имущественная ответственность.

Юридическое лицо самостоятельно выступает в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо обладает организационным единством. Из этого признака следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой.

Возникновение юридического лица начинается с момента его регистрации. Юридическое лицо может быть реорганизовано или ликвидировано. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

В случае, когда размер денежных обязательств, возникающих из закона или договора, превышает определенный законодательством предел, должник может быть признан несостоятельным (банкротом).

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» // Российская газета. 2001. 11 августа

3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28 октября 2002 г. — N 43. — Ст. 4190.

4. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц» / Под ред. Б. М. Гонгало и П.В. Крашенинникова. М., 2002.

5. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М, 1999.

6. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М, 1999.

7. Гражданское право: Учебник / Под редакцией Ю. К. Толстого и А.П. Сергеева. Спб., 1996.

8. Савельев. Гражданский кодекс Германии (история, система, институты). Учебное пособие. М., 1994.

9. Толстой Ю. К. Реорганизация и ликвидация юридических лиц в российском праве. М., 1998.