Реферат: Бизнес-план инновационного проекта

Название: Бизнес-план инновационного проекта
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию РФ

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления

Кафедра экономики

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Тема : « Бизнес-план инновационного проекта »

Выполнил:

Студент БЭ-73

Иконников Тимофей

Проверил:

Полуэктов В.А.

Новосибирск 2008
ЧАСТЬ 1. Теория бизнес плана

Что такое бизнес план

Бизнес план – это документ, относящийся к проектным материалам, содержащий описание проекта, включая коммерческие предложения к потенциальным участникам проекта. Бизнес-план обычно содержит всю информацию, на основании которой можно сделать вывод о целесообразности участия в проекте.

От правильности составления этого документа зависит то, получит ли бизнес-проект одобрение, и его жизнеспособность.

Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени своего возможного участия в нем.

Образно говоря, бизнес-план – это взгляд в будущее организации. Хороший бизнес-план может дать ответы на следующие вопросы: как будет выглядеть отрасль в будущем, какие товары и услуги может предложить компания, какие имеются долговременные преимущества, насколько прибыльной может стать фирма.

В кризисных экономических условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния. В этой связи рассмотрение именно финансового аспекта бизнес-плана наиболее актуально.

В зависимости от целей потребность в разработке бизнес-планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности. Обобщение пока еще небольшого опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями и организациями позволяет выделить следующие области их применения:

· подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;

· обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;

· разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;

· выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

· составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий;

· привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.

Законодательство не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Бизнес-план решает задачи не только оперативного планирования, но может иметь и стратегические цели. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может помочь решить проблему финансирования. При заключении договоров банка с инвестиционным фондом либо другим возможным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.

Бизнес-план можно составлять на несколько лет вперед, с его корректировкой и пересмотром по мере необходимости.

Разработчикам бизнес-планов на предприятиях следует иметь в виду, что не существует общепринятой, единой для всех, регламентированной его формы и структуры. В то же время при значительных внешних различиях бизнес-планов методы из разработки практически совпадают. Это позволяет для решения проблем методического обеспечения разработки бизнес-плана пользоваться наиболее типичными методами его составления.


Цель и задачи бизнес плана

Чем больше рынок, тем важнее план. Зарубежные бизнесмены давно осознали, что без плана нельзя начинать сколько-нибудь стоящее коммерческое предприятие. Бизнес-план выполняет, по крайней мере, девять основных функций, как внешних (познакомить с Вашим предприятием и раскрыть суть его деятельности различным представителям делового мира), так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого Вашего предприятия.

Если Вы начинаете дело без такого бизнес-плана, то, скорее всего, прогорите. Более того, как показывает мировая практика, бизнес-план нужен всем: и тем, у кого Вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта – банкирам, инвесторам, и Вашим сотрудникам, желающим знать перспективы и четче понять свои задачи, а главное – Вам, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был с начала до конца подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, однако, что не надо пользоваться услугами консультантов. Совсем наоборот – привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом: составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, Вы как бы моделируйте свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя: хватит ли у Вас сил довести его до успеха и двинуться дальше?

Бизнес-план выступает основой бизнес предложения при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установлении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру, он составляется, как правило, на несколько лет вперед и пересматривается по мере необходимости, но не реже, чем раз в год.

Важность серьёзного подхода к составлению бизнес-плана заключается в следующем:

1. Сегодня всё большее число людей включаются в предпринимательскую деятельность, в своём большинстве мало представляющие о её сути. Многие из них никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и не всегда чётко представляют себе решение тех многочисленных проблем, которые на каждом шагу ставит им жизнь;

2. Начал резко меняться сам облик экономической модели в связи с началом массовой приватизации, акционирования. Новые условия вводят в действие новые законы экономической жизни, доселе нам неизвестные;

3. Любое коммерческое действие требует соединения в единую систему четырёх факторов: природы, которая даёт человеку материалы, сырьё и т.п., людских сил (физических и умственных), предпринимательской инициативы и денег, которые и двигали бы эту систему. Но денег, как правило, у начинающего предпринимателя много не бывает, их можно взять в кредит в банке, а при существующем экономическом кризисе отечественной экономики, - у иностранного инвестора. Но взять эти деньги можно лишь при условии хорошего обоснования заявки и уверенного доказательства того, что полученные деньги принесут прибыль как самому предпринимателю, так и тому, кто ему их даёт

Решению всех этих задач и призван помочь бизнес-план, главными целями которого являются:

Изучение рынка сбыта планируемого выпуска продукции или оказания услуг по их количеству и количественным особенностям;

Анализ предполагаемых затрат на изготовление продукции или оказание услуг, сопоставление планируемых цен с ныне действующими и возможными в будущем, определение потенциальной доходности коммерческого предприятия;

Всесторонний анализ предполагаемого хода событий в планируемом деле, изучение возможных трудностей и путей их преодоления;

Выделение ряда показателей, по которым можно будет характеризовать ход начатого дела.

Конечная цель любого бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т.е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

Структура бизнес-плана

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Бизнес-план может иметь 6, 7, 12, 18 и другое число разделов. Он ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности. Хотя бизнес-план не имеет строго регламентированных содержания и структуры, при его подготовке следует обратить внимание на следующие условия.

1. Бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользования.

2. Бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы). Бизнес-план должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики.

3. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. При возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. Другими словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане.

4. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей. Следует нумеровать каждый экземпляр. В любом случае при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует представить ему краткий обзор или сводку данных, и если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно представить ему детальный план.

Последовательность работы над составлением бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Титульный лист

2.Резюме

3. Выбор объекта: проектируемый продукт или вид услуг

4.Срок окупаемости проекта

5.Себестоимость продукции

6.Оценка рынка сбыта

7.Конкуренция

8.Стратегия маркетинга

9.План производства

10.Организационный план

11.Юридический план

12.Оценка риска и страхование

13.Финансовый план

14.Стратегия финансирования

1) Титульный лист

Титульный лист бизнес-плана является визитной карточкой бизнес-проекта и его разработчиков. Следовательно, содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством фирмы. Аннотация включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта. Показатели финансирования проекта, возможно в процентах (общая сумма, собственные средства, заемные средства, средства государственной поддержки) желательно указать на титульном листе, несмотря на то, что более детально они представлены в резюме и финансовом плане.

2) Резюме

Данный раздел должен состоять максимум из 3-х, 4-х страниц.

Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он должен быть наиболее четким, лаконичным и убедительным, так как ознакомление с ним должно дать относительно полное представление о содержании всего бизнес-плана. Поскольку этот раздел основной, он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом. В сводном разделе бизнес-плана представлены:

· генеральная цель проекта (сделки);

· краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности;

· пути и способы достижения поставленных целей;

· сроки осуществления проекта (сделки);

· затраты, связанные с его реализацией; ожидаемая эффективность и результативность;

· область использования результатов;

· общие сводные показатели: объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность;

· специальные показатели: качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.

3) Выбор объекта: проектируемый продукт или вид услуг

В этом разделе бизнес-плана должны быть зафиксированы:

· наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец, его характеристики, описания, модели и фотографии);

· сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять: прогноз платежеспособного спроса на товар;

· данные о регионе, группах населения, организациях, которые предпочтительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара;

· данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре.

Результаты прогнозно-аналитических оценок этих параметров включаются в бизнес-план; прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности (продукция, товар, работы, услуги). С учетом высокого уровня инфляции предвидение цены продукта предпринимательства представляет самый трудный элемент составления большинства бизнес-планов.

4) Срок окупаемости проекта

Срок окупаемости проекта (PBP) - это время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, генерируемого инвестициями.

PBP показывает срок, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, с учетом дисконтирования, покрыли затраты на инвестиции. Этот показатель определяется последовательным расчетом NPV для каждого периода проекта.

Чистая приведенная стоимость (NPV) - текущая стоимость будущих денежных потоков инвестиционного проекта, рассчитанная с учетом дисконтирования, за вычетом инвестиций.

Точка, в которой NPV станет положительным, будет являться точкой окупаемости.

Для обозначения срока окупаемости проекта могут, также, использоваться сокращения DPBP (Discounted Pay-Back Period) или DPB (Discounted Pay-Back).

5) Себестоимость продукции

Себестоимость продукции – это текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) исчисленные в денежном выражении.

Себестоимость продукции включает материальные затраты, амортизацию основных средств, заработную плату основного и вспомогательного персонала, накладные расходы, характеризуя стоимость товара для самого производителя.

В числе прочих затрат в состав себестоимости включаются:

- налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды;

- платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ;

- платежи по обязательному страхованию имущества предприятия;

- вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;

- платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством;

- оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов.

Ряд затрат включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) только в пределах норм, утвержденных Министерством финансов РФ.

К таким затратам относятся, в частности, затраты на командировки, представительские расходы, расходы на рекламу, затраты на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями.

Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода), определяется законодательством.

Затраты предприятий на производство продукции (работ, услуг), не включаемые в себестоимость, относятся на финансовые результаты или прибыль этих предприятий.

6) Оценка рынка сбыта

Объем данного раздела должен содержать не более 5-6 страниц машинописного текста.

Этот раздел - непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой, — на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.

В случаях кратковременных мелких или долговременных крупных предпринимательских проектов ситуации различны. В первом случае можно с высокой степенью достоверности установить круг покупателей, потребителей предпринимательского продукта, что позволяет сделать вывод об объемах продаж. Во втором случае ситуация более сложная. Изменение спроса на товар, его продажа, потребление устанавливаются при составлении бизнес-плана на основе предположений, оценок, расчетов) прогнозов.

Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать также способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.

При разработке этого раздела необходимо учитывать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. Поэтому работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.

7) Конкуренция

В данном разделе бизнес-плана необходимо охарактеризовать внешнюю маркетинговую среду предприятия.

Прежде всего следует объективно ответить на вопросы:

1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.

2. Как обстоят их дела :

· с объектами продаж;

· с доходами;

· с внедрением новых моделей;

· с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);

· много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий.

3. Что собой представляет продукция конкурентов :

· основные характеристики ;

· уровень качества;

· дизайн;

· мнение покупателей.

4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах (ориентировочно) их политика цен.

Однако следует оценивать конкурентов предельно трезво, в противном случае велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя

8) Стратегия маркетинга

Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача - объяснить потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего плана маркетинга (этот документ используется и для своего внутреннего пользования).

Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста.

К основным элементам плана маркетинга относятся:

1. Схема распространения товаров

через собственные фирменные магазины;

через оптовые организации.

2. Ценообразование

методика определения цен на товары;

ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.

3. Реклама

методы организации рекламы;

величина средств, необходимых для реализации рекламы.

4. Методы стимулирования продаж:

за счет расширения сбыта;

за счет новых форм привлечения покупателей.

5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров):

· методы организации службы сервиса;

· величина необходимых для этого финансовых ресурсов.

6. Формирование общественного мнения о фирме и товарах: разработка методик, позволяющих добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности

7. В случае реализации товара за рубежом желательно привести сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах их реализации.

9) План производства

Главная задача данного раздела бизнес-плана доказать потенциальным партнерам реальность производства нужного объема товаров и в заданные сроки.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом предприятии.

2.Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год.

3.Где и у кого, на каких условиях будет закупаться сырье, материалы и комплектующие. Какова репутация этих поставщиков и есть ли опыт работы с ними.

4.Предполагается ли производственная кооперация и с кем.

5.Возможно ли какое либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов.

6.Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести.

Возможны ли при этом проблемы и какого рода.

Данные этого раздела приводятся в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий и на 4-5 лет.

При этом рекомендуется составить схему производственных потоков непосредственно на предприятии, на которой должно быть наглядно показано:

· откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий;

· в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию;

· как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия.

В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, источниках и способах получения ресурсов. Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы (материалы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.);

· трудовые ресурсы;

· финансовые ресурсы (текущие денежные средства, капитальные вложения, кредиты, ценные бумаги);

· информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамика на перспективу.

10) Организационный план.

Содержание этого раздела во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственное, коммерческое, финансовое). Программа предпринимательских действий обычно включает:

· маркетинговую деятельность (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов);

· осуществление производства продукции (производственное предпринимательство);

· закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (особенности в коммерческом предпринимательстве); обслуживание покупателя, в том числе послепродажное.Организационные меры - неотъемлемая часть программы действий, призванные способствовать упорядочению исполнения бизнес-плана. Это способы управления реализацией бизнес-планом, организационные структуры управления проектом, методы координации действий исполнителей, а также меры по установлению специальных форм оплаты труда, стимулирования, набора и подготовки кадров (кадровое обеспечение), учета, контроля и др.

В разделе необходимо отметить, с кем предстоит организация нового дела и как планируется налаживание с ним работы. При этом отправной точкой должны быть квалифицированные требования, где указывается:

· какие именно специалисты (какого профиля, образования, опыта) и с какой заработной платой необходимы для успешного ведения дел;

· на каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа, совместители (внешние эксперты));

· есть ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

· в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные: квалификация, прежний опыт работы.

Так же в этом разделе приводится и организационная структура предприятия, которая отражает:

· кто и чем будет заниматься;

· взаимодействие всех служб друг с другом;

· координация и контроль их деятельности.

Целесообразно оговорить в этом разделе и вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования.

В этом разделе также рассматривается, в какой форме, по мнению разработчика, должна осуществляться реализация проекта (совместное предприятие, долевое участие и др.), какие необходимы организационные меры по созданию организационной основы проектов.

11) Юридический план

Конкретное наполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которую необходимо указать:

· частное владение;

· кооператив;

· государственное владение;

· совместное предприятие и так далее.

12) Оценка риска и страхование

Раздел разбит на две части:

В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.

Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:

Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.

Приводится программа страхования от рисков.

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.

13) Финансовый план

Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-плана, можно сделать вывод, что из всех его разделов наименее разработанным справедливо считается финансовый план. В этой связи подчеркнем, насколько велика роль методического обеспечения именно финансовой части бизнес-плана. Поскольку в данной главе рассматривается только финансовый аспект его составления, остановимся на изложении именно этой задачи.

Раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

1.Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:

первый год - данные приводятся помесячно второй год - данные приводятся поквартально третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

2.Баланс денежных расходов и поступлений.

Главная задача - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:

· первый год - помесячно

· второй год - поквартально

· третий год - в целом за 12 месяцев

3.Таблицу доходов и затрат.

Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:

· первый год - помесячно

· второй год - поквартально

· третий год - в целом за 12 месяцев

Среди анализируемых показателей выделяются:

· доходы от продаж товаров;

· издержки производства товаров;

· суммарная прибыль от продаж;

· общепроизводственные расходы (по видам);

· чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).

4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

Назначение - главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

5.График достижения безубыточности.

Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).

С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

Прогноз финансовых результатов предлагается составлять по форме, утвержденной распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). При этом предлагается при разработке финансового раздела бизнес-плана исходить из того, что определение средств, необходимых для финансового развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные бизнес-планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.

Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана. Выручка от реализации продукции определяется исходя из прогнозных объемов продаж на планируемый год и прогнозных цен. Естественно, что из-за большого ассортимента выпускаемой продукции выручка от реализации может быть дана только в общей сумме, а не применительно к одному виду продукции, как это предусмотрено методикой Федерального управления по делам о несостоятельности.

Прогнозирование объемов продаж, затрат на производство реализованной продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от вне реализационных операций, а также платежей в бюджет из прибыли должно учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов роста производства и реализации продукции. Такие дополнительные возможности могут появиться у предприятия уже на стадии реализации программы работ по разработке и реализации бизнес-плана, который составлен с учетом отраслевых особенностей предприятий топливно-энергетического комплекса.

Для реальной оценки дополнительных финансовых возможностей, выявленных в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности общества, полезно эту оценку производить в нескольких вариантах.

Финансовый план является результирующей частью бизнес-плана. Содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, а также требования к инвестициям. Финансовый план разрабатывается, как правило, на 3—5 лет. Проект первого года расписывается помесячно, второго — поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на первый год планирование осуществляется с привязкой к определенной группе показателей и специфике затрат первого года производства, то на второй — на основе результатов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в целом. На третий — пятый годы финансовое планирование целесообразно осуществлять на основе моделей цен в процентном соотношении к объему продаж. Типичной для компаний, производящих наукоемкую продукцию и требующих значительных вложений в рыночные исследования, является следующая модель цен. Годовая продажа —100%. В том числе: стоимость проданной продукции — 50%, прибыль и накладные расходы — 50%. Из них: расходы на маркетинг, торговлю — 15%, расходы на внедрение — 10%, расходы на содержание аппарата управления — 8%, прибыль до уплаты налогов — 17%. В финансовом плане должны найти отражение следующие вопросы: объем продаж и общая прибыль; процентное отношение доходов и расходов; общий объем инвестиций; использование собственных и заемных средств, их источники и сроки погашения задолженности; срок окупаемости вложений; сроки начала выплаты дивидендов; издержки производства и обращения. Структура финансового плана состоит из плана доходов, плана расходов (кассового плана) и баланса первого (помесячно), второго (поквартально) и третьего (в целом за год) годов. На последние годы приводятся общие данные о доходах и расходах в соответствующем плане.

В плане доходов делается расшифровка динамики объема продаж, стоимости товара с учетом транспортных средств (издержки, непосредственно относимые на данный товар) и общей прибыли. Отдельно расшифровываются постоянные затраты, к которым относят аренду, страхование, амортизацию, управленческие затраты, затраты на маркетинг и сбыт.

План расходов содержит данные о динамике расходования и возмещении всего инвестированного капитала. В расходы включаются покупка активов, выплата займов, приобретение оборудования (непроизводственного), инвентаря, а также убытки от хозяйственной деятельности (определенные в плане доходов).

Баланс отражает структуру активов и пассивов компании и соответствует отчетной форме.

14) Стратегия финансирования

В разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы:

1.Сколько требуется средств для реализации данного проекта.

Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана «Финансовый план».

2.Источники финансовых ресурсов и форма их получения.

Источниками могут служить:

· собственные средства;

· кредиты банков;

· привлечение средств партнеров;

· привлечение средств акционеров и так далее.

3.Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них.

Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений. Формулы этих расчетов можно найти в соответствующих справочных пособиях.


ЧАСТЬ 2: Практика.

Бизнес-план инновационного проекта

Резюме

Создание механизма регулирования правовых и экономических отношений по поводу использования результатов интеллектуальной деятельности, суть которых должен составлять баланс, с одной стороны, между моральными и материальными интересами разработчиков и владельцев объектов интеллектуальной собственности, а с другой, между интересами других лиц и общества в целом, по их использованию. В своей основе является выражением осознания государством важности проблем, возникающих в этой сфере. Защита результатов интеллектуальной деятельности непосредственно связана с защитой экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности, в том числе предприятий инновационного малого бизнеса. В последней четверти ХХ столетия вместе с появлением новых информационных и коммуникационных технологий произошла значительная интенсификация усилий государственных институтов по поиску эффективных инструментов регулирования процессов, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности.

Идея охраны и контроля за использованием объектов интеллектуальной собственности связана с необходимостью стимулирования процессов творческого и научного процесса, защитой экономических интересов бизнес-единиц, создающих в ходе своей деятельности объекты ИС.

Отсутствие эффективной системы регулирования отношений в области использования объектов интеллектуальной собственности может оказать серьезное негативное воздействие на развитие рыночных процессов, а также иметь катастрофические последствия для интеллектуального потенциала нынешнего и будущих поколений России.

Наряду с юридическими аспектами, отношения в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности имеют серьезную экономическую составляющую.

Объекты интеллектуальной собственности играют значительную роль в развитии экономических процессов. Доля национального богатства и ВВП, связанная с разработкой объектов ИС и частичной или полной передачей прав на их использование, достаточно высока. Эффективное регулирование проблем, возникающих в сфере оборота и использования объектов ИС, может положительно сказаться на динамике ВВП.

В 70-х гг. ХХ в. «интеллектуальная доля» активов компаний составляла 3% стоимости продукции, сейчас – 45%, а к 2011 г. поднимется на 70%. Темпы роста мирового промышленного производства не превышают 2,5–3% в год, а темпы роста мировой торговли правами интеллектуальной собственности составили 12–14% в год, т. е. различаются более чем в 4,5 раза. Сейчас мировая торговля объектами интеллектуальной собственности достигла более 550 млрд. долларов, в Российской Федерации – более 100 млн. долларов.

Однако необходимо отметить, что сегодня на предприятиях, особенно в сферах малого бизнеса, не ведется работа с объектами интеллектуальной собственности. При этом предприятия только от своей некомпетентности терпят значительные убытки. Новые идеи, перспективные разработки, «ноу-хау» не способствуют укреплению экономического потенциала предприятий.

Все это значительно актуализирует проблему регулирования вопросов, связанных с хранением, учетом и использованием объектов интеллектуальной собственности на малых предприятиях, особенно в сфере инновационного бизнеса, которые еще больше обостряются в связи с быстротой развития сетей Интернет и глобальных коммуникационных сетей, что требует настоятельной необходимости создания эффективного инструмента, способствующего скорейшему решению указанной проблемы.

Можно сказать, что наступил момент, когда необходимо оказать поддержку предприятиям сферы инновационного малого бизнеса, создав эффективную, достаточно простую в применении информационную систему, направленную на решение вышеуказанных проблем. Данный проект направлен на решение многих проблем предприятий инновационного малого бизнеса, связанных с созданием, учетом, охраной и контролем за использованием объектов интеллектуальной собственности, реализация которого может оказать положительное воздействие на их успешное функционирование и развитие.

Одним из направлений «ТЕХНОЦЕНТР» является разработка специализированного программного обеспечения, которое ориентировано на разработку и создание сложного программного обеспечения – от автоматизированных информационных систем, специализированных экспертных систем и баз данных до прикладных программ.

Выручка от реализации по годам (кварталам) за последние 3 года

В 2006 г. выручка от реализованной продукции составила 11 200 тыс. руб., в 2007 г. – 19 350 тыс. руб., за 2008 г., до времени подачи проекта, выручка составила 19 370 тыс. руб.

Требуемые вклады в проект

Собственный вклад заявителя в проект заключается в использовании «ноу-хау» «ТЕХНОЦЕНТР» и 4-х оборудованных компьютерной техникой рабочих местах:

-Программная оболочка Hyper Service, на базе которой будет разработан новый продукт; 4 оборудованных рабочих мест – вклад заявителя.

-расходы на содержание помещений (в том числе аренда и оплата коммунальных услуг), необходимых для проведения НИОКР, – 720000 руб. (за три года).

-Компьютерное и сетевое оборудование, используемое в ходе создания и тиражирования автоматизированной информационной системы, – 244430 руб..

-Коммерческие расходы (в том числе расходы на реализацию продукции, ее продвижение на рынке, проведение семинаров, найм временных работников и агентов, участие в выставках) – 870000 руб. (за три года).

-Фонд заработной платы работников – 3920 тыс. руб. (за первый год) и по 3680 тыс. руб. – за последующие три.

ФЗП=3920,00+3680*3= 14960,00(тыс. руб.) – на 4 года.

-Сырье и материалы (общее кол-во, на 3 года)- 730800 руб.

Всего на общую сумму:

I = 720000+244430+870000+3920000+3680000*3+730800=17525230 (руб.),

где I – общий объем всех инвестиций.

Инвестор должен учитывать, что все затраты приведены условно и зависят от многих факторов. В бизнес-плане будут приведены желаемые расчеты с учетом Страхового фонда. При этом подразумевается, что часть средств, необходимых на производство и реализацию продукта, пойдут в Страховой фонд. Такой расклад более, чем возможен, учитывая то, что уже со 2-го года средства на производство можно будет брать из выручки от реализации. Страховой фонд позволит компании быть более гибкой в тех или иных экономических условиях.

ЗАО «ТЕХНОЦЕНТР» предполагает, что инвестор, предоставивший средства на реализацию бизнес-плана, становится совладельцем компании, получающим ежегодно 30% чистой прибыли. То есть возврат средств произойдет посредством вступления в долю.

План производства

Описание товара: Специализированная система по защите прав интеллектуальной собственности «Автор» будет выпускаться в виде, который будет удобнее всего заказчику. Самая распространенная форма – коробка с 4-мя DVD-дисками с лицензионной программой и стартовой базой данных, краткой инструкцией по применению.

Миссия организации : Создание автоматизированной, простой в использование системы регулирования правовых отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности. Продукт должен быть удобен и доступен представителям как крупных компаний, так и малого бизнеса.

Глобальная цель организации: перед «ТЕХНОЦЕНТРОМ» стоит задача закрепиться на рынке Российской Федерации посредством производства новых инновационных продуктов и постоянных совершенствований.

Новый программный продукт – АИС «Автор» – будет содержать 4 блока:

1) базу данных объектов интеллектуальной собственности, предназначенную для формирования, сбора и анализа документации по всем объектам интеллектуальной собственности, создаваемую и используемую на предприятии, позволяющую оперативно проводить процедуру регистрации результатов интеллектуальной деятельности (объектов ИС). Предусматривается обновление базы данных через сеть Интернет.

2) нормативно-правовую базу интеллектуальной собственности, содержащую комплект нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность в области защиты интеллектуальной собственности;

3) справочно-информационную базу, содержащую справочный и информационный материал, необходимый при принятии решений по вопросам оборота и использования объектов интеллектуальной собственности в малом бизнесе;

4) обучающую компьютерную программу, снабженную мощными интерактивными мультимедийными средствами обучения, посвященную проблемам оборота и использования объектов интеллектуальной собственности в малом бизнесе, позволяющую в интерактивном режиме познакомиться и изучить проблемы оборота и использования объектов интеллектуальной собственности в малом бизнесе.

Будет разработана концепция, методика, информационно-логическая структура и инструментарий (выполненный в виде АИС) для мониторинга учета, использования в хозяйственном обороте и охраны и использования объектов ИС на предприятиях инновационного малого бизнеса. Применение АИС на предприятиях инновационного малого бизнеса позволит:

1) оперативно формировать документацию по учету и использованию объектов ИС;

2) принимать оптимальные решения по вопросам оборота и использования объекта ИС;

3) проводить анализ эффективности использования объектов ИС.

Таблица 1

Обзор планируемых объемов выпуска продукции и результатов

Вид продукции

Ед.

изм.

Величина показателя по периодам

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
АИС «Автор» Шт. 1000 1600 3200 3200

Выручка должна составить:

2009 год- 6 200 000 руб.

2010 год – 9 920 000 руб.

2011 год – 19 840 000 руб.

2012 год – 19 840 000 руб.

Годовая прибыль от реализации:

8 765 000 руб. (при выходе на уровень 3200 экземпляров в год).

Рентабельность собственного капитала ( ROE ):

ROE = 6162,88/17525,23*100%=35,16%

*Как в приведенных выше расчетах, так и в последующих, чистая прибыль взята средняя за 4 года производства. Также средние за 4 года будут взяты показатели:

ПС - полная себестоимость

NS (netsales) –чистый объем продаж

Юридический план

Форма собственности и правовой статус организации «ТЕХНОЦЕНТР»: Закрытое акционерное общество. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в суде.

Распределение акционерного капитала (с указанием доли государственной собственности): Уставной капитал Общества составляет 10 000 (десять тысяч) руб. Уставной капитал разделен на 100 (сто) обыкновенных именных акций, приобретенных акционерами, номинальной стоимостью 100 (сто) руб. каждая.

Наличие основных средств ЗАО «ТЕХНОЦЕНТР» имеет в своем составе основные средства производственно-технического назначения, компьютерное и сетевое оборудование. Стоимость компьютерного и сетевого оборудования – 345 тыс. руб., со средним износом – 14%. Общее количество оборудования – 30 единиц. Среднесписочная численность работающих – 46 человек.

Научная новизна проектируемого продукта

Новизна предлагаемых предприятием «ТЕХНОЦЕНТР» решений указанных проблем заключается в разработке уникального программного продукта (и, вместе с тем, простого в использовании, не требующего специальных знаний в сфере компьютерных программ), представляющего собой сочетание базы данных и интерактивной обучающей программы, создающего совершенно новый эффект в процессе его использования. Предлагаемая автоматизированная информационная система «Автор» может оказать для предприятий инновационного малого бизнеса существенную поддержку в процессе разработки, учета и охраны объектов ИС, и контроле за их использованием в хозяйственном обороте. Кроме того, АИС позволит оперативно в интерактивном режиме освоить многие важные аспекты, связанные с проблемами в сфере использования объектов ИС, от решения которых зависит успешное функционирование и дальнейшее развитие компании, а также помочь в регистрации уже имеющихся объектов ИС.

Использование данной системы в деятельности предприятий малого бизнеса позволит значительно упростить проблемы разработки объектов ИС, решить вопросы учета, их использования в хозяйственном обороте и защиты, что может оказать помощь в деятельности предприятий, а кроме того, позволит оперативно решить проблемы регистрации собственных объектов ИС. Новый программный продукт, который будет разработан в рамках проекта, призванный решить эту актуальную проблему, может также использоваться в качестве обучающей программы, позволяющей в интерактивном режиме с достаточной степенью простоты и эффективности уяснить большинство вопросов в сфере интеллектуальной собственности. Цель проекта заключается в разработке на основе новой технологии компании автоматизированной информационной системы для учета, использования в хозяйственном обороте и охране объектов ИС на предприятиях инновационного малого бизнеса, которая сможет оказать существенную поддержку в их деятельности и получение прибыли за счет производства и реализации конкурентоспособного программного продукта, не имеющего аналогов в России.

Реализация данного проекта обеспечит решение следующих задач:

1) удовлетворение потребностей предприятий малого бизнеса в автоматизированной информационной системе, позволяющей эффективно вести учет, и осуществлять контроль за использованием объектов ИС в хозяйственном обороте;

2) поддержку в процессе разработки объектов ИС на предприятиях инновационного бизнеса;

3) формирование эффективных отношений между различными субъектами хозяйственной деятельности (как бизнес-единицами, так и государственными структурами) в сфере учета, охраны и использования в хозяйственном обороте объектов ИС;

4) организацию оперативной регистрации объектов ИС предприятиями малого бизнеса;

5) обеспечение повышения загрузки наличных производственных мощностей и развитие предприятия «ТЕХНОЦЕНТР» в направлении разработки новых информационных технологий;

6) создание новых источников получения прибыли за счет увеличения доли выпуска автоматизированных информационных систем;

7) помощь в обеспечении эффективного мониторинга государственными институтами состояния и сферы использования объектов ИС;

8) повышение уровня компетенции в сфере учета и применения в хозяйственном обороте результатов интеллектуальной деятельности.

Конкуренция: ситуация на внутреннем и внешнем рынке, имеющиеся аналоги

Проведенные компанией маркетинговые исследования рынка мультимедийных программ на компакт-дисках свидетельствуют о его значительной емкости и существовании достаточно высокого спроса на такие программные продукты. Предприятием выявлена потенциальная потребность рынков на период до 2011 г.

Рынок мультимедийных программ, как и любой другой, состоит из трех сфер: производство (разработчики и издатели), распределение (дистрибьюторы, дилеры, розничные продавцы) и потребление (покупатели мультимедиа-продукции). Исследование показало, что на данный момент на российском рынке мультимедиа-программ работают всего 15–20 фирм – разработчиков.

Профессиональный уровень участников рынка мультимедиа на данный момент практически не отличается от зарубежного, что признается большинством экспертов в этой области. Среди российских пользователей мультимедиа отечественная продукция пользуется очень большой популярностью.

В ходе исследования был проведен анализ индикаторов рынка мультимедиа (таких как рост ассортимента торговых точек, рост объема продаж на них, увеличение количества торговых точек, компьютеризация населения, рост количества программ российского производства), наблюдая за динамикой изменения которых был сделан вывод о наличии достаточно больших рыночных сегментов, которые в настоящее время никем не заняты, что рынок имеет неплохие тенденции роста продаж мультимедийных программ.

Маркетинговые исследования, проведенные по рынку Мультимедиа-программ, свидетельствуют, что рынок олигополистический, и при существующем уровне цен и качественных параметрах своей продукции корпорация «ТЕХНОЦЕНТР» может стать одним из ведущих производителей информационно-справочных программ на компакт-дисках. Для достижения указанного уровня необходимо активное продвижение на рынок разрабатываемых программных продуктов: разработка эффективной маркетинговой стратегии, применение гибкой ценовой стратегии, проведение ПР-акций, участие в выставочных мероприятиях, проведение обучающих семинаров и презентаций новой продукции.

Оценка рынка сбыта

Потенциальными потребителями предлагаемой АИС являются:

1) предприятия инновационного малого бизнеса, сталкивающиеся в своей оперативной деятельности с проблемами, связанными с защитой и контролем за использованием объектов ИС;

2) предприятия среднего бизнеса сферы НИОКР;

3) предприятия сферы шоу-бизнеса для защиты и продажи прав на свои авторские программы и проекты;

4) крупные промышленные предприятия и коммерческие фирмы, использующие в хозяйственном обороте объекты интеллектуальной собственности;

5) государственные структуры, деятельность которых связана с регулированием вопросов, возникающих между предприятиями по поводу использования в хозяйственном обороте объектов ИС;

6) физические лица, интересующиеся проблемами в сфере ИС;

7) учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов по регистрации, учету, использованию и охране объектов ИС.

Перспективы развития рынка программных продуктов и повышение интереса к сфере использования объектов ИС позволяют прогнозировать увеличение объемов продаж и соответствующую загрузку производственных мощностей предприятия. В следующие годы предполагается увеличить объем выпускаемой и реализованной продукции на 15–20%.

Основными факторами, влияющими на расширение рынка нового продукта, являются:

1) новизна и востребованность предлагаемого программного продукта;

2) возможность появления новых рынков сбыта;

3) расширение ассортимента предлагаемых образовательных мультимедиа-программ.

Себестоимость продукции

Таблица 2

Калькуляция себестоимости и планируемая прибыль в расчете на единицу продукта, в рублях

Статьи расходов 2009 г.
Сырье и материалы (диски, упаковка и прочее) 126,00
Транспортные расходы 12,93
Расходы на аренду помещения 124,14
ФЗП работников 1662,22
Начисление на ФЗП (единый социальный налог) 435,50
Амортизация ОПФ 4,25
Производственная себестоимость 2365,04
Коммерческие расходы 150
Полная себестоимость товарной продукции– всего: 2515,04
Цена без учета НДС 5255,00
Выделенный НДС 945,9
Свободная отпускная цена (с учетом НДС) 6 200,00
Чистая прибыль 2739,06

Самую большую часть себестоимости продукции составляет ФЗП работников. И это не удивительно, ведь издержки на сырье минимальны (в основном это несложные изделия из бумаги и пластика), транспортные расходы тоже минимизируются (ведь можно получить товар и посредством сети Интернет), об ОПФ нечего и говорить, они хоть и устаревают, но это тоже не дает большой доли в себестоимости продукции.

Более наглядно можно рассмотреть доли на гистограмме 1:

Гистограмма 1

Себестоимость продукции, компоненты

Ориентировочная цена продукции составит: 6200 руб.

Себестоимость продукции составит: 2515,04 руб.

После выхода на запланированный объем выпуска автоматизированной информационной системы чистая прибыль составит:

2009 г.- 2739,06 тыс. руб.

2010 г.- 4382,49тыс. руб

2011 г.- 8764,99 тыс. руб.

2012 г. – 8764,99 тыс. руб.

Таким образом, проект окупится через 3 года и начнет приносить прибыль в 2012 году.

Для наглядности рассчитаем показатели:

А) Рентабельность продукции (РП) — отношение чистой прибыли (ЧП) к полной себестоимости (ПС).

РП=ЧП/ПС*100%

РП=6162,88/5658,84*100%=108,91%

*Этот показатель необычно высокий потому, что компания будет являться монополистом в производстве подобной продукции. Поэтому, пока «ноу-хау» ЗАО «ТЕХНОЦЕНТР» не будет еще раз «придумано» конкурентами, компания может устанавливать довольно высокие цены на продукцию. При появлении серьезных конкурентов, показатель может упасть на величину от 5% до 40%

Показатель Рентабельность наценки также высок по этой же причине.

Б) Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность продаж= 6162,88/13950,00*100%=44,18%

Объемы продаж и цены конкурентов

В числе лидеров на рынке информационных систем на Компакт-дисках можно назвать Электронное издательство «Равновесие-медиа», которое в настоящее время выпускает более 25 наименований компакт-дисков разной направленности, в том числе системы оперативного учета и анализа, применяемые в бухгалтерском учете. Цены на данное программное обеспечение находятся в пределах от 6240 до 8480 руб. за одно рабочее место. Однако ни один из программных продуктов, предлагаемых на российском мультимедийном рынке, нельзя сравнивать с АИС, предлагаемой корпорацией «ТЕХНОЦЕНТР», так как она представляет собой уникальное сочетание базы данных с интерактивной обучающей программой, что делает ее гораздо более функциональной, чем любое другое программное обеспечение. Кроме того, на российском рынке полностью отсутствуют автоматизированные информационные системы, посвященные проблемам, связанным с проблемами оборота и использования объектов АИС в хозяйственной деятельности предприятий.

Все вышесказанное не позволяет провести корректное сравнение существующего программного обеспечения с новой разработкой компании «ТЕХНОЦЕНТР».

План маркетинга

Предприятие «ТЕХНОЦЕНТР» будет использовать сбытовую стратегию, ориентирующуюся на систему ФОССТИС, создание общественного мнения, которая будет предусматривать:

1) рекламную деятельность (рекламные буклеты, использование рекламы в прессе, на Интернет-сайтах);

2) формирование базы данных и адресная рассылка по электронной почте рекламных материалов по продукту;

3) создание и регулирование коммерческих связей через посредников, дилеров, агентов;

4) организацию и участие в выставках, ярмарках;

5) презентацию продукции специально для потенциальных потребителей.

Основная задача мероприятий ОС будет заключаться в выведении на рынок «Товаров рыночной новизны» для завоевания определенной доли рынка. Проводимые мероприятия будут обращены к потребителям и посредникам.

Главная задача СТИС по отношению к потребителям будет заключаться в предложении им определенной выгоды («бонусные» скидки за объем, рассрочка платежа, бесплатная передача товара во временное пользование «на пробу»). Для посредников будут предоставляться различные стимулирующие их работу льготы (скидки с продажной цены). Будет проведена активная работа со всеми потенциальными потребителями нового программного продукта, которыми являются:

1) предприятия инновационного малого бизнеса;

2) средние по размерам предприятия, занятые в сфере НИОКР;

3) предприятия сферы шоу-бизнеса;

4) крупные промышленные предприятия и коммерческие фирмы;

5) государственные структуры, деятельность которых связана с регулированием вопросов, возникающих между предприятиями по поводу использования в хозяйственном обороте объектов ИС;

6) региональные Центры научно-технической информации;

7) учебные заведения.

Таблица 3

Элементы плана маркетинга

Элементы Характеристики
1 Платежеспособный спрос Средний
2 Состояние спроса (по видам маркетинга) Стабильный, с возможностью последующего роста
3 Тип маркетинга развивающийся
4 Стадия жизненного цикла внедрение
5 Товарная политика

Улучшение качества

Поставка в разной комплектации

Создание модификаций

6 Ценовая политика Удержание стабильной цены на рынке
7 Сбытовая политика Адресная политика целенаправленного сбыта
8 Сервисная политика

Пред/ и после продажное консультационное

обслуживание

9 Маркетинговые действия Дальнейшее исследование рынка с целью его расширения

План мероприятий по достижению намечаемого объема продаж АИС построен на четкой маркетинговой ориентации на потребителя, включающий знание его запросов, уникальности и адресности продукции, высококачественное консультационное пред- и послепродажное обслуживание, доступную цену, своевременность поставок, надежность, стабильность.

Для продвижения нового продукта предлагается стратегия маркетинга, направленная на интенсивный рост, что предполагает:

1) возможный рост объема выпуска продукции при существующей производственной мощности;

2) глубокое внедрение в структуру рынка и на новые рынки;

3) совершенствование товара, возможность предложения модификаций.

Товарная политика ЗАО «ТЕХНОЦЕНТР» предполагает обеспечение эффективного с коммерческой точки зрения формирования ассортимента различных модификаций предлагаемых программных продуктов, гибкое приспособление к рыночным условиям. Товарная стратегия компании предусматривает:

1) учет требований потребителя к дизайну и характеристикам предлагаемых программных продуктов;

2) различную комплектацию при поставке;

3) создание различных модификаций базового программного обеспечения.

Ценовая политика по программным продуктам увязана с общими целями предприятия и включает формирование кратко- и долгосрочных целей, исходя из спроса на продукцию и цен возможных конкурентов.

Ценовая стратегия будет базироваться на товарной политике и предполагает:

1) использование гибкой системы цен в зависимости от модификации и комплектации автоматизированной информационной системы;

2) европейское качество программного продукта;

3) разработку системы льгот и скидок в зависимости от условий поставок.

Таблица

4

Календарный график реализации проекта и производства продукции (АИС «Автор»

П/п

Наименование этапа

Виды работ

Сроки

исполнения

1

Разработка методики и организационной схемы мониторинга использования объектов ИС с учетом организационно/экономических, организационно/правовых форм хозяйствования

-Приобретение оборудования и необходимых расходных материалов Постановка задачи и управление разработкой

-Разработка информационно/логической структуры БД

-Подготовка и систематизация исходного материала

-Оформление контрольных примеров

-Разработка сценария

-Разработка вопросника

Январь–март 2009 г.

2

Разработка программного обеспечения АИС

-Формирование базы данных объектов ИС

-Создание нормативно/правовой базы

-Разработка справочно-информационной базы

-Разработка обучающей интерактивной компьютерной программы

Апрель–июль 2009 г.
3 Апробация организационной схемы информационного и программного обеспечения мониторинга на малых предприятиях

-Тестирование программного обеспечения

-Проведение мониторинга использования объектов ИС

-Доведение результатов проекта до всех заинтересованных сторон

-Получение сертификатов и свидетельств на регистрацию АИС

Август– Сентябрь 2009 г
4 Выпуск пилотной серии программы на DVD (1000 штук)

Разработка упаковки на новую продукцию

Подготовка руководства по пользованию и инструкции по инсталляции

-Изготовление всего комплекта поставки

Октябрь– Ноябрь 2009 г.

5

5

Продвижение новой продукции

-Формирование базы данных и адресная рассылка по электронной почте рекламных материалов по продукту

-Разработка технического предложения на презентацию и проведение презентации

-Участие в выставочной деятельности

-Организация и проведение обучающих семинаров

с декабря 2009 г.

Финансовый план и стратегия финансирования

Техническое обеспечение реализации проекта

Разработка и выпуск нового программного продукта будет организована на имеющихся производственных площадях как с использованием существующего оборудования, так и привлечением дополнительного, приобретенного на средства Фонда.

Таблица 5

Потребность в дополнительном оборудовании

и других технических средствах

Наименование оборудования, технических средств Кол-во Тип или модель

Стоимость,

тыс. руб.

1

Компьютер (рабочее место) 2

CD-DVD/ReWriter 40x/10x/40x NEC NR/9100A IDE (OEM), SVGA 64Mb

<AGP> DDR <GeForce4 MX/440>+TV Out, HDD 40.0 Gb IDE Maxtor

D540 (4K040H2/4D040H2/K2) UDMA100 5400 rpm, FDD 3.5, Кл/ра

Win98 <PS/2>, Колонки Genius SP/G16 (16 W), Корпус Miditower ATX

300W (для P4), CPU Pentium 4 1.5 GHz/ 400MHz /256K BOX 478/PGA,

M/B GigaByte GA_81RX Socket478 <i845D> AGP+SB Creative CTI5880

U100 ATX 2DDR DIMM, 17» MONITOR 0.24LG Flatron 795 FT Plus + Hub

4/port USB TCO/99, коврик для мыши с рисунком, UPS 525VA

PowerCom Back, SAMSUNG DDR DIMM 526 Mb SDRAM <PC/2100>,

COMPEX ReadyLink RE100TX Карта Fast E/net PCI 10/100 MBit/S, Genius

NetScroll+Plus3 btn+Roll PS/2 (Roll.function only for Win”98), IDE Cable

(3 connectors), SB Creative Live 5.1 (OEM) PCI SB0100

<EMU10K1>+Analog/Dig.Out, FrontOut, RearOut.

65,84
2 Принтер 1 Epson Stylus Photo 950 (A4 2880dpi, 6 красок, USB) 17,72
3 Сканер 1 HP ScanJet 4400C (C9877A) (A4 Color, plain, 1200*1200dpi, EPP/USB) 4,19
4

Цифровая

фотокамера

1

MINOLTA DiMAGE F 100 (Digital, 2272*1704, 3xZoom, 16Mb, 1.5.»LCD,

TV Out, USB)

19,83
5 ЛСД/проектор 1 127,87
6 Система защиты от копирования ПО 1 StarForce Professional 9,27
Всего: 7 - 244,73

Рентабельность приобретенных основных средств можно рассчитать как отношение (чистой) прибыли к величине приобретенных ОПФ.

Рентабельность основных средств = ЧП/ОПФ*100%

Рентабельность основных средств = 6162,88/244,73*100% = 2518,24%

*Показатель так высок потому, что ОПФ хоть и являются очень важными звеньями процесса производства, но составляют лишь очень небольшую часть в общей себестоимости продукции, так как относительно недороги.

Собственные основные средства, которые будут задействованы в ходе проекта, – компьютерное и сетевое оборудование, используемое в процессе разработки и выпуска опытной партии АИС.

Дополнительное оборудование, которое предполагается приобрести на средства Фонда, включает:

1) 2 рабочих места в соответствии со следующей приведенной ниже конфигурацией, которые будут использоваться в ходе разработки автоматизированной информационной системы, стоимостью 32 920 руб. (всего – 65 840 руб.);

2) принтер (1), стоимостью 17 720 руб.;

3) сканер (1), стоимостью 4190 руб.;

4) цифровая фотокамера, стоимостью 19 830 руб.;

5) ЛСД-проектор для проведения презентаций продукции, обучающих семинаров, участия в выставках и конференциях, стоимостью 127 870 руб. Итого, всего необходимо 5 единиц оборудования на сумму 235 450 руб. 00 коп.

Вклад организации составляет 10 единиц компьютерного и сетевого оборудования (8 рабочих мест, 1 принтер, 1 ксерокс) на общую сумму 330 000 руб. Кроме того, для реализации проекта потребуется приобрести специальную систему защиты от копирования ПО на сумму 9270 руб. 00 коп.

План обеспечения материалами, сырьем, комплектующими

Для успешной реализации проекта, разработки и тиражирования автоматизированной информационной системы, ее эффективного продвижения на целевом рынке необходим целый ряд видов расходных материалов, в том числе сырье, комплектующие и полуфабрикаты: компакт-диски, упаковочный материал, картриджи и т. д. Предполагается, что автоматизированная информационная система будет выпускаться в упаковке различного вида и в различной комплектации, в зависимости от предпочтений клиентов и от целевого рынка.

Таблица 6

Потребность в материальных ресурсах

Наименование вида материальных

ресурсов

Потребность в ресурсах на реализацию

проекта на 2009 г. тыс. руб.

Поставщики
2009 2010 2011 2012

1

Диск DVD - R ( TDK )

(4 шт.)

4,00 6,4 12,80 12,80

Фирмы г. Новосибирска

2 Упаковка 40,00 64,00 128,00 128,00
3 Инструкция (брошюра 50 страниц формата А4, глянцевая) 50,00 80,00 160,00 160,00
4 Другие расходы (приложения, документация, подарки покупателям) 32,0. 51,20 102,40 102,40
5 Всего: 126,00 201,60 403,20 403,20 -

Методы контроля качества и схема сертификации продукта

В ходе контроля качества автоматизированной информационно-справочной системы проводятся следующие необходимые мероприятия:

1) проверка информационной целостности АИС;

2) проверка согласования работы с различными операционными системами;

3) проверка требований к памяти и быстродействию;

4) проверка выявления ограничений в работе;

5) орфографическая проверка;

6) проверка гиперссылок;

7) проверка шрифтов;

8) проверка программы на сбой;

9) проверка читабельности;

10) проверка дизайна рисунков;

11) проверка инсталляции.

Автоматизированные информационные системы не подлежат обязательной сертификации. Новый программный продукт в процессе разработки в добровольном порядке пройдет сертификацию. Целью сертификации является получение подтверждения, что разработанная автоматизированная информационная система (АИС) соответствует требованиям законодательства в области регистрации, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности (ИС).

Разрешения и лицензии на вид деятельности

Данный вид деятельности не требует получения специальных разрешений и не подлежит лицензированию.

Затраты на сохранение окружающей среды

Разработка и производство информационно-справочной программы не оказывает абсолютно никакого негативного воздействия на окружающую среду, поэтому не требует осуществления затрат на ее сохранение.

Персонал и организационное обеспечение

Все сотрудники, которые будут принимать участие в реализации проекта, являются специалистами высокой квалификации в сфере создания специализированного программного обеспечения и ведения бизнеса, способные разработать программный продукт высокого качества и в условиях рынка обеспечить его прибыльную реализацию.

Рабочие фирмы разделены на 2 основные категории:

1) Руководители, главные специалисты и эксперты

2) Программисты, разработчики, дизайнеры АИС

Всего в кадровом составе при наборе персонала планируется трудоустроить 9 человек – трех руководителей и 6 программистов. Но потом , по прошествии 3-х кварталов, планируется сократить штат до 7 работников – двух руководителей и 5 программистов.

Таблица 7

Потребность в средствах на оплату труда

Категория

работников

Заработная плата работников фирмы в 2009 году2009 год
I квартал II квартал III квартал IV квартал

Числ.,

чел.

ФОТ,

тыс.

руб.

Числ.,

чел.

ФОТ,

тыс.

руб.

Числ.,

чел.

ФОТ,

тыс.

руб.

Числ.,

чел.

ФОТ,

тыс.

руб.

Руководители, главные

специалисты и эксперты

3 300 3 300 3 300 2 270

Программисты,

разработчики,

дизайнеры АИС

6 700 6 700 6 700 5 650
Всего: 9 1000 9 1000 9 1000 7 920

ФОП фирмы будет делиться на 2 большие части – зарплата руководителям и зарплата разработчикам. Зарплаты руководителя и разработчика соотносятся следующим образом: (см. Диаграмму на следующей странице)

Соотношения зарплаты руководителя и программиста

Диаграмма

Диаграмма иллюстрирует, что заработная плата разработчика лишь немного ниже, чем у руководящего эксперта. Таким образом, становится ясно, что:

1) Фирма будет дорожить всеми своими сотрудниками

2) Все разработчики будут осуществлять деятельность на высшем уровне.

Средняя месячная заработная плата одного рабочего фирмы определяется по формуле:

ЗПсм = ФОТоб / Роб,

где ФОТоб общий месячный фонд оплаты труда по предприятию всего персонала,

Роб - общая численность персонала предприятия.

Как видно из таблицы, зарплата рабочих в первые 9 месяцев не совпадает с зарплатой последующей (установившаяся в IV квартале зарплата, по идее бизнес-плана, не будет меняться в течение 3-х последующих лет).

Итак:

В первые 9 месяцев: ЗПсм=333,33/9=37, 03 (тыс. руб.)

В последствии: ЗПсм=306,67/7= 43,81 (тыс. руб.)

Общий объем инвестирования, источники средств и формы их получения

Для разработки и организации серийного выпуска автоматизированной информационной системы (АИС) «Автор» необходимые инвестиции составляют 1964 тыс. руб..

Таблица 8

Потребность в инвестициях и источники их финансирования

Величина показателя по периодам, тыс. руб.
2009 2010 2011 2012
Потребность в инвестициях всего: 7520,00 8005,23 1000,00 1000,00
Источники финансирования всего: 7520,00 8005,23 1000,00 1000,00

В том числе:

– собственные средства

- средства Фонда

0,00

7520,00

0,00

8005,23

0,00

1000,00

0,00

1000,00

Ожидается, что в ходе выпуска АИС, ежегодный объем прибыли после выхода на планируемый объем производства и продаж в ценах 2009 года составит не менее 2000 тыс. руб., что будет обусловлено объективными и субъективными факторами расширения рынка, поскольку на сегодняшний день емкость рынка (как регионального, так и российского) в данной области достаточно велика в связи с тем, что сегодня в РФ не существует аналогов программных продуктов, разрабатываемых компанией «Диполь».

Таблица 9

Расчет движения денежных средств с учетом затрат на НИОКР (поступления, расходования)

Величина показателя по периодам, в тыс. руб.
2009 2010 2011 2012
1 Поступление денежных средств – всего: 13720,00 17925,23 20840,0 20840,00
2

В том числе:

– выручка от реализации

– инвестиции (на производство)

- инвестиции в фонд страхования

6200,00

6020,00

1500,00

9920,00

6540,00

1465,23

19840,0

0,00

1000,00

19840,00

0,00

1000,00

3

Текущие денежные платежи на сторону – всего:

6019,28 6536,78 9209,31 9209,31
4

В том числе:

– приобретение оборудования(+амортизация)

– покупка сырья, материалов, комплектующих изделий

– заработная плата

– арендная плата

-ЕСН

-НДС

- Коммерческие расходы (+коммунальные услуги)

-Транспортные расходы

248,95

126,00

3920,00

180,00

435,50

945,9

150,00

12,93

4,25

201,60

3680,00

180,00

696,80

1513,44

240,00

20,69

4,25

403,20

3680,00

180,00

1393,60

3026,88

480,00

41,38

4,25

403,20

3680,00

180,00

1393,60

3026,88

480,00

41,38

Гистограмма 2

Поступление денежных средств в фирму

Запрашиваемая сумма инвестиций связана с необходимостью разработки совершенно нового программного продукта, освоением новых производств и применением новых технологий. В связи с особенностями новой продукции, требуется приобретение некоторого нового оборудования и проведения целого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторские работ.

В течение 2009–2012 гг. вся чистая прибыль предприятия будет направлена на развитие производства, разработку новых программных продуктов, автоматизированных информационных систем, пополнение оборотных средств предприятия., а также Страхового фонда.

Ниже приведена таблица, показывающая величину чистой прибыли по годам

Таблица 10

Чистая прибыль от реализации продукции

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Чистая прибыть, тыс. руб. 2739,06 4382,49 8764,99 8764,99

Средняя чистая прибыль (СЧП) за 4 года составит:

СЧП=(2739,06+4382,49+8764,99*2)/4=6162,88 (тыс. руб.)

Общая чистая прибыль (ОЧП) за 4 года составит:

ОЧП=2739,06+4382,49+8764,99*2=24651,53 (тыс. руб.)

Оценка рисков

Перечень возможных потенциальных рисков включает производственные, коммерческие, финансовые риски. Производственные риски практически исключены, поскольку для производства продукции требуются только поставки, дисков и упаковочного материала. Данная продукция не требует сложных цепочек поставщиков. Коммерческие риски могут быть связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов).

Мерами по снижению коммерческих рисков могут быть:

1) систематическое изучение конъюнктуры рынка;

2) создание дилерской сети;

3) соответствующая ценовая политика;

4) создание общественного мнения (паблик рилейшенз) и фирменного стиля;

5) реклама;

6) участие в выставках и проведение семинаров.

Финансовые риски могут быть вызваны инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов. Они могут быть существенно снижены благодаря эффективному функционированию финансового менеджмента в компании, работе с дилерами на условиях предоплаты и т. д.

Для снижения общего влияния рисков на эффективность функционирования предприятия необходимо предусмотреть коммерческое страхование по действующим системам страхования (страхование имущества, транспортных перевозок, рисков, заложенных в коммерческих контрактах на заключение сделок, перестрахование). Но на первое время предусмотрен Страховой фонд, который в первые 4 года пополняет инвестор.


Заключение: Итоги проведения НИОКР

Для оценки эффективности реализации проекта используется система показателей, основными из которых являются показатели рентабельности и срок окупаемости, формулы расчета которых и экономический смысл приведены в таблице 11.

Таблица 11

Показатели эффективности бизнес – проекта

Методика расчета Экономический смысл
Рентабельность собственного капитала ( ROE )

, где

СК – собственный капитал.

ROE=( 6162,88/17525,23)*100%=

= 35,17%

Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками.
Срок окупаемости ( PBP )

, где

IC – Начальные инвестиции;

РК – Доход

PBP=17525,23/6162,88=2,84≈3 года

Срок, в течение которого инвестор сможет вернуть первоначальные затраты

Расчеты показывают высокую рентабельность проекта, срок окупаемости которого составит 3 года. Следовательно, деятельность данного предприятия является вполне реальной и целесообразной.

В результате реализации проекта предполагается, что ЗАО «ТЕХНОЦЕНТР» выйдет на более высокий уровень. Инвестор получит 30%-ую долю от прибыли предприятия.


Список литературы

Азрилиян А. Н. Большой бухгалтерский словарь..-М., 1999

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М., 2005

Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Мельников А.С. Сборник бизнес-планов: методика и примеры.– М, 2008

Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы,. –М, 2005

Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. - М, 2005


Оглавление

Новосибирск 2008ЧАСТЬ 1. Теория бизнес плана. 1

ЧАСТЬ 1. Теория бизнес плана. 2

Что такое бизнес план. 2

Цель и задачи бизнес плана. 5

Структура бизнес-плана. 8

1) Титульный лист. 10

2) Резюме. 10

3) Выбор объекта: проектируемый продукт или вид услуг. 11

4) Срок окупаемости проекта. 12

5) Себестоимость продукции. 13

6) Оценка рынка сбыта. 14

7) Конкуренция. 15

8) Стратегия маркетинга. 16

9) План производства. 18

10) Организационный план.19

11) Юридический план. 21

12) Оценка риска и страхование. 21

13) Финансовый план. 22

14) Стратегия финансирования. 27

ЧАСТЬ 2: Практика.29

Бизнес-план инновационного проекта. 29

Резюме. 29

План производства. 34

Юридический план. 37

Научная новизна проектируемого продукта. 38

Конкуренция: ситуация на внутреннем и внешнем рынке, имеющиеся аналоги. 40

Оценка рынка сбыта. 42

Себестоимость продукции. 43

План маркетинга. 46

Финансовый план и стратегия финансирования. 51

Оценка рисков. 63

Заключение: Итоги проведения НИОКР. 64

Список литературы.. 66

Оглавление. 67


Определение точки безубыточности

Период Объем производства, шт. (х) Затраты, тыс. руб. (у)
2009 1000 7519,28
2010 1600 8002,01
2011 3200 10209,31
2012 3200 10209,31
Итого: 9000 35939,91

Уравнение затрат:

У = а + b*x,

Где а - постоянные затраты,

b – переменные.

b(Q) = 4*2250*3,78 = 34020,00

a = 35939,91 – 34020,00 = 1919,91

y = 1919,91 + 3,78*x

R = 35,16%

П = 35939,91*0,3516 = 12636,47

V = 12636,47 + 35939,91 = 48576,38

Ц = 48576,38/9000 = 5,397 (тыс.р.)

Т(б/у) = 1919,91/(5,397 - 3,78) = 1188 (шт.)